Крылатые выражения о мастерах своего дела. Афоризмы о мастерстве

Роберт Оппенгеймер (1904-1967)

Так назвал себя сам Роберт Оппенгеймер — американский физик, создатель атомной бомбы, когда узнал о страшных жертвах и разрушениях, причиненных американской атомной бомбой, сброшенной над Хиросимой 6 августа 1945 года. Он был совестливым человеком и в дальнейшем призывал ученых мира не создавать оружие огромной разрушительной силы. В историю науки он вошел как *отец атомной бомбы» и как открыватель черных дыр во Вселенной.

Роберта Оппенгеймера с раннего детства называли вундеркиндом: не в шутку, а всерьез. Он рано научился читать, писать и еще до поступления в школу интересовался всем: литературой, историей, науками, искусством. Его родители, евреи, выходцы из Германии, обосновались в Нью-Йорке в 1888 году. Отец был преуспевающим бизнесменом, мать — известной художницей. Они поощряли тягу сына к знаниям, а дома была прекрасная библиотека. Роберта отдали в одну из лучших школ Нью-Йорка, где сразу отметили необыкновенную одаренность мальчика. Он легко учился, выучил греческий язык, стал изучать санскрит — древнейший литературный язык Индии; интересовался математикой, медициной. В 1922 году юноша поступил в престижный вуз США — Гарвардский университет — и уже через 3 года получил диплом с отличием.

Роберта направили на стажировку в Европу к Эрнесту Резерфорду, известному английскому физику, лауреату Нобелевской премии: с ним он занимался исследованием атомных явлений. Затем совместно с Максом Борном — немецким математиком и физиком, профессором Гёттингенского университета, Роберт разработал часть квантовой теории, известной сегодня как метод Борна-Оппенгеймера.

В 25 лет Роберт вернулся в Штаты, опубликовал научную работу, стал доктором наук. Он приобрел известность в научном мире США и Европы. Несколько университетов Америки почли за честь предложить ему самые лучшие условия для преподавания и научной деятельности. Он выбрал Калифорнийский технологический в Пасадене, где преподавал в весенний семестр, и Беркли — для осенне-зимнего сезона, где он стал первым преподавателем квантовой механики. Но преподавательская работа не принесла ему удовлетворения — студенты не понимали его теорий. В этот период он познакомился с молодыми людьми коммунистических убеждений и часть своего заработка отдавал на нужды партийцев.

В 1939 году в США стало известно, что в фашистской Германии ученые расщепили атомное ядро. Оппенгеймер и другие ученые догадались, что речь может идти о получении управляемой цепной реакции, которая является ключом к созданию нового самого разрушительного вида оружия. В письме, направленном президенту США Франклину Рузвельту, знаменитый Эйнштейн, Оппенгеймер и другие ученые высказали свои опасения. Сигнал был услышан, и в США приступили к разработке собственной атомной бомбы по «Манхэттенскому проекту». Оппенгеймер стал его научным руководителем.

Атомная бомба была готова к 1945 году. Но тотчас возник вопрос: что с ней делать? Фашистская Германия лежала в руинах, Япония без Германии не представляла опасности. Новый президент США Гарри Трумэн собрал ученых для обсуждения этого вопроса.

Сбросить атомную бомбу решили на один из военных объектов Японии. Оппенгеймер согласился.

Но перед этим ее испытали в Аламогордо, штат Нью-Мексико. Взрыв произвели 16 июля 1945 года. Сила разрушения была такова, что многие ученые ужаснулись. Но военная машина уже была запущена. 6 августа того же года сбросили урановую бомбу «Малыш» на Хиросиму, а 9 августа — плутониевую «Толстяк» на Нагасаки…

Оппенгеймер был женат на коммунистке, поэтому его признали неблагонадежным, и на его дальнейшей карьере был поставлен крест, ему не давали доступа к секретной информации. Оппенгеймер чувствовал себя изгнанным из науки, много курил. В 1966 году у него резко ухудшилось здоровье, и через год он скончался в своем доме в Принстоне от рака горла.

В лаборатории Лос-Аламос работало 1500 ученых, средний их возраст — 25 лет. Общие затраты США составили 2 миллиарда долларов.

Джулиус Роберт Оппенгеймер (Julius Robert Oppenheimer). Родился 22 апреля 1904 - умер 18 февраля 1967. Американский физик-теоретик, профессор физики Калифорнийского университета в Беркли, член Национальной академии наук США (с 1941 года). Широко известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого в годы Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия, из-за этого Оппенгеймера часто называют «отцом атомной бомбы».

Aтомная бомба была впервые испытана в Нью-Мексико в июле 1945 года. Позже Оппенгеймер вспоминал, что в тот момент ему пришли в голову слова из Бхагавадгиты: "Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего... Я стал Смертью, уничтожителем Миров".

После Второй мировой войны он стал руководителем Института перспективных исследований в Принстоне. Он также стал главным советником в новообразованной Комиссии США по атомной энергии и, используя своё положение, выступал в поддержку международного контроля над ядерной энергией с целью предотвращения распространения атомного оружия и ядерной гонки. Эта антивоенная позиция вызвала гнев ряда политических деятелей во время второй волны «Красной угрозы». В итоге, после широко известного политизированного слушания в 1954 году, он был лишён допуска к секретной работе. Не имея с тех пор прямого политического влияния, он продолжал читать лекции, писать труды и работать в области физики. Десять лет спустя президент наградил учёного премией Энрико Ферми в знак политической реабилитации. Награда была вручена уже после смерти Кеннеди .

Наиболее значительные достижения Оппенгеймера в физике включают: приближение Борна - Оппенгеймера для молекулярных волновых функций, работы по теории электронов и позитронов, процесс Оппенгеймера - Филлипс в ядерном синтезе и первое предсказание квантового туннелирования.

Вместе со своими учениками он внёс важный вклад в современную теорию нейтронных звёзд и чёрных дыр, а также в решение отдельных проблем квантовой механики, квантовой теории поля и физики космических лучей.

Оппенгеймер был учителем и пропагандистом науки, отцом-основателем американской школы теоретической физики, получившей мировую известность в 30-е годы XX века.


Дж. Роберт Оппенгеймер родился в Нью-Йорке 22 апреля 1904 года в еврейской семье. Его отец, состоятельный импортёр тканей Джулиус С. Оппенгеймер (Julius Seligmann Oppenheimer, 1865-1948), иммигрировал в США из Ханау (Германия) в 1888 году. Семья матери - получившей образование в Париже художницы Эллы Фридман (Ella Friedman, ум. 1948) - также иммигрировала в США из Германии в 1840-х годах. У Роберта был младший брат, Фрэнк, который тоже стал физиком.

