Что значит хронология событий. Значение слова Хронология по Ефремовой

Хронология

хронология

ХРОНОЛОГИЯ

ХРОНОЛОГИЯ

хронология

Хронология

Хронология

ХРОНОЛОГИЯ

Хронология

хронология

dic.academic.ru

Что такое хронология: определение. Что изучает хронология?

Каждый человек ощущает ход времени. Звезды и планеты движутся во Вселенной, стрелки часов монотонно отбивают свой ритм, каждый из нас медленно идет вперед по коридору времени. Понимая свою зависимость от него, люди придумали много способов и систем счисления, которые помогают его упорядочить и посчитать. Различные науки, такие как математика, физика, химия и история, вряд ли обошлись бы без такой точной науки, как хронология. Пожалуй, так можно сказать и о десятках других сфер исследования, в которых ученые далеко продвинулись. Итак, что такое хронология и зачем ее придумали? Определение этого слова можно найти ниже. Кроме того, читая эту статью, вы сможете лучше узнать, что изучает хронология, и понять то, какому исчислению времени лучше доверять, учитывая последние научные открытия.

Что такое хронология? Определение

Хронология (буквально «наука о времени») — это направление исследований, которое определяют как последовательность событий в истории. Что изучает хронология веков как наука? Она объясняет то, как измеряется время. Существует понятие «математическая (астрономическая) хронология». Такая хронология ориентируется в первую очередь на изменение положений небесных тел. Астрономическая хронология мира изучает закономерность небесных явлений, систематизирует их и упорядочивает. Однако чаще всего под хронологией подразумевают последовательность исторических событий. Главный объект, который изучает хронология, - это время. Однако что это такое?

Что такое время?

Как мы уже говорили вначале, время неизбежно влияет на всех людей, но может ли кто-нибудь до конца понять, что это такое? Видимо, нет. Как и бесконечное пространство во Вселенной, время трудно объять разумом. Если время сравнить с рекой, тогда где у нее начало? Куда стремится этот поток? Одно мы знаем точно: он всегда стремится только вперед. Время трудно понять, но возможно измерить и систематизировать события в потоке времени. Наука хронология изучает эти свойства. Поток времени можно сравнить с движением автомобилей в одностороннем потоке. Скорость автобусов и машин может изменяться, но есть то, на что невозможно повлиять, - это направление движения. Прошлое и будущее всегда пленяло умы людей, но единственное, что находится в нашей власти - это настоящее. Правда, если его не использовать, тогда оно уходит в прошлое, и мы ничего не можем поделать…

Что такое прошлое и будущее?

Чтобы понять, что такое хронология (определение которой мы дали выше), необходимо понять, что такое прошлое и будущее. Прошедшее - это то, на что невозможно повлиять, это уже история. Как воду, которая стекла вниз с острых скал и разбилась о землю, невозможно повернуть назад, так и время невозможно повернуть вспять и заставить течь только в одном направлении. Прошлое — главный объект, который исследует наша наука. Она излагает в определенном порядке произошедшие события, которые, словно оттиск печати, уже никогда не изменят свою форму. Будущее же очень сильно отличается от прошлого. Оно не стремится от нас, а летит нам навстречу, и этот параметр времени недоступен для хронологии до тех пор, пока не станет настоящим.

Как измеряли и измеряют время

Историческая хронология невозможна без отправных точек, которые помогают измерить время. В наше время самым распространенным устройством измерения отрезков времени являются часы. Но согласитесь, что издавна существуют огромные указатели времени, установленные тем, кто положил всему начало. Наша планета с определенной периодичностью крутится вокруг своей оси и вокруг звезды нашей системы - Солнца. Вокруг каждой из планет вращаются их спутники, вокруг нашей - Луна. Все эти небесные объекты движутся с поразительной точностью. Это же можно сказать об атомах некоторых элементов. Получается, что вся Вселенная — это огромные часы, в которых миллиарды галактик с миллиардами звезд, которые подобно огромным шестеренкам отмеряют ход времени. До того как люди придумали науку о времени, огромное количество звезд и планет незримо отмеряли его ход.

Какая хронология правильная?

Ведя счет времени и систематизируя прошедшие события, люди допускают немало ошибок. Мы не можем вернуться в прошлое и опросить тех, кто жил тысячи или сотни лет назад, поэтому чтобы сделать правильные выводы, нужно проводить много исследований и археологических раскопок. Благодаря научному подходу можно узнать много интересного, однако среди историков и археологов нередко возникают споры о том, в какой последовательности происходили те или иные события и откуда вообще следует вести отсчет. Рассмотрим две основные точки зрения, которые бытуют у научных исследователей в этом отношении.

Хронология: мнение эволюционистов

Ученые, которые придерживаются теории эволюции, предполагают, что жизнь на планете существует уже более 4,5 миллиарда лет, а человек находится на Земле сотни тысяч и даже миллионы лет. Ниже приведен список, который наглядно демонстрирует представления ученых о том, что эволюция - это наука, а не теория.


Определение возраста материи с помощью радиоактивного анализа

Однако хронология жизни не признается многими учеными из-за того, что использование метода радиоактивного распада имеет огромную погрешность. Вся проблема в том, что скорость, с которой в прошлом образовывался радиоактивный углерод, была неодинаковой. Используя данный метод, точно определить, к какому периоду времени относится тот или иной найденный археологами предмет, можно только вплоть до двух или трех тысяч лет до н. э. Выводам, которые получают в результате исследований нижних слоев грунта, доверять не следует.

Новая хронология (библейская хронология)

В последнее время появилось немало ученых, которые согласны с мнением о том, что человечеству всего лишь несколько тысяч лет. В книге The Fate of the Earth сказано, что всего лишь шесть или семь тысяч лет назад возникла цивилизация, развившаяся со временем в человечество. А вот английский исследователь Малком Маггеридж говорит, что по сравнению с взглядами эволюционистов то, что записано в Бытие (первая книга Библии), звучит достаточно разумно. После он добавил, что древняя книга повествует о реальных исторических лицах и событиях, которые действительно происходили. По его мнению, такая погоня за теорией, никак не основанной на фактах, обусловлена обычной опрометчивостью людей и будет, несомненно, удивлять последующие поколения. Палеонтологическая летопись доказывает, что все виды появлялись не на протяжении длительного времени, а внезапно, за небольшой отрезок времени. Кроме того, все исторические записи, сделанные людьми, датируются последними несколькими тысячами лет. Другими словами, не было найдено ни одного письменного документа, наскальной гравировки или чего-нибудь иного, что доказывало бы, что люди живут на Земле миллионы лет. Интересно, что библейская археология полностью подтверждает эти научные заключения.

Основание для ведения такой хронологии

На чем основывается хронология времени, которую высчитывают в соответствии с вышеуказанными выводами? В пользу того, что истории человечества всего несколько тысяч лет, и того, что библейские события действительно происходили, можно привести множество доказательств. Например, можно сравнить хронологию с другой наукой, которая тоже уходит корнями глубоко в прошлое - с лингвистикой. Ученые, которые занимаются исследованием истории языков, утверждают, что все древние языки были гораздо более сложными по структуре, чем современные, а не наоборот. Это опровергает теорию об обезьянолюдях, которые, якобы, не могли двух слов связать и постепенно учились говорить. Как мог произойти такой огромный интеллектуальный скачок?

