Результаты прикладного исследования должны быть. Организация прикладных исследований

Понятие детерминизм происходит от латинского слова determino - определяю, и в самом общем смысле означает некую закономерную обусловленность всех событий и явлений, происходящих в природе и жизни общества. Данная категория широко применяется при описании и анализе различных явлений в широком круге наук и в обыденном сознании людей. Именно поэтому, трактуется и интерпретируется принцип детерминизма довольно широко, в зависимости от сферы научного знания, в которой он применяется, а также от той методологической основы, на которой строится познавательно-аналитическая деятельность исследователя.

Принцип детерминизма в философии представляет собой учение, согласно которому любой факт бытия, любое явление в природе имеет вполне закономерную причину своего появления и существования. В этом смысле, принцип детерминизма противопоставляется индетерминизму, который подразумевает под собой такую картину мироздания, в которой возможно все и этому нет рационального объяснения. Самую простую форму причинности можно отобразить закономерностью: причина - следствие, при этом эта закономерность имеет следующие свойства:

Временная последовательность, в которой причина всегда предшествует следствию;

Причина всегда выступает порождающим фактором по отношению к следствию;

Непрерывность, согласно которой любое следствие наступает вслед за причиной незамедлительно, без временного интервала;

Необратимость означает однозначность связи, то есть причина не может выступать причиной причины, если она уже является причиной следствия, в самом процессе осуществления причинности, причина не может занять место следствия, хотя любое событие может быть одновременно и причиной и следствием;

Необходимость и всеобщность предполагают, что при одинаковых условиях осуществления события, одна по свойствам причина, закономерно и неизбежно, порождает одно и то же следствие.

Принцип детерминизма в психологии проявляется, исходя из своего философского толкования и понимания, и представляет научную парадигму, согласно которой, все явления не являются случайными и имеют вполне конкретную причину. Применительно к психологии это выражается в том, что опосредованы факторами, которые их породили и которые влияют на их существование. Здесь принцип детерминизма рассматривается как закономерность генезиса психических и психологических явлений от каких-либо причин, предшествующих возникновению этих явлений. При этом считается, что временная последовательность в возникновении причины и следствия не исчерпывает всех характеристик детерминизма. Принцип детерминизма может проявляться как системный, то есть когда свойства отдельных элементов системы опосредованы свойствами системы в целом. Статистическая форма предполагает, что при действии одинаковых причин, могут наблюдаться известные отклонения в возникновении следствий и другие.

Ранее господствующим методом в психологии была ориентация на механистическую форму проявления детерминизма, согласно которой он рассматривался как обусловленность психических проявлений материальными факторами. Этот подход способствовал развитию знаний о рефлексах, девиантном поведении, аффектах и т.д. Но в целом такой подход является ограниченным, так как рассматривает только внешние возмущения в качестве причин психических явлений.

Включение идей естественнонаучного детерминизма в психологию способствовало, во-первых, преобразованию психологии в самостоятельное а во-вторых, она ориентировала методологию детерминизма на изучение своих внутренних закономерностей возникновения причинно-следственных связей.

1.Детерминизм.

2.Общая характеристика детерминизма.

3.Механизм процессов причинения. Полная причина.

Непричинные виды детерминации.

4.Объективный закон; типы законов.

5.Необходимость и случайность.

6.Возможность и действительность. Вероятность.

7.Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

1.Общая характеристика детерминизма.

Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным принципом философского учения о бытии. Прин­цип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный харак­тер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос.

Первоначально смысл слова "детерминация" был связан с букваль­ным его значением и имел антропоморфный характер. Термин "детер­минация" происходит от латинского "determinare", означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания , и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминиро­ванность всех объективных явлений.

Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявле­нием субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой - следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование все­общей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее уче­ние, признающее существование универсальной взаимосвязи и отри­цающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи *.

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находя­щую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.

В более развернутом виде общетеоретический принцип детерми­низма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов,

посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои

характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая,

причинная производительность. Иными словами, прин­цип детерминизма в

качестве своего обязательного компонента вклю­чает принцип причинности .

3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании не­причинных

отношений детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все

отношения детерминации к причинной детерминации, но постулирует

существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не

сводимых к причинно­сти. В то же время причинная детерминация оказывается

основанием для существования всех других типов детерминации.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловлива­ния: процесс обусловливания имеет регулярный упорядоченный харак­тер. Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и изменения.

