Конспекты занятий по коррекции дислалии козловская. Этап постановки звука

В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • слуховой дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • языкового анализа и синтеза,
  • сформированности лексико-грамматической стороны речи,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.

Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.

Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.

Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на:

  • несформированность психических и фонематических процессов;
  • нарушения лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

В пособии Садовниковой И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» представлена таблица учета специфических ошибок письма, которая может быть полезна при обследовании письменной речи учащихся начальной школы.

При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык .

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.

Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.

Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:

Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)



у учащихся 1-го класса (конец обучения)

Задание №1

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

Задание №4

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Задание №5

«Весна пришла»

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Задание №1

Составьте слово из предложенных букв:

Задание №2

уголь
мальчик
ёлка
маяк

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание №4

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Задание №6

«Наши собаки»

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

болезнь
наводнение
покрошить
носатый
родители

Задание №2

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №4

Составьте звуковые схемы к словам:

ЯЗЫК, ЕГОРКА

Задание №5

Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите слова, которые я назову по звукам:

[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Задание №2

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Задание №3

Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Задание №4

Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №5

«Зайчик и белочка»

Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Задание №1

Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Задание №2

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

боец
певец
продавец
сталевар
лесник
помощник
лекарь

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Задание №5

Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

бежит
бьет
идет

При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Задание №2

Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

радость
грусть
прелесть
красота
дружба

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Задание №3

«Птичьи дома»

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

Задание №4

Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

полоса
сторожевой

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Задание №2

Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Задание №3

Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

  • В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
  • В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
  • В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
  • В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
  • В названии какой страны пишется две буквы С?

Задание №4

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Задание №5

Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Задание №6

«Загадки леса»

Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
  4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
  5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
  6. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
  7. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

Митина Ирина Михайловна,
учитель-логопед (1 кв. кат.),
Негосударственное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа «Феникс», (12 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Психофизиологическая структура процесса письма

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в прцессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизированно и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

Операции процесса письма

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавли-вающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляют в развернутом виде.

А. Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» (См.: Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950) определяет следующие операции письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль «относится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. К. Назарова провела следующий эксперимент с детьми I класса. В первой серии им предлагается для письма доступный текст. Во второй серии аналогичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали кончик языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме.

На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированное™ зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы не является для первоклассника простой задачей.

Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированное™ определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированное™ лексико-грамматичес-кой стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Литература: Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. 1999.

Дисграфические ошибки - это специфические ошибки на письме, не связанные с применением орфографических и грамматических правил русского языка.

I. Специфические (дисграфические) ошибки

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов:

2. пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);

3. перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

4. недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

5. наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

6. искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

7. слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастные» (висит на стене), «у стала» (устала);

8. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»;

9. замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги);

10. нарушение смягчения согласных - «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1. аграмматизмы - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят).

2. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла), «подороге».

III. Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно -пространственного восприятия, зрительно - моторной координации:

1. увеличение или уменьшение количества сходных элементов: п-т, и- ш, л – м, …;

2. замена второго не сходного элемента: и- у, б - д, и - ц...;

3. замена сходных элементов букв по расположению в пространстве: д-в, п- и...;

4. зеркальное письмо: Е - 3, У - Ч...

Особенности письменной речи у детей с дисграфией

У детей, обучающихся в массовых школах, встречаются различные формы дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Ниже представлены основные особенности письменной и устной речи детей-дисграфиков.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопро-изношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме.

При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка еще нет пока достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

— свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),

— звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

— твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т", ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:

— слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);

— сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»);

— раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).

Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:

— пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет», «мика» — «мишка», «лит» — «лист»);

— добавление гласного («палаток» — платок»);

— перестановка букв («коно» — окно»);

— пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.

Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

ДИСГРАФИЯ

При дисграфии отмечаются несколько групп ошибок, которые описанны в данном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ

(ДИСГРАФИЯ)

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение процесса письма проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

При дисграфии отмечаются следующие группы ошибок :

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и памяти:

Пропуски букв и слогов (трава – «трва», принёс – «пинёс»).

Перестановки букв и слогов (окно – «онко», взял – «звял», переписал – «пеперисал»).

Недописывание букв и слогов (красный – «красны», лопата – «лопат»).

Наращивание слов новыми буквами и слогами (трава – «тарава», бабушка – «бабабушка»).

Искажение слов (на охоту – «наотух»).

Замена одной буквы на другую (жуки – «зуки», банка – «панка»).

Нарушения смягчения согласных (васильки – «василки», смяли –«смали»).

2. Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

Слитное написание слов и их произвольное деление (наступила – «на ступила», висит на стене – «виситнастене», устала - «у стала»).

Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений. («Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная ему надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»).

3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:

Аграмматизмы («Саша и Лена «собираит» цветы. Дети сидели на «большими» стулья.»)

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (в кармане – «вкармане», прилетели – «при летели», по дороге – «подороге»).

4. Ошибки, обусловленные заменой по принципу оптического сходства букв и искажённое их написание.

Замены букв О-А («бонт», «куполся, «ураки», «глозки»),

Замены букв Б-Д («людит», «рыдолов», «»убача», «ядлоки»).

Замены букв И-У («прурода», «села миха», «на береги», «кукишка», «зелёный кист»).

и др.

Желаю успехов!


Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Конспект коррекционного занятия в старшей группе
с детьми нарушением зрения
Тема: «Путешествие в мир природы»
Части занятия:
Гимнастика для глаз.
Дидактическое упражнение «Живой лес».
Игра «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?».
Беседа о птицах с музыкальной загадкой.
Пальчиковая гимнастика «Паучок».
Конструирование «Гнезда для птиц».
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
Релаксация «Очарование».
Беседа о лесе и его обитателях.

Дидактическая игра «Найди на ощупь».
Логоритмика «Лесные звери».
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Игра «Правила поведения в лесу».
Пение песни «Добрый лес».
Материал, используемый на занятии:

«Бивизотренер» для выработки бинокулярного зрения.
Аудиокассета «Голоса птиц».
Музыка Ф. Маршетти «Очарование».
Карта путешествия, волшебная палочка, колпачки.
Цветные карандаши.
Песок, камни, ракушки, счётные палочки.
Мешочки с плодами (каштан, орехи, шишки, жёлуди).
Мешочки с лекарственными травами (валериана, мята, лаванда).
Знаки с изображением правил поведения в лесу.
Задачи:
1.Формировать у детей экологически грамотное отношение к природе, закреплять понятие о взаимосвязи животного и растительного мира с человеком.
2.Закрепить знания детей о деревьях: название, внешний вид, плод, лист. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения деревьев.
3.Расширять представления о перелетных и зимующих птицах: внешний вид, гнездование, пение, помощь человека.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук и ног. Учить использовать различные анализаторы в разных видах деятельности.
5.Развивать зрительно-двигательную координацию, тактильные ощущения, стимулировать и активизировать способность к воспроизведению предмета по точкам, силуэтному изображению.
6.Научить детей слышать звуки природы, прислушиваться, эмоционально на них реагировать.
7.Воспитывать умение беречь и охранять природу.
Ход занятия:
Дети, сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся с вами в путешествие в мир природы. Все у нас будет необычно. - Я буду не педагог, а «лесная фея», а вы будете моими помощниками «лесными гномами».
Я - волшебница и пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть волшебная палочка.
Я взмахну ею, и вы превратитесь в гномов (одевают колпачки).
Еще у меня есть карта, на которой схематично изображены наши помощники.
Назовите их (глаза, ухо, рука, нога, туловище, нос, рот). Они будут нам помогать. Итак, в путь.
Как вы думаете, что означает первый указатель на карте?(Глаза). Давайте подготовим наши глаза к путешествию. Снять очки (проводится гимнастика для глаз).
В небе солнышко сияет (глаза вверх),
В речке рыбок веселит (посмотреть вниз),
Ветер листьями играет (следить за движениями рук над головой),
А сова спокойно спит (глаза закрыть).
Ей приснился сладкий сон (широко открыть глаза) Вот бы не кончался он (часто поморгать).
-Ребята, а теперь оденьте очки. Послушайте, какие задания должны выполнить наши глаза.
Соединив точки, надо посмотреть, что же получится? Какое это животное?
Обвести трафареты, и назвать с какого дерева лист.
Нарисовать через стекло изображение. Пройдите к столам и выберите, что будете делать. Назовите, что у вас получилось на рисунках. Где все это можно встретить?
(Дети называют: листья деревьев, грибы, ягоды, животных).
-А сейчас мы поиграем в словесную игру «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»
Любит подберезовик лес, какой? (березовый). Дуб налево, дуб направо. Это что у нас? (дубрава). Сосны вышли на бугор. Лес, какой? (сосновый бор). Любит подосиновик лес, какой? (осиновый).
-Дети, скажите, кому нужен лес?Ответы:
В лесу чистый свежий воздух.
Это дом для животных, птиц, насекомых.
Из древесины делают бумагу, мебель, дом.
От леса человек получает грибы, ягоды, орехи.
Продолжаем путешествие.
-О чем говорит следующий указатель? (ухо). Нам предстоит что-то послушать. Присядьте на коврик и послушайте звуки природы. Какие звуки вы услышали?
(Ответы: пение птиц).
Голоса, каких птиц вы услышали? (воробья, синицы, голубя, соловья, вороны, журавля, утки).
Молодцы, вы внимательно слушали и узнали птиц по голосам. Какие птицы возвращаются к нам весной? (Жаворонки, скворцы, грачи, журавли, ласточки, стрижи, дикие утки).
Чем занимаются птицы весной?
Ответы:
Птицы приводят в порядок свое жилье.
Строят новые гнезда.
-Из чего птицы строят гнезда?(Ответы:
Грачи строят гнезда из длинных прутьев на высоких деревьях.

