Академия бюджета и казначейства министерства финансов российской федерации. Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации (АБиК)

Типы дата-центров

Все дата-центры можно условно разделить на несколько типов:

  1. Крупные дата-центры имеют свое здание, специально сконструированное для обеспечения наилучших условий размещения. Обычно они имеют свои каналы связи, к которым подключают серверы.
  2. Средние дата-центры обычно арендуют площадку определенного размера и каналы определенной ширины (ширина канала измеряется его пропускной способностью в Mbps).
  3. Мелкие дата-центры размещаются в неприспособленных помещениях. В общих случаях используется оборудование плохого качества, а также предоставляется самый минимум услуг.

Структура и описание дата-центра

Типичный дата-центр состоит из информационной инфраструктуры , включающей в себя серверное оборудование и обеспечивающей основные функции дата-центра - обработку и хранение информации; телекоммуникационной инфраструктуры обеспечивающей взаимосвязь элементов датацентра, а также передачу данных между датацентром и пользователями; инженерной инфраструктуры обеспечивающей нормальное функционирование основных систем датацентра. Инженерная инфраструктура включает в себя прецизионное кондиционирование для поддержание температуры и уровня влажности в заданных параметрах; бесперебойное и гарантированное электроснабжение обеспечивает автономную работу дата-центра в случаях отключения центральных источников электроэнергии, а также повышают качество электропитания; охранно-пожарная сигнализация и система газового пожаротушения ; системы управления и контроля доступом.

Некоторые дата-центры предлагают клиентам дополнительные услуги по использованию оборудования по автоматическому уходу от различных видов атак. Команды квалифицированных специалистов круглосуточно производят мониторинг всех серверов. Необходимо отметить, что услуги датацентров сильно отличаются в цене и количестве услуг. Для обеспечения сохранности данных используются резервные системы копирования. Для предотвращения кражи данных, в дата-центрах используются различные системы ограничения физического доступа, системы видеонаблюдения. В корпоративных (ведомственных) дата-центрах обычно сосредоточено большинство серверов соответствующей организации. Оборудование крепится в специализированных стойках . Как правило, в дата-центр принимают для размещения лишь оборудование в стоечном исполнении, то есть, в корпусах стандартных размеров, приспособленных для крепления в стойку. Компьютеры в корпусах настольного исполнения не удобны для дата-центров и размещаются в них редко. Датацентр представляет собой комнату, этаж или целое здание, обычно расположенные в пределах или в непосредственной близости от узла связи или точки присутствия какого-либо одного или нескольких операторов . Системы электропитания, вентиляции и пожаротушения дата-центра отличаются повышенной надёжностью и резервированием. Разумеется, должна быть предусмотрена физическая защита и особый режим допуска в технологические помещения. В ряде стран имеются специальные стандарты на оборудование помещений датацентров. В России пока такого стандарта нет, дата-центры оснащаются согласно требованиям для сооружений связи . Существует американский (ANSI) стандарт TIA-942 , несущий в себе рекомендации по созданию дата-центров, и делящий дата-центры на типы по степени надежности. Фактически, TIA-942 воспринимается во всем мире как единый стандарт для дата-центров.

Услуги дата-центров

  1. Виртуальный хостинг . Предоставление лимитированной части дискового места, процессорного времени, оперативной памяти клиенту для использования. Крупные датацентры обычно не предоставляют подобную массовую услугу из-за необходимости обеспечения техническо-консультационной поддержки. При использовании виртуального хостинга один физический сервер делится между множеством клиентов (сотни или тысячи). Каждому клиенту не гарантируется какое-либо выделение ресурса, но строго лимитируется максимальное. Клиенты не могут в большей степени конфигурировать сервер. Виртуальный хостинг имеет два основных преимущества: малую стоимость и легкость управления сайтами. По этим причинам виртуальный хостинг в основном используют частные лица.
  2. VDS)-хостинг - Предоставление гарантированной и лимитированной части сервера (части всех ресурсов). Важная особенность данного вида хостинга - разделение сервера на несколько виртуальных независимых серверов реализуемых программным способом.
  3. хостинг - Аренда сервера (Dedicated). Дата-центр предоставляет клиенту в аренду сервер в различной конфигурации. Крупные дата-центры в основном специализируются именно на подобных типах услуг. В зависимости от страны расположения дата-центра имеются различные ограничения на трафик.
  4. Размещение сервера (Colocation). Размещение сервера клиента на площадке дата-центра за определенную плату. Стоимость зависит от энергопотребления и тепловыделения размещаемого оборудования, пропускной способности подключаемого к оборудованию канала передачи данных, а также размера и веса стойки.
  5. Выделенная зона (Dedicated area). В некоторых случаях владельцы дата-центра выделяют часть технологических площадей для специальных клиентов, как правило, финансовых компаний, имеющих строгие внутренние нормы безопасности. В этом случае дата-центр предоставляет некую выделенную зону, обеспеченную каналами связи, электроснабжением, холодоснабжением и системами безопасности, а клиент сам создает свой ЦОД внутри этого пространства.

Сетевая инфраструктура

Сегодня коммуникации дата центра чаще всего базируются на сетях с использованием IP протокола. Дата центр содержит ряд роутеров и свитчей , которые управляют трафиком между серверами и внешним миром. Для надежности дата-центр иногда подключен к интернету с помощью множества разных внешних каналов от разных ISP .

Некоторые серверы в дата-центре служат для работы базовых интернет и интранет служб, которые используются внутри организации: почтовые сервера, прокси, DNS и т. п.

Сетевой уровень безопасности поддерживают: межсетевые экраны , IDS-системы и т. д. Также используются системы мониторинга трафика и некоторых приложений.

Примечания

Ссылки

  • Описание и фотографии одного из дата-центров компании Яндекс
  • Project Blackbox (рус.) , SUN.com (англ.)

