Правила по русскому языку за 5.

Контрольная работа 8 класс обществознание по теме «Личность и общество»

1 четверть

1) Раскройте смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность

2) Система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности – это…

3) Назовите три основные фазы становления личности. Раскройте смысл одной из них.

4) Приведите определение общества в широком смысле слова.

5) Перечислите основные сферы жизни общества. Укажите, что включает в себя одна из сфер (по выбору).

6) Напишите, какие ступени развития общества выделяют учёные

7) Назовите те учреждения, которые занимаются создание, сохранением, распространением достижений духовной культуры

8) «Локомотивом истории» К.Маркс назвал:

А) эволюцию

Б) реформаторство

В) информационную революцию

Г) социальную революцию

Пояснительная записка к контрольным работам по обществознанию 8 класса по теме «Личность и общество»

Цель контрольной работы – провести контроль знаний и умений учащихся 8 класса по обществознанию по теме «Личность и общество».

    Понятие индивид, индивидуальность, личность, общество.

    Фазы становления личности.

    Сферы жизни общества.

    Ступени развития общества.

    Знание понятий индивид, индивидуальность, личность, общество, ступеней общества.

    Умение раскрывать явления.

Контрольная работа состоит из 8 заданий.

В первом и четвертом задании требуется дать определение терминам.

Во втором задании – определить термин.

Третье задание предлагает перечислить три фазы становления личности и раскрыть одну из них.

Пятое задание – перечислить сферы жизни общества и раскрыть одну из них.

В шестом задании необходимо указать ступени развития общества по мнению ученых.

В седьмом задании указать учреждения, которые сохраняют духовную культуру.

В восьмом задании выбрать правильный ответ.

Критерии оценок.

2 балла за правильный ответ

1 балл

2 балл за правильный ответ

Перечислить фазы-1 балл, раскрыть – 2 балла (3 балла)

2 балла

2 балла

1балл

Максимальное количество баллов – 16.

15 - 16 б. – 90-100% - «5»

11 - 14 б. – 60- 89 % - «4»

8 - 10 б. – 45- 59% - «3»

0-7 б. – 0-44% - «2»

Ключи

1) Индивид – человек как один из людей, самая общая характеристика человека. Индивидуальность – характеристика человека в обществе; то, что отличает одного человека от другого. Личность несет в себе определённые ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.

2) Мировоззрение.

3) 1) адаптация, 2)индивидуализация, 3) интеграция. Адаптация – освоение действующих в той или иной группе норм и овладение теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы.

4) Общество – это всё человечество в его истории, современности и перспективе.

5) Экономическая, социальная, политическая, духовная сферы. Политическая сфера: государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

6) Традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное.

7) Библиотеки, архивы, школы, институты, консерватории, театры и т.д.

8) Г

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры».

2 четверть

1. Принудительный характер имеет:

А) мораль

Б) совесть

В) закон

Г) моральный долг

2. Что является высшим проявлением гражданственности?

А) Национализм

Б) Гуманизм

В) Патриотизм

Г) Нравственность

3. Система непреложных основ вероучения:

А) догматы

Б) учение

В) правило

Г) молитва

4. Верны ли следующие суждения о моральном долге: 1) для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно; 2) для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя?

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения о самообразовании: 1) основной источник самообразования – чтение, изучение литературы; 2) самообразование заканчивается с завершением обучения в школе?

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о религии: 1) религия регулирует поведение людей в обществе; 2) религия даёт самое точное представление о мире?

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верно оба суждения

Г) оба суждения неверны

7. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «внешняя культура». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

А) скульптура

Б) церковь

В) способности

Г) орудия труда

Д) картина

1) мораль

А) способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль

2) религия

Б) вера в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и определённые действия

3) совесть

В) особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям

9. Какими качествами должен обладать человек, чтобы отвечать запросам информационного общества? Приведите три качества.

Пояснительная записка к контрольным работам по обществознанию 8 класса по теме «Сфера духовной культуры»

Цель контрольной работы – провести контроль знаний и умений учащихся 8 класса по обществознанию по теме «Сфера духовной культуры».

Контрольная работа составлена по следующим темам:

    Понятие мораль, моральный долг, самообразование, религия.

    Информационное общество.

Контрольная работа проверяет следующие знания и умения:

    Знание понятий мораль, моральный долг, самообразование, религия.

    Умение оперировать обществоведческими понятиями.

    Умение давать характеристику обществоведческим понятиям.

В восьмом задании требуется соотнести термин и определение этого термина. Девятое задание предлагает указать 3 качества человека информационного общества.

Критерии оценок.

1-7 задание по 1 баллу

9 задание - 2 балла, если указаны 3 качества человека, 1 балл, если 2 качества.

10 - 11 б. – 90-100% - «5»

7 - 9 б. – 60- 89 % - «4»

4 - 16 б. – 45- 59% - «3»

0-3 б. – 0-44% - «2»

Ключи

1.в

2. в

3. а

4. в

5. а

6. а

7. в

8. 1 – В, 2 – Б, 3 - А

9. Примерный вариант ответа: Информационное общество выдвигает следующие требования к современному человеку: уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях; проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений; овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии.

Контрольная работа по обществознанию по теме «Экономика»

3 четверть

1. Главной проблемой экономики является:

А) взаимодействие спроса и предложения

Б) низкий уровень экономических знаний

В) ограниченность ресурсов

Г) высокая степень социализации в мировом хозяйстве

2. Верны ли суждения о экономическом выборе: 1) совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение; 2) экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

3. какая экономическая система приводит к чрезмерному неравенству доходов населения?

