Как проявляется конфликт между чувствами и разумом. Что такое конфликт? Что такое внутренняя борьба

Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум - это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.

Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.

Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.

Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.

Сочинение ЕГЭ

Чувства наполняют нашу жизнь переживаниями, эмоциями, делают её ярче, а разум охлаждает их, чтобы человек не руководствовался в своей жизни одними чувствами. Находясь в равновесии, эти две противоположные силы обеспечивают гармоничное состояние души. Но нередко так происходит, что возникает конфликт между чувствами и разумом. Это происходит чаще всего тогда, когда в душе чело­века возникает любовь. Именно такой конфликт описан И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Главный герой этого произведения Евгений Базаров был убеждённым нигили­стом. Он отрицал романтическое чувство любви, называл её «белибердой, непрости­тельной дурью». Герой не верил в любовь, отрицал её существование, утверждал, что это всё «романтизм» или «вздор», что есть только физиология или «потребность организма». « И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Но вот на жизненном пути Базарова встречается Анна Сергеевна Одинцова, кото­рая полностью меняет отношение героя к чувствам, в нём происходят сильные пере­мены. Евгений Базаров даже предполагать не мог, что окажется способен на глу­бокую и сильную любовь. И.С. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой, с возникшим чувством он не может справиться: «он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось». Любовь и романтизм, на которыми так едко смеялся Базаров, захватывают героя целиком, колеблют его нигилистические убеждения, казавшиеся столь нерушимыми в начале романа. Он даже оказывается способен ощутить красоту летней ночи, её свежесть, таинственность во время сви­дания с Одинцовой.

Но Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Для неё был дороже её уклад жизни и комфорт. Она во всех своих действиях руководствуется лишь разумом, пол­ностью подчиняя ему свои чувства, предварительно просчитывает все свои действия, выбирая лишь те, которые могут причинить минимум душевных волнений. Она вы­брала спокойный путь, не приносящий радости, но и не заставляющий страдать. За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывает­ся её душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм.

Из-за любви к Одинцовой возник в душе Евгения Базарова конфликт между раз­умом и чувством. Чтобы отвлечься, Евгений уезжает к родителям, начинает помо­гать отцу в его медицинской практике, но, случайно поранив палец при вскрытии больного тифом, заболевает и умирает. Базаров оставляет в мире любовь, а не не­нависть или нигилизм. Произошедший в его душе конфликт неожиданно приводит его к «вечному примирению» с «жизнью бесконечной».

И в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» описан конфликт между разумом и чувством, возникший из-за любви Анны Карениной к Вронскому, закончившийся гибелью героини. Она, как и Евгений Базаров, не в силах была противостоять своему сильному чувству. Но, если Одинцова не захотела позволить себе ответить на чувства Евгения Онегина, то любовь Карениной была взаимной, однако это не привело её к счастью.

Не стала противиться своим чувствам и героиня Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая влюбилась в богатого дворянина Эраста. Она откликнулась на его чувства, не думая ни о чём. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина вскоре охладе­ли. Он уехал в военный поход, где проиграл все своё состояние, вследствие чего был вынужден жениться на богатой вдове. Лиза не выдержала измены Эраста. Для девушки поступок любимого человека был таким сильным ударом, она не в силах была справиться со своей душевной болью и бросилась в пруд, чтобы уйти из жиз­ни. Пылкие чувства привели Лизу к гибели и принесли горе матери.

Видимо, когда в конфликте с разумом побеждают чувства, это не приносит сча­стье человеку.

Противостояние, возникающее между разумом и чувствами, всегда порождает дисгармонию в человеке. Ведь победу всегда одерживает либо рациональное, либо чувственное начало. Это начало полностью порабощает человека.

Хотя, стоит вспомнить многих героев в русской литературе, и станет ясно, что в них побеждали чувства. Персонажи, несмотря на душевные травмы и терзания, склоняются к проявлению чувства.

