6 прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Степени сравнения прилагательных в русском языке

Урок русского языка в 6 классе

«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: совершенствовать у обучающихся умение определять превосходную степень имен прилагательных. Образование превосходной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени .

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика :

Пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты :

Предметные :

Знать способы образования превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосходной степени, находить прилагательные в превосходной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи.

Метапредметные :

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Проверка домашнего задания

Личностные результаты :

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

Щадящий опрос по теме «Имя прилагательное»

(Класс разбивается на две группы по вариантам). Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сам учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто +или -. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их слушают. Они выполняют те же действия, что и ранее их одноклассники. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый ученик в классе отвечает на пять вопросов, будет оценен сам и оценит своего товарища. В конце опроса обязательно выставление оценок друг другу.)

Сегодня мы продолжим изучение данной части речи.

2) Запишите тему урока

«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень »

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя : Разбираемся с темой урока.

(обучающиеся выделяют главные, ключевые слова и объясняют, почему именно эти слова являются таковыми)

Определите степень сравнения и форму прилагательных, записанных на доске:

1.самый большой

2.высочайший

3.белее

4.более красивый

5.самый труднейший

- у каких прилагательных вам было сложно определить степень сравнения? Почему?

-какие будут предположения?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель : Определите цели урока.

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

    Как образуется превосходная степень?

2. Чем эта степень отличается от сравнительной? В чем они похожи?

3. Употребление превосходной степени в речи и текстах.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.57, стр. 14, выводы

Какие степени сравнения есть у прилагательных?

От какого слова произошло данное слово? (способ «Имя-значение»)

Чем прилагательные в превосходной степени отличаются и в чем похожи на прилагательные в сравнительной степени?

Совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?

2) Способ образования превосходной степени

стр.14-15 учебника:

Какие формы есть у превосходной степени прилагательных? (простая и составная )

Что участвует в образовании простой формы превосходной степени? (суффиксы –ейш-, -айш-);

Как образуется составная форма превосходной степени? (прибавляется слово самый или наиболее к начальной форме прилагательного);

Обратите внимание, как изменяется в данной форме второе слово (по родам, падежам и числам)

Как различить простую и составную форму превосходной степени? (в простой изменения происходят в самом слове, добавляется суффикс, а в составной + слова самый, наиболее к прил.)

    Составление кластера или схемы

Познавательные УУД :1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Отложенное решение задачи.

-Ребята, давайте вернемся к началу урока и решим задачу: какие же степени сравнения и формы были у данных прилагательных:

1 .самый большой(прев., составн.)

2.высочайший (прев., простая)

3.белее(сравнит, простая)

4.более красивый (сравнит., составная)

5.самый труднейший

-почему сложно определить у последнего прилагательного? В чем проблема?

Важно! Так говорить нельзя!

(В данном случае допущена грамматическая ошибка: смешение составной и простой формы сравнительной степени прилагательного. Такие ошибки- не редкость в речи людей, в том числе по ТВ)

-Как исправить данное прилагательное?

(либо - самый трудный, либо- труднейший)

2. Синтаксический разбор предложения из упр.338 (1 чел. у доски)

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собирались известнейшие мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов.

- объяснить изученные орфограммы;

Расставить и объяснить знаки препинания;

Составить схему предложения;

Каким членом предложения является слово известнейшие ?

В какой форме употреблено данное прилагательное? (простая форма превосходной степени);

Каким членом предложения является?

1 чел. производит морфемный разбор слов мореплаватели, путешественники .

Чем похожи данные слова?

Как они образованы?

2. упр.337 (2 чел. к доске)

-1 чел. образовывает прилагательные в простой форме превосходной степени ,

2 чел. образовывает прилагательные в составной форме превосходной степени .

3.Работа по развитию речи.

Упр.339. (комментированное выполнение)

4.Самостоятельная работа.

Определить степень сравнения и форму у следующих прилагательных :

    Наиболее кратчайший (ошибка)

2.Более красивый

3.Самый веселый

4.Ярчайший

5.Больше

5.Сравнение с эталоном. Работа в парах. Выставление оценок (комментированное)

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.57, выучить кластер, упр.339 закончить или сочинить рассказ из 5-6 предложений, используя слова из рамочек на стр.15 (по выбору)

Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных

Тип урока: урок первичного усвоения и закрепления нового материала

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия степени сравнения имён прилагательных;

Создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепления понятия степени сравнения имён прилагательных и умения находить степени сравнения имён прилагательных в тексте;

Воспитывать любовь к русскому слову.

Оборудование: доска, разноуровневые карточки, мультимедийная установка с экраном.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть и с удовольствием проведу с вами урок.

Вначале давайте проведём блиц-опрос по изученной ранее теме.

