Влияние темперамента на характер человека. Влияние темперамента на характер и поведение человека

Стрессы, переутомление, недостаточный сон, нехватка свежего воздуха, злоупотребление алкоголем, курение, частый прием некоторых лекарств (особенно обезболивающих, успокоительных и снотворных), витаминный голод часто ухудшают память. Но достаточно завязать с курением и алкоголем, начать правильно питаться, раньше ложиться спать, чаще ходить пешком и подружиться со спортом, как эпизоды забывчивости испарятся, как не бывало.

Ограничивать, кстати, требуется не только вредную еду, но и повышенные нагрузки. Любое переутомление (и физическое, и психическое) плохо отражается на способности запоминать, поэтому чаще делайте перерывы в работе, больше двигайтесь и старайтесь не брать работу на дом. Всех денег не заработаешь.

Ограничить стоит и лишнюю информацию. Ведь ее переизбыток, как известно, приводит к поверхностному восприятию. Так что, если вы с утра до ночи сидите в Интернете или смотрите телевизор, тогда не удивляйтесь, что ваш бедный мозг уже не в состоянии концентрироваться на чем-то еще и удерживать что-то важное. Устройте себе хотя бы один «выходной» от гаджетов. Попробуйте на целый день «забыть» дома мобильник и планшет, а на работе не поддаваться соблазну использовать Интернет вне служебных целей. Вечером же постарайтесь не включать телевизор. И удивитесь тому, насколько спокойнее вы стали и каким длинным и насыщенным может быть день, как много внимания можно уделить близким.

Мозги, варите!

В школьные и студенческие годы мы регулярно напрягали наш мозг: учили стихи и правила, зубрили теоремы, запоминали иностранные слова, писали изложения. Но, став взрослыми, резко перестали заниматься всем этим. А ведь память нуждается в регулярной тренировке. Чтобы она вас не подводила, не ленитесь заучивать стихи, разгадывать кроссворды, изучать что-то новое: будь то нотная грамота или иностранный язык.

Увлекитесь ребусами, кроссвордами, собирайте пазлы, выполняйте задания на повышение внимательности - все это отличная тренировка для вашей головы. Не пренебрегайте компьютерными играми. В частности, такой классической игрой, как «найди пару», где играющему ненадолго открывают карточки с рисунками, а потом закрывают и предлагают найти парные. Эта забава очень полезна, так как задействует части мозга, важные для памяти, - височную долю и гиппокамп. Кстати, всем этим можно заниматься вместе с детьми.

А вообще врачи считают, что проблемы с памятью - это чаще всего проблемы с вниманием. Так что учитесь концентрироваться. Чтобы добиться этого, постарайтесь взять себе в привычку ничего не делать на автомате, а всегда быть собранными.

На заметку

Стать более внимательными вам помогут следующие упражнения, выполнять их надо регулярно.

Часто не успеваете вовремя сделать важную работу? Хотите узнать, как стать организованной и пунктуальной? Тогда эта статья для вас.

Лень - враг № 1

Неорганизованность - родная сестра лени. Отдыхать всегда приятнее, чем работать. Но если постоянно посвящать отдыху больше времени, чем требуется для восстановления сил организма, человек сбивается с рабочего ритма. Появляется апатия, тоска и уныние. По этому поводу есть мудрое высказывание: «Все люди делом живы». Не забывайте также известную пословицу «Делу время, потехе - час», которая делает упор на то, что под дела следует отводить необходимое время - то, которое требуется для их выполнения.

Трудоголизм - тоже плохо

Обратная сторона лени - чрезмерное увлечение работой и неумение расслабляться - также чревато неврозом и . Среди трудоголиков есть немало людей, работающих много, но неэффективно. Поэтому очень важно найти для себя золотой баланс расходования времени, позволяющий спланировать распорядок дня с наивысшей производительностью.

