Что такое актуальность исследовательской работы. Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях

КГУ «Начальная школа №9»
акимата города Рудного
Тема работы:
при работе с дошкольниками.»
(из опыта работы)

Рудный 2018г.
«Актуальность проектной деятельности
при работе с дошкольниками.
(из опыта работы)»
Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с
успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных ме­
тодов организации поисковой деятельности детей ­ метод проектирования. Главное его
достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно
или с небольшой помощью взрослых:
 принять и освоить цель, актуальную для них;
 выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта;
 решать творческие споры, достигать договоренности;
 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со
сверстниками;
 обсуждать результаты деятельности каждого члена группы, не воспринимая чужие
успехи как свое поражение.
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь. Метод проектов – педагогическая
технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка
в решении проблемы, лично значимой для ребенка.
Основа этого метода –
самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает
новые знания в жизнь.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,
которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод
актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он
дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень
собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения
с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении
исследовательских задач. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в
образовательный процесс дошкольного детства. Современные педагогические
исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования
притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям,
успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует

 формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 развитие желания пользоваться специальной терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и
взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их
участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Участие взрослых в детских проектах способствует социально ­ личностному развитию
каждого ребенка.
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется
проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно
проектирование в дошкольных мини – центрах и детских садах. Стремление наблюдать
и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие
черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий
здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание
мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к
исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того,
чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он
направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих
способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую
познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Заключение.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению
самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе
сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта
способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся
активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит
добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает
связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение
планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному
обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на
развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут,
­ покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные
условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Приложение.
Проект «Зимующие птицы».
Тип проекта: информационно ­ творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель
группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к
живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие
птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, педагог совместно с
родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о
зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с
миром природы.
Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное,
бережное отношение к ним.
Задачи:
пополнить предметно ­ развивающую среду по теме проекта.
расширить кругозор детей о зимующих птицах.
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
воспитанников.
привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях.
Реализация проекта проходила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
создание необходимых условий для реализации проекта.













перспективное планирование проекта.
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и
приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
организация и участие родителей вместе с детьми в акции «Зёрна тепла»,
выставка кормушек ­ «Лучшая кормушка для птиц»,
проведение итоговой линейки ­ награждение грамотами в разных номинациях
детей «Экологическая кормушка», «Оригинальная кормушка», «Лучшая кормушка
для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
совместно с ребенком сделать кормушку.
подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в
мини ­ центр.
Рассматривая с детьми книги ­ энциклопедии, поставила цель, что всю неделю будем
говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта.
Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
­ Игровая деятельность:
1 Дидактические, настольные игры.
2 Сюжетно ­ ролевые игры.
3 Театрализация.
4 Подвижные игры.
5 Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
­ Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1 Художественная литература и развитие речи.
2 Естествознание.
3 Лепка.

4 Конструирование.
­ Беседы.
­ Решение проблемной ситуации.
­ Наблюдение за птицами зимой.
­ Труд.
­ Работа с родителями.
Конкретные ожидаемые результаты.




Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно ­ развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Список литературы:
1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста. М., 2004.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
 Игровая деятельность.
1). Дидактические игры: «Один ­ много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый
лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят
птицы».
2). Настольные игры: разрезные картинки «Составь птицу», лото «Птицы»,
«Лабиринт ­ Зимующие птицы».
3). Сюжетно ­ ролевые игры: «Птичий двор».
4). Театрализация: «Где обедал воробей» С.Маршак
5). Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворона», «Воробушки и автомобиль», «Птички и
кошка», «Совушка».
 Познавательная деятельность:
1). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?»,
«Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся
о птицах зимой?».

2). Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц
зимой?»
3). Наблюдение за птицами зимой:
наблюдение за синицей на ветке, наблюдение за зимующими птицами в городе,
наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем на рябине, наблюдение за голубями и
воробьями на дорожках парка.
4). Труд: изготовление кормушек, подкормка птиц.
 Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1). Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей»; «Покормите птиц зимой»
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»; М. Горького «Воробьишко» + просмотр
мультфильма; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Сухомлинского «О чём плачет
синичка».
2). Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки».
3). Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц,
поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением
зимующих птиц.
4). Конструирование: «Синичка на ветке». (оригами)
5). Лепка: «Красивая птичка».
6). Естествознание «Птицы зимой», «На птичьем дворе».
7). Музыка: прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Музыкально ­ дидактическая
игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
 Работа с родителями:
консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III этап ­ заключительный
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая
среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о
птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась
любознательность, творческие способности, познавательная активность,
коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в
оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

Елена Неклюдова
Актуальность проектной деятельности

Выступление по теме : «Актуальность проектной деятельности »

Актуальность проблемы

Метод проектов (с одной стороны) – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

С другой стороны метод проектирования - одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющей на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств.