Основополагающие даты

Хронология событий строится на главных основополагающих датах. Что такое важные исторические даты? Это отправные точки, календарные события, точность и достоверность которых не вызывает сомнений. Если мы владеем такой информацией, тогда с легкостью устанавливаем время других событий, о которых читаем на глиняных табличках, остраконах или в библейских свитках. Рассмотрим пример такой даты. Возьмем разрушение Вавилона мидо-персами во главе с Киром. Пользуясь хроникой Набонида, историки выяснили, что это событие произошло 11 октября 539 года до н. э. Или если считать по григорианскому календарю, то 5 октября того же года. Используя упоминание в Священном Писании об этом событии, можно легко сопоставить факты со светской историей и точно определить, когда произошли другие важные события, упомянутые в Ветхом Завете. Таким образом можно определить дату начала Великого Потопа или появление первых людей. Ниже приведена хронология человечества в соответствии с Библией.

Хронология с точки зрения Священного Писания

  • 4026 год до н. э. — сотворение первых людей.
  • 3096 год до н. э. — смерть Адама.
  • 2970 год до н. э. — рождение Ноя.
  • 2370 год до н. э. — Всемирный Потоп.
  • 2269 год до н. э. — строительство Вавилонской башни.
  • 2018 год до н. э. — рождение Авраама.
  • 1600 год до н. э. — Египет набирает силу и становится мировой державой.
  • 1513 год до н. э. — выход израильтян из Египта.
  • 1107 год до н. э. — рождение Давида.
  • 1037 год до н. э. — начало правления Соломона.
  • 632 год до н. э. — захват столицы Ассирии Ниневии.
  • 607 год до н. э. — победоносный поход вавилонского царя Навуходоносора против Израиля и разрушение Иерусалима.
  • 539 год до н. э. — захват Вавилона мидянами и персами.
  • 2 год до н. э. — рождение Иисуса Христа.
  • 29 год н. э. — начало служения Иисуса Христа (длилось 3,5 года).
  • 33 год н. э. — смерть Христа.
  • 41 год н. э. — написано первое Евангелие от Матфея.
  • 98 год н. э. — завершено написание Библии.
  • 1914 год н. э. — начало первой мировой войны, смена календарной системы.

Многие из приведенных исторических событий подтверждаются современной историей. Немало археологов используют Библию в качестве хорошего справочника для проведения раскопок. Более того, как мы уже говорили ранее, сравнение с основополагающими датами помогает проверить точность каждой из них. Изучение этого вопроса дает понять, что такое хронология. Определение того, какая хронология правильная, лежит на исследователе — человеке, который изучает историю.

Использование сокращений - до Р. Х. или до н. э.

На основании перечня, который был приведен выше, можно прийти еще к одному любопытному выводу. Если Иисус Христос родился во 2 году до н. э., то использование сокращений, которые так часто употреблялись ранее, типа «Р.Х.» и «до Р.Х.», неправильное. Кроме того, Христос не мог родиться в 0 год, ведь такового просто не существовало. После того как закончился 1 год до н. э., сразу же начался 1 год н. э. То, что сокращение для выражения «до рождества Христова» не соответствует настоящей дате рождения Иисуса, стало одной из причин, почему его больше не используют. Кроме того, возможно, сокращения для словосочетаний «до нашей эры» и «нашей эры» стали считать более официальными и научными.

Роль юлианского и григорианского календарей в хронологии

Люди придумали календарь для удобства подсчета времени. На основании чего люди придумали такие системы счисления? В основе календарей обычно лежали природные явления, такие как движение планет и смена времен года. Получается, что мы лишь систематизировали ход времени, которое давно уже отсчитывала природа. Для сравнения приведем два календаря, придуманных людьми, - это юлианский календарь, установленный Юлием Цезарем, и григорианский. Первый был введен в 46 году до н. э. Он был ориентирован на Солнце и заменил лунный календарь. Согласно ему, три года имели по 365 дней, а каждый четвертый - 366. Календарь стал достижением и использовался на протяжении долгих веков. Новая хронология Руси, Европе и Америке подходила идеально. Почему же от нее отказались? Со временем выяснилось, что и эта система счисления оказалась несовершенной. Согласно юлианскому календарю, продолжительность его года примерно на 11 минут была больше солнечного. Юлианский календарь больше не воспринимался как «новая хронология»: Руси он хорошо подходил, но к XVI веку накопилось целых десять лишних дней, с которыми нужно было что-то делать. Взамен юлианскому календарю папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. Согласно этой новой системе счисления, счет был передвинут на десять дней вперед. Кроме того, ученые мужи решили, что високосными годами не будут считаться те вековые годы, количество сотен в которых не делится на число четыре.

Хронология как наука: а как она касается нас?

Итак, из этой статьи мы могли увидеть, что такое хронология. Определение и предмет изучения науки обсуждались в самом начале статьи. Надеемся, что наши читатели лучше поняли значение потока времени и способы, которыми оно измеряется. На основании достаточного количества доказательств мы получили возможность увидеть, что та хронология, которую предлагает теория эволюции, не соответствует современным научным открытиям. Размышляя над высказываниями ученых, многие сейчас понимают, что наше существование на этой планете не такое уж длительное, как считалось ранее. Кроме того, наша статья помогает проследить историю развития хронологии как науки, особенности формирования и видоизменения счета времени, стремление людей к постоянному усовершенствованию «потока времени». В свою очередь рассмотренные факты убеждают нас в том, что такая книга как Библия заслуживает доверия, а природные счетчики времени — планеты и звезды — более точны, чем любые придуманные людьми. Разве хронология как наука не доказывает, что существует Некто, кто с самого начала организовал все так, чтобы мы имели возможность считать время? И разве нас не восхищает само устройство и непостижимость времени? Действительно, историческая хронология - интересная наука, изучение которой не только расширяет наш кругозор, но и позволяет заглянуть за завесу истории.

fb.ru

Историческая хронология - Юнциклопедия

Хронология (от греч. χρόνος - время и λόγος - учение) - наука об измерении времени, вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды. Её цель - дать историку верные сведения о времени исторических событий или определить точные даты исторических источников.

    Двенадцатимесячный римский календарь.

    Юлианский календарь.

    Календарь, изданный в Санкт-Петербурге.

Сегодня мы знаем, что великий историк Древней Греции Геродот жил в 484-425 гг. до н. э., в 490 г. до н. э. были разбиты персидские войска при Марафоне, Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., 15 марта 44 г. до н. э. был убит Гай Юлий Цезарь, в I в. до н. э. творили Вергилий и Гораций. Как же устанавливается, когда именно происходили события, столь отдаленные от нас? Ведь даже дошедшие до нас исторические источники нередко не имеют даты. А от более удаленных эпох письменных источников не сохранилось.

Историческая хронология обладает различными методиками, позволяющими вполне достоверно установить дату исторического события. Основное условие установления достоверной даты источника - комплексный подход, т. е. использование данных палеографии, дипломатики, лингвистики, археологии и, безусловно, данных астрономической хронологии. Если при датировке исторического факта не учитывать все компоненты исследования - ошибка неизбежна. Это обусловливает трудности установления хронологии древней истории.

Для измерения времени использовались повторяющиеся в природе явления: периодическая смена дня и ночи, смена лунных фаз и смена времен года. Первое из этих явлений определяет единицу времени - сутки; второе - синодический месяц, средняя продолжительность которого равна 29,5306 сут; третье - тропический год, равный 365,2422 сут. Синодический месяц и тропический год не содержат целого числа солнечных суток, поэтому все эти три меры несоизмеримы. Попытка хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год приводили к тому, что в разные эпохи были созданы три типа календарей - лунные (в их основе лежала продолжительность синодического месяца), солнечные (основанные на продолжительности тропического года) и лунно-солнечные (сочетавшие оба периода). Они стали основой лунно-солнечного календаря.

