В дороге некрасов история создания. Анализ стихотворения «В дороге» Н.А

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественная. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова "Скучно! скучно!..", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого внимания. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно".Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены - девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").
В те времена очень остро стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял их жизнь. Судьба женщины и её мужа в центре внимания автора стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положения Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки: "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу".

АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср. шк.).

В дороге

"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи -

Буду, братец, за все благодарен".

Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и шуткам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

Ела вдоволь и меду и каши.

Вил вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер... А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоручка!

Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика.

Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. А ямщик неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.

Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: "Скучно! скучно!.." Это не только дорожная скука, но "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно", что относится к рассказу ямщика и к жизни народа в целом.

Монолог ямщика также начинается словами "Самому мне невесело". И далее мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к господам, хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают их манеры ("Всем дворянским..."). Но при этом люди оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").

Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины ("с запашки") на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь крепостных. Проблема оброка и барщины - один из самых острых вопросов того времени.

Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и её мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого барина (об этом в тексте не говорится прямо, но положение Груши в доме можно объяснить только так, исходя из реалий того времени. Кроме того, на это указывают слова "Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_ оставивши Грушу"). После смерти старого барина девушка терпит домогательства нового господина ("А потом..." и далее). И, наконец, её отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у них разные интересы, разное образование, разное воспитание. Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.

Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчёркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потому что в этом - корень бед всей русской нации.

Детали: множество деталей позволяют живо представить интерьер: барский дом, шитьё и вязанье; на селе - девушки в сарафанах, типичные персонажи усадьбы - учитель и кучер и т.д.

Стихотворение написано в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это делает речь красочной и реалистичной.

Размер - трёхстопный анапест, он создаёт лиричное, напевное звучание под аккомпонемент стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот - народная песня-жалоба.

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Жанр

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Литература 19 века носила революционный характер. Писатели и поэты издавали произведения о нелегкой крестьянской судьбе. Они как носители передовых революционных идей мечтали о равенстве сословий, К счастью, в том же 19 веке крестьяне стали свободными.

В этой статье мы рассмотрим стихотворение Некрасова «В дороге». Это одно из многочисленных произведений автора о жизни крестьян.

Творчество Некрасова

Николай Алексеевич был сыном дворянина, который угнетал своих крепостных. С детства он наблюдал за печальной судьбой крестьян. Он был против крепостного права. Все его творчество посвящено изображению жизни крестьян, их тяжелой участи.

Детство, семья, окружение оказали на его литературную деятельность сильное влияние. Его отец был тираном и угнетал мать Николая Алексеевича. Это отразилось в творчестве Некрасова. Он писал о нелегкой женской доле.

Наблюдая за жизнью низов, сострадая им, поэт издавал произведения, описывающие несправедливость этой жизни. Он был чуток к человеческой боли, имел революционные взгляды.

Одно из его ранних произведений - «В дороге». В нем автор также затронул тему крестьянской участи. Какой ее изобразил в своем стихотворении Некрасов («В дороге»), анализ покажет.

Для начала мы изложим произведение.

Произведение начинается с обращения барина к ямщику. Он говорит, что ему скучно, просит разогнать его тоску какой-нибудь историей. Например, о рекрутском наборе, разлуке или небылице, о том, что ямщик видал в своей жизни. На что тот отвечает, что ему самому невесело, и начинает рассказывать о своей молодой жене.

Она воспитывалась в барской семье. Там она училась шить, вязать, получала научные знания, читала, играла на музыкальном инструменте, научилась хорошим манерам. Одевалась она в атлас, ела разных вкусностей вдоволь. Словом, жила она вместе с барышней, как дворянская дочь.

Так описывает героиню-крестьянку в своем стихотворении Некрасов «В дороге». Далее сюжет меняется. Ямщик рассказывает, что барышня вышла замуж, ее отец умер. После этого зятек отправил крестьянку-белоручку в село, родное место. Там ее выдали замуж за ямщика. Крестьянская девушка, жившая по-барски, не умела ни косить, ни коров доить. С трудом таскала дрова и воду, шла на барщину. Ямщику было больно смотреть на ее страдания. Девушка украдкой ревела из-за такой перемены в жизни. «Погубили ее господа», - говорит ямщик.

Его супруга, будучи крестьянкой, читает книги, смотрит на какой-то портрет. Своего сына также обучает грамоте, ухаживает за ним, моет, стрижет, не дает бить.

Ямщик делится своей бедой. Говорит, что жена его, Груша, совсем исхудала, бледна, ничего не хочет есть, сама еле ходит. Боится, что так она скоро погибнет. Хотя он признается, что не мучил ее тяжелой работой, одевал, кормил. Старался не бранить и не бить.

