Герой ссср летчик талалихин биография. Талалихин Виктор Васильевич

7 августа 1941 года летчик-истребитель Виктор Талалихин при обороне воздушных подступов к Москве совершил ночной таран и уничтожил вражеский бомбардировщик.

Военный летчик-истребитель, Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 г. в деревне Тепловке Вольского района Саратовской области.

В 1924 г., когда Талалихину исполнилось шесть лет, его семья - родители Василий и Вера Талалихины, братья Александр и Николай - переехали в город Вольск. Еще в детстве Виктор Талалихин с братьями увлеклись авиамоделированием. Они устроили в доме небольшую мастерскую и конструировали модели самолетов и планеров.

В 1933 г. семья Талалихиных переехала в Москву. Отец начал работать на Московском мясокомбинате, а 15‑летний Виктор поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при комбинате.
Окончив в 1935 г. школу ФЗУ по специальности "обвальщик" (переработчик скота и мяса), Талалихин стал рабочим мясокомбината.

В 1936 г. его приняли в Пролетарский аэроклуб Москвы.

В 1937 г. Виктор Талалихин был призван в армию и по путевке комсомола принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта.
В 1938 г. был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк .

Первое боевое крещение Талалихин получил зимой 1939-1940 гг. во время войны с Финляндией. Он совершил около 50 боевых вылетов, уничтожил несколько вражеских самолетов, в воздушном бою спас жизнь командиру эскадрильи Михаилу Королеву. За доблесть и мужество младший лейтенант Талалихин был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года молодой летчик с отличием окончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк. После начала Великой Отечественной войны полк был перебазирован ближе к Москве - ему было поручено охранять воздушные подступы к столице, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей.

Защищая небо Москвы, Талалихин уничтожил в воздушных боях шесть самолетов врага. Он стал настоящим асом и был назначен заместителем командира 1‑й эскадрильи 177‑го истребительного полка. Подчиненные к своему командиру относились с большим уважением, так как перед каждым вылетом Талалихин просчитывал непредвиденные ситуации, чтобы все летчики эскадрильи возвращались живыми с боевых заданий. За маленький рост (155 см) боевые товарищи прозвали его Малышом.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 г. в небе над Подольском младший лейтенант Виктор Талалихин совершил ночной таран. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 метров на самолете "И‑16" летчик‑истребитель протаранил немецкий бомбардировщик "Хейнкель‑111", в котором находился экипаж из 4 человек. Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолета, в свободном падении пролетел 800 м, только затем раскрылся парашют.
Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом. Командир не имел права приказать совершить таран. Боевые летчики сознательно рисковали своей жизнью. Всего за годы войны советские летчики совершили более 600 таранов.

8 августа 1941 г. указом президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство" летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

27 октября 1941 г. Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. Возле деревни Каменки он повел группу на штурм позиций противника . В это время из-за облаков на советские самолеты обрушились шесть вражеских истребителей "Мессершмитт‑109". Завязался воздушный бой. Талалихин напал первым и сбил один "мессер", но был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Летчик получил смертельное ранение в голову.

Виктор Талалихин был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 г. Талалихин был навечно зачислен в списки 1‑й эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался под Москвой.

В память о Герое Советского Союза Викторе Талалихине на здании управления Московского мясокомбината им. Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Здесь организован музей летчика-героя.

В Центральном музее вооруженных сил в Москве установлен фюзеляж сбитого Талалихиным немецкого самолета "Хейнкель‑111". Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы Виктора Талалихина.

В поселке Кузнечики, на 43‑м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели летчика, установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину. Памятник был открыт в День воздушного флота СССР - 18 августа 1969 г.

Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах, морское судно, ПТУ № 100 в Москве, ряд школ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой . За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

В Великую Отечественную должность Талалихина - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, который входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса, прикрывавшего небо Москвы. Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве...

Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», - понял летчик и, резко увеличив скорость - будь что будет! - бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»... Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд...

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой!

7 августа 1941 года летчик-истребитель Виктор Талалихин при обороне воздушных подступов к Москве совершил ночной таран и уничтожил вражеский бомбардировщик.

Военный летчик-истребитель, Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 г. в деревне Тепловке Вольского района Саратовской области.

В 1924 г., когда Талалихину исполнилось шесть лет, его семья - родители Василий и Вера Талалихины, братья Александр и Николай - переехали в город Вольск. Еще в детстве Виктор Талалихин с братьями увлеклись авиамоделированием. Они устроили в доме небольшую мастерскую и конструировали модели самолетов и планеров.

В 1933 г. семья Талалихиных переехала в Москву. Отец начал работать на Московском мясокомбинате, а 15‑летний Виктор поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при комбинате.
Окончив в 1935 г. школу ФЗУ по специальности "обвальщик" (переработчик скота и мяса), Талалихин стал рабочим мясокомбината.

В 1936 г. его приняли в Пролетарский аэроклуб Москвы.

В 1937 г. Виктор Талалихин был призван в армию и по путевке комсомола принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта.
В 1938 г. был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк .

Первое боевое крещение Талалихин получил зимой 1939-1940 гг. во время войны с Финляндией. Он совершил около 50 боевых вылетов, уничтожил несколько вражеских самолетов, в воздушном бою спас жизнь командиру эскадрильи Михаилу Королеву. За доблесть и мужество младший лейтенант Талалихин был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года молодой летчик с отличием окончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк. После начала Великой Отечественной войны полк был перебазирован ближе к Москве - ему было поручено охранять воздушные подступы к столице, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей.

