Описание портрета державина. Гавриил романович державин - биография, информация, личная жизнь

Валентин Круглов, учащийся 7 "А" класса 288 школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

В докладе учащегося 7 "А" класса В. Круглова "Литературные портреты в оде Г.Р. Державина "Фелица"" представлен интересный и содержательный материал, касающийся знаменитых исторических деятелей времен екатерининского времени. Это и сама импереатрица Екатерина Великая, и образованнейшая женщина XVIII столетия княгиня Екатерина Дашкова, и светлейший князь Григорий Потемкин, и русский дипломат Николай Панин, и князь Григорий Орлов, и известный балагур и весельчак Лев Нарышкин.Литературные портреты, содержащиеся в державинской оде, имеют своих прототипов и написаны гениальным поэтом второй половины XVIII века с теплой иронией, сатирической вольностью и неподражаемой обаятельностью. От бытовых черт частной жизни знаменитых людей до их великих дел - вот тот диапазон, который содержит контекст державинской оды, рассматриваемой докладчиком. Доклад был представлен на школьной конференции в рамках Ученического Научного Общества "Начало пути. Дорогу осилит идущий", которая проходила в 288 школе С-Петербурга 15 декабря 2016 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Доклад к конференции «Славные лица России: люди и дела» Валентина Круглова,

Учащегося 7 «А» класса ГБОШ № 288 Адмиралтейского района г. С-Петербург.

Научный руководитель: Евдокимов О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 288 Адмиралтейского р-на С-Петербурга.

Тема доклада «Литературные портреты в оде Г.Р. Державина «Фелица».

Ода “Фелица”, написанная Гавриилом Романовичем Державиным в 1782 году, сделала имя поэта известным в Санкт-Петербурге, а, значит, в России, и стала образцом нового стиля в русской поэзии. Державинская ода прославляла императрицу Екатерину Вторую и с известной долей сатиры характеризовала её ближайшее окружение.

Надо заметить, что писать подобные стихи, в которых сатирически изображаются фавориты Императрицы, было делом не безопасным, однако Державин на свой страх и риск это сделал. Теперь, по прошествии времени, мы можем говорить, что из под пера Гавриила Романовича вышли литературные портреты сподвижников Императрицы.

Эти литературные портреты славных, известных людей России второй половины XVIII века, созданные талантом Державина, вызывали неподдельный интерес современников. Ведь литературные герои угадывались читателями, фаворитов Екатерины узнавали, а это вызывало и удивление, и даже восторг в читающей публике.

Впервые в русской литературе последней четверти 18 столетия можно было наблюдать, как влиятельнейшие люди из окружения русской царицы приобретали поэтический облик, сходный с подлинником, и становились узнаваемыми литературными личностями.

Не только Екатерина Великая, но и её ближайшие всесильные вельможи, которых знала и уважала Россия, знала и опасалась политическая Европа, благодаря державинской оде оказывались вдруг такими доступными людьми, что каждый читатель мог без труда заметить черты человеческих слабостей и достоинств, забавные привычки, образ жизни, которым эти персонажи были наделены. Но что для литературы того времени являлось действительно, поразительным, так это то, что сам автор оды вводил в ее ткань образ рассказчика, то есть себя самого, и оказывался также действующей литературной личностью наравне с могущественными героями произведения. Все это было ново, неслыханно и вызывало восхищение. Стихи были отменно звучными, порой добродушно ироничными, а порой художественно изящными.

Свое название ода “Фелица” получила от имени героини “Сказки о царевиче Хлоре”, которую написала сама Императрица, Екатерина Вторая.

Надо сказать, что русская царица имела литературный дар. Она - первая женщина в России, которая довольно профессионально сочиняла либретто, басни, сказки, писала их для своего царственного внука, будущего Императора Александра Первого, Благословенного – с таким титулом Царь войдет в русскую историю. Екатерина переводила на русский язык пьесы английского драматурга Вильяма Шекспира, опередив во внимании к английскому драматургу своих современников почти на сто лет. Более того, Императрица любила театр, нередко его посещала. Она всегда с большим удовольствием смотрела талантливо написанные и талантливо сыгранные комедии и трагедии. Более того, сама писала пьесы, которые ставили на подмостках придворного театра в Зимнем Дворце. Так, только в 1771 году Екатерина написала 5 комедий. В 1772 году эти пьесы были разучены актерами и сыграны на сцене придворного театра. Художественный уровень пьес, написанный Екатериной Великой, довольно высокий для своего времени. Пьесы имели успех и нравились публике. Имя автора пьес, разумеется, не афишировалось, хотя в придворных кругах все хорошо знали их сочинителя. Пьесы имеют назидательный, нравоучительный характер, написаны в духе классицизма, высмеивают сплетни и пороки общества. Названия пьес, написанных царицей, нарицательные, порой, интригующие: «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка». Пожалуй, самая известная пьеса, вышедшая из-под пера царицы, - «О, время». Именно на нее стал нападать редактор журнала «Живописец» Николай Иванович Новиков, просветитель второй половины XVIII, редактор петербургских сатирических журналов, служивший переводчиком в Коллегии иностранных дел. В 1769 году Екатерина негласно разрешила издавать журналы всем желающем (правда, спустя несколько лет, очевидно, способствует их закрытию). Выходят журналы «Трутень», «Всякая всячина», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». Некоторые журналы издаются большим тиражом. В «Трутне» и «Живописце» разворачивается спор Новикова с Императрицей. Новиков публикует написанные мнения Екатерины критического характера.