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм .

Существуют различные формы индетер­минизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношении детерминации.

В современной западной философии весьма распространена докт­рина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но при­нимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначаю термином "номологический детерминизм" (от греч. "nomos" - закон).

В полном объеме сущность диалектической концепции детерми­низма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к кото­рым относятся прежде всего такие, как "причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление", "необходимость" и "слу­чайность", "свобода", "возможность", "действительность" и др.

2. Причина и следствие. Цепи причинения.

В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных, условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

В данном случае одностороннее воздействие, кстати, широко рас­пространенное в природном и социальном мире, получается при от­влечении от обратного воздействия и от взаимосвязей, частью которых такое воздействие является. Если же несколько расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть взаимо­действие . Возможны два типа взаимодействий:

1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример - воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов:


Причина при таком ракурсе, т. е, в плане взаимосвязей, определяется как взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие - резуль­тат взаимодействия.

Первым и основополагающим признаком причинного отношения является наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения . Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и существование. Это свидетельствует о том, что при­чинная связь является субстанциальной связью. В процессах причи­нения происходит перенос вещества, энергии и информации.

Субстанциальный характер причинной связи получил свое убеди­тельное обоснование в теории относительности. Из этой теории следу­ет, что причинно связанными могут быть только такие события, которые в принципе связаны реальным физическим сигналом, процес­сом, распространяющимся с конечной скоростью. Если физическое воздействие одного события на другое исключено, то исключается и возможность причинной связи между ними.

Отношение генетического порождения обусловливает существова­ние и другого признака причинного отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностью или временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеет определённую направленность во времени от того, что есть, к тому, что возникает, появляется.

Третьим обязательным признаком причинного отношения является его необходимость , однозначность. Иными словами, отношение причины и следствия всегда имеет место независимо от локализации этого при­чинного отношения в пространстве и времени. Отношение причины и следствия имеет закономерный характер, а само представление о необходимом характере связи между причиной и следствием включается в закон причинности. Формулировка закона причинности: равные причины всегда порождают равные следствия .

Четвёртым признаком причинно- следственного отношения является его пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная даль причинно связанных событий.

В мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование бес­причинных событий противоречило бы и принципу материального единства мира, и принципу развития, и принципу универсальной взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость от всего остального материального мира. С есте­ственнонаучной точки зрения существование беспричинных событий входит в противоречие с законом сохранения материи и энергии, ибо оно демонстрировало бы возникновение чего-либо из ничего.

За признанием всеобщности причинности в силу его субстанциаль­ного характера стрит старая философская максима: "Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто".

Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлении обычно называется принципом причинности . Всякое изменение в состоянии какого бы то, ни было, материального тела может быть вызвано только материальным воздей­ствием, определенным материальным процессом.

(лат. determino - определяю) - учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие "Д." возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16-17 вв. понятие Д. начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского Д. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в начале - середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественно-научных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формированием статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественно-научных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д. (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма. Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание). В современной философии традиционные презумпции Д. подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм).


Смотреть значение Детерминизм в других словарях

Детерминизм — (дэтэ), детерминизма, мн. нет, м. (от латин. determino - определяю) (филос.). Учение, по к-рому все явления обусловлены необходимой причинной связью. - один из принципов диалектического материализма.
Толковый словарь Ушакова

Детерминизм М. — 1. Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений материального и духовного мира.
Толковый словарь Ефремовой

Детерминизм — [дэтэ], -а; м. [от лат. determinare - определять] Филос. Учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира.
◁ Детерминисти́ческий,........
Толковый словарь Кузнецова

Взаимный Детерминизм
Политический словарь

Детерминизм — - теория, рассматривающая все явления материального и духовного мира как взаимообусловленные: одно явление (причина) производит другое явление (следствие).
Политический словарь

Детерминизм Географический — - концепция, объясняющая явления общественной жизни и политической развития особенностями природных условий и географическим положение страны или региона. Эта концепция........
Политический словарь

Детерминизм — постановка,
решение экономических задач, при котором их
условия формулируются с полной определенностью, без
учета факторов неопределенности, случайной природы.
Экономический словарь

Детерминизм — (от лат. determinare - определять) - постановка, решение экономических задач, при котором их условия формулируются с полной определенностью, без учета факторов неопределенности,........
Юридический словарь

Детерминизм — (лат. determine определять) философское учение о всеобщей объективной универсальной взаимосвязи и причинной обусловленности процессов и явлений природы, общества и сознания;........
Большой медицинский словарь

Географический Детерминизм — географическое и социологическое понятие,обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой.Термином "географический детерминизм" иногда обозначают........

