Повышенное воображение. Почему стоит развивать воображение и как это сделать? Игра «сложная сортировка»

Традиционно мышление считается самым главным психическим познавательным процессом, а воображение – неразрывно связанная с ним, но скорее вспомогательная, необходимая для творчества и проектирования способность. Только лишь около десяти лет назад в общественном сознании появились идеи о том, что именно волшебный мир воображения, а не какой-либо другой психический процесс, способен в значительной степени изменить жизнь любого человека к лучшему.

В последнее время стал широко применяться (в том числе практикующими психологами) метод визуализации , основанный на создании в воображение зрительных образов и управлении ими. Правильно воображая желаемое событие, его можно «привлечь» в свою жизнь, то есть увеличить вероятность того, что оно станет реальностью.

Вопрос о том, материальна ли мысль, давнишний, философский и риторический. Но все чаще ученые находят доказательно того, что мысли (а точнее, мыслительные образы) могут реализоваться во внешнем мире. Научно обосновано, что мечты, фантазии и грезы – не пустое и не просто приятное, а полезное и продуктивное времяпрепровождение.

Можно долго спорить, насколько воображение продуктивно, а можно проверить теорию на практике и поэкспериментировать с собственным воображением.

На сегодняшний день нет единого понимания и определения понятия «воображение», это связано с тем, что его трудно как-либо оценить или измерить, оно слишком абстрактно, эфемерно, субъективно, многогранно и имеет множество характеристик.

Воображение – это:

  • психический познавательный процесс, преобразовывающий, предвосхищающий, выстраивающий варианты действий и поведения;
  • универсальная способность к построению новых образов действительности;
  • форма представления и отображения существующей действительности;
  • способ овладения человеком желанного будущего, помогающий ставить цели и строить планы;
  • психологическая основа творчества ;
  • всеобщее свойство сознания .

В детстве человек еще не научен мыслить логически и стереотипно, поэтому много воображает. Благодаря физической активности и задействованию мышления в поиске путей решения практических задач, дети мыслят творчески. Лучше и быстрее всего воображение развивается в игре. И детская ложь часто лишь форма воображения. Дети много придумывают потому, что так интереснее жить.

Воображение строится на имеющейся в сознании картине мира и на личном эмоциональном, интеллектуальном, чувственном, практическом опыте. Процесс воображения невозможен без участия восприятия, внимания, памяти, творческого или дивергентного мышления.

И мышление, и воображение включается в момент неопределенности, проблемности ситуации или мыслительной задачи. Но воображению, в отличие от мышления, не нужна вся полнота знаний, что бы познать нечто.

Воображение не анализирует, а преобразовывает поступающую извне информацию. Кроме того, воображению всегда сопутствуют эмоции: то ли воображаемый образ провоцирует их, то ли эмоция «включает» воображение.

Воображение позволяет получить опыт переживания события, которого не было, нет и, возможно, не будет.

Разновидности воображения

Воображение задействуется во всех видах человеческой деятельности, но чаще всего – в творчестве. Развитое воображение, креативность и образное мышление просто необходимы людям творческих профессий. Но и людям, специфика деятельности которых далека от свободного фантазирования, ежедневно приходится сталкиваться с немалым количеством его видов и форм, не замечая того.

Виды воображения:

  1. По результатам процесса:
  • продуктивное или творческое, когда продукт воображения – относительное или абсолютное новшество;
  • репродуктивное, когда воссоздается уже имеющийся в мире объект.
  1. По степени активности:
  • активное, предполагающее некие усилия воли;
  • пассивное или непроизвольное, когда творческий продукт получается непреднамеренно и непредсказуемо.
  1. В зависимости от механизма воображения:
  • схематизация – выявление сходств и сглаживание различий;
  • агглютинация – соединение в сознании несовместимых на первый взгляд объектов;
  • гиперболизация – уменьшение или увеличение объекта или его частей;
  • типизация – выявление главного и повторяющегося элемента в однородных явлениях.