Более того, Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта - «исторического действа». Это пьеса «Начальное управление Олега». Для пьесы царица привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 2 ноября 1790 года. Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», для которых Императрица написала либретто, а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России - необычайная редкость).

Одним словом, русская правительница разбиралась в литературе, размещала свои заметки в публичном журнале Новикова, довольно сносно сочиняла сама и любила читать художественную литературу на разных языках.

Очевидно, поэтому, прочитав посвященную ей оду «Фелица», Екатерина растрогалась до слез и стала интересоваться автором произведения . Она призвала свою подругу, Екатерину Дашкову, женщину прекрасно образованную, умную и верную царице, которая и распечатала эту державинскую оду в журнале. Ее Величество сказала Дашковой: «Не опасайтесь, я только вас спрашиваю об том, кто бы меня так близко знал, который умел так верно описать, что ты видишь, что я тут как дура плачу?” Княгиня Дашкова раскрыла имя поэта. Екатерина Вторая была благодарна поэту. Для нее было важно, что ее поэтический образ в оде хорош, прост и обаятелен. Через некоторое время Державин получил по почте щедрое вознаграждение: 500 золотых червонцев и портсигар, осыпанный бриллиантами. Кроме того, автор “Фелицы” имел честь быть представленным самой Императрице, которая и облагодетельствовала его, сделав Державина своим секретарем.

Следует сказать, что ода “Фелица” отступает от правил классицизма. Державин новаторски смешивает разные жанры, рисовал сатирические образы, которые не были характерны для жанра оды. Поэт в своем произведении рисует первые реалистичные портреты своих современников и создает, по сути, идеальный образ русской Императрицы, описывая ее особое поведение и привычки, которыми не отличались ее современники:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь ”.

В самом деле, русскую царицу можно было увидеть гуляющей недалеко от Зимнего дворца. Бывали случаи, когда она не спеша проходила по Дворцовой площади или окрестным с Дворцом улицам. Рядом с Императрицей никого не было - ни охраны, ни фрейлин, ни какого-либо попутчика, сопровождавшего Ее Императорское Величество. Все было просто, обыденно, неброско, так, как бывает у неприметного человека, живущего своей личной, частной жизнью. Так Екатерина поступала тогда, когда у нее болела голова, и она выходила из Дворца, чтобы подышать свежим воздухом. Встречавшие и узнававшие ее Императорское Величество подданные останавливались. Дамы приседали, кавалеры кланялись и снимали шляпы. Строка оды «Почасту ходишь ты пешком» отражает реалистическую ситуацию. Без сомнения, Державин знал эту привычку к одиноким прогулкам Императрицы.

Державинские строки «И пища самая простая // Бывает за твоим столом» – так же правдивы. Дело в том, что в постные дни Екатерина Великая питалась очень скромно. За столом у нее во время обеда в такие дни бывало всего 4-5 человек, с которыми царица обсуждала различные государственные дела, политические новости, имела простое человеческое общение. На столе стояло 5-6 блюд, иногда не очень хорошо приготовленных. Ее старый, но верный повар иной раз мог не уследить за кашей, и она у него пригорала. Екатерина это довольно долго терпела, а перед своими гостями извинялась за его оплошность. Кислые щи, каша, огурцы, квашеная капуста, грибы, хлеб… это в постные дни. Зато в обычные, скоромные дни стол Императрицы был богат. На столе были блюда: и ндейки с шио, терины с крылами и пюре зеленым, утки с соком, маринад из цыплят, окуни с ветчиной, пулярды с труфелями, рябчики по-испански, черепахи, чирята с оливками, гато компьенский, двенадцать салатов, семь соусов, хлебцы тарталеты. А вот меню «малого» обеда императрицы: суп; отварная курица с цветной капустой; мясо с картошкой; четверть жареного барашка, утка и бекасы (на одном блюде). Кроме этого на столе обязательно были разварная говядина, котлеты, сосиски, лангусты, а также различные гарниры из тушеных и жареных грибов и овощей. Запивала обед Императрица смородиновой водкой. На десерт подавали апельсины, яблоки, персики, вишни, слоеные пирожки и бисквиты.

Однако Державин, держась пристойности, решил описать обед Екатерины в самых простых, скромных красках: «И пища самая простая // Бывает за твоим столом». Это и понравилось в оде русской Самодержицы.

«Читаешь, пишешь пред налоем // И всем из твоего пера // Блаженство смертным проливаешь ”, - здесь поэт, конечно же, говорил не только о литературных занятиях Екатерины, но и о ее обширной законотворческой деятельности. Ведь она принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и педагогических опусов. В своих мемуарах Екатерина признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».

Кроме образа Императрицы в державинской оде «Фелица» есть литературные портреты ее фаворитов. Сама по себе эта мысль описать властителя, полководца, вельможу не была новой, но за образами вельмож, нарисованных в оде, явно проступали черты реальных людей. И в этом Державин был новатором.

Так, например, в оде упоминается князь Григорий Александрович Потёмкин, фаворит Императрицы. Он много и успешно воевал. Однако любил в свободное от государственных дел время проводить дни в пирах и забавах, которые очень любил. Потемкин, этот выдающийся сподвижник Екатерины Великой, был не только человеком ответственным, даровитым, исполнительным и трудолюбивым, но, одновременно с этим, мог демонстрировать противоположные качества человека, избалованного властью и роскошью. Так, известно, что Григорий Александрович Потемкин мог не придерживаться четкого распорядка, необходимого для государственного деятеля, а действовал, иной раз, по своим минутным прихотям и причудам, что подметил и о чем написал в своей оде «Фелица» Державин. Говоря от первого лица, Державин говорит именно от лица Потемкина. То есть в оде как бы сам Потемкин рассказывает о самом себе, о своей жизни и времяпровождении:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою:

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом;

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан.

