Упражнения для восстановления произносительной стороны речи. Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ

И ИНТОНАЦИОННО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. Отраженная речь. Ребенку предлагается повторить вслед за взрослым ряд произносимых по возрастанию слов, потом фраз, затем предложений. Например: «Мама», «Мама мыла», «Мама мыла раму», «Мама мыла раму утром» и т.п.

2. Разная интонация. Для исследования следует предложить ребенку повторить за взрослым фразы, сказанные с разной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!» и т.п.

3. Чтение стихотворений . Предложить ребенку для прочтения готовые небольшие стихотворения, содержащие в себе разную интонационную окраску. Например: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плач! Не утонет в речке мяч!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Интонационная сторона речи

В данной статье в полной мере раскрыты сущность интонационных нарушений речи, их диагностика и коррекция....

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

Аннотация: В данной статье дана краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией. А также. Описанные в статье упражнения, подойдут для работы с пациентами средней и средне-лёгкой степенью выраженности нарушения.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией.

Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий.

Термин «афазия» происходит от греч. «fasio» (говорю) и приставки «а» (не-) и означает дословно «не говорю».

Афазия – это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

При поражении вторичных полей коры нижних отделов премоторной (заднелобной) зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга, возникает эфферентная моторная афазия , первичным дефектом которой является эфферентная моторная апраксия .

Эфферентный артикуляционный праксис – это способность воспроизводить серии звуков речи, т.е. способность совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий – коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционными позами.

Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения. Произнося, например, слово «кошка», в момент артикулирования первого звука (К) мы уже готовим артикуляционный уклад для последующих звуков и слогов. Слово «кошка» не звучит как К, О, Ш, К, А, а представлено целостной цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулем.

Наиболее характерным симптомом при данной форме афазии является нарушение воспроизводства плавной речи , вследствие патологической инертности артикуляторных актов. В речи таких больных часты персеверации, препятствующие плавному переключению с одной артикуляторной позы на другую, наблюдаются пропуски, перестановки, добавления лишних звуков, итерации — повторы звуков, антиципации – уподобление одного слога другому.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Преодоление расстройств произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии проводится в несколько этапов.

1 этап: Выработка орально-артикуляторных переключений.

Оральный праксис лежит в основе артикуляционного. Поэтому, следует начинать работу с выработки плавного переключения одного орально-артикуляционного уклада на другой. Для этого используют следующие виды упражнений:

1 раз поцокать языком, 2 раза подуть;

2 раза поцокать языком, 3 раза подуть;

1 раз поплевать с кончика языка, 2 раза поцокать языком;

2 раза поплевать с кончика языка, 3 раза поцокать языком;

1 раз пощёлкать языком у передних верхних зубов, 2 раза поплевать с кончика языка;

2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов, 3 раза поплевать с кончика языка;

1 раз поцокать, 2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов;

2 раза поцокать, 3 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов и т.д.

Во избежание застреваний на одном орально-артикуляционном укладе, используют отстукивание ритмического рисунка.

2 этап: Выработка артикуляторных переключений в пределах слога.

На данном этапе отрабатывается плавное переключение в пределах слога: сначала только на гласных звуках, затем присоединяются согласные. При работе с гласными используется метод дирижирования: на каждый звук движение рукой. Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слогов.

с контрастными по артикуляционному рисунку гласными.

Например: АУ ИО ЭУ ЫО ОЭ АО УИ /

АУИ ИОА ЭУО ЫОИ ОЭУ АОУ УИА /

АУИО ИОАУ ЭУОА ЫОИЭ ОЭУИ АОУЫ УИАО /

с различными гласными, в том числе и йотированными.

Например: ЯЁ ЕЮ ЁИ ЮЯ ИЕ ЮЁ ЯИ /

ЯЁУ ЕЮА ЁИО ЮЯИ ИЕЫ ЮЁА ЯИУ /

ЯЁУИ ЕЮАО ЁИОЮ ЮЯИЕ ИЕЫО ЮЁАУ ЯИУЫ /

в сочетании согласных и гласных звуков.

Например: МА БО ДУ ЛЫ ВИ ШЕ ТЁ ДЯ ГЭ (открытые слоги)

АМ ОБ УД ЫЛ ИВ ЕШ ЁТ ЯД ЭГ (закрытые слоги)

в сочетании с контрастными по артикуляционному рисунку согласными.

Например: КПА – ПКА / МСО – СМО / ГДУ – ДГУ / БЛЫ – ЛБЫ

АКП – АПК / ОМС – ОСМ / УГД – УДГ / ЫБЛ – ЫЛБ

наращивание слогов.

