Общение с целью влияния на поведение человека. Как общение влияет на психическое развитие человека на ранних возрастных этапах

ВОПРОС № 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с точки зрения значения (смысла) и значимости (места, занимаемого в жизни людей) для общества и личности.

Общение является:

фактором человеческой жизнедеятельности . С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми ;

источником познания и понимания других людей .

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения , таким образом, очевидна и бесспорна .

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.

Рассмотрим феномен общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций.

Общение – сущностная характеристика и условие бытия человека

общение как способ проявления человеческой сущности

Любая предметная (как материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия своего успешного осуществления наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах , но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”,
а сущность человека – к его родовой принадлежности. За это его критиковал К. Маркс, указывая, что факт родового обособления человека и возможность персонифицированных межличностных связей обязаны своим происхождением процессу социализации на основе развития всего многообразия специфически человеческих форм деятельности и вытекающих из них социальных отношений .

Общение как фактор становления человека

Природу и место индивида в обществе определяет принадлежность к специфически человеческим формам деятельности (труд и социальное общение). Общение является решающей предпосылкой возникновения сознания и языка. Исходная функция человеческого сознания – ориентация в ближайшей среде существования, т. е. в окружении других людей. Язык возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования своих усилий и наиболее эффективного взаимодействия.

Общение как условие существования и органическая потребность человека

Потребность в общении относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии человека. Социальная природа потребности в общении – необходимость в совместной деятельности. Но общественная натура человека проявляется и в условиях относительной изоляции от других людей, в ситуации выключенности из постоянной сферы общения. Экспериментально доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция – начало безумия.

два условия: осознание значимости для человека удовлетворения его органической потребности в общении и необходимость подготовки людей к условиям пребывания в относительной изоляции – заставили ученых, и прежде всего психологов, заниматься исследованием специфических условий космического полета. Человека на шесть часов наглухо изолируют в термосурдобарокамере, он не видит, не слышит, не получает никакой информации извне. Значительная часть испытуемых в этих условиях, а это обычно здоровые, физически крепкие люди, до срока нажимают на кнопку с требованием прекратить опыт. Подтверждено, что в числе трудностей, с которыми сталкивается человек в условиях изоляции от внешнего мира, оказывается не только неудовлетворенная потребность в общении, но и невозможность ориентироваться во времени. Последняя приводит к различным психическим деформациям, псевдопсихопатологическим сдвигам (галлюцинации, бредовые идеи и т. д.), которые сравнительно легко устраняются после восстановления нормального общения.

Особенно интересны с точки зрения психических сдвигов эксперименты на длительную информационную изоляцию человека от социальной среды. Один из таких экспериментов провел над собой 35-летний мебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы А. Сенни. Он побил рекорд продолжительности подземного одиночества, пробыв в пещере Приморских Альп 125 суток на глубине 100 метров в полном одиночестве (1964 г.).

Французский спелеолог М. Сиффр (руководитель экспериментов Сенни) изучал приспособляемость человеческого организма к жизни в полном отрыве от внешнего мира. Сенни, по условиям опыта, был лишен часов и всяких других приборов, позволяющих определять время. Он потерял всякое представление о времени. Когда через три дня его предупредили о скором выходе на поверхность, он удивился: по его подсчетам прошла только половина срока.

Проводились эксперименты на длительную изоляцию и небольших групп людей. В группах проявляется внутренняя связь и фактор взаимного общения, и это обстоятельство позволяет увеличить сроки изоляции. Такой эксперимент впервые в мире был осуществлен в нашей стране в 1967–1968 гг. Три человека в течение одного года апробировали наземный комплекс систем жизнедеятельности .

Потребность человека в общении развивается, изменяется в течение всей его жизни, т. е. это фактор динамичный, о чем свидетельствует нравственный прогресс личности, возрастающая социальная активность и коммуникабельность.

Общение как фактор жизнедеятельности общности

Влияние общения на поведение людей

ВОПРОС №1, №2 ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ,ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Примитивное

Собеседник оценивается с точки зрения нужности-ненужности. Если нужен, контакт активный; если нет - собеседник отталкивается. При получении желаемого, интерес пропадает.

Формально-ролевое

Общение в условиях регламента содержания и средств общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Духовное

Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей. Можно затрагивать любую тему, необязательно использовать слова, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Общение возможно, когда собеседники знают личности друг друга, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, возможно предвидение реакции.

Манипулятивное

Направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское

Суть светского общения в его беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях; это общением закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяются характер коммуникации.

Деловое

Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Уметь общаться - значит разбираться в людях и на основе этого знания строить с ними отношения.

Умение общаться включает в себя понимание и владение такими процедурами, как:

  • Осознание или формирование потребности в общении.
  • Ориентировка в целях и ситуации общения.
  • Ориентировка в личности собеседника.
  • Планирование содержания сообщения.
  • Выбор средств и способов общения.
  • Восприятие и оценка реакции собеседника.
  • Корректировка направления, стиля и методов общения.

Умения, составляющие процедуру общения, называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Общение = коммуникация + взаимоотношение + взаимодействие.

Типы общения

Характер общения – это типыобщения. Предметная направленность общения – это виды общения.

Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

  1. деловое и игровое;
  2. безлично-ролевое и межличностное;
  3. духовное и утилитарное;
  4. традиционное и инновационное.
Деловое Игровое
  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • если руководитель не имеет интереса к личности подчиненного, то отношения безличные
  • нет жесткости в регламентации отношений;
  • участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  • ролевые отношения многозначны;
  • общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  • несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  • открывает большой простор для творческой самореализации личности
ролевое межличностное
  • в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  • безличные отношения
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • общению присуща непосредственность, естественность
традиционное инновационное
  • регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  • цель – сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения
  • высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  • основа – диалогическое взаимодействие;
  • цель – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  • исключается осуждение и критика выдвигаемых идей

Виды общения

Видыобщения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.

Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.

При научном общении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.

В экономическом общении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо различать специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.

Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение, или преимущественно межличностное общение “лицом к лицу” (face to face). Варианты микрообщения – диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность 10–12 человек .

Основой такого общения является общность интересов, их моральная ценность, но малая группа может быть носителем как межличностных отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).