Формы воображения:

  1. Мечта – видение будущего, время наступления которого точно не определено.
  2. Фантазия – в значительной мере видоизмененное отражение действительности.
  3. Грезы – представление недосягаемого и несбыточного.
  4. Галлюцинации – образы, возникающие в сознании без внешнего раздражителя.
  5. Сны – это форма бессознательной визуализации.

Интересный факт! Ученые смогли экспериментально доказать, что в процессе воображения некоего события, в человеческом мозге задействуются все те же зоны, что задействованы, когда действие реально совершается, а не воображается. Получается, что для мозга нет разницы между воображаемым и действительным.

Как развивать воображение

Развивать воображение необходимо для того, чтобы стать более успешным и счастливым человеком, и ждать вдохновения для этого совсем не обязательно. Развитие воображения – намного менее трудоемкое занятие, нежели развитие иного психического процесса, способности, качества личности.

Все начинается с мечты! Чтобы развить воображение, нужно учиться мечтать . Какой-нибудь взрослый и серьезный человек наверняка скажет: «Зачем мне тратить время на мечты и фантазии, когда нужно заниматься делами насущными?!». И человек, решивший поработать над своим характером и личностью, скорее начнет заниматься развитием мышления, памяти, речи, но вряд ли посчитает необходимым развивать способность мечтать.

Однако, мечтание – не пустое занятие, оно развивает логические мышление, память, концентрацию внимания и формирует увлеченность, то есть повышает мотивацию достижений. Во время свободного полета фантазии в голову могут неожиданным образом прийти гениальные идеи, ответы на давно волнующие вопросы, варианты решения проблем.

Такие вспышки озарения называются в психологии «инсайт». Инсайт – это внезапное и не выводимое логическим путем из прошлого опыта осознание сути и правильного решения мыслительной задачи; это непосредственное, интуитивное постижение истины.

Еще один способ развития воображения, способствующий самореализации – визуализация – представление определенного, желанного, конкретного, предельно точного до мелочей образа прославленной цели.

Визуализируется цель (желанное событие или объект), а не просто приятные ситуации. Задача: многократно (до нескольких раз в день) представлять, что желанная цель уже достигнута, причем успешно и именно таким образом и в такой срок, которые были определены во время целеполагания.

Визуализируемые события должны ощущаться как происходящие в настоящем времени. Например, если в мечтах свой собственный дом, нужно визуализировать свое присутствие в этом доме в настоящее время: принимать душ, готовить на кухне, поливать цветы на подоконнике в этом доме и ощущать радость достижения цели.

Чтение также прекрасно развивает воображение. Воображая героев и события с ними происходящие, читатель «погружается» в книгу и включает фантазию, создает в своем сознании целый виртуальный мир.

Конечно, развить воображение помогает любое творчество. Не обязательно быть выдающимся художником, чтобы рисовать «каляки-маляки» в свободное время. Особенно хорошо порисовать не реалистичные картинки, а абстрактные, фантастические, сюрреалистичные. Рисовать «от души» – просто взять в руки карандаш, расслабиться, отпустить все мысли и тревоги и рисовать как угодно и что угодно.

Также развивают воображение такие занятия так:

  • интересное общение,
  • приобретение новых впечатлений,
  • наблюдение за природой и людьми,
  • фотографирование,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры, развивающие воображения.

Чтобы развить воображение достаточно начать его «включать» в сознательную деятельность и наблюдать, как меняется от этого восприятие мира. А воображаемая желанная жизнь непременно начнет проявляться в реальности посредством силы воображения.

Часто ли Вы мечтаете и/или визуализируете свои цели?

Одним из наиболее загадочных психических явлений человеческого мозга является воображение. Под этим понятием понимают особый психический процесс, благодаря которому создаются новые образы на основе раннее воспринятых. Оно как бы отражает реальную действительность в новой необычной форме. Без него не существовали бы творческие профессии: поэты, художники, писатели, музыканты. Естественно, возникает вопрос – как развить воображение?

Разновидности воображения

Существует много видов этого психического процесса. Коротко рассмотрим основные из них.