·Жаворонок вьет гнездо в траве.
Скворцы занимают скворечники, которые для них построили люди.
Ласточки вьют гнезда из глины и травы, соединяя их собственной слюной).
-Ваше новое задание подскажет новый указатель. Что это?(Рука). Чтобы руки хорошо трудились надо их потренировать.
«Паучина» (пальчиковая гимнастика)
Пау-паучина паутину шил,
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
Выглянуло солнце, Стало подсыхать.
Пау-паучина трудится опять.
-А сейчас подойдите к столам и постройте домики для птиц из разных материалов. Кто из чего хочет выложить гнездышко?
(Дети по желанию выкладывают скворечник, ласточкино гнездо, гнездо жаворонка. Выкладывают под песню «Здравствуйте, птицы»).
-Готовы скворечники, можно селиться. Готовы дома-терема.
Давайте снова подойдем к карте. Какой следующий знак?(нога). Что же интересное задание ждет нас впереди? Посмотрите на полянку, сколько на ней грибов, но собирать их нежноне руками, а пальцами ног. Снимите носочки, и, захватывая грибы пальцами ног, соберите их в свое ведерко.
- Вы хорошо потрудились, собрали все грибы, а теперь ложитесь солнышком на полянку, с вами поиграет солнечный зайчик.
- Снимите очки, положите на животики, следите за лучиком.
-А теперь закройте глазки, пусть они отдохнут.(Релаксация под музыку).
-Оденьте очки. Наше путешествие продолжается. Что подскажет следующий указатель на карте? (Человек). Что бы это могло быть?
(Выходит царь Берендей с корзиной).
Царь: Здравствуйте, гномы! Царь лесной я - Берендей.
Друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я лесной живу,
К людям редко выхожу.
Мое царство всех чудесней.
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха
И журчанье ручейка.
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой.
По лесу весь день брожу,
Охраняю тишину,
И со всем лесным народом
Разговаривать могут.
-Вот я сейчас и проверю, что вы знаете о лесе, о зверях и птицах.
Кого называют лесным доктором? (Дятел).
Кто является санитаром леса? (Муравьи, волки).
Какой зверь всю жизнь проводит под землей? (Крот).
Белка живет в дупле, а лиса? (В норе).
У зайца хвост короткий, а уши? (Длинные).
Кто полгода живет без обеда? (Медведь).
-На вопросы вы ответили, а вот задание потруднее (раздает мешочки с плодами). Садитесь на стульчики. Я буду показывать листок, а вы должны будете найти плод этого дерева и показать мне (подводится итог).
- А сейчас подвигаемся, как звери (физкультминутка «Лесные звери» в кругу).
У нас славная осанка - мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках:
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко,
Вот свернулся еж в клубок, потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Царь: Вы знаете, что многие животные и люди лечатся травами. Я тоже их собираю, сушу, раскладываю по мешочкам, но забываю их подписать. Вот и сейчас все мешочки у меня перепутались. Помогите мне (раскладывают траву на три стола: мята, валерьяна, лаванда).
Царь: Спасибо вам, гномы! Теперь я буду внимательнее и все буду подписывать. Да, ребята, лес для всех нас - родной дом и кормилец. И наша главная задача - сохранить и уберечь этот дом. А вы знаете как вести себя в лесу? Да. Сейчас проверим.
(«Правила поведения в лесу». Одни дети читают правила, другие находят картинки).
Царь: Молодцы! Знаете правила поведения в лесу.
Воспитатель: А ребята еще хотят спеть тебе песню «Добрый лес». Тем более, что последний указатель на карте указывает на рот.
Ребенок: Говорим тебе «Спасибо»
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!
Царь: Мои маленькие друзья, лес тоже благодарит вас за бережное отношение к нему и ваши знания и преподносит вам свои дары. (Орехи, грибы). А мне пора. До свидания!
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? А теперь я взмахну волшебной палочкой и вы снова - дети, а я - Надежда Михайловна. Занятие окончено. Наши дети подготовили подарки гостям.
(Дарят рисунки).

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...