Дедуктивный метод по чеснокову 5 кл. Где получить помощь

1. Орфография. История русской орфографии.

2. Фонемная основа русской орфографии.

3. Основные части русской орфографии.

4. Основные принципы русской орфографии: фонетический, морфологический, дифференцирующий, традиционный.

5. Понятие орфограммы. Список русских орфограмм.

6. Орфографический анализ слова и текста.

7. Отличие русской орфографии от орфографии родного языка

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Орфография (греч. оrthos ‘правильный’ и grapho ’пишу‘) – система правил написания слов. В орфографии выделяется пять разделов:

1) передача буквами фонемного состав;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) способы переноса части слова из одной строки на другую;

5) графические сокращения слов.

Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда графически возможных и отвечает определенному орфографическому принципу. Например, в слове портфель возможны следующие теоретические орфограммы: буквы о (может быть написано а ), р (может быть написано рр ), т (может быть написано д, тт, дд ), ф (может быть написано фф ), л (может быть написано лл ). Любая из этих замен будет орфографической ошибкой, при которой произношение слова остается прежним.

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами (общими основаниями для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой): морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий принципы.

Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип . Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. Например, корневая морфема –вод - пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: [во́д] ы, [вΛд] а́, [въд] яно́й, [вΛд"] и́чка, под[во́д] ный; корневая морфема –зем-/-земл-/земел - во всех словах пишется с гласной Е независимо от произношения: [з"имл"]я , [з"эмл"] и, [з"им"э́л "]ный, [з"имл"] и́стый, о́[з"ьм"] и т.д. Приставка от - пишется одинаково в словах [о́т] пуск, [о́д ]был, [Λт ]пусти́ть, хоть произносится по-разному. Суффикс –ск- в словах поль[ск]ий и де[ц]кий произносится по-разному, но пишется всегда -ск-; флексия –е- в дательном падеже в словоформах сосне и деревне также произносится различно, но орфографически передаетсяодинаково. Морфологический принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

Список орфограмм , относящихся к морфологическому принципу :

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова: го ра /го́ры/, хо дить /хо́д/, ро дной /ро́д/.

2. Правописание глухих и звонких согласных: мороз /морозы /, груздь /грузди /, лод ка /лодо чка/, поряд ки /порядо к/.

3. Правописание непроизносимых согласных: солнц е /солне чный/, прелестн о /прелесть /, сердц е /серде чко/.

4. Правописание суффиксов имен прилагательных: -н-, -онн-, -енн- и т.д.: лимонн ый, вещественн ый, станционны й.

5. Правописание «н» и «нн» в наречиях: искренн е /искренн ий/, нежданн о /нежданн ый/, путан о /путан ый/, ветрен о /ветрен ый/.

6. Правописание частицы НЕ с различными частями речи: не хорошо, не х одил, не р азбирая пути, не глубокая речка, не правда.

7. Правописание падежных окончаний существительных: книге /Д.п./, в деревне /П.п./, от станции /Р.п./, о счастье /П.п./.

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что написание соответствует звуковому облику слова. Обычно данный принцип проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме.

Список орфограмм , относящихся к фонетическому принципу :

1. Употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения мягкости согласных на письме: боль ной, борь ба, морковь , думать , печк а, каменщ ик.

2. Правописание приставок на согласную: из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас- и т.д.: воз раст, вос стание, рас сказ, раз бег, ис черпать, из влеченный.

3. Правописание гласных «ы», «и» после приставок: безы дейный, преды дущий, контри гра, сверхи зысканный.

4. Правописание сложных слов через соединительную гласную: земле трясение, паро ход, водо воз.

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что узаконено написание, закрепленное традицией. При передаче фонемного состава слова традиционный принцип орфографии применяется в тех случаях, когда проверка слабой позиции сильной позицией невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: со бака, то пор, са пог, вок зал, фут бол. В этих словах выбор букв не мотивирован (т.е. не объяснен) современными языковыми закономерностями.

Список орфограмм, относящихся к традиционному принципу :

1. Правописание непроверяемых безударных гласных в корнях слова: при ви легия, опти мизм, ми ни атюра, гума низм.

2. Правописание гласных «а», «и», «у» после шипящих: жи ть, ча сто, щу ка, ча щоба, чу до.

3. Правописание гласных «и», «ы» после шипящих и «ц»: цы ган, ци рк, ци тата, ци ркуль, цы пленок.

4. Правописание двойных согласных в заимствованных словах: милл ион, имм унитет, компромисс , режисс ер.

5. Правописание гласных «а», «о» на конце наречий: издавна , налево .

6. Правописание наречий через дефис: по-моему, по-прежнему.

7. Правописание числительных: девя носто, полто раста .

8. Дефисное написание частиц: все-таки, прямо-таки, так-таки.

Дифференцирующий принцип орфографии разграничивает на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог (имя существительное, в форме И.п., ед.ч.) – ожёг (глагол в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени); Орел (город) – орел (птица); компания (посевная, подписная) – компания (круг людей).

Список орфограмм, относящихся к дифференцирующему принципу:

1. Употребление прописных букв: В ерховный С овет.

2. Правописание чередующихся гласных в корне слова: а/о; и/е; а, я/им; а, я/ин: раст ение, зарос ли, заня ть, заним ать, забир аю, забер у.

3. Правописание гласных «о» и «е» после шипящих и «ц» в корне слова, в суффиксах и окончаниях: шё пот, дешё вый, ключо м, волчо нок.

4. Употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения грамматических форм: речь /сущ., ж.р., 3 скл./, мяч /сущ., м.р., 2 скл./.

5. Правописание разделительных твердого /Ъ/ и мягкого /Ь/ знаков: разъ ехаться, ладь я, предъ юбилейный, деревь я, воробь и.

6. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ: при нести, при украсить, при сесть, пре огромный, пре градить.

7. Правописание неопределенных и относительных местоимений: кое-кто, кто-то, не́кто, никто́.

8. Дефисное и слитное написание сложных имен существительных, имен прилагательных и наречий: северо-восток, давным-давно, паровозный, легкорастворимый, бледно-розовый, всемирно-историчечский.

9. Правописание приставок НЕ- и НИ-: не́где, нигде́.

10. Правописание омонимичных союзов: что бы, чтобы.

Основные принципы, на которых базируются правила слитного, раздельного и дефисного написания слов, определяются как лексико-синтаксический и словообразовательно-грамматический.

Лексико-синтаксический принцип основан на разграничении слова и словосочетания. На основе учета смысловых отношений строятся либо слитные, либо раздельные написания. С одной стороны, здесь могут быть свободные словосочетания: быстро режущий, скоро портящий, легко раненный, трудно произносимый ; с другой – сложные слова: быстрорежущий, скоропортящийся и т.д. В этом случае учитывается синтаксический признак: если первый компонент отвечает на вопрос к а к?, то он является самостоятельным членом предложения и пишется раздельно, например палата легкораненых бойцов и легко раненный в руку боец .

Этим же принципом руководствуются при разграничении наречий и существительных с предлогом: всматриваться (во что?) в даль смотреть (куда?) вдаль ; действовать (как?) наудачу надеяться (на что?) на удачу .

Словообразовательно-грамматический принцип определяет слитное или дефисное (полуслитное) написание сложных прилагательных и существительных с учетом формального критерия: наличие или отсутствие суффикса в первой части сложных прилагательных и соединительных гласных о и е в сложных существительных. Сравним написание следующих прилагательных: плодовиноградный и плодово -виноградный, ковроткацкий и коврово -ткацкий, жиромолочный и жирн о-молочный и т.п. Если в первой части сложного прилагательного суффикс отсутствует, то слово пишется слитно. Если же суффикс имеется, то слово пишется через дефис. Существительные с соединительными гласными о или е пишутся слитно: кусторез, лесозащита, железорудный, землемер, путеводитель ; существительные без соединительной гласной пишутся через дефис: сумка-коляска, касса-автомат, диван-кровать, дизель-насос, кафе-столовая и т.п.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Орфография».

2. Познакомиться со схемой № 7 «Орфографический анализ текста» (Там же. С.35). Проанализировать образец орфографического анализа текста (Там же. С.35-37).

3. Объясните, какой фонетический закон и какие фонетические закономерности лежат в основе орфографический правил.

1) Правописание безударных гласных в корнях слов.

2) Правописание Ё и О в корнях слов после шипящих.

3) Правописание Ы и И после приставок на согласный.

4) Правописание глухих и звонких согласных перед согласными и в конце слов.

5) Правописание сочетания согласных с выпадением одной из них при произношении.

6) Правописание приставок на З.

7) Употребление мягкого знака на письме.

4. Какое значение (фонетическое, морфологическое, разделительное) имеет Ь в написаниях данных слов?

Новь, степь, пень, ларь, речь, лечь, мышь, дождь, ешь, режь, пью, вьюга.

5. Какими правилами регулируется употребление букв И – Ы после Ц?

Ц…фра, ц…ркуль, панц…рь, толстые конц…, золотые венц…, ц…ган, ц…пленок, на ц…почках, ц…ц.

6. Употребите буквы О или Е (Ё) после шипящих в корнях следующих слов, относящихся к разным частям речи. Какими правилами регулируется выбор буквы О или Е? Какие из них соответствуют морфологическому принципу, а какие нет?

Ж…лтый, ж…лудь, заж…г (спичку), изж…га, крыж…вник, обж…ра, ож…г (на руке), подж…г (сарай), приш…л, сж…г (бумагу), трущ…ба, уш…л, ч…рный, ч…рствый, ч…порный, ш…в (на платье).

7. Вставьте пропущенные буквы и определите, к каким написаниям их следует отнести: опорным (определяемым произношением), проверочным или непроверяемым (беспроверочным).

1) Солнце скл…нялось к западу. Солнечный жар и блеск см…нялись ночной прохладой (Л.Толстой). 2) А восток все г…рит, разг…рается (Никитин). 3) И голод, и холод выносит, Всегда терпелива, р…вна (Некрасов). 4) Вожак пор…внялся с лошадью (Пушкин). 5) З…рево ярче оз…ряло снежный лес (А.Толстой). 6) В яме, мягко выстланной снегом, лежал дядя Петр, присл…нясь спиною к обг…ревшему бревну (Горький). 7) В саду пос…лилась осень, но листья нашей березы ост…вались зелеными и живыми (Паустовский). 8) З…л…тистые копны с…л…мы На токах на колхозных лежат (Исаковский). 9) Он так и бр…сался в глаза, и уд…вительно, что я не зам…чал раньше, какой ш…к…ладный бывает ольшаник в лесу (Солоухин).

8. Сгруппируйте данные слова в соответствии с принципами русской орфографии, которыми обусловлено употребление выделенных букв.

