Что значит в психологии определить ресурсы. Личностные ресурсы клиента: понятие, виды, классификация

ISSN 1029-3388

Лаврик A.B.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которого важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации. Поэтому проблематика психологических ресурсов активно освещается в литературе, начиная с механизмов психологической защиты и копинг-по-ведения, и, заканчивая такими понятиями, как личностный адаптационный потенциал, личностный потенциал, а также стрессоустойчивость и жизнестойкость.

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» .

Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические и социальные). Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы отражают доступность для личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях .

В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов как средовых, так и личностных. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности .

А.Г. Маклаков вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», которое содержательно раскрывается в рамках концепции адаптации. Автор считает способность к адаптации как индивидным, так и личностным свойством человека, рассматривает его как процесс и как свойство саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям .

Очевидным является то, что разные ресурсы играют различную роль в адаптации человека и преодолении трудных жизненных событий. Л.В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит: активную мотивацию преодоления, отношение к

стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы - состояние здоровья и отношение к нему как к ценности .

Большая часть перечисленных качеств с характеристиками психологически здоровой личности (выделены И.В. Дубровиной): самодостаточность, интерес человека к жизни, свобода мысли и инициатива, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, вера в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности , - являются личностными ресурсами.

Исследователи также говорят об индивидуально-психологических ресурсах, к которым относятся характеристики и свойства личности, и о ресурсах социально-психологических, под которыми обычно понимаются преимущества, которые дают деньги, социальная поддержка (социальные взаимосвязи и взаимоотношения), социальные навыки и власть. Очень большое значение, по мнению М. Аргайла, имеют социальные навыки. В частности, экстраверты, обладающие более развитыми социальными навыками, счастливее благодаря уверенности в себе . Было установлено также, что счастье связано с готовностью к сотрудничеству, лидерскими качествами и гетеросексуальными навыками [там же]. Они позволяют вступать в предпочитаемые отношения с другими людьми, в то время как индивиды, испытывающие в общении трудности или недостаток социальных навыков, часто живут в социальной изоляции и одиночестве. Физическая привлекательность как ресурс может быть также значима, особенно для молодых женщин, поскольку она способствует популярности у противоположного пола, у работодателей, что способствует карьерному росту.

Психологические ресурсы традиционно рассматриваются в связи с исследованием конструктивного начала личности, проводимого в рамках гуманистического направления в психологии. Наиболее важное в этом смысле направление исследований заключается в изучении того, как люди справляются с трудными жизненными событиями, за счет каких качеств и свойств они преодолевают стресс. В этой связи и развивается проблематика копинг-поведения, раскрываются личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют индивиду в совладании с экстремальными жизненными ситуациями.

Важную роль в этой связи имеет целостное исследование личности. Как отмечает Л.И. Анцыферова , личность со своим особым жизненным миром, в котором «в осадке» содержится ее индивидуальная история, выступает как медиатор событий, подвергающий их психической переработке, прежде чем выбрать соответствующий тип стратегии совладания с ними. Кроме того, важно также учитывать уровень «биографического стресса» у личности: лишь в этом случае можно определить, является ли та или иная техника типичным для личности ответом на трудную жизненную проблему, или же она выступает как ситуационно-специфическая.

Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обладающей специфическим набором психологических черт. Подобные черты обозначались разными авторами то как «чув-

ство когерентности», повышающее ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям, то как «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения. Чем выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций. Используются и другие теоретические конструкты. Это и психологическое наполнение введенного Л. Н. Гумилевым понятия пассионарности представителями Санкт-Петербургской психологической школы, и понятие о личностном адаптационном потенциале, определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам, предложенное А. Г. Маклаковым, и понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д. А. Леонтьевым на основе синтеза философских идей М. К. Мамардашвили, П. Тиллиха, Э. Фромма и В. Франкла.

Понятие о личностном адаптационном потенциале идет от концепции адаптации и оперирует традиционными для этой научной парадигмы терминами. А. Г. Маклаков считает способность к адаптации не только индивидным, но и личностным свойством человека . Адаптация рассматривается им не только как процесс, но и как свойство живой саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей личности. Именно эти особенности определяют возможности адекватного регулирования физиологических состояний. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды.