Барин говорит ямщику, что тот его скуку разогнал.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Произведение - диалог двух абсолютно разных людей: барина и ямщика. Они из противоположных сословий. Их думы, внутренний мир разнятся. Барин скучает. В его жизни все гладко. Ямщику не до веселья. У него горе: жена погибает. Барин просит разогнать его скуку. Для него веселье - это истории о том, как люди разлучаются. Беды низших сословий его не трогают, наоборот, они его забавляют.

Ямщик рассказывает о том, как его жена хоть и росла с барышнями, но так и осталась крестьянкой. Она жила в другой среде, но, оказавшись ненужной, была отправлена обратно.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, как относились помещики к крестьянам. Их не интересовали чувства, беды простых людей. Трагедия крестьянки Груши не взволновала барина. Она лишь разогнала его тоску.

Выразительные средства в произведении

Некрасов «В дороге» написал с использованием просторечных слов: "девка", "бабенка", "мужик" и прочие. Таким образом автор делает свое произведение натуралистичным. Для изложения он использовал диалог, чтобы лучше раскрыть сущность героев через их слова.

Заключение

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показал нам равнодушие помещиков к судьбе крепостных. Герой произведения, ямщик, не понимает, отчего погибает его супруга. Дело не столько в том, что у крестьянки Груши появились новые обязанности и изменился быт. Скорее всего, она страдала от того, что ее человеческое достоинство было унижено. Она поняла, что, находясь во власти помещиков, не она решает свою судьбу, с ней никто не считается. И как бы близка она ни была с дворянской семьей, от нее в любой момент могут избавиться, ведь она всего лишь крепостная.

В новой среде она словно чужая. Ее супруг не способен понять ее, разделить с ней интересы. Она вышла замуж не по любви, за человека, которого не знала. Она погибает от одиночества и несправедливой участи.

Стихотворение «В дороге» — это исполненный возмущения протест против крепостного права, с наибольшей выразительностью сформулированный в словах: «Погубили ее господа». «Господа» погубили не только ее, т. е. насильно выданную за крестьянского парня интеллигентную девушку; они исковеркали жизнь и ее мужу, соединив его жизнь с «белоручкой», «белоличкой», которая и рада бы выполнять тяжелую крестьянскую работу, но сил у нее на это не хватает. В будущем на тех же «господ» падет ответственность за возможную гибель маленького сынишки Груши, которого она воспитывает на барский лад и который после смерти матери, конечно, не в состоянии будет выдержать тяжести быта закрепощенной деревни. Есть известные основания считать загубленным господами и «учителя», влюбленного в Грушу и, по видимому, пользовавшемся взаимностью.

Сколько загубленных человеческих жизней! Сколько мучительных переживаний! Виновники, повторяем, не возбуждают сомнений. За их образами, т. е. образами и старого и молодого барина, чувствуется образ отвратительного чудовища, имя которому — крепостное право. Стихотворение Некрасова «В дороге», созданное одновременно с романом Герцена «Кто виноват?», и в котором затронута та же социальная тема (вспомним образ незаконной дочери генерала Петрова — Любоньки), заняло одно из почетнейших мест в ряду антикрепостнических произведений русской поэзии. Неудивительно, что его так восторженно приветствовали и Белинский («да знаете ли вы, что вы поят — и поэт истинный?») и Герцен.

Отношение автора к истории бедной Груши и ее участникам достаточно ясно выражено и в самом содержании стихотворения, и в том, как дается в нем образ автора. Он, вообще говоря, играет пассивную роль, но все же показательно, что, выслушав рассказ ямщика, он реагирует на него следующими знаменательными словами:

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Эти слова не лишены иронического привкуса: скука, конечно, разогнана, ибо история Груши не только не скучна, а полна захватывающего драматизма, но она пробуждает сугубо мрачные мысли о невыносимо тяжелом положении народа, и эти мысли ложатся на душу автора несравненно более тяжелым бременем, чем самая «неотвязная скука».

Нет никакого сомнения, что сюжет стихотворения «В дороге» в основном навеян непосредственными впечатлениями жизни. Однако возможно предположить, что Некрасов в данном случае имел некоторую оглядку на содержание 26—28 глав второй части романа Квитки Основьяненко «Жизнь и похождения Столбикова», с которым был хорошо знаком, так как совсем недавно переделывал его в комедию. В названных главах рассказывается история Настеньки, незаконной дочери помещика Прямикова, насильственно выданной его вдовой замуж за парня Сидорку.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...