Детерминизм — (от лат. determino - определяю) - философское учениезакономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений;противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Большой энциклопедический словарь

Технологический Детерминизм — представление, по которому уровень развитиятехники определяет тип общества, его социальную структуру, уровеньпотребления и т. д.
Большой энциклопедический словарь

Географический Детерминизм — географи́ческий детермини́зммировоззренческая концепция, объясняющая социально-экономическое развитие народов и стран мира географическим фактором – географическим........
Географическая энциклопедия

Взаимный Детерминизм — (RECIPROCAL DETERMINISM). В теории Бандуры - регулирование поведения человека посредством непрерывных обоюдных интеракций бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей........
Психологическая энциклопедия

Генетический Детерминизм — Убеждение в том, что развитие любого организма находится под генетическим контролем. Мнение может казаться бесспорным в отношении поведения простых организмов, но........
Психологическая энциклопедия

Детерминизм — (лат. determinare - определять). Философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д. противостоит........
Психологическая энциклопедия

Детерминизм | Индетерминизм — (determinism / indeterminism) В философии понятие детерминизма несет в себе элемент необходимости: все вещи в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят........
Психологическая энциклопедия

Детерминизм Психический — (DETERMINISM PSYCHIC) Фрейдом было сделано предположение о том, что психические явления имеют причины в том же смысле, что и физические. Относительно взглядов Фрейда на причинность,........
Психологическая энциклопедия

Культурный Детерминизм — Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факторами. подчеркивает преемственность схем поведения........
Психологическая энциклопедия

Множественный Детерминизм (multideterminism) — Положение, согласно которому психическое явление или аспект поведения могут быть вызваны более чем одним фактором и могут служить более чем одной цели в психической........
Психологическая энциклопедия

Мягкий Детерминизм — (soft determinism) М. д. занимает промежуточное положение между позициями строгого детерминизма и полного индетерминизма. Именно такую промежуточную позицию занимал А. Адлер........
Психологическая энциклопедия

Психический Детерминизм — Форма детерминизма, отражающая точку зрения, что все психологические процессы причинно определяются Предшествующими факторами. Этот термин используется, прежде всего,........
Психологическая энциклопедия

Психический Детерминизм (psychic Determinismus) — Согласно центральной гипотезе психоанализа, в психике не существует произвольных и недетерминированных феноменов. Все психические акты и проявления имеют свою причину........
Психологическая энциклопедия

Реципрокный Детерминизм — (Reciprocal determinism). Теория, согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включая мышление и познавательную способность (cognition),........
Психологическая энциклопедия

Свободная Воля (versus Детерминизм) — Дискуссия между теми, кто считает, что поведение определяется внешними или внутренними факторами, влияющими на личность (детерминизм), и сторонниками мнения о том, что........
Психологическая энциклопедия

Детермини́зм — (лат. determino определять)
философское учение о всеобщей объективной универсальной взаимосвязи и причинной обусловленности процессов и явлений природы, общества и........
Медицинская энциклопедия

Социальный Детерминизм — См. культурный детерминизм.
Психологическая энциклопедия

Географический Детерминизм — - признание того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют........
Социологический словарь

Детерминизм — (от лат. determin-are - ограничивать) - англ. deter- minism; нем. Determinismus. Учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе........
Социологический словарь

Детерминизм Биологический — См. БИОЛОГИЗМ.
Социологический словарь

По словам Николая Гартмана, «наука – великая вещь, но на вопросы: откуда, куда и почему - она не даёт ответа». Человеческий интеллект подчас ставит под сомнение не столько ответы на эти вопросы, сколько вообще принципиальную возможность их задавать. Постановка тех или иных проблем предполагает определённое видение мира, где явления и процессы связаны между собой определённым образом. Вместе с тем существует и альтернативный вариант, справедливо учитывающий невозможность логически доказать какую-либо версию мироосмысления. Данные противоположные учения называются детерминизмом и индетерминизмом.

