Рабочая программа по технологии 10 11 кл.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ СОШ №3
от «__»_______2017г №___ «__»______2017г.
к утверждению МС
протокол №____
от «__»_______2017г
учебного предмета «Технология»
для 10 класса
на 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа по Технологии для 10 класса.
Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);
Примерной основной образовательной программой среднего (полного) общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России - Примерная основная образовательная программа общего образования;
П риказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год » (с изменениями и дополнениями);
О с н о в н о й о б р а з о в ате ль н о й п р о г р ам м ой среднего общего образования МБОУ СОШ №3;
Уче б но г о п л а н а МБОУ СОШ № 3 на 2017-18 учебный год
Рабочая программа ориентирована на:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014. издательский центр ВЕНТАНА - ГРАФ.
Программ рассчитана на 35 часов , содержит обязательный минимум содержания образования и требования к подготовке учащихся .
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи:
предмета:
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
Сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
Воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
. ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
. отрасли современного производства и сферы услуг;
. ведущие предприятия региона;
. творческие методы решения технологических задач;
. назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;
. основные функции менеджмента на предприятии;
. основные формы оплаты труда;
. порядок найма и увольнения с работы;
. устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;
. источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
. пути получения профессионального образования и трудоустройства.
. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет самосовершенствовании;
. воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Одна из важных задач - научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны овладеть следующими предметными УУД (конкретными знаниями на конец года):
Знать:
Понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
Понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
Цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
Порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
Чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
Условия прибыльного производства;
Роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
Кто может быть участником предпринимательской деятельности,
Какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
Осуществлять самоанализ развития своей личности;
Анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
Иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
Выдвигать деловые идеи;
Характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
Изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
Находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
Распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
Решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
Планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
Уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания для:
повышения активности процесса и результатов своего труда;
поиска и применения различных источников информации;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
составления резюме при трудоустройстве.
Основное содержание.
1. ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ - 22 ЧАСА.
Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ( ЕТКС ).
Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные осо-бенности техно-логий различных отраслей про-изводственной и непроизводс-твенной сферы. Природоохранные технологии. Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ. - 13 ЧАСОВ.
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Проектирование как создание новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности.
Тематическое планирование по «Технологии» Класс 10 «Б» Сущевой Е.В. Количество часов в год 35 Количество часов в неделю 1 Учебник: Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014 2017 - 2018 учебный годТематическое планирование уроков технологии в 10 классе.
№ п/п | Н а и ме н ов а ни е р а з д е лов и тем | Кол-во часов |
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ | 22 |
|
Инструктаж по т. б. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. | ||
Понятия «технология» и «технологическая культура». | ||
Технология как часть общечеловеческой культуры. Технологические уклады. | ||
Технологии электроэнергетики. | ||
Технологии индустриально-го производства | ||
Технологии производства сельскохозяйственной продукции. | ||
Технологии агропромышленного производства (АПК) | ||
Технологии легкой промышленности и пищевых производств. | ||
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. | ||
Природоохранные технологии. | ||
Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства | ||
Новые принципы организации современного производства - инновационная деятельность. | ||
Разделение и кооперация труда. | ||
Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Итоговый контроль за первое полугодие. | ||
Требования к квалификации специалистов различных профессий. | ||
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ( ЕТКС ). | ||
Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина | ||
Безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. | ||
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий. | ||
Повторительно - обобщающий урок. | ||
Итоговое тестирование | ||
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ | 13 |
|
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. | ||
Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. | ||
Проектирование как создание новых объектов действительности. | ||
Особенности современного проектирования. | ||
Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. | ||
Мини проект "Компьютерная открытка-поздравление". | ||
Защита проекта. | ||
Применение морфологического анализа при решении задач. Функционально - стоимостной анализ. | ||
Метод фокальных объектов | ||
Алгоритмические методы решения изобретательных задач. | ||
Защита интеллектуальной собственности. | ||
Мысленное построение нового изделия. | ||
Итоговое тестирование. |
Литература:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
В.Д. Симоненко. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин; под ред. В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2011.
В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш Основы технологической культуры: Учебник для уч- ся!0-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев - М. : Вентана -Граф, 2010.
