Ууд на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук

16.01.2017

Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях

Шабалина Надежда Николаевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №51» ОАО «РЖД», г. Рыбное

Коррекция нарушений звукопроизношения, 1 класс. Технологическая карта логопедического занятия

Тип занятия: Открытие новых знаний.

Цель: Создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Автоматизировать навык правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях;

Формировать усвоение форм словоизменения существительных (творительный падеж с предлогом «С»);

Закреплять умения в составлении словосочетаний и предложений, установлении связи слов в предложении;

Коррекционные:

Совершенствовать функцию фонематического анализа и фонематического восприятия;

Активизировать словарный запас;

Развивать речевое дыхание через выполнение специальных упражнений; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку;

Развивать словесно-логическое мышление;

Развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

Мотивировать к занятию путем вовлечения обучающихся в учебную деятельность;

Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Формировать умение определять цель деятельности;

Закреплять навык самоконтроля за выполнением поставленных задач, как в целом, так и пошагово;

Формировать умение оценивать результат своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено.

Познавательные УУД:

Формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Формировать умение извлекать информацию из схем;

Формировать умения для решения проблем поискового характера;

Формировать умение классифицировать, на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

Планировать свою деятельность совместно с учителем;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий;

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Осознанно строить речевое высказывание, давать оценку своим действиям;

Договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

Учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат;

Формировать положительную учебную мотивацию.

Форма работы:

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

Речевой материал (слова, словосочетания, предложения для автоматизации звука [р]);

Раздаточный материал: игра «Собери картинку» (Приложение 1), игра «Пицца» (Приложение 3), зеркала, слова скороговорки (Приложение 5), карандаши, тетради, клей;

Демонстрационный материал: схема для характеристики звука [р] (Приложение 2), файл (формат *.pptx) «Назови цвет» (приложение 4);

Персональный компьютер учителя-логопеда, проектор, доска.


Этап

Задачи

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организация деятельности обучающихся

Подготовка обучающихся к учебно-речевой деятельности. Психологический настрой.

Здравствуйте, дети! Рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии по развитию правильного звукопроизношения.

Включение детей в деловой ритм.

Личностные: умение позитивно настраиваться на работу.

Для чего нужно правильно произносить звуки?

Отвечают.

2.Формулирование темы занятия. Целеполагание и мотивация.

Определение темы, постановка задач.

Развитие навыков фонематического восприятия.

Закрепление произношения звука в словах.

Нацеливает детей на формулировку темы, цели и задач урока.


Личностные : самоопределение;познавательные:

анализ с целью выделения признаков; регулятивные: целеполагание, планирование;

коммуникативные умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, умение договариваться.

Откройте конверты №1. (приложение 1). Соберите разрезные картинки, работая в паре с соседом.

Собирают разрезные картинки.

Назовите картинки правильно.

Называют картинки.

1 пара: рак, рабочий, ранец,

радуга, робот, рыжик,

ракета, роза, ручка, руль, рыба;

2 пара: забор, мухомор, комар, повар, топор,

сыр, костер, светофор, помидор, самовар, свитер, клевер

Назовите общий звук во всех словах.

Называют общий звук [р].

Сформулируйте цель нашего занятия.

Формулируют цель занятия.


Перед вами план сегодняшнего занятия:

1. Рассказ о звуке.

2. Гимнастика для языка.

3. Дыхательные упражнения.

4. Звук [р] в словах.

5. Звук [р] в словосочетаниях.

6. Гимнастика для глаз. Физкультминутка.

7. Звук [р] в предложениях.

8. Составление скороговорки.


Прочитайте план занятия.

Озвучивают план занятия.

3. Актуализация знаний.

Уточнение артикуляции.

Закрепление знаний о звуке, букве, соотнесение звука и буквы.

Назовите первый пункт плана.

Называют.

Познавательные: поиск и выделение информации из схем; регулятивные : пошаговый контроль.

Произнесите звук. Расскажите по схеме, что делают губы, зубы, язычок. (Приложение 2)

Дают характеристику органов артикуляции с опорой на схему-алгоритм.