  • Активное. Благодаря ему мы обладаем способностью сознательно вызвать необходимый образ. В свою очередь оно делится на:
  1. Творческое – помогает создавать новые образы, которые позже воплощаются в картине, архитектурном произведении, музыке, одежде и др. Не имея хотя бы отдаленного представления о будущем результате своих трудов, человек не начнет работать. Этот вид еще называют продуктивным, так как образ, созданный нашим мозгом, позже воплощается в жизнь в виде картины, скульптуры, песни, одежды и многого другого.
  2. Воссоздающее – позволяет снова и снова представлять визуальный образ тех вещей, которые мы когда-то уже видели. Этот вид очень важен, так как накопленная им информация является базой, из которой черпаются идеи для творчества.
  • Пассивное. Оно генерирует образы и идеи, которые в ближайшем будущем не будут воплощены в жизнь человеком. Может быть сознательным или неосознанным.
  1. Мечта – способность человеческого мозга генерировать образы отдаленного будущего, планировать вещи, которые, в общем, осуществить возможно, но не в ближайшее время. Мечты проявляются сознательно.
  2. Грезы. Главная особенность этого вида воображения заключается в том, что осуществление созданных мозгом образом невозможно и нереально. Проявляются осознанно.
  3. Галлюцинации – неосознанное генерирование человеческим мозгом тех образов, которые являются нереальными и несуществующими. Проявляются в случае сбоя работы мозга (например, как следствие принятия некоторых препаратов или при психическом заболевании). Их воздействие настолько сильно, что человек абсолютно не сомневается в их нереальности.
  4. Сны, мы видим в то время, когда наш организм отдыхает. Проявляются неосознанно.

Особенности развития воображения

Уровень развития воображения индивидуален для каждого человека. Также оно по-разному развито у взрослых и у детей.
Преимущественно это зависит от того, насколько человек развивал свое воображение. Важную роль в этом играет и окружающие люди. Если родители не позволяют своему ребенку фантазировать, относятся к его невинным вымыслам с осуждением, то, скорее всего, малыш будет все меньше давать волю своим фантазиям.
Некоторые психологи выделяют три этапа развития фантазии:

  • детство от 3-х лет;
  • подростковый возраст;
  • юношество.

В эти периоды у человека наиболее бурная фантазия, когда верится в самые невероятные чудеса, хочется совершать подвиги, ввязываться в авантюры. В то же время, на таких этапах часто совершаются необдуманные, рискованные и опасные поступки.
Отметим, что степень развитости воображения напрямую связанна с эмоциональностью человека: чем больше способность к фантазированию – тем сильнее эмоции.
Без развитого воображения человек мыслит штампами, его внутренний мир скуден и однообразен, его мозг не может выдавать новые идеи, уникальные образы.

Замечено, что воображение улучшается у тех, кто освобождается от: ограничивающих шаблонов мышления, от комплексов, негативных состояний и прочего ментального хлама. Для этой цели используйте систему Турбо-Суслик ().

Упражнения для развития воображения

Существует большое количество упражнений для развития воображения. Они подойдут как для взрослых, так и для детей.

  • Визуализация

Это упражнение рекомендуют как начальное. Оно рассчитано на тренировку умения воспроизводить и создавать визуальные образы детально. Вы сможете развить фантазию, память и мышление.
Загадайте какой-нибудь предмет. Можно начать из чего-то простого, например, книги. Представьте ее до самых мелких деталей. Дальше мысленно откройте ее, полистайте, представьте как читаете или рассматриваете картинки. Поначалу это будет немного тяжеловато, хотя и кажется очень простым: образы могут быть нечеткими, а мысли ускользать. Когда визуализация простых предметов начнет получаться легко – перейдите к более сложным. Вообще, данное упражнение научит вас управлять своими мыслями.

  • Новые слова

Придумывайте и составляйте новые слова. Называйте предметы по-новому. В первое время вам придется поднапрячься, чтобы придумать что-то интересное и удачное. Но чем больше тренироваться, тем легче слова будут приходить на ум.