Например: РИ – ТРИ – СТРИ – ПСТРИ /

ЦА – ДЦА – ГДЦА – БГДЦА /

ЧЭ – ПЧЭ – КПЧЭ – ТКПЧЭ /

3 этап: Экстериоризация звуко-ритмической стороны слова.

На данном этапе делается акцент на восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова путём дифференциации слов по длине и слоговому составу.

Деление слов на слоги.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слога. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом и т.д.).

Например:

МАК ЛУК СОК СОН /

КА-ША НО-ТЫ ПО-ЛЕ БА-НЯ /

А-ФИ-ША О-ХО-ТА У-ДА-ЧА /

КА-НИ-КУ-ЛЫ ГУ-СЕ-НИ-ЦА /

МА-ТЕ-МА-ТИ-КА ПЕ-РЕ-НО-СИ-ЦА /

ВО-ЛОС ЗА-МОК ГО-РОД КО-ЛОС /

выделение ударения в слове.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) троек слов с перемещающимся ударением. Выделение ударного слога более звучным хлопком.

Например: ПЕ-НИ-Е НА-У-КА КО-ЛЕ-СО /

ЛИ-НИ-Я КА-Ю-ТА МО-ЛО-КО /

ЛИ-ЛИ-Я ПО-Э-МА РЕ-ШЕ-ТО /

Плавное произнесение абриса слова с выделением голосом ударной гласной.

Например: берёза – бЕрЁзА

галоши – гАлОшИ

гусеница – гУсЕнИцА

подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых пар слов. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры. Можно дать задание, чтобы пациент сам подобрал пару к заданному слову.

Например: ком – ДОМ /

дочь – НОЧЬ /

дама – РАМА /

мушка – ДУШКА /

каюта – ВАЛЮТА /

темнота – ПОЛНОТА /

подбор рифмующихся слов.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слова.

Например: ЗАЛ – БАЛ – ВАЛ – ПРОВАЛ – СКОВАЛ – СДАВАЛ – УКРАЛ /

ВОЛЯ — ДОЛЯ – ПОЛЕ – В ШКОЛЕ – В РОЛИ /

ПАРОХОД – ПЕРЕХОД – ВЕЗДЕХОД – МОРЕХОД – ПЕРЕХОД /

4 этап: Закрепление произношения в словосочетаниях и фразах.

Ритмизированное произнесение словосочетаний с использованием метронома.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) словосочетаний-рифм в удобном для пациента ритме под метроном.

Например: ШУМНЫЙ ПИР – НОВЫЙ МИР /

ПОЛНЫЙ БАК – КРАСНЫЙ МАК /

БЫСТРЫЙ ШАГ – БЕЛЫЙ ЛАК /

Отстукивание ритма простой фразы.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) простых фраз с выделением логического ударения.

Например: ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

5 этап: Закрепление произношения в стихах.

Чтение стихов с использованием метода дирижирования.

Например:

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Весь лексический материал подбирается по принципу «от простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей пациентов, их преморбидного уровня, возраста, профессиональных и личностных интересов.

Список литературы :

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  2. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: В.Секачев, 2005.
  3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; под ред. Б.П.Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. – М.: Парадигма, 2012.
  5. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн. пособие. - 3-е изд., перераб. - М.: Институт инноваций в об­разовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
  6. Родкин А.Ф. Обратный словарь русского языка: около 29000 слов. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006.
  7. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: В.Секачев, 2012.

Денисова М.И.,
логопед ГАУ НПРЦ

Произносительный уровень развития речи первоклассников предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями – фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Многим детям, поступившим в первый класс, необходима помощь в преодолении психологического барьера, медленных реакций в диалоге, пассивности и застенчивости.

Произносительная работа планируется по следующим направлениям: техника речи, орфоэпия, интонации.

Первое направление реализуется ежедневно в системе уроков обучения грамоте на специальном этапе – речевая разминка. Упражнения по технике речи необходимы практически всем учащимся: одним такие упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению. Техника речи понимается как результат правильного дыхания и четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи.

Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения.

1 группа упражнений (дыхательные) - для постановки правильного речевого дыхания учащихся.

Различают дыхание физиологическое и речевое. В жизни человека дыхание является непрозвольным. Оно протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности, которые разделяет краткая остановка. В ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание, которое представляет собой управляемый процесс. Навык речевого дыхания приобретается постепенно в результате длительных постоянных тренировок в системе уроков грамоты, а в дальнейшем – уроков русского языка и литературного чтения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье.



