Организация профилактической деятельности в работе классного руководителя. Методические рекомендации «Роль классного руководителя в профилактике несчастных случаев и детского травматизма

Формирование ответственного отношения к учебе является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Веду ежедневный контроль успеваемости и посещаемости, информирую родителей, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Подробнее остановлюсь на организации досуга , внеклассной работе. Это одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному отдыху, формированию законопослушного поведения.
Стараюсь привлекать как можно больше ребят своего класса к участию в предметных олимпиадах (шк.и районная олимпиада по географии и другим предметам), поощрять их за участие. В этом учебном году победителями и призерами в ройонных олимпиадах стало 8 обучающихся 7а класса. Привлекаю к участию в дистанционных конкурсах (Пермский географический чемпионат, «Олимпус»), к исследовательской деятельности.

В прошлом учебном году ребята приняли участие в конкурсе « История твоей семьи в истории Тверской земли» в рамках программы «Корнями дерево сильно» . Журавлева Н. победила в муниципальном этапе конкурса и участвовала в региональном этапе в г. Бежецке.

Стараюсь вызвать у ребят интерес к краеведческой работе, к изучению природы, истории и культуры родного края. Учащиеся моего класса в текущем учебном году приняли участие в областной викторине по географическому и историческому краеведению, совместив поездку с экскурсией по городу Твери. В данный момент мы участвуем в областной Интернет-игре «Достопримечательности Тверской губернии».

Принимая участие в районных и областных фотоконкурсах («Мое увлечение», «Зеркало природы», «Времена года» и др.) учимся видеть красоту окружающего мира.

Будучи начальником летнего оздоровительного спортивно-краеведческого лагеря «Пламя» на базе школы, активно вовлекаю ребят своего класса в работу лагеря, тем самым организуя их занятость в каникулярное время. В этом году 6 человек из моего класса будут посещать лагерь. Большой интерес в последние годы вызвали проекты «Забытые храмы Краснохолмского района», акция «Дорогами памяти», «На родину героев», экологическая акция «Чистый стадион» и др. Вовлечение ребят в поисково-экскурсионную деятельность способствует воспитанию гражданского сознания, патриотизма, любви к своей малой родине, а также положительно сказывается на формировании чувства товарищества, дружбы, ответственности за судьбу своей Родины, развивает познавательные интересы и кругозор, отвлекает от бессмысленного времяпрепровождения, отдых становится содержательным, заполнен полезной деятельностью.

Организация путешествий и экскурсий играют важную роль в профилактике правонарушений. Приобщение детей к культурному, природному наследию сказывается положительно на их воспитании, формирует положительную мотивацию. Со своими ребятами мы побывали во многих местах, увидели много достопримечательностей, знакомились с многими интересными людьми.

Вышний Волочок – край художников, Кашин, санаторий «Кашин», Калязин, Углич – город на Золотом кольце России, Молоково и его окрестности. Устюжна Вологодская область – город на Русском Севере, с. Даниловское –усадьба Батюшковых, д. Божонка – места, где совершилась Ситская битва (1238), снова В. Волочок.

В Краснохолмском районе посетили Николаевский Антониев монастырь, совершили экскурсии к 7 православным храмам, в карьер д. Могочи, побывали на родине Русина Н.П. в д. Поповское и в других местах.

Все это помогает развитию положительных интересов, обогащает духовно и эмоционально, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Всячеки стараюсь поддерживать своих ребят в их стремлении заниматься физкультурой, спортом, к участию в различных соревнованиях школьного и других уровней. Объясняю им необходимость занятий в спортивных секциях. Провожу беседы и кл. часы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков, по экологической тематике («Здоровое питание», «Курить-здоровью вредить», «Мифы об алкоголе», «Человек и природа», «Мое увлечение», «Путь к звездам» и др.) Командные соревнования, КВНы, разнообразные конкурсы в которых ребята участвуют и как непосредственные участники и как болельщики способствуют негативному отношению к вредным привычкам, воспитанию чувств стремления к успеху, взаимопомощи и взаимоподдержки.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются также специалисты (медсестра школы Мараева Е.Н., психиатр ЦРБ Грибова – частые гости у ребят).

Организация досуговой деятельности учит детей, как правильно провести свободное время без употребления алкоголя, табака. Интересно проходят у нас классные развлекательные мероприятия. Например:

Поздравления с днем рождения, где именинникам вручаем подарки и открытки, изготовленные своими руками,

классные «огоньки», где каждый может себя проявить в различных конкурсах, ролях и т.д.,

новогодние праздники,

Выезд на озеро,

пионерские дела,

проводим экскурсии в пожарную часть.
Такие мероприятия способствуют сплочению коллектива, учат детей с пользой для себя организовать досуг, а также получить некоторые навыки здорового образа жизни.

