Программа дополнительного образования детей в кружках. Название, проводящей организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№32»

Рассмотренно на заседании МО Согласованно Утверждаю:____________

Руководитель: ________Дрюкова Т.Б с зам. дир. по воспит.раб.________М атвеевой Л.С Директор школы: В.В.Конева

« »_______________ 2013 г. « »_______________ 2013г. « »______________ 2013г.

Программа дополнительного образования кружка «Мои первые проекты».

Класс 3 «А»

Количество часов: ч.

Учебный год: 2014 -2015

Учитель: Леус И,Р.

Пояснительная записка

Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Программа дополнительного образования кружка «Мои первые проекты» составлена в соответствии с авторской программой Мухиной М.В. «Экологического практикума для начальной школы».

Актуальность «Экологического практикума для начальной школы» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

«Экологический практикум для начальной школы» рассчитана на 1 год обучения, в объеме 36 ч. Программа ориентирована на младших школьников – учащихся 3 классов.

Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).

Преподавание «Экологического практикума для начальной школы» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.

Программа дополнительного образования «Экологический практикум для начальной школы» адресована учителям начальных классов при подготовке к урокам и предметной олимпиаде, руководителям экологических кружков и факультативов, классным руководителям в качестве дополнительного материала при проведении классных часов, педагогам групп продленного дня и дополнительного образования.

Задачи курса:

Воспитательные:

1. воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;

2. способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;

3. формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.

Обучающие:

1. обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;

2. учить овладевать методами практической работы экологической направленности;

3. обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.

Развивающие:

1. развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;

2. развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

При реализации программы целесообразно:

– Применять образовательные технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

исследовательские, проектные методы обучения;

технология игрового обучения;

обучение в сотрудничестве (групповая работа);

здоровьесберегающие технологии.

– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.

– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.

– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.

– Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;

специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;

наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных ископаемых и др. материалы);

раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);

наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.

Программа включает 3 раздела. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

После обучения учащиеся должны обладать знаниями:

основных понятий в области охраны природы;

современных местных, региональных экологических проблем и вариантов их решения;

умениями:

практической экологической и природоохранной работы;

изучения естественных сообществ и ответственного отношения к природной среде;

работы с простейшим инструментарием;

проведения творческой работы;

уметь проводить их защиту;

навыками:

системного, комплексного мышления, структурирования информации;

формирования экологической культуры и здорового образа жизни;

ответственного отношения к окружающей среде.

Раздел 1. «Растения» (13 часов)

Тема 1. «Травянистые растения» (1 час)

Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни людей.

Демонстрации: Гербарий растений леса и луга. Видеофильм «Растения-хищники».

Экскурсия в парк около школы.

Практическая деятельность: Составление гербария травянистых растений, произрастающих около школы. Составление кроссвордов.

Тема 2. «Садовые растения» (1 час)

Разнообразие кустарниковых и ягодных садовых растений. Способы размножения садовых растений. Витамины и их польза.

Демонстрации: фотографий садовых растений, сделанные ребятами в летнее время. Практическая деятельность: Игра «Угадай, чей плод?»

Тема 3. «Комнатные растения» (1 час)

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.

Демонстрации: предметы ухода за растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Практическая деятельность: Составление словаря с названиями комнатных растений, альбома с рисунками комнатных растений.

Тема 4. «Энергетика комнатных растений» (1 час)

Энергетические «доноры» и «вампиры». Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка, толстянка и др.). Фитонциды.

Демонстрации: Правила расстановки комнатных растений.

Практическая деятельность: Составление памятки для любителей комнатных джунглей.

Тема 5. «Деревья» (1 час)

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.

Демонстрации: Гербарий веточек лиственных и хвойных деревьев.

Экскурсия в парк около школы.

Практическая деятельность: Составление гербария листьев некоторых деревьев. Зарисовка веточек различных деревьев. Игра «Угадай, чей листочек?»

Тема 6. «Деревья, которые не могут жить без животных» (1 час)

Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья.

Демонстрации: Иллюстрации данных видов деревьев в книге «100 великих загадок живой природы».

Практическая деятельность: Игра «Кто больше?» (Составление природных связей между животными и деревьями).

Тема 7. «Лесные растения» (2 часа)

Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений. Красная книга.

Демонстрации: Иллюстрации лесных растений, занесенных в Красную книгу.

Тема 8. «Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов» (1 час)

Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.

Демонстрации: Видеоматериал «Лесной пожар».

Практическая деятельность: Составление памятки «Как вести себя в лесу».

Тема 9. «Лекарственные растения» (1 час)

Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений.

Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений.

Практическая деятельность: Запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.

Тема 10. «Первоцветы» (1 час)

Понятие «первоцветы». Особенности строения первоцветов, условия цветения. Охрана первоцветов.

Демонстрации: Иллюстративный материал с изображением первоцветов.

Практическая деятельность: Составление кроссвордов.

Тема 11. «Необычные растения» (1 час)

«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения и т.д. (Сведения энциклопедий и книги «Рекорды животных»)

Демонстрации: Видеофильм «Удивительные растения».