А) смешанная

Б) рыночная

В) плановая

Г) традиционная

4. Конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет предпринимателю:

А) платить налоги государству

Б) снижать качество продукции

В) принимать самостоятельные экономические решения

Г) нарушать экономические законы

5. Верны ли суждения об акционерном обществе: 1) акционерное общество – самая распространённая форма организации предпринимательской деятельности; 2) финансовые возможности акционерных обществ выше, чем у других форм бизнеса.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о кредите: 1) кредиты частным лицам предоставляются в форме личных займов; 2) банки предоставляют кредиты физическим и юридическим лицам.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

7. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связанны с понятием «налог». Укажите термин, не связанный с этим понятием

А) акциз

Б) обязательный платеж

В) косвенный

Г) прямой

Д) добровольность

6) пошлина

8. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) альтернативная стоимость

А) процесс обесценивания денег, который проявляется ростом цен на товары и услуги

2) кредит

Б) предоставление денег или товаров в долг на определённый срок

3) инфляция

В) цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое

9. Что такое налог? Приведите по одному примеру прямых и косвенных налогов.

Пояснительная записка к контрольным работам по обществознанию 8 класса по теме «Экономика»

Цель контрольной работы – провести контроль знаний и умений учащихся 8 класса по обществознанию по теме «Экономика».

Контрольная работа составлена по следующим темам:

    Понятие экономика, экономический выбор, конкуренция, кредит, налог.

    Виды экономических систем.

    Виды налогов

Контрольная работа проверяет следующие знания и умения:

    Знание понятий экономика, экономический выбор, конкуренция, кредит, налог.

    Умение оперировать обществоведческими понятиями.

    Умение находить соответствие.

    Умение раскрывать смысл обществоведческих понятий.

Контрольная работа состоит из 9 заданий.

С первого до седьмого задания требуется выбрать один правильный ответ

Девятое задание предлагает дать определение налогу и указать примеры прямых и косвенных налогов.

Критерии оценок.

1-7 задание по 1 баллу

8 задание за два правильных соотнесения 1 балл, за три-2 балла.

9 задание - 1 балл, если дается определение термина и 2 балла, если еще приведены примеры.

Максимальное количество баллов – 11.

10 - 11 б. – 90-100% - «5»

7 - 9 б. – 60- 89 % - «4»

4 - 16 б. – 45- 59% - «3»

0-3 б. – 0-44% - «2»

Ключи

1. в

2. г

3. б

4. в

5. б

6. в

7. д

8. 1 – в, 2 – б, 3 - а

9. Налог – обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества. Прямые налоги налагаются непосредственно на потребителей, получателя дохода или владельцев имущества. Его примером является подоходный налог, налог на имущество, налог на землю.

Контрольная работа по обществознанию по теме «Социальная сфера»

4 четверть

1. Какой из приведённых примеров соответствует отклоняющемуся поведению?

А) чиновник вовремя приходит на работу

Б) на приём к президенту хоккеист пришел в тапочках

В) учащиеся носят форму

Г) директор предприятия отвел специальное место для курения

2. Верны ли суждения об отклоняющемся поведении: 1) отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым нормам; 2) отклоняющееся поведение может быть полезно обществу:

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

3. одним из главных признаков нации является:

А) национальное самосознание

Б) торговые связи

В) общая религия

Г) массовая культура

4. Нарушением закона является:

А) посещение клуба национальной культуры

Б) национальное исполнение песен

В) плохое знание родного языка

Г) прием на работу по национальному признаку

5. Повышение или понижение социального статуса является:

А) социальной ролью

Б) социальной мобильностью

В) социальной позицией

Г) девиантным поведением

6. Верны ли суждения о социальной группе: 1) каждая социальная группа живет по письменно закрепленным законам; 2) человек может быть членом только одной группы.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

7. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связанны с понятием «социальная группа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

А) класс

Б) страта

В) каста

Г) сословие

Д) коллектив

Е) работа

8. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) социальная структура

А) социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определёнными правами и обязанностями

2) социальный статус

Б) ожидаемое от человека данного социального положения поведение

3) социальная роль

В) совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими различное положение в обществе.

9. Что такое стратификация?

Пояснительная записка к контрольным работам по обществознанию 8 класса по теме «Социальная сфера»

Цель контрольной работы – провести контроль знаний и умений учащихся 8 класса по обществознанию по теме «Социальная сфера».

Контрольная работа составлена по следующим темам:

1. Понятия отклоняющееся поведение, нация, социальный статус, социальная группа.

2. Признаки нации.

    Социальный статус.

    Социальная роль.

Контрольная работа проверяет следующие знания и умения:

    Знание понятий отклоняющееся поведение, нация, социальный статус, социальная группа.

    Умение оперировать обществоведческими понятиями.

    Умение находить соответствие.

Контрольная работа состоит из 9 заданий.

С первого до седьмого задания требуется выбрать один правильный ответ

В восьмом задании требуется соотнести термин и определение этого термина.

Девятое задание предлагает дать определение термину - стратификация

Критерии оценок.

1-7 задание по 1 баллу

8 задание за два правильных соотнесения 1 балл, за три-2 балла.

9 задание - 2 балл, если дается правильное определение термина.

Максимальное количество баллов – 11.

10 - 11 б. – 90-100% - «5»

7 - 9 б. – 60- 89 % - «4»

4 - 16 б. – 45- 59% - «3»

0-3 б. – 0-44% - «2»

Ключи

1. б

2. в

3. а

4. г

5. б

6. г

7. е

8. 1 – в, 2 – а, 3 - б

9. Стратификация – это деление общества на социальные группы. Социальная стратификация неизбежна в любом обществе. Она делит общество на группы по принципу «больше – меньше», «хуже – лучше».

Тесты по обществознанию. 8 класс. Краюшкина С.В.