В рамках правового воспитания проводятся классные часы с участием работников правоохранительных органов (ГИБДД, прокуратуры), частый гость Коровина Т.М. – секретарь КДН администрации района. Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия

Работа с родителями ведется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей. На родительских собраниях касаемся тем: «Возрастные особенности школьников», «Развитие интересов подростка», «Участие родителей в организации досуга детей» и др.

Как классный руководитель знакомлюсь с жилищно-материальными условиями обучающихся, взаимоотношениями в семье, знакомлю родителей с успехами ребенка и возникающими проблемами. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка.

Существуют некоторые трудности в работе с родителями. Не все родители заботятся серьезно о духовно-нравственном воспитании ребенка, видя свою роль в том, чтобы накормить и одеть, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В некоторых семьях ослаблен контроль за свободным временем, за поведением ребенка, отсутствует должное взаимопонимание и доверие. Родители не всегда глубоко вникают в проблемы учебной деятельности.

В своей работе по профилактике правонарушений в классе не обходится без трудностей. В моем классе дети очень эмоциональны, подвижны, все еще присутствует агрессия в поведении и недостаток толерантности. Увлекшись игрой или выяснением отношений могут перейти границы дозволенного. Могут попасть под дурное влияние друзей. Не всегда бывают ответственны за порученное дело.

Особое внимание уделяю индивидуальной работе с обучающимися, стоящими на учете в КДН. Таких в классе 2 чел. Постоянно контролирую их посещаемость и успеваемость. Стараюсь быть в курсе их занятий во внеурочное время (кружки, секции и т. д), поддерживаю контакт с родителями. Привлекаю этих ребят к участию в классных и школьных мероприятиях.

Над решением этих проблем предстоит еще много работать.

по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков

1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности

Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.

Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.

Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.

Своевременное информирование родителей этих учащихся (телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому).

Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.

Беседа психолога с этим учащимся.

Беседа социального педагога с прогульщиком.

Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.

Вызов на педагогический совет школы.

Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.

2. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений обучающегося

Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.

Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.

Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.

Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).

Приобщение к общественной жизни класса и школы.

Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

Использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены).

Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.

Посещение учащегося на дому вместе с милицией.

Постановка на внутришкольный учет.

Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.

Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.

3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры обучающихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.

Знакомство обучающихся с правилами поведения в школе.

Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.

Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.

Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.

Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).

Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.

Организация дежурства по классу и школе.

Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.

Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек города.

Привлечение обучающихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.

Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.

4. Действия учителя в отношении обучающихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков .

Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.

Просветительская работа среди обучающихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.).

Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).

Индивидуальная беседа с обучающимися, замеченными в распитии спиртного или курении.

Информирование родителей этого ученика.

Обследование обучающегося у нарколога.

Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика.

Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы.

Направление обучающихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям.

Использование возможностей ОДН и КДН в разрешении данной проблемы.

Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры обучающихся.

Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.

Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения.

Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.

Обеспечение бесплатными учебниками.

Помощь в определении обучающихся в летний оздоровительный лагерь при школе.

Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул.

Активизация профориентационной работы среди подростков

Тамара Санникова
Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

План подготовки педагогического сов ета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель: проведение системного анализа работы учреждения образования по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задач и:

1. Определение проблемных направлений в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Определение сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Выбор соответствующих форм и приемов работы с учащимися, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями.

4. Формирование стремления к взаимообмену эффективным педагогическим опытом построения отношения с обучающимися и их родителями на основе личностно-ориентированного подхода.

Ожидаемый результ ат:

Создание условий для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на снижение роста правонарушений, преступлений;

Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам практического действия, направленного на снижение роста правонарушений и преступлений.

Форма педагогического совета: круглый ст ол.

Виды деятельности

1. Организация методической выставки «Эффективные методы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»

2. Подготовка к проведению групповой работы педагогов по проблеме «Трудный ребенок – кто он?» Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

3. Составление и реализация плана Декады правовых знаний“Мы и закон” Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

4. Проведение и анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

5. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

Выявление эффективных приемов и методов профилактической работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями (занятия реабилитационной группы, клуба «Подросток» Руководитель МО Бакштай О. П.

Составление проекта решений педагогического совета Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

План работы

заседания педагогического совета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

1. Введение в тему педагогического совета. Выбор наиболее точного определения «Трудный ребенок – кто он?»

Работа в группах. Директор Изобова И. М.

2. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования

3. Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития.

4. Анализ эффективности работы реабилитационной группы, клуба «Подросток».

Информация педагога социального Звонковой Т. Н., руководителя клуба «Подросток» Сазоновой Е. Н.

5. Анализ анкетирования «Закон и мы» по проблеме формирования законопослушного поведения.

Информация заместителя директора по ВР Санниковой Т. В.

5. Разработка памяток по организации индивидуальной и коллективной профилактической работы с несовершеннолетними

Работа в группах. Руководитель МО классных руководителей Бакштай О. П.

6. Подведение итогов. Обсуждение и принятие решений.

Информация директора школы Изобовой И. М.

Ведение в тему педагогического совета

«Трудный ребенок – кто он?»

