«Применение дистанционных технологий в процессе обучения. Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения

Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем образовании. Давно подсчитано, что экономически она более выгодна по сравнению с очной, несмотря на первоначальные внушительные финансовые инвестиции. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности» либо дополнить свое образование новыми знаниями. Однако, при всей привлекательности новой формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего важно понять, что такое ДО, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки этого понятия.

Немного о терминологии

Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс) интерактивен в своей организации, т.е . во взаимодействии учителя и ученика , а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную об ласть познания . Следовательно, когда мы говорим о процессе ДО , мы предполагаем общение между преподавателем и студентом, а также студентами между собой, и при наличии в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения. Понимание дистанционного образования как результата мы относим к будущему, когда будет принята соответствующая нормативно-правовая база система обучения. Понятие самообразования, которое также входит в понятие образования в целом, не предусматривает в системе наличия преподавателя. Это самостоятельная познавательная деятельность студентов. В этом принципиальная разница, ДО от систем и программ самообразования. Следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т.д., где не предусматривается взаимодействия учителя и студента. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого студента с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях. Студент может самостоятельно работать с книгой, видеокассетой, сетевым курсом. От этого педагогическая суть процесса (самообразование) не меняется. Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и студент разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия . ДО - это не аналог заочной формы обучения ибо здесь предусматривается постояный систематический контакт с преподавателем, с другими студентами данной группы. В этой системе так же, как и в других образовавших системах есть компоненты (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами Интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. И это чрезвычайно важно для понимания педагогической сущности ДО, чтобы не свести его по аналогии с заочной формой лишь к смене форм транспортировки учебных материалов.

ДО - это новая форма обучения , которая уже существует наряду с очной, заочной и экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна отражать общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и ча стных методик.

Дистанционное образование может быть базовым и дополнительным. В последнем случае имеется в виду дистанционная педагогическая деятельность (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины и пр.). Если рассматривать ДО как самостоятельную систему, то логично сделать вывод о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства , включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, методические объединения педагогов, научные общества студентов, учащихся и пр.

Система ДО предусматривает наличие в ней преподавателя, учебника ( информационно-методического обеспечения) и студентов. Таким образом необходима разработка дидактического обеспечения ДО - создание электронных курсов, учебников, учебных пособий, информационного обеспечения, разработка педагогических технологии, т.е. методов и форм обучения, подготовки преподавателей ДО, координаторов (администраторов). Простое преобразование текстов лекции, учебников, учебных пособий в электронные аналоги не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс ДО, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Все остальные компоненты системы продолжают функционировать в контексте идеологии заочного обучения. Следовательно, требуются теоретические разработки, экспериментальные проверки, научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и на большинстве компакт-дисков, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Очень часто педагогические продукты «подгоняются» под существующие оболочки, разработанные как бы для ДО, но подчас не учитывающие элементарных дидактических требований. К разработке электронных курсов, учебников, информационно-предметной среды необходимо подхо дить столь же серьезно, как к разработке программ и учебников, и приоритет здесь должен быть отдан решению педагогических задач. Технологическая составляющая - суть инструмент, с помощью которого должны решаться педагогические задачи. К сожалению, это далеко не всегда понимается коллективом разработчиков, среди которых первую скрипку чаще всего играют программисты, специалисты в области компьютерных технологий. Специфика ДО, несомненно, накладывает существенный отпечаток на проектирование электронных учебников, информационно-образовательной среды, всего учебного процесса, но это педагогическая система.

Концептуальная основа дистанционного обучения

ДО должно рассматриваться наряду с очным, заочным обучением и экстернатом в системе непрерывного образования. Именно поэтому столь значим для любой образовательной системы общий концептуальный подход.

Личностно ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. В центре обучения - деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность студента, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Работа преподавателя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности студентов, создание наиболее благоприятных условий для этого.

Основная цель системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Это концептуальная основа любой формы обучения. Его содержание, педагогические технологии должны быть адекватны поставленным целям и задачам.

УСиМ, 2004. N9 4


Личностно ориентированные технологии в ДО, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса.

С др;

гичес

мы,

нию

сфор

п

0НН(

ных

и ис

тике

нол<

опр»

си<г

ны?

но;

чес

ров

обр

Сю

трз

т

пр

Остановимся на педагогических технологиях ДО, ориентированных на обучение как детей, так и взрослых, например, система повышения квалификации педагогических кадров.

Современное понимание предназначения образования в жизни общества и каждого отдельного человека можно определить следующим образом: «Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию».

Следовательно, коль скоро мы говорим о педагогических технологиях ДО в контексте обозначенного выше концептуального подхода к образованию, важно так организовать учебный процесс, чтобы у студентов была возможность:

    получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

Г!

обсуждать со своими одногруппниками возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

    работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

    вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

    иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

С одной стороны, все сказанное предполагает формирование критического мышления.

С другой - требуется отобрать такие педагогические технологии и организационные формы, которые бы способствовали формированию критического мышления, реализации сформулированных выше условий обучения.

Педагогические технологии в дистанционном обучении

На основе широкого анализа разнообразных методов и форм обучениясуществует ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Сюда мы относим:

    обучение в малых группах;

    метод проектов;

    разноуровневое обучение;

    ролевые, деловые игры проблемной направленности;

    дискуссии;

    мозговые атаки;

    «Портфель студента».