Состояния общения

В отличие от типологии общения, фиксирующей относительно стабильные его черты, равно как и его видовых вариантов, обусловленных предметной направленностью коммуникативного поведения людей, состояния общения позволяют говорить о таких его свойствах, которые носят печать ситуативности. Состояния и перемены состояний общения связаны, главным образом, с той или иной конкретной ситуацией человеческой жизнедеятельности.

Главным критерием различия состояний общения является понятие его обычности или необычности. Обычность выступает синонимом нормативности или общепринятости. Отступление от обычности может быть в сторону творчества, праздничности, оригинальности или аномальности человеческого общения.

Праздничное общение характеризует приподнятый душевный настрой в отличие от будничного, более ровного настроения.

Необычно и общение политического лидера или артиста с массовой аудиторией; особый накал и напряженность создается у лектора во время общения с аудиторией.

Необычно и состояние спортсмена во время контакта с партнером, соперником, со зрителями. Показательна также экзальтация спортивных болельщиков, которые заражают своим настроением спортсменов. При этом эффект такого воздействия может в высокой степени стимулировать успех выступающего, особенно когда публика на стадионе в едином порыве поощряет фаворита выкрикиванием его имени. В таком случае действуют сразу несколько психологических факторов, взаимно усиливая друг друга. С одной стороны, эффект психического заражения, передающегося от массы к индивиду, с другой – особая значимость стимулирующего влияния имени на человека .

К числу особенностей состояния массового общения на стадионе следует отнести и неизбежную поляризацию эмоций и реакций зрителей, которые болеют за успех победы или поражения разных спортивных команд. Это способно порождать эмоциональную конфронтацию и даже крупные конфликты между разными группами болельщиков. Воздействие может и стимулировать успех, и провоцировать поражение .

Иными словами, состояние человеческого общения – приподнятое или приземленное, возбужденное или подавленное, стимулирующее или дезориентирующее (например, паника) – является не только его существенной качественной характеристикой, но и фактором его изменения, функционирования и развития.

Субъект и объект общения

Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.

Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено .

Фактор превосходства

Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. п., и поэтому возможны ошибки неравенства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был равен нам. Если же мы его в чем-то превосходим, то недооцениваем такого человека. Причем превосходство фиксируется по одному фактору, а переоценка (недооценка) – по многим. Эта схема работает лишь при очень значимом неравенстве.

Признаки превосходства определяются:

  • по одежде человека, его внешнему оформлению (очки, прическа, драгоценности, машина, оформление кабинета и др.);
  • манере поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого человека и для окружающих.

Фактор привлекательности

Под его действием какие-то качества переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Если человек нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным. Но в разное время разное считалось привлекательным, у разных народов свои каноны красоты, то есть привлекательность носит социальный характер. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Привлекательность – степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.

Фактор отношения к нам

Люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или не согласии с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценивается этот человек. И наоборот, чем выше оценивается человек, тем большее ожидается сходство его взглядов с собственными.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношения к нам. Психологическими механизмами восприятия и пониманияпримежличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация (уподобление) – умение ставить себя на место другого человека и определять, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Такое понимание возможно в отношении немногих, так как это тяжелая нагрузка для психики.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.Рефлексия– осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Есть два субъекта общения: А и Б . Можно выделить четыре позиции каждого из субъектов общения:

  • А , каков он сам по себе;
  • А , каким он сам видит себя;
  • А , каким его видит В ;
  • А , каким ему представляется его образ в сознании В .

ВОПРОС № 13 ФАКТОРЫ,МЕШАЮЩИЕ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ЛЮДЕЙ

Социальные психологи выделили факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне
личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке - на оценку его отдельных качеств.
6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке
или событии является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию.
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать это впечатление.
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках человека, происходящих со временем по естественным причинам. Однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Стремление найти объяснение поведения человека (каузальная атрибуция) включается в систему закономерностей, оказывающих влияние на понимание людьми друг друга:
события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины;
если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка;
неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант;
фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям;
культура также влияет на ошибку атрибуции.

Западные ученые склонны считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы - привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых имеются скудная информация и установки. Установка - это неосознанная готовность человека привычно воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Барьеры личности и общности

1. Психическое состояние личности, неадекватное требованиям складывающейся ситуации (напряженность, эйфория). Причинами могут быть особенности характера индивида.

2. Личность принадлежит к общности, закрытой для других общностей; в этом случае такая особенность будет присуща многим личностям этой общности.

по видам деятельностидифференцируютсяследующиебарьеры деятельности :

  • коммуникативный и познавательный;
  • трудовой и управленческий;
  • реактивный и творческий;
  • экономический и политический;
  • правовой и духовно-нравственный.

Барьеры взаимопонимания возникают на разных этапах взаимоотношений . Иногда появлению нравственных или эмоциональных барьеров, препятствующих нормальным человеческим контактам, предшествуют годы знакомства или близких отношений. Но есть один барьер, который вырастает, как правило, при первом контакте – это эстетический барьер .

Первое впечатление о человеке складывается прежде всего по его внешнему виду, манере поведения, стилю одежды. Конечно, “провожают по уму”, но встречают все-таки “по одежке”. Внешность всегда многое определяла в отношении к человеку, особенно в кругу малознакомых людей. Уже в детском возрасте, начиная с 4-х лет, красивая внешность обеспечивает мальчикам и девочкам более высокую популярность среди сверстников. Эта тенденция сохраняется и в зрелом возрасте. Когда участникам психологического эксперимента предлагали по фотографиям оценить личные качества и предсказать судьбу тех, кто изображен на снимках, оказалось, что более красивым испытуемым чаще приписывали положительные качества и счастливую судьбу.

В исследованиях Л.Я. Гозмана был обнаружен эффект иррадиации красоты: физическая привлекательность мужчины существенно зависела от внешности женщины, в обществе которой он постоянно появлялся. Выходит, есть и определенная выгода от общения с внешне привлекательными людьми – рядом с ними и тебя самого могут оценить выше. Но именно в этой прагматической направленности и скрывается для людей, наделенных незаурядными внешними данными, опасность ложного понимания заинтересованности окружающих в общении с ними. Корыстный интерес они легко могут принять за интерес человеческий.