В каждой стране в древности были свои способы летоисчисления и, как правило, отсутствовала единая эра, т. е. счет лет от определенного события. В государствах Древнего Востока год обозначался по выдающимся событиям: строительству храмов и каналов, военным победам. В других странах счет времени шел по годам правления царя. Но такие записи были не точны, так как отсутствовала последовательность фиксации событий истории страны в целом; иногда эти записи и вовсе прекращались вследствие военных или социальных конфликтов.

Но и эти древние записи соотнести с современной хронологией можно только в том случае, когда удается их связать с точно датируемым (чаще всего астрономическим) явлением. Наиболее достоверна хронология, проверяемая по солнечным затмениям. Так, например, на этой базе все события истории Передней Азии, начиная с 911 г. до н. э., датируются наиболее точно, ошибка, как правило, не превышает 2 лет.

Хронология Древнего Египта велась по записям правления фараонов, начиная с эпохи Раннего царства 21-28 вв. до н. э. Однако в этих записях, как и в царских списках Месопотамии, очень много неточностей, ошибки иногда достигают 300 и более лет. Египетский историк Манефон, живший в конце 4 в. до н. э., тщательно изучил и во многом уточнил списки фараонов Древнего Египта по материалам архивов фараонов, и его хронологией в мировой исторической науке пользуются до сих пор.

То же самое можно сказать и о хронологии Древнего Китая. В Китае, как в Египте, Греции и Риме, создавались специальные исторические труды, где обязательно давались хронологические сведения. Выдающийся историк Древнего Китая Сыма Цянъ написал «Исторические записки».

В своем труде большое внимание он уделил хронологии, дал хронологические рамки истории Древнего Китая - от легендарной даты сотворения мира до конца II в. до н. э. Однако он не указал источники и основания датировок событий, почему датировки и не могут быть признаны безусловно надежными.

Наиболее достоверные хронологические системы древности - счет лет в греческой и римской истории. В Греции существовала общегреческая система летоисчисления по Олимпиадам. По преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 г. Затем Игры последовательно проводились каждые четыре года. Связь датировки и событий греческой истории прослеживается и с датировкой правления архонтов - должностных лиц в Афинах (эти записки частично сохранились до наших дней).

Достоверность греческой хронологии можно считать доказанной при условии постоянного сопоставления данных разных исторических источников, результатов археологических раскопок, нумизматического материала. Так, например, благодаря методу сопоставительного анализа установлено, что Александр Македонский умер в 114-ю Олимпиаду, т. е. в 323 г. до н. э.; через год после его смерти скончался его учитель великий философ античности Аристотель (384-322 до н. э.).

Хронология Рима тоже имеет свою определенную точку отсчета. Римская эра начинается с 753 г. до н. э. - с легендарной даты основания Рима. Археологические раскопки недавнего времени подтвердили эту дату. Но еще в I в. до н. э. римский историк Марк Теренций Варрон применил метод сопоставительного анализа греческих датировок по архонтам и Олимпиадам с римскими датировками по консулам. Таким образом он вычислил год основания Рима, отнеся его к третьему году шестой Олимпиады (754-753 до н. э.).

В 46 г. до н. э. в Риме Юлий Цезарь принял солнечный календарь, разработанный александрийским астрономом Созигеном. В новом календаре три года подряд содержали 365 сут (простые годы), а каждый четвертый (високосный) - 366. Новый год начинался с 1 января. Продолжительность года составила 365 сут, 6 ч, т. е. была на 11 мин 14 с длиннее тропического. Этот календарь, получивший название юлианского, был признан обязательным для всех христиан на Никейском вселенском соборе в 325 г.

Новая попытка создания системы летоисчисления была предпринята только в IV в. н. э. Дионисий Ничтожный (он был прозван так за свой маленький рост) предложил начать новое летоисчисление от даты рождения Иисуса Христа, считая днем рождения Христа 25 декабря 753 г. от основания Рима.

Новая эра была далеко не сразу признана в мире. Долгое время отсчет здесь сосуществовал с отсчетом от «сотворения мира»: 5508 г. до н. э. - по датировке восточной христианской церкви. Мусульманская эра и сейчас начинается от даты путешествия Мухаммеда пророка из Мекки в Медину (622 н. э.) - по мусульманскому календарю ныне идет только XIV век.

Постепенно летоисчисление с начала нашей эры (от условной даты рождения Иисуса Христа) было принято большинством народов мира.

Но разница между тропическим и календарным годами постепенно увеличивалась (каждые 128 лет на 1 сут) и к концу VI в. составила 10 дней, в результате чего весеннее равноденствие стало приходиться не на 21 марта, а на 11. Это осложняло расчеты церковных праздников, и тогдашний глава католической церкви папа римский Григорий XIII провел в 1582 г. реформу юлианского календаря по проекту врача и математика Алоизио Лилио. Специальная папская булла предписывала после четверга 4 октября пропустить в счете 10 суток и следующий день считать пятницей 15 октября. Для того чтобы в будущем день равноденствия не перемещался, предписывалось из каждых четырехсот юлианских календарных лет исключать 3 дня, поэтому изменялась и система високоса. Из «вековых» годов високосными оставались те, у которых первые две цифры делились на 4 без остатка - 1600, 2000, 2400 и т. д. Григорианский календарь точнее юлианского; разница в одни сутки набегает в нем за 3280 лет. В течение XVI-XVIII вв. он был принят в большинстве европейских стран.

Календарь древних славян был лунно-солнечный; счет дней в нем в пределах месяцев начинался от новолуния. Два года имели по 354 дня (12 лунных месяцев по 29 и 30 дней), а третий год - 384 дня (354 + 30). Начало года приходилось на весеннее новолуние (около 1 марта). Названия месяцев были связаны со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами: травень (когда прорастала первая весенняя трава), серпень (время жатвы), листопад, студень и т. д. С введением христианства православная церковь приняла юлианский календарь и эру от «сотворения мира» («сотворение мира» церковь, согласно византийской традиции, приурочила к 5508 г. до Рождества Христова). Новый год (с 1492 г.) начинался 1 сентября. Такая система счисления времени продержалась до конца 17 в., когда Петр I провел реформу календаря. Он перенес начало года на 1 января и ввел эру от Рождества Христова. Сейчас она принята в исторической науке и называется новой эрой (н. э.).

Введение общепринятой эры и январского начала года облегчало для России торговые, научные и культурные связи. Однако сохранялся юлианский календарь, и уже в XIX в. Россия почувствовала серьезные неудобства из-за календарной изолированности. В частном порядке григорианский календарь употреблялся в министерствах иностранных дел, финансов, путей сообщения, внутренних дел, на коммерческом и военном флоте, а также на астрономических метеорологических службах. Против григорианского календаря выступали правительство и православная церковь, так как ее каноны и учет хронологических циклов были связаны с юлианским календарем.

Реформа календаря была проведена после Октябрьской революции 1917 г. Декрет Совнаркома определил, что после 31 января 1918 г. следует считать не 1 февраля, а 14 февраля. Теперь у нас Новый год отмечается два раза: 1 января по новому стилю и 13 января по старому стилю.

Развитие хронологии продолжается на основе системного использования достижений археологических, палеографических, лингвистических и других методов исследования, что в конечном итоге позволит уточнить до сих пор спорные датировки истории многих стран.