Практическая деятельность: Сочинение-загадка о любом интересном растении.

Тема 12. «Грибы» (1 час)

Разнообразие грибов. Значение грибов в жизни леса. Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами.

Демонстрации: Иллюстративный материал с изображением грибов, муляжи плодовых тел.

Практическая деятельность: Игра «Съедобный – несъедобный».

Раздел 2. «Животные» (12 часов)

Тема 1. «Домашние животные» (2 часа)

Домашние животные. Отрасли животноводства. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных.

Участие детей в выращивании домашних животных.

Демонстрации: иллюстрации с изображением различных пород лошадей, свиней, кроликов и др.

Экскурсия в частное хозяйство.

Практическая деятельность: Составление правил ухода за домашними животными.

Тема 2. «Животные живого уголка» (1 час)

Кошки, собаки, рыбки, попугайчики, морские свинки и др. Условия содержания. Правила ухода, кормления.

Демонстрации: предметы ухода за животными. Правила ухода.

Практическая деятельность: творческая работа-сочинение «Мой любимец».

Тема 3. «Дикие животные» (2 часа)

Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных.

Демонстрации: «Животный мир различных природных зон».

Практическая деятельность: Составление пищевых цепей. Работа по созданию презентации «Дикие животные».

Тема 4. «Пернатые друзья» (2 часа)

Отряд птицы. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

Демонстрации: «Красная книга. Птицы».

Экскурсия в парк около школы.

Практическая деятельность: Игра «Кто где живет».

Тема 5. «Земноводные» (2 часа)

Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесенные в Красную книгу.

Демонстрации: видеофильм «Земноводные».

Практическая деятельность: нарисовать понравившееся животное.

Тема 6. «Пресмыкающиеся» (2 часа)

Пресмыкающиеся. Особенности строения тела пресмыкающихся. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пресмыкающихся от земноводных. Самые большие, кровожадные, полезные пресмыкающиеся.

Демонстрации: видеофильм «Пресмыкающиеся».

Практическая деятельность: составить кроссворд по теме «Пресмыкающиеся и земноводные».

Тема 7. «Необычные животные» (1 час)

«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые, самые прожорливые и т.д. (Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»).

Демонстрации: Видеофильм «Удивительные животные».

Практическая деятельность: Нарисовать необычное животное.

Раздел 3. «Природа и человек» (11 часов)

Тема 1. «Природа. Значение природы для людей» (1 час)

Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.

Практическая деятельность: Составление загадок о телах живой и неживой природы.

Тема 2. «Воздух и Вода» (2 часа)

Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Три состояния воды, условия перехода из одного состояния в другое. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды.

Демонстрации: опытов с превращениями воды в различные состояния.

Экскурсия: во двор школы, определение температуры воздуха.

Практическая деятельность: фокусы с использованием воды и воздуха.

Тема 3. «Полезные ископаемые» (2 часа)

Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Места и способы добычи полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых.

Демонстрации: раздаточный материал – полезные ископаемые.

Практическая деятельность: изучение свойств отдельных полезных ископаемых по инструктивным карточкам.

Тема 4. «Подземные сокровища» (2 часа)

Драгоценные камни. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Органические драгоценные камни.

Демонстрации: работа в сети Интернет (поиск информации и изображений драгоценных камней).

Экскурсия: в краеведческий музей им. А.В.Григорьева.

Практическая деятельность: исследовательская работа по теме «Что такое драгоценные камни?»

Тема 5. «Организм человека. Органы и системы» (2 часа)

Организм человека. Органы чувств. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении.

Демонстрации: Видеоматериал «Органы пищеварения».

Экскурсия: в магазин (определение по упаковке состава продукта, сроков годности, условий хранения).

Практическая деятельность: составление памятки о содержании витаминов в различных продуктах питания.

Тема 6. «Организм человека. Кровеносная система» (1 час)

Значение и функции кровеносной системы. Болезни сердца современного человека. Тренировка сердца.

Демонстрации: Видеоматериал «Циркуляция крови в организме человека».

Практическая деятельность: Определение зависимости частоты сердечных ударов от физической нагрузки. Составление упражнений на тренировку сердечной мышцы.

Тема 7. «Организм человека. Опора тела и движение» (1 час)

Организм человека. Опора тела и движение. Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни.

Демонстрации: скелет человека: отдельные кости, их название и назначение.

Практическая деятельность: Составление «Режима дня школьника», комплекса упражнений для утренней зарядки.

Приложение

Тест 1 по разделу «Растения»

1. Почему комнатные растения всегда зеленые?

а) люди ухаживают за ними

б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы

в) растут в комнатах

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?

а) картофель

б) огурцы

в) смородина

3. Какова роль леса в природе?

а) воздухоохранная

б) материал для изготовления мебели

в) почвозащитная

г) место отдыха

4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу республики Марий Эл?

а) ромашка лекарственная

б) мать-и-мачеха

в) венерин башмачок

5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:

а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум

б) подорожник, мята, зверобой, алоэ

в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра

6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?