Термин «детерминация» в переводе с латыни означает «определять», «отделять», «отграничивать» и в этом смысле означает операцию определения одного предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Философское осмысление данного понятия связано не столько с определением или отграничением, сколько с обусловливанием одних явлений, состояний и процессов другими явлениями, состояниями и процессами.

Детерминизм можно определить как систему философских взглядов об объективной, закономерной и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира. Философский детерминизм предполагает определённую концепцию природы, что отражается главным образом в учении о причинности, необходимости и случайности.

Современный детерминизм включает в себя два противоположных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений. Первый тип – это причинная детерминация. В отечественной литературе вообще имеет место стойкая тенденция к отождествлению принципа причинности и принципа детерминации, что, с одной стороны, имеет исторические корни и заключает в себе глубокий рациональный смысл, с другой же стороны, содержит серьёзные неточности. Учение о причинности действительно лежит в основе принципа детерминации и первое невозможно без второго. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодействие. Возможны два типа таких взаимодействий: 1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существующих объектах (например, воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание); 2) порождающее новые объекты, которых не было до начала действия причины (например, взаимодействие электрона и позитрона, порождающее два фотона).

Второй тип детерминации явлений носит непричинный характер. Непричинные отношения между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии. Наиболее характерным примером непричинного обуславливания является функциональная связь между отдельными свойствами или характеристиками предмета, выражаемая, в частности, какой-либо формулой. Другим видом непричинной обусловленности является так называемая связь состояний. Выделяют также телеономную, целевую детерминацию.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости ислучайности .

Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном именно так, а не иначе.

Случайность – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос о познавательном статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, то и случайные связи следует считать причинно обусловленными. Следовательно, случайность тоже необходима, и объективное противопоставление необходимости и случайности лишено смысла. В истории философии предлагались два выхода из данной ситуации: 1) случайность выводится за рамки действия принципа детерминизма; 2) случайность объясняется лишь временным незнанием причин того или иного явления. Первое решение ведёт к отрицанию принципа детерминизма, второе – к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Диалектический подход выделяет в целом следующие моменты, характеризующие взаимосвязь необходимости и случайности. Во-первых, необходимость и случайность есть парные категории, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия. Во-вторых, случайность можно рассматривать как форму необходимости (необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей). В-третьих, случайность есть дополнение необходимости. Они превращаются и переходят друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.

Противоположная детерминизму точка зрения называется индетерминизмом . Объединённые данным термином концепции предполагают отрицание объективной причинной или вообще закономерной обусловленности явлений природы, общества и мышления . Позиции детерминизма придерживались, в частности, Д. Юм и И. Кант, проводившие субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости и закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру. В неопозитивизме и прагматизме наблюдается тенденция ограничить область действия причинности логической сферой, исключив онтологическую. Например, М. Шлик говорит о понятии причинности не более как о «возможности калькуляции» тех или иных событий в будущем.

С вопросом о детерминации явлений и процессов действительности связана также проблема соотношения свободы и необходимости. Для понятия «свободы» существует множество определений. Гегель говорил, что «ни об одной идее нельзя с таким полнымм правом сказать, что она неопределённа, многозначна, доступна величайшим недоразумениям, как об идее свободы…» Свободу можно трактовать, например, как возможность человека поступать так, как ему хочется, т.е. свобода – это прежде всего свобода воли. С другой стороны, известно определение свободы как осознанной необходимости (Энгельс). В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Проблема свободы встаёт прежде всего как практическая проблема – в связи с вопросом об ответственности человека за его действия. Допущение свободы воли есть необходимое основание нравственности и поэтому занимает центральное место в этике.

Наиболее яркие свои трактовки свобода, являясь частью духовного мира человека, получает в субъективном идеализме. Одной из наиболее разработанных является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева. Подлинная, действительная свобода есть прежде всего творчество. Какой бы момент свободы мы не имели в виду – выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации – везде обнаруживается творчество человека. Лишь свободный человек может творить.

Философская категория необходимости имеет следующие основные аспекты: 1) существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения действительности; 2) главный вектор данного процесса, основная тенденция его развёртывания, генеральная линия развития; 3) действительность в своём наивысшем развитии и полноте бытия; 4) способ превращения в действительность единственной в данных условиях возможности, реализация которой и есть необходимость.