Ресурсное обеспечение:
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www . mon . gov . ru /
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. - М.: Просвещение, 2005
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. - М.: Вентана-Графф, 2004.
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2004.
Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.
Не секрет, что благополучие общества во многом зависит от степени развития технологий. А благополучие отдельного человека зависит от его умений и навыков, от его отношения к работе, поскольку, если человек занимается подходящим делом, он выполняет задачи с большим удовольствием и более качественно. Учебник технологии для учащихся 10-11 классов В.Д. Симоненко ориентирован на то, чтобы подготовить школьников к будущей профессиональной деятельности. Он поможет сориентироваться в многообразии профессий и определить наиболее подходящую.
Информация в учебнике подаётся таким образом, чтобы учащиеся понимали важность развития технологий, учитывая при этом их влияние на природу и жизнь людей. Важно, чтобы неумелое использование технологий не приносило ущерба. Материал учебника даёт возможность развивать креативность, что в современном мире очень важно для решения появляющихся задач. Творческий подход способствует более успешному решению вопросов, а значит, помогает развиваться технологиям и обществу. При изучении учебника все эти моменты будут хорошо усвоены учениками. В книге есть таблицы и схемы, отображающие информацию в обобщённом виде, вопросы и задания тренируют мышление и учат применять свои знания на практике.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Технология. 10–11 классы. Базовый уровень" Симоненко Виктор Дмитриевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яркополенская общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНОна заседании МО
протокол №_____ от _________
Председатель МО
__________ _______________
(подпись) (ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ « Яркополенская ОШ »
_________ ________________
(подпись) (ФИО)
«____» _______________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « Яркополенская ОШ »
С.П.Лесько
Приказ № ___ от ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технолгии
для 10-11 классов
базовый уровень
по 34 часа (1 час/нед)
разработана на основании:
Примерной программы основного общего образования по технологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень), М.: 2015 год.
Рабочие программы. Предметная линия учебников Технология: электронный учебник для учащихся 10-11 классок общеобразовательных учреждений/ под редакцией В.Д. Симоненко.- Вентана- Граф, 2012.
Положение о рабочей программе учебного предмета (курса, модуля) МБОУ « Яркополенская ОШ » Кировского района Республики Крым
Составитель: Федуниев В.М.,учитель технологии
С.Яркое Поле, 2016 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для 10-11 классов МБОУ «Яркополенская общеобразовательная школа».
Объём программы – по 34 часа в год (по 1 часу в неделю).
Нормативно-правовая база:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 5.03.04);
Примерная программа по технологии для учащихся 10-11 классов, М.: 2015 год;
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующей цели :
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры.
Задачи:
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Формирование общетехнических и общетрудовых знаний в области компьютерных технологий даёт представление о мире профессий; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.
Упор сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовление объектов труда.
Новизна программы заключается во введении НРК (предусмотрено 4 темы, посвящённые технологиям, применяемым в Республике Крым).
Учебно-методический комплект: электронный учебник « Технология» Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2012 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Учащиеся должны знать:
особенности научно – технической революции второй половины XX века;
глобальные проблемы человечества в конце XX века: рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды;
о вредных воздействиях на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;
виды загрязнений атмосферы: парниковый эффект, кислотные дожди, утоньшение озонового слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;
о загрязнениях гидросферы и методах борьбы с этими с этими загрязнениями;
причины опутывания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;
законодательные и экономические меры по охране природы;
принципы и виды мониторинга;
принципы экологической экспертизы проектов;
возможности переработки отходов;
пути экономии энергии и материалов;
возможности экологически устойчивого развития человечества;
особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни.
Учащиеся должны уметь:
учитывать экологические соображения при решении технологических задач;
учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач;
измерять уровень радиоактивности и оценивать опасность радиоактивного излучения в данном месте;
измерять уровень шума в местах проживания и работы и оценивать опасность в случае его превышения;
измерять количество нитратов в продуктах питания и оценивать связанную с ними опасность для здоровья человека;
оценивать качество питьевой воды;
оценивать кислотность дождя; оценивать качество окружающего воздуха – запыленность и загазованность.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки.