а) открытую поляну

б) берег реки

в) хвойный молодняк

г) березовую рощу

7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».

а) тундра

в) лесная зона

8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:

а) подберезовик

б) белый гриб

в) подосиновик

г) маслёнок

9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:

Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.

10. Как называется государственный заповедник, находящийся на территории республики Марий Эл? Подчеркни правильный ответ:

а) «Марий Чодра»

б) «Кленовая гора»

в) «Большая Кокшага»

г) «Малая Кокшага»

Тест 2 по разделу «Животные»

1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:

а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые

б) звери, птицы, земноводные, рыбы

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?

б) пресмыкающиеся

в) земноводные

3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?

б) черепаха

в) тритон

4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?

а) можно повредить яйца

б) птица бросит гнездо

в) птица испугается

5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?

а) боятся дождя

б) намокают крылья от влажного воздуха

в) ищут пищу

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?

а) клесту, белке, дятлу

б) рябчику, лосю, зайцу

в) рыси, медведю, ястребу

7. Цепи питания заканчиваются:

а) хищными животными

б) растениями

в) растительноядными животными

8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?

а) змееяд

б)зимородок

в) скворец

г) черный аист

10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?

Тест 3 по разделу «Природа и человек»

1. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

а) овраги

в) месторождения

2. Каково значение болот для очистки природной воды?

а) выделяют химические вещества, освежающие воду и улучшающие её вкус;

б) проходя через толстый слой торфа, заросли мха и травы, освобождается от пыли, вредных веществ, микробов;

в) в воде становится больше полезных минеральных веществ.

3. Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?

а) застилает глаза

б) затрудняет дыхание

в) содержит ядовитые вещества – продукты горения

4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?

а) твердое

б) жидкое

в) газообразное

5. Какие камни называются драгоценными?

а) изумруд, рубин, сапфир, жемчуг, янтарь

б) бирюза, гранат, аметист, коралл

в)горный хрусталь, изумруд, яхонт

6. Какое значение имеет для человека кровь?

а) помогает увидеть место пореза

б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела

в) помогает при лечении болезней

г) поддерживает вертикальное положение тела

7. Что происходит с пищей в желудке?

а) пережевывание пищи

б) переваривание

в) перемешивание с желудочным соком

8. Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?

а) по пульсу сонной артерии

б) приложить ухо к грудной клетке

в) по дыханию

9. Какая информация обязательно должна быть на упаковке продукта, который можно покупать в магазине?

а) масса и состав продукта

б) способ приготовления и дата изготовления

в) название, срок годности, ингредиенты

10. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье

б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

в) чтобы умело использовать свои возможности

2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.

3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.

5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.

6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.

7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.

9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.

11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

12. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.

Образовательная программа Кружка «Цветочная мастерская»

Дополнительная образовательная программа
Кружка «ЦВЕТОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Возраст 6 – 17 лет
Срок реализации программы 3 года

Пояснительная записка
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательности перехода из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающий кружковцев и руководителем кружка. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Для того, что досуг был не только приятным, но и полезным, к его организации следует подходить, с учетом современных требований общества к личности человека с учетом научных разработок законов, методов, принципов досуга, а также помня о том, что учебная деятельность школьников в обязательном порядке должна чередоваться с внеучебной, т.е. досуговой.
Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем – многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждения дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «я». Сегодня наше общество особенно нуждается в молодых людях, способных к целенаправленному саморазвитию и самореализации в труде, в компетентных специалистах, готовых к принятию ответственных решений Дополнительное образование будет как нельзя лучше способствовать реализации их планов на будущее. В основу должны быть положены идеи о самооценки человека, его собственной активности в образовательном процессе, развития духовности и богатого внутреннего мира.
Программу можно классифицировать, как значимую для данного детского объединения.
Актуальность разработанной программы состоит в том, что изготовление цветов из ткани относится к ручному труду, развивающему не только абстрактное, расширенное мышление, усидчивость и терпение, но и многое другое. Ручной труд очень кропотливый, требующему от желающих научиться этому мастерству, выдержки, терпению, умению добиваться своей цели, прилагая к этому максимум труда и желания. Программа позволяет научить детей правильно организовать работу своего ума. Выявить особые способности детей.
Данная программа вполне реальна и реализуема, у детей есть право выбора своей деятельности, для самовыражения и самореализации личности.
Цветы … без них не обходится не один праздник. Да и разве обязательно ждать торжественного дня? Цветы всегда поднимают настроение, заставляют удивляться тому неповторимому созданию природы.
Занятие в цветочной мастерской дают возможность познакомиться с изготовлением искусственных цветов из ткани. Они выглядят не чуть не хуже живых и иногда их просто не возможно различить. Ими очень легко пользоваться, меняя аранжировки в зависимости от настроения, времени года или смены интерьера. Их можно сочетать с живой зеленью. Это дает потрясающий эффект. Цветы придают изящество и украшают нашу жизнь, дополняют женский туалет, сочетаясь с формой и окраской.
Искусственные цветы – это изысканное, по истине женственное дополнение к одежде (платью, костюму, шляпе). Тщательно и со вкусом сделанные, они соперничают с дорогими ювелирными украшениями. Так, трудно представить наряд невесты без цветов. И даже скромное деловое платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным.
Такие цветы могут быть очень похожими на натуральные, но в них часто имеются элементы фантазии или стилизации (не существующие в природе форма, окраска, размер цветка и листьев). Например, листья одного тона с цветами, тычинки из бисера или пата, покрытого бронзовой краской, и т.д.
Научиться делать цветы может каждый. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. И это может перейти в настоящее искусство. От простых в изготовлении цветов до цветов, имитирующих живые, – такова перспектива для начинающего.
Природа – лучший наш учитель и советчик. Научитесь видеть красоту живых цветов, они окажут вам не ценимую помощь. И тогда, приобретя основные навыки, изложенные в программе, не составит труда сделать цветы любого вида. А фантазия обязательно придет вместе с опытом, дополнив ваше мастерство.