Проблема соотношения свободы и необходимости неоднократно затрагивалась в философских исследованиях относительно объективных и субъективных факторов в общественно-исторических процессах. С этим связаны понятия фатализма и волюнтаризма. Фатализм – это вера в рок, судьбу, предопределение, философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развёртывания событий, что исключает свободу выбора и случайность. Возникает и развивается на основе абсолютизации положений механицизма. Волюнтаризм есть признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Элементы волюнтаризма можно найти в христианской догматике, в учениях Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Ницше. Воля считается слепым иррациональным первоначалом мира, диктующим человеку свои законы.

Термин «детерминизм» в целом весьма многозначен. Существуют, например, понятия «механистический детерминизм» (общее обозначение ряда концепций, распространяющих стиль мышления классической механики на всю науку в целом и считающих, что всё в конечном итоге определяется ньютоновскими законами), «географический детерминизм» (социально-философская концепция, трактующая все общественно-исторические процессы как определяемые географическими параметрами).

ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. determino - определяю) , филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие) .

Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важаыми в совр. науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистич. распределений и ста-тистич. законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности, в том числе и такие события (называемые случайными) , в совокупности которых выявляются статистич. законы.

Принципиальным недостатком прежнего (домарксистского) Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная случайности, выводилась за пределы Д., статистич. связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки , в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным только благодаря диа-лектич. и историч. материализму.

Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о. , не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Д. противостоит , отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д. является идеалистич. , провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала». Стимулом для оживления индетерминистич. воззрений в 1й четв. 20 в. послужил возрастания в физике роли статистич. закономерностей, наличие крых было объявлено опровергающим . Однако диа-лектико-материалистич. трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.

Эволюц. Дарвина, давшая материалистич. относит. целесообразности в живой природе, развитие кибернетики, создавшей учение о саморегулирующихся системах, нанесли сокрушит. удар по идеалистич. телеологии, фатализму, учениям о предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок совр. диалектико-материалистич. Д.

Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием постижения истины.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. determine определяю)

учение о первоначальной определяемости всех происходящих ъ мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места (см. Атеизм). Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность – индетерминизм. Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, напр. в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. determino – определяю) – учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, обществ. и психич. явлений. Идея о том, что все существующее возникает или уничтожается закономерно, в результате действия определ. причин, зародилась в глубокой древности, при первых попытках осмыслить и взаимозависимость вещей. "Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась "связи всего", "цепи причин". Сравнение того, как в истории человеческой понимались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную" (Ленин В. И,. Философские тетради, 1947, с. 294).

В трактовке Д. материалисты исходят из того, что все формы связей вещей, в т. ч. и причинно-следственные связи, свойственны самой реальности, каждое явление к-рой имеет свое основание и материальную причину. Идеализм же либо полностью отрицает Д., противопоставляя ему телеологию и индетерминизм (концепцию, утверждающую, будто к определенным областям, напр. волевым действиям, процессам микромира, причинной обусловленности неприменим), либо выдвигает псевдодетерминистич. концепции, согласно к-рым познающая вносит в явления закономерную причинную связь.

В др.-греч. философии материалистич. Д. отстаивали Гераклит, Демокрит, Эпикур (см. сб. "Материалисты древней Греции", 1955).

Для материалистич. философии нового времени принцип Д. явился гл. опорой в борьбе против схоластич. мировоззрения. В трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение о том, что в природе надо искать не цели, а действующие причины и что "истинное есть знание посредством причин" (Бэкон Ф., Новый Органон, М., 1938, с. 102–03). Успешно продолжали вести борьбу за Д. . материалисты 18 в. Учение о Д. материалистов в 17–18 вв. нанесло сокрушит. удар религ.-идеалистич. представлениям, укрепило в безграничную мощь человеч. разума и создало методологич. почву для бурного расцвета естеств. наук. Вместе с тем, это учение страдало историч. ограниченностью, выразившейся в метафизич. трактовке Д., в отождествлении его со связями явлений, подчиняющимся принципам механики, в непонимании качеств. своеобразия закономерностей более высоких форм движения, в отрицании объективного характера случайности. "В природе вещей нет ничего случайного", – утверждал Спиноза (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 387). Такого же взгляда придерживался Гоббс, писавший, что "случайным или возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть" (Избр. соч., М.–Л., 1926, с. 91). Четко выразил т. зр. механич. Д. Лаплас, полагавший, что если бы существовал , осведомленный в данный о всех силах природы в точках приложения этих сил, то "не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором" ("Опыт философии теории вероятностей", М., 1908, с. 9). Предпосылкой лапласовского вывода был взгляд на как замкнутую систему, к-рой можно, зная исходные , однозначно определить в любой момент времени. Содержащаяся в таком выводе мысль о предопределенности всего сущего неминуемо сближает механич. Д. с фаталистич. религ. воззрениями. "С необходимостью этого рода мы тоже еще не выходим за пределы теологического взгляда на природу" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 173).