Задачи развития речевого дыхания:

· Научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержку дыхания, добор воздуха);

· Выработать умение увеличивать объем легких;

· Тренировать длинный выдох, т.е. развивать умение правильно выдыхать – постепенно (а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха);

· Тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи, т.е. делать добор воздуха.

В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным.

Приведем несколько упражнений, которыми можно воспользоваться на уроках грамоты.

Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя – глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания – ладонь переворачивается книзу, выдох – рука опускается вниз.

Упражнение 2. И.П. то же. На счет 1-2 глубокий вдох. На «раз» задержка дыхания. Выдох – плавный счет от одного до трех, от 1 до 5, от 1 до 7 и т.д. Увеличивать счет на выдохе рекомендуется через день.

Упражнение 3. И.П. то же. На счет 1-3 глубокий вдох. На выдохе протяжное произнесение гласных звуков (звуки берутся любые, причем постепенно увеличивается количество звуков, произносимых на выдохе).

Упражнение 4. И.П. то же. Сделав глубокий вдох, на выдохе произносятся гласные звуки (любые по выбору учителя), к каждому звуку прибавляется согласный [г] или [н] или др.

Упражнение5. И.П. то же. По сигналу учителя учащиеся делают короткие вдохи до полного наполнения легких воздухом. Затем медленный плавный выдох на звуках [ф],[с],[ш] (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки берутся любые.

Упражнение 6 - «Задуй свечу!». И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить мысленно перед собой свечу (можно использовать в качестве свечи полоску бумаги). Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя.

Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все.

Упражнение 7- «Бросим мяч!». И.П. то же.Вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, еще один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч.

Упражнение 8 – «Подуй на листочек!». И.П. то же.Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

Упражнение 9 – «Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш].

Упражнение 10. И.П. то же. На выдохе пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например, Как у горки на пригорке (добор воздуха) жили тридцать три Егорки.

Для развития умения делать добор воздуха можно использовать четверостишья А. Барто, например: Зайку бросила хозяйка, под дождем остался Зайка (добор воздуха), со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик (добор воздуха). Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч!

К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированные артикуляционный аппарат и речевой слух, которые используются для воспроизведения и различения смыслоразличительных свойств звуковых единиц русской речи. Однако следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младших школьников. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, «послушности») частей речевого аппарата наблюдается «смазанность» речи, неясность, нечеткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, «скороговорчатость» произнесения. Нередко у первоклассников встречаются и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывания и др. в период обучения грамоте артикуляционные и дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося их с изученным звуком и буквой.

2 группа упражнений (артикуляционные) – для отработки правильного произнесения гласных и согласных звуков.

Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Ее цель: разогреть мышцы языка, губ, щек, чтобы обеспечить их подвижность при говорении. Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта.

Упражнения:

· губы в улыбке (зубы обнажены);

· губы «в трубочку» (вытягивание вперед);

· чередование «улыбка-трубочка»;

· язычком гладим небо;

· «лошадка» (цоканье, «щелканье» языком);

· «болтушка» (движение языком вперед-назад);

· «часики» (движение языком вправо-влево);

· «чистим зубы» (движения языком по внутренней поверхности верхних, а затем нижних зубов);

· круговые движения языком по часовой стрелке и обратно (рот закрыт);

· «маятник» (язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку);

· спокойное открывание и закрывание рта (губы в положении улыбки);

· «лопатка» (широкий, мягкий и расслабленный язык расположить на нижней губе);

· «иголочка» (узкий, напряженный язык высунут вперед).

Артикуляционные упражнения для согласных и гласных звуков:

1. Произнесение пар смешиваемых (труднопроизносимых) звуков в прямом и обратном порядке [с-з], [с-ш], [ж-ц], [с-ц].

2. Игра «Твердый-мягкий»: учитель произносит твердые согласные, а дети – мягкие. Затем наоборот: учитель произносит мягкие согласные звуки, а дети – твердые. При выполнении данного упражнения необходимо быть внимательными, поскольку могут быть «ловушки» (в русском языке имеются только твердые или только мягкие согласные звуки).

3. Для произнесения предлагается ряд гласных в следующем порядке: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Попеременное перенесение ударения с одного гласного на другой обеспечит прочтение необычных слов, которые сначала произносятся медленно, затем темп увеличивается. Данное упражнение можно организовать в виде игры «Инопланетяне». Такая игра способствует развитию внимания, памяти, а также может быть использована и для формирования у учащихся первых умений по культуре речевого общения (вежливые люди при обращении друг к другу называют собеседника по имени и смотрят прямо на него, а не в сторону).