Блиц

  1. В каком слове пропущена буква Е?

В син…м море, в зелён…х лесах, с окружающ…м миром, прост…й историей.

  1. В каком слове пишется О?

Горяч…го, похож…й, больш…й, скрипуч…й.

  1. В каком слове Ь НЕ пишется?

Рож…, доч…, жгуч…, дич…

2. Актуализация знаний учащихся

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу. Этот эпиграф не случаен: он связан с нашей темой урока, в нём спрятаны новые сведения об имени прилагательном. Посмотрите на экран и прочитайте.

Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.

Вы согласны с этим утверждением?

А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным? (Умным, добрым, образованным, справедливым)

Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?

Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее, сильнее всех).

А на что указывает прилагательное с ильнее ? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)

А форма сильнее всех ? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)

Молодцы. Тема нашего урока так и называется – Степени сравнения имён прилагательных. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и тему урока. Формы сильнее, сильнее всех являются степенями сравнения прилагательного сильный.

В течение урока вы ответите на вопрос: «Для чего нужны степени сравнения прилагательных?»

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Находить в тексте, узнать, как образуются, какие формы существуют, чем являются в предложении.)

Давайте сразу и определим, чем являются в предложении прилагательные? (Сказуемым.)

3.Этап усвоения новых знаний

Итак, существует 2 степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная. На этом уроке мы подробно рассмотрим сравнительную степень прилагательных. Она имеет две формы – простую и сложную. Сейчас вы поработаете исследователями. Откройте учебник на странице … и выполните по вариантам задания: 1 вариант выписывает образование простой сравнительной степени, 2 вариант – образование составной сравнительной степени. Не забывайте о примерах. Материал заносите в предложенные таблицы, которые лежат у вас на столах.

Давайте проверим, что у вас получилось (высвечивается на экране)

Образование сравнительной степени прилагательных

Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший . Такие формы называются супплетивные.

На слайде представлены прилагательные: огромный, громадный, колоссальный…. Как называются слова, близкие по значению? (синонимы)

Давайте устно образуем от них простую и составную сравнительную степень.

4.Динамическая пауза

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Всё имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг

Изучать родной язык!

5.Этап первичной проверки понимания изученного

Сейчас переходим к следующему этапу – проверке понимания изученного.

3 ряд работает по парам: впишите в бланки по 2 прилагательных, обменяйтесь ими и образуйте от них степени сравнения, затем проверьте работу товарища и поставьте отметку.

4 человека готовят задания для закрепления изученного материала.

Остальные составляют предложения с формами сравнительной степени от прилагательных: счастливый, твёрдый, богатый, сладкий.

Проверка.

6. Этап закрепления новых знаний и способов действия

Ребята, мы переходим к следующему этапу – закреплению. Группа ваших одноклассников подготовила для вас тест, сгруппировав слова и подобрав задания для них. Попробуйте справиться с ним.

Слова: лучше, красивше, шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.

  1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

  1. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

  1. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

7. Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание вам предстоит творческое: у вас на столах лежат листочки со словами, попробуйте написать сочинение-миниатюру на тему: «Для чего нужно изучать родной язык?» Но прежде давайте прочитаем эти слова орфоэпически правильно: красивее, свободнее, спокойнее, удобнее.

8. Подведение итогов

Сегодня вы замечательно поработали, готовы ответить на вопрос: «Для чего нужны степени сравнения прилагательных?» (Для того, чтобы сравнивать предметы, выделять некоторые из них.)

9. Рефлексия

Выразите, пожалуйста, своё отношение к сегодняшнему уроку. Перед вами листочки.

Урок (3 прил.)

Тема «Степени сравнения имён прилагательных» (2 глагола)

Я на уроке (СС // П)

Спасибо за урок, до свидания.


Качественные прилагательные имеют степени сравнения . Они выражают большую или меньшую степень качества в данном предмете по сравнению с другим предметом.
Например: (Мой дом красивее твоего дома). иногда сравнение идёт внутри одного и того же предмета (возрастание или убывание) в различные периоды его развития, т.е. в настоящий момент, по сравнению с его прошлым состоянием.
Например: (Спрос на товар стал выше, чем в прошлом году).


Прилагательные имеют две степени сравнения
:
сравнительную;
превосходную.

1.Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени в одном предмете, чем в другом.
Например: Я счастливее тебя. Твой портфель тяжелее, чем мой. Моя собака умнее, чем твоя.

Сравнительная степень бывает:
А) простая
Б) сложная

А) Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
"ее" (-ей): Например: красивый – красивее, умный – умнее, холодный – холоднее;
"е" (с чередованием последнего согласного основы или без чередования):
Например: большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;
"ше": Например: старый – старше, молодой – младше.
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.
Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний!

