Роль педагога в решении проблемы формирования контингента учащихся на отделении народных инструментов дмш и дши. Электронное портфолио резановой любови викторовны

Пилипенко Надежда Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: г. Холмск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Дата публикации: 24.11.2016
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ

ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

преподаватель высшей квалификационной категории
Холмск, 2016

Концепция развития дополнительного образования связана с понятием достижения современного качества образования, к которому предъявляются новые требования по уровню и качеству предоставляемых услуг и используемым технологиям. А это значит, что в современных условиях особые повышенные требования предъявляются к каждому преподавателю и не только в части образовательного ценза. Новые программы требуют наличия высокого уровня профессионализма, компетентности и мастерства. Сегодня серьезной проблемой при реализации ФГТ является педагогический кадровый ресурс, его профессиональный уровень (включая слабое владение ИКТ), рациональность распределения этого ресурса между предпрофессиональными и общеразвивающими программами. Сегодня есть необходимость создавать на уровне области инновационные площадки с целью повышения методической, информационной грамотности, повышения уровня обучения по предметам теоретического блока, вооружения педагогов знаниями о методах работы с особыми категориями учащихся (одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), обмена и распространения передового опыта. Своими задачами предпрофессиональные программы ставят развитие у подрастающего поколения понятия культуры и культурных ценностей, формирование эстетических установок и вкуса, приобретение творческого опыта в общем и выявление и последующее развитие способностей у одаренных детей, в частности. Несмотря на то, что требования разработаны с целью создания равных условий для получения предпрофессионального образования учащимися, те же требования предусматривают возможность использования различных учебных и методических материалов разными учебными заведениями. С одной стороны это очевидный плюс: школы сами выбирают, на каком материале строить обучение, что подразумевает дифференцированный подход и расширяет возможности реализации новых идей, применяемых в процессе обучения. С другой стороны, это делает очевидным тот факт, что образование, получаемое в разных школах, будет не одинаковым по качеству. Не все учебные заведения обладают в полной мере доступом к методическим материалам, а некоторые имеют ограниченную возможность закупать учебную литературу и нотные пособия в достаточном количестве. Также существенное отличие будет заключаться в содержании вариативной части. Преподаватели при разработке учебных планов, как правило, включают в вариативную часть те предметы, которые соответствуют направленности их школы. Следует заметить, что предпрофессиональные программы, не всегда могут быть реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:  Высокую актуальность имеют проблемы конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной действительности практически отсутствует, и сохранности контингента. Есть здесь и объективные причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства родителей, большой загруженностью детей в общеобразовательной школе, у
репетиторов, на подготовительных курсах и т.д. Есть и субъективные причины, связанные с конкурентоспособностью наших образовательных программ. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что родители, желая дать своему ребенку максимально возможное, записывают его одновременно на разные секции, кружки и в школу искусств. Так как совмещать все виды обучения становится невозможным, зачастую выбор делается не в пользу школы искусств. Так же причиной отсева контингента является отсутствие материальных возможностей родителей для обучения детей (высокие цены на музыкальные инструменты, художественные принадлежности и т.д.).  Чрезмерная избыточность требований к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ. Установлен минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации данных программ, однако эти условия для многих муниципальных школ, особенно работающих в отдаленных районах, мало выполнимы, а указания на роль федеральных органов в этом отношении отсутствуют. Материально-техническая база во многих школах устарела, инструменты требуют замены и ремонта, но высокая цена на них, и отсутствие квалифицированных мастеров не всегда позволяют сделать это.  Педагогическое сообщество, уже имеющее негативный опыт многочисленных реформ, отнеслось к введению новых стандартов с недоверием. Поэтому с реализацией новых программ имеются определенные трудности в перестройке сознания, готовности педагогов к таким новшествам, преодолении сопротивления и поиске механизмов мотивации педагогических кадров. Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных преподавателей. А также большая загруженность вследствие совмещения работы с детьми и наличия большого объема «бумажной» работы делает профессию преподавателя малопривлекательной. Молодые специалисты, получившие среднее профессиональное образование, уезжают за пределы области продолжать обучение в ВУЗах и, как правило, не возвращаются.  Работа по созданию учебно-методических комплексов отсутствует на уровне Федерации и отдана на откуп преподавателям. Методическое сопровождение также является недостаточным, особенно в части учебников, учебно-методических пособий: отсутствует рекомендованный перечень учебников, отсутствуют сами учебники, тогда как согласно ФГТ обеспеченность каждого учащегося учебником по всем предметам теоретического блока является одним из условий реализации предпрофессиональной программы. При отсутствии единых опорных точек в области учебно-методического обеспечения трудно говорить о сохранении единства образовательного пространства в сфере культуры и искусства.
Отсутствие опыта работы с новыми программами, написанными в соответствии с федеральными государственными требованиями, привело к необходимости вносить коррективы в учебную и методическую работу преподавателя. Составляя вариативную часть, преподаватели опираются на имеющейся опыт работы по программам художественно-эстетической направленности. Но уже сейчас можно сказать о том, что предметы необходимо выбирать «глядя вперед, а не оборачиваясь назад». Иными словами, необходимо обеспечивать преемственность дополнительных предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области искусств.  Отсутствие в педагогическом коллективе специалистов, обученных методике составления новых программ. В штатное расписание необходимо вводить ставку методиста. С появлением квалифицированного специалиста методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) будет проводиться на более высоком уровне.  Требования предъявляются не только к педагогическим работникам, но и к ученику, и к родителям. В идеале каждый должен осознавать новый уровень ответственности за результат своей работы, за качество. Малый процент родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств - это, в первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени ребенка. Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы, предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества, как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.