Другой вариант выполнения данного упражнения: произнесение гласных парами. Сначала с первым гласным произносятся все последующие, затем со вторым и т. д. до последней пары.

4. Упражнение на произнесение гласных и согласных звуков проводится на основе следующей таблицы:

Таблица читается по горизонтали, по вертикали, с добавлением одного или нескольких согласных. Игровая форма упражнения проводится с использованием различных эмоциональных интонаций, доступных младшим школьникам: «жалобы», «радости», «грусти», «гнева» и др.

5. Упражнение на произношение троек слов с чередованием гласных или согласных в начале или в середине слова: мыл-мил-мыл; сыр-жир-сыр; вол-вел-вол и др.

3 группа упражнений (дикционные) – для отработки четкого произношения в соответствии с заданным темпом. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения.

Учитель Дети

Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать,

Тот должен выговаривать, И будем выговаривать,

Все правильно и внятно, Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.

Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки: У елки иголки остры и колки; Шашки на столе, шишки на сосне; Три сороки на пороге, три вороны на воротах; Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая; Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?»; Наш Полкан попал в капкан и т.д.

Работа над скороговоркой может проводиться целую неделю. Целесообразна такая последовательность работы:

1 день – обнаружение учащимися повторяющегося звука в скороговорке и хоровое размеренное ее произношение;

2 день – трехкратное произношение скороговорки с опорой на хлопки. Учитель задает ритм хлопками сначала в медленном, а затем в убыстренном темпе, который подхватывают дети. В соответствии с ритмом дети произносят хором скороговорку.

3 день – произношение скороговорки с перенесением логического ударения с одного слова на другое.

4 день – произношение скороговорки с разной силой голоса: шепотом, громким шепотом, тихо, вполголоса, громко, очень громко, артикулирование без звуков (губы двигаются, а звуков не слышно).

5 день – произношение скороговорки в заданной интонации. Предлагаются разные по эмоциональной окраске интонации, например: грустно-радостно; восторг – гнев; жалость – восторг; испуг – удивление и др.

6 день – конкурс «Кто лучше и быстрее?» Индивидуальное произношение в соответствии с поставленной задачей и анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач.

Второе направление в работе по развитию речи на произносительном уровне – это организация практического усвоения первоклассниками орфоэпических норм русского литературного языка. У ребенка-дошкольника навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. С приходом в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, т.е. подражание речи окружающих, главным образом учителю. Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. В связи с этим особое внимание обращается на:

Сочетания чт в местоимении что и его производных;

Сочетания чн в отдельных словах (конечно, нарочно и др.);

Сочетания щн в существительном помощник;

Окончания ого/ его (зимнего и пр.) и слова сегодня;

Употребление слов иноязычного произношения типа почтальон, район ;

Сочетания гк, гч в словах легкий, мягкий ;

Употребление твердых и мягких согласных перед е в заимствованных словах.

Третье направление работы по развитию речи на произносительном уровне - совершенствование интонационных умений учащихся. В период обучения грамоте следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, т.к. первоклассник не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Предметом практического освоения должны стать интонации, близкие и понятные детям: радость, печаль, гнев, страх, удивление и др. Начинать совершенствование интонационных умений следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической. Интонационная работа включается в структуру уроков обучения грамоте и опирается на текстовый и иллюстративный материал учебной книги. Такой подготовительный курс дает возможность, с одной стороны, формировать интонационную культуру первоклассников, а с другой – создать основу для дальнейшего изучения синтаксиса, пунктуации, обучения выразительному чтению и рассказыванию, усвоения интонации как средства общения.

Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, передают субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации входят такие средства речевой выразительности: мелодика голоса (повышение и понижение тона), интенсивность или сила голоса (динамический компонент), темп или длительность, паузы, особый тембр как средство выражения эмоций. Различают смысловые и эмоциональные интонации. К смысловым относятся логические и грамматические, а также интонации отношений (просьбы, приказа, убеждения и др.).

Работу над интонационной выразительностью речи можно проводить на материале небольших стихотворений или загадок. Например:

Паровоз без колес.

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?

Прочитаем ее выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.

Как прочитаем 1-ю строчку? (С удивлением.) Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление.

Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)

Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном). И четвертую? (Восхищаясь и удивляясь).

В качестве важнейшего средства развития интонационных умений первоклассников используются речевые ситуации, которые обеспечивают возникновение живых и естественных интонаций. При этом следует детализировать обстоятельства действительности, что поможет ребенку без труда представить себя в роли героя и получить необходимое интонационное оформление. Приведем несколько упражнений для отработки интонационной выразительности речи.