Интернет-технологии обеспечивают возможность реализации всех указанных педагогических технологий в условиях ДО. Рассмотрим обенности их применения в условиях ДО, учитывая возможности Интернет-технологий.

Для этого необходимо показать информационно-предметную среду базового ДО. Она включает:

    курсы ДО, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для различных моделей ДО);

и

виртуальные библиотеки;

    базы данных образовательных ресурсов;

    веб-квесты, предназначенные для обучения;

    телекоммуникационные проекты;

    виртуальные методические объединения преподавателей;

    телеконференции, форумы для преподавателей и студентов;

    консультационные виртуальные центры (для преподавателей и студентов);

    научные объединения студентов.

В настоящее время в компании «Кирилл и Мефодий» предпринимаются попытки создать виртуальную школу, в которой будут представлены все учебные предметы школьной программы, а также их информационно-методическое обеспечение . Правда, вся система пока предназначена только для самообразования.

Учебная среда формируется таким образом, чтобы обучаемый любого курса имел свободный доступ:

    • к виртуальной библиотеке (справочники по соответствующим предметам и энциклопедии),

      консультационному центру,

      лабораторным работам, практикумам,

      веб-квестам,

      проектам.

Здесь же предусматриваются условия для общения студентов между собой и с преподавателем, как в режиме реального времени, так и в отсроченном режиме при помощи электронной почты, чатов, форумов, веб-сайтов разного назначения, системы тестирования, тематических телеконференций, видеоконференций. М отивация учебной деятельности в ДО значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания , и не имея возможности обучаться очно.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического м ышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно значимой для студента и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения студентов.

В ДО контроль деятельности учащихся осуществляется с помощью исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защиты проектов. Выбор вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, а также возрастными особенностями обучаемых.

    Дистанционное обучение / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1998.

    ХалпернД . Психология критического мышления. - СПб, 2000. | С. 20.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение (далее – ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию обучаемых, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. Сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между участниками взаимодействия, обучаемыми и педагогом, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведется в корпоративной сети, по сети Интернет, через e-mail и с помощью других современных средств связи.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (далее – ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в онлайн-классе одного из центров ДО, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения. Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет противопоказаний по здоровью. Участниками процесса ДО могут быть не только студенты в традиционном понимании этого слова, но и школьники (и даже дошкольники), и, что особенно важно, – сами сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.

Следует отмстить, что есть категория людей, для которых дистанционная форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся обучаемые, проживающие в отдаленных районах и в силу этого территориально оторванные от ОУ, иностранные обучаемые, в числе которых многочисленная группа русскоговорящих соотечественников за рубежом, и, наконец, люди, страдающие тяжелыми физическими недугами и не покидающие пределов своего жилища. Все чаще реабилитационные центры инвалидов и аналогичные им организации прибегают к помощи систем ДО.

В то же время зарубежные исследователи проблемы отмечают, что большинство студентов дистанционной формы – это все-таки люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свои профессиональные знания, не бросая при этом работу. Дистанционная форма обучения пригодна для обучения практически во всех областях, как технических, так и гуманитарных. Особенно важно то, что системы ДО с их возможностями встраивания в курс изображений, звуковых и видеофайлов очень удобны для восприятия информации участниками взаимодействия в образовательном процессе. Они прекрасно встраиваются в традиционную систему образования, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично. Например, лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы – в непосредственном контакте субъектов взаимодействия и т.д.

Технологии дистанционного образования

Наиболее распространенные технологии ДО, которыми могут воспользоваться ОУ, – это МОО (фонд новых технологий в образовании) и технология телеконференции. МОО – это среда, обеспечивающая контакт через Интернет в реальном времени. С помощью МОО пользовательский компьютер превращается в терминал удаленной головной машины, на которой имитируются так называемые виртуальные комнаты, где обучаемый как бы встречается с участникам и взаимодействия. Последние подключились к той же головной машине и в то же время, что и данный обучаемый. Характерной особенностью МОО является возможность создания виртуальных объектов. Другой инструмент – это виртуальный видеомагнитофон, позволяющий записывать все происходящее в комнате. Также возможно использование виртуальных досок, на которых можно записывать вопросы для обсуждения. МОО представляет собой удобный сервис для организации занятий в единое время. Многие дистанционные курсы включают в себя сеансы МОО. О времени проведения сеансов обучаемых оповещают по электронной почте. Расписание сеансов также вывешивается на web- страницах курса.

Телеконференция – это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым процесс напоминает общение за круглым столом. У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика, этикет и т.п. Телеконференции – это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая аудиоконференции – разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутация участников конференции. Аудиоконференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи. Видеоконференции – это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами.

Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Компьютерные конференции – это конференции, когда на экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников. Как и на досках объявлений, в компьютерных телеконференциях информация сохраняется некоторое время, поэтому к ней можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют в процессе взаимодействия.