В 1912 году Оппенгеймеры переехали в Манхэттен, в квартиру на одиннадцатом этаже дома 155 на Риверсайд-драйв, рядом с 88-й Западной улицей. Этот район известен своими роскошными особняками и таунхаусами. Семейная коллекция картин включала оригиналы Пабло Пикассо и Жана Вюйара и, по крайней мере, три оригинала Винсента ван Гога.

Оппенгеймер некоторое время учился в подготовительной школе Алкуина, затем, в 1911 году, он поступил в Школу Общества этической культуры. Она была основана Феликсом Адлером для поощрения воспитания, пропагандируемого Движением этической культуры, чьим лозунгом было «Деяние прежде Веры» (англ. Deed before Creed). Отец Роберта был членом этого общества на протяжении многих лет, входил в совет его попечителей с 1907 по 1915 год.

Оппенгеймер был разносторонним учеником, интересовался английской и французской литературой и особенно минералогией. Он закончил программу третьего и четвёртого классов за один год и за полгода закончил восьмой класс и перешёл в девятый, в последнем же классе он увлёкся химией. Роберт поступил в Гарвардский колледж годом позже, когда ему было уже 18 лет, поскольку пережил приступ язвенного колита, когда занимался поиском минералов в Яхимове во время семейного отдыха в Европе. Для лечения он отправился в Нью-Мексико, где был очарован верховой ездой и природой юго-запада США.

В дополнение к профилирующим дисциплинам студенты должны были изучать историю, литературу и философию или математику. Оппенгеймер компенсировал свой «поздний старт», беря по шесть курсов за семестр, и был принят в студенческое почётное общество «Фи Бета Каппа». На первом курсе Оппенгеймеру было позволено проходить магистерскую программу по физике на основе независимого изучения; это означало, что он освобождался от начальных предметов и мог приниматься сразу за курсы повышенной сложности. Прослушав курс термодинамики, который читал Перси Бриджмен, Роберт серьёзно увлёкся экспериментальной физикой. Он закончил университет с отличием (лат. summa cum laude) всего через три года.

В 1924 году Оппенгеймер узнал, что его приняли в Колледж Христа в Кембридже. Он написал письмо Эрнесту Резерфорду с просьбой разрешить поработать в Кавендишской лаборатории. Бриджмен дал своему студенту рекомендацию, отметив его способности к обучению и аналитический ум, однако в заключение отметил, что Оппенгеймер не склонен к экспериментальной физике. Резерфорд не был впечатлён, тем не менее Оппенгеймер поехал в Кембридж в надежде получить другое предложение. В итоге его принял к себе Дж. Дж. Томсон при условии, что молодой человек закончит базовый лабораторный курс.

В 1926 году Оппенгеймер ушёл из Кембриджа, чтобы учиться в Гёттингенском университете под руководством Макса Борна.

Роберт Оппенгеймер защитил диссертацию на степень доктора философии в марте 1927 года, в возрасте 23 лет, под научным руководством Борна. По окончании устного экзамена, состоявшегося 11 мая, Джеймс Франк, председательствующий профессор, как сообщают, сказал: «Я рад, что это закончилось. Он едва сам не начал задавать мне вопросы».

В сентябре 1927 года Оппенгеймер подал заявку и получил от Национального научно-исследовательского совета стипендию на проведение работ в Калифорнийском технологическом институте («Калтехе»). Однако Бриджмен также хотел, чтобы Оппенгеймер работал в Гарварде, и в качестве компромисса тот разделил свой учебный 1927-28 год так, что в Гарварде он работал в 1927, а в Калтехе - в 1928 году.

Осенью 1928 года Оппенгеймер посетил Институт Пауля Эренфеста в Лейденском университете в Нидерландах, где потряс присутствовавших тем, что читал лекции на голландском, хотя имел малый опыт общения на этом языке. Там ему дали прозвище «Опье» (нидерл. Opje), которое позже его ученики переделали на английский манер в «Оппи» (англ. Oppie). После Лейдена он отправился в Швейцарскую высшую техническую школу в Цюрихе, чтобы поработать с Вольфгангом Паули над проблемами квантовой механики и, в частности, описания непрерывного спектра. Оппенгеймер глубоко уважал и любил Паули, который, возможно, оказал сильное влияние на собственный стиль учёного и его критический подход к задачам.

По возвращении в США Оппенгеймер принял приглашение занять должность адъюнкт-профессора в Калифорнийском университете в Беркли, куда его пригласил Раймонд Тайер Бирдж, который настолько хотел, чтобы Оппенгеймер трудился у него, что позволил ему параллельно работать в Калтехе. Но не успел Оппенгеймер вступить в должность, как у него была обнаружена лёгкая форма туберкулёза; из-за этого он с братом Фрэнком провёл несколько недель на ранчо в Нью-Мексико, которое он брал в аренду, а впоследствии купил. Когда он узнал, что это место доступно для аренды, он воскликнул: Hot dog! (англ. «Вот это да!», дословно «Горячая собака») - и позднее названием ранчо стало Perro Caliente, что является дословным переводом hot dog на испанский. Позднее Оппенгеймер любил говорить, что «физика и страна пустынь» были его «двумя большими страстями». Он излечился от туберкулёза и возвратился в Беркли, где преуспел как научный руководитель для целого поколения молодых физиков, которые восхищались им за интеллектуальную утончённость и широкие интересы.

Оппенгеймер тесно сотрудничал с нобелевским лауреатом физиком-экспериментатором Эрнестом Лоуренсом и его коллегами-разработчиками циклотрона, помогая им интерпретировать данные, полученные с помощью приборов Радиационной лаборатории Лоуренса.

В 1936 году Университет в Беркли предоставил учёному должность профессора с зарплатой 3300 долларов в год. Взамен его попросили прекратить преподавание в Калифорнийском технологическом. В итоге стороны сошлись на том, что Оппенгеймер освобождался от работы на 6 недель каждый год, - этого было достаточно для проведения занятий в течение одного триместра в Калтехе.

Научные исследования Оппенгеймера относятся к теоретической астрофизике, тесно связанной с общей теорией относительности и теорией атомного ядра, ядерной физике, теоретической спектроскопии, квантовой теории поля, в том числе к квантовой электродинамике. Его привлекала формальная строгость релятивистской квантовой механики, хотя он и сомневался в её правильности. В его работах были предсказаны некоторые более поздние открытия, в том числе обнаружение нейтрона, мезона и нейтронных звёзд.

В 1931 году совместно с Паулем Эренфестом он доказал теорему, согласно которой ядра, состоящие из нечётного числа частиц-фермионов, должны подчиняться статистике Ферми - Дирака, а из чётного - статистике Бозе - Эйнштейна. Это утверждение, известное как теорема Эренфеста - Оппенгеймера , позволило показать недостаточность протонно-электронной гипотезы строения атомного ядра.

