Техника визуализации (1). Техника направленной визуализации

Визуализация — это, в психологии и психотерапии , построение зрительных образов в голове, для изменения своего мировосприятия и негативных, подсознательных установок и глубинных, часто иррациональных убеждений, с целью избавления от различных эмоционально-психологических проблем в жизни.
, как и позитивные аффирмации — это не волшебное исполнение любых желаний наяву, в реальности, а осуществление рациональных, логически обоснованных целей.
Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт , вы узнаете как правильно визуализировать , используя метод и технику визуализации, применяемый в когнитивно-поведенческой и рациональной психотерапии.

Визуализация желаний, как правильно визуализировать

, по сути управляемая фантазия, образное представление, воображение, направлена на изменение негативных внутренних установок человека на позитивные. Чтобы ваши реалистические желания исполнились, вам нужно четко понять как правильно визуализировать свои цели, тогда, как и в негативном случае, сработает так называемое «самореализующееся пророчество», т.е. если ваше желание в принципе возможно, то оно обязательно сбудется.

Методы и техники визуализации для исполнения желаний

Каждый данный метод и техника визуализации, с небольшими примерами в скобках, помогут вам осуществить свои рациональные желания и потребности. Не забывайте, главное здесь — практика…
Образы совладания , в которых индивид представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, используются для коррекции пассивного, избегающего мышления. (Например, представьте себе, что вы просите своего начальника о повышении вашей зарплаты.)

Расслабляющие образы , включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопоставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибилизации.

Образы достижений , в которых человек воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противопоставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак».)

Образы подетального совладания , которые сфокусированы на частностях, помогают людям, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Используя этот метод, человек может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодолевает эти небольшие сложности. Например, он может поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное завершение каждой из них, начиная с покупки автомобильного каталога для покупателей новых машин и заканчивая удачной покупкой идеального автомобиля.

Моделирующие образы могут использоваться в случае, если человек испытывает сложности в представлении составных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике индивид представляет в воображении человека, который образцово выполняет данное ему задание. К примеру, вы можете проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.

Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве противовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфизему».)


Идеализированные образы используются, когда люди не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хотели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать?»)

Представления о вознаграждении подкрепляют реалистическое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект?»)

Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего».)

Реконцептуализирующие образы изменяют интерпретацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на работе».)

Негативные и позитивные образы - визуализация негативных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловливание высшего порядка, может изменить эмоциональную валентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теплый, солнечный день».)

Корректирующие образы исправляют ошибки, допущенные человеком в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова».)

Обобщенные корректирующие образы позволяют индивиду исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный человек может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от проблемы.

Образы будущего заставляют человека оглянуться на настоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы оглядываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важным и что - ничего незначащим?»)

«Аварийные» представления учат человека справляться с худшими возможными последствиями события. («Что может произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу?»)

Визуализация маловероятных образов предполагает, что человек представляет себе все возможные «ужасные» события, которые с ним могут произойти, для того чтобы научиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ванну? Когда лежите в своей постели?»)

Представление ассертивных ответов может быть сопоставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы человек увидел последствия каждого из ответов. («Представьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно просите, чтобы вам вернули ваши деньги».)

Представление итоговых последствий требует, чтобы люди визуализировали приносящее беспокойство событие через неделю, месяц, год после того, как оно произошло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет переживать ваша девушка восемь лет спустя?»)

Эмпатические представления учат индивида воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относится человек, которого вы обидели?»)

Катарсические образы позволяют людям представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга».)

Представление нулевой реакции предполагает, что человек визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуациях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела».)

Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности («Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сейчас перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесется к тому, что вы сделали?»)

Превентивные образы используются для того, чтобы подготовить человека справиться с проблемами, с которыми он может столкнуться в будущем, например, смерть, отвержение значимым лицом, физическое заболевание, бедность и т. д.

Негативные подкрепляющие образы вызывают представление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуации еще более ужасной. («Представьте, что, держа в руках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстников».)

Образы безопасности дают индивиду чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце».)

Пресыщающие образы , использующиеся в процедурах скрытого наводнения, воспроизводите одну и ту же визуализацию снова и снова, пока вам не надоедает ее представлять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете».)

Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа».)

Перед тем как осуществить реальное астральное путешествие, многие люди мысленно рисуют картину самого выхода. Если вы в этом преуспели, предложенная методика представляет для вас несомненный интерес.

Прежде всего следует проверить свои способности к визуализации. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Мысленно представьте себе сцены из детства, желательно того периода, когда вам было не более пяти лет. Отчетливо представьте возникшую картину. Обратите внимание на окружающую обстановку и людей рядом с вами. Припомните звуки, запахи и другие ощущения, связанные с этой сценой. Справившись с этой задачей, представьте перед собой чистый экран.