Если бы отношения между людьми ограничивались только поверхностными контактами, то можно было бы утверждать, что красота – лучшее средство достижения успеха в общении. Но исследования показывают, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семейной жизни и на стабильность брака. Любопытно, что люди более снисходительны к проступкам тех, кого эксперты оценивают внешне более привлекательными. Зато строже, чем обычно, их осуждают, если свои внешние данные они используют с аморальной целью.

Разумеется, оценка внешности одного человека другим субъективна, большую роль играет одежда и косметика. При словесном воссоздании облика человека наиболее значимыми являются рост, цвет глаз и волос, а также особенности мимики. Это объясняется тем, что с формой, цветом и выражением глаз мы связываем не только внешние, но и внутренние личностные характеристики (физиогномика). Философ А. Шопенгауэр говорил, что “уста высказывают мысль человека, а лицо – мысль природы”.

Американцы проводили исследования, где установили связь между цветом глаз руководителя и особенностями стиля руководства. Начальники с черными глазами упрямы, выносливы, при трудностях вспыльчивы, но принимают правильные решения. С серыми глазами – решительны,
но беспомощны при решении неинтеллектуальных задач; сосветло-карими – замкнуты, достигают успеха при самостоятельной работе; голубоглазые – выдержанные, но сентиментальные, однообразие их угнетает, они люди настроения, часто сердятся; зеленоглазые – лучшие начальники. Они стабильны, обладают достаточным воображением, решительны, реалистичны, сосредоточенны и терпеливы, строги, но справедливы, находят выход из любого положения, хорошие слушатели и собеседники.

Это, конечно, интересные данные, но часто мы поспешно судим о характере человека исходя только из его внешности, а первое впечатление нередко обманывает.

Интеллектуальный барьер. Американский психолог Н. Таллент выделил три типа интеллекта:

  • вербальный – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами;
  • механический – способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, быстро схватывать принципы машинных операций;
  • социальный – способность понимать состояния других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций. Социальный интеллект, по мнению Таллента, проявляется в чувстве такта, умении снискать расположение других людей и создать благоприятную атмосферу во взаимоотношениях с ними. Низкий уровень развития данного типа интеллекта вызывает постоянные проявления бестактности, трудности приспособления к социальному окружению, проблемы общения и одиночество.

Высокий уровень социального интеллекта необходим руководителям: это краеугольный камень человеческого взаимопонимания. Его недостаток нередко порождает парадоксальную ситуацию, когда большинство аудитории может счесть занудой и путаником весьма эрудированного и обстоятельно мыслящего оратора с ярко выраженным вербальным интеллектом. Это происходит потому, что человек с высокоразвитым умом теоретика не способен учесть неравномерность развития данного типа интеллекта у других людей.

Половина взрослых людей не улавливает смысл произносимых фраз, если они содержат более 13 слов, а дети до семи лет – не более 8 слов. нотации родителей малоэффективны, поскольку дети не в состоянии оценить их обстоятельность и глубину.

Интеллектуальные барьеры могут возникать и в результате различной скорости протекания интеллектуальных процессов у людей, вступающих в общение. Тугодумы часто воспринимаются как люди, недостаточно интеллектуально развитые. Мало у кого хватает терпения дождаться плодов их длительных размышлений, а ведь им просто не хватает времени, отмеренного природой, чтобы потрясти мир новыми идеями. Поэтому не стоит торопиться выносить однозначный приговор.

Люди не только мыслят, но и говорят с разной скоростью. И если человек произносит более 2,5 слов в секунду, то собеседники перестают его понимать. Медленная, взвешенная речь “в час по чайной ложке” тоже вызывает раздражение.

Бывает и так, что в интеллектуальных возможностях собеседника сомнений нет, но барьер возникает – это так называемый мотивационный барьер . Он появляется потому, что собеседнику не интересны высказанные соображения, которые не затрагивают его собственных потребностей, не вызывают мотива, побуждающего к пониманию.

Но не только отсутствие мотивации – ее избыток также может препятствовать пониманию других людей. По закону Йеркса–Додсона, “повышение силы мотивации на первых порах приводит к росту эффективности деятельности, достижению точки максимального успеха, а дальнейшее возрастание уровня мотивации приводит к заметному спаду”. Например, учащиеся, испытывающие чрезмерную ответственность перед родителями и педагогами, иногда даже при неплохих знаниях проваливаются на экзаменах. И если человек очень хочет быть понятым другими, он неизбежно начинает волноваться, его мысли путаются. Речь становится бессвязной, обрывочной, а в результате окружающие понимают только то, что выступление его неудачно.

Наиболее болезненной проблемой мотивации взаимопонимания является потребительское отношение людей друг к другу. Когда интерес к вещам начинает преобладать над интересом к людям, сфера человеческих взаимоотношений неизбежно превращается в сферу услуг.

Как это ни парадоксально, но моральные барьеры возникают и в тех случаях, когда мы имеем дело с человеком, абсолютно ни в чем не нарушившим нравственные нормы. Великий острослов Шамфор высказал такую мысль: “Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками – там нужна мелкая разменная монета, в особенности, мелочь”.

Существует еще один барьер – эмоциональный . Чувства и эмоции людей всегда на стороне того, кто не жалеет сил и времени на реализацию целей, имеющих индивидуальный смысл и социальную ценность. Но что такое эмоции? И хороша или плоха высокая эмоциональность?

Отрицательные эмоции . Американский писатель У. Олджер заметил, что “люди часто заполняют гневом пробелы в своем рассудке”.

Неприятные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать даже самые веские и серьезные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Но нельзя и принимать за чистую монету все, что сказано в эмоционально неуравновешенном состоянии. Постоянно страдающий человек кажется нам неприятным, а все, что с ним происходит – заслуженным.

Положительные эмоции . Казалось бы, здесь все обстоит иначе. Но у человека, находящегося в состоянии радостного возбуждения, снижается критичность, и это может привести: 1) к согласию с мнением, которое в обычных условиях неприемлемо; 2) поддержке человека, не вполне ее заслуживающего. Даже возвышенные чувства могут стать источником серьезных ошибок во взаимопонимании (например, феномен “розовых очков” у влюбленных).