7-е изд., перераб. и доп. - М.: 201 7. - 1 92с. 2-е изд. - М.: 201 3 - 1 92с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие включает тесты по обществознанию и соответствует содержанию и структуре учебника «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой (издательство «Просвещение») для 8 класса общеобразовательных организаций. Каждый тест состоит из трех частей, задания каждой части составлены по типу заданий Основного государственного экзамена. Тесты можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашних заданий, текущего и итогового контроля, а также при подготовке к Основному государственному экзамену.

Формат: pdf (2017, 7-е изд., 192с.)

Размер: 2,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; RGhost

Формат: pdf (2013, 2-е изд., 192с.)

Размер: 6,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Тема 1. Личность и общество 5
Тест 1. Что делает человека человеком 5
Тест 2. Человек, общество, природа 11
Тест 3. Общество как форма жизнедеятельности людей 17
Тест 4. Развитие общества 23
Тест 5. Как стать личностью 29
Тема 2. Сфера духовной культуры 36
Тест 6. Сфера духовной жизни 36
Тест 7. Мораль 45
Тест 8. Долг и совесть 51
Тест 9. Моральный выбор - это ответственность 58
Тест 10. Образование 64
Тест 11. Наука в современном обществе 72
Тест 12. Религия как одна из форм культуры 79
Тема 3. Социальная сфера 85
Тест 13. Социальная структура общества 85
Тест 14. Социальные статусы и роли 91
Тест 15. Нации и межнациональные отношения 98
Тест 16. Отклоняющееся поведение 104
Тема 4. Экономика 111
Тест 17. Экономика и её роль в жизни общества 111
Тест 18. Главные вопросы экономики 116
Тест 19 Собственность 122
Тест 20. Рыночная экономика 129
Тест 21. Производство - основа экономики 136
Тест 22. Предпринимательская деятельность 142
Тест 23. Роль государства в экономике 149
Тест 24. Распределение доходов 154
Тест 25. Потребление 160
Тест 26. Инфляция и семейная экономика 167
Тест 27. Безработица, её причины и последствия 172
Тест 28. Мировое хозяйство и международная торговля 178
Ответы 184

Тест по обществознанию Образование для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

1) начального образования
2) среднего (полного) образования
3) начального профессионального образования
4) высшего профессионального образования

2. Права и свободы, предоставляемые педагогическим работ­никам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования, называ­ются

1) политическими
2) академическими
3) социальными
4) гражданскими

3.

А. Образование — это общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, семьи, общест­ва, государства.
Б. Образование — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятель­ности и компетенций определённого объёма и сложности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Деятельность, направленная на развитие личности, созда­ние условий для её самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно-нравственных ценно­стей, принятых в обществе, называется

1) обучением
2) принуждением
3) воспитанием
4) образованием

5. Организация учебной деятельности по овладению знания­ми, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей называется

1) обучением
2) принуждением
3) воспитанием
4) образованием

6. Верны ли следующие суждения о российском образовании?

А. Одним из принципов образования является общедос­тупность образования, адаптивность системы образова­ния к уровню подготовки, особенностям развития, спо­собностям и интересам обучающихся.
Б. Одним из законодательно закреплённых принципов об­разования является сочетание светского и религиозного характера образования в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.
Б. Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о федеральных государст­венных образовательных стандартах?

А. Федеральные государственные образовательные стан­дарты обеспечивают преемственность основных образо­вательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования.
Б. Федеральные государственные образовательные стан­дарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязатель­ных требований к реализации основных образователь­ных программ.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации?

1) очная
2) заочная
3) очно-заочная
4) дистанционная

10. Верны ли следующие суждения об академических правах и свободах педагогических работников?

А. Педагогические работники имеют право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения ис­следований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность.
Б. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) При общественном обсуждении проекта федераль­ного закона «Об образовании в Российской Федерации» на сайт рабочей группы поступило почти 11 тысяч заме­чаний и предложений от граждан и общественных орга­низаций. (2) Некоторые из них считают, что законопро­ект в текущей редакции не подчёркивает роль семьи в образовании детей, признание которой является соци­ально значимым и необходимым. (3) Так, например, один из рецензентов предложил внести в законопроект норму: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». (4) Считаем, что данное предложение должно быть внесено в законопроект.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «образование».
Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Лица, осваивающие ос­новные образовательные программы высшего профессио­нального образования по образовательным программам бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры, называются __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Для полной реализации права личности на образова­ние государство установило общие требования к содержа­нию образования. Оно должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной __________(1) общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню __________(2); интеграцию __________(3) в национальную и мировую культуру; формирование человека и __________(4), интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала __________(5); профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся__________(6) и соответствующей квалификации».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) гражданин
Б) личность
В) знание
Г) культура
Д) общество
Е) профессия
Ж) мобильность

1. Прочитайте отрывок из романа английской писательницы Ш. Бронте «Джейн Эйр» и выполните задания.

