Формирование ключевых компетентностей у дошкольников. Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям



Компетентностный подход в дошкольном образовании

  • На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают:

  • Компетентность;

  • Творческие способности (креативность);

  • Любознательность (исследовательский интерес);

  • Инициативность (самостоятельность, свобода,

  • независимость);

  • Коммуникативность (социальные навыки);

  • Образ «Я» (базовое доверие к миру);

  • Ответственность, произвольность.


Модель выпускника ЦРР «Лира»


I. Здоровье и физическое развитие.

  • 1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

  • 1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения.

  • владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту;

  • хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

  • подвижен, ловок.

  • 1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

  • сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры;

  • сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.


II. Все виды детской деятельности.

  • 2.1. Умеет играть, рисовать, конструировать.

  • 2.2. Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

  • 2.3. Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.


  • 3.1. Кругозор выпускника:

  • Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

  • устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

  • 3.2. Речь выпускника:

  • устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

  • речь фонетически и грамматически правильная;

  • использует речь как инструмент мышления.

  • 3.3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

  • любознателен, активен;

  • способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.


III. Развитие познавательной деятельности.

  • 3.4. Сформированы интеллектуальные умения :

  • определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове;

  • сформированы операции анализа, обобщения, сравнения;

  • способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

  • сформированы элементы учебной деятельности;

  • 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления:

  • ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.;

  • способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

  • способен достичь поставленной цели;

  • способен управлять своим поведением.

  • 3.6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

  • развиты художественное мышление, сенсорные способности;

  • умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.


IV. Социальное развитие.

      • 4.1. Общение со сверстниками:
    • избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
    • владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения;
    • готов к коллективным формам деятельности.
      • 4.2. Принимает, соблюдает социальные и этические нормы.
      • 4.3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе.
      • 4.4. Способен давать адекватную оценку своим поступкам

V. Мотивационная готовность к обучению в школе.

  • 5.1. Желает учиться в школе.

  • 5.2. Имеет познавательный и социальный мотив учения.



Матрица компетенций выпускника


Физическая подвижность

  • переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры;

  • высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств;

  • активно включается в выполнение физических упражнений и движений;

  • удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий;

  • уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания;

  • действует в общем темпе и ритме;


Сформированность привычек к ЗОЖ

  • самостоятельно выполняет все допустимые культурно-гигиенические навыки;

  • проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом;

  • стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.



СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку;

  • умеет ухаживать за животными и растениями;

  • быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность;

  • умеет проговаривать вслух последующее действие;

  • умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали;

  • обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома;

  • умеет работать в коллективе, группе, паре.


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру);

  • Умеет выразить свои мысли, чувства, желания

  • Быстро, точно исполняет словесную инструкцию;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре.


Ценностно-смысловая компетенция

  • Ценностно-смысловая компетенция :

  • Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены;

  • Сформированы ценности здорового образа жизни;

  • Видит красоту живой и неживой природы;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре;

  • Умеет бережно относиться к окружающей природе;

  • Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности;

  • Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела;

  • Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».


  • Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них;

  • Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы;

  • Устная речь грамматически правильна;

  • Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку;

  • Умеет проговаривать вслух последующие действия;

  • Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании;

  • Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла;

  • Умеет различать геометрические формы;

  • Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;


Учебно- познавательная компетенция

  • Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу;

  • Умеет различать число предметов и их признаки;

  • Умеет составить число из единиц;

  • Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»;

  • Умеет пользоваться знаками + -;

  • Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.;

  • Умеет взвешивать различные предметы;

  • Имеет начальные представления о природных богатствах;

  • Умеет отличать живую природу от неживой;

  • Задает вопросы, экспериментирует;

  • Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).


Общекультурная компетенция

  • Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего);

  • Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров;

  • Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства;

  • Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности;

  • Умеет участвовать в театральной деятельности;

  • Знаком с театром в качестве зрителя;

  • Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров;

  • Имеет начальные представления об истории цивилизации;

  • Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов;

  • Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).