Д. А. Леонтьев, в свою очередь, вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни .

Одна из специфических форм проявления личностного потенциала - это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут - внешними неблагоприятными условиями. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. . Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С. Мадди понятие «жизнестойкость» (hardiness) , которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

заболеваний до социальных условий. Жизнестойкость определяется автором как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека.

В целом, ресурсный подход открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек - жизненная среда» с учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как непрерывном процессе пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях .

Таким образом, личностные ресурсы как интраперсональные качества человека способствуют сглаживанию противоречий между личностью и жизненной средой, преодолению неблагоприятных внешних обстоятельств посредством трансформации ценностно-смысловой подсистемы личности, задающей вектор ее направленности, основу для самореализации.

Библиографический список

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - №1 .С. 3-16.

2. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2003. - 271 с.

3. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. - С. 113-122.

4. Куликов, Л.В. Психогигиена личности [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб., 2004. - 464 с.

5. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа само детерминации [Текст] / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.

6. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.

7. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том 1. - 1998. - №2. - С. 100-109.

8. Практикум по психологии здоровья [Текст] / под ред. Г.С.Никифорова. - СПб: Питер, 2005. - 351 с.

9. Практическая психология образования [Текст] : Учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

10. Психология [Текст] : Учебник / под ред. А.А.Крылова. - М., 1999. - 584 с.

11. Соловьева, С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России: электрон. науч. жури. - 2010. - № 2. URL: http://medpsy.ru

12. Maddi, S.R., Khoshaba, D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. -1994. - Oct. - Vol. 63. - № 2. - Р 265-274.

Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни. Луиза Хей.

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Какая сила может помочь достичь успеха или бывшего, жить счастливо?

Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя , внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.

В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть личностными и социальными ресурсами, личностным потенциалом. Что сюда входит?

Притча - метафора "Живительный источник". Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь.
Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути.
Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.
Человек начинает свой путь неуверенно, маленькими шажочками, но по мере взросления и приобретения жизненного опыта эти шаги становятся все более твердыми и уверенными.
Дорога, по которой идет путник, непростая. Она, то сужается и становится непроходимой, то неожиданно расширяется и пересекается с другими дорогами, пролегающими вдоль маленьких речушек и морского побережья. Эта дорога никогда не бывает прямой и гладкой. Она может проходить сквозь чащу неизвестности или пролегать через горные хребты.
Эта извилистая дорога может привести в пустыню или завести в болото, однако всегда найдется та самая волшебная тропинка, которая убережет человека и обязательно выведет к новому источнику жизни. Источник, который исцеляет, может зарождаться высоко в горах или глубоко под землей. Он может быть в виде капли росы или глотка свежего воздуха. И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света.

1. Здоровье физическое и психическое;

3. Волевые качества – например, терпение, самоконтроль;
4. Накопленные знания и освоенные умения;
5. Самоуважение, самодостаточность, жизненные ценности;
6. Интерес человека к жизни, желания, цели ;
7. Позитивный жизненный опыт, активная жизненная установка – понимание того, что целенаправленные действия рано или поздно приведут к результатам;
8. Готовность к личностному росту, к самосовершенствованию;
9. Принятие вызова жизни, – способность использовать трудности жизни, проблемные ситуации для саморазвития;

11. Время и то, как вы его тратите;
12. Материальные возможности (доход, сбережения и т.д.);
13. Материально-технические средства (дом, транспорт и т.д.);
14. Социальная поддержка - люди, способные помочь в достижении цели;
15. Информация и источники информации.


Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик.
- Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи.
- Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это:

  • надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
  • вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
  • душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

А.С. + Р. = Ж.С.

А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

А теперь небольшой проективный тест Морские сокровища, который прояснит ваши цели и подскажет, какие ресурсы вам необходимы в первую очередь.

Инструкция. На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна. Вам надо, во-первых, до­полнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже замети­ли, он раскрыт, но пуст. Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражаю­щим ваши мысли.