Б) Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее.
Большой – более (менее) большой, красивый – более (менее) красивый.

2) Превосходная степень прилагательных .
Превосходная степень показывает, что какой-то признак проявляется в данном предмете в наибольшей степени, по сравнению с тем же признаком в других однородных предметах.
Эта моя лучшая игра; Он самый умный мальчик в классе.

Превосходная степень бывает:
А) простая
Б) сложная
Превосходная степень прилагательного может изменяется по родам, числам и падежам.
(Мы подошли к высочайшим горам).

А) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов "ейш", "айш".
Например: Глупейший, глубочайший, редчайший, ближайший
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.
Например: Хороший – лучший, плохой – худший.
Б) Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее.
Например: Маленький – самый маленький,наиболее маленький,наименее маленький, умный – самый умный, наиболее умный,наименее умный.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

Дата публикации: 28.01.2012 17:58 UTC

  • Морфологический разбор имени прилагательного в русском языке.
  • Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных в русском языке.
  • Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных в русском языке.

«Степени сравнения имен прилагательных»

Дата проведения 17.11.2015

Класс 6

Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных

Задачи урока:

    Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи

    Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: применения новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

Составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

Определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные:

· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится самостоятельно разрабатывать план работы;

познавательные

· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

· составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

· слушает и понимает речь других;

· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока.

    Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

«Человек твёрже камня, нежнее цветка» - эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

    Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»

    Постановка целей урока.

Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.

    Объяснение нового материала.

Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)

Что же представляют степени сравнения?

И _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.

    «Ажурная пилка»

1 группа - «Как образуется сравнительная степень сравнения

прилагательных», 2 группа - «Как образуется превосходная степень сравнения

прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).

    Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос

«Лингвистический лабиринт»

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Проверим правильность понимания теоретического материала.

Предлагаю блиц – опрос.

Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.

    Сколько существует степеней сравнения?

    Две;

    Три.

    Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

    Качественные;

    Относительные.

    Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

    ейш –

    ее, – е, – ше .

    Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

    ше;

    ейш –, – айш –.

    Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    Более, менее;

    Самый;

    Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

    Менее;

    Самый, наиболее, наименее и т. д.

    Закрепление знаний и способов действий

Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.

    Образование форм степеней сравнения прилагательных.

    Закончите предложение

Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.

Я толстый…

Я хороший…

Я длинная…

    Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)

    По популярности

    По возрасту

    По внешним данным

Составьте предложения. Запишите в тетрадь.

    Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «нет»,

Если слышим вы вокруг:

Красив е е, удобн е е,

Спокойн е е, свободн е е

Скажем ударенью «Да» –

Говори ты так всегда:

И крас и вее, и уд о бнее

И спок о йнее, и своб о днее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

    Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?

Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

    В Гималаях находится ………гора мира Эверест.

    Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.

    Гепард ……

    ………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
    Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.

    Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

    Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
    человек в мире.

    ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.

    У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.

    Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.

    Исправьте ошибки в предложениях

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Хвост более короткий.

Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Осенью в лесу красивее, чем зимой.

    Это самый большой салют, который я видел.

    Хвост более короткий.

    Магический квадрат. Работа в парах.

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».

Проверка выполненной работы на интерактивной доске.

    Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.

Группа №1

    От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    мягче –

    лучше -

    тише -

    быстрее –

    Они на старте были в более лучшей ситуации.

    Нет ничего красивше своего родного края.

    Из двух зол выбирай более меньшее.

    Река Ульба узее Иртыша.

    В январе морозы были более злейшие.

    Заполните таблицу

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Острый

Быстрый

Строгий

Умный

Добрый

Группа №2

1.От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    тише –

    выше –

    глубочайший –

    хуже –

    Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Они хотели своим детям более лучшую жизнь.

2. Этот сыр твердее того.

3. Маркаколь - самое красивейшее озеро в Восточном Казахстане.

4.Нет ничего хужее предательства друга.

5. У моего друга самая злейшая собака на свете.

    Заполните таблицу.

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Глупый

Медленный

Важный

Лёгкий

Тонкий

Взаимопроверка в парах по ключу

    Подведение итогов урока.

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Чем был полезен для вас урок? Какой вывод в можете сделать по сегодняшнему уроку?

    Информация о домашнем задании. На выбор.

Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

    Составьте запись для «Книги рекордов вашего класса», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ

    Составьте 5-6 предложений по теме «Осенний лес», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.

    Рефлексия. Выбрать листок по цвету, характеризующему ваше состояние во время урока (зеленый - чувствовал себя успешным на сегодняшнем занятии , красный - был безразличен , оранжевый - был увлечен , получил удовольствие от общения, желтый - был активным на уроке)

Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо за урок.

