Как придумать стишки на любую тему. Как научиться писать стихи: полезные советы и упражнения

Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?

Первое, с чем вы должны определиться — это о чем писать.

Определитесь с темой

Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое-то событие, абстрактное понятие или чувство.

Когда вы только начинаете писать стихи, пишите о том, что знаете и о чем действительно можете рассказать. Вам может не хватить убедительности, если вы решите построить стихотворение на выдумке, и читатель сразу заподозрит вас в неискренности.

Запишите в столбик какие-то ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло», «расцвет».

Продумайте структуру будущего стиха, как в обыкновенном сочинении. Главную мысль будет эффективнее всего оставить для концовки стихотворения.

Ознакомьтесь с основами стихосложения

Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.

Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.

Какой стихотворный размер выбрать

В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных.

В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Ямбом называется двусложная стопа, ударение в которой приходится на каждый четный слог:


Мороз и солнце ; день чудес ный!

Еще ты дрем лешь, друг прелест ный

(А.С.Пушкин)

Стопой называют повторяющиеся группы ударных и безударных слогов одной строки. Схематически стопу ямба можно представить так: (- !).

Хорей — это двусложная стопа с ударением на каждый первый (нечетный) слог:

Бу ря мгло ю не бо кро ет, вих ри снеж ные крутя .
То , как зверь , она заво ет, то запла чет, как дитя .

(А.С. Пушкин)

Дактиль, амфибрахий и анапест являются трехсложными стихотворными размерами.

Ударение в дактиле падает на каждый первый слог, то есть долгими будут первый слог, четвертый, седьмой и т. д.:

Ра нними лет ними ро сами вый дем мы в по ле гулять .
Бу дем звеня щими ко сами со чные тра вы срезать !

(А.А. Блок)

Амфибрахий — трехсложная стопа в которой ударение падает на каждый второй слог: второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и т. д.:

Есть жен щины в рус ских селень ях
С спокой ною важ ностью лиц ,
С краси вою си лой в движень ях,
С поход кой, со взгля дом цариц .

(Н.А. Некрасов)

Анапест — долгим слогом в этой стопе будет каждый третий: третий, шестой, девятый и т. д.:

Ночь холод ная мут но глядит
Под рого жу кибит ки моей ,
Под полозь ями по ле скрипит ,
Под дугой колоколь чик звенит ,
А ямщик погоня ет коней .

(Я.П. Полонский)

Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться.

Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное — не нарушать ритмический рисунок стихотворения.

Какую рифмовку выбрать

Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?

К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.

Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку - и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня - лавиной,
Тебе - половина, и мне - половина!

(А. Прокофьев)

Кольцевая рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

(Ф.И. Тютчев)

При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)

Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

(А.Н. Плещеев)

Используйте художественно-поэтические средства

Дайте волю своему воображению — то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии. Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями.

Обратите внимание на подбор рифмы: избегайте банальностей в духе «любовь — вновь — кровь», «слезы — розы — морозы», и т. д. Глагольные рифмы в духе — «знать — летать» также считаются тривиальными.

Не забывайте про выразительные средства и стилистические приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение.

Важно научиться не оставлять проходные строки, которые создаются, чтобы заполнить место и закончить рифму. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку.

Читайте много поэзии

Часто начинающие поэты не интересуются работами признанных авторов, лишая себя возможности не только найти вдохновение, но и поучиться у мастеров своего дела.

Не повторяйте эту ошибку и читайте как можно больше поэзии: наблюдайте за структурой и ритмикой стихотворений и запоминайте полезные детали.

Развивайте словарный запас

Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, выбирая неизбитые обороты, умело избегая шаблоны, и чтобы подбор рифмы никогда не был препятствием — вам необходимо быть как можно более красноречивыми.

Расширить лексикон поможет активное чтение, при чем не только поэзии, а в обязательном порядке и прозы. Говоря о чтении, имеем в виду художественную литературу , лучше всего XX века — именно она является образцом для нашего времени.

Полезно будет учить наизусть стихотворения и отрывки из прозы, поработать со словарем синонимов, а также следить за своей собственной речью и стараться не употреблять одни и те же фразы в разговоре.

Вы можете научиться писать замечательные стихотворение и по форме, и по содержанию, но допускать досадные ошибки в орфографии или пунктуации и свести на нет приятное впечатление для читателя.

Будьте грамотны в процессе написания и не забудьте окончательно отредактировать законченное произведение.

Чаще практикуйтесь

По началу ваши стихи не будут идеальными, но с практикой придет умение.

Пробуйте писать стихи на случайные темы: придумайте стихотворение о том, как прошел ваш день, напишите про ваш город, родственников, друзей, опишите в стихотворной форме любимую книгу, главное — пишите, пишите и еще раз пишите! Анализируйте написанное, вносите исправления, делайте выводы.

Слушать нелестные отзывы не очень приятно, но именно здоровая критика поможет вам расти над собой.

Вместо того, чтобы складывать свои стихи в стол, обязательно покажите их для начала кому-нибудь из близких.