На основе закономерностей, характерных для информационных, дистанционных и коммуникационных технологий обучения, установлено, что формирование и развитие компетентностей у участников взаимодействия в образовательном процессе происходит в основном за счет самостоятельной работы обучаемых с различными учебно-методическими пособиями (электронные учебники, интерактивные обучающие программы, электронная база знаний), кроме того, при использовании коммуникационных сетей (Интернет), что в большей степени способствует постоянному обогащению опытом творческой деятельности, формированию механизма самоорганизации и самореализации личности обучаемого.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии участников образовательного процесса позволяет:

  • – повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (способность к обучению, самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к деятельности);
  • – развить коммуникативные и социальные способности обучаемых, особенно при работе в сети Интернет, за счет скэффолдинга, что позволяет участникам взаимодействия эффективно применять в самостоятельной работе информационные технологии, развивающие аналитический потенциал, активность, мотивацию, мыслительную деятельность обучаемых и навыки работы с электронными изданиями;
  • – существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, тьютора, роль которого выполняет компьютер;
  • – определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт участника взаимодействия, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;
  • – привить обучаемым навыки работы с информационными технологиями, что способствует их адаптации к быстро изменяющимся условиям для успешной реализации профессиональных целей.
  • Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Академия, 2007.

Тема статьи: «Применение дистанционных технологий в процессе обучения»

Выполнил: Водянцова Елена Николаевна, учитель истории.

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»

Данная работа – это накопленный опыт преподавания истории в коррекционной общеобразовательной школе, с применением дистанционных технологий. Большое внимание уделяется практическому применению дистанционных методов и приёмов обучения детей.
Этот опыт может быть использован в практической деятельности педагогами школ.

Дистанционная образовательная технология – это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации,
при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося
и педагогического работника» (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля
1993 года №3266-1 (статья 32)).

«Целью использования дистанционных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)»
(Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Виды дистанционных технологий:

кейс- технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылки для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.

ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.

сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся
на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения школьников учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором
и обучаемым.

В работе я использую сетевую технологию. Считаю, что именно данный вид технологии является наиболее эффективной в дистанционном образовании.

Главными целями дистанционного обучения в средней школе как важной составляющей
в системе общего образования являются:

Получение среднего, (полного) общего образования с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии;

Создание условий, обеспечивающих получение среднего образования детьми
в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учётом специфики заболевания и психофизического развития;

Создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности обучающего процесса и всестороннего гармоничного развития личностных качеств;

Достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в процессе обучения новых моделей освоения общеобразовательных программ.

Обучение проводится с помощью оборудования Apple – производителя компьютеров Макинтош.

Это единственная компания в мире, которая делает компьютеры специально для образования. Разработчики техники и программного обеспечения сознательно ориентируются на людей,
не владеющих компьютерной грамотностью. Поэтому используют доступные инструменты, которые позволяют пользователям легко обрабатывать текст, звук, видео, рисовать, общаться, работать
с различными информационными ресурсами.

В дистанционном обучении используются современные информационные технологии, позволяющие повысить эффективность обучения: электронная почта, мультимедиа, телеконференции, видеоконференции, Web – серверы.

Основой для дистанционного обучения является Web – сервер, так как мало создать возможность общения в режиме реального времени между преподавателем и обучающимся при помощи видео – или телеконференции – нужна учебная электронная среда.

Создать такую среду позволяет оболочка Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением, распространяющаяся по лицензии GNU GPL.

Среда, Moodle, будучи открытой системой, применяется во всё мире для организации дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в школе осуществляется на базе Web-сервера, который находится
в постоянном доступе и представляет собой, по сути, виртуальную школу.

Общение преподавателя и обучающегося проходит на двух уровнях: on-line общение
в соответствии с расписанием занятий и виртуальное общение в учебной среде оболочки Moodle.

Дистанционный процесс обучения истории в школе организован в соответствии с учебной программой, расписанием и особенностями развития обучающихся.

Так, при обучении детей с ухудшенным зрением все учебные материалы и задания выкладываются на сайте в крупном текстовом формате, используются звуковые файлы.

Все курсы по истории выложены на сайте школы. Курс по предмету состоит
из интернет-уроков. Преподаватель создаёт учебные материалы, содержащие разнообразные мультимедийные объекты, задания разного типа и уровня сложности. Автор курса имеет возможность смоделировать различные типы уроков. Например, с помощью такого элемента, как «Лекция», можно не просто преподнести готовый материал, но и организовать виртуальную «эвристическую беседу» с ребёнком.

Ребёнок, записанный на курс, получает доступ к учебным материалам, заданиям к каждому уроку, информационным ресурсам (презентациям, историческим картам и документам, схемам, таблицам, иллюстрациям и анимации).

Для того чтобы ребёнок был заинтересован в изучении истории, ему предлагается решить исторический кроссворд, выполнить задания на соответствие дат и событий, понятий и определений. Из опыта работы видно, что ученики заинтересованы в таком виде деятельности. В связи с этим повышается качество знаний по истории, развивается логика и мыслительная деятельность обучающихся.

Учитель проверяет и оценивает работу ученика, объясняет допущенные ошибки, консультирует по всем возникающим вопросам. На курсе по предмету часть работы проверяется компьютером, а часть – учителем. Результаты выполнения текстовых заданий ученик получает сразу же, в случае неудовлетворительной оценки он имеет право на повторную попытку. По итогам
он-лайн тестов система ставит оценку. В уроках есть «Задания с открытым ответом», на которых ученик должен написать развёрнутый ответ. Учитель его проверяет и оценивает.