Оппенгеймер внёс существенный вклад в теорию ливней космического излучения и других высокоэнергетических явлений, использовав для их описания существовавший тогда формализм квантовой электродинамики, который был разработан в пионерских работах Поля Дирака, Вернера Гейзенберга и Вольфганга Паули. Он показал, что в рамках этой теории уже во втором порядке теории возмущений наблюдаются квадратичные расходимости интегралов, соответствующих собственной энергии электрона.

В 1930 году Оппенгеймер написал статью, которая, по существу, предсказывала существование позитрона.

После открытия позитрона Оппенгеймер совместно с учениками Мильтоном Плессетом и Лео Недельским (Leo Nedelsky) провёл расчёты сечений рождения новых частиц при рассеянии энергичных гамма-квантов в поле атомного ядра. Позже он применил свои результаты, касающиеся рождения электрон-позитронных пар, к теории ливней космических лучей, которой уделял большое внимание и в последующие годы (в 1937 году вместе с Франклином Карлсоном им была разработана каскадная теория ливней).

В 1934 году Оппенгеймер вместе с Венделлом Фёрри обобщил дираковскую теорию электрона , включив в неё позитроны и получив в качестве одного из следствий эффект поляризации вакуума (аналогичные идеи высказывали одновременно и другие учёные). Впрочем, эта теория также была не свободна от расходимостей, что порождало скептическое отношение Оппенгеймера к будущему квантовой электродинамики. В 1937 году, после открытия мезонов, Оппенгеймер предположил, что новая частица тождественна предложенной за несколько лет до того Хидэки Юкавой, и вместе с учениками рассчитал некоторые её свойства.

Со своим первой аспиранткой, Мельбой Филлипс, Оппенгеймер работал над расчётом искусственной радиоактивности элементов, подвергаемых бомбардировке дейтронами. Ранее при облучении ядер атомов дейтронами Эрнест Лоуренс и Эдвин Макмиллан обнаружили, что результаты хорошо описываются вычислениями Георгия Гамова, но когда в эксперименте были задействованы более массивные ядра и частицы с более высокими энергиями, результат стал расходиться с теорией.

Оппенгеймер и Филлипс разработали новую теорию для объяснения этих результатов в 1935 году. Она получила известность как процесс Оппенгеймера - Филлипс и используется до сих пор. Суть этого процесса состоит в том, что дейтрон при столкновении с тяжёлым ядром распадается на протон и нейтрон, причём одна из этих частиц оказывается захваченной ядром, тогда как другая покидает его. К другим результатам Оппенгеймера в области ядерной физики относятся расчёты плотности энергетических уровней ядер, ядерного фотоэффекта, свойств ядерных резонансов, объяснение рождения электронных пар при облучении фтора протонами, развитие мезонной теории ядерных сил и некоторые другие.

В конце 1930-х годов Оппенгеймер, вероятно под влиянием своего друга Ричарда Толмена, заинтересовался астрофизикой, что вылилось в серию статей.

Многие полагают, что, несмотря на его таланты, уровень открытий и исследований Оппенгеймера не позволяет поставить его в ряд тех теоретиков, которые расширяли границы фундаментального знания. Разнообразие его интересов порой не позволяло ему полностью сосредоточиться на отдельной задаче. Одной из привычек Оппенгеймера, которая удивляла его коллег и друзей, была его склонность читать оригинальную иностранную литературу, в особенности поэзию.

В 1933 году он выучил санскрит и встретился с индологом Артуром Райдером в Беркли. Оппенгеймер прочитал в оригинале Бхагавадгиту. Позднее он говорил о ней как одной из книг, которая оказала на него сильное влияние и сформировала его жизненную философию.

Такие эксперты, как лауреат Нобелевской премии по физике Луис Альварес, предполагали, что если бы Оппенгеймер прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как его предсказания подтверждаются экспериментами, он мог бы получить Нобелевскую премию за свою работу о гравитационном коллапсе, связанную с теорией нейтронных звёзд и чёрных дыр. Ретроспективно некоторые физики и историки рассматривают её как наиболее существенное его достижение, хотя и не подхваченное его современниками. Когда физик и историк науки Абрахам Пайс однажды спросил Оппенгеймера, что он считает своим самым важным вкладом в науку, тот назвал труд об электронах и позитронах, но ни слова не сказал о работе по гравитационному сжатию. Оппенгеймер выдвигался на Нобелевскую премию три раза - в 1945, 1951 и 1967 годах, - но так и не был награждён ею .

9 октября 1941 года, незадолго до вступления США во Вторую мировую войну, президент Франклин Рузвельт одобрил ускоренную программу по созданию атомной бомбы. В мае 1942 года председатель Национального комитета оборонных исследований Джеймс Б. Конант, один из гарвардских учителей Оппенгеймера, предложил ему возглавить в Беркли группу, которая бы занялась расчётами в задаче о быстрых нейтронах. Роберт, обеспокоенный сложной ситуацией в Европе, с энтузиазмом взялся за эту работу.

Название его должности - «Coordinator of Rapid Rupture» («координатор быстрого разрыва») - определённо намекало на использование цепной реакции на быстрых нейтронах в атомной бомбе. Одним из первых действий Оппенгеймера на новом посту стала организация летней школы по теории бомбы в его кампусе в Беркли. Его группа, включавшая в себя как европейских физиков, так и его собственных студентов, в том числе Роберта Сербера, Эмиля Конопинского, Феликса Блоха, Ханса Бете и Эдварда Теллера, занималась изучением того, что и в каком порядке нужно сделать, чтобы получить бомбу.

Для руководства своей частью атомного проекта Армия США в июне 1942 основала «Манхэттенский инженерный округ» (Manhattan Engineer District), более известный впоследствии как Манхэттенский проект , инициировав тем самым перенос ответственности от Управления научных исследований и развития к военным. В сентябре бригадный генерал Лесли Р. Гровс-младший был назначен руководителем проекта. Гровс, в свою очередь, назначил Оппенгеймера главой лаборатории секретного оружия.

Оппенгеймер и Гровс решили, что в целях безопасности и сплочённости они нуждаются в централизованной секретной научно-исследовательской лаборатории в отдалённом районе. Поиски удобного местоположения в конце 1942 года привели Оппенгеймера в Нью-Мексико, в местность неподалёку от его ранчо.

16 ноября 1942 года Оппенгеймер, Гровс и остальные осмотрели предполагаемую площадку. Оппенгеймер боялся, что высокие утёсы, окружающие это место, заставят его людей чувствовать себя в замкнутом пространстве, в то время как инженеры видели возможность затопления. Тогда Оппенгеймер предложил место, которое он хорошо знал, - плоскую столовую гору (mesa) возле Санта-Фе, где находилось частное учебное заведение для мальчиков - Лос-Аламосская фермерская школа. Инженеры были обеспокоены отсутствием хорошей подъездной дороги и водоснабжения, но в остальном сочли эту площадку идеальной. «Лос-Аламосская национальная лаборатория» была спешно построена на месте школы. Строители заняли под неё несколько строений последней и возвели многие другие в кратчайшие сроки. Там Оппенгеймер собрал группу выдающихся физиков того времени, которую он называл «светила» (luminaries) .