Удовлетворение от работы - реальность

Отношение к работе определяется вовсе не сложностью её выполнения. Вспомните себя в школьные годы. Выполнение домашнего задания по любимому предмету не отнимало столько сил и давалось легко по сравнению даже с более простыми заданиями по нелюбимым предметам. Так и во взрослой жизни. Если вы поглощены делом, которое вам нравится, то не замечаете потраченного на него времени. А уж получение желаемого результата - источник вдохновения и гордости.

Цель в жизни - необходимость

Точность - вежливость королей

… и долг всех добрых людей. Такгласит известное крылатое выражение. Время - самый дорогой ресурс, имеющийся в распоряжении человека. Чтобы ощутить его ценность и быстротечность, посмотрите одноименный фантастический триллер Эндрю Никкола с Джастином Тимберлейком в главной роли. К счастью, реалии нашей жизни куда менее жесткие, и именно поэтому многие позволяют себе проводить время праздно.

Цените не только своё личное, но и чужое время. Можно заново переделать работу, восстановить потерянные деньги, наладить подпорченные отношения. Но вернуть вспять фатальный миг рокового события прошлого - увы, не в наших силах. Как поётся в знакомой нам с детства песне, «Жизнь невозможно повернуть назад».

Слагаемые пунктуальности

Итак, как воспитать в себе пунктуальность?

1. Планируйте дела заблаговременно. Соблюдайте режим дня. Постарайтесь совмещать выполнение нескольких дел одновременно. Контролируйте своё пребывание в Интернете, разговоры по телефону и т. п.

2. Найдите в каждом занятии интерес и смысл. Это поможет побороть лень и прокрастинацию - склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел.

3. Научитесь чувствовать время. Например, засеките на часах 5 минут и попробуйте ощутить, как это время заканчивается.

4. Не заставляйте себя ждать. Учитывайте расписание транспорта, возможные пробки на дорогах. Заведите себе правило приходить на встречу как минимум за 5 минут до её начала.

5. Опоздания наносят ущерб репутации, вследствие чего может пострадать ваша карьера или личная жизнь. Пусть мысль об этом станет вашей самомотивацией.

6. Будьте внимательны к хорошим качествам окружающих вас людей. Поощряйте пунктуальность других благодарностью. Берегите тёплые отношения, их очень трудно восстановить.

Причины неорганизованности

1. Характер человека. Ко взрослому возрасту основные качества и черты характера уже сформированы. Но все же побороть свои слабые стороны возможно. Для этого необходима сильная мотивация, мобилизующая волю человека.

2. Потеря ощущения времени. Несобранность может быть обусловлена неумением следовать времени. Если постоянные опоздания, череда извинений после них, чувство стыда стали постоянно повторяющимися явлениями в вашей жизни, попробуйте пойти на хитрость и изменить ход времени. Переведите стрелки своих часов вперед на 15 минут - как раз тот временной интервал, которого вам всегда катастрофически не хватает. Примерно за период от 3 до 6 недель вы выработаете привычку быть пунктуальной.

3. Отсутствие значимости предстоящих дел, событий, встреч; несерьёзность намерений. В некоторых случаях опоздание включается как защитный механизм психики. Чаще всего это происходит, когда от человека требуется сделать то, что не соответствует его интересам и потребностям. Это сопротивление нежелаемым, навязываемым действиям или проявление неуважения к партнеру, игнорирование его мнения. Последнее может свидетельствовать также о высокомерии и гордыне.

Неорганизованность как национальный признак

Считается, что склонность к безалаберности, несобранности или же, наоборот, педантизму и пунктуальности зависит от национального и регионального признака. Например, японцы очень пунктуальны. В этой стране опоздания считаются недопустимыми. Быть может, именно благодаря этим качествам японцев Страна восходящего солнца всегда была на передовой высоких технологий. В то же время другие восточные страны живут в более расслабленном ритме. Самой пунктуальной страной Европы является Германия, а немцы по праву считаются самой педантичной нацией. Опять же, Германия - мощная и высокоразвитая страна, занимающая ведущее положение в мировой экономике. Если верить концепции, что страной управляет её народ, то напрашиваются выводы: «Какой народ - такая и страна», «Пунктуальность - залог процветания нации».