Охарактеризуйте воздушную струю.

Дают характеристику воздушной струи.

Дайте характеристику звука [р].

Дают характеристику звука.

Какой буквой обозначается?

Называют букву.

Нарисуйте невидимую букву Р в воздухе.

Прорисовывают букву в воздухе.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие навыков произвольной артикуляции

Назовите второй пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Выполняют гимнастику перед зеркалами.

Упражнения:

«Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик».

Дыхательная гимнастика.

Развитие речевого дыхания через выполнение специальных упражнений.

Назовите третий пункт плана

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция, самооценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.


Выполняем дыхательную гимнастику.

Представьте, что перед вами свеча. Нужно легко и долго дуть на «пламя», чтобы «пламя» было послушным, ложилось, но не гасло. Я буду считать до 10.

Все справились с заданием?

Выполняют упражнение «Свеча» 5 раз.


Выполняем упражнение «Егорки».

Вместе со мной повторяйте: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки…». Вдыхаем воздух через нос и на одном выдохе считаем: «Раз, Егорка, два …»

Выполняют упражнение «Егорки».

У кого сколько «Егорок»? Отвечаем полным предложением.

Отвечают.

4. Подготовка к усвоению нового опыта произношения звука.

Закрепление произношения звука в словах. Развитие фонематического анализа.

Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном падеже с предлогом «С».

Активизация словаря.

Прошу вас назвать четвёртый пункт плана.

Называют.

Познавательные

анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации; регулятивные: умение сохранять учебную задачу, контроль, оценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли.

Откройте конверты № 2.

Объясняю правила игры «Пицца». (Приложение 3)

Игровым пособием служит картонный круг (у каждого ребенка 3 шт.), который разделен на восемь секторов - это пицца, а также множество картинок в виде «долек» пиццы с изображениями предметов.

Соберите одну пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в начале слова. «Дольки» прикрепите прищепками к основанию пиццы.

Затем соберите вторую пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в середине слова.

Соберите третью пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в конце слова.

Собирают «Пиццу».

Расскажите, с чем у вас пицца?

Дети отвечают: «У меня пицца с ракушкой, с рогаткой, с рукавицей…

Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы, отвечает на вопросы детей.

5. Усвоение нового опыта произношения.

Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях. Упражнение в согласовании существительного с прилагательным.

Развитие зрительного восприятия.

Назовите пятый пункт плана.

Называют.

Познавательные: выделение признаков;

регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: ; умение слушать;

умение строить речевое высказывание.

Игра «Назови предмет» (Приложение 4). Посмотрите на доску. Назовите цвета.

Называют цвета: красный, черный, серый, оранжевый.

Назовите предметы, изображенные на слайде.

Называют предметы.

Подумайте, какие предметы могут быть серого цвета.

«Назови предмет»: серый…

Красный…

Оранжевый…

Составляют словосочетания и произносят их правильно.

Составьте предложение с любым словосочетанием

Составляют предложения.

Зрительная гимнастика.

Развитие прослеживающей функции глаз.

Прочитайте шестой пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция.

Выполняем зрительную гимнастику.

Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и сосчитать до 5. Повторить упражнение 5 раз.

Выполняют зрительную гимнастику.

Физкультминутка

Развитие телесно-пространственной ориентировки.

Встаньте парами.

«Пишем» слоги со звуком [р] друг другу на спине, узнаем и называем слоги.

Выполняют упражнение физкультминутки.

Коммуникативные : умение договариваться при работе в паре

6. Закрепление нового опыта произношения.

Развитие навыка словоизменения, согласования, расширение и активизация словарного запаса; развитие словесно-логического мышления.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Назовите седьмой пункт плана.

Называют.

Познавательные : поиск и выделение информации,

классификация причинно-следственных связей; регулятивные: самоконтроль, коррекция, оценка.

Послушайте предложение: Мурка удирает от мышки». Представьте такую картину. Так бывает? Исправьте предложение так, чтобы в нем появился смысл.

Исправьте предложения:

Куртка стирает красного Рому.