Прос ьба, пло вец, бес шумный, с губить, свечо й, сол нце, деше вый, парчо вый, земляной, сверчо к, цы ган, рас цвет, ши ть, (в) аллее , рас писание, (на) батарее , ни где, боре мся, ста рик, попла вок, спи лить, чест ность, пред писать, туче й, ключи к, веснушча тый, (к) дочери , сказ ка.

9. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их. В скобках укажите принципы орфографии, на которых основаны эти написания, и названия орфографических правил, которые нужно знать, чтобы правильно написать данные слова.

О б р а з е ц. Лучше поз…но, чем н…когда. Поздно (морфологический, правописание непроизносимых согласных), никогда (дифференцированный, правописание отрицательных местоименных наречий).

1) Ж…ть – Родине служить.

2) Вещ… хор…ша новая, а дру… - старый.

3) М…лч…нье – знак с…гласия.

4) На ч…жой р…ток не накин…шь пл…ток.

5) Не боги г…ршки обж…гают.

6) Нет м…лее дру…ка, чем р…димая матушк…

7) Уг…вор д…роже дене…

8) Хвост г…л…ве не ука…ка.

9) Хле… - соль еш…, а правду ре…ь.

10) Х…рош…е речи приятн… и слушать.

11) Ч…ет кошка, чье мясо с…ела.

12) За край р…дной иди бе…страшно в бой.

10. Произвести орфографический анализ следующих слов:

Молотьба, нисходить, низкий, входишь, пастбище, подыскать, чувство, сгореть, испечь, долина, предынфарктный, постинфарктный, сгибать, заря, девчонка, горячо, гигантский, грязища, домище, городишко, предсказать, здоровье, скосить, шило, агентство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемами письменного языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

2. Букчина Г.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. М., 1975.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой.- Ростов-на-Дону. 1997. С.77-86.

4. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 – Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и литература». Стерлитамак, 2003.

5. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990.

6. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М., 2000. С.159-162.

7. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. М., 1982 . С. 96-122.

8. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С.179-187.

9. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. С. 122 132.

10. Щерба Л.В. Основные принципы русской орфографии и её социальное значение // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Принципы русской орфографии - это своеобразный свод правил и нормативов, которые являются фундаментом для всей системы русского языка. Каждый принцип основывается на комплексе правил. Именно указанный комплекс правил и осуществляет связь принципа с фактическими явлениями в языке.

Основные принципы русской орфографии имеют четыре направления: морфологическое, традиционное, фонетическое и дифференциальное. Ознакомимся с каждым из направлений более подробно.

Морфологическое направление основано на требовании идентичного написания морфем. В качестве морфем выступают приставки, корни и суффиксы однородных слов. Его сущность можно определить и по-иному. Морфемы сохраняют свою структуру на письме, независимо от произношения, которое, основываясь на разных фонетических условиях, может звучать совершенно по-разному. В основу орфографии положен именно данный принцип. Существует определенная связь морфем с произношением. Она проявляется в виде передачи буквы для каждого индивидуального звука при разном расположении. Так, к примеру, гласные буквы могут произноситься совершенно иначе в зависимости от ударения, согласные меняют свое звучание, находясь рядом с гласными, либо Таким образом, независимо от звучания, морфемы одной и той же словоформы остаются без изменений.

Огромное разнообразие языка и широкий спектр звуковых и буквенных сочетаний делает именно морфологическое направление наиболее ценным из всех остальных. Оно позволяет изучить грамматику и орфографию языка без особых трудностей.

Кроме того, принципы русской орфографии предполагают наличие фонетического направления, которое особенно популярно среди учащихся. Оно базируется на том, что устное произношение слова должно полностью соответствовать написанию. Именно благодаря этому принципу в русском языке появилось чередование букв в пределах одной и той же морфемы.

Традиционное направление основывается на написании слов, которое закрепляется сложившимися нормами и правилами, независимо от произношения и прочих факторов. Примерами могут послужить слова, которые пришли в русскую речь из других культур и языков, не соответствующие правилам удвоения гласных и не подчиняющиеся правилам проверки. Также данное направление основано на большой разнице между звучанием слова и написанной версией. Все прочие принципы русской орфографии можно изучить, однако слова, подчиняющиеся данному принципу, необходимо запомнить.

Дифференцирующий принцип письма основывается на необходимости разделения смысловой нагрузки слов, в зависимости от их написания. На первый взгляд одно и то же слово может нести разное значение. Изменение одной из букв позволяет распределить между смысловыми нагрузками.

Принципы русской орфографии и пунктуации формируются на основе всех существующих правил в русском языке, и представляют собой фундамент для грамотного изложения речи на бумаге. Весь язык состоит из комплекса основных принципов, наиболее весомым из которых является морфологический.

Важной составляющей речи выступают принципы русской орфографии вспомогательного характера. К ним можно отнести принципы удвоения согласных, принципы слитного и раздельного написания предлогов, а также принципы, объединяющие правила использования дефиса. Можно сделать вывод, что широкий спектр орфографических принципов обусловил разнообразие русского языка. Исключение составляют слова иностранного происхождения, которые не подчиняются правилам, и для их правильного написания их стоит запомнить. Именно благодаря множеству принципов и правил русская речь относится к числу наиболее мелозвучных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хотелось что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще, как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу.

В то время как большинство средств сообщения, включая речь, носят моментальный характер, ограничены во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезают непосредственно в процессе реализации, написанное слово может преодолеть время и пространство, обладает, следовательно, некоторой временной протяженностью.

Письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря ему люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.

Письмо - это важнейшее средство передачи речи на расстояние или закрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков или изображений, передающих те или иные элементы речи - целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки.

Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации.

Язык есть система знаков, являющийся основным средством общения. Письменность - система знаков, закрепляющая язык. Письмо все время развивается, поэтому его необходимо изучать.

Орфография (греч. orthos правильный, grapho- пишу)- раздел языкознания, который изучает правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.

Объектом данного реферата является орфография.

Главная цель работы - рассмотреть принципы русской орфографии.

1. Что такое письменная речь?

Письменная речь - речь, изображенная на бумаге, пергаменте, бересте, камне, полотне с помощью специальных графических знаков (знаков письменности), предназначенных для изображения звуков речи. Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная. В разные периоды истории языка существуют разные виды отношений между письменной и устной речью.

Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге применению и выработке боле сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи, возникновению других её особенностей и приводит к расхождению этих двух форм речи.

Письменная речь является необходимой для многих стилей литературного языка: научного, официально - делового. Так, заявления, жалобы и тому подобные жанры существуют лишь в письменной форме.

Художественная литература также существует в форме письменной речи, хотя может быть реализована и в устной форме (например, чтение художественных произведений актерами и чтецами, театральные спектакли, любое чтение вслух). В отличие от этого устное народное творчество - фольклор имеет в качестве первичной формы существования устную, записи же фольклора являются вторичной формой его реализации. Для русского языка первая фиксация письменной речи относится к 11 веку.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Письмо - это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени.

2. Орфография

Если бы алфавит был составлен по принципу: «количество букв соответствует количеству фонем языка», то вопрос об орфографии наполовину бы отпал. Но так как идеальных алфавитов нет и они складывались исторически, отражая разные тенденции, то употребление алфавита в письме нуждается в орфографических правилах. Кроме правил употребления букв для передачи языка, существуют и иные правила письма, как, например, слитное и раздельное написание слов, правила переноса.

Таким образом, орфография - это совокупность норм или правил практического письма. Основные правила орфографии регламентируют:

1) обозначение звуков/фонем на письме, использование буквенных знаков для их обозначения в составе морфем, слов, словосочетаний;

2) использование на письме прописных и строчных букв (ср., например, употребление в русском и многих других языках прописных букв при написании имен собственных, в немецком языке -- всех имен существительных);

3) слитное, полуслитное (дефисное) и раздельное написание слов и их частей;

4) деление слов при переносе их частей с одной строки на другую.

Особую область орфографии составляет написание заимствованных слов, которое нередко характеризуется специфическими особенностями (ср:. например, особые правила обозначения согласного [j] в русской орфографии для слов типа Йемен, фойе, Йорк, йог, йод, майор, район, батальон, почтальон ). Можно говорить также об особых в каждом языке правилах графических сокращений слов или словосочетаний.

Иногда к числу правил орфографии относят и правила употребления знаков препинания. Написание, определяемое правилами орфографии, выбираемое из ряда возможных, называется орфограммой (от греч. orthos -- `правильный" и gramma-- `письменный знак"). Примерами орфограмм в русском письме могут служить:

1) написание буквы а/о в безударных слогах таких слов, как борода, голова, дорогой ;

2) написание буквы з/с на конце приставок; написание окончания родительного падежа единственного числа мужского рода - ого ;

3) написание -ться/- тся в глагольных формах;

4) обозначение суффикса -н-/-нн- в страдательных причастиях прошедшего времени и в отпричастных прилагательных;

5) употребление строчной или прописной буквы в начале слова;

6) слитное или полуслитное написание слова;

7) место деления слова при переносе;

8) характер сокращения слова.

Среди правил орфографии центральное место занимают правила, касающиеся обозначения звуков/фонем на письме -- в составе морфем или слов/словоформ. Эти правила опираются на конкретные принципы орфографии. Важнейшими из них являются морфологический, фонетический и традиционный (исторический).

3. Принципы русской орфографии

Современное русское правописание регламентируется «Правилами русской орфографии и пунктуации», действующими с 1956 г. Принятие этих правил имело в свое время очень важное значение для упорядочения русского письма. Это был первый общеобязательный, законодательно закрепленный свод правил, устранивший значительный разнобой в русском правописании. Раньше писали, например: идти и итти, прийти и придти, пенснэ и пенсне, диета и диэта, танцевать и танцоватъ, деревенеть и деревянеть, дощатый и досчатый, веснущатый и веснушчатый, чорт и чёрт, как-раз и как раз; некоторые заимствованные слова писались то с одной согласной буквой, то с двумя: ил(л)юстрация, диф(ф)еренцировать, коэф(ф)ициент, парал(л)елограм(м) и др.

Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук может быть обозначен вариативно.

Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, фонетического, традиционного (исторического) и принципа дифференциации значений.

Правила орфографии могут строиться на базе различных принципов.

В своей основе русское правописание - морфологическое, соответственно главный принцип русской орфографии - принцип морфологический. Сущность его заключается в том, что он требует единства написания значащих частей слова. Написание, например, корня

-дом- сохраняется во всех однокоренных словах, несмотря на то что его произношение в разных словах этого ряда - разное (ср.: дома, домашний, домовой, домохозяйка и т.д.) .

Точно так же соблюдается единство написания большинства суффиксов, приставок и окончаний. Этот принцип связывает отдельное слово с родственными ему словами.

Морфологический принцип требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный состав слова, он предполагает единообразие, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова. К числу таких несоответствий письма и произношения относятся: безударные гласные в разных морфемах - в корне, приставке, суффиксе, окончании; оглушение звонких и озвончение глухих согласных в слабых позициях; непроизносимые согласные; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний: [синиэва]- синего, [кан`эшна] - конечно и мн. др.

Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определённых звеньях речи. При этом расхождение между написанием и произношением осуществляется при морфологическом написании на основе строго определенных соотношений с произношением. Морфологическое написание является следствием понимания ищущим структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме. Способ письма с единообразной графической передачей значимых частей слов облегчает при чтении «схватывание» смысла.

Сохранение на письме графического единства одних и тех же морфем там, где это возможно, является характерной чертой русской орфографии. Единообразие написаний значимых частей слов достигается тем, что в русском письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя:

а) понимание значения проверяемого слова или сочетания слов, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить грамматическую форму слова и т.п.;

б) анализ морфемного состава слова, умение определить место орфограммы - в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании, что необходимо для выбора и применения правила;

в) фонетический анализ, определение ударяемых и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение сильных и слабых фонем, позиционных чередований и их причин. Далее - решение орфографической задачи по алгоритму.

Необходимо отметить, что усвоение написаний, соответствующих морфологическому принципу, не может быть эффективным без прочных речевых умений учащихся: выбора слов, образования их форм, построения словосочетаний, предложений.

Издавна морфологический принцип в правописании считается основным, ведущим, так как он обеспечивает ведущую роль семантики. Но в последние десятилетия на роль ведущего принципа претендует новый, фонематический принцип.

Следующий принцип, который мы рассмотрим - фонематический принцип.

В современной фонологии (раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе) принято считать, что если два или несколько звуков чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством. Это фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков. Так, фонема [о] может быть представлена следующими звуками, регулярно воспроизводимыми в речи носителей русского языка: сильная позиция - под ударением [дом] ; слабая позиция - безударный [дама] .

Фонематический принцип орфографии гласит: одна и та же буква обозначает фонему (не звук!) в сильной и слабой позициях. Русская графика - фонемная: буква обозначает в ее сильном варианте и в слабой позиции тоже в той же морфеме, разумеется. Фонема - смыслоразличитель. Буква, фиксируя фонему, обеспечивает единое понимание значения морфемы (например, корня) независимо от вариантов ее звучания.

Фонематический принцип объясняет в основном те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно объясняет, почему при проверке безударной гласной буквы следует ориентироваться на ударяемый вариант, на сильную позицию морфемы.

Фонематический принцип позволяет объединить многие разрозненные правила: проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; способствует пониманию системности в правописании.

Морфологический и фонематический принцип не противоречат один другому, но углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабой позиции через сильную - от фонематического; опора на морфемный состав слова, на части речи и их формы - от морфологического принципа.

Через единообразное обозначение морфем достигается единообразное написание слов, что является конечной целью орфографии.

Морфологический принцип орфографии характеризуется высокой осмысленностью и значительной простотой. Орфография, основанная на морфологическом принципе, представляется наиболее совершенной и перспективной.

Однако морфологический принцип не охватывает всех без исключения написаний. Есть случаи, когда написания не подчиняются ему и даже противоречат. Поэтому наряду с морфологическим выделяются: фонетический, традиционный (исторический) и дифференцирующий принципы.

Фонетический принцип определяет такое письмо, в котором буквами последовательно обозначаются реально произносимые в каждом конкретном случаи звуки, т.е. опорой для правописания является произношение. Фонетический принцип используется в сербском, белорусском, частично в русском языках. По этому принципу в русском языке пишутся:

а) конечные согласные в приставках на з/ c : безоблачный, безрадостный, бесполезный;

б) правописание о или а , в приставке раз- - рас-, роз- - рос-

розыск - разыскать, россыпь - рассыпать

в) ы после ц : цыган, огурцы, синицын.

Русская орфография складывалась в процессе длительного исторического развития, поэтому в ней довольно много написаний, уже не соответствующих ни основному ее принципу, ни современному положению дел. Так, в древнерусском языке звуки ж и ш были мягкими и после них следовало писать и . В современном русском языке эти звуки уже твердые, но мы, отдавая дань традиции, продолжаем писать после них не ы , а и : жить, шить . Сохраняется также старинное написание окончаний прилагательных

-ого , -его , хотя в современном языке на месте г мы произносим в . Написания, объясняемые историей языка, историей слова, называются традиционными.

По традиционному принципу слово пишется так, как оно писалось в старину или как в том языке, из которого оно заимствовано. Этот принцип иногда называется историческим, т.к. традиционные написания складывались исторически, некоторые из них могут быть объяснены действием исторических фонетических закономерностей.

Иногда эти написания называют этимологическими, т.к. они отражают историю слов. Но традиционные написания не всегда отражают этимологию слов, а часто прямо противоречат ей:

завтр а к завтр о к (за у тр о к, утро)

к а лач к о лач (около)

ст а кан ст о кан (сток, стечь)

Традиционный принцип написания состоит в сохранении написаний, не объяснимых с точки зрения современного произношения или современного строения слова. Эти написания запоминаются.

Устная форма языка изменяется гораздо быстрее, чем письменная, поскольку устная речь изменяется спонтанно, в то время как орфографическая норма создается сознательно, изменения в нее вносятся только тогда, когда противоречие между написанием и произношением становится очевидным. По этой причине в языках с длительной письменной традицией часто сохраняются не оправданные современным состоянием языка написания.

Традиционный принцип орфографии не мотивирован законами языка. Он отражает возникшую в письменной коммуникации традицию.