Использованные материалы:

    Галушко И.Г, учитель русского языка и литературы «Елгайская основная общеобразовательная школа» Презентация «Сравнительная степень имен прилагательных»

    Картинки о книге рекордов

    Презентация. Полушкина Гульчачак Форзановна, учитель английского языка ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» Кировская область, 2011

    Русский язык «Доброе утро, Имя прилагательное!» - М:ООО «Издательство Астрель», 1999.

    Технологический прием «Магический квадрат» (автор Можаев Георгий Михайлович, преподаватель ТюмГУ-ТОГИРРО г.Тюмень

    Технологический прием и шаблон «Лингвистический лабиринт»,

    ТОЛЬКО У КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕСТЬ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ!

    Качественные прилагательные отличаются тем, что могут обозначать признак в разной степени его проявления (крупный – крупнее – крупнейший ). Формы эти называются степенями сравнения:

      Сравнительной

      Превосходной

    В парадигму степеней сравнения включается и то прилагательное, от которого образуются формы степеней сравнения. Семантической основой степеней сравнения является количественная оценка меры признака. В парадигме степеней сравнения исходное прилагательное называется формой положительной степени.

    Сравнительная степень (компаратив) – обозначает качество, находящееся в каком-либо предмете в большей степени, чем в другом, название которого ставится в форме род.падежа или именит.падежа; последнему предшествует сравнительный союз Чем (правда дороже золота ).

    Превосходная степень (суперлатив) - обозначает высшую степень качества в каком-либо предмете по сравнению с другим: самый любимый писатель ; склоняются как обычные прилагательные.

    Сравнительная и превосходная степени могут выражаться простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими) формами.

    Сравнительная степень

    Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам, числам и падежам; а потому ее нужно уметь отличать от формы сравнительной степени наречия. Если слово такого типа синтаксически связано с сущ, то это сравните степень прилагательного, если связано с глаголом, то сравнит степень наречия (дуб крепче березы – прилаг;он крепче стиснул рукоятку – наречие)

    Формы сравнительной степени тяготеют к употреблению в позиции при связке, т.е. в роли сказуемого, но могут быть и определением.

    Образуются от основы исходного прилагательного при помощи суффиксов –ее (-ей) – смелее, белее (продуктивный способ) или–е, -ше – дороже, богаче (непродуктивный способ).

    От прилагательных с основой на к, г, х и некоторых слов с основой над, т, ст сравнит.степень образуется посредством суффикса–е (при этом конечные согласные основы чередуются с шипящими) (громкий – громче, тихий – тише, крутой – круче ). В прилагательных на–ок и–к происходит усечение производящей основы, оставшийся конечный согласный чередуется с шипящим или парным мягким (высокий – выше, низкий – ниже ).

    Формы сравнительной степени с суффиксом –ше единичны (далекий – дальше, ранний – раньше, долгий – дольше ).

    От трех прилагательных форма образуется супплетивным способом (малый – меньше, хороший – лучше, плохой – хуже) .

    Формы сравнительной степени не образуются от прилагательных, которые называют признаки, не изменяемые по степеням. Иногда не образуются в соответствии с узусом, а не значением (ветхий, чуждый, куцый ).

    Сложная форма степеней сравнения образуется присоединением слова более . Причем такие сочетания могут быть образованы и с краткой формой (более быстрый, более красный).

    Превосходная степень

    Простая форма превосходной степени имеет особенности в своем значении: кроме указанного выше основного значения превосходства качества в предмете сравнительно с другими предметами эта форма может обозначать высшую, предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими. Иными словами, она может обозначать безотносительно высокую степень качества: злейший враг, добрейшее существо .

    Простая форма образуется при помощи присоединения суффикса –ейш (-айш ). При этом она образуется не от всех прилагательных, обычно ее нет у тех лексем,от которых не образуется форма сравнительной степени. Так же она может отсутствовать у и тех форм, которые имеют форму сравнительной степени. Таковы качественные прилагательные с суффиксами–аст-, -ист , а так же многие слова с суффиксами –лив-, -чив-, -к- (узкий – уже, волосатый – волосатее, молчаливый – молчаливее ).

    Сложная форма образуется сочетанием качественного прилагательного и слова самый . Она не связана с лексическими ограничениями:самый красный, самый добрый, самый узкий.

    У прилагательных с суффиксами –оват-(-еват-) не образуется никакая форма превосходной степени, т.к. значение неполноты признака несовместимо со значением высокой степени признака (глуховатейший, самый глуховатый ).

    Форма превосходной степени обозначает высшую степень качества. В отличие от сравнительной степени формы превосходной степени не могут выражать сопоставительной оценки степени признака в одном и том же предмете и в двух предметах.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...