Мысленно нарисуйте на экране входную дверь вашего дома. Четко зафиксируйте в воображении этот образ. Запомните каждую царапину на ее поверхности. Пройдитесь мысленным взглядом по дверному проему, замочной скважине и другим местам, которые сможете припомнить. Затем снова представьте чистый экран.

Вспомните очертания своей спальни. Представьте ее так ясно, как только можете. Посмотрите на кровать, другую мебель, драпировки и дверь. Как можно точнее воспроизведите каждую деталь, вплоть до таких мелочей, как покрытая пылью поверхность. Загляните на шкаф; посмотрите, где находится одежда, обувь; в каком порядке разложены предметы на столе, кровати, кресле.

Перед вашим внутренним взором опять появляется чистый экран. Завершая упражнение, представьте себя бредущим по поверхности луны. Тщательно рассмотрите окружающий ландшафт. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях и полностью погрузитесь в созерцание.

Откройте глаза и сравните качество увиденных сцен. Которая из них была более отчетливой? Однозначного ответа в принципе не может быть, так как иногда человек воспроизводит картины из отдаленного прошлого или представляет гипотетические переживания более внятно, чем события, произошедшие в течение дня.

Тем не менее постарайтесь определить сцену, впечатления от которой были самыми яркими. Обратите внимание на то, что оставило в памяти наиболее отчетливый след. Не исключено, что самыми яркими переживаниями были не сами сцены, а запахи, звуки или иные ощущения.

Возможно, вам захочется окинуть свежим взглядом спальню и входную дверь вашего дома. Не удивляйтесь, если вы увидите вещи не на тех местах, где они были во время визуализации. Вполне возможно, что мысленная картина отражала вчерашнюю или позавчерашнюю действительность. Один из моих знакомых обнаружил, что ему привиделась дверь дома, в котором он жил в раннем детстве, в то время как он представлял вход в свое современное жилище.

Все люди разные. Я убедился на собственном опыте, что воображение одних не уступает реальному отражению действительности, в то время как другие не могут мысленно воспроизвести ни одну из предложенных мною картин. Большинство же людей имеют средние способности к визуализации: картины мысленно воспроизводятся, но с разной степенью отчетливости.

Если вы убедились, что ваше образное мышление недостаточно стабильно, - этот метод не для вас. Те же, кто отличается богатым воображением, сочтут его лучшим из предложенных. Когда человек имеет средние способности, ему следует пройти еще одно испытание.

Вам потребуется абсолютно белая стена, чистый лист ватмана или экран для просмотра слайдов. Перед экраном поставьте горшок с цветком или какой-либо яркий предмет. Сядьте в одном-двух метрах от объекта и смотрите на него в течение четырех-пяти минут. Закройте глаза, создайте мысленный образ объекта и представьте его очертания как можно подробнее.

Удерживайте внимание на созданном образе в течение нескольких минут. Если образ становится расплывчатым, откройте глаза и взгляните на объект еще раз.

Справившись с этой задачей, можно переходить к следующему этапу. Поставьте перевернутый кверху дном стакан на стол и сядьте напротив. Закройте глаза и представьте, что ваше сознание заключено внутри стакана. Это совсем не сложно. Сконцентрируйте внимание на перевернутом предмете. Освоив предыдущие упражнения, вы легко справитесь с новой задачей. Некоторое время спустя вы почувствуете, что способны воспринимать лишь стакан и ваше сознание. Со временем произойдет отождествление сознания и объекта, и вы добьетесь цели.

Теперь следует научиться перемещать сознание из одного места в другое. Вы убедитесь в том, что можете смотреть на себя со стороны, причем мыслительный процесс не будет прерываться и зависеть от местопребывания вашего "я".

Перечисленные выше навыки трудно переоценить с точки зрения эффективности астральной активности.

Сядьте, закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните. Вдохнув, задержите дыхание, затем медленно выдохните. Задержка должна быть не менее продолжительной, чем вдох.

Мысленным взором окиньте свое тело и представьте, как астральный двойник медленно поднимается и покидает физическую оболочку. Полностью освободившись от телесных оков, отправляйтесь в полет. Выполнив поставленную задачу, представьте, как двойник возвращается назад, и в то же мгновение вы вновь обретете физическое тело.

Похожему методу визуализации обучал своих последователей Алистер Кроули. Каждый ученик представлял дверь или огромную белую стену, на которой был выгравирован его личный символ. Студент "наблюдал", как дверь медленно открывается и он проходит сквозь проем. Практикуя такое упражнение, ученик очень скоро выходил в астрал.

Можно критиковать эту методику за то, что она не отражает реальную действительность и использует силу воображения как основной инструмент. Она похожа на обучение пилотов летному мастерству на тренажере. Получив необходимые практические навыки в приятной, безопасной обстановке, летчик отправляется в реальный полет. Занимаясь изучением техники визуализации, бывает трудно определить степень собственной готовности к астральному выходу. Однако не вызывает сомнений, что тренировки развивают способность к построению умозрительных образов и, рано или поздно, человек обретет внетелесный опыт.