Изобова И. М.

Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации Подростки не готовы к преодолению возрастающих стрессовых ситуаций и страдают от их возможных негативных последствий. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос «Кого мы называем трудным подростком?»

Для этого у вас на столах лежат маленькие листочки зеленого цвета по 4 для каждого члена команды. Возьмите их в руки. А сейчас подумайте и запишите по одному качеству «Трудного ребенка» на каждом листочке. Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать вы должны произнести вслух, чтобы члены вашей команды знали, что это «качество» уже занято.

Сейчас из 16 карточек вы должны оставить 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».

Разложите карточки по образцу в 3 столбца по 3 карточки в каждый. Далее, используя 3 карточки по диагонали, или горизонтали, или вертикали, составьте предложение «Трудные ребенок – это …». Возьмите лист желтого цвета и запишите его. Далее озвучьте предложение вашим членам группы и выберите наиболее удачное. А номер 3 озвучит всем.

«О системе работы педагогического коллектива

по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Санникова Т. В., заместитель директора по воспитательной работе

В системе профилактической деятельности учреждения образования выделяются два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Для достижения профилактических целей используется эффективная система методов и средств воздействия на личность правонарушителя.

Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в учреждении образования носит систематический характер и проводится по направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с законными представителями;

д) организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул;

е) работа с детьми девиантного поведения;

В школе реализуется комплекс мер, направленных на повышение социального-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей.

В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежемесячно проводятся заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основной целью является усовершенствование системы оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации; предупреждение противоправного поведения учащихся школы; профилактика вредных зависимостей, употребления токсических и наркотических веществ; профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся; активизация воспитательной позиции законных представителей.

Всего за 2016 календарный год проведено двенадцать плановых заседаний Совета, из них 2 (24.10.2016, 25.05.2016) совместных заседания Совета учреждения образования» Яновичская средняя школа Витебского района» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и Совета общественного пункта охраны и порядка при Яновичском сельском исполнительном комитете.

Динамика положения дел в семьях, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, в семьях, где воспитываются дети, состоящие на внутреннем контроле, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних в ОВД Витебского райисполкома, ежемесячно рассматривалась на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования.

Показателем эффективности профилактической работы учреждения образования является количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися.

На профилактический учет в ИДН Витебского РОВД 10.06.2016 года поставлены Точиленко Владислав, Точиленко Станислав, Юпатов Сергей. За период с 10 июня по 10 декабря 2016 года с ними и их законными представителями проведена профилактическая работа.

В школе организована работа клуба «Подросток» под руководством Сазоновой Е. Н, проводятся еженедельно занятия реабилитационной группы с дневным пребыванием детей (социальный педагог Звонкова Т. Н.). В субботу члены реабилитационной группы вовлечены в общешкольные мероприятия.

С целью обеспечения полезной занятости несовершеннолетних различных видов учета проводятся занятия по интересам, факультативные занятия, культурно-массовые мероприятия в шестой школьный день.

Факультативные занятия и занятия дополнительного образования посещают 100% школьников, состоящих на всех видах учета.

Одним из эффективных методов профилактического воздействия является постановка детей с девиантным поведением на внутренний контроль.

На протяжении года количество состоящих на внутришкольном контроле детей периодически уменьшалось и остановилось на цифре два.

Настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дают возможность получить положительные результаты.

В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений организованы встречи с помощником прокурора Витебского района Осипенко Е. В., заместителем КДН Адамович Е. С. «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».

Педагог-психолог УО «СПЦ Витебского района» Гана Валерьевна провела индивидуальные коррекционные занятия с учащимися «Конфликты и их решения».

Вывод: в учреждении образования организована целенаправленная работа по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Закона о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

1. Проводить дальнейшую работу по своевременному выявлению семейного неблагополучия и отрицательного влияния семьи на развитие ребенка

2. Рассмотреть на очередном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования вопрос о повышении ответственности за раннее выявление семейного неблагополучия среди дошкольников в ГУО «Яновичский ясли/сад Витебского района», УЗ – неорганизованные дошкольники (от 0 до трех лет)

3. В связи с тем, что профилактическая работа с обучающимися и их семьями не привела к полной стабилизации семейного благополучия, необходимо усовершенствовать работу СППС через комплекс мер:

3.1. Усилить ответственность работников ГУО “Яновичский ясли-сад”, УЗ за раннее выявление признаков семеного неблагополучия и сообщения о нем в учреждение образования для экстренного реагирования

3.2. Заслушать на заседании СП ежемесячно отчеты классных руководителей о работе с семьей и ребенком

3.3. Изучить требования по ведению документации личных дел СОП, ВШК, ИДН на методическом объединении классных руководителей до 5 января 2017 года. Руководитель МО Бакштай О. П.

3.4. Исключить формальный подход в работе с ребенком, признанным в социально опасном положенни, и его семьёй со стороны классных руководителей Родулевич Д. О., Савенка Н. А.