Упражнение 1. Дети, представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг…! Прекрасный цветок гвоздики, как красный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-нибудь? Как вы позовете своих друзей? С какой интонацией вы произнесете эти слова? Прочитайте об этом стихотворение Е.Серова.

Погляди – ка, погляди - ка!

Что за красный огонек?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денек!

Вторую? (Радостно-вопросительным тоном) третью и четвертую? (С восхищением)

Упражнение 2. – Когда мы удивляемся?(Когда видим что-то необычное) А когда мы восхищаемся? (Когда видим что-то очень красивое) Сейчас мы прочитаем стихотворение, в котором автор и удивляется, и восхищается, и о чем-то нас спрашивает.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый-

Кружевной и синий-синий!

Что это? (Загадка. Ответ-небо) Как вы узнали?

Подготовка к выразительному чтению:

Чему он удивляется? Прочитайте. Чем восхищается? Прочитайте.

Расстановка пауз и логических ударений.

Упражнение 3. Отгадайте загадку:

Паровоз без колес

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.

Как мы прочитаем первую строку? (С удивлением) Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление.

Как прочитаем вторую строку? (С восхищением) Третью? (Вопросительно-насмешливым тоном) Четвертую? (Восхищаясь и удивляясь)

Нами было выявлено, что формирование устойчивых слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков является длительным процессом, поэтому работа над произношением должна иметь место на всех ступенях обучения. В ходе исследования данной работы были выявлены наиболее эффективные упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков. Они делились на две большие группы:

  • 1. Упражнения в слушании.
  • 2. Упражнения в воспроизведении.

Эти две группы тесно связанны друг с другом, и они обе необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков.

Упражнения в слушании. Количество видов собственно фонетических упражнений в слушании сравнительно невелико, и все они были направлены преимущественно на развитие фонетического слуха и установление дифференцированных признаков изучаемых или повторяемых фонем и интонем.

Слушание было активным, поэтому оно всегда сопровождалось заданием, концентрирующим произвольное внимание ученика на определенной характеристике фонемы или интонемы.

Упражнения выполнялись на слух и с использованием графической опоры.

В качестве примера первых упражнений можно привести следующие задания, которые неоднократно использовались на уроках в начальных классах:

Прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук [...]; прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы; прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [...]. Можно это задание превратить в интересную игру, и когда дети слышали звук, хлопали в ладоши.

Упражнения в воспроизведении. Эффективность данной группы упражнений, направленных на формирование собственно произносительных навыков учеников, значительно возрастало, если воспроизведению предшествовало прослушивание образца, независимо от того, тренируется новый материал или повторяется ранее изученный.

Материалом этих упражнений служили отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Они организовывались:

По принципу аналогии (все примеры содержали один и тот же признак).

По принципу оппозиции (примеры были подобраны так, что в них противопоставляется какой-либо признак).

* Либо даны в произвольной последовательности.

В первых двух случаях упражнения выполняли тренировочную функцию, а в последнем - преимущественно контрольную.

Примеры заданий выполняемых на слух:

Произнесите звуки/ слоги/ слова/ словосочетания/ предложения, обращая внимание на (указывается признак) вслед за учителем;

припомните слова содержащие звук [...]; повторите предложение, добавляя к нему подсказанное учителем слово.

Помимо специальных упражнений для подстановки, поддержания и совершенствования произношения учеников был использован следующий приём: заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихотворений, диалогов, отрывков из прозы и чтение вслух отрывков текстов, изучаемых по учебнику. Эти виды работ преследовали две цели: добиться, во-первых, максимальной правильности произношения и, во-вторых, его беглости.

Следует сказать о том, что соответственно различались две стадии работы.

На первой стадии текст заучивался под руководством учителя, в результате ученики получали оценку за правильность чтения. Только после этого наступала вторая стадия работы, направленная на ускорение чтения уже разученного стихотворения/ диалога/ отрывка из текста: от ученика требовалось не только правильное, но и беглое произношение.

Перечисленные выше и аналогичные им упражнения использовались на всех ступенях обучения, хотя их назначение при этом несколько различно: на начальной ступени их целью является формирование слухо-произносительных навыков; на средней и старшей ступенях они направлены на предупреждение ошибок. Поэтому их следует выполнять при овладении новым языковым материалом, перед соответствующими упражнениями в устной речи и перед чтением текстов.