Кружковая работа – одна из форм художественного – эстетического воспитания.

Цели:
Способствовать формированию адекватной самооценки и активной жизненной позиции;
Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, её социальной адаптации в условиях современной жизни.
Научить выражать свои чувства и мысли через создание цветочных композиций из различных материалов.
Формирование сознательного отношения к природе, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира;

Задачи:
1. Воспитательные
Совершенствовать навыки межличностного общения детей (дружбы, доброжелательности, справедливости);
Поддержка индивидуальных особенностей (активность, темперамент, темп);
Создать условия развития личности в ситуации выбора;
Умение сопереживать, брать ответственность за свои поступки;
Сплоченность коллектива, развитие партнерских отношений;
Получение положительных эмоций.

Факторы, способствующие процессу воспитания:
1. Благоприятная социальная среда (создание детского коллектива. Базовая потребность этого возраста – понимание. Поэтому очень важно прививать детям коммуникативные навыки, для успешной адаптации в обществе).
2. Деятельность, отношения, активность (Включение детей в активную досуговую деятельность, способствующую становлению личностных и ценностных отношений (посещение выставок, проводимых другими коллективами клуба).
3. Возраст (Учитывать возрастные особенности детей)
4. Учет индивидуальных особенностей (характер, темперамент, привычки).

При работе с детьми первого года обучения программа ставит своей целью заинтересовать детей руководителем. Дать представление о декоративно – прикладном искусстве, его многообразии.
Для детей первого года обучения просто необходимы навыки общения, для этого используются игры – знакомства, что помогает детям адаптироваться в новом коллективе.

2. Развивающие
Развитие творческих способностей, творческого воображения;
Развивать желание узнавать новое;
Развитие компонентов творческого мышления, памяти внимания;
Развитие сенсорных качеств рук;
Развитие волевых качеств, не отступать от цели;
Развивать точность выполнения задания;
Развивать усидчивость;
Развитие эмоционального отношения к жизни, окружающей природе.

3. Образовательные

1 год обучения от «простого к сложному»
Под девизом «Делай как я, делай вместе со мной» - смотри, повторяй, пробуй, учись делать правильно.

Освоение основных технологических приемов изготовления цветов из разных материалов;
Знакомство со свойствами бумаги, ткани и т.д.;
Знакомство с инструментами необходимыми в работе;
Обучения работе с ними, соблюдение техники безопасности.

2 год обучения совершенствовать навыки и приемы, приобретенные на первом году обучения при условии большей самостоятельности
Под девизом «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
Работать коллективно и микрогруппами;
Изготовление настенных панно в рамках;

3 год обучения закрепить и расширить практические и теоретические знания программного материала.
Под девизом «Делай сам, научи другого» - научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не получается.

Последовательное и рациональное выполнение всех операций без помощи педагога;
Умение рассказать о процессе выполнения изделий, помощь товарищам;
Правильно, аккуратно и со вкусом оформить свою работу,
Коллективная работа
Предполагаемые результаты в течении 3 – х лет обучения
Формирования позитивного отношения к жизни, окружающей природе;
Формирование ответственности, умение отвечать за свои поступки;
Создание сплоченного коллектива;
Стабильность посещения кружка
Формирование устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;
Применение конкретных умений и навыков, которые могут применяться в дальнейшей жизни;
Добиться полного усвоения технологического процесса;
Добиваться самостоятельности при изготовлении цветов с учетом эстетического и художественного вкуса
Позитивное отношение к жизни.
Технология реализации
Занятия в цветочной мастерской относятся к ручному труду – это результативные занятия. Но это вовсе не означает, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени, как под час наблюдается на практике. Важно так продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться достаточно сложному ремеслу изготовлению цветов из ткани.
Для достижения задач необходимо создать условия работы – технологическое оборудование для изготовления цветов из разных материалов (1 год обучения)
Для сохранения стабильности детского коллектива создать эмоционально – творческий климат.
Для этого применяются коммуникативные приемы и методы: дидактические и ролевые игры.
Для достижения качества работ и положительных результатов включаю в работу различные приемы:
Доступность исполнения работ;
Наглядность;
Занимательность изложения;
Рассуждение и размышление при работе в слух, тем самым побуждая детей тоже «Думать в слух»,
Работа с природным материалом.
При обучении 2 и 3 годов обучения использую те же приемы, добавляя групповые методы и формы работы:
Беседы;
Экскурсии;
Участие в коллективных делах.
Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка. Поэтому в своей работе положительных результатов добиваюсь разнообразием методических приемов при индивидуальной работе с детьми:
Задания;
Рассказа;
Упражнения;
Технологические карты;
Познавательные ситуации
Так же используют различные способы мотивации учебно– воспитательной деятельности. Например: в силу своих физиологических особенностей (дети первого года обучения) ребенок не может длительное время чего–то ждать, например своей очереди или окончания работы других – начинает отвлекаться и нервничать. Учитывая это, я предлагаю уму сделать что – нибудь по своему желанию:
Спеть песню,
Рассказать стихотворение,
И т. д. не запрещаю разговоры кружковцев во время занятия.
Планируется использование спокойной музыки. Спокойные не навязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.