3.5. Своевременно оформлять необходимые документы по требованию органов опеки и попечительства, РОВД, ИДН

3.6. Социальному педагогу докладывать администрации УО о состоянии документации по ведению личных дел СОП, ИДН, ВШК ежемесячно

3.7. В профилактической работе с неблагополучными семьями придерживаться алгоритма взаимодействия всех заинтересованных структур постоянно

Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития групповая работа с педагогами

Бакштай О. П., руководитель МО

Я предлагаю вам обменяться мыслями, идеями по организации системы деятельности по работе с трудными детьми. Для этого возьмите лист голубого цвета и запишите 5 идей - предложений по организации работы с трудными детьми, на это вам дается 5 минут, записали – подвели черту.

А сейчас встаньте из-за своих столов, задвиньте стулья, найдите пару с коллегой из другой группы обменяйтесь идеями и запишите себе новые, подвели черту, на это вам дается 2 минуты.

Теперь присядьте за стол в свою команду и обменяйтесь идеями и запишите недостающие.

У какой команды наибольшее количество идей?

Команда зачитывает, остальные отмечают уже озвученные идеи и потом дополняют.

Идеи записываются на доске.

О работе реабилитационной группы дневного пребывания

при ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Педагог социальный Звонкова Т. Н.

На базе учреждения образования второй год работает реабилитационная группа дневного пребывания.

Деятельность реабилитационной группы регламентируется положением, утверждённым директором учреждения образования. Зачисление и отчисление детей в реабилитационную группу производится на основании заявлений законных представителей несовершеннолетних, оформляется приказом руководителя учреждения образования.

Несовершеннолетние посещают реабилитационную группу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Реабилитационную работу с детьми проводят специалисты СППС, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий. В четверг – проводит педагог социальный Звонкова Т. Н. ; в субботу – классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий согласно плану работы.

Цель работы реабилитационной группы:

Оказание помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи реабилитационной группы:

профилактика социального сиротства;

психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних;

налаживание и укрепление детско-родительских отношений;

помощь в стабилизации обстановки в семье;

развитие навыков культурного поведения несовершеннолетних;

содействие несовершеннолетним в преодолении трудностей в учёбе;

полезная занятость детей во внеурочное время.

Формы реабилитационной работы с детьми подбираются в зависимости от проблем, потребностей и ресурсов семьи и несовершеннолетнего.

Одночасовое занятие группы делится на 2 части: в первой части занятия проводится коррекционная работа с несовершеннолетними (занятия с элементами тренинга, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, ролевые игры, дискуссии).

Во второй части занятия используются интерактивные формы работы, проводятся викторины, игры, спортивные, практические занятия. Самыми яркими занятиями реабилитационной группы в 1 и 2 четвертях были следующие мероприятия: выпуск листовок «Я против курения», тренинг «Моя школа», творческий отчёт «Мои каникулы», час общения «Доверие», игра «Портрет коллектива», психологическая игра «Невероятное путешествие».

О работе клуба «Подросток»

на базе ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Руководитель клуба «Подросток» Сазонова Е. Н.

Задачи клуба:

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Знакомство подростков с новыми формами поведения;

Обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения;

Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности;

Знакомство подростка с самим собой;

Повышение уровня знаний подростков о свойствах человеческой психики и личности, механизмах действия психоактивных веществ, социальных и психологических законах функционирования человека в обществе;

Гуманизация системы ценностей подростка;

Формирование ответственного отношения к личностным выборам;

Развитие у обучающихся навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Занятия в клубе проходят 2 раза в месяц; тема занятий соответствует запланированной.

Приоритетными направлениями деятельности клуба являются

Организация и проведение мероприятий по направлению

деятельности клуба;

Организация содержательного досуга и общения обучающихся;

Занятия в клубе посещают дети в возрасте преимущественно 9-14 лет.

С целью организации и проведения совместного досуга для всех членов клуба регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, праздники, игровые и конкурсные программы).

Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних

Для понимания специфики поведения детей и подростков мы провели исследование представлений о законопослушном поведении и возможных средствах его формирования. В результате выяснено следующее.

1) Дети и подростки, их родители достаточно единодушно утверждают, что формирование законопослушного поведения необходимо для того, чтобы:

а) Был порядок в стране;

б) Жизнь была безопасной;

2) Из известных им законов, защищающих права ребенка, прежде всего, называют:

1 место: Конституция РБ;

2 место: Закон РБ «Об Образовании»;

3 место: Устав школы.

3) Дети и подростки, отвечая на вопрос о правилах поведения, очень редко могут сформулировать для себя конкретные правила (за исключением – не пить, не курить, не грубить старшим). В лучшем случае они называют такое правило, как быть дисциплинированным. Родители считают, что важнейшим правилом является «уважать старших».

4) В связи с тем, что подросткам и родителям достаточно сложно сформулировать собственные жизненные правила, им также трудно назвать те правила, от которых они готовы отказаться. Чаще всего звучит ответ: «не знаю», «все устраивает».