С теми же целями в начале каждого урока, как мы убедились, рекомендуется производить так называемые фонетические зарядки. В которые мы включали наиболее трудный в фонетическом отношении материал из урока: ту или иную ритмико-интонационную модель, группу звуков и т. д. Зарядка включала 1-2 задания приведенных выше видов, которые выполнялись учеником и хором, и по очереди.

Упражнения, направленные на формирование ритмико-интонационных навыков в различных типах предложений: вопросительных, побудительных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях.

При оценке правильности речи ученика различались фонетические и фонологические ошибки. Первые искажали качество звучания, но не нарушали смысла высказывания; вторые искажали содержание высказывания и тем самым делали речь непонятной для собеседника. В соответствии с принятой аппроксимацией наличие ошибок первого вида допускались в речи ученика и при оценке ответа во внимание не принимались, фонологические же ошибки расценивались как нарушение правильности речи.

Так же мы выяснили, что можно разграничить фонетические упражнения по уровням организации материала; а именно:

  • 1. Упражнения на уровне отдельных звуков. Была поставлена задача: отработать произношения изолированных звуков, например, в упражнениях типа Hцrt zu und sprecht nach. Beachtet...(указывается, на что обратить внимание): а, е, i, о, u - aus bist du!
  • 2. Упражнения на уровне звукосочетаний. Была поставлена задача: предотвратить "палатализацию и т. п. Задание могло быть сформулировано так же, как в 1:

Didi-dada-dede-dudu; didl-dadl-dumm-dumm; li- li, le-le, la-la, lo-lo, lu-lu и т.д.

3. Упражнения на уровне слова. Была поставлена следующая задача: отработать развитие фонематического слуха, например: Hort zu und sprecht nur die Worter mit nach:

Liegen - legen; Lies - lesen; sehen - sieht; ihr - er и т.д.

Сюда относились упражнения на ударение в простых, производных и сложных словах.

4. Упражнения на уровне словосочетания. Ученики должны были отработать твердый приступ. Задание как в 1:

Ich auch; aus bist du; ich heiвe; auch du; das ist и т. д. Особое значение имела работа над интонационным оформлением словосочетания, например:

Hцrt zu und sprecht nach. Macht keine Pausen in der Mitte: In der Schule; in der Klasse; auf dem Tisch и т. д.

5. Упражнения на уровне предложения.

Основная задача была следующей: отработать звуки в речевом целом, фразовое предложение и т.д.

Задание как в 1:

Das ist unser Schulhof. Die Kinder spielen Ball.

6. Упражнения на сверхфразовом уровне:

Задача поставленная нами: отработать дифференцировку интонационных моделей:

Das ist ein Junge. - Ist das Jan? Wie ist das Wetter? - Ist es kalt?

Внутри этой классификации упражнения были разграничены по выполняемым операциям. Так, все указанные примеры упражнений строились на отработке следующих операций: восприятия и воспроизведения (примеры 1, 2, 4, 5), восприятия, дифференцировки и выборочного воспроизведения (примеры 3, 6). Последние требуют большего анализа, самостоятельности.

В ходе исследования было выявлено, что формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе, как говорения, так и чтения.

Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение в процессе говорения и чтения.

Мы предлагаем следующий комплекс упражнений, которые были использованы и очень полюбились детьми:

1) Упражнения на артикуляторную гимнастику:

Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.

Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.

Сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.

Откройте рот, максимально опустите челюсть.

Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.

Подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.

Максимально отведите углы губ назад, а затем вперед.

Быстро смените положение губ.

Подожмите губы, затем расслабьте их.

Максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его назад к корню.

Произнесите гласные и согласные звуки изучаемого языка, осознавая артикуляционный уклад (с помощью тактильных, двигательных, слуховых и зрительных анализаторов) и ощущая мускульное напряжение речевого аппарата.

Сомкните спинку языка с мягким небом и произнесите звук сначала отдельно, затем в сочетании с гласными и согласными.

Сделайте краткий выдох и произнесите звуки [р], [t], [k] (упражнение на придыхание).

2) Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха:

Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.

Определите большую или меньшую четкость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм.

Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая ее.

Устно распределите услышанное на звуки и назовите их.

Определите количество слогов в услышанных словах.

Установите количество кратких гласных в услышанных словах.

Отметьте в звучащих словах оппозиции звуков.

Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.

Определите количество слов в прослушанных предложениях.

Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите их в орфографии.

Определите паузы в звучащем речевом потоке.

  • 3) Упражнения на формирование произносительных навыков:
    • * Многократно прослушайте звук во фразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.
    • * Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.

Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем вслух.

Назовите слова, содержащие определенный звук.