А если есть возможность, отдайте написанное на суд более опытным критикам — возможно, в вашем окружении есть поэты или писатели, учителя-филологи или просто люди с хорошим литературным чутьем, которые смогут беспристрастно и как можно более объективно оценить ваш труд.

Такой взгляд со стороны поможет вам в дальнейшем провести работу над ошибками и научиться писать еще лучше.

Сочинение стихотворений — увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. Посвящайте этому делу побольше времени и прогресс не заставит себя ждать.

«Нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти поэтические правила». В. Маяковский

Если вы вдруг решили развить в себе литературный талант, а поэзия в вашем понимании - прекрасное, тонкое ремесло, то эта статья - именно то, что нужно. Искусство свободно и не имеет рамок, ограничивающих поток вдохновения. Однако чтобы стать признанным поэтом в будущем, нужно стать профессиональным творцом в настоящем. А приведённые ниже советы помогут понять, как научиться писать стихи.

Что такое поэзия? Если говорить просто - это выражение чувств автора , отклик души на происходящие события.

Если вы способны на тонком, эмоциональном уровне взаимодействовать с миром, половина пути пройдена. Итак, что же нужно делать начинающему поэту, чтобы однажды проснуться известным лириком?

Найдите свою творческую нишу

Задайтесь вопросом, что вам интересно? Какие вещи волнуют и задевают за живое? О чём хочется сказать? Сфера интересов обозначит основные темы для поэтических произведений. Хотите писать про нежные любовные чувства - пишите. Хотите про смерть и скорбь - пишите. Не ограничивайте себя. Важно всегда быть откровенным и честным автором и говорить только то, что имеет ценность именно для вас. Не гонитесь за актуальными темами ради притока аудитории. Пишите про то, в чём разбираетесь, - именно так вы привлечёте своего читателя.

Читайте как можно больше

Найти красивую и точную рифму, не имея богатого словарного запаса, невозможно. Выберите авторов (не только лириков, но и прозаиков), чей стиль вас привлекает. Если заумная классика даётся тяжело, начните с современных творцов и постепенно наращивайте собственный культурный интеллект.

Выучите пару понравившихся стихотворений. Составьте словарик синонимов . Ваше призвание - научиться литературному ремеслу. Увеличение словарного запаса обогатит не только ваши литературные тексты, но и вашу устную речь.

Анализируйте

Не просто проглатывайте книгу за книгой, а подмечайте красивые фразы и выражения , точные сравнения и необычные метафоры. Не бойтесь делать пометки и записывать собственное мнение о прочитанном. Запомните: не каждый автор должен вам понравиться, и не каждое произведение любимого лирика/прозаика должно привести в восторг. Искать ошибки - тоже часть анализа. Не забывайте читать объёмные разборы в литературных журналах - это поможет глубже понять смысл произведения.

Часто бывает так, что новички перенимают особенности творчества признанных литераторов. Это абсолютно нормально. Пока у вас не выработался собственный стиль (а это путь долгий и тернистый), вы будете находить мотивы любимых авторов в своём творчестве.

Окружающий мир - огромное поле для выращивания новых тем. Все сравнения и необычные метафоры, которые вы будете использовать в стихотворениях, придут из внешнего мира. Будьте чутки ко всему. Пробуйте, нюхайте, слушайте.

Впитывайте в себя эмоции и ощущения . Чем больше вы знаете о мире, тем богаче ваш опыт. Делитесь с окружающими своими чувствами. Будьте открыты для диалога со всем новым и необычным для вас. Поэт - это ребёнок, которому интересно абсолютно все.

Покажите всем

Первые читатели всех новичков - друзья и родные. Не бойтесь показывать своё творчество другим людям. Взгляд со стороны выявит ваши слабые и сильные стороны. Однако, если желание заниматься поэзией серьёзное, не помешает показать свои работы профессиональному лирику, который в силу своего опыта сможет указать на ошибки.

Сегодня можно свободно публиковаться в сети. В Интернете есть огромное количество творческих площадок, где вы не только получите заряд мотивации, но и найдёте друзей по интересам. Перед регистрацией подумайте о подходящем псевдониме, ведь именно по нему вас будут узнавать люди.

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Всегда страшно показывать своё творчество. Особенно неприятно получать негативные отзывы. Но вы не должны опускать руки. Проанализируйте отклики на ваши произведения .

Что это: обоснованная критика или просто нелестные высказывания в попытке обидеть? Людям может не понравиться то, что вы делаете. Но если это нравится вам, то продолжайте. И главное - не бойтесь ошибаться, ведь, чтобы написать хорошо, нужно сначала написать плохо.

Заведите блокнот

Часто вдохновение приходит внезапно. Новая цепляющая строчка или необычное сравнение - все творческие вспышки нужно записывать , иначе они испарятся через мгновение. Фиксируйте ваши мысли, обрывки разговоров, цитаты из фильмов и книг, новые идеи. Обращайте внимание на все, что вас волнует. Зацепитесь и запишите. Пополняйте собственную библиотеку выражений и рассуждений.

Часто бывает так, что из поэтов вырастают чуткие и нежные прозаики, чьи выражения и слова вызывают восторг у читателя. Пробуйте себя и в написании прозы. Творите, когда появится свободная минутка, а для этого всегда носите с собой творческий блокнот.