Ключ к тесту вы найдете в статье “Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы ”

В данной ситуации ресурсом, который меняет восприятие маленькой девочки, является информация, новое понимание, которое мы вносим в ситуацию. При этом обратите внимание, ее взрослая личность хорошо понимает, что брат ее любит, а вот ребенку этот ресурс недоступен. Внеся его, мы трансформируем всю систему внутренних взаимодействий.

Если в психологическом консультировании состояния рассматривать в качестве ресурсов, то их условно можно разделить на ресурсные и нересурсные. Когда мы находимся в ресурсных состояниях, у нас все получается как бы само собой, мы быстро учимся, легко схватываем информацию, быстро находим решения. В нересурсных состояниях, наоборот, все валится из рук, мы делаем лишние ошибки, пропадает легкость, эффективность значительно снижается. В таком случае наша задача заключается в том, чтобы внести этот ресурс туда, где его не хватает.

В ресурсном состоянии события воспринимаются по-другому и, соответственно реакция человека на обстоятельства меняется. Гораздо легче переживаются трудности и невзгоды. Поэтому люди так или иначе стремятся чаще находиться в ресурсных состояниях. Они не только приятны сами по себе, способствуют хорошему самочувствию и состоянию здоровья. Это так же влияет на отношения с другими людьми, потому что люди больше тянутся к человеку, который постоянно пребывает в хорошем расположении духа. И наоборот, стремятся держаться подальше от тех, кто злится, обижается, жалуется или пребывает в депрессии.

Зависание в нересурсных состояниях ведет к психологическим расстройствам и проблемам со здоровьем – все мы это неосознанно чувствуем. А в результате хорошей психологической работы человек гораздо чаще бывает в ресурсных, и все реже в нересурсынх Все меньше в его психике остается «темных пятен». В первую очередь это связано с трансформацией травмированных частей личности, которые, получив необходимый ресурс и возможность закрыть гештальт, взрослеют и интегрируются в систему взрослой личности, перестают быть чем-то отдельным. Вместе с этим высвобождается энергия, которую человек затрачивал на подавление и вытеснение болезненных эмоций в подсознании. Ну а после следует изменение в поведении, которое становится более взрослым вместе с интегрированной частью личности. Новое поведение и новое состояние ведет к положительным изменениям в ситуациях, которые до этого были проблемными, и в жизни человека вообще. Ведь психика является системой, в которой все между собой связано.

Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.

Психологические ресурсы человека

Психологический ресурс — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это его потенциальные и реальные возможности.

Не всякий человек осознает все свои ресурсы, не все психологические ресурсы доступны к применению по запросу. Некоторые из них еще только предстоит открыть в себе и активировать.

Насколько Вы психологически ресурсная личность?

Психологический ресурс человека считается активным , когда:

  • он осознается как свой,

  • он уместно применяется в ответ на угрозу организму и/или личности,

Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.

Вообразите себя попавшим на тропический остров в открытом океане. У Вас есть топор, лодка и снасти для охоты и ловли рыбы. Так вот то, что я перечислил — не ресурсы, а инструменты. А Вашими психологическими ресурсами будет умение использовать эти инструменты для выживания, уверенность в собственных силах, способность отвечать вызовам природных сил. Вера в свои способности и возможности.

Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.

Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы

4 типа психологических ресурсов личности

Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:

  1. Витальный мир. Использует ресурсы связанные с физиологическим выживанием как биологического организма. Как приспособиться к новой диете, как , умение быстро собраться в трудной ситуации и расслабиться после ее завершения.

  2. Деятельностный мир. Задействует психологические ресурсы навыкового поля. Такие как или способность метко стрелять из лука. Навык разжечь костер с одной спички может спасти жизнь заблудившемуся в лесу человеку. Сюда относятся так же способности к прикладным видам творчества.

  3. Сознательный мир. Активирует когнитивные ресурсы, связанные с умением впитывать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и обрабатывать информацию. и изобретать новое относятся к «сознательным» психологическим ресурсом.

  4. Волевой мир. Востребует от человека психологические ресурсы, связанные с эмоционально-волевой сферой. Умение управлять своим психологическим состоянием и эмоциями, вера в себя и свои возможности.

Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы. А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы. И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.