Структура кружка 1 – го года обучения

Возраст детей от 6 до 9 лет.
Количество не более 8 - 10 человек

Тематический план работы

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как художественное конструирование из бумаги. Одним из направлений является квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ в технике квиллинга. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для квиллинга. 2 – 2
Материал - бумага
2. Квиллинг история возникновения
Демонстрация изделий в технике квиллинга 1 1 2
Конструирование
Изготовление цветов в технике квиллинга.

3. Основные базовые формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик» и т.д. 1 39 40
4. Конструирование из основных форм «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик». -- 20 20
5. Изготовление открыток и сувениров -- 4 4
6. Изготовление несложных цветов. 2 18 20
7. Изготовление простых бахромчатых цветов 4 10 14
8. Изготовление панно «Маргаритки» 1 9 10
9. Изготовление панно «Подсолнухи» 1 9 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 1 9 10
Подготовка к выставкам
11. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 12 12
Всего 13 131 144
Структура кружка 2 – го года обучения

Возраст детей от 9 до 12 лет.
Количество не более 7-10 человек, 2 группы
Общее количество часов 144 за учебный год

Тематический план

Второй год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из ткани, атласных лент и ниток. Знакомство с техникой изготовления цветов из ткани, атласных лент и ниток и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 - 2
Материал - ткань, нитки, атласные ленты
2. История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 2 - 2
Изготовление цветов в технике цветы из ткани
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов 1 - 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на ткань, вырезание из ткани заготовок 1 7 8
5. Пробулькивание заготовок 2 6 8
6. Подготовка стебельков 2 6 8
7. Сборка цветов 2 6 8
Цикл творческих индивидуальных работ
8. Изготовление несложных цветов 2 6 8
9. Изготовление панно «Лилии» 2 8 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 2 8 10
Изготовление цветов в технике цветы из ниток
11. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из ниток 1 - 1
12. Изготовление цветка из ниток 2 8 10
Цикл творческих индивидуальных работ
13. Изготовление несложных цветов 2 8 10
14. Изготовление сложного цветка из ниток и атласных лент 2 6 8
15. Изготовление панно 2 6 8
Изготовление цветов в технике цветы из атласных лент
16. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из атласных лент 1 1 2
17. Изготовление цветка из атласных лент 1 3 4
Цикл творческих индивидуальных работ
18. Изготовление несложных цветов 2 6 8
19. Изготовление сложного цветка из атласных лент 2 6 8
20. Изготовление панно 2 6 8
Подготовка к выставкам
21. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам - 10 10
Всего 144

Структура кружка 3 – го года обучения

Возраст детей от 12 до 16 лет.
Количество не более 7 человек
Общее количество часов 216 за учебный год, 6 часов в неделю (4 часа основные занятия, 2 часа индивидуальные занятия).
Тематический план

Третий год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из кожи, бисера и фетра. Знакомство с техникой изготовления цветов из кожи, бисера и фетра и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок 1.
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 – 2
Материал - кожа, бисер и фетр
2.История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 1 1 2
Изготовление цветов в технике цветы из кожи
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из кожи 1 -- 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на кожу, вырезание из кожи заготовок 1 15 16
5.Обработка заготовок 2 16 18
6.Сборка цветов 2 16 18
Цикл творческих индивидуальных работ
7.Изготовление несложных цветов 3 17 20
8.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из бисера
9.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из бисера 1 -- 1
10.Изготовление цветка из бисера 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
11.Изготовление несложных цветов 2 14 16
12.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из фетра
13.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из фетра 1 -- 1
14.Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на фетр, вырезание из фетра заготовок 1 15 16
15.Обработка заготовок 2 10 12
16.Изготовление цветка из фетра 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
17.Изготовление несложных цветов из фетра 2 10 12
18.Изготовление панно 1 9 10
Подготовка к выставкам
19.Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 11 11
Всего 26 190 216
В группах занимаются преимущественно одни девочки. Коллектив только складывается, отношения между детьми доброжелательные, с удовольствием принимают участие в коллективных делах кружка. Есть резервы для дальнейшего развития кружка. Стиль общения – партнерский. Это принципиальное кредо – сотрудничество и умение общаться между собой сближает, рождает новые открытия. Наш клуб единственное место в п. Приполярном, куда дети могут пойти и найти себе дело по душе.
Должна быть связь с семьей. Нести хорошее из семьи в клуб и наоборот, помощь старших младшим: умение брать ответственность за свои поступки; работу с другими коллективами.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь материально техническую базу:
Мебель:
столы,
стулья,
стол для педагога,
шкафы для хранения,
полки для выставочных работ.