«Когда я снова открыла глаза, до меня донёсся громкий звон колокола; девочки уже встали и одевались; ещё не рассвело, и в спальне горело две-три свечи. Я поднялась с неохотой; было ужасно холодно, у меня дрожали руки; я с трудом оделась, а затем и умылась… Снова прозвонил колокол; все построились парами, спустились по лестнице и вошли в холодный, скупо ос­вещённый класс; мисс Миллер опять прочла молитву …
Приступили к занятиям. Была прочитана краткая молитва, затем тексты из Нового Завета, затем отдельные главы из Библии, и это продолжалось целый час. Тем временем окончатель­но рассвело. Неутомимый звонок прозвонил в четвёртый раз; девочки построились и проследовали в другую комнату — зав­тракать. Как радовалась я возможности наконец-то поесть! Я чувствовала себя совсем больной от голода, так как накануне почти ничего не ела …
Совершенно изголодавшаяся и обессилевшая, я проглотила несколько ложек овсянки, не обращая внимания на её вкус, но едва первый острый голод был утолён, как я почувствова­ла, что ем ужасную мерзость: пригоревшая овсянка почти так же отвратительна, как гнилая картошка; даже голод отступа­ет перед ней…
Уроки начались лишь через пятнадцать минут. В классе стоял оглушительный шум, в это время, видимо, разрешалось говорить громко и непринуждённо, и девочки широко пользо­вались этим правом. Разговор вертелся исключительно вокруг завтрака, причём все бранили овсянку. Бедняжки! Это было их единственное утешение. Из учительниц в комнате находилась только мисс Миллер; вокруг неё столпилось несколько взрос­лых учениц, у них были серьёзные лица, и они что-то с гневом говорили ей… Не прошло и пяти минут, как среди воспитан­ниц воцарился порядок, и после вавилонского столпотворения наступила относительная тишина. Директриса Ловуда, сев пе­ред двумя глобусами, стоявшими на столе, собрала первый класс и начала урок географии; остальные классы собрались вокруг других учительниц; последовали занятия по истории, грамматике и так далее; затем письмо и арифметика, а также музыка, которой мисс Темпль занималась с некоторыми стар­шими девочками. Уроки шли по часам, и когда, наконец, про­било двенадцать, мисс Темпль поднялась.
Затем последовало приказание: «В сад!» День отнюдь не благоприятствовал прогулке; правда, дождя не было, но в воздухе стоял сырой жёлтый туман, а под ногами всё ещё хлюпала вода после вчерашнего ливня. Наиболее здоровые девочки принялись бегать и играть, но бледные и слабенькие столпились в кучу, ища защиты от холода под крышей веран­ды; когда мглистая сырость начала пробирать их до костей, до меня стал то и дело доноситься глухой кашель. …
После обеда мы немедленно вернулись в класс. Уроки во­зобновились и продолжались до пяти часов. Единственным достойным внимания событием этого вечера было то, что де­вочку, с которой я разговаривала на веранде, мисс Скетчерд прогнала с урока истории и приказала ей стать посреди комна­ты. Кара эта показалась мне чрезвычайно позорной, особенно в отношении такой большой девочки, — на вид ей можно было дать не меньше тринадцати лет. Я ожидала, что она будет про­ливать слезы стыда и отчаяния, но, к моему удивлению, она не заплакала и даже не покраснела. Спокойная и серьёзная, стоя­ла она посреди класса под устремлёнными на неё взглядами всей школы. Откуда у неё такое спокойствие и твёрдость ду­ха? — спрашивала я себя. — Будь я на её месте, я, кажется, пожелала бы, чтобы земля разверзлась подо мною и поглотила меня. А у неё такой вид, словно она размышляет о чём-то, не имеющем ничего общего с наказанием, которому она подвер­глась, о чём-то далёком от того, что вокруг неё и перед ней».

1) В романе «Джейн Эйр» Шарлотта Бронте описывает ти­пичную для Великобритании XIX века школу-пансион для девочек-сирот. Плохие бытовые условия приводили в пло­хое состояние здоровье воспитанниц, жёсткая дисципли­на, вплоть до физических наказаний, воспитывала в них болезненное восприятие внешнего мира, либо, напротив, озлобленность. Тем не менее английская система частного образования считалась и продолжает считаться одной из лучших в мире. Как вы можете объяснить такое противо­речие? Напишите не менее трёх положений, используя текст и свои знания из истории и общественной жизни.
2) Дайте определение понятия «конкурентоспособность обра­зования» и составьте с ним не менее двух предложений, раскрывающих его смысл.

2. В 2001 г. в нашей стране началась реформа выпускных и вступительных экзаменов, в результате которой каждый ученик для получения аттестата о среднем общем школь­ном образовании и поступления в вуз обязан сдать Единый государственный экзамен. Сторонники реформы утвержда­ют, что только так мы можем избавиться от коррупции в сфере образования. Противники ЕГЭ считают, что экзамен не позволяет в полной мере оценить способности и знания ученика. Что вы думаете по этому вопросу? Выскажите свою точку зрения и обоснуйте её, используя свои знания и личный опыт. Напишите не менее четырёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Школьные учителя обладают властью, о которой пре­мьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).
2. «Ученье без размышления бесполезно, но и размышле­ние без ученья опасно» (Конфуций).
3. «На учебное дело в России может быть установлен со­вершенно особый взгляд, ему возможно дать националь­ную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развива­лась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире» (П.Я. Чаадаев).

Ответы на тест обществознанию Образование
Часть 1
1-4, 2-2, 3-3, 4-3, 5-1, 6-1, 7-2, 8-3, 9-4, 10-3
Часть 2
1. АБАБ
2. философия
3. студентами
4. ГВБАДЕ

Человек и общество.
Часть 1.
1.Выберите понятие, характеризующее и общество и природу.
1.
2.
3.
4.
Развивающая система.
Способы взаимодействия людей.
Весь окружающий мир.
Этап исторического развития человечества.
2.Какой признак характерен для аграрного общества?
1.
2.
3.
4.
Основа производства – сельское хозяйство.
Используется машинная техника.
Развивается наука и образование.
Создаются компьютерные технологии.
3.К духовной сфере жизни общества относятся.
1. Классы, группы.
2. Мораль, наука.
3. Государство, партии.
4. Производство, распределение.
4.В государственной думе обсуждался вопрос о снижении налогов. К каким
сферам общественной жизни относится данный факт?
5.
3. Социальной и духовной.
4. Экономической и социальной.
1. Политической и экономической.
2. Политической и социальной.
5. 5.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является.
1. Быстрое развитие общества.
2. Постепенное развитие общества.
3. Качественные изменения.
4. Скачкообразные изменения.
6. 6.К глобальным проблемам не относится (-ятся)
3. Загрязнение Мирового океана.
4. Религиозные конфликты.
1. Угроза ядерной войны.
2. Нехватка природных ресурсов.
5. 7.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
6. А.Глобализация-это процесс усиления международных контактов.
7. Б.Благодаря глобализации, современный мир является целостным.
3. Верно А и Б.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
5. 8.Какая потребность относится к социальной потребности человека?
1. Творческой деятельности.
2. Самосохранении.
5. 9.Человек в отличие от животного:
3. Продолжении рода.
4. Физическом развитии.