Условия достижения порядка в доме

Об организованности женщины судят не только по её карьерным достижениям, но и по умению создавать домашний уют - содержать дом в чистоте и порядке. Чтобы успешно справляться со множеством домашних дел и обязанностей, воспользуйтесь следующими советами.

1. Готовьте обувь и одежду на следующий день заранее. Так с утра у вас будет дополнительный повод для хорошего настроения: не придётся чистить обувь и гладить блузку или платье.

2. Обязательно убирайте перед сном разбросанные вещи или детские игрушки, расставляйте их по местам. Утром гораздо приятнее проснуться в убранной комнате.

3. Старайтесь не аккумулировать в доме сломанные или испорченные вещи, это способствует развитию прокрастинации, которую многие учёные-психологи склонны рассматривать как заболевание, называя «чумой XXI века».

4. Не накапливайте старые, неиспользуемые вещи. Они создают впечатление беспорядка и «давят» на нас психологически, отнимая энергию. Кроме того, хлам загромождает пространство и мешает при уборке помещения.

5. Мойте посуду после каждого приёма пищи. Созерцание грязной посуды создает ощущение внутреннего дискомфорта.

6. Регулярно протирайте пол в квартире. Это не только способствует чистоте и порядку, но и повышает настроение. Выполняя эту работу, вы как бы говорите себе: «Я молодец, я чистюля».

7. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Это набившее оскомину правило никогда не утратит своей актуальности.

Порядок в доме - явление непостоянное, его всегда надо поддерживать. Если вы не домохозяйка, изыскать на это время нередко бывает сложно. Что ж, учитесь тайм-менеджменту и находите время и на домашние обязанности.

Итак, чтобы стать организованной, необходимо научиться самодисциплине. Это сделает вас спокойнее и . Вы почувствуете, что сможете достичь всего, к чему планомерно стремитесь. Успеха!

Соблюдайте режим дня. Спите достаточное количество времени, вовремя питайтесь и отдыхайте. Причинами вашей невнимательности могут быть обычная усталость, недосып, голод, физический дискомфорт.

Согласитесь, сложно сосредотачиваться после бессонной ночи или в период болезни.

Следите за своим эмоциональным состоянием. Наверняка вы сами замечали, что когда вас сильно что-то беспокоит, практически невозможно полностью погрузиться в какую-то работу и сосредоточиться на важных вещах. В то же время, если ваши нервы будут в порядке, а серьезные проблемы не будут занимать все сознание, вы успешно сможете стать более собранным человеком и сконцентрироваться на работе.

Порой несобранность в каком-то деле говорит о том, что вам неинтересны действия, которые вы выполняете. В этом случае у вас есть два выхода: переоценить необходимость данной работы или найти в том, что вы делаете, что-то интересное. Иногда стоит лишь немного углубиться в изучаемый предмет, и он станет понятнее и увлекательнее. Тогда вам станет проще собраться, чтобы внимательно работать над объектом дальше.

Развитие внимательности

Приучайте себя запоминать детали. Есть несколько интересных тестов и заданий для этой цели. Ищите между двумя картинками, проходите компьютерные квесты. Посмотрите на свой рабочий стол в течение нескольких секунд, потом закройте глаза и попытайтесь представить картинку, на которую вы только что смотрели. Потом откройте глаза и сравните, удалось ли вам воссоздать в памяти все детали, или очень многое ускользнуло от вашего внимания.