Правьте

Не ставьте точку раньше времени.

  1. Написать стихотворение - это полпути . Перечитайте его несколько раз вслух: не сбит ли ритм, все ли рифмы удачно вписаны в произведение. Следите за тем, чтобы в вашем литературном детище не было строк, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Каждое слово должно чётко вписываться в общую картину и наполнять историю смыслом. Не нужно подбирать рифму только для того, «чтобы была».
  2. Если процесс застопорился , отдохните и вернитесь к стихотворению чуть позже. Если автор будет через силу дописывать своё произведение, читатель это почувствует. «Мёртвых» лирических всплесков огромное количество. Хорошенько подумайте над концовкой: обычно это главная часть произведения, которая способна вызвать сильнейшие эмоции. Если вам важно качество, не бойтесь править, вычёркивать, добавлять. Да, это займёт намного больше времени, но зато каждое слово будет бить точно в цель, пробираться к самому сердцу читателя.
  3. Ещё один важный момент . При вычитке подумайте, всё ли ясно аудитории, просматривается ли главный смысл произведения. Лирик должен писать понятно. Заковыристые отсылки приведут только к тому, что читатель просто не поймёт, о чём вы хотели сказать, и вы его потеряете. Научитесь четко излагать свои мысли.

Уделите время упражнениям

В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.

Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:

  • Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
  • В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
  • В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
  • Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.

Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом. Важно научиться чувствовать слово.

Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.

Пишите. Пишите. Пишите

Практика - единственный способ научиться хорошо писать. Пробуйте себя в различных жанрах (белый стих, акростих, смешанный стих, верлибр и т. д.). Рассмотрите все размеры (ямб, хорей, амфибрахий, анапест и др.) и рифмовки (опоясывающая, перекрёстная, смежная и пр.).

Со временем вы заметите, что в ваших стихотворениях появились уникальные образы, любимые сравнения и эпитеты. Долгая и упорная работа приведёт к формированию вашего авторского стиля. В чём будет ваша «изюминка», решать только вам! Создавайте целостные картины, в которых читатель сможет утонуть. Оттачивайте своё слово. Экспериментируйте и пробуйте новое. Только так вы поймёте, как правильно писать стихи.

Если в ваших планах не стоит пункт «стать известным лириком», но вдруг понадобилось сочинить оригинальное поздравление или песню для друга, коллеги или родственника, в этом нет ничего сложного.

Все, что вам нужно: немного свободного времени и словарь рифм русского языка (его можно найти в сети и скачать на компьютер).

  1. Если вам необходимо придумать строки, которые впоследствии лягут на мелодию, послушайте это мелодию и определите ритмический рисунок (от этого будет зависеть размер вашего произведения).
  2. Далее: откройте словарь синонимов и найдите слова, которые подходят к вашей теме. Выберите из списка подходящие к ним рифмы. Всё - окончания ваших поэтических строчек готовы.
  3. Теперь осталось дописать остальное, соблюдая ритм. Ничего сложного! Так вы сможете креативно и необычно поздравить дорогого человека.

Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно. Создание лирических произведений - долгий путь. Человек должен постоянно работать, начинать новые произведения, жить своим творчеством. Будьте готовы к годам неуёмного труда, стопкам черновиков и неудачных произведений.

В мире огромная конкуренция на творческих платформах, и выделиться из толпы непросто. Если поэзия - это то, в чём вы хотите преуспеть, трудитесь, показывайте себя, участвуйте в литературных конкурсах, улучшайте свои навыки, пробуйте новые жанры. Стремитесь к своей мечте, деритесь за неё, и однажды проснётесь известным лириком.

Удачи!

Видео

Из этого видео вы узнаете азы стихосложения. Хорей.

Осваиваем ямб.

В этом видео разговор пойдет о рифме.

О типичных ошибках начинающих поэтов вы узнаете из этого видео.

Это видео поможет вам понять, как писать хорошие стихи.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Многие люди, особенно в юности, хотят писать стихи. Большинство из них пытаются что-то сочинить, но привлекательный результат получается не у всех. И в итоге настоящих, признанных поэтов не так уж и много. Может быть, не стоит и пытаться в таком случае? Тем не менее, число самодеятельных стихотворцев велико, и с каждым днём появляется всё больше новичков.

Все ли могут быть поэтами?

Трудно сказать, почему люди пишут стихи. Чаще всего ими движет стремление выразить свои эмоции по поводу окружающего мира: впечатляющий уголок природы, сердечные переживания, размышления об устройстве жизни - всё это становится темой для поэзии. Не менее часто стихи пишутся как своеобразный отклик на события общественной жизни (в современности или в истории), которые взволновали автора. В любом случае причиной написания стихов обычно является эмоциональное побуждение, а ритмические строчки становятся отзывом на события внешней или внутренней жизни.

Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать.

Стих и строфа - уточняем значения

Если вы пробуете свои силы в поэзии, то совсем не лишним будет знать некоторые важные понятия, связанные со стихосложением.