Дифференцирующий принцип - это написание двух слов или форм, которые фонетически совпадают, но имеют разные значения, т.е. являются омофонами:

рос (роса) - роз (роза), стыла - (стыть) - с тыла (тыл), поджог (сущ.)- поджег (глагол).

Дифференцирующий принцип обладает малым радиусом действия, определяя написание омонимов. В соответствии с этим принципом написание отражает стремление разграничить омонимы, передавая полностью их звуковой облик разными графическими способами: ожЕг -ожОг; баЛ - баЛЛ и т.п. Первая пара омонимов представляет собой омоформы (звучание лексем совпадает не во всех словоформах), относящиеся к различным частям речи. В таком случае разграничение омоформ на письме соответствует грамматическому принципу: гласный Е пишется в глагольных словоформах, гласный О - в словоформах существительного. Слова второй пары не противопоставлены по грамматическим значениям, слова баЛ - баЛЛ пишутся по-разному в соответствии с дифференцирующим принципом. Этот принцип вторичен. Он не определяет графический облик слова, а "наслаивается" на фонетический и морфологический принципы. Согласно дифференцирующему принципу морфема имеет постоянный план выражения в письменной форме (как предполагает и морфологический принцип), однако звуковые составы морфем, совпадающие в устной форме, на письме передаются различными способами (что ограничивает сферу применения фонетического принципа) с целью отражения различий в лексическом значении.

Дифференцирующий принцип имеет очень узкую сферу применения - различение на письме некоторых омонимов (омофонов). Поэтому его обычно даже не считают принципом, а говорят лишь о дифференцирующих написаниях.

Итак, знание основных принципов русской орфографии позволяет обобщать изученные правила, находить в них единую закономерность. Орфография необходима для обеспечения полноценной коммуникации.

Таким образом, орфографическую систему русского языка определяет совокупность принципов, главным из которых является морфологический.

Современная орфографическая норма требует знания,

во-первых, более ста орфографических правил,

во-вторых, большого количества исключений из правил и,

в-третьих, правописания так называемых словарных слов, т.е. слов, написание которых не регулируется правилами.

«Правила русской орфографии и пунктуации», вышедшие в свет в 1956 г., готовились еще в 30-е годы XX в. Понятно, что со временем они «отстали от жизни», не отвечают в полной мере современному состоянию русского языка и орфографической практике и потому нуждаются в уточнениях, поправках - ведь язык, за письменное отражение которого отвечают правила правописания, находится в постоянном движении, развитии.

За полвека в языке, естественно, произошли изменения, расшатывающие правила правописания, появились новые слова, типы слов, конструкции, написание которых правилами не регламентировано и потому испытывает колебания. Мы видим, как много новых слов вошло в язык в наше время: дилер, киллер, офшор, дефолт, риелтор, карате и многие, многие другие. Не всегда ясно, как их писать. Среди этих новшеств есть языковые единицы, стоящие на грани между словом и частью слова: мини, миди, такси, видео, аудио, медиа и другие повторяющиеся первые части сложных слов. Естественно, что в Правилах 1956 г. нельзя найти сведений о том, как писать их со следующей частью слова - слитно или через дефис.

В ходе пользования действующими правилами в них обнаружились неточности и непоследовательности, к тому же некоторые языковые явления были правилами изначально не охвачены. Это вызывает затруднения для пишущих и обучающихся русскому письму, провоцирует разнобой в орфографической практике. Например, в Правилах 1956 г. указаны только три слова, в которых после твердого согласного должна писаться буква э: мэр, пэр и сэр, тогда как в орфографическом словаре с буквой э закреплены также слова мэтр (?мастер, учитель?), пленэр, рэкет и некоторые другие, более редкие и узкоспециальные. В своде правил нет рекомендаций по употреблению буквы й. Понятно, что Правила 1956 г. нуждаются в некотором пересмотре. Он вполне оправдан и даже необходим. Принятие поправок, уточнений и дополнений к утвержденным уже более чем полвека назад правилам правописания - дело совершенно естественное: письмо должно, хотя и с отставанием, но все же «поспевать» за языком.

Заключение

Очевидно, что русская орфографическая система объективно сложна. Активные процессы в области лексики, пополнение литературного языка новыми словами, преимущественно заимствованными, вносят дополнительные сложности. Как правильно: брэнд или бренд , оффшор , офшор , оф-шор или офф-шор , фитнес или фитнесс ? Слов, написание которых не упорядочено и вызывает серьезные затруднения, все еще очень много. устная речь орфография пунктуация заимствованый

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).

Невозможно знать, как пишутся все существующие в языке слова. Очень важно знать те нормативные источники, к которым нужно обращаться, когда возникает та или иная проблема.

Список литературы

1. Учебник «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина (Москва, ACADEMIA 2001).

2. Русский язык энциклопедия//Советская Энциклопедия - 1979 - 431 С;

3. Немченко В. Н. Введение в языкознание//Дрофа - 2008 - 705 С;

4. Реформатский А. А. Введение в языковедение//Учебное издание - 2003 - 536 С.

5. Граник Г.Г. Бондаренко С. М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991 г.

6. Григорьев В.П. Графика и орфография у Вознесенского. /Нерешенные вопросы Русского правописания. М., 1974 г.

7. Григорьева Т. М. История русской орфографии: XX век. Красноярск, 1993 г.

8. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение орфографии и пунктуации английского языка, правила расстановки знаков пунктуации, верное написание слов, применение правила переноса. Различия в написании между американским и британским вариантами английского языка. Образцы составления писем.