Учитесь концентрироваться. В этом вам поможет медитация. Позаботьтесь о том, чтобы вам никто и ничего не помешало, и расположитесь поудобнее. Смотрите в одну точку или на какой-то предмет - свечу, цветок - и не позволяйте своим мыслям разбредаться. Несмотря на примитивность задания, выполнить его бывает очень нелегко. Может быть, вы удивитесь тому, как сложно бывает взять свое сознание под контроль и полностью сосредоточиться на чем-то одном.

Постепенно вам нужно увеличивать время, в течение которого вам удавалось это упражнение.

Тренируйтесь в поиске нужной информации. Напишите на листе бумаги вразброс числа от одного до ста, а потом ищите их сначала в прямой, затем в обратной последовательности. Или возьмите книгу и на нескольких страницах ищите определенную букву, считая, сколько раз она напечатана. Это упражнение поможет вам развить внимательность и научиться сосредотачиваться на определенных моментах.

Успех в делах, если вы к нему стремитесь, приходит только к человеку, который умеет организовать свою работу эффективно и правильно. Этого нельзя достичь без собранности, аккуратности и пунктуальности. Эти качества должны прививаться человеку в детстве, но и в зрелом возрасте можно перестроить себя, если очень захотеть.

Инструкция

Заведите солидный толстый ежедневник, ведь даже его вид должен говорить о серьезности вашей задачи. Настройтесь все всегда доводить до конца, поэтому вас не должны устраивать полумеры в виде обрывков бумажек с корявой записью планов на сегодня. Как только вы узнаете о готовящемся событии или встрече, тут же берите свой «гроссбух» и аккуратным разборчивым почерком делайте подробную запись.

Не сокращайте написанное, по прошествии времени будет трудно понять, что же зашифровано в послании. Отмечайте место и время, оставляйте несколько пустых строк, чтобы в будущем вы смогли внести правки в запись. Таким образом, вся информация о ваших сиюминутных и долговременных планах будет собрана в одном месте в пределах доступа.

Привыкайте каждый вечер просматривать ежедневник, чтобы знать, что вас ждет завтра и иметь возможность подготовиться к событию. Если для этого нужно больше времени, обязательно делайте соответствующую запись на день, намеченный для начала подготовки.

Собранность – это владение и умение управлять оперативной информацией, связями, знаниями, интеллектом, подручными средствами, речью и еще многими нужными вещами. Но самое главное – это владение информацией, которой вы с успехом распоряжаетесь, имея свой волшебный ежедневник и свои блестящие знания.

Поработайте над своими нервами и общим психическим состоянием. Ведь, если вы не умеете применить свои знания в жизни, использовать их в своих целях, значит, собранности и концентрации вам не хватает. Учитесь справляться с эмоциями, которые мешают сосредоточенности.

Не отвлекайтесь от работы на мелочи, мешающие заниматься делом. Отключите телевизор, радио, телефон. Человек несобранный часто отвлекается на интересную передачу, знакомую мелодию. Проходит несколько минут - и он уже не в состоянии сосредоточиться на работе, он идет заваривать чай, начинает делать что-то другое, в конечном счете никакого результата нет.

Стать организованным человеком — это как? Звучит довольно абстрактно, правда? Что характеризует такого человека? «Симптомы» и последствия несобранности и неорганизованности нам хорошо известны: постоянные «потерянные» дома вещи, долгий поиск нужных документов и мелочей, вечные опоздания, забывание о встречах и договоренностях…

И хорошо еще, если последствия неорганизованности сказываются лишь на вас, а ведь часто страдают от этого и другие – те, кого вы подвели. В итоге отношения с людьми портятся, а ваша репутация «подмокает». Так как же стать организованным человеком?

Стать организованным человеком: 4 правила

Пишите, а не запоминайте

Записывайте все и всегда, не надеясь на память: встречи, время звонков, которые нужно сделать, день, когда надо забрать туфли из ремонта или отправить письмо. Конечно, иногда нам кажется, что память у нас отменная, а запомнить (а не записать) – еще одна возможность ее потренировать. Однако даже идеальная память порой подводит – стать организованным человеком поможет подстраховка в виде записей. Записав, не забывайте просматривать свой ежедневник или календарь в мобильном телефоне.