Зачем же нужны проекты :

Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей и взрослых .

Способствуют развитию умения анализировать, обобщать, наблюдать, слушать.

Помогают осваивать детям окружающую действительность.

Способствуют развитию мышления, внимания, воображения, творческих способностей.

Развивают память, речь детей и взрослых.

Используя в своей работе педагогическое проектирование , а в работе с детьми технологию проектного обучения , мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.

Проектная деятельность позволяет нам :

1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность , (сделать коллектив более сплоченным) ;

2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми, которое основывается на индивидуальном подходе педагога к ребенку, учете зоны ближайшего развития, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Метод проектов должен стать способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Метод проектирования делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей и является актуальным не только для детского сада, но и для семьи и общества в целом.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , целеустремленности, настойчивости, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку, что является составляющими успешной личности будущего гражданина.

Публикации по теме:

Воспитатель подготовительной группы «Умники» Максакова Наталья Валерьевна Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,.

Актуальность включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО 1 слайд Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Эти слова стали девизом моей работы, они натолкнули.

Организация проектной деятельности в ДОУ Для чего нужна проектная деятельность? Для поддержки детской познавательной инициативы; для получения позитивного социального опыта при.

Положение о проектной деятельности в ДОУ Утверждено: приказом МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район № ___от " __"___ 2016г. ___ Е. Ю. Аникиенко ПОЛОЖЕНИЕ о проектной.

Реализация проектной деятельности. В нашей группе реализуется проект по здоровьесбережению «Советы Неболейки». Знакомство детей с «Неболейкой».

Роль педагога в проектной деятельности Роль педагога в проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность традиционно осуществляется в соответствии с принятыми нормами.

Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках и внеурочное время в начальной школе
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Сущность метода проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.


Метод проектов используется в том случае , когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным . В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп общеучебных умений и навыков , на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (самостоятельно разрабатывать идеи, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (коллективно планировать деятельность, взаимодействовать с любым партнёром, сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь в решении общих задач, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, находить и исправлять ошибки других участников группы, вести деловое партнёрское общение);

в) оценочные (самостоятельно оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других участников);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, развивать монологическую речь, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности при выступлении, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (умение осмысливать свою задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться для решения поставленной задачи?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.


Особенности учебных проектов младших школьников.

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.


При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам в его формулировании.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Если вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.


Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, сайт, костюм, макет, словарь, атлас, передвижная выставка и т.д.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.


Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.Самостоятельность работы над проектом

2.Актуальность и значимость темы

3.Полнота раскрытия темы

4.Оригинальность решения проблемы

5.Артистизм и выразительность выступления

6.Как раскрыто содержание проекта в презентации (Если презентация выполняется)
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования.
Этапы проектов и их характеристики

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Нужно четко понимать, в чем отличие проектной и исследовательской деятельности. Во-первых, они отличаются конечной целью. Цель исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть без исследования. (творческие, социальные, информационные). В третьих, проектная и исследовательская деятельность отличается своими этапами. Вся проектная деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:


I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема. Проходит обсуждение и осознание учащимися возможных путей деятельности, значимости предстоящей работы, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту. Определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также составляется план действий, определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.


II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.


Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

Информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

Информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

Отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
Работа над проектом может быть организована индивидуально или в группе. Преимущества персональных проектов:

1.План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

2.У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение зависит только от него.

3.Учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.

4.Формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:

1.В проектной группе формируются навыки сотрудничества.

2.Проект может быть выполнен наиболее глубоко.

3.На каждом этапе работы над проектом есть свой ситуативный лидер: лидер – генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

4.В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Использование метода проекта на разных уроках имеет свои особенности.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создается проблемно-мотивационная среда на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Предлагаются такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, дается учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.


Науки о природе определяют в настоящее время приоритетные направления научно - технического прогресса, играют важную роль в научном миропонимании, раскрывают закономерности развития природы. Социальные и экономические потребности человечества выдвигают науки о природе на одно из первых мест среди других наук.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей, формированию практических умений и навыков учебного труда. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.

В методике преподавания естествознания метод проектов может быть использован достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении, кроме этого, использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению естествознания в начальной школе.

Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся, благодаря чему может осуществляться разноуровневое обучение.

Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана.

Содержание курса А.А. Плешакова «Зелёный дом» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми. Содержание курса 2 класса разделено на разделы: «Природа» (живая и неживая природа, сезонные изменения в природе), «Жизнь города и села» (город, экономика, культура и образование, профессии людей), «Здоровье и безопасность» (строение тела человека, заболевания, охрана здоровья, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в природе), «Общение» (труд и отдых в семье, правила вежливости), «Путешествия» (горизонт, поверхность и водоёмы своего края, карта мира, страны и народы мира).

По программе А.А. Плешакова в 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Получаемые детьми элементарные знания о твёрдых, жидких, газообразных телах и веществах, о температуре и её измерении используются при изучении воздуха, воды и других компонентов природы. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а также между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Изучаются такие темы, как «Наша безопасность», «Экономика».

В 4 классе курс открывается темой «Мы - жители земли». Учащиеся получают общие представления о Земле - её форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможных путях их решения. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём природу России», «Сохраним природу своего края». Дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Изучается поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство.


Особая роль в формировании творческой личности, способной в дальнейшем к технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии. Каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, тем более, что все приобретенные навыки пригодятся детям в жизни. Разные виды работ, работа с различными материалами развивают фантазию детей, воображение, творческие способности. Неподдельный интерес, желание получить красивую поделку стимулирует развитие волевых качеств, побуждает их к творческому самовыражению. Тема каждого урока требует своего подхода к работе. Например, складывая из бумаги рыбку, ребята могут предложить поместить ее в «аквариум», для этого начать создание «аквариума» и т.д. Используя метод проектов на уроках технологии, можно привить устойчивый интерес к технологическому творчеству, повысить уровень самостоятельности, изобретательной активности.

Заключение.

Успешность важна для каждого ребёнка. Моя задача заключается не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей. В совместной деятельности каждый смог убедиться, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Примерами тому являются собственного сочинения стихи, сказки, фантастические истории, загадки и кроссворды, написанные исследовательские работы и выполненные творческие проекты. Защита их проходила как праздничное и торжественное мероприятие. Исследовательская и проектная практика ребёнка – это не просто методы обучения, это пути формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Благодаря этим работам, повысилась мотивация. Увеличилась степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшилась в различных видах учительская помощь. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных творческих конкурсах, олимпиадах районного, областного и всероссийского уровня. Никто не остался равнодушным. Проектная деятельность, как живительный родник питающий и воссоздающий прекрасное, неповторимое, индивидуальное.


К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь

В.А.Сухомлинский

Тема урока: Создание диафильма по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Класс: 3 класс

Предмет: Литературное чтение

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока : Познавательные – прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта: создание диафильма, составления сценария, осмысления заглавия произведения, монтаж;

Развивающие – развитие интереса к предмету, литературной речи, обогащение словаря, формирование действий контроля и оценки;

Воспитывающие – воспитание познавательной активности, формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе, чувства сострадания и заботы к нуждающимся.


№№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

-Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты .

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.



Приветствие учителя и гостей.

Организация начала урока, эмоциональный настрой.

2

Мотивация учебной деятельности.

В нашей школе проходит подготовка будущих первоклассников. Нам предстоит выступление.

Настраиваются на урок.

Нацеливание на то, что нужно отнестись серьёзно к данному вопросу.

3

Представление темы проекта, поиск идеи, проблем.

Я предлагаю представить произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Давайте подумаем, в каком варианте мы можем это сделать?

(40мин.)


Выдвигают гипотезы:

Кукольный спектакль

Диафильм

Мультфильм

Книжку-малышку



4

Избрание проблемы. Определение целей и задач.

Чтобы создать диафильм, что нужно знать и сделать?

Из множества понятий выберите нужные.

Прочитайте определение этих понятий.

Формирование рабочих групп.

(По проведённому тестированию)

Каждой группе нужно создать по 4 кадра.

В каждой группе будут работать:

СЦЕНАРИСТЫ –их задача найти предложения, которые отражают сюжет будущего диафильма (Над сокращением текста мы работали на прошлом уроке).

ИЛЛЮСТРАТОРЫ – в это время рассматривают иллюстрации (д/з), выбирают наиболее удачный рисунок для использования его в диафильме, придерживаясь сценария..

РЕДАКТОРЫ –контролируют работу сценаристов и иллюстраторов, помогают.

МОНТАЖИСТЫ – создают кадры с субтитрами.

Совместными усилиями произведём монтаж диафильма.