В помидорах вырос огород.

Трухлявым деревом острый Рома рубит топор.

Ранней травой сверкает на заре утро.

Борозда ходит по черным грачам.

Исправляют предложения.

Произносят новое предложение, чётко проговаривая звук [р].

Придумайте самостоятельно такие неправильные предложения. Используйте слова со звуком [р].

Придумывают предложения.

Проверяет результаты выполнения. Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы.

Сообщают о возникших проблемах, допущенных ошибках, задают вопросы.

Разучивание скороговорки.

Закрепление произношения звука в предложениях.

Развитие словесно-логического мышления.

Закрепление навыка согласования связи слов в предложении.

Прошу вас назвать восьмой пункт плана.

Называют

Познавательные : поиск и выделение информации; осуществление синтеза как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Регулятивные : самоконтроль, коррекция, оценка;

Предлагаю разучить скороговорку со звуком [р]. Слова скороговорки написаны на отдельных листках. Откройте конверты №3 (приложение 5). Прочитайте слова.

Дети читают:

Парамошка

Что случилось со скороговоркой?

Отвечают.

Соберите скороговорку из слов. Прочитайте, что у вас получилось.

Составляют скороговорку из слов. Читают.

Скороговорка-это предложение? Как оформляется предложение?

Что нужно сделать, чтобы и у нас получилось предложение?

Дети отвечают.

Приклейте слова на листочках в тетрадь.

Поставьте точку в конце предложения.

Выполняют.

Проверьте друг друга

Взаимопроверка

Проговорим скороговорку 3 раза: сначала тихо, затем спокойным голосом, третий раз громко.

Проговариваем, увеличивая темп.

Проговаривают сначала тихо, затем спокойным голосом, громко.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на наш план.

Все пункты плана выполнены?

Вспомните цель нашего занятия.

Она выполнена?

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым веселым?

Вспоминают виды деятельности. Вспоминают цель занятия.

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать;

регулятивные : осознание качества и уровня усвоения; личностные : способность к самооценке.

Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

8. Выбор домашнего задания.


Предлагаю вам выбрать задание для закрепления правильного произношения звука [Р] дома.

Выбирают домашнее задание.


Вложенный архив содержит приложения к занятию (zip,7MB)

Формирование ууд на логопедических занятиях в ОУ в условиях реализации ФГОС

В 2011 году все образовательные учреждения перешли к реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2-го поколения. В связи с этим возникает необходимость существенных преобразований в построении своей работы с учетом новых требований, которые изложены в соответствующей литературе. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

профилактика речевых нарушений;

логопедическая диагностика;

коррекция речевых дефектов;

формирование всех сторон (компонентов) речи;

развитие невербальных психических функций;

развитие эмоционально - волевой сферы;

формирование нравственных установок ребёнка.

Существенным отличием в образовательном процессе становится установка перехода от содержания к технологии обучения, т.е. приоритетом становится не «чему учить», а «как учить».

Ведущими технологиями становятся: проблемно диалогическая технология и технология оценки учебных достижений.

Чтобы получить заложенные в стандарте планируемые результаты необходимо сформировать у учащихся универсальные учебные действия, которые помогут им освоить не только необходимый программный материал, но и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности в дальнейшем.

Важнейшим из них является формирование личностных универсальных учебных действий. В программах образовательных учреждений на их развитие направлены не только предметные образовательные программы, но и программа «Духовно-нравственного развития», а также программы внеурочной деятельности общекультурного, социального и других направлений.

Примером такой работы является эпизод урока, раскрывающий процесс формирования на данном этапе.

Детям предлагают серию сюжетных картинок с вопросами к ним. Работа с данным материалом позволяет ребенку самостоятельно выразить свое отношение к данной ситуации и спрогнозировать выход из предложенной проблемы. Ответы ребенка помогут учителю оценить уровень развития личностных УУД на данном этапе работы. В конце каждого учебного года ребенку будет предложена комплексная проверочная работа, направленная на выявление сформированности личностных УУД.