  • Устный счет

Делая вычисления вы не только тренируете фантазию, но и ум. Дополнительно можете представлять, как записываете числа на бумаге и там же делаете подсчеты.

  • Немые фильмы

Просмотр фильмов без звука дает волю фантазии. Вы не только можете озвучивать отдельные фразы или диалоги героев, но и придумать целую историю. Можете играть в эту игру с друзьями: каждый выберет себе героя и говорить за него.

  • Ассоциации

Это упражнение интересно не только детям, но и взрослым. Играть в ассоциации можно как самостоятельно, так и коллективом. Придумайте ассоциацию к какому-то слову: представьте предмет или чувство, связанное с загаданным словом. Очень важно при этом объяснить, чем именно связывает эти два слова. Эта игра хорошо развивает творческое мышление.

  • Чтение

Когда читаете книгу, старайтесь как можно ярче представлять себе все происходящее в романе или рассказе: героев, дома, помещения, наряды, природу.

  • Изучение схем и карт

Превратите упражнение в интересную захватывающую игру. Придумайте историю о спрятанном пиратами сокровище и попытайтесь его найти. Или придумайте путешествие по неизведанным землям. Можете просто идти по карте по знакомым городам и представлять места, где уже побывали когда-то.

  • Выдумывайте истории

В эту игру хорошо играть компанией. Придумайте захватывающую сказку и расскажите своим друзьям. Самое главное – нужно выдумать историю самостоятельно, на ходу, без подготовки.
Моделирование ситуаций или гипотезы.
Начинайте игру с фразы «А что, если …». Постарайтесь выдумать гипотезу поневероятнее, и продолжите мысль в таком же духе. Ситуация должна быть как можно невероятнее.

  • Хобби

Развить воображение поможет творческое хобби: рисование, вязание, шитье, плетение, бисер и многое другое. В наше время выбор огромен. Найдите увлечение по своему вкусу, где вы сможете дать волю фантазии. Кроме того, вы сможете проводить время с удовольствием, что станет хорошим отдыхом.

Те люди, которые знают, как развить воображение, имеют возможность не только натренировать свой мозг, но и сделать свою жизнь ярче. Это поможет не только в вашей работе, но и в повседневной жизни.

Вне зависимости от возраста человека, очень важно, чтобы у него хорошо были развиты речь, воображение, фантазия и творчество. Ведь эти способности помогают людям в жизни. Для некоторых они являются неотъемлемой частью профессии. Существует несколько эффективных методик, разработанных специалистами. Эти способы дают возможность взрослым и детям совершенствоваться, развивая фантазию.

Развиваем речь

Естественно, у любого человека речь начинает развиваться еще с раннего возраста, когда малыши знакомятся с окружающим. Однако помочь им всё-таки можно. Главное, делать это правильно, чтобы не навредить ребёнку.

Всего существует три общепринятых способа развития речи: наглядный, практический и словесный. В дошкольных организациях чаще всего используется наглядный метод, заключающийся в том, что педагог сам рассказывает детям об окружающем мире.

Так, существует непосредственный вариант этого способа, подразумевающий посещение экскурсий или просто указывание на тот или другой предмет с проговариванием его названия. Ещё один вариант - это опосредованный, который развивает речь при помощи описания тех или иных изображений либо игрушек. Таким образом, улучшаются навыки связной речи, а также закрепляется словарный запас у детей.

Способы развития речи

Словесный способ развития речи чаще встречается в школах. Он подразумевает устный пересказ каких-либо историй или заучивание текстов наизусть. Проговаривая текст, человек улучшает не только память, но и дикцию, которая способствует улучшению речевых навыков. Также к словесному способу можно отнести описание различных игрушек или картин без визуального контакта с описываемым предметом. То есть человек должен как можно красочнее рассказать об увиденной ранее картине или игрушке.