Редукция дат

  • 1. Перевод дат византийской эры.
    • а) Даты сентябрьского года. Если событие приходится на месяцы с января по август, следует вычитать 5508 лет; если событие приходится на месяцы с сентября по декабрь, следует вычитать 5509 лет.
    • б) Даты мартовского года. Если событие приходится на месяцы с марта по декабрь, следует вычитать 5508 лет, а если на январь и февраль - вычитать 5507 лет.
  • 2. Перевод дат с юлианского календаря на григорианский.
    • а) Даты переводятся прибавлением к числу месяца:
      • 10 дней для XVI в. (с 1582 г.) - XVII в.,
      • 11 дней для XVIII в. (с 1 марта 1770 г.),
      • 12 дней для XIX в. (с 1 марта 1800 г.),
      • 13 дней для XX в. (с 1 марта 1900 г.) - XXI в.,
      • 14 дней для XXII в. (с 1 марта 2100 г.).
    • б) В XXI в. разница между юлианским и григорианским календарями составит 13 дней, как и в 20 в., так как 2000 г., которым заканчивается XX в., будет високосным и по юлианскому и григорианскому календарю. Разница увеличится только в XXII в.
    • в) Изменяется число дней при переводе дат с юлианского на григорианский календарь за счет дополнительного дня, которым оканчивается февраль високосного года (29 февраля), поэтому разница увеличивается с 1 марта.
    • г) Века заканчиваются годами с двумя нулями на конце, и следующий век начинается с 1-го года - 1601, 1701, 1801, 1901, 2001 (3-е тысячелетие) и т. д.

yunc.org

Хронология — это… Что такое Хронология?

ХРОНОЛО́ГИЯ - вспомогат. ист. дисциплина, занимающаяся изучением систем счисления времени в их ист. развитии.

Х. имеет исключит, значение для ист. науки, поскольку для последней важнейшим условием являются знание последовательности событий и их точная датировка. При помощи данных Х. историк устанавливает точные даты, переводит на совр. летоисчисление даты др. хронол. систем. Х. как ист. дисциплина является составной частью Х. как науки об измерении времени, гл. задача к-рой - установление при помощи астрономич. наблюдений и математич. расчетов точного астрономич. времени.

Практич. Х. возникла в Вавилоне и Др. Египте, получила развитие в Др. Греции и Риме. Исчисление времени на Руси в кон. 10 в. претерпело изменения в связи с принятием христ-ва: на смену древ.

слав. календарю пришел из Византии Юлианский календарь с эрой «от сотворения мира» и началом года с 1 марта. Существовал также счет лет по 15-летним циклам, индиктам. На Руси умели вычислять при помощи вруцелета и круга солнца дни недели, на к-рые приходится то или иное число в разные годы. Новгородский дьякон Кирик в 12 в. составил соч. «Учение имже ведати человеку числа всех лет», в к-ром, пользуясь визант. хронологич. таблицами, раскрыл осн. календарные понятия (продолжительность года, отсчет месяцев по лун. и солн. календарю, приемы вычисления дня Пасхи). С кон. 15 в. на Руси год стал начинаться 1 сент., а с 1700-1 янв., с одноврем. переходом к эре «от Рождества Христова». В февр. 1918 Юлианский календарь был заменен Григорианским.

Х. как науч. дисциплина в России начинает разрабатываться в сер. 19 в. (П. В. Хавский), во 2-й пол. 19 - нач. 20 в. изучается Х. как рус, так и всеобщей истории (П. Н. Толстой, И. С. Соловьев, Н. В. Степанов). В 1930-е гг. изучение Х. входит в программы высш. уч. заведений, готовящих историков и архивистов, издаются первые уч. пособия (Н. В. Устюгов, Л. В. Черепнин). В послевоен. период опубликовано немало работ по ист. календаря (С. И. Селешников, П. Г. Титаренко, Я. И. Щур), Х. др.-рус. летописей и актов, наиб. значит, из к-рых является кн. Н. Г. Бережкова «Хронология русского летописания» (М., 1963), составлены многочисл. хронологич. таблицы по разл. периодам отеч. и всемирной истории.

Лит.: Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967; Ермолаев И. П. Историческая хронология. Казань, 1980; Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. Киев, 1988. С. 30-40.

humanities_dictionary.academic.ru

Хронология - предмет, что изучает, разделы, история, дисциплина, понятия, термины, методы, вики - WikiWhat

Лента времени

Последо­вательность событий можно изобразить в виде ленты времени.

У каждого человека могут быть свои значимые собы­тия, которые можно нанести на ленту времени. Например: в три года многие идут в детский сад, в пять лет начинают заниматься в музыкальной школе, в семь - в спортивной секции, с семи лет идут учиться в школу, с десяти лет начинают углублённо изучать иностранный язык и так далее.

Дата

Историки, изучая события прошлого, всегда отмеча­ют, когда они произошли. Год, месяц, число произо­шедшего события называют датой .

Дата ставится, например, в конце письма. В некото­рых документах отмечена дата вашего рождения. Извест­ны точные даты возникновения многих городов на­шей страны. Но даты некоторых событий историки указывают лишь приблизительно. Причина в том, что о них нет точных сведений в письменных историче­ских источниках или эти события произошли в глубо­кой древности, когда ещё не было письменности.

Летоисчисление (отсчёт времени)

В древности народы мира вели счёт лет по-разному. В одних странах его вели с начала правления нового царя. Когда царь умирал, начинался новый отсчёт вре­мени. В других странах счёт времени вели от како­го-либо знаменательного события, например римляне - от основания города Рима.

В основу летосчисления, действовавшего на Руси, был положен библейский рассказ о сотворении мира. Такой порядок счёта лет был, конечно, условным, по­тому что установить точную дату сотворения мира невоз­можно.

Современное летосчисле­ние возникло около двух тысяч лет назад. Оно связано с годом рождения Иисуса Христа. Для христиан, после­дователей Христа, рождение Спасителя (так называют Иису­са) стало величайшим событи­ем мировой истории. Многие народы с этого события ведут счёт лет своей истории. Посте­пенно большинство стран ми­ра перешло на новый счёт лет от Рождества (то есть от рож­дения) Иисуса Христа. Время от Рождества Христова и до се­годняшнего дня историки на­зывают нашей эрой.

Однако и до Рождества Христова в жизни людей происходили различные события. Как же вести счёт лет до начала нашей эры? Он тоже ведётся от Рождест­ва Христова, но в обратном порядке. В истории есть 1 год до нашей эры и 1 год нашей эры. Чтобы избежать путаницы, даты до новой эры (до рождения Христа) указывают с обязательным обозначением «до Р. X.» или «до н. э.», например 345 г. до н. э. Год нашей эры обыч­но указывают без обозначения.

На ленте времени это будет выглядеть так.

До Рождества Христова (до нашей эры)

Рождество Христово

От Рождества Христова (наша эра)

Счёт лет до нашей эры ве­дётся в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Например, 3 г. до н. э. был раньше, чем 2 г. до н. э., а 75 г. до н. э. был рань­ше, чем 15 г. н. э.

Измерение времени по векам и тысячелетиям

В исторической науке счёт лет ведётся в строгой по­следовательности по годам. Год - один из измерителей времени. Каждый год обозначается цифрами.

Кроме года, существует другой измеритель време­ни - век . Он составляет 100 лет, или столетие. В исто­рических источниках не всегда указывается дата собы­тия. Историки, которые изучают историю Древнего мира, считают большой удачей, если удалось установить, в каком веке произошло событие. Более точно указывают, что событие произошло в начале, середине или конце века.

В исто­рической литературе годы принято обозначать араб­скими цифрами, века - римскими. Римские цифры широко применяются в математике.

Изучая историю, необходимо уметь определять, в каком веке произошло событие, если известен год. Например, падение Западной Римской империи про­изошло в 476 г. В каком веке это было? На ленте време­ни видно, что прошло четыре полных века от начала нашей эры и ещё 76 лет следующего, пятого, века. Сле­довательно, это событие произошло в V в. Принято обозначать век буквой «в.», а год - «г.».

В каком веке была Куликовская битва? Это событие произошло в 1380 г. От начала новой эры прошло пол­ных тринадцать веков и ещё 80 лет XIV в. Значит, Ку­ликовская битва произошла в XIV в.