Из конкретных правил, от которых они готовы отказаться подростки называют школьную форму и комендантский час.

Родители детей и подростков готовы отказаться от несправедливости, насилия и жестокости в современном обществе.

5) В вопросе о правилах, от которых современные дети и подростки никогда бы не отказались, в первую очередь они говорят о таких конкретных правилах как «не убий», «не ограбь», «не унижай детей», «не груби старшим». В тоже время многие дети и подростки честно ответили, что не знают ответа.

Родители очень четко определяют здесь свои приоритеты: порядочность и пунктуальность (вовремя приходить и уходить с работы; все выполнять в срок).

6) На вопрос, какие же правила соблюдают их друзья, самый типичный ответ – это «почти все» или «никакие». Из определенных ответов чаще всего звучало «не нарушать порядка. Соблюдать правила в общественных местах». Их родители отметили такие важнейшие правила: «не обижай и не оскорбляй людей», «защищай свои права», «уважай старших».

7) В вопросе. почему же дети и подростки нарушают правила и законы, они отмечают:

а) нечем заняться;

б) взрослые показывают пример;

в) не уважают правила и нормы общества, законы для них ничего не значат;

г) хотят показать себя, отличиться;

д) нехватка внимания.

Родители здесь единодушны:

а) дети и подростки видят только свои права, забывая об обязанностях;

б) отсутствие положительного примера взрослых;

в) не думают и не знают о последствиях;

г) снижение моральных норм в СМИ;

д) попадают в плохую компанию.

8) Для самих детей и подростков, идея, что законы надо соблюдать выражается в следующем:

а) так как они соответствуют традициям и нормам общества;

б) так как за несоблюдение закона могут наказать;

в) независимо от обстоятельств;

г) когда они совпадают с собственными правилами и убеждениями;

д) не знаю

9) Достаточно любопытно распределились ответы о свободном времени детей и подростков. Их стабильные интересы:

Гулять с друзьями;

Отдыхать дома или заниматься домом;

Спорт и делать уроки.

Для родителей свободное время их детей выглядит как то, что их ребенок гуляет с друзьями или помогает по дому. Впрочем, многие родители отмечают, что у их детей практически нет свободного времени.

10) Ответы детей и подростков о том, чем бы им хотелось заниматься в свободное время, мало чем отличаются от того, чем они занимаются на самом деле. Вновь они называют: гулять, отдыхать, проводить время с друзьями. Родители добавляют, что они хотят только «тусоваться» и играть в компьютерные игры.

11) На вопрос о том, в какие объединения входят современные дети и подростки, они чаще всего отвечают: -БРСМ, БРПО.

Таким образом, современные дети большую часть своего свободного время проводят дома, ограничивая возможности для своего социального развития.

12) Что должны делать взрослые, чтобы дети соблюдали правила и законы: - личный пример взрослых;

Воспитывать своих детей;

учить законам и правилам.

Организация

индивидуальной и коллективной работы с проблемными детьми

Бакштай О. П., руководитель МО

А сейчас мы переходим к практической работе. Используя идеи, которые мы с Вами выдвинули, за 10 минут вы должны составить:

1 команда – «Памятка классному руководителю «Система профилактической работы с «трудными детьми».

2 команда – Буклет для родителей «Система профилактической работы с «трудными детьми».

3 команда – Постер для учащихся «Где и как мне могут помочь?»

Презентация памяток, буклетов, постеров.

Памятка

классному руководителю

по работе с проблемными детьми

1. Завести дневник наблюдений.

2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6. Ежемесячно проверять занятость в кружках.

7. Ежедневно встречаться с подростками.

8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики.

9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

12. Предупредить возможность неправильных действий детей.

13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

14. Обучить детей методам самовоспитания.

15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.

16. Индивидуальное шефство.

17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.

18. Привлечение родительской общественности.

19. Поддерживать тесную связь с ИДН.

Анализ работы по профилактике и предупреждению правонарушений.