Следите за временем

Вам кажется, что забежать в магазин – дело пяти минут? А теперь засеките точнее – учитывая выбор продуктов и возможную очередь на кассе: возможно, то, на что, кажется, мы тратим всего 5 минут, на самом деле занимает 15! И в этом нет ничего страшного – если вы точно поймете, сколько и на что времени тратите.

Разобравшись с этим, опозданий станет меньше: теперь вы будете знать, что моетесь в душе не 10 минут, а 20, на нанесение макияжа и одевание расходуете 25, а на завтрак понадобится еще 15. Если вы хотите стать организованным человеком, но никогда не задумывались над тем, сколько точно вы тратите времени на каждый этап сборов или работы, то лучше всего накидывать сверху еще 10 минут на каждое дело – лучше справиться раньше, чем в очередной раз опоздать.

Начните засекать время: скоро вы до минут будете знать, сколько и на что тратится

Пусть у каждой вещи будет свое место

Если и на работе, и дома вы будете придерживаться этого принципа, то на поиск вещей времени уходить будет гораздо меньше. Попользовались – верните вещь на место. Перед тем, как покинуть дом, унесите косметику из ванной в место ее хранения, застелите кровать, вешалки от одежды, которую вы надели, поместите назад в шкаф, банный халат повесьте на крючок (а не бросайте где получится), а тапочки поставьте у дверей.

Стать организованным человеком поможет и упорядочивание быта в целом: н и начните , избавьтесь и – стать организованным человеком поможет именно внимание к мелочам.


Стать организованным человеком поможет избавление от хлама: оставив только то, что в самом деле нужно, найти необходимое будет гораздо легче

Стоит продумать, где и что у вас будет лежать, а что вообще уже не нужно. Возможно, процесс поиска своего уголка для каждой вещи и избавление от хлама займет не один день, но результат того стоит.

О моих принципах для размусориваниея квартиры читайте

Останавливайте внутренний диалог

Работа стоит, домашние дела лежат мертвым грузом, а вы …думаете. Просто сидите и перебираете в памяти давние разговоры («а ведь можно было вот так сказать или еще вот так!», «и почему я этого не сказала?»), размышляете, почему мир так несправедлив и повысили не вас, а коллегу, раз за разом прокручиваете ситуации, когда вам было ужасно стыдно и волнуетесь: а как же вы выглядели в глазах окружающих в этот момент? Или размышляете: а что бы подумал такой-то или такая-то, если бы узнал, что …?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Краткий обзор литературы по проблеме темперамента

1.1 Понятие о темпераменте.

1.2 Учения о темпераменте

1.3 Типы темперамента и их психологическая характеристика

Глава 2. Влияние темперамента на характер и поведение человека

2.1 Роль темперамента. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией

2.2 Питание человека и его темперамент

2.3 Описание методов и анализ результатов исследования.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Целью курсовой работы является изучение влияния темперамента на поведение и характер человека.

Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. рассмотреть литературу по проблеме;

2. проанализировать существующие исследования;

3. отметить характерные особенности разных типов темперамента (кулинарные предпочтения);

4. провести анализ эмпирических исследований.

Объектом исследования является психическая деятельность и поведение человека. Предметом - темперамент, как индивидуальная особенность человека.

Глава 1. Краткий обзор лите ратуры по проблеме темперамента

1.1 Понятие о темпераменте

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.

Прежде чем прейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамент. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».

Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств.

Типы темпераментов с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.

1.2 Учения о темпераменте

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum - «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента всем хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от греч. phlegma - слизь, мокрота), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole - черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. подтверждение этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

Иммануил Кант (22.06.1724-12.021804), говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.)

Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

Главное деление учения о темпераментах такое: темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента.