Как определить век, если событие произошло до на­шей эры? Посчитайте на ленте времени, сколько пол­ных веков прошло от основания Рима (753 г. до н. э.) до Рождества Христова. До Рождества Христова - семь веков и ещё 53 года VIII в. до н. э. Как видите, всё то же самое, только в обратном направлении.

К какому веку относится 2000 г.? Прошло полных двадцать веков от начала нашей эры. Следовательно, 2000 г. относится ещё к XX в.

Подсчитаем, сколько лет прошло от основания Рима (753 г. до н. э.) до основания американского города Фи­ладельфия (1682 г.). Рим возник до нашей эры, Фила­дельфия - в нашу эру. Посмотрите на ленту времени. Отрезок до нашей эры составляет 753 года. Отрезок от начала новой эры - 1682 года. Соединив два отрезка, мы получаем количество лет, которое прошло между этими событиями: 753 + 1682 = 2435 лет.

Если событие относится к глубокой древности, установить, в каком веке оно произошло, почти не­возможно. Поэтому о многих событиях далёкой исто­рии учёные могут судить только приблизительно, указав период в несколько веков. Десять веков со­ставляют тысячелетие . Тысячелетие - тоже измери­тель времени в истории. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Историческая хронология

Историческая хронология - очень важный помощ­ник историков в изучении прошлого. Специалисты в этой области науки изучают, какие летосчисления бы­ли в прошлом, какими календарями пользовались раз­ные народы и государства, а также устанавливают даты исторических событий, время создания исторических источников. Разные народы мира вели счёт лет по-разному.

Календарь

В современном мире наиболее распространён сол­нечный календарь, в основу которого положен солнеч­ный год - промежуток времени, приблизительно рав­ный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Им пользуются христианские народы, ведущие летосчисле­ние от Рождества Христова. В древности солнечный ка­лендарь существовал у египтян.

Народы, исповедующие мусульманскую религию (ислам), ведут счёт лет по лунному календарю. Они ведут летосчисление с 622 г., когда пророк Мухаммад, спасаясь от грозной опасности, бежал из Мекки в Ме­дину.

В некоторых азиатских странах (Иране, Израиле) действует лунно-солнечный календарь.

В Древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. царь Пётр I повелел отмечать новый год 1 января. Та­кой порядок сохранился до сих пор.

Картинки (фото, рисунки)

  • Лента времени

На этой странице материал по темам:

  • В каком веке произошло основание основание рима 753 г.до н.э.смотреть онлайн

  • Последствия нашей эры для человека

  • Хронология как изучают

  • Объяснять как ведётся счёт лет «до нашей эры» и «в нашей эре»

  • Век тысячелетия лента времени

Вопросы к этой статье:

  • Что называется датой?

  • Почему даты некоторых событий в истории называют при­близительно?

  • Как вели счёт лет в древности?

  • Как возник современный счёт времени?

  • Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?

wikiwhat.ru

Хронология — это… Что такое Хронология?

Хронология - (от греч. χρόνος время; λόγος учение): вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких либо событий в их временной… … Википедия

хронология - и, ж. chronologie f. <н. лат. chronologia. 1. устар. Запись исторических событий в их временнОй последовательности; летописание. БАС 1. [Вячеслав:] Ты смешиваешь историю с хронологиею, с летописью. В. Одоевский Рус. ночи. || Книга повременных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ХРОНОЛОГИЯ - (греч., от chronos время, и logos слово). 1) наука о счислении времени, а также о времени совершения различных исторических событий. 2) размещение событий по соответствующим им годам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

ХРОНОЛОГИЯ - ХРОНОЛОГИЯ, хронологии, жен. (от греч. chronos время и logos учение). 1. Перечень событий в их временной последовательности. Хронология русской истории. 2. Время или последовательность появления чего нибудь во времени. Хронология событий. 3.… … Толковый словарь Ушакова

ХРОНОЛОГИЯ - (от хроно… и …логия) ..1) последовательность исторических событий во времени2)] Наука об измерении времени. Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время.… … Большой Энциклопедический словарь

хронология - черед, очередность, порядок, очередь, череда, последовательность Словарь русских синонимов. хронология сущ., кол во синонимов: 15 времяисчисление (6) … Словарь синонимов

Хронология - (от хроно… и логос слово, учение) 1) последовательность исторических событий во времени; 2) наука об измерении времени. Например, астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное… … Политология. Словарь.

Хронология - (от хроно… и …логия), последовательность событий во времени. Историческая хронология специальная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХРОНОЛОГИЯ - ХРОНОЛОГИЯ, и, жен. 1. Раздел исторической науки, изучающий историю летосчисления. 2. Перечень событий в их временной последовательности. Х. русской истории. 3. чего. Последовательность появления чего н. во времени. Х. событий. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Хронология - учение об измерении времени. Различают астрономическуюХ. и техническую или историческую Х. Астрономическая Х. рассматриваетразличные более или менее закономерно повторяющиеся небесные явления каксредство для исчисления времени. Она дает для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

хронология - ХРОНОЛОГИЯ, и, ж. Наркология. См. хронолог … Словарь русского арго

dictionary_of_ancient.academic.ru

Хронология что это? Значение слова Хронология

Значение слова Хронология по Ефремовой:

Хронология - 1. Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.
2. Перечень исторических событий в их временной последовательности.
3. Последовательность событий или появления чего-л. во времени.

Значение слова Хронология по Ожегову:

Хронология - Раздел исторической науки, изучающий историю летосчисления

Хронология Перечень событий в их временнe:й последовательности Хронология Последовательность появления чего-нибудь во времени

Хронология в Энциклопедическом словаре:

Хронология - (от хроно… и …логия) -..1) последовательность историческихсобытий во времени…2) Наука об измерении времени. Астрономическаяхронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений иустанавливает точное астрономическое время. Исторические хронологии -вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления икалендари различных народов и государств, помогает устанавливать датыисторических событий и время создания исторических источников.

Значение слова Хронология по словарю Ушакова:

ХРОНОЛОГИЯ
хронологии, ж. (от греч. chronos - время и logos - учение). 1. Перечень событий в их временной последовательности. Хронология русской истории. 2. время или последовательность появления чего-н. во времени. Хронология событий. 3. Вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты событий, время появления документов (спец.).

Определение слова «Хронология» по БСЭ:

Хронология (от Хроно… и…Логия)
наука об измерении времени. Различают астрономическую (или математическую) Х. и техническую (или историческую) Х. Астрономическая Х. изучает различные закономерности повторяющихся небесных явлений и при помощи вычислений устанавливает точное астрономическое время. Историческая Х. - вспомогательная историческая дисциплина, определяющая на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников точные даты различных исторических событий и документов.
Наблюдения над явлениями природы, сложнейшие математические подсчёты при определении времени уже с древнейших времён способствовали становлению Х. Возникнув в древневосточных государствах Вавилонии и Египте, Х. особенно развилась в Древней Греции (Эратосфен, Каллипп и др.) и Риме (Варрон, Цензорин, Птолемей, Макробий и др.). Дальнейшее развитие получила в средние века (Беда Достопочтенный, Бируни, Кирик). Систематизацию исторической Х. ввёл в 16 в. француз Ж. Скалигер, разработав точные приёмы перевода (редукций) различных летосчислений на юлианский стиль. Общую теорию и историю Х. дал в 19 в. немецкий учёный Л. Иделер, в начале 20 в. развил немецкий учёный Ф. Гинцель. Труды по Х. в 20 в. посвящены главным образом углублённому изучению отдельных видов летосчислений и форм определения времени в народных календарях (по сезонам, по восходу созвездий и др.), а также по таким явлениям, как затмения, землетрясения и др. Переводятся на современную систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определёнными годами правления фараонов (в Египте), архонтов (в Афинах), консулов, императоров (в Риме), пап, патриархов и т.д. Для развития Х. большое значение имеют возрастающие контакты этой науки с археологией, естествознанием, а также использование вычислительной техники.
Лит.: Черепнин Л. В., Русская хронология, М., 1944. Каменцева Е. И., Хронология, М., 1967. Селешников С. И., История календаря и хронология, М., 1970 (лит.). Сюзюмов М. Я., Хронология всеобщая, Свердловск, 1971. Ideler L., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologic, Bd 1-2, В 1825-26. Ginzel F., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologic, 1-3, Lpz., 1906-14.
М. Я. Сюзюмов.