Прочитайте предложения в утвердительной форме, а затем трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения. Проверьте себя по ключу.

Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.

Повторите гласные звуки в оппозиции: глухой/звонкий; носовой/неносовой; палатализованный/непалатализованный.

Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на произношение заданного звука.

Прочитайте текст по синтагмам вслед за диктором.

Выучите наизусть стихотворение (скороговорку, рифмовку, диалог). Обратите внимание на четкое произношение звуков и интонацию.

Примите участие в фонетическом конкурсе.

Таким образом, можно сказать, что решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых других, являются упражнения в данном случае фонетические.

Итак, при составлении и проведении фонетических упражнений целесообразно исходить из характера произносительных трудностей.

Развитие произносительной стороны речи, используя дыхательную гимнастику.

Приятная для слуха речь - своего рода музыка

Аристотель

Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется всё: правильное дыхание; лёгкость и гибкость звучания голоса, сила голоса и его тембр; ровность и устойчивость звука.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка - ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика, которая включается в образовательную деятельность с другими образовательными областями. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика .

Дыхание - один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Речевое дыхание характеризуется длительностью и интенсивностью выдыхаемого воздуха.

Цель «Дыхательной звуковой гимнастики» - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр. Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.

Итак, чтобы научиться красиво и правильно говорить, необходимо овладеть ТЕХНИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ:

Правильно дышать, чтобы обеспечить опору своему голосу;

Говорить, повышая или понижая тон голоса: говорить тихо, умеренно, громко;

Говорить замедляя или убыстряя темп (скорость) произнесения фразы;

Существует два вида дыхания: ФИЗИОЛОГИЧЕКОЕ и РЕЧЕВОЕ.

Речевое дыхание возникает в момент говорения, когда на выходе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. От речевого дыхания зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием. В этом помогут специальные упражнения по дыхательной гимнастике.

Первые упражнения будут связаны с формированием правильной осанки: речевое дыхание не должно встречать на своём пути мышечные преграды, зажимы.

Упражнение № 1 развивает правильную осанку.

    Встать, сутулясь, расслабить мышцы спины, плеч. Затем, приподнять своё тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз.

    «Дровосек».

    «Пильщики».

    «Мельница».

    «Насос».

Упражнение №2 . Цель: учить регулировать речевое дыхание (правильно расходовать возхдух при произнесении слова, фразы, дышать легко, естественно).

Основа упражнения: правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным и прерывистым.

    Вдох через нос- выдох через рот.

    Краткий, глубокий вдох- замедленный выдох.

    Медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох.

При глубоком вдохе:

    Медленый выдох, чтобы воздух выходил узкой струёй.

    Выдох несколькими равными порциями (толчками).

    Выдох двумя неравными порциями.

2.2. Сделать глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос.

Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 10.

2.3. Полностью выдохнуть воздух и не дышать в течение нескольких секунд. Сделать вдох за несколько активных вдохов.

2.4. На одном выдохе усиливать или ослаблять звук.

Гудок- приближается и удаляется: М-М-М-м-м-м...

Шум ветра- в-в-в-В-В-В-В...

Жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж-ж...

Писк комара: З-З-з-з-з-з-з...

Рычание собаки: Р-Р-Р-Р-Р...

Воздух, выходящий из проколотой шины: С-С-С-С-С...

Звук выходит свободно, без усилий.

Упражнение № 3.

Цель: научиться правильно управлять дыханием, находить « опору» для дыхания.

3.1 «Свеча»- ровный медленный выдох.

Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи.

3.2. «Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох. Вдох, секундная задержка дыхания.Короткими толчками выдохнуть воздух: « Фу ! Фу! Фу!»

3.3. «Надоедливый комар»- продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания».

Руки вытянуть перед грудью ладонями друг другу. При счёте «раз» вместе с бесшумным глубоким выдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно, выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились.

На счёт «раз»- руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком «з-з-з» медленно соединить руки, чтобы « убить комара»Движения рук должны быть медленными, что сдерживает интенсивность выдоха- образуется «опора дыхания». В момент хлопка в ладоши («убили комара») наступает полная свобода дыхательных мышц.

Упражнение № 4.

Цель: Обеспечить гибкость дыхания, найти « опору» речевому дыханию, укрепить дыхательные мышцы.

4.1. На одном выдохе произнести 5- 10 звуков «Ф», делая короткие промежутки между звуками:

Ф! Ф! Ф! Ф!...

Чередовать звуки «Ф», «В»:

Ф! Ф! В! В! Ф!Ф!...