Гегель, преодолевая механич. интерпретацию Д., сформулировал диалектич. понимание взаимосвязи необходимости и случайности, причины и следствия (см. Соч., т. 5, М., 1937, с. 677). Однако, несмотря на нек-рые преимущества гегелевского подхода, идеалистич. основа его филос. воззрений закрыла Гегелю путь к подлинно науч. решению проблемы.

Философия марксизма, используя рациональные моменты предшествующих концепций, преодолела ограниченность последних и выдвинула диалектико-материалистич. учение о Д. Это учение рассматривает предметов как их универсальное . "Только исходя из этого универсального взаимодействия; мы приходим к действительному казуальному отношению" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 184). Если для механич. Д. характерно , будто внешние причины непосредственно и однозначно определяют эффект своего воздействия, то, согласно диалектико-материалистич. Д., внешние причины действуют через посредство внутр. и внешних условий. Эффект воздействия определяется не самими по себе отдельно взятыми причинами, а причинами, преломившимися сквозь призму окружающих условий и специфич. для данного явления внутр. оссбенностей. Эти последние, в свою очередь, не что , как продукт развития, предшествующих взаимодействий.

Диалектико-материалистич. взгляд на Д. исходит из признания многообразия типов причинных связей. Закономерности, свойственные одному уровню развития материи, сохраняют силу и для последующего уровня, но в новых условиях их действия изменяется. История науч. познания служит блестящим подтверждением правоты диалектико-материалистич. понимания Д. Двигаясь от простого к сложному, познающая мысль овладела первоначально причинными связями, выступающими при взаимодействии макрообъектов неорганич. природы.

Установленные механикой законы движения физич. тел превратились в всякого причинного объяснения. Стремясь представить каузальную в области биологич., психич. и др. процессов, сторонники Д. не имели первоначально иного образца, кроме принципов механич. движения. Схема механич. каузальности, однако, неизбежно вступила в с данными науки и практики, свидетельствующими о качественно новых формах и типах детерминации в органич. природе, психич. деятельности, обществ. жизни. Это было использовано идеалистами как якобы краха Д., как повод для оживления телеологии в биологич. науках. Но учение Ч. Дарвина, причинно истолковав органич. , укрепило позиции Д. в области материальных явлений более высокого порядка, чем механич. . Дарвином "не только нанесен смертельный удар "телеологии" в естественных науках, но и эмпирически выяснен ее смысл..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 121). Идеализм также использовал несводимость психич. актов к законам механики для обоснования тезиса об особой психич. причинности, ничего общего не имеющей с причинностью в материальном мире (В. Вундт, Основания физиологической психологии, пер. [с нем.], 1880). Успехи науч. физиологии и психологии, в особенности учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова, вскрыли ложность этого тезиса и показали строгую причинную зависимость психики (включая самые высокие ее формы – и волю) от материальных условий жизнедеятельности. Это способствовало укреплению Д. в области, издавна служившей гл. цитаделью индетерминизма. Способность человека к сознат. регуляции своих действий, к выбору мотивов и целей, не укладывающуюся в рамки механич. Д., идеалисты связали со "свободной волей" как стоящей над материей силой. В действительности идея "детерминизма, устанавливая человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная , а не сваливание чего угодно на свободную волю" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142).

Историч. , открывший действит. процесса обществ. развития, впервые утвердил подлинный Д. в области исследования социальных явлений. Каждый шаг науки свидетельствует о правильности и плодотворности принципа Д. и несостоятельности позиций его противников.