К темпераментам чувств Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни. В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э Кречмер провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституционных типа: лептосоматик, пикник, ателетик, диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными худыми нижними конечностями.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым и средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Ателетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У.Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины эмбриологии.

Им были выделены три типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Людям с эндоморфным типом свойственно слабое телосложение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного - хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинны тонкие конечности со слабой мускулатурой. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera - внутренности), соматотония (от греч. soma - тело) и церебротония (от лат. cerebrum - мозг). Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Различия в типах темперамента (по У. Шелдону).

Типы темперамента

Висцеротония

Соматотония

Церебротония

Расслабленность в осанке и движениях

Любовь к комфорту

Медленная реакция

Пристрастие к еде

Социализация пищевой потребности

Наслаждение от процесса пищеварения

Любовь к компаниям, дружеским излияниям

Социофилия (любовь к общественной жизни)

Приветливость со всеми

Жажда любви и одобрения окружающих

Ориентация на других

Эмоциональная ровность

Терпимость

Безмятежная удовлетворенность

Хороший сон

Отсутствие взрывных эмоций и поступков

Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств

Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя

Потребность в людях в трудную минуту

Ориентация на детей семью

Уверенность в осанке и движениях

Склонность к физической деятельности

Энергичность

Потребность в движениях и удовольствие от них

Потребность в доминировании

Склонность к риску в игре случая

Решительные манеры

Храбрость

Сильная агрессивность

Психологическая нечувствительность

Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)

Отсутствие сострадания

Спартанская выносливость боли

Шумное поведение

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту

Объективное и широкое мышление, направленное вовне

Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Ориентация на занятия юношеского возраста

Заторможенность в движениях, скованность в осанке

Чрезмерная физиологическая активность

Повышенная скорость реакций

Склонность к уединению

Склонность к рассуждениям, исключительное внимание

Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность

Самоконтроль мимики

Социофобия (страх перед общественными контактами)

Заторможенность в общении

Избегание стандартных действий

Агорафобия (боязнь открытого пространства)

Непредсказуемость установок (поведения)

Чрезмерная чувствительность к боли

Плохой сон, хроническая усталость

Юношеская живость и субъективное мышление

Концентрированное скрытое и субъективное мышление

Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Ориентация на пожилой возраст

В современной психологической науке большинство конституционных концепций подвергается острой критике из-за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека. Более серьезного внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей. Проведенные Павловым исследования заслужено расцениваются как наиболее значимые для понимания физиологических основ темперамента.

Благодаря исследованиям Павлова в отечественной психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека. Например, Б.Г. Ананьев считал, что основные свойства человека как представителя вида Homo sapiens проявляются не только в задатках, но и в темпераменте.

Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

Возбудимость внимания - это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

Активность волевой целенаправленности деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

Пластичность - ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

Субъективизация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых.

Известный психофизиолог В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока - хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров - активности и чувствительности - были выделены уже четыре компонента: энергичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с этими двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по-разному. Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объекте или его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро протекают соответствующие психические процессы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения и прекращения того или иного познавательного процесса или его переключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию. Здесь также следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей.

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно велика. Однако сделанное им открытие свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы послужили ему основанием для утверждения о том, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяснить с позиции физиологии. Эта точка зрения сильна и в наше время и часто встречается у физиологов и врачей, но она не является истиной. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

Тем не менее, типология Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи проводили дальнейшие исследования на животных. В 50-е гг. были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате исследований, проводившихся под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем - В.Д. Небылицина, типология Павлова была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу - «4», фигурирующему почти во всех работах Павлова о темпераменте. Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в деятельности.

1.3 Типы темперамента и их психологическая характеристика

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д.

В настоящее время мы в состоянии дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента. Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б.М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Например, свойство темперамента, названное тепловым «эмоциональная возбудимость», в психологической литературе часто называется сензитивностью (чувствительностью), а реактивность непроизвольных движений, вызванных внешним воздействием, - реактивностью. Изменились названия и других свойств темперамента. Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию - интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладание возбуждения над торможением. Вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Таблица 1. Типы темпераментов и выдающиеся личности.