Канцелярские принадлежности:
цветную бумагу,
миллиметровая бумага,
калька,
полоски бумаги для квиллинга,
гофрированный картон,
картон белый и цветной,
клей карандаш, ПВА, Момент, горячий клей,
двухсторонний скотч,
клейкие полоски,
зубочистки, и т.д.
Инструменты:
ножницы,
машинка для нарезания бахромы,
пинцеты,
шило,
инструмент для квиллинга,
подложка буковая,
булавки,
карандаши простые,
линейка прямая, с диаметровыми делениями,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка,
ткань разной фактуры,
фетр,
пряжа и т.д.
Для оформления работ:
рамки разных форматов,
заготовки для украшения,
заготовки открыток,
гели с блесками,
стразы,
бусины,
блески сыпучие разноцветные
и т.д.

Литература использованная при написании программы:

Нормативные документы
1.Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752).
2.Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06¬1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Монографии, учебные пособия
1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.
2.Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
3.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 1925. 240 с
4.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2001. 105 с.
5.Козинкина Е.А. Цветы из ткани. - М.: Легкопромбытиздат, 1990. - 184с. Иллюстрированное
6.Методические разработки «Характеристика структурных элементов образовательного пространства» ДДТ, 1997 - 1998 года.
7.Методические рекомендации Е.В. Чикулаева, 1997 год Критерий эффективности современного урока в учреждениях дополнительного образования.
8.«Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». 1986 г. «Культура быта» Москва, «Просвящение».
9.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / Пед. Об-о России - М., 1999. - 219 с.
10.Череда Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 136 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
11.Конструирование из бумаги. Издательство Узбекистан, Ташкент 1988г. Б.Г.Гагарин.
12.«Бумажная планета» Издательский центр «Терра» 1995г.А.В.Чудин. редактор А.В.Новиков.
13.Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.
14. Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна.-М., 1994.
15.Основы изобразительного искусства /Под ред. Н.М.Сокольниковой. В 4 ч.-Обнинск., 2001.

Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка

В школе - это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей - это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.

Программы

Программа - официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

1. Пояснительная записка

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Новизна данной программы в том, что онанаправлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. П огружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

Занятия проводятся:

С подгруппой детей (12 - 15 человек);

1 раз в неделю (вторник);

В группе;

Длительность занятий 30 минут.

Формы занятий:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • занятие – путешествие;
  • совместная деятельность детей и родителей;
  • коллективные занятия.

Методы и приемы: игровой,беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

Условия для занятий в кружке «Волшебная мастерская ».

1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)

2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.

5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети знают:

Правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;

Технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;

Определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";

О свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);

О культуре некоторых стран (Япония, Китай);

Правила композиционного построения изображений.

Дети умеют:

Работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

Правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;

Использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);

Использовать схемы при изготовлении поделок;

Подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

Творчески подходить к выполнению задания;

Видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы :

1. Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.

2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.

3. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.

4. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

Полную версию работы можно .

Программа кружка «Домашний дизайн»

Пояснительная записка.

Программа кружка «Домашний дизайн» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной; по времени реализации 3-х годичной длительной подготовки.

Образовательная программа «Домашний дизайн» относится к художественно-эстетической направленности.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Домашний дизайн». При этом следует учитывать, что программа направлена на:

Создание условий для развития ребенка;

Ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

Участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

Изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

Освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;

Развитие мотиваций к познанию и творчеству;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Укрепление психического и физического здоровья;

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Домашний дизайн» ,ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий, как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей, и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

Словесные - лекции, беседы, викторины;

Наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;

Практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи кружка:

Научить детей основным техникам изготовления поделок;

Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

Привить интерес к народному искусству;

Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Программа рассчитана на три года обучения и предполагает поэтапное освоение её содержания.

Первый этап соответствует первому году обучения. Его задачи - содействие психологическому здоровью детей, усвоение детьми элементарных знаний по предмету деятельности, поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности.

Второй этап соответствует второму году обучения. Задача – закрепление базовых умений, полученных на первом этапе обучения в соответствии с индивидуальными способностями, поддержка стремления к достижению результатов, развитие потребностей самореализации и способности творчески интерпретировать полученные знания. Обучение осуществляется через единство творческих познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в практике оказываются прочными и создают базу самостоятельной последующей деятельности.

Третий этап соответствует третьему году обучения. Задача – закрепление базовых умений, знаний, навыков, полученных на первом и втором этапах обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения. Для обучения принимаются девочки и мальчики 5 – 9 классов. Оптимальное количество детей в группе 15-12 человек.