Задания для каждого урока могут быть разнообразными: кроссворды, вопросы, тесты, задания на соответствие, соотнесение событий и дат. Выполнены и оформлены ответы обучающихся могут быть в виде текста или прикреплённого файла. Самой распространенной и наиболее привычной для учащихся можно считать задание в виде текста. Задание в виде файла позволяют ученикам работать как бы в тетради.

Например, работая над темой «Гражданская война» в 9 классе, ученик может воспользоваться иллюстрированной презентацией, поработать с интерактивной картой, просмотреть галерею портретов с биографией исторических персонажей того времени, прочитать дополнительный интересный материал. Весь процесс осуществляется на фоне беседы с учителем или самостоятельно. При выполнении заданий ребёнок отвечает на вопросы в устной и письменной форме, выполняет задание на соответствие. Таким образом, урок становится более насыщенным и интересным.

Учащиеся при подготовке ответов на здания сайта могут пользоваться школьными учебниками, печатными изданиями и интернет – ресурсами.

Рабочее место учителя и ученика укомплектованы сканером, принтером, планшетом
и микроскопом. Однако, никакое современное оборудование, и возможности интернета, не заменят общения учителя и ученика.

При дистанционном обучении общение может протекать тремя способами в режим реального времени:

Через веб-камеру (когда учитель и ученик не только слышат, но и видят друг друга);

По скайпу (можно задать любой вопрос);

через обмен сообщениями на сайте.

В процессе обучения предусмотрены встречи с учащимися, знакомство, инструктаж по работе с аппаратурой, консультации и т.д.

Оболочка Moodle позволяет организовать систему школьных форумов, даёт возможность создать сообщество, при помощи которого устанавливаются межличностные связи между учениками, что способствует выработке у них коммуникативных навыков.

За каждым учеником закреплён преподаватель - тьютор, который помогает ребёнку адаптироваться в новой форме обучения. Как правило, новый ученик вместе с родителями проходит обучение первоначальным навыкам работы в дистанционной среде.

Активное применение учащимися ИКТ в обучении помогает им в выборе будущей профессии, социализироваться в обществе. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на специальности, связанные с информационными технологиями. Обучающиеся приобретают навыки владения компьютером так необходимые в современной жизни, расширяют свой кругозор.

Дистанционное обучение может показаться чем-то статичным, неизменным, но это не так.
На электронных курсах по предметам учитель, так же, как и на обычном уроке, имеет возможность добавить новую информацию.

Обучение, с применением дистанционных технологий, творческий и увлекательный процесс, который обогащает не только учеников, но и учителей.

План лекции

6.1. Дистанционные образовательные технологии: основные понятия и особенности ДОТ

6.2. Модели реализации дистанционных образовательных технологий

6.3. Классификация дистанционных образовательных технологий

- Комплексные кейс-технологии

-

-

6.4. Опыт зарубежных организаций в использовании дистанционных образовательных технологий

6.1. Дистанционные образовательные технологии: основные понятия и особенности ДОТ

В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ). В рассматриваемой области педагогического знания используется разнообразная терминология, ключевым понятием является термин «технология». Первоначально понятие технологии было связано в большей степени с производством материальных ценностей. Со временем термин «технология» стал широко применяться и в других сферах человеческой деятельности, т. е. приобрел широкое философское толкование. По образному выражению Э. Де Боно, технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии – внедрение теории в практику.

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет-обучение, дистанционные образовательные технологии. Их используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.

Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования предлагают следующую терминологию.

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Интересна трактовка дистанционного обучения, данная Ассоциацией дистанционного обучения США: дистанционное обучение – это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения.

Андреев А.А., критикуя множество существующих толкований понятия «дистанционное обучение», предлагает определять дистанционное обучение как «...синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению».

В российском законодательстве в данный момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Под словами «опосредованное взаимодействие» в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.

Образовательный процесс, основывающийся на применении дистанционных образовательных технологий, всегда должен рассматриваться с точки зрения традиционной педагогики и базироваться на терминологии, принятой в педагогической области знания.

Говоря о дистанционном образовании, важно подчеркнуть различие между понятиями «открытое образование» и «дистанционное образование»: открытое образование может быть реализовано очно, заочно, дистанционно, в форме экстерната, в то время как дистанционное образование ориентируется на разработанные для конкретной области образования стандарты, программы.

Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:

Computer-based Training (CBT) – использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;

Electronic Learning (E-learning) – электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;

Distance Communication (дистанционная коммуникация) – применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т.д., в условиях удаленного нахождения собеседников;

Interaction (интерактивность) – взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;

Multimedia (мультимедиа) – системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.

В дальнейшем мы будем также использовать термины: LMS (Learning Management System), обозначающий системы управления обучением, и СДО (Система Дистанционного Обучения) - русскоязычный аналог LMS.

Основные особенности дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования (наряду с очной и заочной), при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

ДО представляет собой целенаправленный, интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение в XXI веке будет использоваться как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Отличия состоят:

В более высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;

В большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся;

В использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

В приближении потребителей образовательных услуг к среде обучения;

В более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг;

В создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

В наличии интерактивной коммуникации.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:

· гибкость (предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины);

· модульность (обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию);

· параллельность (означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства);

· охват (обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации – электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д. – большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями);

· экономичность (предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов);

· технологичность (означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий);

· социальное равноправие (обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося);

· интернациональность (предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы);

· новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют следующее.

Ø Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.

Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане могут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.

Ø Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья.

Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности.

Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему помогает решить использование дистанционных образовательных технологий как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях. Здесь система дистанционного обучения будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.

Ø Комбинировать различные специальности.

Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придают процессу обучения целостность и личностную направленность.

Ø Комбинировать различные формы образования.

Законом РФ «Об образовании» допускается совмещение различных форм получения образования, что в сочетании с использованием дистанционных технологий позволяет:

Сделать процесс получения образования максимально гибким и ориентированным на личностные факторы;

Разработать индивидуальный план занятий, сроки обучения и т.д.

Ø Придать учебным курсам и программам гибкость.

Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов, исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.

Ø Улучшить восприятие учебного материала.

Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования:

Наглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видеофрагменты;

Ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике;

Программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы;

Модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Ø Повысить качество образования.

Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и ТВ-курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т. д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними интернет-ресурсами и поисковыми системами.

Ø Совмещать работу и обучение.

Многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает их возможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднем вынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решения этой проблемы.

Ø Сделать образование непрерывным.

Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания, умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий.

6.2. Модели реализации дистанционных образовательных технологий

В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.

Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:

Унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;

Унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.

Разнообразие моделей объясняется, прежде всего, различными условиями, при которых происходило формирование системы дистанционного обучения:

Географическими условиями (например, размер территории страны, наличие географически удаленных или изолированных от центра регионов, климат и пр.);

Общим уровнем компьютеризации и информатизации страны;

Уровнем развития средств транспорта и коммуникации в стране;

Уровнем использования средств информационных и коммуникационных технологий в сфере высшей школы;

Существующими традициями в сфере образования;

Наличием научно-педагогических кадров для системы ДО и пр.

Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные информационные технологии. Активно внедрены теле- и радиовещание, видеозаписи, компьютерные телекоммуникации.

Рассмотрим каждую из моделей более подробно.

ü Первая модель – обучение по типу экстерната.

Обучение направлено на обеспечение нужд обучающихся, по каким-либо причинам не имеющих возможности посещать очные занятия. Обучающиеся самостоятельно изучают необходимый материал, затем сдают экзамены по пройденному материалу.

Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.

ü Вторая модель – обучение на базе университета.

В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Это целая система обучения для студентов, получающих образование заочно или дистанционно.

Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Имея очень сильный профессорско-преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов дистанционного обучения.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии. Обучающиеся получают:

Печатные программы, учебные и методические пособия;

Аудио- и видеокассеты;

Компакт-диски с электронными учебниками.

Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно, необходима существенная переподготовка преподавателей.

ü Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.

Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам.

Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.

Содружество учебных заведений - наиболее перспективный вариант для развития высшего образования, привлекательность которого видится в возможности получить любое образование, не покидая своей страны, региона.

Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

ü Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.

В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения.

Учреждения, работающие в рамках данной модели, были созданы специально для целей дистанционного или открытого обучения. Важной особенностью здесь является создание мультимедийных курсов.

ü Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.

Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).

ü Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.

Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте. Всем участникам учебного процесса в данной модели нужно быть уверенными и активными пользователями компьютера, периферийного оборудования, Интернета.

Практически в каждой из представленных моделей обязательно учитывается возможность очных консультаций с преподавателями на базе учебного заведения либо online.

Каждая из перечисленных выше моделей имеет свою специфику и направлена на решение определенных задач.

Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:

Единичная модель;

Двойная модель;

Смешанная модель;

Консорциум;

Франчайзинг;

Модель удаленных аудиторий.

Единичная модель строится с точки зрения организационной структуры только на дистанционном обучении и работе с «дистанционными» студентами. Обучение осуществляется таким образом, что очные занятия не являются необходимыми, все обучение может происходить на расстоянии. Студенты имеют постоянную поддержку в лице преподавателя, к которому они прикреплены. Существует система региональных представительств, при которых студенты могут получить консультационную помощь или сдать итоговый экзамен.

При такой модели обучающим и обучающимся дается большая свобода в выборе форм и методов учебной деятельности, не существует жестких временных ограничений и расписаний учебных занятий.

По такому принципу построено обучение в системе открытых университетов, например, в Открытом университете Великобритании (United Kingdom Open University) - http://www.ou.uk .

Работая по двойной модели, образовательное учреждение обучает и очных студентов, и студентов, обучающихся частично очно, частично по дистанционным программам. И у тех, и у других похожее расписание, программы обучения, одинаковые экзамены, и оцениваются они также по одним и тем же критериям. Как правило, образовательное учреждение, развивающее двойную модель ДО, - это сложившаяся организация, в которой количество «очных» учащихся значительно превышает количество «дистанционных» учащихся. Очных курсов значительно больше, чем дистанционных, поэтому от соседства двух форм обучения внутри одной организации выигрывают больше обучающиеся-очники, имеющие в своем пользовании большее количество учебных материалов. Дистанционные курсы в таких вузах не всегда являются прибыльными и зачастую финансируются за счет обучения «очных» учащихся, при этом ставка делается на эксперимент, исследование инноваций в педагогике и методике и пр.

Примером такой модели может быть дистанционное обучение в Университете Новой Англии в Австралии (University of New England, Australia) http:// www.une.edu.au.