Стих... У этого слова есть два значения. Первое: поэтическая речь, организованная в той или иной традиции (например, «пушкинский стих»). Второе: ритмично выстроенная строка стихотворного текста.

Неверно употреблять слово «стих» в значении «стихотворение», поскольку первое является составной частью второго или (в некоторых случаях) гораздо более широким понятием, чем одно произведение.

Объединение двух и более стихотворных строк (стихов) называется строфой.

Среди таких сочетаний различают двустишие, трёхстишие, четверостишие... и так далее, вплоть до десяти стихов.

Далее в статье будет объяснено ещё несколько важных понятий. Мы поняли, почему пишут стихи разные люди и чем это может быть полезно, а также разобрались в значениях слов, которые путают читатели и многие начинающие поэты. Дальше пойдёт речь о секретах написания хорошего стихотворения.

Первый шаг: с чего начать?

Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Не обязательно сразу хвататься за классику, если она не очень вам по душе. Начните с современных авторов, затем переходите на а дальше можно усложнять свой читательский репертуар. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе. При этом очень возможно, что первые самостоятельные опусы у вас будут похожи на творчество тех поэтов, которые вам больше всего нравятся. Относитесь к этому как к первому этапу обучения и продолжайте сочинять, как получается. Не секрет, что первые стихи многих впоследствии прославленных поэтов были подражательными. Но целеустремлённый человек сумеет развить свой талант и найти собственный Верьте в себя, пробуйте, экспериментируйте.

Жанры стихотворений

Но чтобы знать, в каком направлении двигаться, разберёмся в основных разновидностях поэтических произведений.

Поговорим о том, какой можно попробовать жанр. Для тонко чувствующих натур подойдёт лирическая и философская поэзия, а также баллады и стансы. Тем, кто активно интересуется окружающей социальной жизнью, можно попробовать писать публицистические стихи. Также заслуживает внимания пародийная, сатирическая и юмористическая поэзия - отдельные экземпляры этих жанров любимы читателями не меньше, чем серьёзные стихотворения.

Разновидности стихосложения

Избранный жанр и стиль подскажут, как писать. Стих в значении «способ выражения поэтической речи» слагается по определённым правилам. Перечислим виды поэтических произведений:

  • (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм);
  • акростих (манера письма, при которой первые буквы каждой строки образуют вместе слово, реже два или три);
  • смешанный стих (способ написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения);
  • стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль позволяет относить их к поэзии);
  • верлибр (непростой стиль, отличающийся особым построением строк, краткими и насыщенными образами и отсутствием рифмы).

Как складывается рифма?

Итак, вы определились, какие поэтические стили и способы стихосложения хотите попробовать сами. Но мало одного желания заниматься поэзией, нужно знать, как. Писать стих - каждую строку вашего произведения - необходимо по определённым правилам.

Одним из важнейших пунктов является рифма - созвучное окончание двух и более слов. Как известно, в стихотворении такие слова помещаются на конец строчки. При этом рифмоваться могут соседние два стиха либо через один, реже два. У рифмы есть свои разновидности:

  • мужская (с ударением на последнем слоге);
  • женская (ударение падает на предпоследний слог);
  • дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге стиха);
  • гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или ещё дальше).

Существуют и многие другие разновидности, но начинающему поэту можно пока ознакомиться с основными. Важно найти подходящую и оригинальную рифму, не похожую на «любовь - кровь» или «никогда - навсегда». А кроме того, выбранные для рифмы слова должны органично входить в текст стихотворения, создавая тот образ, который задумал передать поэт.

Если вы хотите знать, как правильно писать стихи, то ознакомьтесь также с понятиями поэтического размера и ритма.

Зачем нужны размер и ритм?

Размер стихотворения крайне важен, поскольку определяет звучание, мелодику, настроение произведения. Определить размер можно по сочетанию ударных и безударных слогов в 2-3 строчках поэтического произведения. Если вы думаете о том, как научиться писать стихи, то попробуйте проанализировать любимые произведения на предмет размерности и понять, как автор получил нужный эффект.

Двухсложные размеры:

  • хорей.

Один ударный слог и один безударный. В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый.

Трёхсложные размеры:

  • дактиль;
  • амфибрахий;
  • анапест.

Один слог ударный, а два других - безударные. Различие в том, на какой слог падает ударение: первый - дактиль, второй - амфибрахий, третий - анапест.

Поможет ли знание стихотворных размеров научиться, стихи? Само по себе - едва ли, однако заглянуть «внутрь» того или иного стихотворения всё же полезно. Такой анализ открывает то, что не заметно при обычном чтении, и позволяет научиться строить поэтический рисунок.

Ещё одним немаловажным фактором является ритм - цикличное чередование безударных слогов с ударными. Чтобы лучше почувствовать ритм, нужно прочесть написанное стихотворение вслух.