Требования стандарта диктуют необходимость формирования адекватной самооценки личности. Ребенок учится оценивать свою успешность, недостатки и ставить цель в их преодолении.

Регулятивные универсальные учебные действия формируют у ребёнка умение ставить цель, определять учебные задачи, планировать свою деятельность, находить свои ошибки и корректировать свою деятельность, умение удерживать в памяти объемное задание при его выполнении. (Не получается …., мне надо научиться …)

Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на общеучебные и логические.

Общеучебные

формулирование цели;

поиск и анализ информации;

моделирование;

структурирование знания;

составление устных и письменных высказываний;

смысловое (мотивированное) чтение;

формулирование проблемы

Универсальные логические действия

выделение признаков предмета;

сравнение,

сериация,

классификация,

рассуждение,

гипотеза,

доказательство

Подобные задания являются ежедневной тренировкой в развитии и совершенствовании регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД предполагают развитие умений работать в парах группах, которые наилучшим образом позволяют научить ребенка строить связные высказывания, доказывать свою точку зрения, развивают умения выслушивать и уважать мнения другого, развивают культуру общения в

Удачным примером работы в группе являются задания подобного вида. В процессе обсуждения дети могут прийти к единому мнению. Формами организации групповой и подгрупповой работы являются викторины, творческие задания, КВН, соревнования, брейн-ринги и другие.

С учетом внедрения ФГОС в ОУ становится очевидной и необходимой работа учителя-логопеда и других узких специалистов с учащимися, испытывающими трудности в обучении, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

В своей работе учитель-логопед опирается на следующие нормативные документы. Важнейшим новым звеном в этой работе является коррекционно-развивающая программа ОУ, которая составляется специалистами данного учреждения.

Для достижения планируемых результатов по требованиям ФГОС важно правильно скоординировать деятельность всех специалистов ОУ.

Построение работы учителя-логопеда традиционно в соответствии с рекомендациями Инструктивного письма Мин. Образования РФ, однако с учетом требований ФГОС необходимы дополнения к плану работы логопеда, которые заключаются в разработке и реализация индивидуальных (групповых) коррекционных программ для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющими нарушения речи.

Основная задача логопеда заключается в совершенствовании всех сторон устной и письменной речи младших школьников. На занятия зачисляются дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, препятствующую качественному усвоению программного материала по основным предметам.

По требованиям новых образовательных стандартов на занятиях необходимо использование ИКТ. Приведем практические примеры упражнений, используемых на логопедических занятиях.

На данном слайде представлено упражнение, направленное на автоматизацию звукопроизношения, а так же на развитие регулятивных и познавательных УУД.

Другим примером является упражнение «Определи место звука в слове». Данное задание представлено в электронном виде, проверка осуществляется с помощью щелчка.

«Зачеркни те кружочки, в названии которых есть заданный звук, например [с]»

Слайд 20.

При выполнении упражнения «Подбери к слову схему», «Определи слово по схеме»

Слайд 21.

«Составь из букв слово» В данных заданиях у ребенка развивается регулятивные и познавательные УУД, самоконтроль, самооценка.

Слайд 22.

Одним из вариантов работы по совершенствованию слогового состава слова может служить задание, представленное на данном слайде.

Слайд 23.

Для формирования лексико-грамматического строя необходимо научить детей:

Свободно пользоваться обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам,

Определять родственные слова, обобщать, анализировать, систематизировать.

Подбирать однокоренные слова.

Обозначать свойства, названия действий их качества. Развивать орфографическую зоркость. В данном случае «безударную гласную в корне слова».

Активизировать словоизменение, словообразование с помощью суффиксов.

Словообразование с помощью приставок

Устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи.

Согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.

Правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже.

Развивается смысловая сторона речи (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных подходящих выражений.

Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

Понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию, способен пересказать небольшие рассказы.

Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке, о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку.

Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события.

Может подмечать в рассказе не только существенное, но и детали, частное.

Хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы

Результатом работы за год является комплексная работа с текстом. Выполнение предложенных заданий к нему является показателем преодоления трудностей конкретного ребенка.