Центр обработки данных (ЦОД) – единая многокомпонентная система, которая призвана обеспечивать бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов . Центры обработки данных создаются в первую очередь для увеличения производительности компаний, активно использующих в своей деятельности информационные технологии, а также для повышения качества предоставляемых услуг.

Для хранения и обработки большого количества информации используются специализированные технические решения, мощные серверы, дисковые хранилища. Создавать и обслуживать такие технические системы самостоятельно достаточно сложно и дорого: содержание серверов требует специальных технических условий, отдельных помещений и квалифицированного персонала. Одним из основных назначений дата центров как раз и является создание подходящих условий для размещения таких технических решений.

Преимущества для бизнеса

Создание многокомпонентных систем, решающих большинство проблем в бизнесе, намного сокращает расходы предприятий. В частности, для компаний с территориально-распределенной инфраструктурой это незаменимое решение, поскольку 1–2 сотрудника, обслуживающих ЦОД , с успехом заменяют множество лиц, работающих в офисах в регионах. Впоследствии многие предприниматели задумались над приобретением центров обработки данных в связи с тем, что потребовалось интегрировать воедино большое количество информации. Риск потерять определенные сведения безвозвратно стал очень велик и обусловил определенные затраты по восстановлению информации. Кроме того, возникли риски по лишению части доходов в связи с простоями по разным причинам. То есть, благодаря своим уникальным особенностям ЦОД обеспечивает эффективную бесперебойную работу любой организации.

Преимущество дата-центра в том, что человек или компания, может, из любой точки планеты, используя любое устройство доступа в сеть, работать с необходимой и достаточной вычислительной мощностью, требуемым объемам памяти, всем необходимым программным обеспечением, которое будет работать и храниться на серверах в дата-центре.

Традиционные услуги в дата-центрах: аренда стойки, размещение серверов, подключение к Интернету, аренда каналов связи, установка, настройка ПО, администрирование. В настоящее время к ним добавились предоставление в аренду вычислительных мощностей, виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования данных, аренды приложений.

  • Надежность хранения информации. Причем эта надежность подтверждается как заложенной на этапе проектирования архитектурой, так и последующей эксплуатацией. Интересный факт, что при детальном сравнении стоимости владения информационной системой, расположенной на территории заказчика (как правило, это бизнес-центр) и в дата центре, получаются вполне сравнимые цифры, чего нельзя сказать о сравнении надежности этих способов.
  • Уменьшение временных затрат на реализацию новых проектов в сфере IT. При работе в дата-центре компании самостоятельно выбирают услуги, которые они хотят получать. Самыми востребованными остаются аренда стойки, юнита, готового сервера, виртуального сервера и резервное копирование данных. Но помимо этого существует ряд других услуг, которыми компании-арендаторы могут при необходимости воспользоваться, что значительно сэкономит время на запуск нового IT-проекта. Например, это аренда приложений, позволяющая избежать масштабных инвестиций на начальном этапе работы. В качестве примера можно привести аренду 1С бухгалтерии – для развертывания готовой системы, пригодной к работе, достаточно заказать и оплатить такую услугу в дата центре. При этом, зачастую, в офисе заказчика не нужно ничего покупать, устанавливать или настраивать, кроме как доступа в Интернет.
  • Сокращение затрат на аренду помещения. Сюда можно отнести затраты на электричество, офисные площади, используемые под «серверные», и обслуживание собственных систем охлаждения и устройств бесперебойного питания. Кстати, купленная в офис техника становится основными средствами предприятия, на них начисляется налог на имущество.
  • Организация непрерывной работы головного офиса с филиалами компании по всей стране. доступ к рабочей информации независимо от места нахождения сотрудника. Например, руководитель компании может, находясь в отпуске, проверять рабочую почту, связываться со своими сотрудниками через IP-телефонию.
  • Возможность создания резервного офиса организации, если по каким-то причинам работа в основном офисе невозможна, а необходимо получить важную информацию, доделать проект

сокращение затрат на покупку приложений. Для усиления конкурентных позиций собственники дата-центров разрабатывают новый спектр услуг, который можно предлагать арендаторам.

Первыми, кто стал использовать в своей работе центры обработки данных, были крупные зарубежные компании. За ними последовали и российские предприниматели. В РФ в 2000-2001 годах появились первые обладатели ЦОД . Пионером выступил Сбербанк России . Именно он является наиболее территориально-распределенной организацией. То есть потребность в создании интеграции многочисленных данных была высока. В дальнейшем собственными ЦОД обзавелись и крупные нефтяные компании.

Типы центров обработки данных

В зависимости от назначения различают три разных типа дата-центров, каждый из которых рассчитан на определенную модель предприятия и имеет собственные оперативные задачи и проблемы:

  • корпоративные дата-центры;
  • хостинговые дата-центры, предоставляющие компьютерную инфраструктуру как услугу (IaaS);
  • дата-центры, использующие технологию Web 2.0.

Ниже приведены параметры, которые могут значительно отличаться в разных типах дата-центров:

  • тип трафика (внутренний, внешний или смешанный);
  • использование Layer 2 (L2) и/или Layer 3 (L3) для управлення трафиком в центре или на периферии (Top of Rack);
  • технология хранения данных;
  • уровень серверной виртуализации;
  • общий размер центра обработки данных (по количеству серверов).