Поэтические приёмы

Мы многое узнали о поэзии, но ещё не до конца решили вопрос, как писать. Стих - это отдельная строка, из сочетания которых слагается стихотворение. Чтобы оно обладало не только формой, но и содержанием, нужно знать и уметь применять поэтические приёмы. Вот некоторые из них:

  • аллегория;
  • аллитерация (звукопись);
  • анафора;
  • антитеза (противопоставление);
  • восклицание;
  • гипербола;
  • градация (усиление);
  • инверсия;
  • ирония;
  • каламбур;
  • метафора;
  • метонимия;
  • обращение;
  • оксюморон;
  • олицетворение;
  • рефрен;
  • или вопрос;
  • синекдоха;
  • умолчание;
  • эвфемизм;
  • эпитет;
  • эпифора.

Знание этих приёмов само по себе не подскажет, как научиться писать стихи. Но если привыкнуть находить в чужих произведениях, то станет понятно, что можно применять в собственном творчестве.

Поэт или графоман?

Предположим, вы уже написали одно или несколько стихотворений. Как определить, насколько они хороши? Сделать это самостоятельно - непросто, ведь не рассудком, а в порыве вдохновения мы пишем стихи. Сами при этом можем обожать каждую строчку собственного творчества, но вызовет ли оно такой же восторг у других? Способ это проверить один - дать почитать свои стихи другим людям. Если смогли заинтересовать своим творчеством кого-то другого, значит, приблизились к пониманию, как писать хорошие стихи.

Основные признаки удачного стихотворения:

  • читатель ощущает то чувство, которое вложил автор, или видит описанную картину;
  • свежие, оригинальные рифмы, подходящие по смыслу и настроению;
  • соблюдается размер и ритм во всех строках;
  • отсутствуют речевые, стилистические и прочие ошибки (кроме случаев, когда это входит в творческий приём).

«Хочу стихи писать, что делать?». Ответ один - писать. А ещё читать, причём творения не только признанных мастеров, но и начинающих авторов. Практикуясь и анализируя чужие опусы, вы научитесь технике написания стихов и разовьёте способность отличать удачные строки от неудачных. Но будьте готовы к тому, что тренироваться в выработке своего стиля вам предстоит много лет, если не всю жизнь.

Думаешь, писать стихи – это дар, который можно получить только при рождении, а ответа на вопрос, как сочинить стих, просто не существует? Вовсе нет! Конечно, без природного таланта невозможно стать Пушкиным или Есениным, но чтобы сочинять стихи для себя или в подарок друзьям и родным, важны лишь практика и знание нескольких нехитрых приемов, которым мы тебя сейчас научим.


Тренировка, тренировка и снова тренировка: полезные упражнения

Не расстраивайся, если рифмы не льются из тебя сами собой. Всегда можно пойти другим путем и просто набить руку. Для этого попробуй проделать несколько простых упражнений:

    Бесконечный стих обо всем на свете

Итак, суть проста: возьми любую строчку и начни придумывать к ней стихотворение. О смысле в данном случае думать не надо, просто рифмуй любые, даже самые абсурдные предложения до тех пор, пока тебе не надоест. Давай попробуем вместе:

«На столе стояла кружка,
Кошка села на подушку,
От очков сломала дужку,
Не стреляет больше пушка,
Я приклею себе мушку…и т. д.»

Понятно? Теперь попробуй сама.

    Рифмуем все
    А теперь давай отдельно потренируемся искать рифмы. Бери любые слова и придумывай к ним так много рифм, как только сможешь. При этом имей в виду: чем точнее рифма, то есть чем созвучнее слова, тем лучше. Поехали? Мы начнем, а ты продолжишь:

Цветок — листок — чуток — промок — жесток — лоскуток — флагшток...
Кино — домино — бревно — окно — кимоно — заодно — темно...

Можешь поиграть так с подружкой, по очереди придумывая рифмы к словам. Кстати, легче всего искать рифмы к глаголам: мечтала — блистала — улетала — уплетала — загорала...Но хорошие поэты стараются не злоупотреблять такими отглагольными рифмами, так как это считается слишком просто. Не приветствуются и банальные «затертые» рифмы, такие как «любовь — морковь — кровь», «розы — слезы».

    Призываем на помощь классиков
    Очень хороший способ потренироваться писать стихи в нужном ритме - это взять любое известное стихотворение и переписать каждую его строчку на свой лад. Например:

Я помню чудное мгновенье:
У мамы есть обыкновенье
Передо мной явилась ты,
Описывать свои мечты
Как мимолетное виденье,
Как неземное откровенье
Как гений чистой красоты...
Как полуночные коты…

Не стесняйся «издеваться» так над любыми стихами, которые тебе нравятся. Не волнуйся, ни Пушкин, ни Лермонтов тебя не осудят.

Чтобы проверить, соблюдаешь ли ты размер в своем стихотворении или нет, посчитай слоги в каждой строчке. Если число слогов примерно совпадает (плюс-минус 1–2), то все в порядке.

Ищи, что тебя вдохновляет


Как ты понимаешь, одной рифмы и правильного ритма для стихотворения недостаточно. Очень важно, чтобы оно было наполнено чувствами и смыслом.

Попробуй написать стихами о том, что тебя по-настоящему волнует: о любви и дружбе, о своих мечтах. Если у тебя получится сделать это по-настоящему искренне, никто даже не обратит внимания на возможные огрехи или неточные рифмы. Сначала ты можешь писать для себя, например, в своем дневнике, а потом, когда ты станешь более уверенной в себе, начни показывать свои сочинения друзьям, родителям или учителю по литературе.