Тип темперамента по Гиппократу

характеристика

Свойства нервной системы по И.П. Павлову

Выдающиеся личности

Флегматик

Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся, эмоции проявляются слабо

Спокойный, сильный, уравновешенный, малоподвижный

И.А. Крылов

М.И. Кутузов

И. Ньютон

Сангвиник

Активный, энергичный, легко приспосабливающийся

Живой, сильный, уравновешенный, подвижный

М.Ю. Лермонтов

Наполеон I

В.А. Моцарт

Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемы

Легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный

А.С. Пушкин

А.В. Суворов

М. Робеспьер

Меланхолик

Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный

Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный

Н.В. Гоголь

П.И. Чайковский

Существует также и другая система типов темпераментов человека. Это так называемые доминирующие инстинкты. Они представлены семью типами.

Эгофильный.

С раннего детства отличается повышенной осторожностью. Для него характерны: «симбиоз» с матерью (не отпускает мать ни на миг, проявляет невротические реакции, если приходиться расставаться), склонность к страхам нетерпимость к боли, тревожность в отношении нового и неизвестного, склонность к консерватизму, недоверчивости, подозрительности, мнительности.

Их кредо: «Безопасность и здоровье превыше всего! Жизнь одна, и другой не будет». Но при дисгармонии формируется эгоцентричность и тревожная мнительность, отрицание изменений и любого риска. Предпочитаемый цвет - серый.

Генофильный. (от лат. genus - род.)

«Я» заменяется понятием «МЫ». Уже в детстве фиксированность на семье приводит к нервно-психическим расстройствам, если в семье разлад. Люди такого типа тонко улавливают ухудшение самочувствия своих близких, очень отзывчивы. Кредо таких людей: «Мой дом - моя крепость! Интересы семьи превыше всего». При неблагоприятных обстоятельствах формируется тревожная личность с фокусированием тревоги на детях, семье. Предпочитаемый цвет - коричневый.

Альтруистический.

Исследовательский.

У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Он огорчает родителей тем, что разбирает на части все, что может разобрать, задает вопрос «почему?» чаще других, ставит эксперименты. Вначале его интересует все, но затем происходит сужение интересов. Это увлеченные творческие люди. Предпочитаемый цвет - красный.

Доминантный.

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умение организовывать, оставить цель, проявить волю для ее достижения. Это очень мужественные люди, с логикой мышления, критичностью, ответственностью, способностью выделить главное. Но в общении и деловых контактах для них характерна ориентация на лидеров и пренебрежение к слабым. Склонны учитывать интересы всего коллектива. Их кредо: «Дело и порядок превыше всего». Предпочитаемые цвета - зеленый и красный.

Либертофильный. (от лат. libertas - свобода.)

Уже в колыбели дитя этого типа резко протестует против того, чтобы его пеленали, долго удерживали в кроватке. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерно отрицание авторитетов. Характерны терпимость к боли, лишениям и стремление к самостоятельности. Рано проявляется тенденция: «Мой дом - это весь мир»; склонность покидать отчий дом. В поведение проявляется упрямство, авантюризм, оптимистичность. Характерна склонность к перемене мест работы, образа жизни, нетерпимость к рутине. Кредо таких людей «Свобода превыше всего». Предпочитаемые цвета - желтый, красный.

Дигнитофильный. (от лат. dignitas - достоинство.)

Уже в раннем возрасте человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. В детстве с ним можно договориться только лаской. В отстаивание своих прав может поступиться многим. Его кредо «Честь превыше всего». Чуток к фамильной чести. Предпочитаемые цвета - зеленый и серый.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы относительно темперамента того или иного человека. Но ни одно суждение о личности не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у Вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра Вы уже будите чуточку другим. темперамент поведение характер экстраверсия

Что касается тестов («тест» от английского «test» короткое испытание, проба), то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения с давних пор. Один из первых психологических тестов был описан в Библии, в книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пили воду. Другие же, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч различных тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника, до его искренности.