Смешанная модель предполагает различные формы дистанционного обучения обучающихся, а точнее – интеграцию различных форм, например: обучающиеся очного отделения изучают часть предлагаемых по программе курсов в дистанционной форме последовательно или параллельно с этими же очными курсами. Также в этой модели возможна интеграция отдельных форм занятий в рамках традиционных курсов в виде виртуальных уроков, семинаров, презентаций, лекций. Чем лучше оснащено учреждение средствами информационных и коммуникационных технологий, тем разнообразнее формы обучения.

Пример подобных курсов – интегрированные курсы в Университете Массей в Новой Зеландии (Massey University, New Zealand) - http://www.massey.ac.nz .

Модель консорциума представляет собой объединение двух организаций, при котором они обмениваются учебными материалами или распределяют между собой некоторые функции, например, одна организация занимается разработкой учебных материалов для ДО, другая обеспечивает виртуальные учебные группы преподавателями или проводит официальную аккредитацию программ ДО. При этом партнерами могут быть университеты, их отдельные центры, факультеты, коммерческие или государственные предприятия, работающие на рынке образовательных услуг.

Модель консорциума имеет много разновидностей, примером может быть, например, Открытое учебное агентство в Канаде (Open Learning Agency, Canada) - http://www.ola.bc.ca .

В модели дистанционного обучения, организованной по принципу франчайзинга, партнерские организации передают друг другу свои дистанционные курсы. Иногда такие курсы могут быть адаптированы в соответствии с новыми требованиями. Регистрация и аккредитация студентов осуществляются учреждениями- партнерами совместно. Примером модели франчайзинга может быть Бизнес-школа Открытого университета (Open University Business School, Great Britain) и ее взаимодействие с университетами в Восточной Европе.

В модели удаленных аудиторий особенно активно используются современные средства информационных и коммуникационных технологий. Уроки, учебные курсы, лекции или семинары, которые проводятся в стенах какого-либо вуза, транслируются по телекоммуникационным каналам в виде синхронной телепередачи, видеоконференции, радиотрансляции на удаленные учебные аудитории, где также собираются учащиеся. При этом один преподаватель работает одновременно с огромной студенческой аудиторией.

По этой модели строится дистанционное обучение в Висконсинском университете США (Wisconsin University, USA), а также в Университете центрального радио и телевидения в Китае (China Central Radio and TV University).

6.3. Классификация дистанционных образовательных технологий

Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.

Охарактеризуем перечисленные технологии более подробно.

Комплексные кейс-технологии

Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все материалы связаны друг с другом в единое целое. Учебные материалы кейсов отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. В целом, внедрение кейс-технологий в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход к дистанционному обучению, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

Полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;

Существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;

Существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:

Программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

Обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

Лабораторные практикумы;

Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, моделирующие профессиональную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы.

Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Ключевую роль в руководстве обучаемыми играют тьюторы, главной задачей которых является обеспечение интеграции образовательного процесса и продолжающейся профессиональной деятельности обучаемых. Квалификация тьюторов дифференцирована от тьютора-стажера до тьютора-мастера, формируется и поддерживается с помощью многоступенчатой системы мониторинга, сертификации и повышения квалификации.

Большинство образовательных учреждений – участников данной формы ДО создало системы подготовки и повышения квалификации всех типов преподавателей (включая тьюторов). Тьюторы – штатные или привлекаемые по контракту преподаватели проходят обязательную подготовку, периодическую аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.

Учебно-методические материалы, используемые в данном подходе, отличаются принципиальной ориентацией на практическую деятельность обучаемых, деятельностно-развивающим характером заданий, высокой интерактивностью и постоянной актуализацией.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий. Это не означает отсутствия в рассматриваемых технологиях базовых элементов дистанционного обучения, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных). Элементом обучения здесь являются также очные формы занятий и аттестации обучаемых. Поэтому корректнее говорить о комплексных (гибридных) технологиях с существенным использованием электронных учебников и обучающих программ, предоставляемых обучаемым с помощью компьютерных сетей.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Общие характеристики индивидуального комплекта учебно-методических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные ранее в связи с группой комплексных кейсовых технологий, в основном, справедливы и для этой группы дистанционных технологий.

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Учебно-методические материалы сформированы в единую систему обеспечения обучения по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования (эти материалы можно назвать электронными учебно-методическими комплексами, ЭУМК). Электронные версии учебно-методических материалов размещаются в единой информационно-образовательной среде университета. По отдельным дисциплинам разрабатываются мультимедийные обучающие материалы, которые могут быть размещены на CD-ROM (DVD-ROM). На базе разработанных учебно-методических материалов с помощью информационнообразовательной оболочки создаются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на сервере университета.

Учебно-тренировочные комплексы предназначены для организации и проведения самостоятельной практической работы обучающихся с целью закрепления знаний.

Электронный учебник создается с помощью системы автоматизированного проектирования сетевых обучающих курсов. Кроме электронного учебника эта система содержит следующие инструменты:

Доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;

Чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;

Внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;

Инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.

Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

Оперативное лекционное тестирование;

Индивидуальный компьютерный тренинг;

Модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;

Письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

6.4. Опыт зарубежных организаций в использовании дистанционных образовательных технологий

Дистанционная форма обучения в Западной Европе имеет более чем 40-летнюю историю развития. За это время западные дистанционные учебные заведения успешно отработали технологию данного обучения, а именно:

Модульный принцип разработки учебных материалов и методов обучения;

Систему подготовки тьюторов или учебных представительств в наиболее перспективных районах дистанционного обучения;

Принципы построения оперативной связи обучающихся с учебным заведением;

Гибкую систему оплаты обучения, удобную для обучающегося и учебного заведения;

Набор специальностей для обучения, ориентированный на популярные конкурентоспособные профессии;

Учебную программу, которая гарантировала бы возможность получения образования в соответствии с дипломом, имеющим соответствующую котировку на рынке труда.