Расскажите вашим друзьям что такое — Хронология. Поделитесь этим на своей странице.

xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

от греческого chronos -время и logos - слово, учение), 1) последовательность исторических событий во времени. 2) Историческая X.- вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летоисчисления и календарь различных народов, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Отличное определение

Неполное определение

ХРОНОЛОГИЯ

от греч. xronos - время и logos - слово, учение) - наука об измерении времени. Различают астрономическую (или математическую) X. и техническую (или историческую) X. Астрономическая X. изучает различные закономерности повторяющихся небесных явлений и при помощи вычислений устанавливает точное астрономич. время. Историческая X. - вспомогательная ист. дисциплина, определяющая на основании изучения и сопоставления письменных или археол. источников точные даты различных ист. событий и док-тов. X. - исторически сложившаяся система знаний. Наблюдения над явлениями природы, сложнейшие математич. подсчеты при определении времени уже с древнейших времен способствовали становлению X. Возникнув в др.-вост. гос-вах Вавилонии и Египте, X. особенно развилась в Др. Греции (Эратосфен, Каллипп и др.) и Риме (Варрон, Цензорин, Птолемей, Макробий и др.). Дальнейшее развитие получила в средние века (Беда Достопочтенный, Бируни, Кирик). Систематизацию ист. X. ввел в 16 в. француз Ж. Скалигер, разработав точные приемы редакций различных летосчислении на юлианский стиль (см. Календарь). Исследования о характере летосчислении были проведены в 17 в. франц. монахом Д. Петавием. Общую теорию и историю X. дал в 19 в. нем. ученый Л. Иделер, в нач. 20 в. развил нем. ученый Ф. Гинцель. Труды по X. в 20 в. посвящены гл. обр. углубленному изучению отд. видов летосчислении и форм определения времени в нар. календарях (по сезонам, по восходу созвездий и т. д.), а также по таким явлениям, как затмения, землетрясения и пр. Переводятся на совр. систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определенными годами правления фараонов (в Египте), архонтов (в Афинах), консулов, императоров (в Риме), пап, патриархов и т.д. Для развития X. большое значение имеют возрастающие контакты этой науки с археологией, естествознанием, а также использование вычислит. техники. Лит.: Черепнин Л. В., Русская хронология, М., 1944; Каменцева Е. И., Хронология, М., 1967; Селешников С. И., История календаря и хронология, М., 1970 (см. также подробную библ.); Сюзюмов М. Я., Хронология всеобщая, Свердловск, 1971; Macdonald J. С, Chronologies and calendars, L., 1897;Ginzel F., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, (Bd) 1-3, Lpz., 1906-14; Ideler L., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, Bd 1-2, В., 1825-26; Stamp A. E., Methods of chronology, L., 1933; Poole R. L., Studies in chronology and history, Oxf., 1934. См. также лит. при ст. Календарь. М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Словарь Ушакова

Хронология

хроноло гия , хронологии, жен. (от греч. chronos - время и logos - учение).

1. Перечень событий в их временной последовательности. Хронология русской истории.

2. Время или последовательность появления чего-нибудь во времени. Хронология событий.

3. Вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты событий, время появления документов (спец. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Хронология

(от хроно... и логос слово, учение)

1) последовательность исторических событий во времени;

2) наука об измерении времени. Например, астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время. Исторические хронологии - вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Хронология

(от греч. chronos - время + логия)

1) наука об измерении времени;

2) последовательность каких-либо событий во времени;

3) историческая, астрономическая, геологическая и др. хронологии устанавливают перечень, даты, периоды и другие временные отрезки тех или иных событий, явлений, документов.

Энциклопедический словарь

Хронология

(от хроно... и...логия),..

  1. последовательность исторических событий во времени...
  2. Наука об измерении времени. Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время. Исторические хронологии - вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Словарь Ожегова

ХРОНОЛО ГИЯ, и, ж.

1. Раздел исторической науки, изучающий историю летосчисления.

2. Перечень событий в их временной последовательности. Х. русской истории.

3. чего. Последовательность появления чегон. во времени. Х. событий.

| прил. хронологический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Хронология

  1. ж.
    1. Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.
    2. Перечень исторических событий в их временной последовательности.
    3. Последовательность событий или появления чего-л. во времени.
  2. ж. устар. То же, что: хроника (1).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Хронология

Учение об измерении времени. Различают астрономическую X. и техническую, или историческую, X. Астрономическая X. рассматривает различные более или менее закономерно повторяющиеся небесные явления как средство для счисления времени. Она дает для технической X. опорные точки, масштаб и средство для сравнения различных приемов и способов счета времени, употребляемых разными народами. Техническая, или историческая, X. учит о том, как именно отдельные народы и века пользовались движениями небесных тел для измерения времени и как их хронологические определения событий должны быть переводимы на нашу систему время- и летосчисления. Лучшим и наиболее естественным мерилом времени служит вращение земли на ее оси, происходящее вполне равномерно. Полный оборот (на 360° в угловой мере) земли называется звездными сутками, так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды (прохождениями ее через определенную часть, северную или южную, меридиана данного места на земле). Вследствие обращения земли около солнца солнечные истинные сутки, т. е. промежуток времени между двумя кульминациями солнца, немного больше звездных суток. Эта разница непрестанно меняется в зависимости от неравномерности обращения земли в плоскости эклиптики; поэтому истинные сутки не могут служить единицей времени. Вместо них употребляются в общежитии средние сутки, т. е. промежуток между кульминациями фиктивного светила - "среднего" солнца, движущегося равномерно по экватору, его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного солнца. Для крупных периодов времени вместо суток необходимо употреблять иные единицы времени, заимствованные из наблюдений над видимым положением луны и солнца среди звезд на небесной сфере. Промежуток времени, в который луна по истечении полного оборота вокруг земли приходится против тех же звезд, есть сидерический (звездный) месяц (27 д 7 ч 43 м). В зависимости от перемещения земли вместе с луной вокруг солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трех светил несколько изменится, поэтому фаза луны, видимая с земли, будет несколько иная и промежуток, через который луна возвращается к прежней фазе, так наз. синодический месяц, больше сидерического (29 д 12 ч 44 м). Летосчисление некоторых народов ограничивается исключительно счетом синодических месяцев. Промежуток времени, через который вследствие обращения земли около солнца это последнее возвращается видимо к тем же созвездиям, к "той же звезде", носит название звездного года. Блеск солнца затмевает днем звезды, и вместо созвездий, против которых приходится солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Вследствие прецессии (см.) изменяется линия пересечения плоскостей экватора и эклиптики, точка равноденствия (см.), от которой ведется на небесной сфере счет долгот и прямых восхождений, медленно отступает, поэтому тропический год, т. е. промежуток, через который солнце возвращается к точке (наприм. весеннего) равноденствия, на 20 минут меньше звездного. Величина звездного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время он заключает в средних сутках и часах 365 с 5 ч 48 м 46 с, в звездных сутках и часах 366 с 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II ст. до Р. Х.) тропический год был на 12 секунд длиннее. Тропический год обусловливает наступление так наз. времен года, и потому он принят как единица времени в солнечных календарях. Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приемов подсчета накапливающихся дробей суток, т. е. распределения вставных дней. В свою очередь лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в лунно-солнечных календарях выбраны различные приемы уравнивать накопляющуюся невязку вставными месяцами. Затем месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звезд, довольствовались грубым приемом наблюдения восхода и захода звезд. Особое значение имел так наз. гелический восход звезды (см.). Длина периодов, построенных на гелических восходах, требует каждый раз особого подсчета в зависимости от данной звезды (т. е. места ее относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии. См. также ст. Календарь (египетский, индусский, халдейский, еврейский, армянский, арабский, доисламский, мусульманский, греческий, римский, юлианский, григорианский, республиканский во Франции); Пасхалия (в ней лунный цикл - круг луны, солнечный цикл - круг солнца, золотое число, эпакт); Период, где вкратце упоминается об индикте, цикле индиктионов, о котором сообщаем ниже еще некоторые подробности.