Смотри историю Гали о том, как она стала увереннее в себе и добилась цели



Кстати, сочинение стихов может стать своего рода психотерапией. Как только ты выплеснешь на бумагу всю свою грусть и печаль, ты сразу почувствуешь, что тебя стало намного легче, а уж выражать положительные эмоции - вообще одно удовольствие

Больше читай и учи стихи наизусть


Чем больше ты будешь читать стихи талантливых поэтов и учить их наизусть, тем проще тебе будет писать самой. Во-первых, так ты воспитаешь в себе хороший вкус, а во-вторых, тебе будет легче даваться техника. Но не пытайся подражать, ищи свой собственный голос.

А о том, как быстро выучить стих наизусть, почитай .


Не расстраивайся, если у тебя не получится написать стих с первого раза. Ты же не думаешь, что Марина Цветаева сразу написала гениальное стихотворение? Просто продолжай тренироваться, а главное, получай удовольствие от процесса.

А ты пишешь стихи?

Эта статья посвящена тем, кто пишет стихи. Многие уверены в том, что знают, как писать стихи. Что такое поэзия?

Этот вопрос следует задать всем начинающим поэтам. Стихотворение понимают как последовательную речь со стройным порядком и созвучием, как мысль, выраженную в изящной форме, окрашенную чувством… Получается, что поэзия – это специальная форма выражения мысли. Такое представление сущности стихотворения неверное, оно упрощает значимость поэзии.

Люди не осознают поэзию как искусство, и это большая проблема всех, кто к ней обращается.

Никто не будет спорить с тем, что восприятие «серьезной музыки» требует овладения «языком» музыки, определенной подготовки. Есть «легкая поэзия» и «легкая музыка». То и другое воспринимается без особых усилий. Освоение «серьезной поэзии» и «серьезной музыки» (поэзии и музыки классического ряда) – самая трудная работа, которая должна стать духовной потребностью человека.

Сложено спорное мнение о восприятии поэзии. Считается, что для понимания поэзии достаточно научиться читать, следовательно, для написания стихотворения достаточно подобрать нужную рифму.

Сегодняшний книжный рынок заполнен псевдолитературой. Сколько молодых графоманов выставляют свое творчество напоказ, агрессивно, бесцеремонно. Литературный хлам заполонил массовый рынок, СМИ. Что может написать ребенок, воспитанный на графоманской литературе?

Словарь иностранных слов дает такое толкование низкопробному творчеству:

«Графомания – «болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству».

В наше время поэтами называют себя те, кто смог срифмовать несколько строчек. Истинный поэт обладает талантом, но часто его мучают сомнения: имеет ли он право называться поэтом. Непосредственность, напротив, обладает уверенностью и в себе и своем творчестве. Нужны ли обществу посредственные поэты? Учиться писать стихи нужно на истинной поэзии.

В юности многие сочиняют стихи, чтобы выразить свои переживания и эмоции. Пишут стихи на тему событий в стране и мире. Хорошо это или нет? По-моему, никакого вреда от этой попытки не будет. Начинающему поэту требуется определенный опыт, чтобы выработать собственный стиль письма.

Писать стихи сложно, так как нужно знать многие детали и нюансы. Существуют основные правила стихосложения, специфические литературные приемы, без которых невозможно написать стихотворение.

6 секретов написания стихотворения:

Прежде чем писать стихотворения, изучите творчество известных поэтов. Определитесь, какой вид жанра вам ближе? Лирическую поэзию, баллады, стансы (жанр стихотворения, где каждая строфа представляет собой законченную мысль) выбирают люди с тонкой чувствительностью. К публицистическим стихам обращаются те, кого интересует социальная жизнь. Популярными жанрами в читательской среде являются сатирическая, пародийная и юмористическая поэзия. Первое время в ваших стихах может чувствоваться подражание признанным поэтам.

Изучите виды поэтических произведений: белый стих (нерифмованное стихотворение с сохраненным размером и ритмом); акростих (форма стихотворения, при которой первые буквы каждой строки при чтении представляют осмысленное слово, словосочетание: имя, фамилию, понятие…); смешанный стих (произведение, сложенное из разного количества стоп (ритмических групп) в строфах); стихи в прозе (литературный жанр, где присутствуют такие стиховые признаки как небольшой объем, повышенная эмоциональность, но отсутствует рифма и ритм); верлибр (стихотворная форма между стихом и прозой, где нет рифмы, размера, ритмической композиции). Пробуйте себя в разных жанрах! Найдите свой жанр и стиль.

Соблюдайте в стихотворении ритм, размер, рифму! Размер придает звучание и настроение стихотворению. Он определяется по чередованию ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Прочитайте ваше любимое произведение и сделайте его анализ на предмет размерности. Бывают двухсложные и трехсложные размеры стихотворений. В двухсложном размере (ямб (ударение падает на второй слог) и хорей (ударение падает на первый слог)) один слог ударный и один слог безударный. В трёхсложном размере (дактиль (ударение падает на первый слог), амфибрахий (ударение падает на второй), анапест (ударение падает на третий слог), один слог ударный и два безударных. Знание стихотворных размеров помогает увидеть и построить поэтический рисунок, заглянуть в «скелет» стихотворения.