    доклад , добавлен 09.10.2009

    Сущность понятия орфографии. Ее основные признаки, морфологический и фонематический принципы. Структура орфографического действия. Умение позиционно оценивать звук и буквы в слове. Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости.

    презентация , добавлен 31.03.2015

    Основные разделы орфографии. Фонематический принцип русской орфографии. История русской пунктуации. Пунктуация древних памятников XI-XIV веков. Русская пунктуация XV-XVII веков. Знаки препинания как средства грамматического членения речи по Смотрицкому.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Выполнение заданий по пунктуации и орфографии русского языка. Расстановка ударения и повторение транскрипции слов. Значение и смысл фразеологизмов. Повторение падежей, лексическое значение слов. Специфика составления заявления, резюме и доверенности.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2012

    Краткая история развития орфографии. Фонетический, традиционный, морфологический принцип. Русская дореформенная орфография, правила употребления упразднённых букв. Реформа кириллицы в 1708-1710 гг. Исключение букв "ять", "фита", "I" из русского письма.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Лексическое значение слов. Словари русского языка. История возникновения устойчивых словосочетаний (фразеологизмов). Правила расстановки ударений в словах. Морфемный разбор слов, правила орфографии. Морфологический и синтаксический разбор словосочетаний.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2015

    Принципы классификации звуков речи. Характеристика основных фонетических единиц. Понятие фонемы, как единицы языка. Орфоэпические и акцентологические нормы. Ошибки в произношении некоторых грамматических форм. Правила произношения заимствованных слов.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Формы существования языка. Основные требования, предъявляемые к устной и письменной речи. Краткая история русского литературного языка. Произносительная сторона речи. Требования литературной правильности, благозвучия. Влияние классовых жаргонов.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Правописание сложных прилагательных. "Правила орфографии и пунктуации" и рекомендации орфографических словарей о написании сложных прилагательных. Причины орфографического разнобоя. Правописание сложных прилагательных и орфографическая практика.

    Общая характеристика форм речи. Устная форма речи. Письменная форма речи. Специфика норм письменного кодифицированного языка. Сходства и различия между устной и письменной формами речи.

Фонетический принцип орфографии традиционно понимается как такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словоформах обозначаются на основе прямой связи "звук - буква", без учета каких-либо иных критериев.

Коротко этот принцип определяется девизом "пиши, как слышишь".

Но очень важным является вопрос, какие же звуки следует обозначать при фонетическом принципе, с какой их детализацией.

В практическом письме, каким является любое буквенно-звуковое письмо, и при фонетическом принципе правописания могут и должны обозначаться только фонемы.

Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина "фонема" можно было бы назвать фонемным принципом правописания, но поскольку последний термин в современной лингвистической литературе (учеными МФШ) используется в другом смысле (см. об этом ниже, с. 145 и след.), удобнее оставить для него прежнее наименование1.

Фонетический принцип как определенное орфографическое начало провозглашается тогда, когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (если они имеют место). Фонетический принцип - это такой принцип обозначения фонем, когда фонемы слабых позиций, с которыми чередуются фонемы сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам слабых позиций на основе прямой связи "фонема - адекватная ей буква"2.

Но в сферу фонетического принципа попадает и обозначение некоторых фонем сильных позиций. Это обозначение ударного гласного /о/ после шипящих (как это имеет место и при морфологическом принципе), что связано с "переходом" /э/ в /о/ и особенностью буквенного ряда е - ё - о, например: галчонок, шапчонка и др.

Фонетический принцип - антагонист морфологического принципа. Орфограммы, пишущиеся по фонетическому принципу, могут, если это будет сочтено целесообразным, писаться по морфологическому принципу; именно поэтому их принято считать нарушениями морфологического принципа.

Орфограмм, отвечающих фонетическому принципу, в русском правописании немного. Рассмотрим их.

1. Написание приставок с конечным з: без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-).

Морфологически эти приставки следовало бы писать всегда с з, т.е. следовало бы писать не только безболезненный, но и "безпартийный", не только избежавший, но и "изпачканный" и т.д. Именно так, не меняя графического вида, пишутся все остальные приставки: спел и сдал, отплатил и отблагодарил, подсел и подбежал и т.д.

Между тем приставки на -з мы пишем, исходя из фонетического принципа: они пишутся то с буквой з, то с буквой с в зависимости от произношения (см. "Правила...", § 50). По закону чередований звук /з/ перед следующим глухим согласным заменяется на /с/, и это звуковое чередование, вопреки морфологическому принципу, отражается на письме:

Нельзя не отметить того, что приставки на -з пишутся не полностью фонетически. Так, в словах безжалостный и бесшабашный на месте конечного орфографического з в приставке без- звучит /ж/, а на месте конечного орфографического с в приставке бес- звучит /ш/. В этих словах происходит иное по своему характеру чередование - чередование по месту образования.

Таким образом, фонетичность написания приставок на -з имеет предел: она ограничивается показом на письме либо звонкости, либо глухости конечного согласного звука приставки перед последующими звонкими (перед которыми пишется з) и глухими (перед которыми пишется с) согласными. Имеется здесь и одно своеобразное исключение. Слово безвкусный пишется с орфографическим вариантом без-, хотя на месте орфографического з в приставке произносится глухой звук /с/: бе/с/вкусный (перед последующим глухим звуком /ф/, произносимым на месте буквы в). Но поскольку на письме мы видим знак звонкого согласного, а именно букву в, а не ф, то приставку без- пишем с буквой з (т.е. со знаком звонкого согласного) применительно к последующей букве в(знаку звонкого согласного), а не к обозначаемому ею глухому звуку /ф/. Здесь реальное звучание отступает в нашем сознании перед силой воздействия буквы1.