Школа Юрия Окунева

Приветствую, друзья! Сегодня будем делать первый и самый приятный и простой шаг навстречу мечтам. В этом нам поможет известный прием - визуализация. Главная ее задача - побудить вас представить максимально конкретный образ того, что вы хотите. Вы удивитесь, но подчас это крайне непросто! Подробнее о том, что такое визуализация желаний и как правильно визуализировать - далее в статье.

Суть методики заключается в том, чтобы продумать образы, которые олицетворяют ваши желания. Затем найти их в виде соответствующих картинок в журнале, в интернете или даже нарисовать самим. И регулярно работать над ними.

Визуализация желаний - примеры

Допустим, вы мечтаете о богатстве. Для одного человека образом этой мечты станет горка из слитков золота. Для другого - россыпь «американских президентов». А для кого-то, возможно, олицетворением станет большой дом или бутылка штучного коллекционного вина. Или же образ солидного мужчины в дорогом костюме, сидящего в просторном стильном кабинете. В итоге, нужно подобрать изображение соответствующее вашей ассоциации.

И так по каждому желанию. Ежедневно работая с этими изображениями по определенной методике, вы программируете себя/Вселенную (кому как больше нравится) на реализацию задумок.

Техника

Теперь перейдем к тому, что представляет собой на практике визуализация желаний - как правильно сделать мечты реальными:

  • Сначала подумайте о цели. Она должна быть важной для вас. Когда вы думаете о ней, пульс учащается, а душа трепещет.
  • Какой образ соответствует цели? Продумайте в мелочах. При взгляде на него вы также не должны оставаться равнодушными.
  • Теперь найдите фотографии, рисунки, картинки, которые бы были реальными, позитивными и полностью соответствовали вашему образу.
  • Далее вам понадобится карта визуализации желаний - как сделать ее я расскажу дальше.

Делаем карту

Богатство

Образы, символизирующие для вас финансовое благополучие. О них мы уже говорили.

Слава Фото, олицетворяющие успешность. Радостная бизнес-леди, пожимающая руку иностранным партнерам. Писатель, подписывающий контракт на экранизацию книги. Повар, заслуживший звезду Мишлен. Любовь . Брак Фотография вашей второй половинки (если уже есть). Или совместное счастливое фото с ним. Если любовь только предстоит найти, то здесь разместите связанные с ней образы - переплетенные руки, нежные объятия, влюбленные парочки и пр.
Семья

Какой вы видите свою семью? Быть может, здесь будут снимки счастливых супружеских пар (обручальные кольца на руках). С детьми и без них - смотря, что вам в данный момент требуется. А возможно, это будут снимки дружных больший семей, объединяющих сразу несколько поколений.

Здоровье Вклейте самую удачную и позитивную свою фотографию. Дети. Творчество

Каким образом вы хотите самореализоваться? Возможно, вы мечтаете научиться писать картины или стать мастером по дереву? Завести свой блог или канал на YouTube? В этот сектор поместите соответствующие картинки.

Какими вы видите своего ребенка? Успешным спортсменом? Изящной балериной? Талантливым архитектором?

Мудрость. Знания Здесь отражается успешное окончание образования. Смекалистость, ум, умение правильно принимать сложные решения. Какие у вас ассоциации? Быть может, это фото диплома о высшем образовании? Или фото счастливого выпускника ВУЗа? Карьера Кем хотите работать? Как выглядит профессия вашей мечты и вы в ней? Помощники. Путешествия

Образ того, кто поможет вам добиться желаемого. Друзья, родные, святые покровители, ангел-хранитель.

Фотографии мест, где бы вы хотели побывать, жить.

После того, как вы все аккуратно приклеили, готовую карту нужно поместить туда, где вы часто будете на нее смотреть. Лучший вариант - в спальню, напротив кровати.

Упрощенный аналог карты — «доска визуализации». Что касается того, как правильно сделать доску визуализации желаний, то здесь все еще легче. Просто возьмите кусок ватмана и хаотично наклейте на нее все подобранные картинки. Так, как вашей душе угодно. Правда, специалисты все же рекомендуют придерживаться описанной выше системы, считая ее более эффективной.

Работаем с картой

Предварительно создайте благоприятную атмосферу. Можно приглушить свет или даже зажечь свечи. Важно убедиться, что вам никто и ничто не станет мешать. Хорошим сопровождением будет приятная фоновая музыка для визуализации желаний или радующие слух звуки - шум моря, пение птиц, звуки леса и т.д.

Возьмите карту в руки и начинайте последовательно работать над каждым образом.