Или в пиру я пребогатом,

Где праздник для меня дают,

Где блещет стол сребром и златом,

Где тысячи различных блюд:

В державинской оде упоминается другой известный екатерининский вельможа - Никита Иванович Панин. Панин являлся наставником наследника трона, Павла Первого. Французский дипломат Лаво, вряд ли имел добрые отношения к Панину, потому довольно зло описал дневной распорядок царского министра. Вот эта запись французского дипломата, скорее напоминающая пасквиль: «Он очень любил еду, женщин и игру; от постоянной еды и сна его тело представляло одну массу жира. Он вставал в полдень; его приближенные рассказывали ему смешные вещи до часу; тогда он пил шоколад и принимался за туалет, продолжавшийся до трех часов. Около половины четвёртого подавался обед, затягивавшийся до пяти часов. В шесть министр ложился отдохнуть и спал до восьми. Его лакеям стоило большого труда разбудить его, поднять и заставить держаться на ногах. По окончании второго туалета начиналась игра, оканчивавшаяся около одиннадцати. За игрой следовал ужин, а после ужина опять начиналась игра. Около трех часов ночи министр уходил к себе и работал с Бакуниным, главным чиновником его департамента. Спать он ложился обыкновенно в пять часов утра».

Был Никита Иванович большим любителем псовой охоты, из-за которой, случалось, забывал о государственных делах. Автор оды сатирически изображает эти черты службы Панина в своей оде:

“Или, о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов”.

Трудно сказать, нравилось ли сатирическое изображение самого себя самому Панину, однако публика, читая оду «Фелица», находила слишком живым и правдоподобным литературный портрет Панина.

  • Алексей Григорьевич Орлов, сподвижник Екатерины. Был наделён большой физической силой и любил разные забавы требующие проворства, например, кулачные, бои, пляски, скачки и охота один на один с медведем, но для вельможи это были слишком недостойные и грубые забавы. Образ Алексея заметен в этих строках:

“Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух”.

  • Лев Александрович Нарышкин, был троюродным братом императора Петра первого великого, но занял лишь должность старшего начальника конюшни. Он известный при дворе шутник и бездельник. Нарышкин отличался необыкновенным гостеприимством и любовью устраивать шумные балы, маскарады и пикники. Один из маскарадов, данный Нарышкиным для Екатерины ІІ в 1772 году, стоил ему 300.000 рублей. Он обожал кататься по Неве по ночам в сопровождении целого оркестра музыкантов с роговыми инструментами из-за чего о тишине и покое в столице можно было только мечтать обычным людям. Его можно заметить в этих строках:

“Или над невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.”

Екатерина разослала отдельные экземпляры оды КАЖДОМУ из задетых там вельмож, подчеркнув те строки, которые относились к ним. Многие эти вельможи участвовали в дворцовом перевороте 1762 года на стороне Екатерины. Почти все эти вельможи сделали многое для государства, хоть в оде их Державин показывали сатирично и с большой долей иронии. Например:

  • Григорий Александрович Потемкин был русским государственным деятелем, создателем Черноморского военного флота в Крыму (благодаря чему Российская Империя чрезвычайно усилила свое влияние на Черном море и получила выход в Средиземное море). После победы над Турцией его стараниями Крым был присоединен к России. Григорий Потемкин стал первым главноначальствующим высшего чина черноморского флота и по повелению Екатерины Великой являлся также строителем городов на юге России, например, Екатеринославля, Херсона, Севастополя, Николаева. Потемкин стал первым хозяином Таврического дворца в Петербурге. Был фактическим правителем Молдавского княжества с 1790 по 1791 годы. Потёмкин также ввёл реформу военной формы, что до этого была очень неудобной и была в основном для военных осмотров, не имела летнего типа из-за чего они ходили по жаре в двух шерстяных мундирах, а новая была легче и удобней, а летом войско носило куртки и брюки из лёгкого, белого полотна.

Новая форма также была довольно красивой, как и старая

  • Никита Иванович Панин, глава русской внешней политики в первой половине правления Екатерины Второй. Граф Панин был одним из образованнейших русских людей своего времени. Екатерина называла его энциклопедией . Он интересовался самыми разнообразными вопросами из области государственных знаний и знаком был со многими классическими произведениями философской литературы. Это рроссийский дипломат разработал аккорд, который был планом союза таких северных держав, как Россия, Пруссия, Швеция, а также Речи Посполитой, которая была королевством Польского и Литовского княжества. Северный аккорд должен был, по мысли Панина, возвеличить престиж и значение России, создать вокруг неё союз всех северных держав. После дворцового переворота 1762 года сделал попытку ограничить монархическую власть, представив императрице проект учреждения Императорского совета и реформы Сената. В введении к проекту Панин давал резкую критику господствовавшего в управлении произвола и предложил учреждение Совета из 6-8 членов-министров; все бумаги, который требуют подписи государя, должны были проходить через этот совет и быть заверены кем-либо из министров. Конечно, проект был отклонён императрицей, но после этого Панин не потерял должностей.
  • Алексей Григорьевич Орлов заставил императора Петра III подписать акт об отречении и устроил его убийство, за что получил чин генерал-майора. Орлов не получил хорошего образования и воспитания, он не знал иностранных языков, а его дурные манеры шокировали, но несмотря на это, он интересовался наукой, покровительствовал Михаилу Васильевичу Ломоносову и Денису Ивановичу Фонвизину, состоял в переписке с Жак-Жаком Руссо. Был одним из основателей первого научного общества под названием “Императорское Вольное экономическое общество и первым его выборным председателем.
  • Лев Александрович Нарышкин во время дворцового переворота был приверженцем Петра третьего из-за чего был арестован, но немного позже во время коронации Екатерины второй его выпустили и назначили старшим начальником конюшни, а до этого он был просто начальником конюшни.