В связи с тем, что дистанционное обучение в последние годы приобретает все большую популярность, возникает необходимость в стандартизации подходов к созданию курсов дистанционного обучения. В связи с этим Министерство обороны США и Департамент политики в области науки и технологии Администрации Президента США в ноябре 1997 г. объявили о создании инициативы ADL (Advanced Distributed Learning).

Целью создания данной инициативы является развитие стратегии, проводимой Министерством обороны и правительством в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения.

Создание стандарта SCORM является первым шагом на пути развития концепции ADL, т. к. данный стандарт определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.

SCORM описывает эту структуру с помощью нескольких основных принципов, спецификаций и стандартов, основываясь при этом на других уже созданных спецификациях и стандартах электронного и дистанционного образования.

Модель учебного материала включает в себя: Asset – элемент, Sharable Content Object (SCO) – разделяемый объект учебного материала и Content Organization - организацию учебного материала.

SCO (Sharable Content objects) – разделяемые объекты контента. SCO – это коллекция из одного или более элемента. SCO представляет собой одиночный учебный объект, доступный для запуска системой обучения и использующий RTE (Run-Time Environment) для взаимодействия с обучающей системой (LMS – Learning Management System).

В процессе работы над SCORM было сформулировано несколько требований ко всем системам, которые будут разрабатываться в соответствии с данным стандартом. Они известны как «ilities» ADL («возможности» или «способности» ADL) и формируют основу для изменений и дополнений SCORM.

Требования:

· доступность – способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим точкам удаленного доступа;

· адаптируемость – способность адаптировать учебную программу согласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций;

· эффективность – способность увеличивать эффективность и производительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции;

· долговечность – способность соответствовать новым технологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки;

· интероперабельность – способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы;

· возможность многократного использования: способность использовать материалы в разных приложениях и контекстах.

Рассмотрим особенности построения курсов дистанционного обучения в западной интерпретации на примере дистанционного курса программы «Обучение для будущего» (www.iteach.ru), созданного американским институтом Компьютерных технологий.

Дистанционный курс реализован в оболочке Moodle, однако возможности оболочки и способы реализации курса были существенно дополнены его разработчиками.

На первой (домашней) странице дистанционного курса содержится список класса, основные объявления и расписание занятий, отображаются ссылки к основным ресурсам, а также предусмотрена возможность осуществить процесс общения (написать письмо) между участниками курса.

У фасилитаторов (фасилитатор – ведущий круглых столов, семинаров, тренингов и других форм обучения; его цель – поддерживать группу для выполнения задания) дистанционного курса есть дополнительная вкладка Управлять , которая позволяет осуществлять управление курсом: публикацию объявлений, закрытие и открытие модулей, формирование пар для обсуждения.

Страница с содержанием основного курса – это, безусловно, центральная страница курса. Она включает перечень всех модулей учебного курса, а также колонку старшего преподавателя (фасилитатора), где даются важнейшие пояснения к модулям.

Курс имеет модульную структуру, в его составе восемь модулей. Характерной особенностью модуля является то, что каждый модуль обязательно предусматривает какой-либо вид деятельности. Название модуля отражает суть выполняемой деятельности. Каждый модуль состоит из системы занятий.

В начале каждого модуля четко определяются его цели, они формулируются в категориях деятельности и четко определяют перечень тех умений, которые будут сформированы у обучающихся.

Ориентационная часть модуля включает комментарии старшего преподавателя, цели модуля и вопросы модуля. Эти компоненты ориентационной части играют важную роль в мотивации обучающегося, в формировании связи уже изученных модулей и текущего, в понимании ключевых задач программы. Каждое занятие в рамках модуля включает систему шагов, которые проходит обучающийся.

Очень важно обратить внимание именно на такое детальное содержательное построение программы: модуль – занятие – шаги.

Очень важную роль в дистанционном курсе играют рефлексивные анкеты.

Рефлексивная анкета содержится в конце каждого модуля, она дает возможность собрать важные статистические данные, которые позволяют вносить коррективы в процесс обучения.

Важным структурным элементом дистанционного курса является страница, на которой обучающийся может разместить работы, выполненные им в процессе обучения.

Как практически в любом курсе дистанционного обучения, большое внимание в дистанционном курсе программы «Обучение для будущего» уделяется обсуждению вопросов курса в форумах. Форумы двух типов: форумы, в которых участвует вся группа (в них обсуждаются общие вопросы курса), форумы - работа в парах, в которых участники курса попарно обсуждают важные содержательные вопросы. Обучающиеся имеют возможность разместить в форумах выполненные работы для того, чтобы они были обсуждены другими участниками обучения.

Для объединения участников курса в пары преподаватели имеют две возможности: автоматическое деление (его выполняет компьютер) или объединение по замыслу преподавателя.