Личный пример учителя – это луч солнца для молодой души,
который ничем заменить невозможно.
К.Д. Ушинский

Всем известно, какое положительное воздействие оказывает на человека народно-инструментальное искусство, уходящее своими истоками в далёкое прошлое. В стране долгие годы складывалась хорошая система обучения детей игре на народных инструментах, что могло стать одной из важнейших предпосылок успешного развития народно-инструментального исполнительства.

Но жизнь вносит свои коррективы. В обществе всё меньше пропагандируется народное творчество. Дети не имеют ни малейшего представления о том, как выглядят и уж тем более как звучат народные инструменты. Поддаваясь веяниям современной “моды”, родители стараются обучать своих детей иностранным языкам, бальным танцам, укрепляют здоровье детей в спортивных секциях.

В ДМШ и ДШИ всё меньше и меньше приходит детей, которые желают обучаться игре на баяне, аккордеоне, домре, балалайке и других народных инструментах. Чтобы сохранить традиции инструментального исполнительства на народных инструментах в нашей стране, педагоги вынуждены значительную часть своего личного времени вести агитационную работу: ходить по школам, детским садам, а порой приводить детей прямо с улицы. Эту работу проводят многие из них, и она нередко даёт хороший результат.

Конечно, на первый взгляд кажется странным, как можно на улице подойти к незнакомым людям, детям, общаться с ними. Но на самом деле это возможно, если педагог обладает необходимыми качествами, такими как коммуникабельность, общительность. Наблюдая за детьми, за их играми во дворах домов и школ, можно заметить смекалистых, энергичных, обладающих лидерскими качествами, что в дальнейшем процессе обучения немаловажно. От умения найти контакт с ними зависит степень заинтересованности детей и их родителей в обучении на музыкальном инструменте. На данном этапе важно продемонстрировать на личном примере или на примере своих учащихся, каких результатов в перспективе может достичь ребёнок. Пригласив детей вместе с родителями в школу, необходимо показать всё своё мастерство как исполнителя, продемонстрировать достижения своих лучших учеников, пригласить на уроки, концерты класса. Нет гарантии, что все первоначально заинтересовавшиеся дети придут учиться, но примерно трое из восьми обязательно придут, а может быть и больше.

Одним из действенных способов, используемых педагогами для набора учащихся, является наглядная агитация. Общаясь с педагогами разного возраста, можно отметить, что многие из них выходят в дошкольные учреждения и школы с агитационными концертами. Впечатления, полученные от яркого профессионального выступления педагога, привлекают детей и родителей.

Набор сделан, началась текущая работа. Перед педагогом встают другие не менее важные проблемы: сохранность контингента, посещаемость и выполнение домашних заданий.

Все три проблемы составляют некую логическую цепочку: учащийся загружен в школе, не успевает отдыхать и, соответственно, не выполняет домашних заданий. Пугаясь плохих оценок и гнева педагога, начинает пропускать занятия и вскоре (чаще всего на 1-2 году обучения) отчисляется.

Даже при таком положении дел сохранить контингент возможно. Необходимо установить тесный контакт с родителями, дать им возможность присутствовать на занятиях. Это поможет заинтересованным родителям контролировать самостоятельные занятия детей.