Державин Гавриил Романович, биография которого легла в основу этой статьи, навсегда вошёл в российскую историю не только как выдающийся поэт и драматург, но и как государственный деятель, прошедший путь от гвардии рядового до главы министерства юстиции. Оказав огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной словесности, он стал в то же время образцом истинного гражданина и патриота.

Детство юного поэта

Гавриил Романович Державин родился 14 июля 1743 года в родовом селе Сокуры под Казанью. Семья была многодетной, и ввиду ранней кончины её главы - Романа Николаевича - мать будущего поэта - Фёкла Андреевна - не могла дать детям должного образования. Мешали этому и частые переезды, вызванные различными житейскими обстоятельствами.

Тем не менее, обучаясь в оренбургской школе, а затем в казанской гимназии, юный Гавриил Державин рано пристрастился к классической русской поэзии, высшими образцами которой в то время были стихи М. Ломоносова, В. Тредиаковского и А. Сумарокова. К этому времени относятся и его первые собственные поэтические опыты. Однако ранние стихи начинающего поэта выходили несколько коряво и неуклюже - сказывалось отсутствие знаний основ стихосложения и возможности посоветоваться с кем-то более опытным в этой области.

Армейская служба

В 1762 году Гавриил Державин был определён рядовым в гвардейский Преображенский полк, принимавший участие в государственном перевороте, результатом которого стало восшествие на престол императрицы Екатерины II. Годы, проведённые в армии, по собственному признанию поэта, явились самым безрадостным периодом его жизни. Тяжёлая солдатская служба отнимала почти всё время и силы, позволяя писать стихи лишь в редкие свободные минуты.

Впоследствии Гавриил Державин, кратко описывая в своих воспоминаниях особенности армейского быта, рассказывал, что в те годы часто придавался общему пороку гвардейских полков - игре в карты. Причём, попав в среду, где процветало шулерство, сам быстро обучился их плутовским приёмам, и лишь благодаря «Богу и материнским молитвам» - именно так он писал в своих мемуарах, не скатился на дно общества.

В преддверии будущей карьеры

Начиная с 1772 года дальнейшая биография Гавриила Державина приняла иное направление: он был произведён в офицеры, и в период с 1773 по 1775 год принимал участие в работе государственной комиссии, занимавшейся расследованием обстоятельств пугачевского бунта.

Испытывая тяжёлые материальные трудности, Гавриил Романович обратился за помощью к самой императрице, поскольку в те времена самодержцы ещё не гнушались читать письма своих подданных. Его прямой начальник - главнокомандующий войсками генерал-аншеф А. Бибиков приложил к посланию собственный рапорт, в котором высоко оценил заслуги Державина по «установлению законопослушания среди калмыков». В результате очень скоро молодой человек был пожалован чином коллежского советника и стал обладателем 300 крепостных душ, дарованных ему лично государыней.

Первый брак и обретение творческой зрелости

В том же 1775 году произошло ещё одно важное и радостное событие в жизни Гавриила Державина - он женился. Его супругой стала шестнадцатилетняя девица Екатерина Бастидон, отец которой являлся когда-то камердинером убиенного государя Петра III, а мать - кормилицей будущего императора Павла I. Как и подобает истинному поэту, Державин воспел свою избранницу в стихах, именуя её Пленирой - от глагола «пленять».

Большинство исследователей творчества поэта считают именно эти годы периодом обретения им собственного литературного стиля, позволившего создать цикл выдающихся произведений в жанре философской лирики. Тогда же его сочинения впервые начинают печататься, однако не приносят автору широкой известности в литературных кругах.

Золотая табакерка из рук императрицы

Слава пришла к Державину лишь после написания оды «Фелица», посвящённой императрице Екатерине II. В этом произведении, исполненном самых верноподданнических чувств, автор представил российскую самодержицу идеалом просвещённой правительницы и матерью народов.

Столь явная лесть, облечённая в высокохудожественную форму, не осталась без должного вознаграждения. «Мать народов» пожаловала поэту золотую табакерку, усыпанную бриллиантами и наполненную червонцами, после чего карьера Гавриила Романовича круто пошла в гору. Одно за другим следовали назначения на различные высокие должности, однако особенности характера Державина мешали ему уживаться с прочими чиновниками и служили причиной частых переводов с места на место.

Во главе Олонецкого края

В 1776 году созданную ранее Олонецкую провинцию преобразовали в наместничество, и указом императрицы Гавриил Державин был назначен её первым губернатором. В круг его обязанностей, кроме всего прочего, входил контроль за соблюдением законности всеми подчинёнными ему должностными лицами. Это-то и оказалось причиной многих последовавших вскоре неприятностей.