Глава 2. Влияние темперамен та на характер и поведение человека

2 .1 Роль темперамента . Взаимосвязь темперамента с экстраверсией и интроверсией

Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика наоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует, прежде всего, искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Айзенк в результате многочисленных исследований и анализа большого количества работ других авторов показал, что фундаментальными параметрами структуры личности являются факторы: «невротизм» и «экстраверсия - интроверсия».

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип ВНД, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты, как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правое полушарие, что частично может проявляться даже во внешности. У них наиболее развит левый глаз, т.е. левый глаз более открыт и более осмыслен (нервы у человека идут крест-накрест, т.е. от правого полушария к левой половине тела и от левого полушария - к правой половине тела). У интровертов ведущим является левое полушарие.

Экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обуславливает проявление темперамента холерика; «интроверсия + невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность невротизма - эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический характер, в сочетании с интроверсией как флегматический.

Любопытно, что благополучные семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник - они как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. В дружеских отношениях часто бывают люди одного темперамента (кроме холериков - два холерика часто ссорятся из-за взаимной несдержанности).

Выяснилось также, что наиболее универсальными партнерами являются флегматики, т.к. их устраивает любой темперамент, кроме собственного (пары флегматиков оказались весьма неблагополучными, по данным многих авторов).

Айзенк попытался определить физиологическую основу параметров «экстраверсии - интроверсии», так, основываясь на гипотезе Павлова, он предполагал, что экстравертированное поведение определяется возникновением сильных тормозных потенциалов возбуждения, в то время как поведение интровертов есть результат слабости тормозных потенциалов и силы потенциалов возбуждения. Айзенк выявил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:

Как уже отмечалось, другие представители факторного анализа выявлял большее количество факторов - черт личности.

Приведем несколько примеров факторов (черт личности) как нормальных психологических характеристик людей. Фактор A описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и ярость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (низкая оценка по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами; стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки. Фактор E: доминантность (настойчивость, напористость) - конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Фактор I характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда они являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело. Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности.

Подобные документы

    Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией. Питание человека и его темперамент.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2003

    Понятие о темпераменте, его физиологические основы, типы и их психологическая характеристика. Роль темперамента как свойства личности в деятельности человека, его взаимосвязь с экстраверсией – интроверсией. Особенности питания человека и его темперамент.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Современное понятие темперамента в психологии: отечественные и зарубежные концепции. Влияние темперамента и формально-динамических свойств на деятельность и поведение человека. Влияние характера на спецификe межличностных отношений и общение людей.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Изучение типов темперамента человека (меланхолика, сангвиника, флегматика и холерика) в художественной литературе. Проявление специальных способностей личности: математических, музыкальных, художественных. Специфика использования жестов и поз человеком.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2012

    Возникновение различных типологий темпераментов, основные типы строения тела. Психологическая характеристика темпераментов: флегматика, холерика, сангвиника, меланхолика. Взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Психологические теории темперамента. Современное состояние изучения психологии конфликта. Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    презентация , добавлен 11.09.2015

    Типы темперамента и психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Формирование характера на базе темперамента. Понятие, типы и акцентуация характера, классификация черт характера. Интегральная характеристика индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Биологические основы темперамента. Роль темперамента в психическом развитии человека. Современные характеристики типов темперамента. Классификация свойств нервной системы человека. Строение тела и характер. Зависимость нервной системы от фактора времени.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2012

    Понятие темперамента как индивидуально-своеобразных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности человека. Характеристика и особенности типов темперамента. Поведение людей с разными типами темперамента в экстремальных ситуациях.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....