Педагог, у которого сформирована система преподавания, имеет стабильный контингент, так как занятия проходят регулярно и большая часть работы проводится в классе, а дома дети лишь механически закрепляют выученный материал. Частая ошибка педагога – это требование от ученика выполнения несколько указаний сразу. Нарушение принципа последовательности делает их невыполнимыми, ведь ученик не может сосредоточить своё внимание на большом количестве информации и воспринять всё одновременно. У ребёнка складывается впечатление, что у него ничего не получается, ему трудно учиться и соответственно пропадает интерес к обучению. А интерес необходимо всё время поддерживать – как можно раньше и чаще предоставлять учащимся возможность участвовать в концертах и конкурсах. В настоящее время проводится достаточно много исполнительских конкурсов для учащихся разного возраста и уровня подготовки. Правильно подобрав уровень мероприятия, педагог даёт ученику возможность самореализоваться, почувствовать в себе силу и волю к победе.

Подводя итог, следует отметить, что настоящий педагог в той или иной степени должен обладать таким качеством, как энтузиазм, быть преданным своему делу, любить детей, поддерживать себя в хорошей исполнительской форме и постоянно учиться, совершенствоваться, “идти в ногу со временем”. Такой педагог способен решить любые возникающие на его пути проблемы.

Использованные информационные ресурсы.

  1. Великий русский педагог - Константин Дмитриевич Ушинский / http://works.doklad.ru/view/J5I36ip0fJs.html

В ходе исследования были определены наиболее значимые проблемы в деятельности МАУ ДО «Детская школа искусств №5», в их числе:

Нехватка финансирования;

Слабая материально-техническая база учреждения;

Отсутствие кадров, низкая заработная плата преподавателей;

Проблема мотивации учащихся;

Недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу;

Приоритет культурно-массовой работы и досуга.

Первые две проблемы тесно взаимосвязаны, нехватка финансирования определяет слабую материально-техническую базу школы. В настоящее время МАУ ДО «Детская школа искусств» №5 нуждается в расширении учебных площадей, ремонте помещений, в т.ч. потолков, стен коридоров, замене систем электро- и водоснабжения, отопления и канализации и т.д.

Многие музыкальные инструменты школы имеют высокую степень износа. Школе постоянно не хватает денежных средств на приобретение качественных профессиональных музыкальных инструментов. В настоящее время их стоимость может достигать 1 млн. руб. и более, например, хороший рояль стоит до 1,5 млн. руб., а аккордеон - до 500 тыс. руб. Школа может приобрести, недорогие по профессиональным меркам инструменты - рояль за 1 млн. руб., аккордеон за 300 тыс. руб., китайского производства, которые по техническим характеристикам значительно уступают качественным музыкальным инструментам, и в ходе использования быстрее выходят из строя.

Другой важной проблемой является нехватка квалицированных кадров, что связано с низкой заработной платой. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров по ряду предметов (фортепиано, теории, сольфеджио, вокалу). В определенной мере она связана с тем, что в профильных вузах, в т.ч. во ВСГАКИ по ряду направлений имеется недобор студентов. Многие преподаватели совмещают работу в нескольких ДШИ и других учреждениях культуры из-за нехватки денежных средств. Кроме того, проблема нехватки площадей и отсутствия преподавателей также связаны - школе нужны педагоги по ряду направлений, однако разместить новые классы негде.

Две следующие проблемы связаны между собой, в настоящее время у некоторых учащихся наблюдаются проблемы с мотивацией. Это определено тем, что детьми и их родителями дополнительное образование воспринимается как общее развитие и полезный досуг, без дальнейшего развития.

В настоящее время в школе проводится недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу. Мало публикаций в СМИ, отсутствует реклама услуг учреждения, сайт школы малоизвестен и малоинформативен для посетителей, школа совсем не представлена в социальных сетях.

В настоящее время на деятельность учреждения влияет экономическая нестабильность, доходы населения снижаются, родители урезают расходы не первой необходимости, в их число попадают затраты на дополнительное образование детей, которые могут быть отложены «до лучших времен».

Одной из современных тенденций в деятельности детских школ искусств является смещение акцента с художественно-эстетического, творческого, интеллектуального развития учащихся на организацию культурно-массовой работы и досуга. Учащиеся и творческие коллективы школы постоянно привлекаются к организации культурно-массовых выступлений по разным поводам (на День города, в воинские части, дом инвалидов и т.д.), что негативно влияет на реализацию учебного процесса, отвлекает детей.

Для решения этих проблем предлагаются следующие мероприятия:

Необходимо обновить материально-техническую базу учреждения, для этого надо разработать проект финансирования модернизации и развития МАУ ДО ДШИ №5, приуроченный к празднованию ее 50-летия в 2019 г.; а также активнее проводить работу с меценатами и спонсорами;

Создать группы МАУ ДО «Детская школа №5» в крупных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники») и активизировать их работу;

Проводить постоянный мониторинг поступления выпускников школы в профильные вузы и ссузы (по профильным специальностям), рассмотреть возможность организовать «Клуб выпускников МАУ ДО ДШИ №5».