3. Обучением.
4. Поведением.
называется:
1. Творчеством.
2. Деятельностью.
5. 12.Одним из признаков, отличающих игру от труда, является:
1. Действие согласно правилам.
2. То, что игра осуществляется группой друзей.
3. Наличие яркого воображения.
4. То, что игра осуществляется индивидуально.
6. 13.Садовник разводит новые сорта цветов. Какую деятельность он выполняет?
1. Социальную.
2. Духовную.
5. 14.К духовным относят потребность человека в:
1. Отдыхе.
2. Деятельности.
5. 15.Участие человека в общественной жизни характеризует его как:
1. Индивидуальность.
2. Индивида.
5. 16.Неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку,
3. Практическую.
4. Познавательную.
3. Творчестве.
4. Пище.
3. Творца.
4. Личность.
1. Использует предметы, данные природой.
2. Приспосабливается к окружающей среде.
3. Действует согласно инстинктам.
4. Осуществляет осознанные действия.
6. 10.И человеку и животному свойственно наличие:
1. Инстинктов.
2. Мышления.
5. 11.Активность человека, выражающаяся в преобразовании внешнего мира,
3. Речи.
4. Сознания.
отражает понятие:
1. Индивид.
2. Индивидуальность.
5. 17.Верны ли следующие суждения о социализации?
6. А.Социализация – процесс познания личностью самой себя.
7. Б.Социализация – это усвоение социального опыта, накопленного
3. Личность.
4. Гражданин.
человечеством.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
5. 18.Какую группу терминов объединяет, обобщает понятие «способности»?
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.

1. Потребность, мотив,
деятельность.
2. Задатки, одаренность, талант.
3. Цель, средства, результат.
4. Человек, индивид, личность.
5. 19.Верны ли суждения о свободе человека?
6. А.Свобода человека является синонимом раскованности.
7. Б.Свобода человека невозможна в современных условиях.
3. Верно А и Б.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
5. 20 К биологическим потребностям человека относится потребность в:
1. Самореализации.
2. Саморазвитии.
5.
3. Самосохранении.
4. Самоуважении.
6. Часть 2.
7. 1.В приведенном списке указаны черты сходства, а также черты отличия
потребностей человека от потребностей животных. Выберите и запишите в
первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую
колонку – порядковые номера черт отличия.
1. Питание.
2. Общение.
3. Деятельность.
4. Сон.
5. Черты сходства
6. Черты отличия
7.
9.
10.2.Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами, их
иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
8.
11.
ПРИМЕРЫ.
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
12.А.Государственная дума приняла закон о полиции.
1.Политическая
13.Б.В 2010г.,по сравнению с 2009г.,инфляция снизилась на 2%.
2.Социальная
14.В.Драматург написал киносценарий о выпускниках школы.
3.Экономическая
15.Г.К празднику Победы ветераны получили новое жилье.
4.Духовная
16.Ответ:
17.А
18.Б
19.В
20.Г

22.
24.
21.
25.
26.3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено
23.
буквой.
27.(А) Цена дружбы высока! (Б) Марк Туллий Цицерон считал, что истинная
дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.
(В) Дружбе людей посвящали свои произведения выдающиеся писатели и
поэты.
28.Определите, какие положения текста
1) Отражают факты.
2) Выражают мнения.
29.
30.
Часть 3.
31. Современная экология теснейшим образом связана с физиологией,
биогеографией, генетикой и эволюционным учением, а также с науками о
Земле, такими как климатология, гидрология, геология и почвоведение.
Однако есть у экологии и свои особенности. Имея дело с организмами, ученые-
экологи изучают не столько процессы, происходящие внутри организма,
сколько их результаты. Экологи стараются разобраться в том, почему в разных
местах Земли встречаются такие непохожие организмы, почему они имеют
разную численность, как они взаимодействуют между собой, как в результате
их жизнедеятельности осуществляется круговорот веществ. Главная цель
экологии – понять, почему биосфера устроена так, а не иначе.
32. Человечество – неотъемлемая часть современной биосферы, и его место в
ней также исследуется экологами. Иногда экологию сводят только к изучению
взаимоотношений человека с окружающей природой или понимают под
экологией просто качество окружающей среды. И наконец, под экологией
понимают науку, познающую живой облик биосферы.
33.(Энциклопедия для детей. Биология.)
34.1.Составьте план текста, для этого выделите последовательно основные

35.2.С какими науками связана экология? Назовите четыре науки.
36.3.В чем, по мнению автора, заключается особенность экологии? Назовите
четыре особенности.
37.4.Как автор определяет главную цель экологии? Приведите фрагмент из
текста.
38.5.Что автор понимает под экологией? (Приведите не менее двух определений).
39.6.Приведите по два примера положительного и отрицательного влияния
человека на экологию.

40.
41.
42.