Практический способ заключается в интеллектуальных играх, в которых присутствует элемент речевого развития. К примеру, это могут быть всевозможные викторины, инсценировки или

Приемы

Помимо этого, можно выделить несколько Например, словесные, которые, в свою очередь, имеют подвиды:

  • Речевые образцы. Когда педагог сам выстраивает доступную по форме и содержанию речь. Для более старших детей применяется способ корректировки, когда педагог начинает поправлять, сказанную ребенком фразу.
  • Повторение. В этом случае слова или фразы намеренно повторяются по нескольку раз в целях запоминания. Главное, подобрать удобную для ребёнка форму усвоения. К примеру, хоровую или совместное проговаривание.
  • Объяснение. Применяется этот способ в случаях объяснения ребёнку понятия того или другого предмета. Также объяснение подразумевает раскрытие надобности и свойств.

Также существуют наглядные приёмы, обучающие правильному звукопроизношению и артикуляции. И игровые, привлекающие детей в обучающую игру.

Как развить воображение?

Развивать фантазию, воображение ребенка очень важно. Но формировать или закреплять эти способности во взрослом возрасте тоже нужно. С раннего детства человек должен накапливать визуальное представление о предметах. При развитии этой способности важно рассматривать как можно больше иллюстраций и предметов, сосредотачиваясь на мельчайших подробностях. Тщательно запомнив элемент, необходимо мысленно представлять его, вспоминая все нюансы по памяти.

Также развитие воображения требует приложения усилий. К примеру, человек занимающийся творчеством, зачастую не может закончить своё произведение, поскольку просто сидит и ждёт, когда воображение заработает в правильном направлении. Таким образом не получится добиться желаемого результата.

Специалисты в этой области рекомендуют заставлять своё воображение работать с помощью усилий. Например, пишущему пейзажи человеку, рекомендуется чаще бывать в живописных местах, а людям, занимающимся музыкой, черпать воображение в других композициях.

Только способность мысленного сосредоточения может спровоцировать развитие воображения, которое в дальнейшем начинает действовать в нужном русле.

Так, выделяют два основных направления развития воображения:

  • воссоздающий, когда человек восстанавливает в памяти, увиденные ранее облики героев книг, рассказов и прочей литературы;
  • творческий, когда человек самостоятельно придумывает внешний облик героям повестей, романов и прочего.

Как развить фантазию?

Развитие фантазии зачастую приходит с развитием воображения. Поэтому эти две способности очень часто улучшаются одновременно.

Как развить фантазию и воображение? Для этого рекомендуется читать ребёнку с раннего детства литературу, способствующую улучшению этих способностей. К примеру, в самом раннем возрасте детям полезно будет послушать короткие рассказы, а в более взрослом - романы и научно-фантастическую литературу.

Главное, обучая ребёнка, объяснить ему, что эта способность крайне необходима. Ведь именно от нее появляется возможность воображения.

Совместное обучение

Как развивать творческую фантазию? Ещё одним неплохим методом является совместное придумывание. К примеру, родители должны провоцировать ребёнка на составление мысленного образа нереальной ситуации. Так, взрослым специалисты советуют, к примеру, узнать у своего малыша, что бы он делал, если бы у него появились крылья, в какую волшебную страну ребенок хотел отправиться, каким он представляет замок рыцарей или принцесс. Развитие фантазии заключается в увлечении ребёнка той или иной мыслью и дальнейшим её развитием.

Можно попросить ребенка придумать небольшой рассказ. Или пусть это будет целая сказка об увиденной на улице ситуации. Например, попросите малыша рассказать, куда побежала кошка, которую вы встретили по дороге, чем она занималась или будет заниматься, есть ли у неё котята и так далее. Вот примерные советы, как развить фантазию. Такие упражнения будут эффективны, если вы будете делать их регулярно.

Как развить творчество?

Каждый человек ещё при рождении наделён каким-то набором творческих способностей. У некоторых людей они развиты от природы больше, у других - меньше. Во втором случае, когда сформированы плохо, можно попробовать их выработать с помощью нескольких методов. Однако родителям следует понимать, что делать это рекомендуется ещё в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период дети наиболее раскрепощены.