4.2. « Произенеси звук «О»: развитие мышечных ощущений.

Прозносить звук «О» сначала тмихо (первые 5 секунд), следующие 5 секунд увеличить громкость, заключительные 5-10 секунд выдох активизируется макси мально, звук получается наибольшей громкости.

Следить, чтобы грудная клетка не во время дыхания не сжималась.

4.3. « Протяните звук».

В течение15-20 секунд произносить звук «С», постепенно переходя от очень тихого к очень громкому звучанию.

Чередовать на выдохе звуки «С», «З»:

С-с-с-з-з-з-...

(Упражнение развивает гибкость дыхания, поиогает найти чувство «опоры», регулировать громкость произносимого слова).

4.4. Во время произнесения звука менять положение губ.

Произнесение звука «С»: растянуть губы в улыбке, затем вытянуть губы вперёд.

(Упражнение помогает отработать умение « окрашивать» произносимый звук).

Игровые упражнения

1. Представить, что необходимо:

Задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте;

Сдуть с рукава пушинку;

Раздуть огонь в потухающем костре;

Подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Разыграть все эти ситуации.

2. Считалка. По окончании принять правильную осанку и повторить дыхательную гимнастику на чередование: вдох, выдох.

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Делать попеременно: вдох-выдох. Повторять 3-4 раза.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

дышать носом;

дышать медленно,

концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;

выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;

находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развернуты, шея свободна);

следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20-30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики (хорошо включить 2-3 дыхательных упражнения), и прогулки при температуре воздуха выше 12 градусов без резких порывов ветра, и время после дневного сна, и физкультминутки, которым отводится 3-5 минут во время совместной образовательной деятельности. Конечно, это хуже, чем полноценное занятие, но маленькая польза - тоже польза.

Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия - от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди».

Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить.

Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. Во время занятий полезно не только «руководить», но и время от времени делать упражнения вместе с ребятами. Это и не помешает личному здоровью, и будет служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.

Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме. Хорошо обыграть с малышами упражнение, «превратившись» в дровосека, жука, пчелу, ежа, изобразить самолет, паровоз, часы, не просто выполнить упражнение на задержку дыхания, а «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятавшись от медведя, гусей-лебедей...

Воспитателю необходимо самому быть эмоциональным, включаться в игру заряжать детей своей энергией.

Для поддержания интереса можно объединять упражнения в комплекс единым сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию (например, отправиться в путешествие, кого-то спасать, идти в лес или зоопарк, поехать в деревню к бабушке). Но технику выполнения дыхательных упражнений необходимо выучить с детьми заранее, чтобы в процессе проведения игрового комплекса не терялась единая сюжетная линия. Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при организации игровых сюжетов в образовательном процессе можно использовать наглядность - декорации, костюмы.

При разработке комплексов надо учитывать:

эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Звуковая дыхательная гимнастика - одно из средств формирования акта правильного дыхания с использованием согласных звуков - р, ж, ш, щ,з, с и гласных звуков - у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: б, р, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной. При воспроизведении упражнений с согласными звуками р, ж выдох в самом конце целесообразно заканчивать произношением слога «ох» . Например: ж-ж-ж-ох, р-р-р-р-ох.

В начале тренировки можно произносить звуки в течение очень непродолжительного времени - 5-7 секунд, но в дальнейшем время выговаривания постепенно увеличивается и доводится до 30-40 секунд, поскольку в процессе тренировки постепенно возрастает жизненная емкость легких и улучшается функционирование диафрагмы.

В занятия дыхательной гимнастикой необходимо также включать самые простые, легко выполняемые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, вращений конечностями, упражнения на разгибание туловища, наклоны вперед, в стороны. Упражнения же со значительной нагрузкой, вызывающие учащение дыхания, а также связанные с усилием и задержкой дыхания, непригодны.

Работа над дыханием направлена на: нормализацию речевого дыхания; умение управлять своим голосом; выработку правильного, продолжительного выдоха; сохранение плавности речи и интонационной выразительности; условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков. Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными): па папу папо_______ папа папопу папопу_____ папапа папопупи… па___по___пу___пи___ папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Благодаря правильному речевому дыханию:

    постановка звуков идет быстрее и качественнее;

    сокращается время автоматизации поставленных звуков.

Используемая литература:

    «Логопедия» под редакцией Л. С. Волковой. - М., Просвещение, 1989 г.

    «Понятийно - терминологический словарь логопеда» под редакцией В. И. Селиверстова. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 г.

    Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии». - М., Просвещение, 1989г.

    М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». - М., Просвещение, 1989г.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...