Очень важным элементом курса являются ресурсы. Это дополнительные материалы к курсу, которыми обучающиеся могут воспользоваться в случае необходимости. Каждый участник курса может выбрать дополнительные ресурсы по своим интересам, обратив внимание на любопытные для него материалы.

Преподаватель имеет возможность управлять курсом: составлять и корректировать расписание, «вывешивать» объявления, открывать и закрывать модули, просматривать результаты работы обучающихся с курсом и направлять сообщения успешным и отстающим обучающимся, подводить итоги обучения и сертифицировать участников.

Опыт работы с преподавателями в дистанционном курсе показал, что он построен по оптимальной схеме и удобен для обучающихся.

Вопросы для самопроверки

1. Какие термины используются в области дистанционного обучения?

2. Каковы ключевые характеристики понятий дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии?

3. Каковы основные преимущества дистанционного обучения?

4. Какие ограничения свойственны дистанционному обучению?

6. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий позволяет наиболее адекватно решать задачи обучения и воспитания?

7. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована при дистанционной подготовке выпускников школы к сдаче Единого государственного экзамена?

8. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована при подготовке будущих учителей в педагогических университетах и колледжах?

9. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована в процессе повышения квалификации действующих преподавателей школ?

10. В чем преимущества и ограничения разных видов дистанционных образовательных технологий?

11. В каких случаях целесообразно реализовывать разные виды дистанционных образовательных технологий?

12. Каковы ключевые положения стандарта SCORM?

13. В чем суть термина «разделяемый объект учебного материала»?

является современным видом образования, приобретающим все большую популярность.

Суть дистанционного метода заключается в осуществлении учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. Ученик и учитель общаются посредством интернет-связи, учитель передаёт, а ученик получает знания и задания, сдает контрольные работы. При этом, преподаватель может быть удалён от ученика на любое расстояние, они могут проживать в и на разных континентах.

Такое обучение стало возможным, благодаря развитию интернет-технологий, распространению электронных средств связи. Дистанционное обучение отличается от очного образовательного процесса методикой проведения занятий.

И потому, требует методических изменений в осуществлении образования школьников и студентов. Какие технологии дистанционного образования используются в современном обучении на расстоянии? Какие же существуют для применение дистанционных технологий в образовании?

Дистанционные технологии в обучении опираются на следующие методы передачи информации:

  1. Электронные учебники и справочники: содержат и хранят информацию.
  2. Интернет: осуществляет пересылку любых форм информации (текст, графика, видео, фото, звук), двухстороннее общение в виде семинаров, дискуссий.

Для реализации дистанционного образования необходимо общение на расстоянии в реальном времени. Для обеспечения такого общения используется техническое обеспечение, включающее в себя следующие средства и устройства:

  • Сеть передачи информации (интернет). Данная сеть берет на себя функции по передаче изображения лиц педагога и ученика, предоставляемой видеоинформации (текстов, таблиц, картинок), словесной информации.
  • Устройства, обеспечивающие прием и отправление информации в реальном режиме. Такими устройствами являются , планшеты, иногда мобильные телефоны. Устройство должно обеспечивать визуальный и звуковой контакт между учителем и учеником (учениками).

Работа современных средств передачи информации зависит от наличия электрических передающих устройств и коммуникаций связи.

Методы дистанционного обучения

Традиционное обучение школьников и студентов включает лекции, практические работы, самостоятельные исследования, письменные задания и устные опросы.

Дистанционные технологии в образовании предполагают наличие некоторых изменений в применяемых методиках:

  1. Лекция или подача готовой информации: требует определенного уровня самодисциплины от ученика.
  2. Самостоятельное исследование (реферат): не изменяется, так как в обоих случаях (очное образование или дистанционное) ученик предоставляет учителю результат поиска или исследования, который он выполняет самостоятельно.
  3. Практические работы: значительно усложняются. Требуют от учителя разработки детальных пошаговых инструкций и углубленной консультации по выполнению работы. В ряде случае осуществление практических работ дистанционно становится невозможным.
  4. Выполнение заданий: изменения в форме отправки текста. Для удобства отправки и получения задания применяются тесты, в которых результат длительных вычислений может быть обозначен выбором одного числа.
  5. Устный опрос: требует от ученика самодисциплины, так как опрос на расстоянии дает возможность пользоваться подсказками, шпаргалками и другими средствами, не допускаемыми в очном школьном образовании.

Традиционные методы обучения требуют изменений и дополнений для организации обучения по дистанционной технологии.

Преимущества обучения на расстоянии

Широкое распространение дистанционных видов образования объясняется весомыми преимуществами удаленного обучения:

  • Возможность организации уроков в труднодоступных районах, для инвалидов и часто болеющих детей, возможность обучения в иностранных ВУЗах.
  • Возможность полноценного заочного обучения в ВУЗах.
  • Возможность занятий во время эпидемий или при сложных погодных условиях.
  • Индивидуальный подход к обучению каждого ученика.
  • Лояльный подход ко времени обучения.
  • Возможность , приобретения второй специальности, дополнительных знаний.
  • Снижение затрат на обучение.
  • Самодисциплина и ответственность ученика.
  • Всеобщая доступность обучения (любому возрасту, уровню образования, профессиональной подготовки, в любом месте планеты, где есть коммуникативная связь).

Последние материалы раздела:

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...

Российский национальный исследовательский медицинский университет им
Российский национальный исследовательский медицинский университет им

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО РНИМУ...

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...