Создание и модернизация ЦОД

Компоненты ЦОД

Традиционный ЦОД

Обязательные компоненты, входящие в состав ЦОД , можно разделить на три основные группы:

1. Технические компоненты . Они создают условия для эффективной работы центра. К таковым относятся:

  • серверный комплекс, включает серверы информационных ресурсов, приложений, представления информации, а также служебные серверы
  • система хранения данных и резервного копирования – ядро ЦОД. Она состоит из консолидирующих дисковых массивов, сети хранения данных, системы резервного копирования и аварийного восстановления данных
  • сетевая инфраструктура обеспечивает взаимодействие между серверами, объединяет логические уровни и организует каналы связи. Она включает магистрали для связи с операторами общего доступа, телекоммуникации, обеспечивающие связь пользователей с ЦОД
  • инженерная система эксплуатации ЦОД поддерживает условия для нормального функционирования центра. В ее состав входят подсистемы энергообеспечения, климатконтроля, пожарной сигнализации и пожаротушения, передачи данных, а также автоматизированные системы диспетчеризации, управления информационными ресурсами
  • система безопасности предотвращает несанкционированное вторжение в зоны конфиденциальной информации. Она состоит из средств защиты, системы оповещения и системы контроля доступа

2. Программное обеспечение . Это фактически сервисы инфраструктуры ЦОД и ПО для корректной работы бизнес-процессов , необходимых для конкретной организации. К компонентам инфраструктуры относятся:

  • операционные системы серверов;
  • программное обеспечение баз данных;
  • операционные системы рабочих станций;
  • средства кластеризации ;
  • средства резервного копирования;
  • программы устройств хранения данных;
  • средства администрирования серверов и рабочих станций;
  • средства инвентаризации;
  • офисное программное обеспечение;
  • электронная почта;
  • Интернет -браузеры.

К программам, отвечающим за функционирование бизнес процессов, относятся:

  • деловые приложения;
  • базовые корпоративные информационные сервисы;
  • приложения для коллективной работы;
  • отраслевые компоненты;
  • программное обеспечение для решения задач конструкторско-технологического плана системы электронного архива и управления проектами;
  • программы, обеспечивающие сервисы файлов, печати, службы каталогов и других прикладных задач.

3. Организационная среда решает вопросы, связанные с предоставлением IT-услуг. Она должна соответствовать требованиям по оказанию IT-услуг, таким как ISO/IEC 20000. Здесь представлены:

  • процессы оказания услуг, то есть качество и доступность услуг;
  • процессы взаимоотношений между поставщиком и клиентом, а также с подрядными организациями;
  • процессы решения проблем, возникающих при функционировании любого из компонентов системы;
  • процессы управления конфигурациями, мониторинг и контроль статуса IT-инфраструктуры, инвентаризация, верификация и регистрация конфигурационных единиц, сбор и управление документацией, предоставление информации об IT-инфраструктуре для всех других процессов;
  • процессы управления изменениями, то есть определение необходимых изменений и способов их проведения с наименьшим риском для IT-услуг, а также проведение консультаций и координации действий с организацией в целом;
  • процессы релиза, то есть совместного тестирования и введения в активную деятельность организации ряда конфигурационных единиц.

Программный ЦОД

В программном ЦОДе мы все окружение реализуем в виде программных модулей в виртуальных машинах – virtual appliance. Идея состоит в том, что физически используются только серверы и коммутаторы . Все остальное реализуется в виде виртуальных машин – virtual appliance.

В мире сервис-провайдеров эта технология известна и даже стандартизована под названием NFV – Network Function Virtualization – виртуализация сетевых функций. Только там это используется для предоставления сервисов и соответственно очень много внимания уделяется средствам оркестрации и управления, интеграции с OSS системами, что позволяет автоматизировать процесс создания услуг для каждого из абонентов. В корпоративном ЦОД так часто состав услуг менять не надо, уровень автоматизации может быть существенно ниже, но перенос всех сетевых функций в виртуальные машины все равно дает существенные преимущества.

Все данные Москвы должны быть надежно защищены и в то же время доступны для обработки и использования городскими службами и органами власти. Для этого был создан ЦОД – единый Центр обработки данных.

ЦОД – это центр размещения серверного и сетевого оборудования и подключения информационных систем к каналам интернета. Он обеспечивает централизованное размещение информационных систем Правительства Москвы, обработку, хранение и предоставление данных информационным системам города и связанным с ними мобильным сервисам.

Фактически клиентами ЦОД являются не только органы исполнительной власти Москвы, которые размещают свои информационные системы на ресурсах центра, но и обычные москвичи, которые пользуются порталом Mos.ru или такими мобильными сервисами города, как ЕМИАС, Электронный дневник, Активный Гражданин и другие.

Размещение оборудования заказчика в центре обработки данных (для тех, кто хочет и имеет возможность все делать самостоятельно),
- предоставление виртуальных машин, то есть среды виртуализации (для тех, кто все умеет, но хочет сэкономить на владении оборудованием),
- администрирование программного обеспечения и систем управления базами данных, то есть предоставление среды исполнения (для тех, кто сосредоточен на прикладном использовании инфраструктуры).

Работа ЦОД лежит в основе всех московских электронных сервисов. Именно благодаря единому центру обработки данных жителям города круглосуточно доступно более 160 услуг, из которых 60 можно получить полностью в электронном виде.

Благодаря скорости работы ЦОД удалось сократить время получение услуги в электронном виде до пяти минут, поэтому они стали такими популярными среди москвичей: личные на портале Mos.ru завели 6,2 миллиона человек, а это две трети экономически активного населения столицы. Только за прошлый, 2016-й год, было оказано 155 миллионов услуг.

ГБ хранится и ежедневно обрабатывается ЦОД

Главная страница | Центры обработки данных | Когда ЦОД (центр обработки данных) становится необходимостью

Вернуться в раздел «Энциклопедия ЦОД

Что такое ЦОД

Центр обработки данных - это здание или его часть, первичной функцией которых является размещение оборудования обработки и хранения информации, а также вспомогательных (инженерных) средств, обеспечивающих его работу (определение, данное в американском стандарте EIA/TIA-942).

В ЦОД на относительно небольшой площади сосредоточены мощные серверы, осуществляющие хранение и обработку информации; сетевое оборудование, отвечающее за обмен данными с внешним миром; инженерные системы, обеспечивающие жизнедеятельность этого «кибермозга», и системы безопасности, оберегающие ЦОД от нежелательных вторжений.

Центр обработки данных: принципиальная схема

Системы жизнеобеспечения : системы вентиляции, кондиционирования, пожаротушения, управления доступом и видеонаблюдения, структурированная кабельная система.