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Природные материалы» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, с основными приемами работы доступных материалов: гибкими ветками, берестой, засушенными растениями. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это - кожа, мех, перья птиц, пух, опилки.

«Поделки из бисера» - эти изделия требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно работать по рисунку – схеме.

В разделе «Поделки из ненужных вещей» кружковцы знакомятся с нетрадиционными материалами. Это упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, капсулы «киндер – сюрпризов» поролон, пенопласт, которые вполне могут заменять всем знакомые бумагу, ткань, природные материалы.

При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия.

Необходимые условия для её реализации.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Цели и задачи.

    воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;

    развивать образное и пространственное мышление, развивать кисти рук и глазомер;

    научить ребенка технологическим операциям.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Диагностика результатов.

На промежуточном и конечном этапах обучения осуществляется в форме игры, конкурсов.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Темы

Общее количество часов

в том числе

теоретические часы

практические часы

Вводное занятие. Понятие о дизайне. Инструктаж по ТБ и ПДД

Работа с бумагой. Дизайн открыток и коробок. Цветы из бумаги.

Поделки из ненужных вещей. Декоративные вазы из различных банок и бутылок. Панно из бросового материала (пуговицы, бусины, мех, ткань, кожа и пр.)

Поделки из природного материала. Поделки из шишек, листьев, цветов и плодов.

Поделки из ниток. Животные и птицы из нитяных помпонов.

Новогодний дизайн. Праздничные венки, креативные елки, новогодние композиции.

Поделки из бисера. Изготовление деревьев и цветов из бисера.

Экскурсии.

Итоговое занятие.

Общее количество часов



Первый год обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство с детьми, режим работы, материалы, техника безопасности и ПДД. Беседа «Понятие о дизайне».

    Работа с бумагой.

Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления объемных форм из бумаги.

Практика – изготовление аппликаций и объемных форм.

    Поделки из ненужных вещей.

Теория – первоначальные сведения о материале и оборудовании. Технология изготовления.

Практика – изготовление различных поделок: вазы, панно и пр.

Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения.

Практика – изготовление поделок из шишек, листьев, плодов.

    Поделки из ниток.

Теория – первоначальные сведения о структуре различных нитей и использования.

Практика – изготовление различных поделок из нитяных помпонов.

    Новогодний дизайн.

Теория – общие сведения о новогоднем декоре.

Практика – изготовление новогодних поделок: елки, венки, снеговики и пр.

    Поделки из бисера.

Теория – первоначальные сведения об искусственных материалах: бисере, пайетках, бусинах и пр.

Практика – изготовление декоративных деревьев и цветов и бусинок и бисера, а также небольших панно и бисера и пайеток.

    Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей к выставкам.

    Экскурсии. Обмен впечатлениями, информация углубляющая познания детей

    Итоговое занятие.

Ученик должен знать:

Свойства бумаги, ее особенности в различных промышленных изделиях, виды аппликаций, пластических материалов, первоначальные сведения о природных материалах, а также о видах и свойствах различных нитей.

Ученик должен уметь:

Изготавливать самостоятельно бумажные аппликации, уметь конструировать, моделировать, правильно подбирать цвет, самостоятельно изготавливать поделки.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

Темы

Общее количество часов

в том числе

теоретические часы

практические часы

Вводное занятие. Дизайн современном мире. Инструктаж по ТБ и ПДД.

Работа с бумагой. Изготовление декоративных букетов из креповой бумаги. Панно из салфеток.

Поделки из природного материала. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев, орехов, кокосов и пр.

Поделки из бисера. Панно из наклеенного бисера.

Поделки из ниток. Панно из нарезанной нити, изделия из ниток на шарах, вязанные колпаки на чайник.

Поделки из ткани. Панно из тканевой аппликации. Куклы-обереги.

Новогодний дизайн. Настольная композиция, креативная елка, новогодние игрушки.

Индивидуальные занятия. Изготовление изделий на выставку.

Экскурсии. Дизайн среды.

Итоговое занятие.

Общее количество часов



Второй год обучения

    Вводное занятие.

Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом учебном году, техника безопасности и ПДД.

    Работа с бумагой.

Теория – обобщение сведений о свойствах различных видов бумаги. Основные способы пластической формы из бумаги.

Практика – отработка технических приемов обработки бумаги для работы. Изготовление цветов из креповой бумаги и панно из бумажных шариков.

    Поделки из природного материала.

Теория – первоначальные сведения о материалах животного происхождения.

Практика – изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев и различных орехов.

    Поделки из бисера.

Теория – обобщение сведений об искусственных материалах и об их видах, их использовании в декоративном искусстве.

Практика – изготовление декоративных панно из бисера и пайеток.

5. Поделки из ткани.

Теория – технология изготовления поделок из ткани, сведения о структуре различных тканей.

Практика – изготовление декоративных панно из кусочков ткани, изготовление кукол – оберегов.

7.Поделки из ниток.

Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах. Технология изготовления поделок из нитей.

Практика – изготовление панно из нарезной нити и изделия на воздушных шарах.