2. Написание приставки роз-.

В написании этой приставки, помимо отражения чередования /з/ с /с/ - роздал, но роспись, - отражается еще и позиционное чередование ударного /о/ с безударным /а/. В "Правилах..." сказано: "...не под ударением всегда пишется приставка раз- (рас-), например: разда?ть (при ро?здал), расписа?ние, распи?ска (при ро?спись)".

Таким образом, приставка роз- имеет четыре письменных варианта: роз-, рос-, раз-, рас-.

Изъятию безударных вариантов раз- (рас-), т.е. возможности писать "раздать" вместо принятого сейчас разда?ть (так как есть ро?здал); "росписка" вместо принятого сейчас распи?ска (так как есть ро?спись) и т д., мешают некоторые случаи ударения на /а/:ра?звит, ра?звито, ра?звиты - от развито?й; ра?звит (наряду с разви?т), ра?звито (наряду с разви?то), ра?звиты (наряду с разви?ты) - отразви?тый1.

Но фонетичность написания гласного в приставке рoз- долгое время была ограничена одним исключением: слово розыскно?й с безударным /а/ писалось с о (так как ро?зыск). Последнее издание Орфографического словаря русского языка (М., 1991) дает написание этого слова с а - разыскной, разыскник (см. с. 305).

3. Написание ы вместо начального и (по произношению) в корне после приставок2, оканчивающихся на твердый согласный:безыскусственный, изысканный, безыдейный, предыюльский и т.п.3

Эти написания являются фонетическими. После приставок, оканчивающихся на твердый согласный, произносится в соответствии с фонетическими законами русского языка /ы/.

До выхода в свет в 1956 г. "Правил русской орфографии и пунктуации" ы вместо этимологического и после приставок писалось только в русских словах (разыграть, розыск и т.п.), в иноязычных корнях по правилам писалось и ("безидейный", "безинтересный" и т.п.). Поскольку в современном языке такие слова, как идея, интерес, история и мн. др., уже не воспринимаются как иноязычные, в 1956 г. было признано целесообразным дать единое правило как для русских, так и для заимствованных слов. И действительно, пишущий не всегда легко

может определить, является ли корневая часть слова заимствованной. Не случайно поэтому были и колебания: безидейный ибезыдейный, безинтересно и безынтересно, имевшие место в практике печати до выхода в свет "Правил..." 1956 г.

Написание начального и в корне после твердых согласных сохраняется в настоящее время после русских приставок меж- и сверх-, а также после иноязычных приставок и частиц. После приставки меж- и пишется в силу общего правила, согласно которому после ж не пишется ы, а после сверх- - потому, что русскому языку не свойственны сочетания гы, кы, хы. После иноязычных приставок и сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть и осознать корень, например в слове субинспектор и т.п., и благодаря этому быстрее понять слово. Правило изложено в § 7 "Правил русской орфографии и пунктуации".

4. Написание о в суффиксах -онок, -онк(а) после шипящих: галчонок, шапчонка и т.п. (ср.: совенок, избенка и т.п.). Морфологическому принципу отвечало бы написание с е.

Традиционно считалось отвечающим фонетическому принципу написание е/о после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных, а также написание е/о в суффиксе -ок- (-ек-) после шипящих1. Но эти написания можно рассматривать как морфологические (см. выше, с. 109).

В общей системе русского правописания, построенной на морфологическом принципе, написания, основанные на фонетическом принципе, как выпадающие из системы, затрудняют пишущих в большей степени, чем морфологические, и им следует поэтому уделять особое внимание.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что такие написания, как дом, трюм, пол и т.п., не входят в сферу действия фонетического принципа (как не входят они и в сферу действия любого другого орфографического принципа). Здесь нет орфограмм2.

Не отвечают фонетическому принципу и такие написания, как страна, сук и т.п.3 Буквы а и к пишутся не на основе прямой связи "фонема - буква", а на основе морфологических сопоставлений (страна?, так как стра?ны; сук, так как суки?), т.е. по морфологическому принципу.

1 Фонемографией называл такой способ письма Бодуэн де Куртенэ: "...фонемография обозначает односторонний, исключительно фонетический способ письма, при котором не принимается во внимание распадение предложения на синтагмы или синтаксические элементы и слива - на морфемы, т.е. морфологические элементы. Напротив, в морфемографии обращается внимание на психическое родство, т.е. ассоциации по сходству предложения с другими предложениями и слова с другими словами" (Бодуэн де Куртенэ И.А. Влияние языка на мировоззрение и настроение ; то же в кн.: Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2. С. 332.

2 Название "фонематический" (а не "фонетический") принцип используют для этих случаев: Маслов Ю.С. (Введение в языкознание. М., 1987. С. 259); Зиндер Л.Р. (Очерк общей теории письма. Л., 1987. С. 91); Селезнева Л.Б. (Современное русское письмо... Томск, 1981. С. 56).

1 Буквенный аспект правила о приставках на -з отмечали Моисеев А.И. (Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. М., 1980. С. 233); Кузьмина С.М. (Теория русской орфографии. М., 1981. С. 251).

1 См.: Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. М., 1959. С. 484;Орфоэпический словарь русского языка. М., 1983. С. 480.

2 Ы вместо и (по произношению) пишется и в приставке из-, если она следует после другой приставки: сызнова, сызмальства.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...