  1. Нужно представить и поверить в то, что это конкретное желание уже сбылось. В мелочах смоделируйте ситуацию. Как вы выглядите, во что одеты, что чувствуете, кто находится рядом, что вы говорите и что говорят вам? Какая стоит погода, какое время дня? Чем точнее все представите, тем лучше.
  2. А теперь прочувствуйте радость от того, что заветная мечта сбылась. Вы ликуете, полны неимоверного заряда позитива, бодры и настроены на дальнейший успех! Теперь все будет хорошо!

Замечательно. Повторяйте это каждый день. 30-40 минут будет вполне достаточно. Потом вы наловчитесь и будете справляться еще быстрее.

А пока будем прощаться. До новых встреч и всего доброго!

Многие слышали такое понятие как визуализация, но мало кто знает, как она выполняется, а еще меньше – как делать ее правильно.

Визуализация – образное представление того момента, когда вы получили то, к чему стремились, т.е. достигли своей цели.

Технику визуализации описывает в своем отчете Брайн Камар «Созидательная визуализация».

1. Найдите тихое место, где вас никто не побеспокоит.

2. Лягте на спину и устройтесь поудобнее.

3. Закройте глаза и расслабьтесь. С закрытыми веками закатите глаза, как будто направляете взгляд на свой лоб, но без усилий. Просто закатите их настолько высоко, чтоб при этом они были расслаблены.

4. Вдыхайте медленно и глубоко через нос, а выдыхайте медленно через рот. Сфокусируйтесь на своем дыхании. Сосредоточьтесь на том, как воздух входит и выходит из ваших легких, замечайте звуки и движения, связанные с этим.

5. Продолжайте глубоко дышать еще несколько минут, пока не заметите, что тело стало расслабленным. Дыша таким образом (с закаченными глазами и сфокусировавшись на дыхании) вы быстро войдете в «состояние альфа» - состояние, идеальное для созидательной визуализации.

6. Находясь в таком состоянии, подумайте и вспомните тот момент вашей жизни, который вызывает у вас сильные положительные эмоции. Т.е. воскресите воспоминание, которое вызывает чувство счастья, любви, удовольствия или благодарности. Это может быть время, когда вас кто-то хвалил за что-то, или когда вы получали какую-то награду, или даже время, когда вы были влюблены или ваш лучший сексуальный опыт. Вспомните любое воспоминание, которое возвращает вам сильные положительные эмоции.

Теперь представьте это событие настолько ярко и живо, насколько вы сможете, используя все 5 чувств. Вспомните все то, что видели тогда, все, что слышали. Ощутите то, что ощущали. Вспомните запахи, которые вас окружали. Услышьте голоса людей, которые находились рядом.

Важно: Жизненно важно не вызывать воспоминание, которое может вызвать отрицательные эмоции или то, которое может привести к негативному воспоминанию.

Смысл этого шага- привести сознание и тело в «счастливое» состояние. Потому что как только вы окажитесь в нем, вы свяжете эту эмоцию с вашей визуализацией. Это зарядит вашу визуализацию до невероятного уровня и заставит воплощаться гораздо мощнее и быстрее.

7. Как только вы соприкоснулись со счастливым воспоминанием из прошлого и готовы ощущать сильное удовольствие и счастье, пора начинать создание видения того, что вы хотите получить в будущем.

Пожалуйста, обратите внимание на следующее:

Когда вы визуализируете то, что хотите увидеть в реальности в ближайшем будущем, вам нужно визуализировать это, как будто оно реально прямо сейчас, как будто вы уже имеете это. Представьте, что ваше видение реально и это уже произошло. Увидьте себя наслаждающимся этим прямо сейчас.

Следующий важный аспект визуализации, который большинство людей делают неправильно – они НЕ помещают себя внутрь видения. Вместо этого, они представляют просмотр фильма о себе. Они находятся вне видения, наблюдая все как бы со стороны. Это не очень эффективный способ визуализации. Вместо того, чтобы смотреть фильм о себе, поместите себя внутрь картины. Вы больше не аутсайдер и не наблюдатель. Вы переживаете видение всем вашим телом и всеми вашими чувствами.

Например, если вы хотите новую машину, не смотрите воображаемый фильм о вас в новой машине. Вместо этого, поместите себя в машину, чтоб вы были внутри фильма. Вы можете видеть кожаный руль перед собой; вы можете ощущать сиденье, проминающееся под вашей спиной. Будьте внутри видения. Вдыхайте «запах новой машины». Ощущайте, как ваши руки обхватывают баранку. Используйте все Ваши чувства и сделайте это настолько реальным, насколько возможно.

Это ключ к эффективной визуализации. Видеть это в настоящем, как если бы это уже случилось. И быть внутри картинки, видеть картинку вокруг вас. Использовать все ваши чувства настолько живо, насколько возможно и соприкоснуться с чувством обладания этим сейчас.