Серверы и сетевое оборудование: ресурсные серверы, серверы приложений, серверы представления информации.

Система инофрмационной безопасности: антивирусная защита, спам-фильтр, защита от вторжений.

Каким компаниям необходим ЦОД

Для растущего бизнеса рано или поздно становятся характерными:

  • значительный рост объемов информации
  • рост количества используемых бизнес-приложений
  • обработка данных в удаленных друг от друга подразделениях.

Приходит время консолидировать обработку данных и централизованно управлять ИТ-инфраструктурой и информационными системами, — для этого необходимо построить центр обработки данных (ЦОД).

ЦОДы необходимы всем компаниям, для которых критичны максимальная степень готовности, отказоустойчивость, надёжность информационных систем. Это крупные компании, эксплуатирующие сложные бизнес-приложения(ERP-,CRM-системы и другие), операторы услуг связи, банки, обслуживающие клиентские счета и проводящие расчёты по пластиковым карточкам, страховые компании и другие.

Рис. Каким компаниям необходим ЦОД

Сейчас в России количество проектов создания ЦОД растет, ЦОДы усложняются и увеличиваются в размерах.

Что такое ЦОДы

Преимущества использования дата-центров начинает осознавать средний бизнес. Давно обзаведшиеся ими крупные компании все чаще прибегают к созданию резервных мощностей. В целом же рынок системной интеграции эволюционирует теперь в сторону создания сетей дата-центров.

ПОТРЕБНОСТИ В ЦОД ПО ОТРАСЛЯМ

Традиционными потребителями IT-услуг были и остаются предприятия, где информационные технологии являются критическими для бизнеса, а само исполнение бизнес-функций напрямую зависит от уровня, качества и степени доступности IT-сервисов. К таким традиционным потребителям относились государственные структуры, банки и телекоммуникационные компании. На сегодня это зрелые, с точки зрения уровня развития IT, пользователи со сложившейся культурой, подходами и пониманием места информационных технологий в иерархии компании или организации. С технической точки зрения - это сформированные ЦОДы, оснащенные современным оборудованием и программным обеспечением. Для них характерен иной спектр проблем: где взять электроэнергию, как в условиях повсеместной нехватки квалифицированного IT-персонала построить эффективную службу эксплуатации, способную обслуживать максимально большой парк оборудования минимальным количеством сотрудников, как удержать специалистов и т. д. Для таких компаний и организаций важны и другие вопросы, связанные непосредственно с их бизнесом: например, как обеспечить целостность IT-структуры при покупке одного предприятия другим? Или как разделить целостную IT-инфраструктуру при разделении организации?

Сегодня в России происходит новый виток развития информационных технологий, когда наиболее «жадными» до них становятся промышленные предприятия, розничные торговые сети, страховые компании. Именно здесь наблюдается наибольший интерес к IT, в частности к ЦОДам. Компании находятся в стадии перманентного поиска: где лучше разместить свой ЦОД, какие программные средства наиболее полно смогут решить задачи, какова оптимальная аппаратная платформа для работы необходимых приложений.

Таким образом, критичность информационных технологий для бизнеса осознают игроки все большего числа сегментов рынка, IT глубже проникают в экономику предприятий, повышается их роль уже как инструмента ведения бизнеса. Другими словами, рынок сегодня на подъеме, и у компаний - системных интеграторов работы достаточно.

Источник : IT Manager

Преимущества внедрения ЦОД

В отличие от децентрализованного подхода к организации ИТ-инфраструктуры компании, наличие ЦОД экономит финансы и повышает:

  • надежность всей информационной системы (надежность хранения данных, отказоустойчивость оборудования и ПО)
  • уровень услуг, предоставляемых компанией своим клиентам
  • производительность труда сотрудников за счет увеличения скорости выполнения операций, улучшения контроля и т.д.

Кроме того, ЦОД обеспечивает возможности:

  • модернизировать и наращивать вычислительные системы в условиях внедрения новых бизнес-приложений
  • централизованно управлять ИТ-инфраструктурой и информационными системами
  • снизить стоимость владения информационными системами.

Корпоративные и хостинговые ЦОД

Корпоративный ЦОД изначально создается для решения задач автоматизации бизнес-процессов самого заказчика и владельца ЦОД.

Хостинговый ЦОД сдается в аренду: владелец ЦОД выделяет организациям стойко-места или кластеры, которые заполняются оборудованием арендатора.

Смешанный ЦОД частично ориентирован на обеспечение бизнес-процессов владельца, и частично – на решение задач арендаторов.

Основной и резервный ЦОД

Основной ЦОД– ядро информационной и телекоммуникационной системы. Он принимает на себя всю нагрузку в штатном режиме.

Резервный ЦОД обеспечивает обычный режим предоставления сервисов в случае выхода из строя, профилактики или горячей замены оборудования, установленного в основном ЦОД.

Место ЦОД в ИТ-инфраструктуре компании

Центр Обработки Данных — стратегически важный узел информационной системы организации.

ЦОД обеспечивает:

  • консолидированную обработку и хранение данных
  • поддержание заданного режима автоматизации бизнес-задач предприятия
  • сохранность корпоративной информации, как правило, представляющей высокую коммерческую ценность.

От стабильности, безотказности, своевременности, оперативности и полноты его сервисов самым непосредственным образом зависит успешность деятельности и конкурентоспособность Заказчика.

По данным Meta Group, финансовые издержки в случае отказа систем и оборудования составляют:

  • $ 6,5 млн в час в случае отказа систем, обеспечивающих брокерские операции
  • $ 2,6 млн в час в случае отказа систем авторизации кредитных карт
  • $ 14,500 в час в случае отказа банкомата
  • $ 330 000 в среднем издержки за час простоя дата-центра.