Основное содержание предмета технологии
10 класс
1. Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы 1. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
2. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства, 2 ч
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа 2. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 7 ч
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий. Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов. Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы 3. Посадка деревьев и кустарников возле школы.
4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, 2 ч
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.
Практические работы 4.
5. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 1 ч
Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы 5. Уборка мусора около школы.
6. Перспективные направления развития современных технологий, 3 ч
Теоретические сведения . Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка. Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойногопрототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
Практическая работа 6 . Решение проблемного вопроса. Применение электротехнологий для изготовления бытовых предметов.
7. Новые принципы организации современного производства, 2 ч
Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
8. Автоматизация технологических процессов, 1 ч
Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Проектная работа, 12 ч
Выбор проекта. Банк идей. Технологическая документация. Выбор материала. Выполнение работ. Экономический расчет. Защита проекта.
Резерв – 2 часа
ласс
1.Понятие творчества,1 ч
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Защита интеллектуальной собственности, 1 ч
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы: Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия.
Методы решения творческих задач, 2 ч
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ(ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы: Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов».
4. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 2 ч
Теоретические сведения . Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы: Выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика.
5.Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 2 ч
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.
Практическая работа: Планирование деятельности по учебному проектированию.
6. Источники информации при проектировании, 2 ч
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы: Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта.
Создание банка идей продуктов труда, 1 ч
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы: Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг в Республике Крым, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы: Составление бизнес-плана для проектируемого изделия. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.
Структура и составляющие современного производства, 1 ч
Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Нормирование и оплата труда, 1 ч
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы: Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.
, 1 ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Этапы профессионального становления и карьера, 1 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практическая работа: Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий в Республике Крым, 1 ч
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Центры профконсультационной помощи в Республике Крым, 1 ч
Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа: Знакомство с работой центров профконсультационной помощи.
Виды и формы получения профессионального образования в Республике Крым , 1ч
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
17 Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч
Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа: Составление автобиографии и профессионального резюме.
18.Творческая проектная деятельность 11 ч
Теоретические сведения . Выбор проекта. Банк идей. Технологическая документация. Выбор материала. Выполнение работ. Экономический расчет.
Резерв – 2 час
Тематический план 10 класс
раздела
Наименование разделов
Учебные часы
Практ.
работы
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества
Способы снижения влияния производства на окружающую среду
Перспективные направления развития современных технологий
Новые принципы организации современного производства
Резерв
ИТОГО:
34
9
11 класс
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Практ. работ
Понятие творчества
Методы решения творческих задач
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг
10.
11.
Нормирование и оплата труда
12.
Культура труда и профессиональная этика
13.
14.
Рынок труда и профессий
15.
Центры профконсультационной помощи
16.
Виды и формы получения профессионального образования
17.
18.
Творческая проектная деятельность
19.
Резерв
итого
34
11
Календарно-тематический план 10 класс
урокаКол-во часов
Сроки выполнения
Практические работы
Самостоятельные работы
Календарные сроки
Фактические сроки
I
Технология как часть общечеловеческой культуры (4 ч.)
Вводный урок. Инструктаж по т/б.
06. 09
06.09
Технологическая культура: её сущность и содержание.
13. 09
13.09
П/Р№1 Подготовка доклада об открытиях в области науки и техники
Понятие технологии. Связь технологий с наукой.
20. 09
20.09
П/Р№2 Подготовка доклада о известном ученом, изобретателе.
Связь технологий с техникой и производством
27. 09
27.09
II
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества 7 ч
Виды т ехнологий п ромышленные т ехнологии.
04.10
04.10
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.
11.10
11.10
П/Р№3 Посадка деревьев и кустарников.
Энергетика и энергоресурсы
Энергетика Р.К.
18.10
18.10
Промышленные т ехнологии и транспорт.
25.10
25.10
Промышленность Республики Крым.
08.11
08.10
10.
Сельское хозяйство в системе природопользования.
15.11
15.11
1 1
Сельское хозяйство Республики Крым.
22.11
22.11
III
Способы снижения влияния производства на окружающую среду 2 ч
1 2 .
Применение экологически чистых и безотходных производств.
Рациональное использование водных ресурсов Р.К.