8. После того, как Вы насладились пребыванием в Вашем видении, которое хотите реализовать, откройте глаза и скажите следующее: «Теперь я позволю себе иметь (вставьте то, что вы хотите)! Это сделано! И это так!»

Произнесите это уверенным командным тоном. Ожидайте, что так и будет! Это позволить «отпустить» ваше видение во вселенную, чтоб оно могло реализоваться.
Дорофеев Андрей

Техники со зрительными представлениями называются визуализацией.
Визуализация - мысленное представление - также является введением к установлению контакта с подсознанием. Этот метод можно использовать и для решения личных проблем, улучшения состояния здоровья, создания новых условий жизни. Благодаря зрительным представлениям, желаемые изменения могут произойти намного быстрее. По этой причине очень важно уметь представлять себе цели и мечты. Представление о жизни и о нас самих руководит нашими поступками и нашим поведением. Если мы виним себя и жизнь, убеждаем себя, что мы чего то не заслуживаем (примерные фразы: «Нам так богато не жить…», «Там хорошо, где нас нет» и пр.), то мы, таким образом, сами себя саботируем и перекрываем дорогу к достижению цели. В таких случаях соответствующая визуализация может помочь нам сделать первый шаг к переменам. Она будет новой инструкцией для нашего подсознания, которое, преодолев прежние сомнения, избавится от старых стереотипов и убедиться в ее воздействии, делайте такое простое упражнение.

Упражнение 1

Сядьте в свободной позе, закройте глаза сделайте несколько более глубоких вдохов и выдохов, расслабьтесь. Представьте себе лимон. Желтый, спелый лимон. Можете представить его на столе, на тарелочке или в руке. Ощутите его запах и подышите, представляя его аромат. Отрежьте ломтик, посмотрите, как капает и вытекает его сок. Представьте, что вы языком касаетесь этого ломтика. Ощутите вкус кислоты и свежести. Если вы хорошо концентрировались и выполнили это упражнение правильно, то вы явно ощутили привкус лимона. Применяя воображение, можно положительно влиять на свое здоровье. Способность человеческого организма поддаваться представлениям и внушениям называется идеопластией. Лучшие результаты дает визуализация с использованием всех каналов ощущений. Каждый человек индивидуален, и поэтому одна и та же информация может быть воспринята по разному. Одним более свойственно видеть образы, другим - внутренне услышать, третьим - ощутить при приеме информации какие то эмоции. Все каналы ощущений важны, нет лучших или худших. Большую часть информации мы получаем с помощью зрения. Например, когда мы знакомимся, наше общее впечатление о человеке приходит к нам по зрительному каналу. Мы составляем о нем общее впечатление, воспринимая сначала его фигуру, пол, одежду и пр. Примерно первые десять секунд у нас вырабатывается первоначальное мнение о данной личности. Затем мы слышим голос, который также производит на нас впечатление и дает нам следующую информацию. При пожатии руки мы получаем сведения осязательным путем. Считается, что самое первое впечатление о человеке при пожатии руки - самое верное, это мнение нашего подсознания. Обонянием мы может почувствовать запах одеколона или духов, который свяжет его с человеком. Обычно сознательно мы не отдаем себе отчет, каким образом и на основании чего у нас формируется мнение о ком то. Все это происходит на подсознательном, интуитивном уровне. Иногда случается, что по истечении некоторого времени мы начинаем сравнивать первое печатление с действительностью и меняем свое мнение. Существует условное деление людей на зрителей, слушателей, осязателей, кинестетиков и диджиталов. Такое деление зависит от доминирующего канала получения информации. Зрители (визуалы) воспринимают окружающий мир в первую очередь через зрительные каналы, и когда они думают о чем то, то видят образы. Им чаще снятся цветные сны, они любят рисовать сами или приобретать картины и красивые вещи. Вспоминая о чем то, они в первую очередь видят сцены. У них хорошая зрительная память на лица. Они могут внутренним зрением представить увиденную страницу. В своем выборе они руководствуются внешними формами: видом, цветом, эстетикой. Лучшие методы учения для них - визуальные: пособия с иллюстрациями, фильмы, рисунки, чертежи. В речевых оборотах таких людей часто встречаются фразы, определяющие их ведущий канал информации, к примеру: «Я вижу, у вас тут все в разгаре» или «Я смотрю, у вас получается…», даже если фраза звучит по телефону. Для слушателей (аудиалов) самым важным восприятием является звук. Слушатели любят песни, музыку, когда они показывают нетерпение, то выстукивают пальцами ритм. Вспоминая людей или события, они припоминают, что и как было сказано, воспроизводят в сознании ответы людей. Они на слух умеют различать шаги, их внимание может привлечь и сильный шум, и еле слабый скрип. Лучшие методы обучения - слушание лекций, чтение уроков вслух, прослушивание кассет. Для слушателей всегда важны высказывания и мнения других людей. Они любят участвовать в спорах и дискуссиях. Они красноречивы, хорошие ораторы и умеют убеждать. В их речи можно чаще услышать фразы «Что слышно?» или «Я слышу тут у вас…». Для осязателей и кинестетиков самыми важными являются осязание и прикосновения. Деление между ними условное. Во время разговора они неосознанно дотрагиваются до собеседника (могут похлопать по плечу, сдуть пылинку, взять за пуговицу). Стараются приблизиться «лицом к лицу», избегая однако визуального контакта в отличие от визуалов. Им всегда нужен живой контакт. Чаще всего они эмоциональны и чувствительны.