АНОНСЫ

Компания МИИС всегда стремится наиболее полно удовлетворить потребности клиента, именно поэтому мы предлагаем услугу, которая подразумевает укомплектование ЦОД, локальной сети и серверных комнат под ключ. Наши инженеры готовы предложить решения, подходящие под конкретные запросы: поставить и установить оборудование, обеспечить электроснабжение, освещение, настроить системы видеоохраны, WiFi и т.д.

Дата-центр (от англ. data center), или центр (хранения) и обработки данных (ЦОД/ЦХОД) - это специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и сетевого оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет.

Дата-центр исполняет функции обработки, хранения и распространения информации, как правило, в интересах корпоративных клиентов - он ориентирован на решение бизнес-задач путём предоставления информационных услуг. Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой за счёт возможности эффективного использования технических средств, например, перераспределения нагрузок, а также за счёт сокращения расходов на администрирование.

Дата-центры обычно расположены в пределах или в непосредственной близости от узла связи или точки присутствия какого-либо одного или нескольких операторов связи. Качество и пропускная способность каналов влияют на уровень предоставляемых услуг, поскольку основным критерием оценки качества работы любого дата-центра является время доступности сервера (аптайм).

  • Крупные дата-центры имеют своё здание, специально сконструированное для обеспечения наилучших условий размещения. Обычно они имеют свои каналы связи, к которым подключают серверы.
  • Средние дата-центры обычно арендуют площадку определённого размера и каналы определённой пропускной способности (обычно измеряется в Мбит/с).
  • Малые дата-центры размещаются в малоприспособленных помещениях. Часто ими используется оборудование плохого качества, а также предоставляется самый минимум услуг.
  • Контейнерные дата-центры. Стойки с оборудованием размещаются в стандартных ISO контейнерах размером 20 и 40 футов. Имеют преимущества т.к. могут перевозиться автомобильным и железнодорожным транспортом.

Дата-центры по виду использования подразделяют на корпоративные, предназначенные для обслуживания конкретной компании, и коммерческие (аутсорсинговые), предоставляющие услуги всем желающим.

Дата-центр

Также разделяют провайдерозависимые и провайдеронезависимые дата-центры. Первые служат для обеспечения деятельности телекоммуникационных операторов, вторые могут использоваться разными компаниями в соответствии с их нуждами.

Услуги дата-центров

  • Виртуальный хостинг. Крупные дата-центры обычно не предоставляют подобную массовую услугу из-за необходимости обеспечения техническо-консультационной поддержки.
  • Виртуальный сервер. Предоставление гарантированной и лимитированной части сервера (части всех ресурсов). Важная особенность данного вида хостинга - разделение сервера на несколько виртуальных независимых серверов, реализуемых программным способом.
  • Выделенный сервер. Дата-центр предоставляет клиенту в аренду сервер в различной конфигурации. Крупные дата-центры в основном специализируются именно на подобных типах услуг.
  • Colocation. Размещение сервера клиента на площадке дата-центра за определённую плату. Стоимость зависит от энергопотребления и тепловыделения размещаемого оборудования, пропускной способности подключаемого к оборудованию канала передачи данных, а также размера и веса стойки.
  • Аренда телекоммуникационных стоек. Передача клиенту стоек для монтажа собственного или клиентского оборудования. Формально это частный случай colocation, но с основным отличием в том, что арендаторы в основном юридические лица.
  • Выделенная зона (Dedicatedarea). В некоторых случаях владельцы дата-центра выделяют часть технологических площадей для специальных клиентов, как правило, финансовых компаний, имеющих строгие внутренние нормы безопасности. В этом случае дата-центр предоставляет некую выделенную зону, обеспеченную каналами связи, электроснабжением, холодоснабжением и системами безопасности, а клиент сам создает свой дата-центр внутри этого пространства.

Инженерные системы

Инженерная инфраструктура центров обработки данных представляет собой комплекс технических средств обеспечения доступа к вычислительным ресурсам. Это такие системы, как система бесперебойного электропитания, вентиляции и пожаротушения и т.д.

Инженерные системы дата-центра являются комплексной системой жизнеобеспечения и обеспечивают физическую безопасность вычислительных подразделений от стихийных бедствий, несанкционированного доступа, пожаров и наводнений.

Инженерная инфраструктура вычислительного комплекса еще на уровне проектирования ЦОД создается с учетом его будущего масштабирования и включает ряд резервных подсистем, в том числе обеспечивающих стабильную работу серверов и СХД, установленных в дата-центре. Она составляет большую часть себестоимости ЦОД, нередко доходя до 70%. При этом распределение затрат на подсистемы дата-центров неравномерно. Наибольшая доля, около трети всех потраченных финансовых ресурсов, приходится на стоимость системы гарантированного электропитания (34%). Также значительные траты предусматривают организация кондиционирования (21%) и архитектура самого здания (23%). На коммуникационные сети приходится 7% плюс еще около 9% на оборудование газового пожаротушения, систем управления доступом и видеонаблюдения и шкафную инфраструктуру. Наименьшую долю в крупных затратах составляет организация системы мониторинга (1%). Очевидно, что на три первых системы ложится подавляющая часть расходов (78%). Следовательно, можно добиться значительной экономии за счет их оптимизации.

При этом эксперты советуют не экономить на создании систем кондиционирования и рекуперации тепла, а уж тем более на системах безопасности и мониторинга. Основные направления оптимизации расходов должны быть направлены на создание эффективного обеспечения бесперебойного и гарантированного электропитания, а также на организацию компактной расстановки оборудования. Естественно, что эти работы должны проводиться только специалистами высокого уровня.

Расчет снижения себестоимости создания и эксплуатации ЦОД должен производиться еще на этапе его проектирования, хотя лучше озаботиться этим уже при формировании концепции.

Тщательная проработка на начальных этапах способов обеспечения отказоустойчивости и повышения времени автономной работы центра обработки данных обеспечивает успешное прохождение им необходимых процедур сертификации.

Требования к инженерной инфраструктуре ЦОД

Технологии не стоят на месте, и с течением времени создаются все более сложные информационные комплексы. Соответственно, ужесточаются нормативы, предъявляемые к инфраструктуре.