29.11
19.11
П/Р№4 Оценка качества пресной воды.
1 3
Использование альтернативных источников энергии в Р.К.
06.12
06.11
П/Р №5 Уборка мусора возле школы.
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире 1 ч
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире
13.12
13.12
V
Перспективные направления развития современных технологий 3 ч
1 5
От резца до лазера.
Современные электротехнологии .
20.12
20.12
П/Р№ 6 Применение электротехнологий для изготовления бытового оборудования.
Лучевые технологии
Ультразвуковые техн ологии )
1
27.12
27.12
С/Р подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве.
17
Плазменная обработка
Технологии послойного прототипирования
1
17.01
VI
Новые принципы организации современного производства 2 ч
1 8 .
Новые принципы организации современного производства.
1
24.01
19
Нанотехнологии.
1
31.01
VII
Автоматизация технологических процессов 1 ч
20
Автоматизация технологических процессов
1
07.02
VIII
Проектная работа 12 ч
21
Выбор проекта. Банк идей (с учётом НРК)
1
14.02
22
Разработка конструкторской документации
1
21.02
23
Разработка технологической документации
1
28.02
П/Р№ 7 Составление технологической документации.
24
Выбор материала
1
07.03
25-28
4
14.03 21.03 04.04 11.04
П/Р № 8 Изготовление проектируемого изделия.
29-30
Экономический расчет
2
18.04 25.04
П/Р № 9 Экономический расчёт
31-32
Защита творческого проекта
2
02.05 16.05
33-34
Резерв
2
23.05
Итого за год
34
9
Календарно-тематический план – 11 класс
урокаИзучаемый раздел, тема учебного материала
Кол-во часов
Сроки выполнения
Практические, самостоятельные
работы
Календарные сроки
Фактические сроки
1
Понятие творчества и развитие творческих способностей.
1
02 09
П/Р№1Упражнение на развитие мышления: решение нестандартных задач.
2
Защита интеллектуальной собственности
1
09.09
П/Р № 2 Разработка товарного знака условного предприятия.
Методы решения творческих задач.
2
3
Методы решения творческих задач. Метод мозговой атаки.
1
16.09
П/Р № 3 Конкурс «Генераторы идей».
4
Метод контрольных вопросов. Синектика
1
23.09
Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности
2
5
Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности
1
30.09
6
Качества проектировщика. Закон гармонии.
1
07.10
П/р №4 Тест на определение наличия качеств проектировщика
Планирование проектной деятельности
2
7
Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности
1
14.10
П/Р № 5 Планирование деятельности по учебному проектированию.
8
Планирование проект ной деятельности
1
21.10
Источники информации при проектировании
9
Алгоритм дизайна.
1
28.10
10
Поиск информации по теме проекта.
1
11.11
П/Р № 6 Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта.
11
Поиск информации по теме проектирования.
1
18.11
12
Создание банка идей продуктов труда
1
25.11
П/Р № 7 Формирование банка идей и предложений.
13
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг в РК.
1
02.12
14
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда
1
09.12
П/Р № 8. Определение профессии по видам специализации труда.
15
Структура и составляющие современного производства
1
16.12
16
Нормирование и оплата труда
1
23.12
П/Р № 9 Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий
17
Культура труда и профессиональная этика
1
18
Этапы профессионального становления и карьера
1
П/Р № 10 Составление плана своей будущей профессиональной карьеры
19
Рынок труда и профессий в Республике Крым.
1
20
Центры профконсультационной помощи в Республике Крым.
1
П/Р №11 Знакомство с работой центров профконсультационной помощи
21
Виды и формы получения профессионального образования в Республике Крым.
1
22
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства
1
П/Р № 12 Составление автобиографии и профессионального резюме
Проектная работа
11
23
Выбор проекта. Банк идей.
(с учётом НРК)
1
24
1
П/Р№ 13 Выполнение конструкторской документации.
25
Технологическая документация
1
26
Выбор материала
1
27-30
Изготовление проектируемого изделия
4
П/Р №14 изготовление проектируемого изделия.
31
Экономический расчет
1
32
Защита проекта
1
33-34
РЕЗЕРВ
2
Итого
34
14