Думая и вспоминая, они концентрируются на ощущениях, которые испытали. Чтобы что то лучше запомнить, им надо к этому прикоснуться, погладить. Для них очень важна атмосфера окружения, отношения между людьми. Кинестетики лучше усваивают материал, если они двигаются, ходят. Они любители танцев и гимнастических упражнений, из породы «непосед». Они часто употребляют речевые обороты типа «я так чувствую…» или «чувствуете?…». Диджиталы встречаются крайне редко. Они воспринимают не образ, не звук, не чувство, а абстрактное значение информации, мысль о мысли. Для примера можно вспомнить главного героя фильма «Матрица» - Нео. В фильме было показано восприятие абстрактного значения образа, звука или чувства. Диджиталы могут видеть и чувствовать, но не конкретный образ, а мысль о нем. В речи таких людей чаще можно услышать фразы «я так понял…», «как я понимаю…». Один мой знакомый диджитал, сильно поранившись, сказал: «Я думаю, что мне больно». Конечно, такое деление людей не всегда четко выражено, «чистых» видов практически не бывает. Есть люди, которые могут быть и хорошими слушателями, и одновременно хорошими зрителями. Чаще такое наблюдается у талантливых людей: артистов, музыкантов и др. Можно даже найти отчетливую взаимосвязь ведущей модальности и выбора профессии. Визуалы чаще выбирают профессию, связанную с образами - дизайн, художественные направления искусства, инженерное дело, моделирование одежды, таким людям легче водить машину. Аудиалы являются хорошими преподавателями, музыкантами, специалистами по связи с общественностью, психотерапевтами. Кинестетикам чаще по вкусу быть скульпторами, любого рода ремесленниками, поварами, массажистами и т.п. Вы можете легко себя проверить, определив, какой канал поступления информации является у вас ведущим. Сядьте в удобную позу, расслабьте тело и остановите внутренний диалог. Далее представьте какой либо предмет. Лучше всего, если вы попросите кого нибудь сказать вам название любого предмета, которого нет в вашем повседневном обиходе. К примеру, скрипку. Будьте внимательны к тому ощущению, которое у вас появится. Вы можете увидеть образ скрипки или прочитать ее название, то есть увидеть не саму скрипку, а надпись (вы - визуал). Вы можете сразу услышать ее звук (вы - аудиал). Вы можете ощутить под пальцами тонкую, покрытую лаком древесину, ощутить вес инструмента или его запах (вы - кинестетик). Вы можете уловить непонятный, быстро меняющийся мыслительный образ, не имеющий консистенции, образа или запаха. Один человек (будучи диджиталом) дал такое определение слову «лавочка»: «Что то плавное и тягучее, короткое, с осколком на конце».

Упражнения на визуализацию предполагают развитие всех каналов ощущений. Однако самым ценным является зрительное восприятие. Процесс восприятия мира зрительным каналом достаточно сложен. Образ окружающего мира появляется в нашем глазу на сетчатке в перевернутом виде. Сложная система нервных сплетений дает информации возможность дойти к тем участкам мозга, которые отвечают за зрение. Там уже обработанные данные далее анализируются, и после тщательного анализа полученный образ достигает нашего сознания. Можно усомниться в том, что этот образ после подробного преобразования является адекватным образом действительного мира. Мы воспринимаем зрением только определенный диапазон волн. Насекомые, пресмыкающиеся и прочие животные воспринимают другой диапазон, а из за строения глаз и мозга образ, который они получают от внешнего мира, вероятно, тоже иной.