В школе разработана и функционирует система работы по профилактике и предупреждению правонарушений.
Работа ведётся по ряду направлений:
Выявление детей и семей нуждающихся в специальной помощи. Изучение данного контингента учащихся, выявление проблем.
Координация и осуществление профилактической деятельности.
Реализация программ индивидуального сопровождения учащихся.
В учреждении на учебный год был составлен (в соответствие с социальными картами каждого класса) социальный паспорт школы.
Данные из социального паспорта школы на учебный год свидетельствуют об увеличении числа неполных семей (122 неполные семьи), недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат увеличение количества семей, находящихся в социально-опасном положении (16 семей) и как следствие учащихся «группы риска» (17 учащихся – стоят на ВШУ, 4 из которых стоят на учёте ПДН).
В школе профилактическая работа ведётся через:
Реализацию профилактических мероприятий («Полезные привычки» - 4 класс, 6 класс; «Детство без алкоголя» - 7 класс, 8 класс; «Все цвета кроме чёрного» - 2 - 4 классы; «Школа без табака» - 7-10 классы; «Школа взаимопонимания» - 8-10 классы; «Учимся общаться» - 5-6 классы; «Планета толерантности» - 5-10 классы).
Систему дополнительного образования (кружки, спортивные секции), которые обеспечивают занятость учащихся. В школе действуют 7 кружков по различным направлениям: спортивный кружок «Я и моё здоровье» - дети узнают комплексы упражнений для укрепления своего здоровья, знакомятся с элементами массажа; кружки художественного творчества - «Мир сказок», «В мире книг», «В мире театра», где дети не только путешествуют по сказкам, но и сами себя ощущают сказочными персонажами; «Умелые руки» и «Весёлая мастерская», основной задачей которых является развитие общей и мелкой моторики учащихся, где дети создают необыкновенные поделки из простейших материалов, развивая эстетический вкус; эколого - биологический кружок «Цветоводство», привить любовь к природе, родному краю основная задача этого кружка.
На протяжении нескольких лет ведёт свою работу историко – литературный музей, в котором освещается история Орловского края. Сами учащиеся являются экскурсоводами музея. Они с большой ответственностью относятся к проведению экскурсий для учащихся школы, студентов ОГУ, учителей, родителей.
Организация системы практических бесед на классных часах, часах общения, общешкольных собраниях.
Проведение месячников по формированию здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Осуществляется межведомственное взаимодействие: планирование совместной работы с инспектором ПДН; взаимодействие с врачами специалистами.
Классные часы, беседы, встречи с инспектором ПДН, занятия в кружковой деятельности, участия в викторинах, праздниках здоровья, общешкольных мероприятиях помогли улучшить психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Меры педагогического воздействия:

В школе еженедельно проводятся дисциплинарные линейки, на которых подводятся итоги недели по «Дисциплинарному календарю», по пунктам: сменная обувь, пропуски и опоздания на уроки, культура поведения, вредные привычки.
За активное участие в общешкольной работе, творческой и спортивной деятельности, успехи в учёбе, труде, дети награждаются благодарственными грамотами, сувенирами. Для учащихся проводятся общешкольные праздники: «Хлеб – всему голова», «Масленица», «Смотр строя и песни», «Школьная кругосветка» и многие другие.

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»:

Индивидуальная коррекционная программа составляется на каждого учащегося «группы риска» и включает следующие разделы:
1. Информация о ребёнке и его родителях;
2. Психолого-педагогическое изучение учащегося;
3. Организация психологической, социальной помощи;
4. Организация свободного времени учащегося;
5. Учёт и результаты работы.
Это направление является наиболее важным, так как направлено на оказание конкретной помощи ребёнку.
В учебном году на дому посещены все социально-неблагополучные семьи, еженедельные консультации родителей проводятся социальным педагогом и педагогом психологом школы (В учебном году было проведено 12 индивидуальных и 5 групповых консультаций).
В течение учебного года в комиссию по делам несовершеннолетних были поданы документы в отношении родителей учащейся 8а класса Классные руководители имеют постоянный контакт с семьями группы риска, но администрации школы в течение года неоднократно беседовала с родителями учащихся. Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Основные направления взаимодействия семьи и школы:

1. Изучение условий семейного воспитания.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса и его результатах.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
К ним можно добавить:
-выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
-участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; - проведение дней здоровья и совместных праздников с участием родителей.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести, организуемые классными руководителями и учителями, беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семей, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Формы и методы, применяемые в профилактической работе, не унижают честь, достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и их родителей и не создают негативное отношение к учащимся и родителям.
Профилактическая работа в учебном году дала положительные результаты. Школа продолжит работу с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений по данным направлениям в предстоящем учебном году.

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.Учитывая особенности современ-ных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психо-логическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей,МБОУ "Стычновская СОШ" были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2013 −2018 гг.:

Создание в школе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя обучающихся, учителей и родителей;

Развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;

Развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;

Вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактикудевиантного поведения;

Отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения обучающихся;

Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучаю-щихся;

Психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;

Ориентация на здоровый образ жизни, привлечение обучающихся к занятиям спортом;

Оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

Привлечение обучающихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.

Формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

Установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.

Компоненты (составляющие) сферы деятельности воспитательной работы так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.

В школе с 2013 г. работаетпрограмма воспитания и социализации обучающихся "Школа - социокультурный центр села«.Цель программы: представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образо-вательного процесса;
  • демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Воспитательная работа в школе,работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероп-риятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних по программе «Правильный выбор», которая рассчитана на 2013-2018гг.Вся работа осуществлялась по следующим направлениям:

1) ликвидация пробелов в знаниях;
2) борьба с пропусками занятий и самовольных уходов;
3) организация досуга обучающихся;
4) занятость обучающихся в свободное время;
5) пропаганда здорового образа жизни;
6) правовое воспитание;

7) работа с родителями.