Но положительные эмоции все-таки имеют плюсы, и значительные: повышается скорость мыслительных процессов, что способствует интеллектуальной активности; улучшаются коммуникативные возможности человека, делая его более приятным и желанным собеседником.

Но главное не уровень эмоциональности, а умение сопереживать – эмпатия – устойчивое свойство личности, способность переживания эмоциональных состояний другого человека как своих собственных. Это качество трудно воспитать, но так же трудно и разрушить. Часто у одного из близко общающихся людей это качество есть, а у другого – нет: один сочувствует, сопереживает, а другой благосклонно принимает, не считая нужным отвечать. Формула “не сошлись характерами” чаще всего означает, что достигнут предел понимания одним человеком непонимания его переживаний и интересов со стороны другого.

Насчитывается не одна сотня личностных черт, которые могут определять нюансы характера человека и влиять на взаимопонимание между людьми, но многие из них взаимосвязаны. Поэтому выделяют групп

Лекция 4 Место общения в ряду других социально-психологических явлений

в одной из своих работ А.А. Леонтьев писал: “Общение следует понимать как социальный феномен; субъектом его следует рассматривать не изолированного индивида, а социальную группу или общество в целом” . Анализируя эту точку зрения, Б.Ф. Ломов отмечал: “По нашему мнению, противопоставление социального и интериндивидуального неправомерно, отношение между ними – это отношение явления и сущности, единичного и общего. Социальная сущность общения как всеобщей формы взаимосвязей между людьми проявляется (наряду с другими формами) в отдельных, единичных межличностных взаимодействиях. Более того, психологию (в отличие, например, от социологии) именно эта форма проявления общения интересует прежде всего. Она рассматривает общение на уровне индивидуального бытия человека” . Поэтому проанализируем различные виды взаимодействий как относительно самостоятельные виды общения в его целостной структуре.

Общение и личность

А – безличное функционально-ролевое общение, массовое общение.

Б – межличностное общение, коммуникативное состояние и коммуникативная деятельность личности.

В – психические свойства, процессы и состояния личности.

Зона А. Здесь очевидны специфические компоненты понятия “общение”, которые не входят в содержание феномена личности. Они связаны с такими формами общения, которые носят преимущественно безличный или надличный характер (деловое, функционально-ролевое взаимодействие людей), т. е. общающиеся воспринимают друг друга в роли носителей определенных функций. Например, пассажиру важны не личные качества водителя, а только его профессионализм.

Зона Б. Тут налицо совпадение содержания общения с жизнедеятельностью личности. Общение проявляется в форме межличностного контакта и взаимодействия, а также в многообразных формах коммуникативной активности личности (коммуникативное поведение, коммуникативная деятельность, психическое состояние в ситуации общения, различные варианты лидерских ролей). Здесь же правомерно говорить о различных индивидуальных особенностях (например темпераменте), психических состояниях и поведении человека в ситуации как межперсонального, так и группового общения.

Зона В. Эта часть содержания понятия личности выходит за рамки общения, если это не непосредственно коммуникативные по характеру виды деятельности, психические состояния, сознание и переживание своей сопричастности с той или иной общностью.

Таким образом, общение и личность могут рассматриваться по отношению друг к другу как взаимовлияющие факторы.

Влияние общения на личность

Общение – это потребность личности, через которую она самореализуется, самовыражается и самоутверждается. Необходимым условием является внимание других людей, их понимание и поддержка инициативности и активности. Степень значимости общения для каждого различна; она обусловлена уровнем интровертированности и экстравертированности, степенью психологической герметичности (закрытости) личности (аутизм) и т. д. Недостаток общения является отрицательным фактором, но может компенсироваться и более мощным развитием внутреннего диалога как формы общения .

Влияние - это любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения другого человека. Психологическое влияние определяется как способность воздействовать на другого, изменяя при этом не только поведение человека, но и его взгляды, мотивы, чувства, сознание и порой даже характер. Целью любого влияния является максимальное достижение власти над человеком.

Власть - это возможность оказывать влияние на поведение членов группы и достигать поставленных целей: правовая власть (влияние через нормы и запреты); экономическая (власть ресурсов, денег, капитала); социальная (через взаимодействие людей, она акцентирует внимание на двух сторонах - подчинении и согласии подчиняться). Власть предполагает взаимозависимость: предстает как двусторонние отношения, в которых одна сторона побуждает к действию, а другая соглашается на это действие или в той или иной степени сопротивляется ему.

Власть может анализироваться с точки зрения ее легальности и легитимности. Легальность власти означает ее соответствие нормам права, законам, т.е. установленной законодательно форме. Такую власть можно назвать также формальной. К современным источникам формальной власти относятся: собственность, трудовой договор, полномочия, квалификация, компетентность, неформальные структуры, доступ к информации.

Легитимность власти означает ее соответствие общепринятым ценностям, культурным образцам, представлениям людей о некоей ее «правильности». Легитимность означает признание власти и психологическое согласие ей подчиняться, что обусловливает ее прочность и устойчивость. В соответствии с этим власть может быть легальной, но не легитимной, что означает ее слабость и неустойчивость.

Для нас интересен психосоциальный подход к власти. Он основан на признании того, что условием влияния одного человека на других людей является не обладание формальной властью, а владение психологическими техниками и технологиями влияния (убеждения, суггестии, манипулирования). Власть рассматривается через влияние, а его инструментами являются: знаки (слова, жесты, мимика), символы - особые знаки, в которых с помощью условного обозначения подразумевается значимая ценность (например: голубь - символ мира, скипетр - символ власти и пр.); значения - ценность, которую люди приписывают вещам и явлениям (должности, одежда, деньги и пр.).

Сила влияния при психосоциальном подходе определяется степенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зрения других (конформизмом), их терпимостью к точке зрения других (толерантностью), культурно-историческими особенностями формирования коллективной позиции и взаимодействия индивидуальной и групповой позиции (власть должностного лица, авторитета, санкций, культурных ценностей). Особенностью психологической власти является то, что она не всегда ясно осознается людьми и поэтому с трудом формализуется.