Трудно сказать, какой из них соответствует или хотя бы ближе к абсолютной реальности. Исследования показали, что пчелы видят ультрафиолетовые и инфракрасные излучения. Интересно, каким они видят мир? Способ восприятия окружающего мира обусловлен формой жизни, а также способом выживания: умением добывать себе пищу и защищать себя от опасности. Многие хищные птицы видят с больших расстояний такие мелочи, которые мы можем разглядеть только вооружившись мощной современной оптикой. «Не только мозг определяет наш способ восприятия мира, а также культура и окружение, в которых мы выросли. Показательно, что определенные традиционные общества Новой Зеландии не различают оранжевого цвета. Для них существует только красный, который сразу переходит в желтый, без промежуточного цвета. Эскимосы различают более двадцати оттенков и разновидностей белого цвета» (Лекции школы ЕШКО «Парапсихология»). Древние греки не различали синеголубой цвет. В произведениях того времени море и небо они представляли в пурпурном цвете, сопоставляя с цветом виноградного вина. Все видимые предметы мы воспринимаем через свои мысли о них. В связи с этим, люди оценивают все видимое со своей точки зрения. Например, увидев бриллиант, человек, плохо разбирающийся в камнях, скажет, что он похож на хрусталь или стразы; специалист по инженерному делу определит его ценность как самого твердого камня, который режет самые твердые материалы; бизнесмен в первую очередь оценит его стоимость; любитель красоты заметит, как он сияет и как преломляются его лучи; жулик, вероятнее всего, подумает, каким бы образом его украсть; специалист по камням будет анализировать его вес, чистоту, огранку. Из этого следует, что у каждого свое видение мира. Ювелира вряд ли восхитит сияние камня, а жулика - его плотность. Поэтому мы часто не воспринимаем естественной красоты окружающей нас действительности. Обычно то, что нам не нужно интерпретировать, описывать в уме, анализировать, относится к явлениям природы.

Любуясь восходом и закатом, усеянным звездным небом, мы смотрим с восхищением и чувствуем себя в такие моменты как бы вне пространства и времени. Мы ощущаем себя единым целым с природой. Подобное происходит, когда мы занимаемся визуализацией. Сконцентрировавшись на внутреннем видении, мы перестаем ощущать свое тело, отвлекаемся от течения времени. У нас возникает единство с самим собой и образными представлениями. Существуют следующие виды визуализаций: - активная визуализация - мысленное представление, где вы сами видите себя как бы со стороны, участвующего в каком то действии; - статическая визуализация - когда вы воспринимаете образ только одним каналом ощущений (например, только зрительным, без звуков и пр.); - динамическая визуализация - представление не только отдельных картинок, но и целых групп или сценок в движении; - творческая визуализация - образы, которые вы

непосредственно передаете подсознанию. Творческому развитию в наше время уделяется достаточно много внимания. Ученый П.К. Энгельмейер поставил вопрос о разработке специальной науки о творчестве- эврилогии. Ни один предмет не игнорировался так долго и не стал так оживленно изучаться. Творчество представляет собой сложный сплав «осознанного» и «неосознанного», сплав строгого расчета и интуитивных озарений. Самое существенное в творчестве скрыто за пределами сознания. Состояние «прозрения», «инсайта» пережили многие ученые, и результатом интуитивной находки явились многие научные открытия. Такие открытия были: в ванной - у Архимеда, под яблоней - у Ньютона, во сне - у Менделеева и пр.

Творчество - популярный для нашей современной культуры термин. Он обозначает чуть ли не все продукты, производимые индивидуальной или групповой деятельностью, которые общество считает желательными. Основной формой творческого мышления всегда являются зрительные образы. Человек может помыслить какое то понятие, только визуализировав его. Это свойство человеческого ума называется «наглядность ненаглядности». Человек может визуализировать любые понятия, визуальная форма мышления - это дар природы. Под творческим мышлением обычно понимают мышление, приводящее к получению нового знания. Из этого можно сделать вывод: тому, кто хочет развить в себе интуицию, творческие способности, надо уметь выходить за пределы своей деятельности, впитывать разнообразные впечатления, искать новые формы отношения с самим собой и миром. Быть открытым миру, так как нужная информация может появиться «извне», и в таком случае имеется больше шансов на интуитивное восприятие. В каждом человеке есть скрытое или явное творческое начало. У кого то оно на поверхности, у других - глубоко скрыто. Известно много примеров, когда люди с яркими творческими способностями вовсе не подозревали о них, а только начав их развивать, находили в себе новые возможности.