    Новогодний дизайн.

Теория – обобщение сведений о новогоднем и рождественском декоре.

Практика – изготовление новогодних поделок из различных материалов.

9. Индивидуальные занятия.

10. Экскурсии.

    Итоговое занятие. Подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.

Ученик должен знать:

Правила обработки различных видов бумаги, сведения о материалах растительного и животного происхождения, правила подготовки материала к работе о видах ткани и нити и виды работы с бисером.

Ученик должен уметь:

Самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке, правильно подобрать цвета, подбирать картинки к работам (панно). Качественно изготавливать изделия, украшать, выполнять все предусмотренные операции, правильно заготавливать материал к работе.

Учебно-тематический план (3 год обучения)

Темы

Общее количество часов

в том числе

теоретические часы

практические часы

Вводное занятие. Содержание работы в новом учебном году. Инструктаж по ТБ и ПДД.

Поделки из бумаги. Изготовление изделий из папье-маше. Декупаж.

Поделки из природного материала. Садовый дизайн из глины, песка и камней.

Поделки из бисера. Бисерные бабочки и цветы, декор занавесок из бисера.

Поделки из ткани. Оригинальные куклы для подоконников и огорода, куклы-обереги, панно из сжатой ткани.

Поделки из ниток. Объемны панно из нитяных помпонов.

Новогодний дизайн. Новогодний дизайн квартиры и дома.

Индивидуальные занятия. Изготовление изделий на выставку.

Экскурсии. Сбор материалов.

Итоговое занятие.

Общее количество часов



Третий год обучения

    Вводное занятие.

Теория – организационные вопросы, техника безопасности и ПДД.

Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов для занятий.

2. Работа с бумагой.

Теория – обобщение сведений из первого, второго года обучения. Технология изготовления изделий из размягченной бумажной массы и основы декупажа.

Практика – изготовление поделок из папье-маше и декупаж различных предметов.

3.Поделки из природного материала.

Теория – первоначальные сведения о материалах минерального происхождения.

Практика – изготовление поделок из глины, песка, камней и ракушек.

4.Поделки из бисера.

Теория – основные приемы работы с бисером.

Практика – изготовление браслетов и изделий для различного декора.

5. Поделки из ткани.

Теория – обобщение сведений о видах и свойствах ткани.

Практика – изготовление кукол – оберегов для дома и сада, панно из сжатой ткани.

7. Поделки из ниток.

Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах.

Практика – изготовление панно из ткани в различных техниках.

8. Новогодний дизайн.

Теория – понятие о новогоднем дизайне дома.

Практика – изготовление предметов новогоднего дизайна для дома.

9. Индивидуальные занятия. Изготовление различных поделок по выбору детей к выставкам.

10. Экскурсии. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

    Итоговое занятие. Подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.

Ученик должен знать:

Свойства бумаги и ее особенности, сведения о материалах минерального происхождения, основные виды бисероплетения, работы с тканью и нитями, технологию приготовления кукол-оберегов.

Ученик должен уметь:

Самостоятельно разметить детали, подбирать картинки к работам (панно), подобрать правильные цвета для картин. Выполнять работы из бисера, природных и искусственных материалов.

Методическое обеспечение

Условия реализации программы:

    Психологическая готовность педагога, обеспечивающего детям возможность открытия и восхищения.

    Наличие оборудования для осуществления задач программы.

    Наличие материалов и инструментов для декораторской работы.

Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное творчество под руководством педагога – дизайнера. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.

Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6 – 9 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (Перчаточных, тростевых, марионеток и т.п.), которые могут выполнять любые роли (король Декор, королева Аппликация и т.п.) Дети любят загадки, кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.

Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.

Для работы в области дизайна предлагается использовать такие технические приемы, как моделирование из картона и бумаги, природных материалов, коллаж из бумаги и тканей, работа с кожей, пластилином; материалы: бумага цветная, гофрированная, картон цветной и белый, кусочки ткани и кожи, природный материал (засушенные листья деревьев, кукурузы, перья, яичная скорлупа и т.п.), пластилин, клей ПВА, краски акварельные, акриловые, гуашь.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.

В результате работы по программе «Домашний дизайн» обучающиеся должны знать:

    основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

    стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

    изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

должны уметь:

    доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

    воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;

    составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

    работать с бумагой (бумажная пластика);

    дизайнерски оформлять готовые формы

Ожидаемые результаты :

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Список литературы:

    М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия развития»; 1997г.

    Н.М. Конышева «Чудесная мастерская». LINKA – PRESS, 1996г.

    Н.М. Конышева «Наш рукотворный мир (От мира природы к миру вещей)». LINKA – PRESS, 1996г.

    А. Роговин «Хочу сделать сам». Москва, Издательство «Педагогика», 1984г.

    В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». Москва, «Просвещение», 1987г.

6.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умных руках. М. Легпромбытиздат. 1993.

7. Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение. 1985.

8. Кузьмина М. Азбука плетения. М. 1991. 3. Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.

9. Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.

10. Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.

11. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.

12. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.

13. Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.

14. Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.

15. Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...