Ритм — это цикличное чередование ударных и безударных слогов. Он ощущается при чтении стихотворения. Научитесь чувствовать ритм. Освоение ритмики поможет избежать нескладность стихов. Рифма — это созвучное окончание слов на строчках. К основным видам рифм относятся: мужская (ударение на последнем слоге); женская (ударение на предпоследнем слоге); дактилическая (ударение на третьем слоге от конца стихотворения); гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или далее). Оригинальные рифмы и их органичное вхождение в текст стихотворения передает образ, задуманный поэтом.

Изучите такие поэтические приемы, как аллегория; анафора; метафора; антитеза (противопоставление); гипербола; эпитет; метонимия; восклицание; ирония; градация (усиление); инверсия; каламбур; обращение; олицетворение; рефрен; риторическое обращение; эпифора. Знания приемов помогут вам находить их в творчестве других авторов, применять в собственном произведении.

Читайте и учите наизусть стихи любимых поэтов! Чередуйте чтение классики и современной поэзии. Изучение разных стилей обогатит ваше творчество, лишит его однородности.

Не бойтесь выражать свои эмоции! Только искренние чувства могут затронуть струнки души читателя.

Развивайте свое воображение, образное и ассоциативное мышление!

Изучение поэтических приёмов, размеров, рифм, ритма – процесс сложный и необходимый, он приблизит вас к пониманию своего и чужого творчества.

Воспринять стихотворение часто помогает врожденное чувство поэзии, которое нужно постоянно в себе сохранять и возрождать. Первые впечатления от встречи с природой, искусством, любовью, красотой…, последующие переживания, связанные с этими событиями, глубоко индивидуальны. Каждая личность уникальна по складу ума и души. Ее становление зависит от многих явлений: состояния общества, социального статуса, своеобразия местности, характера среды общения… На формирование личности воздействует конкретная обстановка. Один и тот же факт человек может воспринять по-разному сегодня, завтра, послезавтра (по причине сложившихся обстоятельств, отсутствия настроения…). Разное восприятие, разные выводы, разные характеры… В итоге может получиться обратное: в культурной среде может сформироваться личность, далекая от культуры, а в малограмотной среде – культурная личность.

Поэт – человек самобытный и его формирование идет естественным путем. Это не искусственный процесс.

Многие поэты пишут по общепринятым правилам. Такие «правила игры» лишают стихи естественной речи. Поэт вынужден находить для строк созвучные слова, близкие по значению к теме стихотворения, чтобы сохранить заданный ритм.

Говорят, что поэтом нужно родиться. По мнению Владимира Маяковского

«нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи».

В одной из своих статей В. Маяковский писал, что

«поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

С ритмической точки зрения стихи А. С. Пушкина отличаются стройностью, организованностью, музыкальностью.

Л. Н. Толстой говорил:

«У Пушкина не чувствуешь стиха; несмотря на то, что у него рифма и размер, чувствуешь, что иначе нельзя сказать».

Каким же должно быть соотношение формы и содержания в поэзии.

Мыслители античности, средневековья, Возрождения в своих трудах о поэзии не разделяли понятия содержания и формы. Строгое разграничение этих понятий было предложено теоретиками начала XIX века. Большое влияние на разделение «содержания» и «формы» оказали труды Гегеля. Содержание включает в себя «внутренние», рожденные в нашем сознании явления от восприятия поэзии (чувства, мысли, образы людей, вещей, событий, природы…)


Форма представляет собой «внешние» элементы — звуки и звуковые повторы, составляющие произведение, ритм, интонация, слова и словосочетания (метафоры, сравнения, эпитеты…), общее строение речи, связь и расположение отдельных частей (композиция).

Почти полтора века четкое разделение содержания и формы является необходимым условием для тех, кто изучает поэзию. Такое разграничение позволяет сделать глубокий анализ произведения.

Однако исследователи поэзии забывают о том, что «содержание» и «форма» – придуманные абстракции и поэтическое произведение существует в единстве понятий.

Что первично в поэзии содержание или форма? Казалось бы, что сначала возникает мысль о том, что писать в стихотворении, и только потом рождается форма. На самом деле это представление считается неверным. Поэт должен вообразить содержание произведения, а затем задать ему нужную форму (подобрать соответствующие рифмы, метафоры, звуки, ритм…).

В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил…» неразрывно сочетаются и форма и содержание.

Исследователи попробовали изложить это стихотворение в прозе.

«Я вас любил: любовь, быть может, еще не совсем угасла в моей душе; но пусть она больше вас не тревожит, я ничем не хочу вас печалить… В прозе были переставлены слова, которые передают те же чувства. Этот эксперимент разрушил форму, и одновременно исчезло прекрасное содержание, исчезла красота произведения.

Стихи А. С. Пушкина — это гармония из стройного пятистопного ямба, симметричных строк, перекликающихся рифм и звуков, естественного, органического ритмического движения.