Итак, мы развиваем фантазию, творчество. Что нужно делать? В первую очередь такие способности хорошо развиваются во время игр. Даже обычное построение башни может поспособствовать этому. Ведь дети учатся совершенствоваться, а значит, начнут видоизменять построенную конструкцию, прибавляя или, наоборот, удаляя какие-то детали.

Также развивать творческие способности можно с помощью занятий лепкой, рисованием, пением и прочими занятиями подобного рода. Помимо этого, очень полезно посещение музыкальной школы. Поэтому специалисты рекомендуют с раннего детства отдавать детей в такие заведения.

Заключение

Теперь понятно, как развить фантазию, творчество, а также речь. Итак, культивировать в себе или своих достаточно просто. Тем более что почти все они связаны между собой, и одно дополняет другое. Главное, не ругать ребёнка за то, что у него не получается с первого раза какое-то задание, а, наоборот, хвалить его, мотивируя желание к самостоятельному развитию.

Как говорил Эйнштейн, логика доставит вас из одного пункта в другой, а воображение способно перенести вас куда угодно. Люди с развитым воображением – это мечтатели, которые умеют наслаждаться жизнью, так как даже в самых сложных ситуациях могут придумать неожиданное решение. Вот почему очень важно развивать воображение у взрослых и не давить его у детей. Все мы знаем, как дети любят воображать, однако взрослые часто сами того не понимая, душат в зачатке такой способ мышления маленького человека. В результате вырастают неспособные к креативному мышлению люди, заурядные личности. Однако наша цель: доказать, что в любом возрасте можно развить воображение.

Что такое воображение?

Воображение — это вид творческого мышления человека, при котором он самостоятельно создает новые образы, идеи, открывает невиданные горизонты. Очень часто именно мечтатели становятся открывателями в самых разнообразных сферах жизни:

  • Сергей Павлович Королев мечтал о покорении космоса и стал ведущим разработчиком и конструктором ракет в СССР.
  • Пабло Пикассо обладал неимоверным воображением, в этом можно убедиться, глядя на его гениальные картины, которые, кстати, не все могут понять.
  • Александр Флемминг мечтал о том, что он найдет лекарство от инфекций. Так и случилось, он открыл пенициллин, избавивший многих людей от страшных болезней.
  • Великий экспериментатор Томас Эдисон осветил своей лампой накаливания весь мир. Однако этому предшествовало не только развитое воображение, но еще и неимоверно упорный труд.

Продолжать можно бесконечно, людей с развитым воображением много среди научных и творческих деятелей.

Одно из разновидностей воображения – воссоздающее мышление, благодаря которому человек «додумывает» то, чего раньше не видел, с чем не сталкивался в прошлом. В отличие от памяти, воссоздающее воображение отличается невероятной гибкостью и динамичностью.

Сложность развития воображения состоит в том, что его сложно формализовать, контролировать и подчинить какому-либо алгоритму. Однако хорошим известием будет то, что воображение имеется у каждого человека, следовательно, развить его можно в любой период времени.

Бытовые средства и упражнения для развития воображения

Чтобы воображение развивалось само по себе, следует стимулировать те участки мозга, которые отвечают за жизненный опыт. Получается, что чем больше раздражителей получает человек, тем более развито его воображение. Итак, бытовые средства для развития воображения, доступные каждому человеку:

  • Необходимо общаться с большим количеством людей.
  • Участвовать в разнообразных общественных мероприятиях.
  • Ежедневно выполнять все новые и новые дела.
  • Не нужно идти по накатанной дороге, следует выбирать неизведанные пути. Это касается не только пешеходных или автомобильных прогулок, но и методов принятия решений.

Рассмотрим 2 очень продуктивных метода, которые помогают развить воображение в любом возрасте.

Развиваем воображение путем расширения числа моделей мира

Модель мира воспринимается разными людьми по-разному, поэтому сложно говорить об объективности в интерпретации реальности. Эту формулировку хорошо отображает поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Однако любую модель мира можно расширить, стараясь понять точку зрения других людей и их представление о мире. В бытовом общении старайтесь поставить себя на место собеседника и увидеть мир его глазами. Экспериментируйте – сегодня вы ребенок, завтра – пожилая соседка, а послезавтра – вернувшийся из армии боец. Все эти мысленные перевоплощения позитивным образом скажутся на вашем творческом мышлении.