Оппенгеймер управлял этими исследованиями, теоретическими и экспериментальными, - в истинном смысле этих слов. Здесь его сверхъестественная скорость схватывания основных моментов по любому вопросу была решающим фактором; он мог ознакомиться со всеми важными деталями каждой части работы.

В 1943 году усилия разработчиков были сосредоточены на плутониевой ядерной бомбе пушечного типа (англ. gun-type), названной «Худыш» (Thin Man). Первые исследования свойств плутония были проведены с использованием полученного на циклотроне плутония-239, который был чрезвычайно чистым, однако мог быть произведён только в малых количествах.

Когда в апреле 1944 года Лос-Аламос получил первый образец плутония из графитового реактора X-10, обнаружилась новая проблема: реакторный плутоний имел более высокую концентрацию изотопа 240Pu, что делало его неподходящим для бомб пушечного типа.

В июле 1944 года Оппенгеймер оставил разработку пушечных бомб, направив усилия на создание оружия имплозивного типа (англ. implosion-type). При помощи химической взрывной линзы субкритическая сфера из расщепляющегося вещества могла быть сжата до меньших размеров и, таким образом, до большей плотности. Веществу в этом случае приходилось бы проходить очень маленькое расстояние, поэтому критическая масса достигалась бы за значительно меньшее время.

В августе 1944 года Оппенгеймер полностью реорганизовал Лос-Аламосскую лабораторию, сосредоточив усилия на исследовании имплозии (взрыва, направленного внутрь). Перед отдельной группой была поставлена задача разработать бомбу простой конструкции, которая должна была работать только на уране-235; проект этой бомбы был готов в феврале 1945 года - ей дали название «Малыш» (Little Boy). После титанических усилий проектирование более сложного имплозивного заряда, получившего прозвище «Штучка Кристи» (Christy gadget), в честь Роберта Кристи, было завершено 28 февраля 1945 года на собрании в кабинете Оппенгеймера.

Результатом слаженной работы учёных в Лос-Аламосе стал первый искусственный ядерный взрыв возле Аламогордо 16 июля 1945 года , в месте, которое Оппенгеймер в середине 1944 года назвал «Тринити» (Trinity) . Позже он говорил, что это название было взято из «Священных сонетов» Джона Донна. Согласно историку Грэгу Херкену (Gregg Herken), это название может быть ссылкой на Джин Тэтлок (совершившую самоубийство за несколько месяцев до этого), которая в 30-х годах познакомила Оппенгеймера с сочинением Донна.

За работу в качестве руководителя Лос-Аламоса в 1946 году Оппенгеймер был награждён Президентской медалью «За заслуги».

После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Манхэттенский проект стал достоянием гласности, а Оппенгеймер сделался национальным представителем науки, символическим для технократической власти нового типа[. Его лицо появилось на обложках журналов Life и Time. Ядерная физика стала мощной силой, так как правительства всех стран мира начали понимать стратегическое и политическое могущество, которое приходит вместе с ядерным оружием и его ужасными последствиями. Как и многие учёные его времени, Оппенгеймер понимал, что безопасность в отношении ядерного оружия может обеспечивать лишь международная организация, такая, как только что образованная Организация Объединённых Наций, которая могла бы ввести программу по сдерживанию гонки вооружений.

В ноябре 1945 года Оппенгеймер оставил Лос-Аламос, чтобы вернуться в Калтех, но скоро обнаружил, что преподавание не привлекает его так, как раньше.

В 1947 году он принял предложение Льюиса Страуса возглавить Институт перспективных исследований в Принстоне в штате Нью-Джерси.

Как член Совета консультантов при комиссии, утверждённой президентом Гарри Трумэном, Оппенгеймер оказал сильное влияние на доклад Ачесона - Лилиенталя. В этом отчёте комитет рекомендовал создание международного «Агентства по развитию атомной отрасли», которое бы владело всеми ядерными материалами и средствами их производства, в том числе шахтами и лабораториями, а также атомными электростанциями, на которых ядерные материалы использовались бы для производства энергии в мирных целях. Ответственным за перевод этого отчёта в форму предложения для Совета ООН был назначен Бернард Барух, который завершил его разработку в 1946 году. В плане Баруха вводился ряд дополнительных положений, касающихся правоприменения, в частности необходимость инспекции урановых ресурсов Советского Союза. План Баруха был воспринят как попытка США получить монополию на ядерные технологии и был отвергнут Советами. После этого Оппенгеймеру стало ясно, что из-за взаимных подозрений США и Советского Союза гонки вооружений не избежать.

После учреждения в 1947 году Комиссии по атомной энергии (Atomic Energy Commission, AEC) как гражданского агентства по вопросам ядерных исследований и ядерного оружия, Оппенгеймер был назначен председателем её Генерального совещательного комитета (General Advisory Committee, GAC).

Федеральное бюро расследований (тогда под руководством Джона Эдгара Гувера) следило за Оппенгеймером ещё до войны, когда он, будучи профессором в Беркли, выказывал симпатии к коммунистам, а также был близко знаком с членами Коммунистической партии, среди которых были его жена и брат. Он был под пристальным наблюдением с начала 1940-х годов: в его доме были расставлены жучки, телефонные разговоры записывались, а почта просматривалась. Свидетельствами о его связях с коммунистами охотно пользовались политические враги Оппенгеймера, и среди них - Льюис Страус, член Комиссии по атомной энергии, который давно испытывал по отношению к Оппенгеймеру чувство обиды - как из-за выступления Роберта против водородной бомбы, идею которой отстаивал Страус, так и за унижение Льюиса перед Конгрессом несколькими годами ранее; в связи с сопротивлением Страуса экспорту радиоактивных изотопов Оппенгеймер незабываемо классифицировал их как «менее важные, чем электронные устройства, но более важные, чем, скажем, витамины».

7 июня 1949 года Оппенгеймер дал показания перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, где он признал, что имел связи с Коммунистической партией в 1930-х годах. Он свидетельствовал, что некоторые из его студентов, в том числе Дэвид Бом, Джованни Росси Ломаниц, Филип Моррисон, Бернард Питерс (Bernard Peters) и Джозеф Вейнберг (Joseph Weinberg), были коммунистами в тот период, когда работали с ним в Беркли. Фрэнк Оппенгеймер и его жена Джеки также заявили перед Комиссией, что они были членами Коммунистической партии. Фрэнк был впоследствии уволен со своей должности в Университете Мичигана. Физик по образованию, он долгие годы не находил работы по специальности и стал фермером на скотоводческом ранчо в Колорадо. Позже он начал преподавать физику в старшей школе и основал «Эксплораториум» в Сан-Франциско.