Психолог как активатор психологических ресурсов человека

Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.

Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов

На самом деле роль психолога вывести из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.

Настоящий психолог выступает для своих Клиентах в 3-х ипостасях:

  • психолог как ресурс поддержки и принятия,

  • психолог как образец для подражания и копирования его ресурсов клиентом,

  • психолог как активатор внутренних психологических ресурсов человека.

Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.

Используйте ресурсы психолога как психологический ресурс >>>

Психологический ресурс как присвоенный навык

Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.

Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.

Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб

Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь вам и вашей семье / Джейсон Хансон.

Бывший офицер ЦРУ Джейсон Хансон знает все о том, как не стать жертвой разбойного нападения или мошенничества. В своей книге он предупреждает об опасностях, которые подстерегают нас на улице и на парковке, в путешествии и в собственном доме, разоблачает многие уловки современных злоумышленников и учит быть готовым к любым неожиданностям.

Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!

Приобретите справочник по безопасности в издательстве МИФ!

Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.

Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.

Прием четвертый: не покидайте людных мест

Если вы уверены, что кто-то вас преследует, ни в коем случае сразу же домой не бегите. Кажется, что нет ничего надежнее собственного дома - можно запереть все двери, можно позвать на помощь, однако это последнее место, куда вы должны идти. Вы хотите показать преступнику, где вы живете?

Он может ворваться в дом вслед за вами, а может затаиться и попытаться проникнуть позже.

Если за вами следят…

Оставайтесь в людном месте и обратитесь за помощью. Безопасные места - рестораны, кафе, магазины, в которых много покупателей, людные улицы.

Никогда не сворачивайте на темные улицы, в переулки, в проходы, потому что там преступник может на вас напасть.

Если вас преследуют в каком-то месте, где много людей, вроде большого магазина, не пытайтесь выйти из него и добраться до своей машины. Преступнику нужно всего лишь дождаться вас у выхода. А потом он может нагнать вас у машины или проследить за вами до самого дома.

Обратите внимание на обувь

Если вам кажется, что за вами следят, обратите внимание на обувь преследователя, чтобы убедиться в том, что это один и тот же человек. Потому что очень просто снять или надеть кепку, очки или применить какой-либо иной прием, позволяющий изменить внешность. Но вот сменить обувь очень даже нелегко: вряд ли преступник станет таскать с собой запасную пару.

Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.

Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Паника атакует? Тревога заполонила собой сознание? Контролируйте тревогу и приступы панических атак, понижая уровень адреналина до нормального. […]
  • 5 принципов счастливой жизни, которые открыты в исследовании психологов, длившемся более 50 лет. Психология счастливой жизни существует - это […]
  • Цель и видение - две стороны одной медали. Как поставить цели на 2015 год. Технология постановки и реализации цели. Мечту превращаем в цели, а цели […]
  • На самом деле существует больше, чем 3 типа эмоциональных реакций и способов отношения к жизни, чем рассмотрено в статье. Рассмотрим 3 основные […]

УДК 159.923 ББК Ю 937

С. А. Калашникова

г. Чита, Россия

Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий

В статье анализируется понятие «психологическое здоровье» в рамках ресурсного подхода. Основные параметры и соответствующие содержательные характеристики психологического здоровья человека рассмотрены как система личностных ресурсов.

Ключевые слова: личностные ресурсы, ресурсный подход, психологическое здоровье.

S. A. Kalashnikova

Personality Resources and Man’s Psychological Health: Differentiation of the Notions

The article analyzes the notion psychological health within resource approach. The main characteristic and corresponding content characteristic of psychological health are viewed as a personality’s resource system.

Keywords: Personality resources, resource a

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, получивший развитие в гуманистической психологии. Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемые как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

Надежда - то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив;

Рациональная вера - осознание множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

Душевная сила (мужество) - способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, «способность сказать “НЕТ” тогда, когда весь мир хочет услышать “ДА” .

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В. А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» .

В ресурсной концепции стресса С. Хобфол-ла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовые, так и личностные.

pproach, psychological health.

В. А. Бодров различает ресурсы человека в соответствии с их ролью в регуляции процессов преодоления стресса: личностные, социальные, психологические, профессиональные, физические и материальные .