Упражнение 2

Это упражнение для ощущения и развития эмоций. Вы, вероятно, помните, что эмоции относятся к области подсознания. Выполнив данное упражнение, вы сможете убедиться, насколько ваши эмоции поддаются вашей воле. Сядьте в свободной или медитационной позе. Закройте глаза. Сделайте несколько более глубоких вдохов и выдохов. Почувствуйте расслабление всего тела. Ощутите эту приятность расслабления. Проследите за своим спокойным свободным дыханием. Представьте, что вы находитесь в красивом месте на фоне природы. Это могут быть берег реки или озера, поляна в лесу, березовая роща, уединенный остров, прекрасный сад и т.д., то есть для вас это, в данном случае, идеальное место на Земле. Это место, где царит порядок, в котором хочется находиться и в которое захочется вернуться. Решите, какой сезон вам более всего подходит: весна, когда все в цвету, зима с сияющим под солнцем снегом и пр. Какое время дня: полдень, легкие сумерки или, может, звездная ночь, когда все залито светом полной Луны? Проанализируйте, чем вы занимаетесь. Может быть, собираете грибы или качаетесь в гамаке под большим деревом в саду, гуляете или стоите, любуясь природой. «Увидьте» ласковых животных, красивых птиц, бабочек. Почувствуйте прохладу ветра или теплоту солнца, запах трав. Посмотрите на небо. Какое оно: синее, голубое, бирюзовое, в белых или дымчатых облаках? Импровизируйте так, как считаете нужным. Помните, что это ваш мир и
вы в нем хозяин (хозяйка). Позвольте вашему воображению парить. Можете сорвать ягоду и попробовать ее вкус. Посмотрите на себя сначала со стороны, как будто видите себя на экране: как вы выглядите, как одеты. Почувствуйте, что вы довольны собой, вам нравится ваш внешний вид. Затем представьте что-нибудь возвышенное и прекрасное. Это может быть то, что вы помните как самое лучшее мгновение, то, что вы испытали в лучший момент жизни, или представьте произведение искусства, которое вызвало у вас восхищение. Вы можете довериться вашему воображению и представить что то иное - главное, чтобы этот образ трогал вашу душу и наполнял ее состоянием восторга и радости. Постарайтесь запомнить такое состояние.

Думайте только о положительных моментах. Перед тем как закончить упражнение, выразите благодарность за приятные ощущения и эмоции, которые вы испытали. После окончания этого упражнения проверьте свои возможности: вспомните состояние восторга и постарайтесь вызвать его в себе без предварительного настроя. Через какое то время, без предварительного упражнения, попробуйте усилием воли вызвать в себе те или иные эмоции. Почувствуйте радость, веселье, вдохновение, восторг. Обратите внимание на свои внутренние ощущения. Чем чаще вы научитесь по желанию вызывать такие чувства, тем чаще они будут появляться в вашей повседневной действительности, и для такого состояния начнут появляться реальные поводы. Самое лучшее состояние при выполнении таких упражнений - это состояние релаксации (релаксация - полное расслабление мускулатуры), в котором вообще пропадает ощущение тела. Поэтому постарайтесь перед упражнениями позаботиться о тишине, выключите радио, отключите телефон. Позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал. Хорошо проветрите комнату; одежда должна быть легкая и удобная. Перед упражнениями позвольте себе десятиминутный отдых - это поможет лучше расслабиться. Благодаря расслаблению, организм начинает работать более экономно, потребность в кислороде уменьшается до 20%. Дыхание замедляет свой ритм, сердце бьется более спокойно. Благодаря расслаблению мышц, активизируются процессы саморегуляции. Релаксация является таким состоянием, при котором, благодаря расслаблению и положительным внушениям, улучшается состояние организма, повышается его биологическая и психическая выносливость.

Упражнение 3

Перечислите письменно те места природы, где вы любите проводить время и отдыхать. Вспомните с помощью зрительного мышления те сценки, которые у вас там когда либо случались. Затем мысленно представьте будущие моменты, которые можете предположить. Цель такого упражнения - релаксация сознания во время представления. Выполняя упражнение, не напрягайте сознание, позволяйте образам самим проплывать в ваших мыслях. Концентрируйтесь на образах и ощущениях.

Во время таких тренировок помните, что:
1. Упражнения выполняются в позиции сидя, позвоночник при этом нужно держать прямо, подбородок слегка опустить. Руки свободно положить на колени. Можно сесть в медитационной позе (сесть «по турецки», в позе лотоса или полулотоса).
2. Следует закрыть глаза, так как в этом случае зрительные образы будут ярче и выразительнее. После наработки практик глаза можно оставлять открытыми, но при этом смотреть перед собой рассеянным взглядом. Взгляд направлен вниз примерно на полтора метра вперед.
3. «Ощущая» окружающую среду, помните обо всех каналах восприятия: осязании, обонянии, слухе, вкусе; настройтесь мысленно ощущать запах воздуха, растений, прикосновение ветра, влаги, тепла и прохлады, вкус фруктов и т.д.
4. Представляйте разные места и мгновенно мысленно переноситесь с одного места в другое, например, представление яркого солнечного дня на пляже, затем - уединенная поляна в хвойном лесу и пр.
5. В представлении не делайте то, что может вас взволновать или напрячь. Все мысленные образы должны иметь только позитивный настрой.
6. Всегда представляйте себя в одиночестве, не вызывайте присутствие других людей или животных, которые могут быть опасны. Присутствие других людей может вызвать вас на общение, а это поведет за собой некоторое напряжение и уход от главной темы. Время релаксации - это только ваше время.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...