В 1950 году Пол Крауч (Paul Crouch), вербовщик Коммунистической партии в округе Аламида с апреля 1941 и до начала 1942 года, стал первым человеком, обвинившим Оппенгеймера в связях с этой партией. Он показал перед комитетом при Конгрессе, что Оппенгеймер устроил собрание членов Партии в своём доме в Беркли. В тот момент дело получило широкую огласку. Однако Оппенгеймер смог доказать, что он был в Нью-Мексико, когда происходило собрание, а Крауч со временем был признан ненадёжным осведомителем. В ноябре 1953 года Дж. Эдгар Гувер получил письмо касательно Оппенгеймера, написанное Уильямом Лискумом Борденом (William Liscum Borden), бывшим исполнительным директором Объединённого комитета по атомной энергии при Конгрессе (Congress" Joint Atomic Energy Committee). В письме Борден выражал своё мнение, «основанное на нескольких годах исследования, согласно имеющимся секретным сведениям, что Дж. Роберт Оппенгеймер - с определенной долей вероятности - является агентом Советского Союза».

Бывший коллега Оппенгеймера, физик Эдвард Теллер, свидетельствовал против Оппенгеймера на слушаниях по его допуску к секретной работе в 1954 году.

Страус вместе с сенатором Брайеном Макмэхоном, автором «Закона об атомной энергии» 1946 года, заставили Эйзенхауэра возобновить слушания по делу Оппенгеймера. 21 декабря 1953 года Льюис Страус сообщил Оппенгеймеру, что слушание по допуску приостановлено в ожидании решения по ряду обвинений, перечисленных в письме Кеннета Д. Николса, генерального управляющего Комиссии по атомной энергии, и предложил учёному подать в отставку. Оппенгеймер не стал этого делать и настоял на проведении слушания.

На слушании, проводившемся в апреле - мае 1954 года, носившем изначально закрытый характер и не получившем огласки, особое внимание было уделено прежним связям Оппенгеймера с коммунистами и его сотрудничеству во время Манхэттенского проекта с неблагонадёжными или состоявшими в Коммунистической партии учёными. Одним из ключевых моментов на этом слушании стали ранние свидетельские показания Оппенгеймера о разговорах Джорджа Элтентона с несколькими учёными в Лос-Аламосе - истории, которую Оппенгеймер, как он сам признался, выдумал, чтобы защитить своего друга Хаакона Шевалье. Оппенгеймер не знал, что обе версии были записаны во время его допросов десять лет назад, и для него стало неожиданностью, когда свидетель предоставил эти записи, с которыми Оппенгеймеру не дали предварительно ознакомиться. В действительности Оппенгеймер никогда не говорил Шевалье, что это он назвал его имя, и эти показания стоили Шевалье его работы. И Шевалье, и Элтентон подтвердили, что они говорили о возможности передать информацию Советам: Элтентон признал, что сказал об этом Шевалье, а Шевалье - что упомянул об этом Оппенгеймеру; но оба не видели ничего крамольного в досужих разговорах, напрочь отвергая возможность того, что передача подобной информации в качестве разведывательных данных могла быть осуществлена или даже планироваться на будущее. Ни один из них не был обвинён в каком-либо преступлении.

Эдвард Теллер дал показания по делу Оппенгеймера 28 апреля 1954 года. Теллер заявил, что не ставит под сомнение лояльность Оппенгеймера Соединённым Штатам, но «знает его как человека с чрезвычайно активным и усложнённым мышлением». На вопрос, представляет ли Оппенгеймер угрозу национальной безопасности, Теллер дал такой ответ: "В большом числе случаев мне было чрезмерно трудно понять действия доктора Оппенгеймера. Я полностью расходился с ним по многим вопросам, и его действия казались мне путанными и усложненными. В этом смысле мне бы хотелось видеть жизненные интересы нашей страны в руках человека, которого я понимаю лучше и поэтому доверяю больше. В этом очень ограниченном смысле я хотел бы выразить чувство, что я лично ощущал бы себя более защищенным, если бы общественные интересы находились в иных руках".

Такая позиция вызвала возмущение американского научного сообщества, и Теллера, по сути, подвергли пожизненному бойкоту.

Гровс также дал показания против Оппенгеймера, однако его свидетельства изобилуют предположениями и противоречиями.

Во время разбирательства Оппенгеймер охотно давал показания о «левом» поведении многих его коллег-учёных. По мнению Ричарда Поленберга, если бы допуск Оппенгеймера не был аннулирован, он мог бы войти в историю как один из тех, кто «называл имена», чтобы спасти свою репутацию. Но так как это произошло, он был воспринят большей частью учёного сообщества как «мученик» «маккартизма», эклектичный либерал, который несправедливо подвергался нападкам врагов-милитаристов, символ того, что научное творчество переходит от университетов к военным. Вернер фон Браун выразил своё мнение по поводу процесса над учёным в саркастическом замечании комитету при Конгрессе: «В Англии Оппенгеймера бы посвятили в рыцари».

П. А. Судоплатов в своей книге отмечает, что Оппенгеймер, как и другие учёные, не был завербован, а являлся «источником, связанным с проверенной агентурой, доверенными лицами и оперативными работниками». На семинаре в Институте им. Вудро Вильсона (Woodrow Wilson Institute) 20 мая 2009 года Джон Эрл Хайнс, Харви Клер и Александр Васильев, основываясь на всестороннем анализе заметок последнего, основанных на материалах из архива КГБ, подтвердили, что Оппенгеймер никогда не занимался шпионажем в пользу Советского Союза. Спецслужбы СССР периодически пытались завербовать его, но не добились успеха - Оппенгеймер не предавал Соединённые Штаты. Более того, он уволил из Манхэттенского проекта нескольких людей, симпатизировавших Советскому Союзу.

Начиная с 1954 года Оппенгеймер проводил несколько месяцев в году на острове Сент-Джон, одном из Виргинских островов. В 1957 году он купил участок земли площадью 2 акра (0,81 га) на Гибни Бич, где построил спартанский дом на берегу. Оппенгеймер проводил много времени, плавая на яхте со своей дочерью Тони и женой Китти.

Всё больше беспокоясь о потенциальной опасности научных открытий для человечества, Оппенгеймер присоединился к Альберту Эйнштейну, Бертрану Расселу, Джозефу Ротблату и другим выдающимся учёным и преподавателям, чтобы в 1960 году основать Всемирную академию искусств и науки. После его публичного унижения Оппенгеймер не подписывал крупных открытых протестов против ядерного оружия в 1950-е годы, в том числе Манифест Рассела - Эйнштейна 1955 года. Он не приехал на первую Пагуошскую конференцию за мир и научное сотрудничество в 1957 году, хотя и был приглашён.