Информационная компетенция

  • Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице;

  • Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям;

  • Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям .


компетенция =

  • Право +


Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»:

  • ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода

  • в образовательном процессе ДОУ.

  • ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира».

  • Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психоло га Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

    Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

    На дошкольной ступени:

    Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

    Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

    Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

    Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

    Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

    На ступени начальной школы:

    Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

    Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

    Умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействоват ь с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

    Духовно-нравств енное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающе е принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

    Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствовани е достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

    Индивидуализаци я процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

    Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельност и, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

    Сегодня главный вопрос : меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

    Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование - начальная школа. Единые общетеоретически е основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

    Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС НШ выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

    только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

    Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей) . Требования к результатам освоения образовательных областей в ФГОС ДО и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 40% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

    В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

    Согласно ФГОС, УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности - к самостоятельной. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться. Всё это касается начального общего образования.

    А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

    У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

    Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

    Умение сохранять заданную цель;

    Умение находить ошибки и исправлять их;

    Умение контролировать свою деятельность по результату;

    Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

    Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

    Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

    Владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;

    Желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

    Ориентация на партнера по общению,

    Умение слушать собеседника.

    Во ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

    Целевые ориентиры

    Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственнос ть и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормат ивные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

    Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

    Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же, как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    . Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельност ь в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-ис следовательской

    деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

    . Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

    взрослыми, участвует в совместных играх.

    . Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать

    конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

    . Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    . Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

    . Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

    . Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

    . Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет

    подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

    . Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

    . У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

    . Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

    . Проявляет ответственность за начатое дело.

    . Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следств енными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментирова ть. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    . Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

    . Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

    . Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессиональног о искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

    . Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонационально сти, важнейших исторических событиях.

    . Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

    . Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о

    младших.

    . Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

    Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к ребенку на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

    С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ОУ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

    Основные выводы:

    С введением ФГОС ДО и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. П одготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

    Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизироват ь содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

    Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в проекте ФГОС и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.

    Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.

    Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

    Литература:

      Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО

      Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ

      От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.

    Использовать технологию определенной программы - не означает работать по программе. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) - разные. Главное - понимание того, что любая технология позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

    «Ключевые компетентности дошкольного детства» Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г.Г.Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. 11. Доронова и др.). Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.

    И всё же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового сбора или методики включения детей в совместное со взрослыми планирование тематического проекта почти невозможно. Для того что бы описать методику организации и проведения группового сбора - самой органичной формы становления и развития у детей ключевых компетентностей - мы обратимся к практическому опыту международной образовательной программы Step by step (российское название - «Сообщество»). Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение - та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат. Вся жизнь человека среди других людей - сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

    Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью

    внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам - в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

    И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т.п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечномного больше. И все они - с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли - воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре... Следовательно, и коммуникации, и деятельность будут протекать в разных партнёрствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их - это сфера проявления социальной компетентности.

    Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами - пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

    Ребёнок действует - и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

    В этом смысле групповой сбор в детском саду - время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор -- это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

    Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция - круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность - способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

    Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности. В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

    Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование - это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

    Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей. Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора.

    Компетентности

    Реализация компетентностей

    Социальная

    умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т.д.

    выборе места для действия, выбор партнёра для совместной деятельности - сверстника, воспитателя, другого взрослого.

    Коммуникативная

    возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь.

    игры, в общение, обмен новостями.

    Информационная

    навык использования различных источников информации для достижения целей.

    обращение к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержании проектов, способов действий.

    Деятельностн ая

    способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.

    выбор и планирование дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.

    З доровъесберегающ ая

    умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья - производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

    самостоятельное регулирование активности: отдых, свободный выбор позы, длительность и скорость выполнения конкретного дела.

    Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

    Дошкольный возраст - это сензитивный период развития личности , становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника. Приобретение и проявление ребенком ключевых компетентностей - основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования.
    Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности , ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности».
    Таким образом, показателями и индикаторами успешности ребенка, эффективностью деятельности дошкольного образовательного учреждения и результативности дошкольного образования принято считать следующие компетентности:

    Начальная социальная компетентность

    Начальная коммуникативная компетентность

    Начальная информационная компетентность

    Начальная здоровьесберегающая компетентность

    Начальная

    Ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия;

    Реализует задуманное, радуется процессу и результату.

    Деятельностная компетентность является основополагающей компетентностью. Каждый критерий деятельностной компетентности – это составляющая формирования других ключевых компетентностей. При формировании ключевых компетентностей каждый ребёнок (да и взрослый) должен уметь ставить перед собой цели, находить пути решения и для дальнейшего самосовершенствования производить рефлексию своей деятельности. Чем раньше ребёнок сможет овладеть деятельностной компетентностью, тем быстрее будет происходить развитие личности, овладение новыми знаниями. Задача воспитателя: понять цель реализации компетентностного подхода. Тем самым педагог сможет преодолеть проблемы и трудности в образовательном процессе. Данный подход есть не что иное как основополагающее в выборе современных педагогических технологий.

    Деятельность строится по своим «канонам» – цель, средства и материалы, действия, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной, бесполезной и даже разрушительной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками планирования собственной деятельности. Здесь мы можем говорить о деятельностной компетентности . Здесь следует напомнить, что деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом. Иногда (и чем младше ребенок, тем чаще) она не имеет внешне обозначенной цели, больше похожа на спонтанную, идущую «от предмета, от ситуации», а не от цели. Ценность деятельности ребенка не зависит от наличия или отсутствия видимой и приемлемой с позиции взрослого цели. В ней формируется индивидуальный стиль, приобретаются актуальные знания и навыки, формируется отношение к самой деятельности, к формам ее организации, к процессу и результатам, к себе и другим участникам, развивается активность, инициатива, воля, самостоятельность, рефлексивность – составляющие деятельностной компетентности.

    В соответствие с ФГОС ДО цель и, соответственно, результат их работы измеряется таким понятием, как «интегративные качества личности» или «возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования».

    Содержание деятельностной компетентности соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования:


    Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

    Ключевые компетентности на этапе раннего детства

    Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении ;

    Деятельностная компетентность: ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; реализует задуманное, радуется процессу и результату.

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства

    Ключевые компетентности на этапе дошкольного детства

    Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.

    Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;


    Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий;

    делает выбор и принимает решение;

    · Уверенность в своих силах;

    · Открытость внешнему миру.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

    Этот компонент государственного стандарта соответствует п. 1 ст.7

    Закона РФ «Об образовании» в части требований к подготовке выпускников и определяет достижения ребёнка на данном этапе развития.

    Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.

    Целевые ориентиры ступени дошкольного образования

    (возрастные характеристики ребенка на этапе завершения

    дошкольного образования)

    Целевые ориентиры дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных характеристик ребенка. Эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка. Степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.

    Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

    Для ребёнка старшего дошкольного возраста характерно:

    • Положительное отношение к себе;
    • Уверенность в своих силах;
    • Открытость внешнему миру.

    Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, при решении элементарных группы бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками. Обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.

    Ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной

    деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребёнок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.

    Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.

    Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.

    Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действоватъ по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственно перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание.

    Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

    Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.

    Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру , к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    • ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
    • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью , может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
    • у ребенка развита крупная и мелкая моторика ; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
    • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
    • ребенок проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Последние материалы раздела:

Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова
Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова

3 «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени...

Презентация на тему
Презентация на тему "химия вокруг нас"

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о...

Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)
Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)

Творительный падеж часто изучают первым, ведь без знания правильных окончаний мы не можем рассказать о себе по-польски. Если в русском языке нам...