С. Хобфолл к ресурсам относит: матери-

альные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей .

Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды.

Очевидным является то, что разные ресурсы играют различную роль в адаптации человека и преодолении трудных жизненных событий. Наиболее значимыми, с нашей точки зрения, в контексте преодоления являются личностные и психологические ресурсы. Л. В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит

© Калашникова С. А., 2011

активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; состояние здоровья .

Большая часть перечисленных качеств отражает характеристики психологически здоровой личности, выделенные И. В. Дубровиной: самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности . Понятие «психологическое здоровье», по мнению И. В. Дубровиной, относится к личности в целом, в отличие от термина «психическое здоровье», который имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Психологическое здоровье рассматривается в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет анализировать собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Содержательно «высшие проявления человеческого духа», по нашему мнению, наиболее адекватно раскрываются в понятии «жизнестойкость», введенном в научный аппарат С. Мад-ди. Жизнестойкость определяется автором как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

Вовлеченность в процесс жизни - убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе - восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их кон-

тролировать - убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

Принятие вызова жизни - убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) - это отношение человека к принципиальной возможности изменяться .

В отечественных исследованиях также выделяются виды ресурсов человека, раскрывающие содержание понятия «жизнестойкость». Так, в качестве важных информационных и инструментальных ресурсов человека обозначают: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации .

Рассматривая здоровье как гармоничное равновесие физиологических, психических, социальных аспектов человеческого существования, Я. В. Малыхина указывает на целесообразность выделения личного (принадлежащего индивиду в феноменальном и ноуменальном смысле) превентивного ресурса, а не личностного (принадлежащего индивиду только в феноменальном, социальном смысле). Личный (индивидуальный) превентивный ресурс рассматривается как комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационнокомпенсаторных механизмов. Отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, со-магическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации .

Л. А. Александрова предлагает рассматривать жизнестойкость в контексте совладания с жизненными трудностями как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития, которая лежит в основе совладающего поведения .

Е. П. Белинская отмечает, что современные психологические подходы к проблеме преодоления трудных жизненных ситуаций рассматривают совладание как динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием, которое заключается в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его пред-

ставления о себе в ней . В данном контексте особое значение приобретает личностный смысл ситуации, когда человек способен воспринимать жизненные трудности как возможности.

В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л. А. Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л. А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач, выводя нас к проблематике психологического здоровья.

В теории психологического здоровья в качестве определяющих его критериев рассматриваются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке . В экзистенциальной психологии психическое здоровье описывается через понятие «стремление к смыслу». Согласно концепции В. Франкла, движущей силой поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. В. Франкл выделил три онтологических измерения человека: биологическое, психологическое и духовное. Духовное измерение является, по его мнению, определяющим по отношению к нижележащим уровням, и в нем локализованы смыслы и ценности человека. По В. Франклу, кардинальное отличие человека от животного состоит в том, что ему присуще особое духовное стремление, данное свыше. У человека есть такое качество, как возможность быть свободным от естественной заданности жизни. Свобода дана человеку для реализации высшей цели -смысла жизни. «Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь» .

Психически здоровый человек, по В. Фран-клу, развивается в направлении свободного самоопределения своей индивидуальной жизни, исходя из осознания объективной противоречивости своей сущности и необходимости одновременной реализации в своей жизни противоположных ее требований (а именно, естественной заданности и стремления к смыслу). Таким образом, здоровое психическое функционирование наделяется самостоятельной ценностью, и признаком его является зрелость ценностно-смыслового измерения личности.

Многоуровневая модель психического здоровья была предложена Б. С. Братусем, в которой выделено несколько уровней структуры личности,

каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Психическое здоровье «следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение» .

Так, уровень личностного здоровья обозначен как высший уровень психического здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Уровень индивидуальнопсихологического здоровья проявляется в способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Согласно Б. С. Братусю, каждый из данных уровней, имея свои критерии, должен иметь и свои закономерности протекания. Следовательно, несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым образованием, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.