В. В. С.

Цикл индиктионов (indictio, ίνδιχτίων, ίνδιχτος) обнимает собой 15 лет. До IV в. по Р. Х. индикты в хронографии не встречаются. Вероятно, они были связаны с пятилетними периодами обложения налогами в Египте. Известие Chronicon paschale, что с 312 года начинаются индикты Константина, надо понимать так, что в царствование Константина 312-й год был первым, в который начинался новый цикл индиктионов. Для индикта принимают за начало третий год до Р. Х. (см. Индиктион).

Исходный пункт каждого летосчисления называется эрой. Ни эра Олимпиад (776 г. до Р. Х.), ни эра города Рима (обыкновенно 753 г. до Р. Х.) не имели гражданского значения. И в Греции, и в Риме годы обозначали по сановникам (последний консул - Flavius Basilius Junior в 541 г. по Р. Х.; далее считали post consulatum Basilii). Кроме того, существовало обозначение времени по годам правления императоров. В Египте было издревле в обычае считать по правителям; отсюда там возникла эра Диоклетиана, т. е. 29 августа 284 г. после Р. Х. Александрийские пасхальные таблицы были основаны на эре Диоклетиана; христиане дорожили ею, но называли эрой мучеников. Эры от сотворения мира крайне разнообразны. Теперь (с IV в. по Р. Х.) у евреев эра сотворения мира - 3761 г. до Р. Х.; итак, к нашим годам надо прибавить 3760 лет. Из христианских эр от сотворения мира важна эра александрийского монаха Панодора, писавшего при имп. Аркадии. Эту эру, с некоторыми поправками, распространил другой египетский монах Анниан. Первый год от александрийской эры Панодора-Анниана, 5493-5492 до Р. Х., был первым после високосного года, т. е. первым в високосных циклах по 4 года, первым для солнечного круга в 28 лет, первым для лунного круга в 19 лет, но вторым для цикла индиктов в 15 лет. Поэтому византийцы решились эту александрийскую эру изменить так, чтобы первый год от сотворения мира был первым после високосного года и первым во всех циклах. Если бы они просто прибавили 1 (5492 + 1), то получили бы в 5493 г. первый год для индиктов, но зато и високосный (т. е. четвертый в цикле високосов). Поэтому, кроме единицы, они прибавили еще 15, т. е. отодвинули эру назад на целый индиктионный период. Итак, 15 + 1 = 16 лет - разница между сотворением мира у александрийцев (5493 г. до Р. Х.) и византийцев (5509 до Р. Х.); зато первый год после сотворения мира у византийцев (т. е. сентябрь 5509-5508 г. до Р. Х.) есть первый во всех циклах и первый после високосного. Чтобы получить для византийского летосчисления индикт, солнечный круг и т. д., надо к нашему году прибавить 5508 г., а затем делить на 15, 28 и т. п.; остаток дает искомый признак года. Следует, впрочем, заметить, что только новый год и индикт византийцы начинали с 1 сентября; солнечный круг они начинали с 1 октября 5509 г. до Р. Х., лунный круг - с 1 января 5508 г. Итак, если искомый день, о котором идет речь, падает между 1 сентября и 1 октября, то найденный солнечный цикл надо уменьшить на единицу; точно так же надо уменьшить и золотое число на единицу, если день этот лежит между 1 сентября и 1 января. Чтобы для нашего года по Р. Х. найти византийские характерные признаки года (индикт и циклы), лучше всего перевести их на эру от сотворения мира, прибавляя для чисел до 1 сентября - 5508, для чисел после 1 сентября - 5509. В общем, византийский лунный цикл начинается на три года позднее сравнительно с cyclus decemnovennalis, который на Западе называется циклом луны. Византийский солнечный круг разнится на 11 лет и 3 месяца от западноевропейского. Наконец, эру от Р. Х. ввел Дионисий Малый (Dionysius Exiguus); он приравнял 248-й год эры Диоклетиана 532-му году после Р. Х. По мнению некоторых хронологов, он сделал крупную ошибку при определении года рождения Иисуса Христа; впрочем, вполне точно вряд ли и может быть установлен этот год. В официальных актах эра от Р. Х. встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апр. 742 г. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X в.). С папы Евгения IV (1431 г.) годы от Р. Х. обязательно отмечаются в папских актах. Так же разнообразно установлялось и начало года: а) 1-го января - это начало года по юлианскому календарю, совпадавшее со вступлением консулов в должность; оно стало господствующим в Зап. Европе лишь с XVI в. (в Англии с 1752 г., в Венеции с 1797 г.). б) 1 марта. Это начало у христиан, вероятно, находилось в связи с желанием считать первым месяцем тот, на который приходилось первое весеннее полнолуние, долее всего это начало удерживалось в Венеции. в) 25 марта. Кто желал начинать с воплощения, тот избирал или 25 декабря, или 25 марта. Последний день, как начало года, был принят в средние века с некоторыми особенностями в Пизе и Флоренции, а в Англии господствовал до 1751 г. включительно. г) 25 декабря. Это начало года - было преобладающим в Германии в средние века, а во Франции при Каролингах, в Англии - при англосаксах. Папская канцелярия при переходе от Χ в. к XI в. считала с Рождества (позднее примешиваются 25 марта и Пасха, пока Григорий XIII не установил 1 января), д) Пасха. Началом года в этом случае считалась обыкновенно Страстная Пятница. Считать с Пасхи было в ходу во Франции. Французские короли с XIII в. считали со Страстной Субботы. Ввиду подвижности Пасхи это начало было очень неудобно (разница от 22 марта до 25 апреля - до 35 дней). е) 1 сентября. Вытекло из начала финансового года в связи с индиктами. Стало обычным в Византии. Для перевода хронологических обозначений времени (дат) одной системы на другую существуют формулы. Например, формула задачи: определить, на какой день недели падало в x году число у по юлианскому календарю? Четыре юлианских года дают 1461 день. Итак, надо число x уменьшить на 1 и тогда разделить на 4; частное помножить на 1461, остаток на 365; сложить оба произведения; приложить к нему число дней, протекшее в x году до числа у включительно; полученную сумму разделить на 7; если остаток равен 0, то искомый день пятница; остатку 1 соответствует суббота, 2 воскресенье и т. д. Так, напр., имп. Фридрих II умер 13 декабря 1250 г. Какой это день недели? 1250 - 1 = 1249: 4 = частное 312 и остаток 1. Далее 312 х 1461 = 455832, 1 x 365 = 365; число дней в 1250 г. до 13 декабря = 347. Сложив три эти числа, получаем 456544: 7 = в остатке 4, т. е. день - вторник. Впрочем, обыкновенно ответы на частные хронологические вопросы отыскиваются в хронологических таблицах, где указаны и способы пользования ими, например у Гротефенда. Наиболее краткие и надежные пособия по X.: W. Wislicenus, "Astronomische Chronologie" (Лпц., 1895); F. R ühl, "Chronologie des Mittelalter s und der Neuzeit" (Б., 1897); Grotefend, "Zeitrechnung des deutschen Mittelalters und der Neuzeit" (т. I-II, 1-2, Ганновер, 1891-98); Mas-Latrie, "Tr ésor de Chronologie, d"histoire et de Géographie pour l"étude et l"emploi des documents du moyen â ge" (П., 1889); Giry, "Manuel de Diplomatique" (П., 1894). Более обширные руководства и таблицы с подбором датированных фактов: Ch. L. Ideler, "Handbuch der matematischen und technischen Chronologie" (1825-1826); его же, сокращенное руководство: "Lehrbuch der Chr o nologie" (1831); Bond, "Handbook of Rules and Tables for verifying dates mith the Christian Era" (Л., 1875, новое изд. 1889); Dreyfus, "Chronologie universelle"; Stokvis, "Manuel d"histoire, de g énéalogie et de Chronologie de tous les é tats du globe" (тт. I-III, Лейден, 1888-93); Woodward and Gutes, "Encyclopaedia of Chronology" (1872); R. Schram, "Hilfstafeln f ü r Chronologie"; Gelzer, "Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie". Старые классические работы по X" J. J. Scaliger, "De amendatione temporum" (Пар., 1583); его же, "Thesaurus temporum" Лейден, 1606); D. Petavius (D. Petau), "Opus de doctrina temporum" (Пар., 1627), его же, "Rationarium temporum". Особенной известностью пользуется "L"Art de v é rifier les dates" бенедиктинцев конгрегации св. Мавра (первое издание 1750 г., наиболее полное - четвертое, П., 1818-44).