Выбирают:

Сценарий

Сценарист

Иллюстратор

Редактор

Монтажист

Субтитры

Знакомятся с определениями этих понятий.

Готовятся к защите проекта. Знакомятся с источниками информации.



Повышение степени осмысления изучаемого материала. Стимулирование мозговой активности, развитие способности воспроизводить информацию долговременной памяти, развитие умения классифицировать.

5

Осуществление проекта

Обсуждение заставки (начала) диафильма.

«Сломанное крылышко»

«Уточка»

«Серая Шейка»

«Уточка калека»

Серая Шейка – это кличка или характеристика?



Доказывают целесообразность заглавия.

Отвечают. Принимают решение «Серая Шейка»



Развитие речи и творческого воображения.

6

Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагаю блок – схему. Которая поможет восстановить последовательность событий при составлении сценария.
Составлям цепочку по опорным словам.

Приступаем к работе. придерживаясь плана.

Выбираете иллюстрации. Устанавливаете последовательность

(на доске)

1-я гр. – 4кадра

2-я гр. – 4кадра

3-я гр. – 4кадра

4-я гр. – 4кадра

Отбирают нужные рисунки.

Выбирают субтитры по плану, разрезают, вклеивают текст.



Способствовать осознанию учащимися изучаемого материала и применению знаний в практической речевой деятельности.

7

Оформление результатов работы.

Консультирую. Помогаю произвести монтаж диафильма.

Монтаж рисунков-кадров на плёнку.

Формирование умения конструктивной работы через преобразование текста

8

Проверка и оценка результатов. Представление проекта.

Показать зрителям - критикам

Защищают проект (Выразительное чтение содержания кадров)

Воспроизведение диафильма.



Воспроизведение содержания через выразительную речь.

9

Рефлексия. Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

Какое главное дело мы сделали?

Нужен ли наш проект кому-то?

Чему учат такие произведения?



Отвечают.

Создали диафильм, чтобы порадовать первоклассников.



1

Домашнее задание творческое.

-Как вы считаете. Зачем нам нужны иллюстрации весны?

1)Написать 5-ю главу.Что могло произойти весной?

2) Подготовить краткий пересказ по диафильму.

Гипотезы
Выбираю по своему желанию.

Записывают д/з.

Убирают рабочие места.



Формирования умения создавать собственное высказывание. Делать собственный выбор.

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор»

Жить - Родине служить.

Тип урока : Урок получения новых знаний.

Цели: - Создать условия для знакомства с былинами и расширение

кругозора уч-ся через произведения эпического характера;

формирования представления о героическом прошлом русского

народа Древней Руси, великих русских богатырях, защитниках

земли русской, с опорой на жизненный опыт.

- Создать условия для развития компетенций: культурологической –

уважение к культуре русской нации; информационной – умения

получать информацию из различных источников (компьютер,

книга, живое слово, живопись); коммуникативной – умение

вступать в общение.

- Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за

свой народ, за Россию; развитие чувства ответственности, коллективизма

и сплочённости; уважения к русским воинам, желание

им подражать; творческих способностей уч-ся путём проектирования.

Оборудование :

Видеопроектор.

Компьютерная презентация с аудиозаписью былины.

Выставка «Музей оружия». Выставка книг.

Раздаточный материал.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Урок литературного чтения буду вести я,

Валентина Николаевна. Несколько слов о себе.

в моей семье было много мужчин. Мои деду-

шки и отец были участниками ВОв, защищали

нашу Родину от врагов. Мои братья служили в

армии, отдавая свой долг Отчизне. Мой муж

служил старшиной на атомной подводной

лодке, охранял границы нашей страны.

А ваши папы и дедушки служили в армии? (Поднимите руки. Ответьте.)

Они охраняли вас, нашу страну.

Для каждого гражданина своей страны очень важные и дорогие должны быть слова

1 слайд «Родина – честь – долг»

Наших мужчин всех поколений объединяет общее дело, главная цель в жизни – честно служить своему народу, своей Родине.

Ваш долг, как будущих защитников, знать об этом.

…….

2. Введение в тему.

Главную мысль нашего урока выражает пословица, но в ней не хватает важного слова. Какого? (Читаем)

Тема: Жить - Родине………(служить) Что значит служить?

А в старину, как называли защитников земли русской?

Загадка: Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит.

2 слайд- БОГАТЫРЬ

Ребята, похож ли мужской силуэт на богатыря?

Наша задача с вами создать образ народного богатыря Брянского края, поэтому…

3 слайд

Цели урока: - познакомиться с былиной, читать;

- развивать умения: находить информацию,

Проектировать, общаться.