Реализация этих мероприятий, способствует совершенствованию работы учреждения и его дальнейшему развитию, и в целом, способствует реализации целей учреждения в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии учащихся, их социализации в обществе, формировании и развитии творческих способностей учащихся школы.

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Республиканская основная общеобразовательная музыкально-художественная школа-интернат им. Р.Д. Кенденбиля »
Доклад на тему:
«Сохранение контингента обучающихся в отделении хореографии РООМХШИ им.Р.Д.Кенденбиля»
(формы работы с родителям)
Составитель: Ховалыг Шораана Сарыг-ооловна
Преподаватель хореографического отделения
Кызыл- 2014г.
Доклад
На тему: «Сохранение контингента обучающихся в отделении хореографии РООМХШИ им. Р.Д.Кенденбиля(формы работы с родителями)»
Преподаватель хореографии Ховалыг Ш.С.
Проблема сохранения контингента в детской школе искусств всегда была актуальной. И в наши дни мы часто слышим от преподавателей фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях детскую школу искусств легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд разных причин. Такие как слабое здоровье, большая загруженность в общеобразовательной школе, приоритеты, слабые данные, переходный возраст и т.д.
Пути решения проблемы.
Создание имиджа школы. Цель руководства школы и педагогического коллектива - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае- на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнеров. Из чего складывается имидж? Фундамент – это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж – восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Внутренний имидж – отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж- эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.
Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат.
Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.
Работа с родителями. Самые близкие для ребенка люди- это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребенка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь ребенку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое – кто знает?- со временем может перерасти в серьезное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Образовательную деятельность невозможно успешно вести без сотрудничества с родителями. Родители учащихся – союзники и помощники, активные участники жизни отделения и школы, постоянные и самые благодарные слушатели.
Формы работы с родителями т.е как мы работаем со своими родителями учащихся в отделения хореографии РООМХШИ
- Открытые уроки. На открытые уроки приглашаем родителей (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя).
- Контрольные уроки. На контрольные уроки приглашаем желающих родителей. После второй полугодии при родителях поощряем отличников отделении и солистов ансамбля, чтоб другие на них равнялись.
- Информационно-аналитическая: анкетирование, опрос, “почтовый ящик”;
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к педагогу. Заданные вопросы освещаем на родительских собраниях.
- Досуговые: праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, в поездках. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.
- Индивидуальные тематические консультации. Обмениваемся информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка и его проблемах.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводим индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Мы педагоги даем родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
- Посещение семьи. Индивидуально работаем с родителями проблемных детей, знакомство с условиями жизни.
- Родительское собрание
Групповые родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости проводим чаще. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию часто используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных занятий их достижений, фотографии учащихся которые были на конкурсах, в поездках, во время учебы, на прогулках. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет заниматься в коллективе. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.



АННОТАЦИЯ: Доклад затрагивает актуальную проблему «текучести» контингента музыкальных отделений учебных заведений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Мурманской области в современных условиях.

1. Введение. Актуальность проблемы. Причины.
2. Пути решения проблемы: 1) создание имиджа школы
2) способы педагогической профилактики
3) работа с родителями.

1. Введение.
Как часто мы слышим сегодня от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – участились случаи прекращения обучения в выпускных классах. Отсев учащихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Давайте разберёмся в причинах.

Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не смею утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути.
Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход.
Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует установка на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности МШ. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.

Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.
Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети (особенно учащиеся гимназий и лицеев с их сверхсложными программами) не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «на музыку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и детки со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.
Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества в районе, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, чаще всего оказывается не в пользу музыкальной школы.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

2. Пути решения проблемы.
Создание имиджа школы. Среди людей непосвященных существует миф о том, что педагоги доп. образования - люди, не имеющие образования, профессиональной подготовки, надлежащей квалификации, в сравнении с педагогами СОШ. Миром правят слухи. Именно на их основе формируется представление о доп. образовании и о конкретной школе в частности. Цель руководства школы - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.
Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление холлов, классных комнат, уборных, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.

Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. Но на общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Если все сотрудники школы, грамотно объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Использованная литература:

1) Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции (8 – 9 ноября 2007 года). Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.
2) Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
3) Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
4) Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры» (14-15 ноября 2011 года). Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...