В современных ЦОД в одном помещении могут работать тысячи серверов с совокупным энергопотреблением до миллиона Вольт-Ампер. Критичность обрабатываемых ими процессов бывает такова, что любая остановка даст колоссальные финансовые потери. Например, всего 20 минут простоя процессинг-центра крупной телекоммуникационной компании приводит к убытку в 1 000 000 долларов США.

Поэтому инженерная инфраструктура ЦОД должна отвечать целому списку жестких требований, счет которых в техзаданиях идет на десятки. Вкратце можно свести их к следующим четырем направлениям:

Надежность

Достигается благодаря учету многих факторов. Это использование только современного оборудования ведущих мировых производителей, привлечение высококвалифицированных специалистов и резервирование основных узлов инженерной инфраструктуры. В общем, в эту группу входит все, что может гарантировать бесперебойное функционирование всех элементов ЦОД.

Управляемость

Управление системами инженерного обеспечения должно позволять своевременно прогнозировать все возможные сбои и поломки оборудования для заблаговременного предотвращения аварий.

Безопасность

Необходима тщательная проработка всех потенциальных угроз, включающих в себя не только технические сбои, но и любые несанкционированные действия (как сотрудников, так и недобросовестных конкурентов, хакеров и так далее). Такая проработка формируется еще на этапе планирования инженерной инфраструктуры дата-центров, позволяя гарантировать должный уровень безопасности.

Масштабируемость

Все системы инженерного обеспечения вычислительных центров должны гибко адаптироваться к растущим потребностям, в первую очередь, путем создания стандартизированных и модульных решений. Естественно, это необходимо планировать на самых ранних этапах создания центра.

Этапы построения инфраструктуры

Построение нового ЦОД – это непростой проект, реализация которого невозможна без практического опыта и видения долгосрочной стратегии развития. При проектировании и строительстве вычислительного центра необходимо учитывать множество факторов, часть из которых может быть неочевидной до начала эксплуатации.

Конкретная реализация может варьироваться, но, как правило, процесс построения ЦОД состоит из четырех этапов:

    Формирование концепции (анализ задач и поиск оптимальных решений);

    Проектирование ЦОД (разработка проекта и сметной документации, их экспертиза и все необходимые согласования);

    Строительство ЦОД (строительно-монтажные работы, установка оборудования, испытания);

    Ввод объекта в эксплуатацию (окончательное конфигурирование всех систем и процессов).

Стоимость построения инфраструктуры, а также скорость реализации решений и их эффективность в немалой степени зависят от помещения. При выборе места приходится учитывать воздействия многих внутренних и внешних факторов: техногенных, природных и человеческого. Даже если подходить только с точки зрения построения инженерной инфраструктуры, придется обращать внимание на множество деталей. Например, необходимо учитывать особенности архитектуры, нагрузку на перекрытия, огнестойкость дверей и стен, применяемые для потолочных перекрытий и стен отделочные материалы, а также наличие погрузочно-разгрузочной зоны и грузового лифта. Не меньшее значение имеют системы электроснабжения, кондиционирования, автоматического пожаротушения, охранной сигнализации и видеонаблюдения.

Изучение всех факторов, влияющих на выбор помещения, требует больших трудозатрат.

Но в дальнейшем будет намного проще выбрать действительно хорошую площадку и при этом не сталкиваться с непредвиденными расходами на этапе построения ЦОД.

С учетом важности задач, к инженерной инфраструктуре предъявляют ряд обязательных требований:

  • надежность эксплуатации
  • долгий срок службы
  • высокая управляемость
  • полная безопасность
  • легкий доступ к отдельным компонентам подсистем для ремонта и диагностики
  • бесперебойная подача электроэнергии
  • низкая совокупная стоимость владения

Общие принципы построения инженерных систем:

  • соблюдение отраслевых международных стандартов
  • высокая надежность
  • эффективность
  • физическая безопасность
  • модульность с возможностью замены неисправных модулей в режиме «горячей замены»
  • технологичность
  • управляемость. Высокая управляемость достигается путем подключения активных подсистем к центральной диспетчерской службе через стандартные сетевые интерфейсы.
  • централизованное управление инженерным комплексом и удаленная диагностика исключает возможные сбои в сети и позволяет быстро устранять аварийные ситуации.
  • информационная и физическая безопасность.
  • высокая масштабируемость.

Система технического обслуживания и ремонта инженерной инфраструктуры ЦОД включает в себя следующие виды работ:

  • техническое обслуживание;
  • плановый текущий ремонт;
  • плановый капитальный ремонт;
  • внеплановый ремонт;
  • наблюдение за работой оборудования;
  • периодический осмотр и контроль за техническим состоянием оборудования;
  • устранение обнаруженных дефектов;
  • регулировка;
  • настройка.

Что такое ЦОД на реальном примере?

К написанию данного материала о центрах обработки данных мы подошли нестандартно. С одной стороны статья носит информационно-познавательный характер, а с другой, - в качестве примера мы будем приводить настояший московский дата-центр — TEL Hosting.

Центр Обработки Данных (ЦОД) — высокотехнологичное сооружение для размещения вычислительного оборудования. Изначально ЦОДы использовались, в основном, для собственных нужд предприятий и организаций. В последнее время данный термин получил широкое распространение в коммерческой сфере, ввиду возрастания интереса к услугам частных ЦОДов и спроса на них среди клиентов.

Услуги ЦОД

Центры обработки данных предлагают своим клиентам целый комплекс телекоммуникационных услуг, связанных с хранением и обработкой информации.

Помимо стандартных решений, некоторые ДЦ предлагают дополнительные сервисы.

Стандартные сервисы центров обработки данных:

Дополнительные сервисы центров обработки данных:

  • Бекап
  • Облачные решения
  • Администрируемый сервер
  • Удаленный рабочий стол

Технологии, применяемые в ЦОДах

Высокоразвитая техническая инфраструктура, позволяющая поддерживать оптимальные условия для клиентского оборудования - ключевая характеристика для современного дата-центра. ЦОД TEL представляет собой наглядный пример такого сооружения.