В те давние годы казнокрадов ещё не называли коррупционерами, но от этого их не становилось меньше. Воровство было повсеместным, и в обиход даже вошло выражение «брать по чину». Это означало, что мелкие чинуши могли безнаказанно «тяпнуть» лишь малую толику того, к чему имели доступ. Чиновникам среднего уровня негласно дозволялось поживиться уже в гораздо большем объёме, ну а все, «жадною толпой, стоящие у трона», - как писал М.Ю. Лермонтов, - безнаказанно запускали руку в казну по самый локоть.

Вот с этими беззакониями, творившимися когда-то в России, и столкнулся на своём новом посту Гавриил Романович. Являясь человеком порядочным и законопослушным, он по мере сил старался бороться с окружавшим его злом, но в результате лишь нажил многочисленных недоброжелателей как в подведомственных ему структурах, так и в придворных кругах, что послужило причиной последующей его отставки.

Тем не менее за годы, проведённые на посту губернатора, и имея резиденцию вначале в Петрозаводске, а затем в Тамбове, Гавриил Романович Державин до отставки успел сделать много добрых дел. Так, его трудами был открыт первый тамбовский театр, построено городское училище, открыла свои двери больница для бедных и начала работу типография.

Кабинет-секретарь императрицы

Следующей ступенью на карьерной лестнице Гавриила Державина стала служба в качестве личного кабинет-секретаря Екатерины II. Оставляя без внимания наветы, сыпавшиеся на поэта со всех сторон, государыня приблизила его к себе в знак благодарности за написанную когда-то в её честь оду.

Но и на этой должности Гавриил Романович долго не удержался, поскольку имел обыкновение докладывать обо всех делах, представляя их в истинном, и подчас неприглядном, свете, чем весьма расстраивал свою благодетельницу. Докучал он ей и постоянными ходатайствами о терпящих нужду и страдающих от неправосудия. Кончилось тем, что он надоел императрице, и она отправила его с глаз долой - перевела в Сенат.

Создатель первого российского гимна

Находясь в этой почётной ссылке, Державин создал своё самое известное произведение. В 1791 году, воодушевлённый известием о взятии русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил, он написал стихотворение «Гром победы, раздавайся». Положенное на музыку композитором Осипом Козловским, оно в течение последующих лет являлось официальным гимном России, на смену которому только в 1833 году пришёл знаменитый «Боже, царя храни», написанный другим выдающимся русским поэтом - В. Жуковским в соавторстве с композитором А. Львовым.

Повторный брак

В 1794 году скончалась жена Гавриила Романовича - муза, которую он воспел когда-то в стихах, дав ей романтическое имя Плениры. По прошествии года, ещё далеко не старый вдовец вновь женился. Он соединил свою судьбу с Дарьей Алексеевной Дьяковой, также ставшей героиней его стихов на этот раз под именем Милены.

Оба брака знаменитого поэта, хотя и были наполнены любовью, оказались бездетными. Не имея собственного потомства, супруги воспитывали детей погибшего друга семьи П. Лазарева. Один из них - Михаил - впоследствии стал знаменитым адмиралом, открывателем и исследователем Арктики.

Пик карьеры

В годы правления Павла I Державин занимал должность президента Коммерц-коллегии и государственного казначея, а восшедший вслед за тем на престол Александр I назначил его министром юстиции. Но везде, где бы ни доводилось ему служить, Гавриил Романович всеми силами пытался искоренять мздоимство и казнокрадство, чем неизменно наживал себе врагов. В 1803 году он подал прошение на высочайшее имя и закончил государственную деятельность, посвятив всего себя литературе.

Последующая жизнь и творчество поэта

Ещё до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку - имение, принадлежавшее его второй жене Дарье Алексеевне. В нём он и провёл последние годы своей жизни, написав около 60 стихотворений и подготовив к печати первый том своих сочинений. Кроме поэтических произведений с его именем связаны работы в области драматургии. К ним относятся либретто, созданные для нескольких опер, а также трагедии: «Ирод и Марианна», «Евпраксия» и «Тёмный».

Поэзия Державина оказала огромное влияние и на раннее творчество А. С. Пушкина, с детства читавшего его стихи и изучавшего их в лицее на уроках русской словесности. Увидеться им довелось лишь раз. В 1815 году Державин был приглашён на лицейский экзамен, где совсем ещё юный Александр Пушкин читал в его присутствии своё знаменитое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». Репродукция с картины И. Е. Репина, воспроизводящей этот эпизод, представлена в статье. Почтенный мэтр, прозрев в смуглом юноше своего гениального преемника и до глубины души растроганный его стихами, хотел обнять Пушкина, но тот убежал, будучи сам не в силах сдержать рыдания.

Кончина поэта и последующая судьба его останков

Смерть настигла его в 1816 году в имении Званка, которое, как было сказано выше, Гавриил Романович Державин до отставки любил, часто навещал, и в котором провёл остаток жизни. Его прах, перевезённый по Волхову в Великий Новгород, был погребён в Спасо-Преображенском соборе, находившемся на территории Варлаамо-Хутынского монастыря. Позднее там же была похоронена и его вторая жена - Дарья Алексеевна.

В годы Великой Отечественной войны обитель оказалась в зоне боевых действий и была полностью разрушена. Могила Державиных также сильно пострадала. В 1959 году их останки перезахоронили, поместив в Новгородский детинец, а в 1993 году, когда отмечалось 250-летие поэта, вернули в возрождённый к тому времени Варлаамо-Хутынский монастырь.