Направления воспитательной работы по профилактике правонарушений

1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями-предметни-ками способствует решению проблемы с обучением обучающихся, имеющих трудности в освоении программы.В школе ведется ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование роди-телей,позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовывалась помощь педагогами-предметниками и успевающими учениками, индивидуальные занятия и консультации.Неуспевающихобучающихся в 2016-2017 учебном году в школе не было ни за учебные четверти, ни за год.

2. Борьба с пропусками занятий и самовольных уходов является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий обучающимися школы. С этой целью:

Ведётся ежемесячный мониторинг пропусков обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины.

Сведения о пропусках уроков регистрируются заместителем директора по УВР в специальном журнале, выявляется причина пропусков;

Классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале;

Учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

Классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому).

Обучающихся, пропускавших занятия без уважительных причин и склонных к самовольным уходам из дома, в 2016-2017 учебном году в школе не было.

3. Организация досуга обучающихся

Широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу молодёжных организаций, кружков- одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Воспитательная работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей обучающихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

Гражданско-патриотическом;

Спортивно-оздоровительном;

Художественно-эстетическом;

Духовно-нравственном;

Трудовом;

Экологическом и др.

Воспитательная работа в школе реализуетсяпо программе «Школа- социокультурный центр села». Все обучающиеся школы за 2016-2017 учебный год были охвачены внеклассной деятельностью: принимали участие в подготовке и проведении общешкольных традиционных мероприятий, активно участвовали во всех проводимых школьных и районных акциях.

Более 50обучающихся школы в течение года принимали участие в школьных предметных олимпиадах,спортивных мероприятиях, спортивных соревнованиях на муниципальном уровне, участвовали в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, конкурсах муниципального, регио-нальногои Всероссийского уровня.

4.Занятостьобучающихся в свободное время является одним из важных факторов профилактики, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции ДО. Дети посещали не только школьные кружки и спортивные секции, но и кружки СДК, библиотеку, спортивную площадку на территории школы.

В школе все 100% обучающихсяохвачены кружковой работой: «Мир вокального искусства», «Наш выбор-здоровье», «Музей», ЮИД «Светофор», ДЮП «Добровольцы», спортивнаясекция «Баскетбол», «Спортивный туризм», «Донская вольница»

В школе проводились трудовые рейды, трудовые десанты, направленные на приобщение воспитанников младшего, среднего и старшего звена к систематической работе по благоустройству школы и прилегающей к ней территории, обелиска погибшим воинам.Привлечение детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов различных мероприятий, рейдов, акций помогало удовлетворить потребность ребят в общении, организовать их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Классные руководители вовлекали детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы летом, планировали и проводили мероприятия во время каникул, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.Обучающиеся старших классов работалиот центра занятости помощниками воспитателями в оздоровительном лагере на базе школы.

5. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, в школе были выявлены сильнейшие обучающиеся из них формировались сборные команды школы для участия в школьных, районных соревнованиях. В начале учебного года был составлен календарь спортивно-массовых мероприятий, в течение года проводились различные виды соревнований.

С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводились единые тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

Пропаганде здорового образа жизни были посвящены такие мероприятия:

Мероприятия в рамках декады «SOS»;

Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;

Акция «Я выбираю спорт как альтернативу».

Проведены классные часы по следующим темам:

2 - 4-й классыЧто такое хорошо и что такое плохо", "Курить - здоровью вредить";,5, 6-й класс "Мифы об алкоголе""Школьнику о вреде никотина«,

7-й, 8-й «Кто кого или подросток в мире вредных привычек», 10-й класс "Жизнь без наркотиков",11-й класс"Мы против наркотиков«

6. Правовое воспитание

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовер-шеннолетнихбыли проведенымесячники и недели профилактики правонарушений. В их организации участвовали не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводились следующие мероприятия:

участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);

неделя правовых знаний. Встречи с работниками ОДН ОВД;

Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);

месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);

конкурс рисунков на темы: «Права и обязанности гражданина РФ», «Права детей».

В школе оформлен уголок правовых знаний, в котором регулярно обновляласьинформация.

1раз в полугодие проводилась неделя правовых знаний:

в 1полугодии - неделя правовых знаний «Закон для всех»;

во 2-ом полугодии - неделя правовых знаний «Территория подростка».

Были проведены беседы на классных часах, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних, которые давали мотивацию на ответственность за свои действия.