Защищая небо Москвы, Талалихин уничтожил в воздушных боях шесть самолетов врага. Он стал настоящим асом и был назначен заместителем командира 1‑й эскадрильи 177‑го истребительного полка. Подчиненные к своему командиру относились с большим уважением, так как перед каждым вылетом Талалихин просчитывал непредвиденные ситуации, чтобы все летчики эскадрильи возвращались живыми с боевых заданий. За маленький рост (155 см) боевые товарищи прозвали его Малышом.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 г. в небе над Подольском младший лейтенант Виктор Талалихин совершил ночной таран. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 метров на самолете "И‑16" летчик‑истребитель протаранил немецкий бомбардировщик "Хейнкель‑111", в котором находился экипаж из 4 человек. Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолета, в свободном падении пролетел 800 м, только затем раскрылся парашют.
Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом. Командир не имел права приказать совершить таран. Боевые летчики сознательно рисковали своей жизнью. Всего за годы войны советские летчики совершили более 600 таранов.

8 августа 1941 г. указом президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство" летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

27 октября 1941 г. Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. Возле деревни Каменки он повел группу на штурм позиций противника . В это время из-за облаков на советские самолеты обрушились шесть вражеских истребителей "Мессершмитт‑109". Завязался воздушный бой. Талалихин напал первым и сбил один "мессер", но был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Летчик получил смертельное ранение в голову.

Виктор Талалихин был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 г. Талалихин был навечно зачислен в списки 1‑й эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался под Москвой.

В память о Герое Советского Союза Викторе Талалихине на здании управления Московского мясокомбината им. Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Здесь организован музей летчика-героя.

В Центральном музее вооруженных сил в Москве установлен фюзеляж сбитого Талалихиным немецкого самолета "Хейнкель‑111". Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы Виктора Талалихина.

В поселке Кузнечики, на 43‑м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели летчика, установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину. Памятник был открыт в День воздушного флота СССР - 18 августа 1969 г.

Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах, морское судно, ПТУ № 100 в Москве, ряд школ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Р одился в 1918 году в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС. Герой Советского Союза (8.8.1941). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Боевое крещение выпускник Борисоглебской военной авиационной школы Виктор Талалихин получил в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. 40 боевых вылетов сделал молодой летчик-истребитель, сбросив десятки бомб на вражеские укрепления, аэродромы, автоколонны, склады с боеприпасами и горючим, сбил несколько самолетов противника. За доблесть и мужество он был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года Виктор Талалихин с отличием закончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, в составе которого и встретил Великую Отечественную войну. А в ночь с 6 на 7 августа 1941 года он совершил ночной воздушный таран. Вот как об этом рассказал сам Виктор:

«...Августовская ночь 1941 года. Подмосковье. Небо, усыпанное звездными узорами, казалось сказочным. Тихо, спокойно вокруг. Но это обманчивая тишина. Московское небо в опасности. Озверелые фашисты рвались к Москве. Группа боевых самолетов стояла в укрытии на опушке леса и ждала приказа на вылет. Среди других находился и мой «ястребок». Вдруг в небе засверкали лучи прожекторов, словно играя между собой, они стали полосовать небо. В подмосковном небе показались фашистские «хейнкели». Я получил задание перехватить противника, который шел на Москву.

На высоте четыре тысячи 800 метров я настиг «Хейнкеля-111». Считанные секунды... и передо мной вражеский бомбардировщик. Я молниеносно зашел к нему в хвост. Пальцы легли на гашетку... Ливень пуль обрушился на врага. Вот тебе за Москву, за Родину. Задымил правый мотор фашистской машины. Бандит не успел сбросить бомбы и пошел удирать. Я, преследуя его, дал несколько очередей из пулемета. «Не уйдешь»,– стиснув зубы, процедил я. Когда я подошел на 10 метров от хвоста, по мне была дана очередь из крупнокалиберного пулемета – обожгло руку...

Расстреляны все боеприпасы, в баке осталось мало горючего. Я принимаю второе решение – жертвовать собой, но не упустить гада... И я иду на таран. Даю полностью газ и своим самолетом врезаюсь в хвост противника. Самолет фашиста немедленно загорелся...»

Этот ночной бой советского летчика наблюдали колхозники подмосковных деревень Добрынихи, Степагино, Мансурово, Максимихи и других. Они встретили спускавшегося на парашюте Талалихина, перевязали раненую руку и помогли добраться до части. А под обломками вражеского бомбардировщика были обнаружены трупы четырех летчиков и множество зажигательных бомб.

Родина высоко оценила подвиг своего верного сына. 8 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Едва зажила рана, Виктор снова на истребителе, снова громит воздушного врага. За 98 дней, что довелось ему сражаться в рядах защитников неба столицы, он уничтожил пять фашистских самолетов.

Кандидат в члены КПСС Виктор Талалихин пал смертью храбрых в воздушном бою с фашистами близ города Подольска под Москвой 27 октября 1941 года. Похоронен Герой в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Виктора Талалихина носят одна из улиц столицы, в городе Калининграде (областном), Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, судно Министерства морского флота СССР, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ и пионерских дружин страны. В Подольске Герою установлен памятник.

Литература:

Важин Ф. А. Воздушный таран. М., 1962. С. 32–36.

Дмитриевский Н. Защитники неба столицы. М., 1962. С. 67–69.

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 68–69.

Павловский О. П. Достоин бессмертия... Калининград, 1985. С. 5–11.

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 121 – 130.

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.

В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения – он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.

В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт.

Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.

В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.

Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.

Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.

Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов – такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.

Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности.

Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха.

Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.

В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением – им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.

В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.

Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.

В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля. В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше. Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.

Главным подвигом Виктора Талалихина , совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран. Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов бомбардировщика. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль – протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше.

Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

Аудио рассказ Виктора Васильевича Талалихина о сбитом им врожеском бомбардировщике:

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

«В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно…

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы… Оставалось одно — таранить. «Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».

Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза и ему была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.

После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.

Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.

Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...