Среди имён выдающихся русских поэтов, принесших славу русской словесности, неизменно упоминается и Гавриил Державин, краткая биография которого была изложена в этой статье. Изучение его жизни и творчества имеет большое значение не только с эстетической стороны, но и с воспитательной, поскольку истины, которые он проповедовал, вечны.

Бессмертный Тончи! ты мое
Лице в том, слышу, пишешь виде,
В каком бы мастерство твое
В Омире древнем, Аристиде,
Сократе и Катоне ввек
Потомков поздных удивляло;
В сединах лысиной сияло,
И в нем бы зрелся человек,

Не испугай жены, друзей,
Придай мне нежности немного:
Чтоб был я ласков для детей,
Лишь в должности б судил всех строго;
Чтоб жар кипел в моей крови,
А очи мягкостью блистали;
Красотки бы по мне вздыхали,
Хоть в платонической любви.

Ноябрь 1801

Источник: Г.Р. Державин. Полное собрание стихотворений. – Л.: Советский писатель, 1957, стр. 285–286. Примечания
2. Тончию. – впервые напечатано: Ан. п., стр. 105. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 121.
Когда знаменитый итальянский художник Сальватор Тончи (1756–1844) , приехавший в Россию в середине 1790-х гг., начал писать портрет Державина, одни советовали ему изобразить поэта в мундире и во всех орденах, другие – без всяких украшений. Тончи обратился к самому Державину, «который, чтоб удовлетворить и ту и другую сторону спорильщиков, велел представить себя так, как в сей оде он описан». То есть поэт составил ему свой "наказ" в стихотворной форме.
Стихотворение написано как «программа для портрета автора (Державина), данная сему живописцу 1801 ноября дня» (Об. Д., 718). Художник точно воплотил замысел поэта, передав в картине содержание 4-й н 5-й строф стихотворения. Он даже попытался передать содержание строки «Чтоб шел, природой лишь водим», изобразив на снегу следы Державина. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Всего Тончи создал 3 портрета Державина : эскиз (представлен на этой странице) и 2 живописных полотна, одно из которых отправлено было в дар иркутскому миллионеру Сибирякову (тому самому, который отправил в столицу дорогой подарок – соболью шубу и шапку – первому поэту, которым был в 1801 году Гаврила Державин). Картина из ГТГ после открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени в Санкт-Петербурге находится в

Творчеством Гавриила Державина восхищался сам . Кроме литературы, в биографии Гавриила Романовича присутствовала государственная служба, преданность императрице и неофициальный гимн империи.

Детство и юность

Поэт и государственный деятель родился в Казанской губернии в 1743 году. День рождения пришелся на 14 июля по новому стилю. Род Державиных берет начало от татарского мурзы Багрима. По семейному преданию, предок перешел в служение к князю из рядов Золотой Орды в XV веке.

Сменив вероисповедание, бывший подданный Орды получил при крещении имя Илья. От одного из сыновей Ильи - Державы – и произошла ветвь родства Гавриила Романовича.

Семья Державиных была небогата. Отец, дворянин в почетном звании секунд-майора, рано ушел из жизни, и тяготы воспитания сына легли на плечи матери Феклы Андреевны. Женщине сложно было дать Гавриилу достойное образование. Поначалу мальчик обучался счету, грамоте и письму дома. Первыми учителями оказались церковники.

В возрасте семи лет мальчик поступает в пансион в Оренбурге, не отличавшийся славой качественного обучения. Тем не менее, после полученных уроков Державин сносно начинает говорить на немецком языке. Немногим позже семья перебралась в Казань, а юноша отправился на обучение в гимназию.


Гимназисту полюбилось изобразительное искусство и инженерное дело, в котором он весьма преуспел. Здесь же подросток познакомился с творчеством поэтов , Василия Тредиаковского. Юноша сам впервые берет в руки перо и пробует силы в поэзии. Первый блин оказался комом, слог выходил не совсем удачным, а спросить совета оказалось не у кого.

В 1762 году пришло требование о явке Державина в Преображенский полк, и молодой человек заступает на воинскую службу. Сам Гавриил Романович считал годы в армии худшими за всю свою жизнь. Не успев начаться, армейские будни переросли в государственный переворот, в котором вместе с остальными гвардейцами участвовал Державин. В результате на престоле оказалась .


Для юного дворянина армейский быт не стал легче. Поначалу приходилось делить казарму с солдатами, времени на занятия поэзией или наукой катастрофически не хватало. Гавриил Романович не имел высокопоставленных покровителей, поэтому продвигался по службе медленно. Будущему поэту пришлось письменно просить о повышении , перечисляя заслуги перед императрицей. Прошение было удовлетворено, и дворянин получил чин капрала, перебрался в офицерскую казарму. Но в это время Державин увлекся кутежами и игрой в карты.

В 1770 году дворянин решил отойти от разгульной жизни, а в 1772 привлечен на подавление пугачевского бунта.

Литература

Первым произведением, вышедшим в печать в 1773 году и принадлежащим перу Державина, стала ода на бракосочетание великого князя . Поначалу поэт подражал стилю Ломоносова. К сожалению, Гавриилу Романовичу не удавалось повторить «воздушную» манеру творчества Михаила Васильевича.

Вскоре, последовав совету более опытных в литературном творчестве друзей, Державин избрал образцом оды . По мнению творца, основная задача литератора - прославление благородных поступков и порицание дурных дел.