Примером такой комплексной работы могут служить представленные на слайде задания. (прокомментировать задания со слайда)

По требованиям ФГОС итогом коррекционной работы за год является обязательная диагностика успешности каждого ребенка. Необходимо проводить систематическое отслеживание динамики развития результативности коррекционной работы и мониторинг.

У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда имеет огромное значение в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками»

Срок выполнения проекта: 2015/2016

Разработчик проекта: учитель-логопед

Аннотация

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта

Объект проектирования

Предмет проектирования

Гипотеза проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы и механизм реализации проекта

Ожидаемые результаты проекта /индикаторы, показатели, значения/

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта

Перспективы развития и реализации проекта

Список использованных нормативных документов и источников информации

Приложение

Аннотация

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Формирование УУД в образовательном процессе может осуществляться в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда имеет большие возможности по формированию УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Анализ методических публикаций по логопедии позволяет сделать вывод, что в них пока недостаточно освещена проблема формирования УУД на логопедических занятиях в соответствии с требованиями ФГОС.

Новизна проекта заключается в комплексном использовании уже апробированных методик и современных образовательных технологий по формированию у учащихся УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных) в практике школьного логопеда.

Технологичность проекта : Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

Личностный;

Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

Познавательный;

Коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, познавательных УУД).

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом:

Чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей,

Чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия,

Чтобы ребенок мог работать в группе, вести диалог – взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Объект проектирования: Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной и письменной речи.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься в школе, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Предмет проектирования: Универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные:

Формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы;

Работать по плану, корректировать свою деятельность;

Оценивать свою и работу товарищей;

Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные:

Принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

Излагать содержание прочитанного текста;

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Рассуждать.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения;

Формулировать и аргументировать свою позицию;

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть различными видами монолога и диалога;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Гипотеза проекта: Использование методических разработок логопедических занятий позволит повысить эффективность логопедической работы по формированию УУД у учащихся.

Цель проекта : создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на занятиях учителя-логопеда.

Задачи проекта:

1.Изучить периодическую литературу по формированию УУД, современным технологиям и о применении их в логопедической практике.

2.Обобщить материалы по традиционным и инновационным технологиям, универсальным учебным действиям и представить в виде технологической схемы для использования в формировании УУД у младших школьников на логопедических занятиях.

3.Разработать блоки логопедических занятий с учетом формирования УУД у учащихся начальных классов.

Раздел II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Этапы и механизм реализации проекта

1.Этап: Диагностический

Задачи:

Анализ и постановка проблемы;

Изучение литературы по проблеме.

2.Этап: Прогностический

Задачи:

Постановка цели, задач в рамках проекта;

Разработка проекта.

3.Этап: Практический

Задачи:

Внедрение проекта в коррекционно-развивающий процесс;

Разработка методического комплекса по проекту;

Диагностика первичная;

Корректировка проекта.

4.Этап: Обобщающий

Задачи:

Подведение итогов внедрения;

Оформление результатов работы по проекту;

Дальнейшая реализация проекта в коррекционно-развивающую работу;

Распространение опыта.

Диагностика вторичная.

5.Этап: Внедрения

Задачи:

Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

Распространение опыта.

Ожидаемые результаты:

Создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на логопедических занятиях учителя-логопеда;

Овладение учащимися младших классов УУД, соответствующим возрасту, психологическим возможностям и требованиям ФГОС.

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта:

Технология объяснительно-иллюстративного обучения,

ИКТ-технологии, игровая технология,

Технологии здоровьясберегающие.

Перспективы развития и реализации проекта:

Планируется :

Продолжить работу по насыщению проекта новыми методическими разработками;

Разработать карты диагностики уровня сформированности УУД у учащихся младших классов;

Использовать опыт работы в своей дальнейшей деятельности;

Распространить опыт работы в профессиональной среде.

Список использованных нормативных документов и источников информации

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М., Просвещение, 2011.

2. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические приёмы для формирования УУД на логопедических занятиях с младшими школьниками

Применяемые на логопедических занятиях технологии:

Игровые технологии,

Здоровьесберегающие технологии,

Технология проблемного обучения,

Технология дифференцированного подхода,

Технология самостоятельной работы,

Технология разноуровневого обучения,

ИКТ-технологии,

Элементы исследовательских технологий.

В рамках этих технологий с целью формирования универсальных учебных действий используются следующие методические приёмы:

- Логопед ставит цели занятия и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник занятия”;

Обращает внимание на развивающую ценность любого задания;

Отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами;

Показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

Привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;

Обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе;

-​ оценивает не только сам, но и позволяет детям участвовать в процессе оценивания; в конце выполнения задания, в конце занятия вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, чего достигли, а чего нет;

На занятии уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их умению находить и исправлять ошибки, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, логопед показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки;

Учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации;

-​ обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;

-​ обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий;

-​ учит детей планировать и прогнозировать свои действия;

-​ всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках;

Учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;

-​ учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать;

Учит разным способам выражения своих мыслей, искусству отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

-​ учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

Дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

-​ создает проблемную ситуацию в процессе целеполагания;

Использует схемы, алгоритмы, которые позволяют обучающимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;

-​ предлагает задания по аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);

Логопед и дети вместе решают возникающие учебные проблемы.

Примеры упражнений, направленных на формирование УУД у младших школьников

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе»

Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками»

Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.

Цель: Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!»

Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1).В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2).В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж
.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1.«Расскажи о звуке по плану-схеме

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» .

Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

Задание к упражнению по русскому языку содержит несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3.«Составьте алгоритм».

Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки :

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. Рис.2.

1.«Возвращение к началу».

Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки .

(I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.(Приложение) Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки.

(II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений.

(III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1.«Линейка достижений».

Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений.

Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Старался писать без ошибок

Проверял свою работу

Следил за осанкой и правильной посадкой

Работал внимательно

Писал аккуратно, разборчиво

Соблюдал чистоту и порядок в тетради

Соблюдал дисциплину

Работал активно, поднимал руку

3.«Лесенка успеха».

Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Рис.3. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература:

1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

2.Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.

3.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

В новом Стандарте большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

Каждое логопедическое занятие в зависимости от его содержания и способов организации деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые

акценты УУД

Логопедическое занятие

личностные

Жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

Моделирование (перевод устной речи в письменную),

произвольные и осознанные устные и письменные высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

Формулирование личных, языковых проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера,

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Для апробации я выбрала фронтальное занятие с учащимися 1 класса по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». Занятие проведено в игровой форме с целью познакомить учеников с разными способами проверки безударных гласных в корне слова. В ходе занятия были выполнены следующие задачи: Способствовать развитию умения различать особенности в написании слов с безударными гласными; развивать логические и мыслительные процессы у школьников; формировать у учеников доказательство своей точки зрения, а также контролировать и подвергать критике свои и чужие действия и поступки.

Изучив литературу и материалы в интернете по теме «Формирование и развитие универсальных учебных действий», сделала следующие выводы:

Необходимо менять отношение детей к изучению материала, делать его более серьезным и осмысленным;

Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации;

Грамотный подход к формированию и развитию универсальных учебных действий способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, достижению целей обучения с помощью современных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся, повышению активности и инициативности на уроках, формированию информационно - коммуникационной компетенции.

Список литературы.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолов и др. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Коррекция устной и письменной речи у детей 6 - 8 лет: речевой материал, задания, упражнения.А.Ф. Рыбина. - М.: ВАКО, 2009.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года)
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС.

Людмила Абрамова
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия

на тему :

«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила :

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л. В.

Жиздра - 2015 г.

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

учителя-логопеда Абрамова Людмила Валентиновна

Группа (номер,

логопедическое заключение ) Группа № 2 («Гномики» )

Логопедическое заключение : ОНР (3 уровень) .

Тема занятия Автоматизация звука «Ш»

Тип занятия «Новые знания»

Используемые технологии 1 . Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии .

3. Информационно-коммуникативные технологии .

4. Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи Коррекционно-образовательные Коррекционно-развивающие Коррекционно-воспитательные

Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш] ;

Умение чётко произносить звук [Ш] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

Развитие фонематического восприятия и слуха;

Умение составлять из слов предложения;

Умение согласовывать существительные с числительными;

Расширение и активизация словарного запаса;

Совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

Воспитание навыков самоконтроля;

Воспитание активности и внимательности на занятии ;

Воспитание потребности в речевом общении;

Воспитание интереса к занятиям ;

Воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Предпосылки к универсальным

учебным действиям Личностные УУД : Регулятивные УУД : Коммуникативные УУД : Познавательные УУД :

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Развивать умение слушать и понимать других;

Умение работать в паре;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Развивать умение находить и структурировать информацию;

Развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем;

На основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

Находить ответы на вопросы.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение Аппаратное обеспечение : ноутбук.

Презентация «Автоматизация звука «Ш» .

Организационная структура логопедического занятия

Этап Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанников Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

Мотивации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы Индивидуальная Показ картинки -символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения Выполняет артикуляционную гимнастику.

II. Этап Актуализации знаний - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).

Длительность этапа Методы

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

2 мин Практические : аналитико-синтетические. Индивидуальная - Давай вспомним , как шуршит шторка на ветру : ш-ш-ш-ш.

Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе . Проверим, какой ветерок выходит?

Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук , какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Ш» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори : ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Ш» – глухой.

Упражнение «Постучи, как я» .

Произнесение слогов со звуком «Ш» .

Характеристика звука «Ш» .

Ша - шу – ши, Ашка - ушка – ишка,Ши –ша – шу, Ишка - ашка- ушка,Шу –ши – ша, Ушка – ишка – ашка.

Открытие новых знаний. - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

5 мин Практические :

аналитико-синтетические Индивидуальная Автоматизация звука [ш] в словах .

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку » .

У мишки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль) .

У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка, шашки) .

Произнесение слов.

Применение нового знания на практике.

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации дея-ти уч-ся Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

11 мин Прктические Индивидуальная Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши» .

А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Игра «Назови ласково» (ПК) .

Упражнение «Посчитай-ка» .

Цель : умение согласовывать числительные с существительными.

Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

Автоматизация [ш] в предложениях .

Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.

Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)

Как ты думаешь, что лежит в мешке? Ответь полным предложением.

Придумай предложения по второй и третьей схемам.

Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной :

Шапка да шубка –

Вот наш Мишутка.

Задание «Подбери предметы к признакам» .

Ласковое, большое, горячее (солнышко)

Маленькая, еловая, коричневая (шишка)

Зеленая, прозрачная, тихая (лягушка)

Красивая, белая, болотная (кувшинка)

Задание : «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором» . (Работа с ПК) .

Делит слово на части хлопками.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

Хлеб – хлебушек.

Заяц – зайчишка.

Солнце – солнышко.

Изба – избушка.

Петух – петушок.

Скворец – скворушка.

Соловей – соловушка.

Вишня лежит в мешке.

Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши.

Повторение стихотворения.

Работа с предметными картинками .

Повторение чистоговорок.

Физминутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

Показ образца выполнения упражнения ребенком Групповая

Выполняет физминутку вместе с воспитанником Физминутка ««Наша Маша варила кашу» Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила :

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Изоритмика

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

4 мин Практические : выбор правильных формулировок, устные, грамматические

По уровню самостоятельности : после объяснения задания Индивидуальная

Читает стихотворение.

Выполняет действия по прослушанному

Рефлексия

Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности образовательной деятельности;

Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика» .

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

3 мин Практическая, сравнение. Индивидуальная Игра «Лабиринт» .

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Ш-ш-ш» (Картинка на ПК ) .

Какой мы сегодня звук учились произносить ?

Наше занятие подошло к концу . И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого мишку , ну, а если нет, то – грустного.

Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор Мишки.

Литература.

1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред . Р. И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез, 2005.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду . Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.:Сфера,2008.

4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.

5. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях . ,М. ,2007.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...