Подробный рассказ о технической составляющей нашего дата-центра (по нему можно получить общее представление о ЦОДе) выложен в корпоративном блоге на Хабре.

Видеоэкскурсия

Центры обработки данных обычно имеют несколько интернет-каналов от различных провайдеров для обеспечения бесперебойной работы собственного и клиентского оборудования.

В случае, с нашим ДЦ - это каналы:

  • MSK-IX
  • DATA-IX
  • HOME-IX
  • PRIME-LINE
  • КОМКОР
  • СОВИНТЕЛ
  • МЕГАФОН

В настоящее время в Москве функционирует более 80 коммерческих ЦОДов Высокая конкуренция и близость к каналам магистральных операторов делают московские цены наиболее конкурентоспособными на российском рынке. В регионах России расценки на услуги центров обработки данных в несколько раз выше, чем в Москве.

Отличия центров обработки данных

Стандарт TIA-942

По этому стандарту все ДЦ получают определенный уровень - от tier1 до tier4.

Дата-центр TEL формально соответствует стандарту tier2+.

Формат

По этому критерию выделяют:

а) автономные центры обработки данных
б) дата-центры, арендующие площади у более крупных провайдеров
в) серверные, обычно использующиеся под нужды конкретного предприятия
г) «треш» дата-центры (не имеющие должной инфраструктуры).

ЦОД TEL Hosting находится в собственности телекоммуникационной компании TEL и относится к сооружениям первого типа.

Познавательное о центрах обработки данных








Управление инфраструктурой ЦОД: в чем разница между DMaaS и DCIM?

Средства управления инфраструктурой центров обработки данных (Data Center Infrastructure Management; DCIM) предназначены для удаленного мониторинга использования ресурсов ЦОД, состояния окружающей среды, перемещения активов и других параметров, а также для регулирования отдельных компонентов инфраструктуры дата-центра: от вентиляторов внутри серверов до системы безопасности.

Программное обеспечение из категории DCIM также позволяет генерировать отчеты, упрощает планирование мощностей и распределение ресурсов, равно как и обеспечить максимально эффективное использование электроэнергии, оборудования и площади.

В последнее время все более широкое распространение находит более современная вариация на тему DCIM. Речь идет о решениях из категории DMaaS (Datacenter Management as a Service или Управление дата-центром как услуга). Что такое DMaaS? Это облачный сервис, основанный на программном обеспечении DCIM.

Но это не просто версия программного обеспечения DCIM, выпущенная с использованием бизнес-модели SaaS. Концепция DMaaS выводит процесс сбора и обработки данных об инфраструктуре ЦОД на качественно новый уровень: данные об оборудовании и устройствах собираются из множества центров обработки данных, а затем - объединяются и анализируются.

Некоторые разработчики программного обеспечения также добавляют в свои DMaaS-решения поддержку анонимного сбора данных, поступающих из серверных ферм разных клиентов.

Такой подход необходим для выявления трендов и выработки полезных рекомендаций на основе результатов изучения действительно больших наборов данных.

Именно эта особенность DMaaS, по мнению экспертов, может потенциально трансформировать управление дата-центрами - особенно если возможности DMaaS-решений в этой области будут расширены за счет технологии машинного обучения.

Ключевой задачей в данном контексте является применение искусственного интеллекта с целью прогнозирования и предотвращения инцидентов и сбоев инфраструктуры дата-центров, а также выявления неэффективности при использовании ресурсов и/или нехватки мощностей.

Два первых игрока на рынке DMaaS — Schneider Electric и Eaton. Оба производителя получили множество данных из клиентских ЦОД благодаря своему многолетнему опыту работы в индустрии дата-центров, включая проектирование и создание модульных ЦОД и вспомогательного оборудования для дата-центров, систем распределения электроэнергии и охлаждения.

Доступ к данным такого рода, поступающих от широкого круга клиентов с разнообразными ЦОД, представляет собой реальную ценность для DMaaS-решений, которые позволяют операторам ЦОД сравнивать инфраструктуру своих дата-центров с точки зрения эффективности с глобальными контрольными показателями.

Например, DMaaS-решение EcoStruxure IT от Schneider Electric, содержит контрольные показатели, полученные по итогам анализа исходной информации из дата-центров более чем 500 клиентов и 2,2 млн датчиков.

Чем больше данных будет собираться из центров обработки данных разных типов для статистического анализа с использованием комбинации машинного обучения, обнаружения аномалий и воспроизведения потоков событий, тем более «умными» будут становиться DMaaS-решения.

Наличие больших наборов данных о производительности конкретного оборудования в определенных средах (при определенной температуре, влажности, давлении воздуха и так далее) может позволить поставщикам DMaaS-решений с большей точностью прогнозировать, например, риски сбоя оборудования.

С учетом того, что простои дата-центров вредят владеющим ими предприятиям как в финансовом, так и в репутационном плане, легко понять предпосылки для растущей привлекательности инструментов из категории DMaaS, которые могут обеспечить минимизацию даунтаймов и многие другие ценные преимущества.

По мнению экспертов, DCIM-решения будут проигрывать в конкурентной войне против DMaaS, поскольку последние проще развернуть и использовать. К тому же новые продукты обеспечивают дополнительные преимущества. Но это лишь мнения. Реальные тренды будут определять операторы ЦОД, «голосуя кошельком».

Теги: DMaaS, DCIM, Schneider Electric, SE, Eaton

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон 152-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ, уведомление, направляемое в Роскомнадзор должно содержать:

10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;

До недавнего времени данное требование не дублировалось ни в Административном регламенте Роскомнадзора, ни в формах соответствующих Уведомлений (их две - для подачи в бумажном и в электронном виде - и как ни странно они различны). Но поскольку закон-есть-закон (изменения 152-ФЗ, требующие указывать местонахождение БД с ПДн вступили в силу этим летом), то логично, что Роскомнадзор требовал с операторов указывать эти данные в уведомлении. И естественно это вызывало трудности у операторов, поскольку на вопрос что и где нужно указывать ответить никто не мог.