Сфера духовной культуры.
43.
44.1.К духовной сфере жизни общества относится:
1.
2. Премьера драматического
спектакля.
3. Производство компьютерной
техники.
4. Деятельность профсоюзов.
5. Разделение общества на классы.
3. Литература
4. Искусствоведение
4. Искусство управления
государством.
45.2.Слово «культура» в переводе с латинского означает:
1. Ведение домашнего хозяйства.
2. Взаимодействие людей.
3. Возделывание почвы.
5. 3.Что не относится к видам искусства?
1. Музыка
2. Живопись
5. 4.Наука, предметом изучения которой является мораль, называется:
3. Историей.
1. Этикой.
2. Эстетикой.
4. Педагогикой.
5. 5.Какие понятия относятся к категориям нравственности?
1. Комфорт и удобство.
2. Честность и справедливость.
5. 6.Что является отличительным признаком морали?
1. Изучение происхождения и исторического развития нравственности.
2. Обращение к сверхъестественным силам.
3. Оценивание человеческих поступков с точки зрения добра и справедливости.
4. Регулирование поведения человека в обществе.
6. 7.Верны ли следующие суждения о морали?
7. А.Мораль опирается на представления людей о прекрасном и безобразном.
8. Б.Человек осваивает моральные нормы в процессе воспитания.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
5. 8.Какая наука относится к гуманитарным?
1. География.
2. Геология.
3. Образ жизни и поведение.
4. Диалоги конфликт.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
3. История.
4. Биология.

5. 9.Особенность науки проявляется в том, что она:
1. Использует язык формул и символов.
2. Воздействует на эмоциональную сферу.
3. Отражает мир в художественных образах.
4. Оценивает поступки людей.
6. 10.Верны ли следующие суждения о науке?
7. А. Историческая наука возникла одновременно с искусством.
8. Б. Цель науки – передача знаний новым поколениям.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
5. 11.Какую функцию науки характеризует пример открытия Исааком Ньютоном
3. Верно А и Б.
закона всемирного тяготения?
1. Мировоззренческую.
2. Социальную.
5. 12.Процесс приобретения человеком знаний о мире и приобщения к ценностям
3. Познавательную.
4. Образовательную.
культуры называется:
1. Образованием.
2. Воспитанием.
5. 13.Родители решили самостоятельно обучать своего ребенка. Данная форма
3. Социализацией.
4. Наукой.
обучения называется:
3. Обучение на дому.
1. Экстернат.
2. Семейное обучение.
4. Дистанционное обучение.
5. 14.С получением высшего образования связана такая профессия, как …
1. Стюардесса.
2. Инженер.
5. 15.Виктор К. учится в 9 классе экономического лицея и готовится к
3. Токарь.
4. Автомеханик.
государственной итоговой аттестации. На какой ступени образования
находится Виктор К.?
1. Общее основное образование.
2. Среднее (полное) общее
образование.
3. Дополнительное образование.
4. Начальное профессиональное
образование.
5. 16.Верны ли следующие суждения об образовании?
6. А.Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее
образование.
7. Б.Конституция РФ предусматривает возможность получения бесплатного
высшего образования на конкурсной основе.

1. Верно только А.
2. Верно только Б.
5. 17.Что является отличительным признаком религии?
1. Регулирование поведения людей.
2. Вера в сверхъестественные силы.
3. Стремление объединить
общество.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
4. Объединение нравственного
опыта поколений
5. 18.Суждение «относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились
к тебе» относится к:
3. Житейскому опыту.
4. Религии.
1. Науке.
2. Морали.
5. 19.К мировым религиям относятся:
1. Христианство, ислам, индуизм.
2. Буддизм, ислам, индуизм.
3. Христианство, ислам, буддизм.
5. 20.Право человека самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать,
4. Конфуцианство, язычество,
ислам.
называется:
1. Свободой совести.
2. Свободой слова.
5. Часть 2.
6. 1.Сравните право и мораль. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства права и морали, а во вторую – порядковые
номера черт отличия.
3. Свободой вероисповедания.
4. Свободой мысли.
1. Регулирует общественные отношения.
2. Выражает волю государства.
3. Утверждает в обществе принципы добра и справедливости.
4. Предполагает однозначность толкования.
7. Черты сходства
8. Черты различия
9.
11.
12.2.Установите соответствие между формами культуры и примерами их
10.
проявления: к каждому элементу, данному в первой колонке, подберите
элемент из второй колонки.
13.ПРИМЕРЫ.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.
14.А.Карнавальные шествия.
1.Элитарная.
15.Б.Мелодраматический сериал.
2.Народная.

16.В.Легенды и сказания о героях.
3.Массовая.
17.Г.Концерт симфонической музыки.
18.Д.Эстрада.
19.А
20.Б
25.
24.
29.
30.3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено
26.
27.
21.В
22.Г
23.Д
28.
буквой.
31.(А) В России каждый человек может исповедовать любые религиозные
взгляды, преследования за веру запрещены. (Б) Мир религии очень сложен. (В)
Разные народы по-своему искали смысл жизни, ответы на главные вопросы
существования человечества. (Г) Хороши все пути, которые ведут к миру и
согласию между людьми.
32.Определите, какие положения текста.
33.1.Отражают факты.
34.2.Выражают мнение.
35.Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих
положений.
37.А
41.
45.
36.Ответы.
38.Б
42.
39.В
43.
40.Г
44.
46.