Рассмотрим техники психологического воздействия на людей в процессе общения. В практике взаимодействия людей используются такие формы личного влияния, как убеждение, заражение, внушение, манипуляция, личный магнетизм.

Техника убеждения . Рассмотрим техники психологического влияния на людей. В психологическом смысле убедить кого-либо в чем-либо - значит добиться с помощью логического обоснования согласия оппонента. Убежденность считается достигнутой, если партнер готов защищать новую точку зрения и действовать в соответствии с ней. На убежденность или внушаемость влияет целый ряд факторов: степень зависимости партнера от живого слова (устного или письменного), степень эмоциональной уравновешенности и ее влияние на податливость, степень интеллектуального потенциала человека и его компетентность в проблеме, уровень критичности ситуации. Доказано, что чем выше интеллект человека, тем выше степень критичности, поэтому для убеждения таких партнеров целесообразно использование более глубоких и более веских аргументов. Людям с развитым интеллектом свойственны как рефлексия и комплексы некоторой неуверенности в себе, так и самоуверенность, вера в незыблемость собственных позиций, они как бы устойчивы против убеждения. Поэтому по отношению к таким партнерам целесообразно использовать «двустороннюю аргументацию», т.е. начать разговор с представления их собственных позиций и демонстрации важности и значимости, а затем перейти к убеждающим техникам и контраргументам.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, которые могут быть усилены социально-психологическим воздействием (авторитетным источником, групповым влиянием, обстановкой). При взаимодействии обычно используют следующие убеждающие техники:

  • постановка проблемы, демонстрация ее места в ряду других и актуальности; необходимость решения (потери, возможные при его отсутствии), варианты решения, их достоинства и недостатки, последствия, необходимые средства, затраты, другие условия;
  • увеличение ценности достоинств предложения и уменьшение значимости его недостатков; увеличение ценности данного варианта и уменьшение ценности альтернативных вариантов;
  • раскачка собеседника и дальнейшее убеждение его путем представления различных точек зрения и разбора прогнозов;
  • внушение важности предложения, возможности его осуществления и простоты этого;
  • принцип постепенного охвата - предложение делится на этапы, и затем рассмотрение последовательно продвигается по этим этапам, добиваясь согласия на каждом из них. Другое применение этого принципа, например: перед предстоящим обсуждением с несколькими участниками предварительно обсудить свой вопрос с каждым участником отдельно и заручиться их согласием (поддержкой);
  • прием программирования - например, задать вопрос с акцентированием обычно по существу дела и не требовать на него немедленного ответа. Через какое-то время вопрос сам возникнет в мыслях партнера и заставит его думать.

Марк Катон Старший, правитель Рима, был широко известен своей способностью убеждать, владел ораторским искусством, но был скромен и бережлив. Известно, что многие римляне удивлялись тому, что нередко недостойным и ничтожным воздвигают статуи, между тем как о памятнике Катону и не помышляют. Узнав об этом, друг Катона сказал, что он создаст группу по сбору денег на памятник, на что получил от него убедительный и однозначный ответ: «Пусть лучше люди спрашивают, почему до сих пор нет памятника Катону, нежели - почему ему поставили памятник».

Самой эффективной современной технологией убеждения участников общения является спор «ад гее!» (к цели) - это спор, в котором у собеседников непременно есть общая цель, и в ее осуществлении каждый заинтересован, но не согласен с тем способом ее достижения, который кто-то предлагает. В этой ситуации каждый собеседник воспринимает проблему по-своему, и предложения, которые он формулирует, базируются на объективных критериях, имеют плюсы и минусы. В такого рода ситуации участники спора, как правило, путем переговоров приходят к компромиссу, а при культуре полемики - и к консенсусу. Это и есть спор, в котором рождается истина, так как предмет спора - средства достижения цели, в которой обе стороны заинтересованы.

При взаимодействии с интеллектуальным партнером важно также использовать технику «ас! гет» (по факту) - сами факты можно принимать или не принимать, но комментировать их нет смысла. Как известно, люди трактуют любые факты по-своему, причем иногда к действительному положению вещей это не имеет никакого отношения. Поэтому в споре по факту целесообразно отказаться от личных комментариев и обсуждать лишь сами факты, например статистику.

Техника заражения . Это техника, рассчитанная на силу эмоционального обращения убеждающего. Из практики известно, что плохое настроение одного человека достаточно быстро переходит на тех, с кем он взаимодействует. Люди эмоционально яркие, с сильной энергетикой обладают гораздо большей способностью воздействовать на других людей и добиваться своего. Это происходит за счет заражения других своей уверенностью, энтузиазмом и оптимизмом. Общение с таким человеком дает заряд положительных эмоций, собеседник проникается к такому партнеру симпатией и, как правило, становится менее критичным, более сговорчивым при обсуждении проблемы или предложения.

Юлий Цезарь говорил:

«Чем больше за мной побед, тем меньше следует полагаться на случай, ибо никакая победа не даст столько, сколько может отнять одно поражение».

Поэтому, когда однажды, сходя с корабля на африканский берег, он неожиданно споткнулся и упал, упершись руками в землю, у всех промелькнула мысль о плохом предзнаменовании. Цезарь же, не поднимаясь, воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!», - а затем встал и повел войско вперед.

Техника внушения . В отличие от заражения эта техника рассчитана на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым и косвенным, отличаться давлением воли, характера, силы и авторитета. Кроме того, внушение в процессе взаимодействия может основываться на его содержании или форме или на том и другом одновременно.

Внушение, основанное на содержании, состоит в особом подборе и сочетании аргументов, входящих в состав того или иного сообщения. Внушаемость содержания сообщения может вызываться также эмоциональной стороной. Внушение, основанное на форме, заключается в особом оформлении и подаче сообщения.

Степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации у разных людей различна. У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше.

Техника манипулирования . Это влияние на другого человека со специальными намерениями, особенной целью или управление им с ловкостью, с пренебрежительным подтекстом. Любая манипуляция содержит три намерения: прибрать к рукам, сохранить иллюзию самостоятельности действий и решений, оказать психологическое воздействие. Как отмечалось при анализе видов взаимодействия, другой человек для манипулятора - это средство достижения цели, с помощью которого можно получить односторонний выигрыш. О наличии манипулятивного взаимодействия свидетельствуют два основных признака:

  1. выигрыш, к которому стремится манипулятор;
  2. специальные манипулятивные приемы, с помощью которых манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло.