Первоначально произведения поэта печатались без подписи в "Санкт-Петербургском вестнике". Свет увидели "Ключ", "Властителям и судиям". Однако возвышенные и напыщенные стихотворения сделали Державина известным среди литераторов, но не среди общества.

Имя Гавриила Романовича прогремело после написания им оды «Фелица», воспевающей Екатерину. За восторженные стихи поэт получил от императрицы шкатулку, усыпанную бриллиантами, в которой лежали 500 червонцев.


После этого в "Собеседнике" печатались стихотворения "Водопад", "Видение Мурзы", "Бог". Последняя ода стала венцом творчества Гавриила Романовича, а сам поэт вошел в число классиков и кумиров. Всего литератором созданы сотни произведений, которые составляют десяток книг-сборников. Интересным фактом является простота Державина в быту.

В 1815 году уже признанный литератор посетил Царскосельский лицей. К удивлению студентов, первый вопрос, который задал автор возвышенных стихотворений, был о расположении уборной. К слову, самый известный и талантливый выпускник лицея Александр Сергеевич Пушкин считал Державина идеалом поэзии. Произведение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" написано им по образцу "Памятника" Державина.


Достоверным фактом является любовь Державина к эротической прозе. Литератор писал произведения, придавая им особую мягкость, стараясь исключить из текста слова со звуками "р". При этом Гавриил Романович предпочитал, чтобы его творения зачитывались в обществе дам.

Конечно, в основном Державин занимался серьезным творчеством. Так, к числу литературных достижений относится неофициальный гимн Российской Империи "Гром победы, раздавайся!", написанный после взятия крепости Измаил русскими войсками во время турецкой войны. Музыку на стихи написал Осип Козловский.

Политика

Помимо литературы, Гавриил Романович занимался государственной службой. После долгожданной отставки в 1777 году Державин пожалован в коллежские советники и получил 300 душ крестьян в Белоруссии. В 1780 году дворянин попадает в Сенат, однако прямолинейность Державина и своевольность в решениях обеспечивали государственного деятеля недоброжелателями.


В 1783 году, будучи членом Императорской Российской академии, поэт участвовал в составлении первого толкового словаря.

В 1784 году дворянин назначен правителем Олонецкого наместничества, а с 1786 по 1788 годы служит главой Тамбовского наместничества. Губерния числилась среди отсталых. За короткий срок новому наместнику удалось поднять престиж вверенной территории. Построены первая в губернии типография, училище, больница, приют и театр.


С 1791 года Державин возвращается в столицу, ко двору Екатерины. Венцом политической карьеры дворянина стала должность министра юстиции Российской Империи, которую он занимал в 1802-1803 годах.

С этого поста Гавриил Романович отправлен в отставку и получил возможность полностью посвятить себя литературному творчеству. Поселившись в имении Званка Новгородской губернии, поэт проводит дни за написанием стихов.

Личная жизнь

Первой супругой поэта в 1778 году стала 16-летняя Екатерина Яковлевна Бастидон. Еще молодая женщина, в возрасте 34 лет Екатерина скоропостижно скончалась и похоронена на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.


Державин уже спустя полгода женился повторно. На этот раз избранницей стала Дарья Алексеевна Дьякова, с которой прожил до конца жизни. Обе жены поэта воспеты в произведениях.


Родных детей у дворянина не было, но на попечении в семье воспитывались племянницы Дьяковой и осиротевшие отпрыски друга Державина, Петра Лазарева. Один из сыновей - Михаил Лазарев, позже открыл Антарктиду, будучи талантливым адмиралом.

Смерть

В 1816 году, уже в почтенном возрасте, прославленный русский поэт скончался в собственном имении в Новгородской губернии.


Могила Гавриила Романовича совместно с женой, ушедшей из жизни в 1842 году, расположена в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода.

Цитаты

Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего.
Веселье то лишь непорочно,
Раскаянья за коим нет.
Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству.
Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звезда́ми;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Библиография

  • 1798 - "Державин Г. Сочинения"
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота в 9 томах
  • 1933 - "Державин Г. Р. Стихотворения"
  • 1957 - "Стихотворения Г. Р. Державина"
  • 1980 - "Стихотворения. Проза. (Г. Р. Державин)"
  • 1984 - "Избранная проза. (Г. Р. Державин)"

Гавриил Романович Державин - величайший поэт, представитель отечественного классицизма, общественный деятель, полностью посвятивший свою жизнь и свое творчество служению родине и императрице. Он стал основоположником торжественной поэзии, ставшей неотъемлемой частью эпохи правления Екатерины II. Неординарная личность, правдолюб и поборник чести, он на века вписал свое имя в историю нашей страны.

Путь от солдата до министра

Будущий поэт появился на свет 14 июля 1743 года в небольшой деревушке Кармачи, что близ Казани. Родители его были мелкопоместными дворянами: мать, Фекла Андреевна Козлова, и отец, которого он потерял в раннем детстве, секунд-майор Роман Николаевич.

Гавриил Романович, проучившись несколько лет в Казанской гимназии, покинул её и поступил рядовым солдатом на службу в Преображенский полк, в составе которого участвовал в свержении Петра III и возведении на престол Екатерины II. Уже в 1772 году Державин стал офицером и принял участие в подавлении пугачёвского восстания.

Променяв военную службу на гражданскую, великий поэт некоторое время находился на службе в Сенате. Но и этот путь оказался тернистым. Будучи большим поборцем чести и справедливости, Гавриил Романович никогда не ладил со сребролюбивыми и жадными чиновниками, в связи с чем постоянно менял места службы. В 1782 году Державин написал восторженную оду "Фелица", посвященную великой императрице Екатерине, за что и был назначен губернатором Олонецким, а затем и Тамбовским.