В совр. философии и науке вокруг принципа Д. продолжается с неослабевающей силой. Эта борьба показывает, что методологич. трудности, с к-рыми сталкиваются исследователи в различных отраслях знания, могут быть преодолены только на основе принципа Д. в его диалектико-материалистич. понимании. Д. является основой естествознания. Хотя в ходе развития естествознания неоднократно возникали трудности в проведении идей Д. и появлялись течения, отрицающие Д., всегда в конце концов оказывалось, что все действит. успехи науки были неразрывно связаны с его торжеством. Каждая из таких трудностей фактически означала не крах Д., а огранич. применимость тех или иных ранее известных форм причинной обусловленности явлений. Так, совр. столкнулась с тем обстоятельством, что микрообъект не может находиться в состоянии, в к-ром он имел бы одновременно совершенно строго определенные координату и (см. Неопределенностей соотношения). Физики-идеалисты и агностики сделали из этого , будто в мире микрообъектов принцип Д. вообще теряет силу, тогда как в действительности здесь оказался непригодным механич. Д. Успехи естествознания неизбежно связаны с обогащением и развитием принципов Д., с открытием его новых форм. Это выражается в том факте, что качественно различные несводимы друг к другу. Квантовая механика так же, как и др. новые отрасли науч. знания (напр., ), обогащает и углубляет о Д., а не отменяет его.

М. Ярошевский. Куляб.

Детерминизм в общественной жизни и общественных науках. В обществ. науках принцип Д. является предметом еще более острой идейной борьбы, нежели в естествознании. В философии нового времени он был выдвинут франц. и нем. просветителями (Монтескьё, Гердер, Руссо и др.) в противовес идее божеств. управления миром, господствовавшей в теологич. концепциях истории от Августина до Боссюэ. Отвергая вмешательство провидения и рассматривая историю как подчиненную определенным "естественным законам", просветители боролись на два фронта: против религ. фатализма и против волюнтаристских концепций (см. Волюнтаризм). Идея детерминированности обществ. развития, глубоко пронизывавшая обществ. сознание эпохи подымающегося капитализма, сыграла большую прогрессивную роль в идеологич. борьбе того времени и в развитии обществ. наук. Однако в домарксовской философии истории принцип Д. трактовался весьма абстрактно, внеисторично. Д. этого периода имел механич., метафизич. характер. Речь каждый раз шла о "вечных", "неизменных" законах, и сами эти законы либо заимствовались из естествознания, либо изображались как "законы разума", "прогресса" или "абсолютного духа". Даже у Гегеля кардинальная для социологии соотношения необходимости и свободы осталась неразрешенной.

В бурж. социологии 19 в. было двойственное к идее Д. Большинство социологов-позитивистов признавали законо-мерность обществ. развития, но извращали ее характер, пытаясь объяснить историч. при помощи законов механики, физики, биологии или психологии. Эклектич. "теория факторов" порождала искусственную схематизацию историч. процесса и насиловала конкретные факты. С др. стороны, многие бурж. историки (особенно школа Ранке) и философы (Шопенгауэр , Ницше, Карлейль , Бутру, Ренувье и др.) вообще отрицали историч. процесса, провозглашая его царством случайности и "великих личностей".

Индетерминизм в бурж. социологии особенно усилился в эпоху империализма в связи с общим поворотом бурж. идеологии в сторону реакции. Констатируя несостоятельность абстрактного социологизма 19 в. и опираясь на идеалистич. истолкование революции в физике на рубеже 20 в., бурж. социологи начали развернутый поход против принципа причинности и закономерности обществ. развития. Эта борьба против идеи Д. ведется разными методами. Дильтей и т.н. " " открыто противопоставляют гуманитарные науки естествознанию, утверждая, что в обществ. развитии не может быть никаких объективных законов, а гл. средством познания здесь является интуитивное "понимание". Неокантианцы (Виндельбанд , Риккерт) отрицали Д. в обществ. жизни, ссылаясь на неповторимость историч. событий, и выдвинули т.н. , направленный против социологич. обобщений. Социологи-функционалисты (Парсонс , Мертон, Малиновский и др.) подменяют изучение закономерности обществ. развития анализом структурно-функциональных связей социального целого, взятого в статич. состоянии. Социологи-неопозитивисты признают обусловленность человеч. поступков, но в принципе отвергают понятия причинности и предлагают заменить идею Д. пробабилизмом.

Единственно науч. проблемы Д. в обществ. жизни дает историч. материализм. С точки зрения марксизма, обществ. развитие представляет собой естественно-историч. процесс, подчиненный собственным объективным законам. Каждое следующее людей действует в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает в истории общества и детерминирует ее направление. Люди не могут произвольно изменить характер обществ. строя, при к-ром они живут. Обществ. идеи, политич. учреждения и движения сами детерминированы объективными условиями обществ. бытия. В этом смысле ставит перед собой только такие задачи, к-рые может разрешить, а проекты, не отвечающие потребностям развития материальной жизни общества, остаются пустыми утопиями.