Часть 3.
47. Семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения
человека и исторических судеб народа… Потому что институт семьи
представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает индивид.
Семья-это первая мастерская, куда он попадает для «переделки».. Изгладить
«письмена», вписываемые семьей в чистую книгу- родившегося человека,
трудно, почти невозможно. Они будут давать себя знать в течение всей жизни
человека, хотя бы он сам и не сознавал этого.
48. Сказанное имеет тем большее значение, что человек находится почти
исключительно в среде семьи не день и не два, а первые три-пять лет своей
жизни… Да и последующие годы он продолжает быть под непосредственным
влиянием семейной группы. Пожизненность и неизгладимость первых черт,
формируемых у ребенка семьей, следует прямо из того, что нашим родным
языком становится тот, который является языком семьи, наша религия
определяется, как правило, ею же, наши вкусы, материально-правовые
понятия и убеждения прививает семья; то же может быть сказано о нашей
одежде, манерах. Вплоть до нашей профессии и социального положения…

49. Влияние семьи – первичное, влияние других общественных институтов
(школа, церковь, государство) – вторичное..
50. Поэтому каждый из нас в большей мере таков, каковым нас сделала семья. Ей
принадлежит заслуга во многих наших достоинствах, ее же виной являются и
наши недостатки.
51. Но этого мало. От характера семейного института в сильной степени зависит
не только поведение, качество и жизненная судьба отдельной личности, но и
социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба
целого общества.
52.
1. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные
смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
2. Какие характерные черты личности, формирующиеся в семье, названы в
тексте? Укажите четыре черты.
3. На что, по мнению автора, влияет семья как институт социальной среды?
Укажите три направления этого влияния.
4. Приведите три примера влияния семьи на формирование качеств личности
ребенка. Укажите вначале качество, а затем приведите пример.
5. Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на
семейно-брачные отношения. С опорой на обществоведческие знания укажите
два исторических типа семьи. Напишите по два признака, характеризующие
каждый тип семьи.
6. Автор считает, что влияние семьи на формирование личности ребенка является
первичным, а влияние других общественных институтов, таких как школа,
церковь, государство, - вторичным. Согласны ли вы с точкой зрения автора?
Приведите два пояснения своей позиции. Приведите один пример.
53.
54.
55.
56.
57.

Экономика.
58.
59.1.Верны ли следующие суждения об экономике?
60.А.Экономика – это хозяйство в широком смысле этого слова,
осуществляющееся по определенным законам.
61.Б.Экономика – это наука, изучающая законы, по которым осуществляется
хозяйственная деятельность человека.
1. Верно только А.
2. Верно только б.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.

62.2.Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление экономики как
хозяйства?
1. Анализ рынка продовольственных товаров.
2. Изучение спроса на компьютерные игры.
3. Производство строительных материалов.
4. Разработка государственного бюджета.
63.3.Исчерпание запасов полезных ископаемых свидетельствует:
1. О безграничности потребностей.
2. Об ограниченности ресурсов.
3. О безответственном отношении людей к природе.
4. О совершенствовании техники.
64.4.Блага, не являющиеся объектами собственности и доступные каждому,
называются:
1. Личными.
2. Природными.
3. Свободными.
4. Государственными.
65.5.Что из нижеперечисленного может являться примером экономических благ?
1. Солнечное тепло.
2. Лесная поляна.
3. Подземный переход.
4. Все перечисленное.
66.6.Верны ли следующие суждения о собственности?
67.А.Собственность – это отношения между людьми по поводу владения,
пользования и распоряжения экономическими благами.
68.Б.Понятие «собственность» можно рассматривать в двух аспектах –
экономическом и юридическом.
1. Верно только А.
2. Верно только б.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
69.7.Написав доверенность на право управления автомобилем своему сыну,
гражданин А. реализовал такое право собственности как:
1. Владение.
2. Пользование.
3. Распоряжение.
4. Доверие.
70.8.В рыночной экономике главные вопросы решаются.
1. При свободном взаимодействии спроса и предложения.
2. Министерством экономического развития и торговли.
3. Учеными – экономистами.
4. В соответствии с принятыми в обществе традициями.

71.9.Андрей в школьной столовой за чай и булочку заплатил десять рублей. При
этом проявилась такая функция денег, как:
1. Средство платежа.
2. Мера стоимости.
3. Средство обращения.
4. Средство накопления.
72.10.Форма денег, появлению которой способствовали достижения НТР, - это:
1. Металлические деньги.
2. Бумажные деньги.
3. Кредитные деньги.
4. Электронные деньги.
73.11.В стране К. стремительно растут цены на все товары первой необходимости.
Это свидетельствует о наличии в стране:
1. Девальвации.
2. Инфляции.
3. Реструктуризации.
4. Приватизации.
74.12.Верны ли следующие суждения о рыночном механизме?
75.А.Рыночный механизм обеспечивает эффективное распределение ресурсов и
доходов.
76.Б.Чрезмерная монополизация рынка способствует более эффективному
функционированию рыночного механизма.
1. Верно только А.
2. Верно только б.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
77.13.В стране Р. Резко возросли продажи сапожек- угги. Рост продаж может быть
вызван:
1. Ростом цен на угги.
2. Наступлением холодов.
3. Изменением моды.
4. Увеличением объема производства данных сапог.
78.14.Бригада рабочих цеха №2 из пяти человек выполнила за смену такой же
объем работы, какой за смену выполнила бригада рабочих цеха № 5 из семи
человек. Это характеризует бригаду цеха № 2 как:
1. Более трудоспособную, нежели бригада цеха № 5.
2. Бригаду с более высокой заработной платой, нежели бригада цеха № 5.
3. Более опытную, нежели бригада цеха № 5.
4. С более высокой производительностью труда, нежели бригада цеха № 5.
79.15.Налог, непосредственно взимаемый с какого-либо дохода или имущества,
называется:

1. Косвенным налогом.
2. Прогрессивным налогом.
3. Прямым налогом.
4. Регрессивным налогом.
80.16.Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
81.А.Государственный бюджет – это экономические отношения, возникающие по
поводу формирования и использования государственного фонда денежных
средств.
82.Б.Государственный бюджет РФ принимается в виде федерального закона
парламентом РФ.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
3. Верно только А и Б.
4. Оба суждения неверны.
83.17.Какую функцию государственного бюджета иллюстрирует ситуация:
государство осуществляет помощь социально незащищенным гражданам
посредством социальных выплат?
1. Контрольную.
2. Перераспределительную.
3. Регулирующую.
4. Добровольную.
84.18.К видам страхования относятся:
1. Договорное и принудительное.
2. Добровольное и принудительное.
3. Добровольное и обязательное.
4. Обязательное и свободное.
85.19.К функциям государства в условиях рыночной экономики относится:
1. Установление цен на товары первой необходимости.
2. Распределение ограниченных ресурсов.
3. Помощь предприятиям – банкротам.
4. Проведение антиинфляционной политики.
86.20.К обязательным расходам семьи относятся расходы:
1. На оплату коммунальных услуг.
2. На оплату услуг стилиста.
3. На туристическую поездку.
4. На билеты в театр.
5. Часть 2.
6. 1.Установите соответствие между функциями денег и их проявлениями; к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.
.
7. ПРОЯВЛЕНИЯ

8. А.Плата за кредит. 1)
Средство накопления.
9. Б.Выплата заработной платы. 2)
Мера стоимости.
10.В.Банковский вклад. 3)
Средство обращения.
11.Г.Покупка молока. 4)
Средство платежа.
12.Д.Уплата налогов.
13.Е.Оценка недвижимости.
14.2.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия традиционной и
рыночной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку-порядковые номера
черт отличия.
1. Наличие конкуренции.
2. Технический прогресс.
3. Имеет определенные мотивы и
цели.
4. Преобладание ручных ремесел.

5. Черты сходства
6. Черты отличия
7.
9.
10.3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено
8.

буквой.
11.(А) За январь – декабрь 2010 года инфляция на потребительском рынке
составила 8,8 %, как и годом ранее. (Б) Засуха, в результате которой потеряно
более трети урожая, наиболее значительно повлияла на рост цен. (В) Уровень
инфляции в 2011 году составит 6,5 %.
12.Определите, какие положения текста
1) Отражают факты.
2) Выражают мнения.
13.Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих
положений.
14.
А
17.
20.
15.
Б
18.
16.
В
19.
21.

Часть 3.
22.Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
23. Производством называется процесс воздействия человека на природу с
целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления
производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника.
Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля,
труд и капитал.
24. Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней можно разместить
фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты
относят к этому фактору все необходимые для производства природные
ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается
переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в
том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами
производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания,
сооружения, станки, машины и т.п., - все блага, которые созданы ради
производства.
25. Результат производства называется продуктом. Для изготовления продукта,
собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и
обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт. Каких
затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства – тот, при
котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами.
Поэтому важно использовать производительные ресурсы с более высокой
отдачей. Так, производительность труда измеряется количеством продукта,
которое производится в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять

деталей, а новичок на том же станке – только одну. Это значит, что
производительность труда опытного рабочего в пять раз выше.
26. Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов
труда, киловатт – часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов
потребуется затратить для производства данного продукта.
27.Вопросы:
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
2. Выпишите из текста определение производства. Что согласно тексту,
необходимо для осуществления производства?
3. Какие три фактора производства называет автор? Какие другие названия
даются им в тексте?
4. Во втором абзаце текста говорится о том, что включает в себя каждый из
названных в тексте факторов производства. Приведите еще по одному
элементу каждого из факторов.
5. В тексте говорится, что каждому производителю, и обществу в целом далеко
не все равно. Какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его
изготовление. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента,
подтверждающие вашу позицию.
28.
29.
30.
31.
32.

35.1.1;
Ответы.
Человек и общество.
Часть 1
2.1;3.2;4.1;5.2;6.4;7.3;8.1;9.4;10.1;11.2;12.1;13.3;14.3;15.4;16.2;17.2;18.2;19.4;20.
3.
36.Часть 2.
37.1.1 4 23
38.2.1342
39.3.211
40.

42.1.1;2.3;3.4;4.1;5.2;6.3;7.2;8.3;9.1;10.4;11.3;12.1;13.2;14.2;15.1;16.3;17.2;18.2;19.3;
Сфера духовной культуры.
Часть 1.
20.3

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.
В заключительном разделе - Приложения - вы найдёте памятки-руководства (как, например, выполнить работу над ошибками, как подготовиться к изложению и сочинению и др.), перечень основных орфограмм и перечень основных пунктуационных правил, другие полезные практические сведения.

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.

В частности, в разделе "Морфология" подробно рассматриваются все части речи - самостоятельные и служебные, в разделе "Синтаксис" - простые и сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные) предложения, а также предложения с прямой речью. Все определения и правила иллюстрируются многочисленными примерами, взятыми из художественных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ
Фонетика. Графика. Орфоэпия 8
Состав слова и словообразование 18
Лексика и фразеология 26
Морфология 34
Самостоятельные части речи 37
Имя существительное 37
Имя прилагательное 50
Имя числительное 58
Местоимение 68
Глагол 79
Причастие 90
Деепричастие 95
Наречие 97
Служебные части речи 100
Предлог 100
Союз 104
Частица 109
Орфография 112
Перечень основных орфограмм, изучаемых в 5-9-м классах 113
Синтаксис 154
Предложение 154
Простое предложение 155
Сложное предложение 171
Сложносочинённые предложения 172
Сложноподчинённые предложения 173
Сложные бессоюзные предложения 177
Пунктуация 180
Перечень основных пунктуационных правил, изучаемых в 5-9-м классах 181
Приложения 201
Приложение 1. Памятки-руководства 201
Приложение 2. Условные обозначения 206
Приложение 3. Перечень основных орфограмм 207
Приложение 4. Перечень основных пунктуационных правил 211
Приложение 5. Виды разбора 212
Литература 220

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Справочник по русскому языку, 5-9 класс, Стронская И.М., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 5-11 класс, Справочные материалы, Хлебинская Г.Ф., 2011
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...