Б. С. Братусь предлагает вспомнить слова немецкого философа Гердера о том, что человек -первый и единственный вольноотпущенник природы. Природа отпустила человека, дала ему ту самую свободу, которая составляет нашу высшую ценность и одновременно, самое тяжкое бремя. Человеческую сущность нужно достичь, завоевать. Этот процесс присвоения человеком самого себя, своей сущности осуществляется уникальным инструментом - личностью. Т. е. личность не является самодостаточной, в себе самой несущей смысл своего существования. Смысл ее обретается в зависимости от отношений с сущностными характеристиками человеческого бытия. По словам Братуся, характеристика личности, ее «нормативность» или «аномальность» зависит от того, как служит она человеку.

В соответствии с этим Б. С. Братусь определяет нормальное и аномальное развитие. «Нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности» . Автор указывает условия (которые одновременно являются и критериями) нормативного развития. Ими являются отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе потенции рода «человек» (центральное системообразующее отношение); способность к децентра-ции, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий характер жизнедеятельности; потребность к позитивной свободе;

способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего смысла своей жизни.

В. Д. Шадриков использует понятие «духовное состояние» - состояние, которое формируется на основе духовных ценностей личности и стремлении следовать этим ценностям. Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, в связи с чем значительно повышаются возможности понимания проблемы; гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой, сосредоточением на достижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, усилением воли и ее контроля со стороны личности; переходом к образному мышлению, высокой продуктивностью воображения, что расширяет информационную емкость сознания; чувством внутренней ак-

Для каждого онтологического измерения человека (по В. Франклу) и соответствующих им уровней психического здоровья (по Б. С. Братусю) могут быть определены содержательные характеристики, отражающие те или иные психологические ресурсы человека. Вместе с тем к собственно личностным ресурсам могут быть отнесены характеристики индивидуально-психологического и личностного уровней здоровья.

Параметры и содержательные характеристики психологического здоровья необходимо рассматривать как систему. Системный подход открывает возможности исследования психической реальности с учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой действующей личности, в переживаемой здесь и сейчас

тивности, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу и др. В противоположность «духовному состоянию» предлагается рассматривать «клиническое состояние», характеризуемое фиксацией на идее, односторонней направленностью мышления и эмоций, сужением сознания. Духовное состояние одновременно является и мотивационным состоянием, но в отличие от биологических мотиваций это будет духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности .

Здоровая личность - личность, духовно развитая, нравственно ориентированная: «...

нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья.» .

реальности. На этом основании взаимодействие человека и жизненной среды видится как непрерывный процесс пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях, обеспечивающего соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностно-смысловой подсистемы личности.

Таким образом, личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

Таблица 1

Параметры и содержательные характеристики психологического здоровья человека с точки зрения ресурсного подхода

Онтологические измерения человека (В. Франкл) Уровни психического здоровья (Б. С. Братусь) Психологические ресурсы

Духовное измерение Уровень личностного здоровья Нравственная ориентация (Б. С. Братусь). Духовное состояние (В. Д. Шадриков). Гуманистическая этика (Л. А. Александрова)

Психологическое измерение Уровень индивидуальнопсихологического здоровья Жизнестойкость (С. Мадди, Л. А. Александрова). Личный превентивный ресурс (Я. В. Малыхина)

Биологическое измерение Уровень психофизиологического здоровья Функциональный потенциал, обеспечивающий высокий уровень реализации активности (В. А. Бодров)

Список литературы

1. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. 2005. Т. 51. № 7. С. 83-84.

2. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Псих. исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: http//psystady.ru (дата обращения 18.07.2010).

3. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 2. С. 113-122.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 302 с.

5. Братусь Б. С. Возможна ли нравственная психология? // Человек. 1998. № 1. С. 50-59.

6. Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004. 464 с.

7. Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 1. № 6. С. 87-101.

8. Малыхина Я. В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»: автореф. ... канд. дис. психол. наук. СПб.: РПГУ 2004.

9. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 351 с.

10. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Пи-

тер, 2004. 592 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 175 с.

12. Шадриков В. Д. Духовные способности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 420-426.

13. Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход // Вестн. практ. психол. образ. 2008. № 4 (17). С. 18-24.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...