Манипуляции бывают простые и сложные. К простым манипуляциям обычно относят небольшие действия, несложные приемы манипуляции, к сложным - случаи, когда используются многообразные средства для скрытия манипулятивных действий.

Механизмы, используемые в манипуляциях".

  • присоединение к внутреннему миру другого человека;
  • психические автоматизмы, т. е. сокращение схемы внутриличностного взаимодействия и перемещение активности энергии манипулятора к областям внутреннего мира партнера по общению;
  • подключение «питания», заимствование побудительной силы у мотивов, к которым имеется доступ в данный момент;
  • присвоение - отождествление «Я» адресата со своей активностью, принятие партнером чужого желания за свое.

Цель манипулятора - переложить ответственность за содеянное на свою жертву.

Манипулятивные тактики :

  • провоцирование защитных реакций (партнер вынужден защищаться, обороняться, оправдываться, испытывать чувство вины);
  • провоцирование замешательства и дезориентации (нарушить чужие планы, вывести из состояния равновесия, нанести ущерб интересам, заставив высказываться негативно);
  • формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество (высказывается понимание ситуации, но выражается сожаление по поводу оказания помощи и объясняются «объективные» причины отказа);
  • игра на нетерпеливости (создается впечатление, что проблема решена, а затем предлагается еще кое-что предпринять для окончательного завершения и так несколько раз);
  • игра на чувстве безысходности (подвести партнера к пониманию того, что других выходов или вариантов просто нет. В результате поле восприятия у человека сужается, трудности оказываются неизбежными, и он сам готов принять предложение, которое его не устраивает);
  • убаюкивание с целью «убить позднее» (человеку оказывается будто бы бесплатная услуга, любезность, за которую потом приходится расплачиваться отходом от своих намерений).

Личный магнетизм . Это тип влияния человека с ярко выраженным социальным интеллектом, т.е. легкого в общении, хорошо адаптирующегося в любой ситуации, уверенного в себе, с высокой адекватной самооценкой, с развитым чувством собственного достоинства, сопереживающего и доброжелательного к другим людям, тактичного. Личный магнетизм относится к высшему уровню проявления способности личного влияния на партнера по взаимодействию. Однако в реальной жизни немногие из людей обладаюттакой способностью.

К числу факторов, способствующих продуктивному психологическому влиянию в процессе общения в определенных условиях взаимодействия, относятся следующие группы:

  • внешнего влияния, направленные на следующие анализаторы: зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, тактильные;
  • вербального влияния, порождающие определенные особенности восприятия и использующие механизмы: лингвистические, парад ингвистические;
  • невербального влияния, включая все характеристики языка тела;
  • регулирующие уровень удовлетворения потребностей объекта влияния;
  • способствующие вовлечению объекта влияния в специально организованную деятельность.

Таким образом, алгоритмизированная система средств влияния составляет прием, совокупность приемов влияния образует метод. Эффективный алгоритм влияния, т.е. сочетание, последовательность и ритм применения средств, приемов и методов психологического влияния на людей для решения тех или иных задач при взаимодействии, представляет собой психотехнологию.

Введение

1. Понятие общения и межличностных отношений

1.1. Общение

1.2. Перцепция

1.3. Рефлексия

2. Качества личности, влияющие на процессы общения

2.1. Психологический облик человека

2.2. Особенности личностных типов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В психологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении.

Существенным в данном определении является утверждение социальной природы общения. Процесс установления и поддержания контакта между людьми творится всеми его участниками. Их активность и заинтересованность в успехе контакта может быть различной, но каждый участник общения является его субъектом. Продуктивность общения, таким образом, зависит не только от его инициатора. «Общение - это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры» 2 .

Феномен общения существует в целостном виде, детерминируется ценностями и качествами субъектов общения и имеет нормативный характер. Основой данного принципа является «закон трехмерности человеческого бытия», суть которого характеризуется единством, взаимосвязью и взаимообусловленностью аксиологических, антропологических и нормативных измерений.

В общении между этими сферами существуют отношения гармонического соответствия, суть которых заключается во внутреннем (внутри элементов сферы) и во внешнем (между элементами сфер) их созвучии.

Объединяющим все сферы общения фактором является нравственный: именно он определяет меру гармоничности их соответствия.

Моральный выбор ценностей общения предполагает наличие у субъектов общения соответствующих нравственных качеств и следование таким нормам, которые не могли бы противоречить этому выбору.

Уровень культуры и этики общения характеризуются степенью совершенства и гармоничности сфер и составляющих их элементов.

Если нет гармонии между ценностями, нормами и качествами субъектов общения, то существует потенциальная возможность возникновения конфликтных ситуаций.

1. Понятие общения и межличностных отношений

1.1. Общение

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

· перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы добиться успеха в коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причиной плохой коммуникации могут быть:

· стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций; в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

· плохие отношения между людьми, поскольку, если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости нашего взгляда;

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

· пренебрежение фактами, то есть, привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В структуру речевого общения входят:

· значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

· речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая и низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;

· характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, а также разделительные звуки (покашливание); нулевые звуки – паузы.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и прочее); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система контакта глазами).

Информацию о том, что переживает человек, может дать мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Много информации при общении несут жесты, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Корме кооперации и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособленчестве и оппозиции, ассоциации и диссоциации. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие.

1.2. Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид; во-вторых, потому, чтоот меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другими осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности.

Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

1.3. Рефлексия

Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Как отмечалось ранее, содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что всякое восприятие есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему поведения. Если бы каждый человек всегда располагал полной информацией о людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними достаточно точно. Однако в повседневной жизни индивид, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем «приписывания» ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения, называется каузальной атрибуцией (от лат. «кауза» – причина, «атрибуцио» – приписывание). «Приписывание» осуществляется на основе сходства поведения с какими-то другими образцами, имевшимися в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

2. Качества личности, влияющие на процессы общения

2.3. Психологический облик человека

Процессы общения невозможны без участия человека, так как именно человек является главным и основным субъектом общения. И этот фактор существеннейшим образом определяет форму и содержание общения. Как сделала человека природа, и что сделал он сам с этой природой - все это, можно сказать, и определяет «человеческие» измерения общения. От того, какой человек вступает в общение зависит очень многое: мотивы общения, восприятие партнера, выбор стиля общения и т.д.