Оппенгеймер был заядлым курильщиком ещё с юности. В конце 1965 года у него обнаружили рак гортани и, после безрезультатной операции, в конце 1966 года он подвергся радио- и химиотерапии. Лечение не дало эффекта. 15 февраля 1967 года Оппенгеймер впал в кому и 18 февраля умер в своём доме в Принстоне (Нью-Джерси) в возрасте 62 лет.

Поминальная служба прошла в Александровском Холле (Alexander Hall) Принстонского университета неделю спустя, на неё пришли 600 его ближайших коллег и друзей: учёных, политиков и военных - в том числе Бете, Гровс, Кеннан, Лилиенталь, Раби, Смит и Вигнер. Также присутствовали Фрэнк и остальные его родственники, историк Артур Мейер Шлезингер-младший, писатель Джон О’Хара и руководитель Нью-Йоркского балета Джордж Баланчин. Бете, Кеннан и Смит произнесли короткие речи, в которых отдавали дань достижениям умершего.

Оппенгеймер был кремирован, его прах помещён в урну. Китти отвезла её на остров Сент-Джон и сбросила с борта катера в море в пределах видимости их домика.

После смерти Китти Оппенгеймер, скончавшейся в октябре 1972 года от кишечной инфекции, осложнённой лёгочной эмболией, ранчо Оппенгеймера в Нью-Мексико унаследовал их сын Питер, а собственность на острове Сент-Джон перешла к их дочери Тони. Тони было отказано в допуске к секретной работе, который требовался для избранной ею профессии переводчика в ООН, после того как ФБР подняло старые обвинения против её отца.

В январе 1977 года, через три месяца после расторжения её второго брака, она совершила самоубийство, повесившись в доме на побережье; свою собственность она завещала «населению острова Сент-Джон в качестве общественного парка и зоны отдыха». Дом, первоначально построенный слишком близко к морю, был разрушен ураганом; в настоящее время правительство Виргинских островов содержит на этом месте Общественный центр (Community Center).

Будь решительной, - говорил он. - Ты должна знать, куда хочешь попасть, прежде чем достигнуть цели.

«Ли Бардуго»

В жизни все достижимо. Поставил цель - Добейся! И точка.

В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней - бесконечным.

Вдохновение позволяет человеку сделать максимум того, что ему отпущено природой.

«Михаил Анчаров»

Вдохновение приходит только во время работы.

«Габриэль Г. Маркес»

Вот Вилли. Он бежит ради самого бега. А вот Джим. Он бежит потому, что впереди есть цель.

«Рэй Брэдбери»

Действительно, без цели ничто не является большим, ничто не имеет цену. Величие заключается ни в этом мире, а скорее в цели вашей жизни.


Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.

«Абай Кунанбаев»

Если бы люди знали, каких трудов стоило мне мое мастерство, оно совсем не показалось бы им чудом.

«Микеланджело»

Если вас кто-то оскорбил, не обращайте сразу внимания на этих людей. Просто идите прямо к своей цели и добейтесь её - это будет лучший ответ.

«Эшли Бенсон»

Если вы делаете только то, что, как вы знаете, можете делать, вы никогда не сделаете очень многое.

«Том Краузе»

Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще - сильнейшим ударом сплеча.

Если надеялись, что цель оправдает средства, то, в случае неудачи, несостоявшиеся надежды обходят молчанием.

«Евгений Витальевич Антонюк»

Если проблема стала на моем пути как гора посреди дороги, то я ищу обходы, другие дороги или вообще меняю маршрут. Главное - это цель, а к цели ведут множество путей.

Если сейчас у тебя нет ничего из того, о чём ты мечтал - пора поставить себе цели и добиваться их.

Если ты зашёл так далеко, может ты зайдёшь ещё дальше?

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

«Фёдор Михайлович Достоевский»

Если ты чего-то очень хочешь, не нужно останавливаться ни ради чего-то, ни ради кого-то, пока ты это не получишь.

И помните: когда ваши крылья ослабнут, вера иссякнет и дальше лететь вы уже не сможете, вы на полпути к цели!

И в этом едва заметном интервале вскоре сможет найти себе место лишь великий гений.

«Станислав Ежи Лец»

Иной раз слепота помогает сосредоточиться на цели.

«Станислав Ежи Лец»

Каждая цель должна быть прописана. Это половины победы.

Надеюсь, ты бежал к заветной цели, а не просто от незавидного прошлого.

Настоящая цель - это не то, что не дает уснуть ночью, а то, что заставляет встать рано утром с постели.

Не слушай никого, кто скажет, будто ты чего-то не можешь. Даже меня. Понял? Если есть мечта - оберегай её. Люди, которые чего-то не могут, будут уверять, что и у тебя тоже не выйдет. Поставил цель - добейся! И точка.

«Габриэль Муччино»

Нельзя сделать одного громадного шага, который тут же обеспечит Вам достижение нужной цели. Ибо любая нужная цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

«Питер Кохэн»

Никто и никогда не добьется всего того, к чему стремится. А если добьется, значит, планка была поставлена слишком низко.

«Кшиштоф Занусси»

Отсутствие цели не побуждает ничего делать, но если цель незначительна, то ничего действительно важного и весомого не сделаешь.

«Д. Дидро»

Подлинная добродетель - это рассудительность. То, что падает, должно было упасть, то, что преуспевает, должно было преуспеть. У провидения есть свои цели: оно награждает достойного.

«Виктор Гюго»

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.

«Блез Паскаль»

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.

Решите, чего вы хотите получить от жизни, и идите к своей цели. Да, сперва будет очень тяжело, но в последствии вы получите вознаграждение.

Сегодня - термин победителей. Завтра - слово неудачников.

«Роберт Кийосаки»

Сейчас он думает лишь об одном - стать королем: для этой цели он готов жертвовать всем, чем обладает, а уж подавно тем, чем не обладает.

«Александр Дюма»

Сильные ставят себе мечту - целью, а слабые делают цель - мечтой.

Стремись к цели, но живи сегодняшним днем.

«Эеро Воутилайнен»

Существование такого большого количества ненужных людей обусловлено тем, что они распыляются на уйму вещей и дел.

«Натаниэль Эммонс»

Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды. - Вольтер

Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. - Конфуций *


Лучший путь к успеху - это влюбиться в то, что ты делаешь. - Джеки Чан

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных. - Дейл Карнеги

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
- Гиппократ


Если нет своей цели в жизни, то приходится работать на того, у кого она есть!
- Роберт Энтони

В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, – так уж он устроен. - Экзюпери


Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать…
- Иван Бунин

Погружение в работу самый лучший способ победить болезнь.

Работа над собой - самая тяжелая работа, поэтому ей занимаются немногие.