Но все меняется и Минсвязи выпустило Приказ от 28 августа 2015 г. N 315 (ссылки в pdf , текстовом виде).

Согласно Приказу вносятся изменения в Административный регламент - пункты 46 (данные, вносимые в реестр) и 54 (данные, указываемые в Уведомлении) дополняются следующим:

Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации.

Соответственно меняется и форма Уведомления (она приведена в приложении к Приказу). И вот тут начинается интересное.

Напомним, что согласно текущей редакции 152-ФЗ:

3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения:
Уведомление должно содержать следующие сведения:
1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
2) цель обработки персональных данных;
3) категории персональных данных;
4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
5) правовое основание обработки персональных данных;
6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;
7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
8) дата начала обработки персональных данных;
9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;
10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;

То есть Уведомление:
  1. может направляться либо в бумажном, либо в электронном виде;
  2. закон не делает разницы по составу предоставляемой информации между обоими вариантами.
И если мы посмотрим на бумажную форму Уведомления, то добавился абзац, в котором нужно указать страну, адрес местонахождения базы данных, наименование информационной системы (базы данных).

Кстати, если посмотреть в текст 152-ФЗ, то информационная система персональных данных это:

совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

Даже не говоря о том, что персональные данные могут быть не только в составе баз данных - баз данных может быть множество (и это логично), но вот указать согласно форме уведомления нужно одну. Почему так? Загадко.

Но перейдем к электронной форме Уведомления.

После трансграничной передачи данных идет раздел, описывающий сведения о базе данных. Но это по заголовку. А по тексту требуется описать адрес ЦОДа! Сразу вопрос - все перешли в облака? Что писать, если ЦОД не используется?

Заполним форму

Несмотря на предложение выбрать из справочника - никакого справочника нет. Данные вводятся вручную

Если не указать явно, что используется собственный ЦОД, то появляется запрос на указание данных о владельце ЦОДа:

Естественно ничего подобного по Административному регламенту не требуется:

46. В Реестр вносятся следующие сведения:
46.1. Регистрационный номер.
46.2. Наименование (фамилия, имя, отчество), адрес Оператора.
46.3. Адреса филиалов (представительств) Оператора (при наличии).
46.4. Дата направления Уведомления.
46.5. Цель обработки персональных данных.
46.6. Категории персональных данных.
46.7. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются.
46.8. Правовое основание обработки персональных данных.
46.9. Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых Оператором способов обработки персональных данных.
46.10. Описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств.
46.11. Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты.
46.12. Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки.
46.12.1. Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации
46.13. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.
46.14. Дата начала обработки персональных данных.
46.15. Срок или условие прекращения обработки персональных данных.

Еще одно отличие электронной формы от бумажной - возможность (необходимость?) указания всех баз данных (ЦОДов в формулировке электронного Уведомления), которые есть в организации. Ни в вышеупомянутом Приказе (и в утвержденной им формой уведомления), ни в законе подобного требования нет.





Помимо общей информации, требуемой в бумажной форме, здесь нужно указывать куда больше сведений и каждой базе данных - причем согласно форме одна база соответствует одной ИС

Требуется ли в связи со вступлением в силу этих уведомлений направлять уведомление? Согласно Закону:

7. В случае изменения сведений (ранее поданных в Роскомнадзор)… а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

То есть Закон четко говорит, что уведомлять не нужно. Согласно закону по новой форме нужно подавать данные только тем операторам, которые будут отправлять свое первое уведомление после 1-го декабря 2015-го года (дата вступления в силу изменений в Уведомлении) или на крайний случай и тем, кто отправляет уведомления после вступления в силу изменений в Законе.

Но это формально. По факту традиционно все будет решаться позицией на местах - и прецеденты уже имеются.

Начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Жданов А.П. прямо и четко сказал, что они (это управление и отдел в частности) считают, что ч. 7 ст. 22 152-ФЗ распространяется и на ситуацию с добавление в ч. 3 ст 22 новый пунктов вообще и расположении БД в частности. Т.е. они при проверках будут считать нарушение не подачу Информационного письма о внесении изменений…

И последнее. О собственно базах данных. Что это такое - определения нет. Но есть позиция Роскомнадзора

(подробнее ). То есть под понятие базы данных попадет любой упорядоченный список данных - хоть в текстовом файле. Соответственно заполняя электронное уведомление нужно указать все места расположения всех упорядоченных массивов информации. Для всех офисов, ЦОДов и субподрядчиков. Благо пока не требуют указывать адреса личных (BYOD!) и домашних компьютеров.

Подведем итоги:

  1. Уведомления бумажное и электронное существенно отличаются.
  2. Согласно 152-ФЗ персональные данные могут быть только в составе баз данных.
  3. Что есть база данных - определения нет, но скорее всего толковаться будет как неким образом упорядоченная информация, сохраненная в электронном виде.
  4. Указывать нужно места хранения только баз данных для граждан РФ. В принципе понятно, откуда взялось это требование - оно родилось на волне требований о переносе мест обработки персональных данных в Россию. Но войдя в закон - оно стало выглядеть странно - мы не заинтересованы в защите данных граждан и подданных иных стран? Отсюда же кстати возникли и базы данных - борьба шла за перенос из зарубежных ЦОДов. Но опять же войдя в закон это стало источником странностей.
  5. Не определено, что есть месторасположение. С какой точностью нужно указывать согласно закону - с точностью до страны или дома? Лично мне не понятно, зачем государству знать все места расположения всех персональных данных (да - согласно букве закона - с точностью до последнего мобильного на любой момент времени, если на нем хранится упорядоченная информация).

Теги: Добавить метки

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...