Процесс общения регулируется, в первую очередь, нравственными ценностями, идеалами, принципами и нормами. Правовая регуляция не может охватить все тонкости, все нюансы, все многообразие, всю глубину этого загадочного «мира общения». Несомненно, общение детерминируется и регулируется не только нравственными императивами, но и психологическими, социальными, эстетическими и даже физиологическими и медицинскими факторами. Однако, как свидетельствует опыт, именно нравственные начала, в конечном счете, определяют направленность, духовную окрашенность, ценностную ориентацию всех реальных аспектов в сфере общения: невозможно представить ни одного феномена общения без «нравственной составляющей».

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, тип личности, темперамент, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении большое значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

2.4. Особенности личностных типов

Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении.

Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие психические различия, выступающие и при прочих равных условиях, образуют индивидуально своеобразную, биологически обусловленную совокупность динамических и эмоциональных проявлений психики, которая называется темпераментом.

Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, не сдержан в выражениях.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.

В 20 – 30-е годы XX века получило более полное обоснование учение о типах нервной системы. И. П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Сила нервной системы – самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость. Подвижность – скорость смены одного нервного процесса другим. Уравновешенность – степень уравновешенности между возбудительным и тормозным процессами. Каждый тип включает компоненты, которым И. П. Павлов давал следующую характеристику.

Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливает силу. В сложной, неожиданной обстановке держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия, не раним.

Уравновешенный. Этот человек ведет себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, изгоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.

Подвижный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже негодных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. Быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу деятельности и речи.

Сочетание указанных свойств личности служит объяснением той классификации темпераментов, которая известна с глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравновешенный, быстрый тип нервной системы; флегматическому темпераменту – сильный, уравновешенный, медленный тип; холерическому темпераменту – сильный, неуравновешенный, подвижный тип; меланхолическому темпераменту – слабый тип нервной системы.

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Для экстравентированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости, для них характерны заторможенность движений, речи.

Личностная типология, разработанная О. Крегером и М. Тьюсоном в русле соционики, рассматривает следующие типы.

Интроверт. Продумывает то, что хочет сказать, и ждет этого от других, любит быть предоставленным самому себе, считается «хорошим слушателем», не любит прерывать других и чтобы его прерывали в разговоре, склонен побыть в одиночестве и т.д.

Сенсорный. Предпочитает точные ответы и точные вопросы, концентрируется на данном моменте, любит иметь дело с цифрами и фактами и четкими инструкциями, легче воспринимает детали, чем картину в целом, понимает все очень буквально и т. д.

Интуитивный. Имеет обыкновение думать сразу о нескольких вещах и может считаться рассеянным; пренебрегает деталями, предпочитая общую картину, фантазирует, мотивом многих действий является чистое любопытство.

Мыслительный. Не теряет самообладания в сложных ситуациях, в споре ищет истину, гордится своей объективностью, легче запоминает номера и цифры, чем лица и имена.

Чувствующий. Считает хорошим решением то, которое принимает во внимание чувства других людей, склонен помогать другим даже в ущерб себе, не терпит конфликтов и стремится их уладить.

Решающий. Аккуратен и никогда не опаздывает, планирует свой день и ждет этого от других, не любит сюрпризов и дает это понять остальным, обязательно доводит работу до конца.

Воспринимающий. Рассеян, легко может заблудиться, не ставит перед собой задач и ждет, когда все станет ясно, непосредственность и творчество предпочитает аккуратности, не любит, когда его обязывают, не имеет ничего против неопределенности.

Наиболее распространенной формой делового общения является диалоговое общение, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются моральные качества личности и черты характера, по которым тот или иной индивид соотносится с определенным типом темперамента.

Поведение представителей любого из приведенных типов в процессе общения, если типологические черты имеют крайнюю форму выражения, может привести к затруднениям во взаимопонимании.При общении нужно учитывать не только сильные стороны каждого типа, но и стремиться уравновесить его крайние проявления, присматриваясь к качествам своих антиподов и демонстрируя поведение противоположного типа.

Заключение

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционированиянервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью – важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Знание индивидуальных личностных особенностей, скрытых от внешнего наблюдения, педагогов, менеджеров, консультантов, имеет большое значение для успешности обучения, воспитания и профессиональной деятельности.

В зависимости от типа темперамента, характера протекания нервных процессов, акцентуаций характера, уровня тревожности и психоэмоциональной устойчивости по-разному, подчас противоположными методами, должна строиться практика общения или организация труда.

Не менее важен учет индивидуальных личностных особенностей для оптимизации профессиональной деятельности. Знание индивидуальных личностных особенностей имеетбольшое влияние на эффективность делового общения и общения вообще.

Список литературы

1. Андреева И. В. Этика деловых отношений. – Спб.: Вектор, 2006. – 160 с.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 1984.

3. Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, 1982.

4. Масляев О. Психология личности. – Донецк, 1997.

5. Общая психология / под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалёва, А. А. Степанова. – М., 1981.

Как часто нам приходится оказываться в ситуации, когда поведение собеседника выводит из себя , и мы тратим столько нервов, пытаясь повлиять на него, изменить его поступки или отношение. И в очередной раз наталкиваясь на глухую стену сопротивления, приходим в отчаяние от невозможности хоть как-то на происходящее. Расслабьтесь, выход есть, просто вы не там искали.

Правило №1. Перестаньте делать то, что не помогает. А что же делать, я не готов смириться с такой ситуацией, скажете вы. Нет, никто и не предлагает вам опускать руки и покорно терпеть, то, что вам не нравится. Но продолжая настаивать на бесполезных попытках убедить или изменить поведение собеседника, вы, как правило, либо усугубляете ситуацию, либо становитесь утомляющим фоном, типа шума работающего двигателя. Правило "вода камень точит" в данном случае может сработать не в вашу пользу - ваш партнер будет избегать общения с вами, но не станет менять свое поведение. Если вы именно этого добиваетесь - значит вы на правильном пути.