Историческая (техническая) хронология - специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Старая хронология (рассказывает историк Павел Кузенков)

    ✪ Муравьёв Алексей - Хронология древнего мира

    ✪ Герман Стерлигов - Библейская хронология. Альтернативная точка зрения

    ✪ Свежие факты в пользу Новой Хронологии

    ✪ Новая хронология и вилообразный крест

    Субтитры

Астрономическая хронология

Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками , так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики , поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки , то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила - «среднего солнца», движущегося равномерно по экватору; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.

Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин.).

Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года . Днём блеск Солнца затмевает звёзды и вместо созвездий, против которых приходится Солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний . Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Суммарная длительность четырёх сезонов называется тропическим годом и определяется через среднюю скорость движения Солнца по долготе. Тропический год часто определяют как средний интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, что неверно, поскольку точки равноденствий и солнцестояний смещаются друг относительно друга из-за возмущения планет . Тропический год на 20 минут меньше звёздного. Величина звёздного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время тропический год заключает в средних сутках и часах 365 д. 5 ч. 48 мин. 46 с, в звёздных сутках и часах 366 д 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II век до н. э.) тропический год был на 12 секунд длиннее.

Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.

Историческая хронология

Календарь

Лунные и солнечные календари

Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний » и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря , установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа , однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Метонов цикл

Некоторые календари

Хронография

Счёт лет. Становление исторической хронологии

Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».

В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые, например, в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах - «архонты-эпонимы » и т. д. («эпонимический год» ). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям - так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.

Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории » Геродота , затрагивающей и более ранние события - образование Персидского царства; Фукидид , описывая Пелопоннесскую войну , упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида - то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины по середину IV век до н. э.

Для событий, отдалённых во времени (как, например, Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский , по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров , афинских архонтов -эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например, сказать при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида , в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории » - начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):

В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи . На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте , а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах , на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею…

Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам - через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» - а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.

Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты - «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора , полководца Александра Македонского - 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов » вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды , в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.

Римляне, которые издавна вели свои «фасты» - списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон , который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону - 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).

Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея » - список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана - 284 год , в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

Исчисление от рождества Христова

Греческая история может быть синхронизована с римской, так как многие даты известны и в греческой, и в римской системе исчисления. Достоверны и те восточные хронологические данные, в которых есть прямая или косвенная связь с римской хронологией. Так, списки египетских фараонов Манефона включают в себя персидских царей и Птолемеев, даты правления которых точно известны - это позволяет рассчитать и даты правления предыдущих правителей. Здесь, однако, возникают трудности из-за упомянутых особенностей восточных царских списков. Тем не менее считается, что примерно до 800 года до н. э. египетские царствования датируются абсолютно точно [кем? ] [ ] , до XVI века до н. э. (то есть до начала Нового царства) - c допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством точно неизвестна - в результате связь с римской хронологией оказывается утраченной. Важную роль в хронологии Среднего царства играет письмо на папирусе, относящееся к концу XII династии; в нём сообщается, что Сириус взойдёт 16-го числа VIII лунного месяца 7 года. Очевидно имеется в виду год правления Сенусерта III, но может быть и его сына Аменемхета III. Во всяком случае дата этого события - около 1800 года, и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года до н. э. Длительность Первого переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более гадательна.

У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата - 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.

В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см. китайский календарь); в Индии к вопросам хронологии и историографии относились гораздо более беззаботно. Поэтому ключевую дату для синхронизации древней истории Индии с европейской даёт высеченный на камне указ царя Ашоки (III век до н. э.) о посольстве, направленном им в Грецию с миссионерскими целями пропаганды буддизма; в нём упоминаются пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др.), время правления которых точно известно.

Некоторые эры

  • Группа византийских эр, которые, как принято указывать, начинаются:

ХРОНОЛО́ГИЯ, -и, ж.

1. Раздел исторической науки, изучающий историю летосчисления.

2. Перечень событий в их временной последовательности. Х. русской истории.

3. чего. Последовательность появления чего-н. во времени. Х. событий.

| прил. хронологический , -ая, -ое.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ХРОНОЛОГИЯ это, что такое ХРОНОЛОГИЯ , значение слова ХРОНОЛОГИЯ , синонимы к ХРОНОЛОГИЯ , происхождение (этимология) ХРОНОЛОГИЯ , ХРОНОЛОГИЯ ударение, формы слова в других словарях

+ ХРОНОЛОГИЯ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

+ ХРОНОЛОГИЯ - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

3. Последовательность появления чего-нибудь во времени. Х. событий. Хронологический - относящийся к хронологии.

+ ХРОНОЛОГИЯ - Малый академический словарь русского языка

ХРОНОЛОГИЯ это

хронология

И, ж.

Последовательность исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий.

Самым нужным и самым важным считалось у него по географии черчение карт, а по истории - знание хронологии. Чехов, Учитель словесности.

Последовательность каких-л. явлений, событий во времени.

У Горлицыных теперь ввелась своя домашняя хронология: это было тогда, когда Люба в первый раз сказала «мама»; это, когда она сделала свой первый зуб. Мамин-Сибиряк, Любовь.

Но еще большее значение имеют окаменелости для установления геологической хронологии. Савельев, Следы на камне.

Вспомогательная историческая наука, которая на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников устанавливает точные даты разных исторических событий.

{От греч. χρόνος - время и λόγος - учение}

+ ХРОНОЛОГИЯ - Сборный словарь иностранных слов русского языка

ХРОНОЛОГИЯ это

хронология

ХРОНОЛОГИЯ

(греч., от chronos - время, и logos - слово). 1) наука о счислении времени, а также о времени совершения различных исторических событий. 2) размещение событий по соответствующим им годам.

Последние материалы раздела:

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...