3. Реализация поставленной задачи .

Чтобы создать образ, нужно знать о нём всё. Начнём с внешнего вида.

4 слайд - Картина В.М.Васнецова «Три богатыри»

- Они прискакали на дальнюю заставу. Какая их цель? Богатыри объединились, чтобы охранять русскую землю. Когда они вместе, их невозможно победить. Они стоят в ряд, как стена, через которую не пройти врагам. Знаете вы их?

(Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)

Все богатыри одеты в кольчуги (показать в музее), шлемы, сапоги, перчатки, плащи.

Имеют оружие: щиты, мечи, палицу, лук, копьё, коня.

4. Первичное закрепление. (Коллективно)

5 слайд - Игра – итог

«Что должно быть у богатырей?»

(Встали. Если вещь должна быть у богатыря, - вы делаете хлопок над головой, а если нет, просто стоите.)

Для чего богатырю оружие нужно?

А можете сказать, какой внутренний мир богатыря? Какими качествами он должен обладать? (Ответы)

Мы дадим более полный ответ, если прочитаем былину .

5.Работа с былиной.

По названию определите, кто будут герои? (Илья Муромец. Святогор)

С Ильёй Муромцем вы знакомы, а вот Святогор перед вами.

6 слайд

- Святогор - гигант-богатырь, не реальный, мифический,

придуманный народом, воспетый в былинах.

Кто рассказывал былины? (Ответы)

Смотрите и слушайте.

7 слайд - Сказители «Илья Муромец и Святогор»

Рассказывались медленно, напевно, сопровождались музыкой, игрой на ………(гуслях).

Чтение былин особенное чтение.

8 слайд – Речевая разминка.

Былинная строка имеет три главных ударения.

Первое- на 3-м слоге от начала. Третье на 3-м слоге от

конца. Четвёртое(добавочное) – на самый последний

слог падает. При напеве создаётся протяжение этого

слога. Неударные слоги произносятся быстрее.

(Читает учитель. Хором)

9 слайд

- Удвоенные гласные создают напевность, протяжность.

богатырским

святорусским

третиих


Араратскиим

10 слайд - Работа с иллюстрацией

- О чём рассказывает иллюстрация?

6. Первичное чтение учителем

Послушайте, как сказано в былине.

нужную иллюстрацию, так мы восстановим сюжет.

(Работаем в парах. Ученик выходит к доске выставляет.

В конце - проверка по 11- 15 слайдам .) МОЛОДЦЫ!


16 слайд - Физминутка

7. Повторное чтение учащимися с учителем.(Включение в систему знаний и повторение)

Чтобы завершить наш образ, нужно в былине найти слова и выражения относящиеся к богатырю.

Читаем вместе – 1-я часть - добрый конь, да будто лютый зверь

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Могу ответ держать

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 2-я часть - гигант-богатырь

Желты кудри (русые, Русь)

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 5-я часть - силушка великая

Побраталися –

17 слайд

-Какой же образ у нас получается? (Читаем хором)

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Смелый и сильный

Гигант-богатырь

Русые волосы

Силушка великая

Побраталися

Объединили свои силы, стали братьями по оружию, чтобы вместе служить Родине.

-В чём же смысл всей жизни богатыря? (Читают тему)


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

3-й ряд - Каким должен быть наш богатырь?

Выберите нужные выражения из распечатки.

2-й ряд - Ребята оденут нашего богатыря и подберут

оружие. (Слова читают у доски)

18 слайд -вывод

1-й ряд - Попробуют сформулировать вывод по уроку в стихотворной форме. Поможет рифма.

А кто хотел бы быть похожим на богатыря?

19 слайд- Песня «Богатырская наша сила»

-Не перевелись ещё богатыри на земле русской

Д\З- Раскрасить богатыря, придумать имя, читать былину.

Концепция организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского и немецкого языков № 1955

Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования

В условиях изменения парадигмы образования роль проектной и учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания, приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; она предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе. Уже каждый выпускник начальной школы должен иметь опыт работы, включающий появление замысла, определение проблемы и гипотезы, разработку продукта или формулирование результата исследования через постановку задач, планирование, опытную проверку гипотезы и защиту работы. Каждый выпускник основной школы должен защитить индивидуальный проект. То же касается и выпускника старшей школы, при этом уровень индивидуального проекта должен соответствовать ступени образования («выпускник научится…» или «выпускник получит возможность научиться…»). Всё это требует от современной школы особых усилий по формированию комплекса условий для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (начиная с 1 класса).

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....