Жизнь без труда - самая несчастная жизнь. А когда есть труд - всякая жизнь уже больше чем наполовину - счастливая.
«Две жизни» - роман К. Е. Антаровой

Настоящее хобби нашего поколения – это нытьё и тупая болтовня ни о чём. Неудачные отношения, проблемы с учёбой, начальник-мудак… Это всё полная фигня. Есть только один мудак – это ты. И ты сильно удивишься, если узнаешь, как много можно изменить, просто оторвав жопу от дивана.
- Джордж Карлин

Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабли...
- А. де Сент-Экзюпери

Когда вы занимаетесь искусством - не важно, хорошо получается или плохо, - душа ваша растет.
- Курт Воннегут

Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
- Вильям Шекспир (1564 - 23.01.1616) - английский драматург, поэт и актёр

Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно.
- Гиппократ

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.
- Франсуа де Ларошфуко

Если яйцо разбивается силой извне, жизнь прекращается. Если яйцо разбивается силой изнутри, жизнь начинается. Все великое всегда начинается изнутри.

Я говорю себе: я должен расти и учиться дальше. Это единственное противоядие от старости.
- Керк Дуглас, американский актер

"Работа в офисе убивает движение мысли.. расслабляет потенциал и ослабляет энергетическую силу..."

Жизнь - это рост. Перестав расти, в техническом или духовном смысле, мы становимся ничем не лучше мертвых.
- Морихей Уэсиба

Если увлечённо заниматься любимым делом, можно пропустить даже апокалипсис.
- Макс Фрай

В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, – так уж он устроен.
- Экзюпери

Можно во всем винить других и отчаиваться, а можно каждый день вставать пораньше и упорно добиваться успеха.
- Люк Дейли

Лучше идти к цели со скоростью черепахи, чем со скоростью света придумывать оправдания, почему ты стоишь на месте.
-Бодо Шефер

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
- Леонардо да Винчи

Работа на хозяина или крупную компанию никогда не станет решением денежных проблем.
- Роберт Кийосаки

Если вы на своем месте, занимаетесь тем, чем хотите заниматься, к чему лежит ваша душа, то это занятие никогда не будет вас опустошать и утомлять, а напротив, наполнять энергией, стимулировать.

Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите, - вы обречены прожить жизнь, полную смысла.
- Герберт Келлехер


- Джеки Чан

Лучше создавать работу, а не искать её.

Когда мне не хватало денег - я садился думать, а не бежал зарабатывать. Идея - самый дорогой товар на свете.
- Стив Джобс

Самая чистая вода - не та, что задерживается в большой стоячей луже, а та, что течет по камням, преодолевает препятствия, низвергается водопадами - именно она в конечном итоге становится питьевой. Это вода, очистившаяся в процессе падения, тысячи и тысячи раз бившаяся о камни, вода, которая в страданиях пела и ткала белую пену надежды, при каждой встрече с препятствиями на своем пути рождая радугу.
- Хорхе Анхель Ливрага

Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, - начните делать то, что никогда не делали.
- Ричард Бах

Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
- Конфуций

Не бойтесь делать то, что не умеете. Помните, ковчег построил любитель, - профессионалы построили Титаник.
- Дэйв Берри

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.
- Дейл Карнеги

Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят, и тот, кто делает не больше того, что ему говорят.
- Эндрю Карнеги, американский предприниматель, крупный сталепромышленник, филантроп, мультимиллионер.

Если вы считаете, что можете, вы – можете. Но если вы думаете, что не можете, значит вы и не сможете. - Мэри Кей Эш, основательница компании Mary Kay Cosmetics, одна из самых успешных бизнес-леди XX века.

Если вы хотите преуспеть ваше сердце должно быть в вашем бизнесе, а ваш бизнес должен быть в вашем сердце.
- Томас Дж. Уотсон, бывший президент IBM.

Ваши самые неудачные клиенты - это ваш самый богатый источник знаний.
- Билл Гейтс, соучредитель корпорации Microsoft.

Кто работает целый день, тому некогда зарабатывать деньги.
- Джон Дэвисон Рокфеллер

Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам. - Стив Джобс, основатель и главный исполнительный директор корпорации Apple.

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
- Гиппократ

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
- A.Шопенгауэр

Лучший путь к успеху - это влюбиться в то, что ты делаешь.
- Джеки Чан

Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды.
- Вольтер

Есть только один способ проделать большую работу - полюбить ее. Если вы к этому не пришли, подождите. Не бросайтесь за дело. Как и со всем другим, подсказать интересное дело вам поможет собственное сердце.
- Стив Джобс

Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не станавливайтесь.
- Стив Джобс

Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что по-вашему является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете.
- Стив Джобс

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя другой жизнью. Не попадайтесь на крючок вероучения, которое существует на мышлении других людей. Не позволяйте взглядам других заглушать свой собственный внутренний голос. И очень важно иметь мужество следовать своему сердцу и интуиции. Они так или иначе уже знают, что вы действительно хотите сделать. Все остальное - второстепенно. Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем мы здесь?
- Стив Джобс

Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
- С.Джобс

Мозг изнашивается тогда, когда его не используют.
- Бернар Вербер.

Если призвание человека состоит в том, чтобы быть дворником, он должен подметать улицы так же вдохновенно, как Микеланджело расписывал своды или Бетховен сочинял музыку. Он должен подметать улицу так, чтобы все духи Неба и Земли благоговейно говорили: «Вот живет великий дворник, выполняющий свою работу безупречно».
- Мартин Лютер Кинг

Кто не идет вперед; тот идет назад: стоячего положения нет.
- В. Г. Белинский

Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери.
- Антуан де Сент-Экзюпери

«Знайте: если, прожив день, Вы не сделали ни одного доброго дела или за день не узнали ничего нового - день прожит напрасно.»

"Лень и жалость к себе, самые верные спутники в старость! С их помощью останется только пару активных действий: слегка смотреть и немного жевать. Старость усадит в мягкое кресло, заботливо укутает мягким пледом и несомненно проводит в могилку."

"Труд есть лучшее лекарство. Труд это единственная основа жизни. Трудом выковывается несломимое упорство в характере человека. Самые занятые люди наиболее долговечны. Труд, постоянное делание, творение - есть лучшее тоническое лекарство. Здравая радость труда будет источником долгой плодотворной жизни. Именно ежедневный труд есть накопление огненного сокровища. ...Каждая работа рождает энергию, которая в сущности своей подобна космической энергии. ...Нужно любить свой труд, чтобы найти в нем отдых и оправдание. Любовь к труду дает радость, а также силу улучшить качество его. Полюбить труд можно лишь познав его. Любовь к труду - это лучший способ для роста и накопления огненной энергии. Труд может сопровождаться и радостью, и мыслью вдохновенною. Труд радостный является в несколько раз более успешным."
- С. В. Стульгинский «Основы научного, философского и религиозного миросозерцания ключ к пониманию новой эпохи»

Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности - субстанция общественной жизни.
- В. Г. Белинский

Для меня жить - значит работать.
- И. К. Айвазовский

Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом.
- Л. Альберти

У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии.
- Д Леопарди

Смысл жизни нашей - непрерывное движение.
- Якуб Колас

Тот, кто не может располагать 2/3 дня лично для себя, должен быть назван рабом.
- Фридрих Ницше

Трудитесь! Мир не будет раем Для тех, кто хочет жить лентяем.
- Сакс Ганс

Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека - одно и то же.
- Вольтер

"Для того, чтобы быть здоровым, нужны: холод, голод и движение!
А вся цивилизация стремится к теплу, сытости и покою.
Люди все делают для того, чтобы умереть"...
- Порфирий Иванов

Ноги становятся сильнее, когда ты идёшь!