Чтение – скажи мне, какая твоя любимая книга и я скажу, кто ты!

Книги – это неиссякаемый тренажер для воображения. Как говорится «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно». Во время прочтения художественной литературы происходит визуализация образов. Для развития воображения рекомендуется выбирать детективные романы, приключения, научно-популярную фантастику. Довольно эффективно воздействует на воображение человека и поэзия. Однако любителям читать сутки напролет следует знать, что книги – это не единственный способ развития креативного мышления и воображения. Со временем заядлые читатели привыкают к получению чужих мыслей, их разум работает не в полной мере, поэтому книги необходимо чередовать с другими упражнениями. Оптимальный ритм чтения для каждого свой, как правило, полезным можно считать прочтение 1-5 книг в месяц.

Упражнения на развитие воображения при творческом кризисе

Недостаток воображения часто беспокоит творческих личностей, которые по своему призванию вынуждены постоянно работать с фантазией. Приведем несколько упражнений, которые помогут обнаружить у себя писательский талант или потренировать воображение:

  • Возьмите ручку или карандаш и красочно опишите место, в котором вы любите отдыхать.
  • Представьте себе, что к вам явился нежданный гость в 4 часа утра. Что вы ему скажите? Напишите это на бумаге.
  • Напишите небольшой рассказ на философскую тему, например о том, в чем смысл жизни?
  • Создайте послание для себя в будущем. Обращайтесь к себе через 10 лет, спрашивайте или советуйте, рассказывайте о себе и попробуйте угадать, чем вы будете заняты в будущем.
  • Найдите себе 250 вариантов занятий, если бы у вас появилась лишняя неделя.

Игровые упражнения, развивающие воображение

  • Разгадывание друдлов. Друдлы – это простые картинки, напоминающие каракули, содержащие в себе несколько интерпретаций. Человеку предлагается сказать, что он видит на изображении. Интересно, что не существует правильных и неправильных ответов. Сам процесс поиска ответа и является тренировкой.
  • Игра в слова. Стандартная игра может быть усложнена новыми правилами. Например, вам необходимо называть только те слова, обозначения которых поместятся в пятилитровый бочонок. Или называть только те предметы, которые есть в доме.
  • Описание изображений. Очень действенный метод, особенно для детей. Покажите ребенку любую иллюстрацию и попросите рассказать, что он видит. Вы удивитесь безграничному воображению маленького исследователя.
  • Взрослым очень понравится такая игра. Во время поездки в метро или другом общественном транспорте, постарайтесь придумать в уме для любого пассажира его биографию – имя, фамилию, год рождения, основные моменты жизни. Угадайте его род деятельности и хобби. Такая игра может стать отличным вариантом времяпровождения с друзьями в парке или любом другом многолюдном месте.

Компьютерные упражнения для развития воображения

Невозможно описать все приемы для тренировки фантазии человека. Сейчас большой популярностью пользуются разнообразные онлайн тренажеры, позволяющие фантазировать и развивать воображение где угодно – в поездке, в перерыве на работе, дома.

Наш сервис Brain Apps представляет серию замечательных игр, которые помогают развить воображение и креативность. Это игры из раздела «Мышление» . Также рекомендуем посетить раздел Задачи , в котором вы найдете интересные загадки с подвохом.

Помните, что воображение – это дар, которым следует пользоваться. Если вы не используете фантазию, то очень скоро можете превратиться в заурядного и скучного человека, который никому не интересен. Дерзайте!

После того, как был произведен латеральный разрыв , у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Что такое творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению , про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно - курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе . На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием "Перемешанные буквы в словах"

Упражнение "Перемешанные буквы в словах"

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов , возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг , о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие - поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» - попроще, «д», «а», «т» посложнее.

Упражнение 4. Придумать название и описание

Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Игры на развитие воображения

Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...