Роль классного руководителя заключалась в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивали активность, формирование жизненных позиций.
В течение 2016-2017 годаклассные руководители провели классные часы:

2 - 4-й классы
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Правила поведения в общественных местах»

5, 6-й класс
"Мы и улица, наши интересы«\

«Конвенция ООН о правах ребенка»

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

7-й, 8-йкласс
«Права и обязанности школьника»;
Почему подросток совершает преступление"
«Поговорим об ответственности»

10-й класс

«Преступления и его последствия»
«Как научится быть ответственным за свои поступки»

11-й класс
«Административная и уголовная ответственность»;

Выпуск буклета «Роль классного руководителя в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений»

7. Работа с родителями по профилактике правонарушений строится планово. В начале каждого учебного года классные руководители создавалипаспортизацию семей по выявлению трудных детей и семей, находящихсяв социально-опасном положении. Так за период 2016 -2017 год были посещены все семьи обучающихся, в том числе неполные и многодетные, но следов неблагополучия в этих семьях не было выявлено, что подтверждается в актах посещений. В случае выявления негативных фактов,должныбыли проинформировать Совет профилактики школы. При посещении семей классные руководители знакомились с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводили беседы с родителями и со взрослыми членами семьи, составляли акты обследования жилищных условий, выясняли положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являлось:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом являлось необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях должна формироваться положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями велась большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводились лекции по воспитанию обучающихся,согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания "Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания","Роль семьи в профилактике правонарушенийи преступлений«.

Проводилась профилактическая информационно-разъяснительная работа с родителями. На классных собраниях проводились беседы: «Права и обязанности подростков», «Заботьтесь о безопасности своих детей».

«Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия были направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.Наряду с этим организовывались и проводились вечерние рейдына территории сельского поселения и школы, где в состав комиссии вместе с классными руководителямии администрацией школы входилипредставители родительского комитета.

Для установления доверительных отношений между родителями и педагогами была проведена следующая работа:

Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.

«День открытых дверей» для родителей.

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

Проведение родительского всеобуча:

Лекторий для родителей

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов

6) Свободное время и развлечения обучающихся.

Выпуск буклетов:

1. «За здоровый образ жизни»,

2. «Психологические особенности подросткового возраста»

3. «Как создать атмосферу доверия в семье»

4. «Мой ребенок - моя забота»

За период 2016-2017 гг., не было совершенони одного правонарушения. Для реализации индивидуальной программы подростка классным руководителем, социально-психологической службой школы, педагогами школы использовались различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с обучающимся:

Изучение особенностей личности подростка, занятия с психологом по коррекции его поведения;

Посещение на дому с целью контроля подростка, его занятость в свободное от занятий время, а также каникулярное время, подготовка к урокам;

Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки обучающегося к занятиям;

Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростка;

Индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростком;

Вовлечение подростка в общественно значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ и проектов;

Вовлечение обучающегося в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Одним из важных факторов профилактики являлась занятость обучающегося в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделялось развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростка в кружки и секции.

Классным руководителем проводились профилактические беседы с подростком: «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справляться с агрессией», «Аромат жизни без привкуса табака», «Наркотик - орудие самоубийства»; «Почему так трудно учиться?», «Закон и порядок». Проводились беседы с родителями «Психологический климат в семье», «Ответственность родителей» и др. Тесное взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками способствовало решению проблемы с обучением обучающегося. При возникновении трудностей в изучении отдельных предметов (алгебра, русский язык, английский язык) подростку была оказана помощь в обучении, проводились дополнительные занятия, на которых учителями -предметниками были устранены пробелы в знаниях.

Также классным руководителем систематически велся контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам, регулярно заполнялась страница пропусков уроков в классном журнале, устанавливалась причина отсутствия обучающегося на занятиях.

Ежемесячно классный руководитель и социально -психологическая служба школы, посещали на дому семью подростка, с целью изучения психологического климата в семье, условия проживания подростка, его занятость в свободное то учебы время.

С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводились единые тематические классные часы, коллективно-творческие дела, где данный подростокбыл вовлечен во многие мероприятия. Так в рамках районной антинаркотической акции: «Здоровье нации - в наших руках» занял 1 место в конкурсе плакатов «Здоровье! Творчество! Успех!»

Педагогом-психологом, социальным педагогом и заместителем директора по ВР организовано психолого-педагогическое консультирование родителей и обучающегося, проведены профилактические беседы, тренинги: беседа «Ответственность родителей за воспитание детей», «Знакомство с семейным кодексом РФ», «Психология воспитания в семье», «Мы в ответе за свои поступки», «Алкоголю - нет!», «Путь в профессию», психологический тренинг «Я учусь владеть собой».

Во внеурочной деятельности данный подросток был вовлечен в кружковую работу «Наш выбор - Здоровье!», ЮИД «Светофор», «Баскетбол», являлся активным участником волонтерского движения «7-ой лепесток», участвовал в районных акциях «Рождественские колокола», «Венок памяти», «Наследники Победы», «Мы за чистый район», «Бессмертный полк».

В профилактической работе коллектив школы осуществлял сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: КПДиЗП, РОВД, районной психолого-наркологической службой, центром ОСЗН, сектором по делам молодежи при администрации района, СтычновскимФАПом, Стычновским ДК и Администрацией Стычновского сельского поселения.

Зам. директора по ВР И.Ю.Самсонова

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...