Детерминированность обществ. жизни является основой науки и возможности науч. предвидения общественных явлений. Однако она не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной неизбежностью. Большинство законов обществ. развития – это законы-тенденции, к-рые определяют осн. линию развития общества, не предопределяя всего бесконечного многообразия деятельности каждого отд. индивида. Конкретный результат каждого данного социального процесса зависит не только от его общих законов, но и от конкретных условий его протекания. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, и какая из этих возможностей реализуется – во многом зависит от сознат. деятельности людей. Д. не только не отрицает свободы, но, напротив, последняя органически включается в причинную обусловленность социальных явлений. Чем глубже люди познают объективные законы обществ. развития и чем полнее их интересы совпадают с требованиями этих законов, тем больше степень их свободы.

Лит.: Maркс К., Капитал, М., 1955 (см. Послесловие ко второму изд.); Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; его же, Материализм и , там же, т. 14; Πлеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Вопросы причинности в квантовой механике. Сб. переводов, М., 1955; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный , М.–Л., 1933; Блюмин И. Г., Кризис современной буржуазной политической экономии, М., 1959; Рубинштейн с. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Шафф Α., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Рубинштейн с. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Lundberg G. Α., Foundations of sociology, N. Y., 1939; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, Bonn, 1948; Vendryès P., De la probabilité en histoire, P., 1952; Hayek F. Α., Counter-revolution of science, Glencol, 1952; Bunge M. Α., Causality, Camb., 1959.

И. Кон. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino - определяю) -- общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода-они нацеливают на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.

С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались. Они прямо связаны с разработкой базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые лежат в основе анализа и решения обширного класса исследовательских задач. Учение о детерминизме фактически выражает структуру этих моделей. Базовые модели мироздания, разрабатываемые в рамках научного подхода, опираются на первоначальные представления человека о строении мира. Первые суждения об устройстве мира строились на основе весьма скудных знаний человека и выражались преимущественно в форме мифов. Они были нацелены на глобальное всей природы и протекающих в ней процессов. Для мыслителей античности были характерны представления о первоначалах и стихиях, которые обусловливали собою и объясняли разнообразные природные явления. На разработку базовых моделей в структуре научных исследований решающее влияние оказывают фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое , изучающее наиболее глубинные уровни строения материи. В период становления и развития опытной науки в качестве базовых выступали модели, олицетворением которых явилась классическая механика. Основной особенностью этих моделей является строго однозначный характер всех связей и зависимостей, характеризующих исследуемые явления, системы и процессы. Эти модели получили моделей жесткой детерминации. В этой связи нередко говорят о лапласовском (см. Лаплас) детерминизме. Жесткость связей имеет своей обратной стороной их качественную (концеп

туальную) равноценность. Любая выявляемая связь -- независимо от природы соответствующих свойств или параметров - в равной мере необходима.

Важнейшей особенностью моделей жесткой детерминации является также то, что любые изменения в поведении объектов и систем целиком и полностью определяются внешними воздействиями, внешними причинами и условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой подход к пониманию детерминизма широко представлен в истории науки и философии. Так, хорошо известно перипатетическое изречение: “Все, что движется, движется чем-то другим”. Картина мира, разработанная на базе классической механики, практически наследует такой взгляд на причины изменений в мироздании. Вместе с тем следует отметить, что в истории науки и философии не менее широко выдвигались иные идеи, признающие внутреннюю и самодвижение материи. Такие взгляды обнаруживаются уже в античном атомизме, в частности, в представлениях о спонтанных отклонениях атомов в своем движении, а также в трудах Дж. Бруно и Б. Спинозы. Последний ввел действующую внутреннюю причинность, что получило развитие в представлениях Лейбница о монадах. Дальнейшую разработку эти идеи получили в философии Гегеля и Маркса.

Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые “породили” статистические закономерности. В науке был разработан новый базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна-она соотносится с наличием целостных характеристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.

Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации - представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

Во 2-й пол. 20 в. в базовых моделях мироздания происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения олицетворяет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации и синергетики. Основу новых подходов составляет идея нелинейности. Нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...