Во благо других текут реки, во благо других плодоносят деревья, во благо других живут благородные люди.
- Индийская мудрость

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
- Лев Толстой

У кого много работы, тому и день короток.

Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби.

Я умоляю всех людей становись и занимай своё место в природе, оно никем не занято и не покупается, а только своими делами и трудом.
- П.Иванов

Человек устроен так, что когда что-то зажигает его душу, всё становится возможным.
- Лафонтен

Человек ценен, когда его слова совпадают с его действиями.
- Фридрих Ницше

Желания недостаточно, необходимо действие...
- Брюс Ли

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
- Бернард Шоу

Если пред тобою великая цель, а возможности твои ограничены, - все равно действуй; ибо только через действие могут возрасти твои возможности.
- Шри Ауробиндо

Пытаться добиться успеха, ничего не делая - то же самое, что пытаться собрать урожай там, где вы ничего не сеяли.
- Девид Блай

Если нет своей цели в жизни, то приходится работать на того, у кого она есть!
- Роберт Энтони

Для того, чтобы быть здоровым, нужны холод, голод и движение! А вся цивилизация стремится к теплу, сытости и покою. Люди всё делают для того, чтобы умереть.
- Порфирий Иванов

Не насилуй душу не своей профессией. Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни - это не дело, а жизнь.
- Харуки Мураками

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
- Конфуций

Я, скорее, потерплю поражение в том, что мне нравится, чем буду успешен в том, что ненавижу.
- Джордж Бернс

Главные беды людского рода от того, что из тысячи человек девятьсот девяносто девять доживают до смерти, так себя и не поняв, прозанимавшись всю жизнь не своим делом.
- Борис Акунин

Люди, которые преуспевают в этом мире, не ленятся и ищут нужные им обстоятельства. А если не находят, то создают их.
- Бернард Шоу

Глубоко внутри человека дремлют силы – мощь, которая способна потрясти его воображение, об обладании которой он никогда не мог и мечтать, такие силы, которые могут полностью преобразовать всю его жизнь, если их организовать и впрячь в работу.
- Оризон Свит Марден

Каждый имеет достаточно сил, чтобы достойно прожить жизнь. А все эти разговоры о том, какое сейчас трудное время, это хитроумный способ оправдать своё бездействие, лень и разные унылости. Работать надо, а там, глядишь, и времена изменятся.
- Лев Давидович Ландау

Делай сегодня то, что другие не хотят, завтра будешь жить так, как другие не могут.

Успех - это способность терпеть неудачу снова и снова без потери энтузиазма.
- Уинстон Черчиль

Вам никогда не сочинить хорошей книги, не написав прежде несколько плохих.
- Бернард Шоу

Нельзя отказаться от мечты, не попробовав осуществить её.
- Жаклин Сьюзан

Самая большая награда за тяжелый труд - это не то, что человек за него получает, а то, кем он становится в процессе этой работы.
- Джон Раскин

Три правила достижения успеха: знать больше, чем остальные; работать больше, чем остальные; ожидать меньше, чем остальные.
- Уильям Шекспир

Праздность есть мать скуки и многих пороков.
- Екатерина Великая

Только в творчестве есть радость - всё остальное прах и суета
- Анатолий Фёдорович Кони

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Особенно в России, где зарплата как школьных учителей, так и преподавателей вузов оставляет желать лучшего. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.

Учитель каждый день повторяет волшебные вещи

У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные - случается и такое - знания. Цитаты про учителей дают представление о трудностях профессии, образе идеального воспитателя, ошибках образования.

Фразы великих людей могут помочь скорректировать цели молодых людей, только мечтающих связать свою судьбу со сферой образования. Мудрые и шуточные высказывания помогут будущим учителям правильно общаться с детьми, верно расставлять приоритеты.


Начальная школа - период знакомства с профессией учителя

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (Василий Осипович Ключевский)

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие - что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич Гоголь)


Даже профессора когда-то были наивными учениками

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Владимир Иванович Даль)

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. (Валентин Григорьевич Распутин)

Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький)


Подросшие мамы и папы - прошлые ученики

Цитаты иностранных писателей, поэтов

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)

Знания - как и небеса - принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание - искусство отдавать. (Абрахам Джошуа Гешель)

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты. (Ричард Бах)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. (Ричард Олдингтон)


Какой путь выберешь ты?

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (Мишель де Монтень)

Обучать - значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. (Джордж Бернард Шоу)

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)


Внутренний свет - пример продуктивного обучения

Мнение знаменитых женщин о педагогах и учении

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. (немецкая революционерка Роза Люксембург)

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (английская поэтесса и романистка Шарлотта Бронте)

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел. (греческая певица Мария Каллас)

Образование - это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя. (Вирджиния Хадсон)

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. (Мария Монтессори - итальянский педагог, врач, философ и учёный)


Какие семена будут посеяны учителем, такие и пожнё ученик

Высказывания древних мыслителей

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. (Аристотель)

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. (французский философ XIII в. Боэций Дакийский)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон Старший)

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин Блаженный)


Фраза, произнесённая учителем в гневе, надолго откладывается в памяти ученика

Фразы государственных деятелей

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. (Анатолий Васильевич Луначарский)

Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей. (Рухолла Мусави Хомейни)

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. (Михаил Иванович Калинин)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)


Уинстон Черчилль был учителем самому себе, так как регулярно занимался самообразованием

Что говорили о своей профессии сами педагоги

Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)

Учитель - человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. (Александр Рыжиков - учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)

Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо. (Хорас Манн)

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Фёдор Иванович Янкович де Мариево)

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. (Артур Шнабель)


Светлый мир познаний открыт для каждого

Будни людей педагогических профессий состоят не только из контрольных, сочинений, экзаменов, вразумления нерадивых учеников и поощрения гениев. Без юмора очень сложно справиться с огромной нагрузкой и детскими проблемами. В школьной жизни немало забавных моментов, которые метко подмечены в афоризмах. Не миновал педагогику и сарказм остроумных людей.

Ироничные, юмористические, саркастичные афоризмы

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. (Владислав Катажиньский)

У того, кто учит себя сам, учитель - дурак. (Английская поговорка)

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)

По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. (Александр Ботвинников)


Ох уж этот извечный спор!

Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский)

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...