Выдающийся поэт сумел не угодить и самой императрице, за что был отставлен с должности ее личного кабинет-секретаря. В 1802-1803 годах пребывал в почетной должности министра юстиции, но морального удовлетворения не находил и здесь, поэтому в 60 лет вышел в отставку.

Творчество во имя Отчизны

Находясь на службе у государыни, Державин не оставлял поэзии. Она была его миром, его неотъемлемой частью. Печататься великий поэт стал с 1773 года. Верный идеям Державин пытался быть последователем Ломоносова и Сумарокова.

С 1779 года Гавриил Романович стал придерживаться собственного стиля в творчестве - философской лирики. Так были созданы оды "На смерть "Бог", "Водопад" и др. Гавриил Романович был многогранным поэтом. Перед самой своей смертью, в 1816 году, он начал творить в жанре драматургии и создал несколько трагедий: "Добрыня", "Ирод и Мариамна", "Пожарский" и др. Находясь у истоков литературного кружка "Беседа любителей русского слова", Державин благоволил Жуковскому, а также одним из первых увидел талант юного Пушкина. В 1816 году поэт скончался в имении Званка Новгородской губернии.

Образ Державина в портретах

Несомненно, восприятие исторической личности неразрывно связано с ее портретами, дошедшими до нас из глубины времен. Гавриил Державин не стал исключением. При его жизни было написано несколько замечательных портретов, благодаря которым мы можем получить цельное представление об этом выдающемся человеке.

Кисти художника В. Л. Боровиковского принадлежат два портрета относящиеся к 1795 и 1811 годам. На них поэт изображен в различные периоды своей жизни. Также увековечили образ поэта в своих полотнах художники А. А. Васильевский и Н. Тончи. История и судьба этих портретов различна, но едино одно: с полотен на нас смотрит человек с живыми, умными глазами, человек гениального ума и редкого достоинства.

Державин в портретах В. Л. Боровиковского

Боровиковский - знаменитый портретист 18-го века, академик живописи, благодаря которому мы сегодня знаем, как выглядели выдающиеся личности того времени. Его кисти принадлежат портреты Павла I, Екатерины II, князя Куракина и многих других. Он также создал два широко известных портрета Гавриила Романовича Державина.

На портрете, относящемся 1795 году, поэт и общественный деятель предстает перед нами в своем парадном облачении с высокими наградами. Глядя на него, мы понимаем, что это человек энергичный, трудолюбивый и необыкновенно проницательный. Державин смотрит гордо, но в то же время добродушно, с некоторой полуулыбкой. Создается впечатление, что художник застал Державина за работой: поэт восседает на фоне богатого книжного шкафа, прикрытого занавесью, а рука его возложена на документы и рукописи. Созерцать это полотно можно в Государственной Третьяковской галерее.

На другом портрете Державина 1811 года мы видим уже несколько пожилого человека, в мудрых глазах которого все так же горит огонь жизни и жажда деятельности. Поэт здесь также в парадном облачении, но наград на нем уже гораздо больше, что говорит о высоких достижениях за годы жизни. Портрет написан не в интерьере, а в более серьезном ключе, на темном фоне, что нехарактерно для художника.

Благородная старость

Портрет Державина Васильевского относится к 1815 году. На нем поэт изображен за год до смерти. Васильевский видит его пожилым, умудренным опытом человеком, занимавшим когда-то высокий чин и бывшим на хорошем счету при дворе. Несмотря на преклонный возраст, в его глазах видны все та же живость и пытливый ум.

Гавриил Романович предстает перед нами в домашнем облачении, с ночным колпаком на голове. Создается ощущение, что он, готовясь ко сну, еще не успел затушить свечу в руках, и она освещает своим спокойным светом лицо в благородных морщинках и темную комнату.

Иркутский Державин

Интересна предыстория создания портретов Державина работы итальянца Н. Тончи. Дело в том, что иркутский купец и большой поклонник творчества поэта Сибиряков отправил в дар своему кумиру богатую шапку и шубу из соболя. Именно в этом облачении поэт и предстает на двух одинаковых портретах огромных размеров, созданных итальянцем. Державин изображен восседающим на снегу у подножия скалы.

Один из портретов нашел свое место в столовой петербургского дома великого поэта. На нем автор оставил подпись на латыни, гласящую: "Правосудие - в скале, пророческий дух - в румяном восходе, а сердце и честность - в белизне снега".

Второе полотно досталось Сибирякову, к великой его радости и гордости. Портрет Г. Р. Державина был помещен в специальную державинскую гостиную. После разорения купца картина долгое время хранилась на складе, подвергаясь сырости и холоду. Вторую жизнь ей подарил ссыльный художник Вронский, который не только искусно устранил повреждения портрета, но и стал соавтором великого Тончи, написав на заднем плане вид старого Иркутска.

На этом мытарства полотна не закончились. В 1917 году, во время боя красногвардейцев с юнкерами, оно было сильно повреждено пулями и, казалось, уже не подлежит восстановлению. Но в 1948-1952 гг. великими стараниями реставраторов это произведение искусства снова обрело новую жизнь. Портрет, принадлежащий некогда самому поэту, хранится сегодня в Третьяковской галерее, второй его вариант можно увидеть в картинной галерее города Иркутска.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....