Итак, в следующий раз, когда захотите сделать то же самое, что делали раньше и по большей части безрезультатно, остановитесь и сделайте что нибудь другое, то что раньше не делали. Пусть ваше поведение будет неожиданностью. Поясню, почему так следует поступить.

Людей делает привычка. Мы не так часто задумываемся над своими действиями и чаще всего изо дня в день делаем одно и то же. Двигаться на автопилоте заманчиво, потому что привычные реакции экономичны, требуют минимальных затрат. С другой стороны, постоянно не осознавая свои намерения, можно стать похожей на собаку Павлова, у которой каждый раз выделялась слюна при определенном звуке, ассоциировавшемся с едой. Возможно вы замечали за собой, что в определенное время суток или в каком то конкретном месте или в присутствии каких-то людей, вы больше подвержены конфликтам, чем в любое другое время, или месте, или компании. Таким образом, очевидно, что есть факторы (стимулы) запускающие заранее известный шаблон поведения. И у вашего собеседника, которого вы хотите изменить, тоже присутствуют подобные стимул-реакция типы поведения. Поэтому продолжая настаивать на прежних неэффективных способах влияния, вы только закрепляете за ним его негативную реакцию.

Разорвать порочный круг вы, полагаю, заинтересованы. Вот поэтому в следующий раз скажите или сделайте, то что вы не делали раньше. Любая перемена - в ваших действиях, обстановке, времени, свидетелях вашего разговора или их отсутствии, способна привести к положительному сдвигу в отношениях, потому что новизна заставляет обоих мыслить и отдавать в большей степени отчет в своих словах и поступках. Ваша нестандартная реакция повлечет за собой нестандартный ответ со стороны собеседника. Новизна сулит заманчивые перспективы.

Правило №2. Поворот на 180 градусов. Как правило, большинство людей негативно воспринимает тот факт, что их учат, подобное отношение они стерпят только от своего начальника, но совсем не обязательно, что сделают как им было сказано. Поучения вызывают внутренний протест, сопротивление, "мы сами с усами", упрямо захочется сказать или сделать человеку, на которого вы стараетесь повлиять. Уперся и ни в какую, возмущенно подумаете вы. Вот поэтому выбейте у него почву из под ног - поступите совершенно противоположно тому, как вы обычно поступаете в подобных ситуациях. Соглашайтесь, одобряйте, подбадривайте. Не перегибайте палку - пусть ваше поведение не смахивает на издевку, сохраняйте серьезное выражение лица и интонацию голоса. Даже если вам придется сказать что-то вроде: "Кури себе на здоровье, не отказывай себе в удовольствии, ни в коем случае. Если тебе помогает - значит надо курить еще чаще или еще крепче". Понаблюдайте за реакцией партнера на свои слова, иногда эффект бывает мгновенным, но чаще всего человеку нужно какое-то время убедиться в искренности ваших намерений. Но положительные изменения, пусть небольшие, вы заметите, как правило, сразу же.


Правило №3. Действуйте, как будто... Проблемы взаимоотношений часто возникают из-за того, что люди воображают, что предвидят будущее. Прогнозируя негативные последствия, мы начинаем вести себя так, что провоцируем собеседника реагировать на наши слова или поступки определенным образом. Едва уловимые сигналы, которые мы посылаем, часто приводят именно к тем результатам, которых мы опасаемся. Вспомните или представьте себе, как бы вы повели себя, если бы ожидали со стороны другого сочувствия и поддержки. Определив для себя, как вы относитесь к партнеру при положительном настрое, ведите себя "как будто".

Правило №4. Легче сделать, чем сказать. Данная стратегия предполагает полный отказ от слов, в пользу поведения. Представьте себе, что у вас нет больше слов и вы посылаете партнеру сообщение через действие. Пока вы просто говорите - ваши слова остаются пустым звуком, переходите к активному воздействию посредством поведения. Речь не идет о радикальных поступках или силовых методах убеждения. Подумайте, как можно донести свое сообщение без слов - и сделайте это, прямо сейчас.

Правило №5. Ничего не делайте. Отношения напоминают качели - особенно это касается отношений в паре, взаимоотношений мужчины и женщины. Чем больше делает один, тем меньше делает другой и наоборот. Если один из супругов постоянно является инициатором супружеских отношений - другому нет необходимости проявлять инициативу, например. Если вы хотите, что бы ваш партнер что-либо делал больше, вам следует делать этого меньше.Не вмешиваясь, вы передаете активное начало в руки вашего собеседника. Своим ничего не деланием, вы даете возможность делать другому. Потратив время и силы и придя к нулевому результату, вы можете добиться решения проблемы, "отойдя в сторону". Вашему партнеру ничего не остается, как взять инициативу в свои руки, самому поразмыслить над ситуацией, требующей решения и поискать выход из положения.

Правило №6. Средство передачи сообщения. Как вам известно, люди воспринимают информацию глазами, ушами и через прикосновения и движения. В том случае если вы постоянно пользуетесь одними и теми же способами , смените средства передачи, проявите творчество. Например, оставьте сообщение на телефоне, оставьте записку на видном месте, отправьте сообщение по почте, напишите "заметку" в местную газету, пришлите открытку, подарок с карточкой, и т.д. Расширяйте свой арсенал методов воздействия на партнера по общению. Помните, общение и влияние может быть не только словесным, с глазу на глаз. Вполне возможно, что вам удастся достучаться до собеседника необычным, непредвиденным способом.

Всегда (!) наблюдайте ответную реакцию партнера по общению на ваши действия. Если выбранная вами тактика не оказывает нужного эффекта какое-то время, вернитесь к правилу №1. Умение влиять на других приходит на основе опыта - практикуясь постоянно, вы поймете как лучше вести себя в каждой конкретной ситуации.

(По материалам книги практикующего семейного психотерапевта Мишель Вейнер-Дэвис)

5 Rating 5.00 (1 Vote)

Последние материалы раздела:

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...

Российский национальный исследовательский медицинский университет им
Российский национальный исследовательский медицинский университет им

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО РНИМУ...

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...