В поэзии не может быть формальных деталей, приемов, элементов. Изменение формы (естественного порядка слов) вносит определенный смысл, меняет содержание. Даже небольшой смысловой штрих оказывает влияние на форму.

Строка «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с момента своего рождения звучала иначе «Все тихо. На Кавказ ночная тень легла…» В черновой рукописи у поэта слова «ночная тень» зачеркнуты, а над ними записаны слова «идет ночная», и слово «легла» осталось без изменений. По мнению С. М. Бонди, слово «легла» было написано беглым почерком, и буква «е» получилась без «петельки» («легла» — «мгла»). В творческом процессе случайное нечеткое написание одного слова привело к появлению нового слова. Две фразы «ночная тень легла» или «идет ночная мгла» имеют совершено разный смысл.

Этот пример говорит о том, что воплотить содержание в форму не просто; содержание не существует до формы и рождается только в ней. Известно, что до формы существует только замысел стихотворения, который нельзя отнести даже к первоначальной стадии написания произведения.

«стих есть необходимая «форма поэтической мысли», которая «одна, прежде и больше всего другого, свидетельствует о действительности и силе таланта поэта».

Есть прекрасный русский поэт Николай Языков (1803-1846), с творчеством которого должен быть знаком каждый читатель и начинающий поэт. Золотой фонд языковской поэзии составляют зрелые стихотворения, созданные в период творческого расцвета: «Рассвет», «Ау», «Весенняя ночь», «К стихам моим», «Весна», «Морское купанье»…

Н. В. Гоголь говорил о поэте:

« Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще хвастается своею властью… Этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…»

Стихи Николая Языкова воспринимаются в процессе нарастания эмоционального поэтического «захлеба». Поэт выражает свою мысль одним дыханием…

Имя Евгения Баратынского (1800-1844) стоит рядом с самыми высокими поэтическими именами. «Открытию» поэта послужили его зрелые стихи, которые отличаются стройностью, гармонией, свежестью слога.

Каждому, кто пишет стихи, важно понять значение «Пушкинской эпохи», золотого века русской поэзии, достижения современников Пушкина.

В одном ряду с Пушкиным стоят большие поэты, у которых учился сам Пушкин: Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Вяземский, Катенин. Важно постичь смысл поэтического наследства непосредственных соратников Пушкина: Боратынского, Языкова, Дельвига, Веневитинова. Нельзя не знать поэтическое творчество Грибоедова, Кюхельбекера, Александра Одоевского и др.

Самые зрелые стихотворения поэтов Пушкинской эпохи — чистое золото русской поэзии.

Известно, что своим зарождением и становлением поэзия обязана устному народному творчеству. Пословицы, прибаутки, поговорки, дразнилки создавались в рифменном оформлении.

Пришел Богдан
Ерша бог дал…
Пришел Вавила
Повесил ерша на вилы…
Пришел Давыд
Стал ерша давить…
Пришел Лазарь
По ерша слазил…
Пришел Селиван
Воды в котел наливал…
Пришел Обросим
Ерша в котел бросил… (прибаутка из сказки о Ерше Ершовиче)

Смысл стихотворной прибаутки заключается в умении создавать рифму. «Написано пером — не вырубишь топором» (пословица), «Наш Борис — из рода крыс» (детская дразнилка)… Стихотворная ритмическая форма подтверждает значимость утверждения.

Стихотворная форма используется и в произведениях, не имеющих большой художественной ценности: лозунгах, рекламных текстах, правилах, поздравлениях…

Нужно различать стихотворчество (подбор рифмованных фраз) от подлинной поэзии (создание гениальных произведений, в которых собраны воедино сила чувств, богатство мысли, полнота восприятия мира…

Поэзия – это величайшее искусство владения словом.

Из чего слагается лирическое творчество? Это выражение чувств, глубокие размышления, владение словом, ритмом, интонацией, а главное – жизненное поведение поэта, упорный творческий труд, поэтическая судьба.

Вот что писал А. С. Пушкин о рождении поэзии:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Люди, обладающие поэтическим даром, не всегда становятся поэтами. Причин поэтической несостоятельности несколько: низкий уровень культуры, отсутствие творческого упорства, неблагоприятные условия для становления поэта…

  1. Читайте книги! Обогащайте свой лексический запас.
  2. Пишите грамотно! Не допускайте грамматических и синтаксических ошибок!
  3. Подбирайте точные рифмы! Используйте электронный словарь рифм.
  4. Пишите о своих чувствах, о своем отношении к природе, людям, родине!
  5. Не забывайте о том, что поэзия – это и слово, и дело, это поведение!

И последний совет, шуточный, в этом видеоролике:


Самодеятельные поэты пишут стихи для себя и своих друзей. Их стихи далеки от подлинной поэзии. Часто именно с самодеятельной поэзии начинается путь профессионального поэта.

Уважаемый читатель! Я буду рада, если моя статья поможет кому-то сделать первые шаги в самодеятельной поэзии. Как вы считаете, должны ли люди браться за перо, не изучив творчество великих поэтов? У вас есть возможность подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...