Разумное начало в герое произведения, если и превозобладает, то остается стабильным и негибким. Это выбивает персонажа из общей плеяды героев. Можно вспомнить Чацкого. Читателю ясно, что он любит Софью, но разум этого героя настолько превозобладает над чувствами, что приводит к нежелательным последствиям. Чацкий стал врагом в окружении Павла Афанасьевича, отца возлюбленной. А вот героев, у которых можно увидеть полную доминанту разума, в литературе мы не найдем.

Героев с ярким выражением чувственной стороны гораздо больше, их истории более яркие и душераздирающие. Ярчайшим примером выступает Анна каренина из известного романа Л. Н. Толстого. Судьба ее трагична, трагедия эта

связана с бушевавшими в ее сердце чувствами. У нее был выбор – остаться верной нелюбимому мужу или открыть свое сердце безумной любви. Она отринула разум и выбрала второе. Но разумное начало постоянно заставляло ее испытывать муки совести. Она потеряла жизненный ориентир, что затмило ее рассудок. Это привело к трагической развязке – главная героиня бросилась под поезд, чтобы избежать позора.

Такой диссонанс между чувственным и разумным началом может случиться в любое время. При выборе супруга, дела жизни или даже увлечения для свободного времени. Такой конфликт всегда подразумевает выбор.

Чувства – это нечто манящее, воодушевляющее. Их мы всегда подсознательно жаждем, верим в их великую силу и хотим испытать на себе. Разум же представляет собой стабильность и уверенность. Каждый выбирает свое и никто не даст ответ на вопрос, какой выбор будет верным. Идти проторенным путем, зная и просчитывая все шаги наперед, или следовать за мечтой, не зная к чему это приведет… Никто за нас не сделает этот выбор.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Жизнь часто заставляет человека делать сложный, но необходимый выбор между чувствами и разумом. Каждый час и день своего существования человеку приходится решать, что для него...
  2. Чувства и разум всегда противоборствовали друг с другом. Тема этого противостояния популярна как в классической, так и в современной литературе. И неспроста: победа одного над...
  3. Часто люди, когда испытывают сильные чувства, буквально теряют голову. Их разум отступает на второй план, а их поведением руководят только эмоции. Всегда ли так происходит?...

Шумихина Екатерина

Что такое чувство? Что такое разум? Я думаю, что чувство и разум – это две противоборствующие части силы человека. Они часто бывают в состоянии конфликта. Когда человек живет чувствами, не признавая законов разума, он часто совершает роковую ошибку. Но когда возникает этот конфликт? Чтобы разобраться в этом, обратимся к произведениям русских писателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое чувство? Что такое разум? Я думаю, что чувство и разум – это две противоборствующие части силы человека. Они часто бывают в состоянии конфликта. Когда человек живет чувствами, не признавая законов разума, он часто совершает роковую ошибку. Но когда возникает этот конфликт? Чтобы разобраться в этом, обратимся к произведениям русских писателей.

Вспомним произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Где главная героиня Лиза очень сильно любит Эраста. Они из разных слоев общества, но это не мешает им быть вместе. Со временем чувства Эраста угасают. Эраст поступает разумно и расчетливо, когда пытается расплатиться за карточный долг женитьбой на богатой вдове. Лиза, узнав о его лжи и предательстве, мечется между чувствами и разумом. И под влиянием чувств совершает самую страшную ошибку в жизни. Она заканчивает жизнь самоубийством – это не допустимо. Жизнь должна продолжаться, несмотря ни на что.

Другим примером может послужить произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Страшный конфликт происходит в душе молодого сына Тараса Бульбы – Андрия. Он влюбился в красивую полячку и предал отца, брата, Отчизну. Чувства и разум у него вступили в сильнейший конфликт между собой. И победили чувства. Андрий жестоко поплатился за предательство и умер от рук отца. Страшная ошибка Андрия заключалась в том, что он руководствовался только чувствами. Этот конфликт произошел из-за того, что у Андрия был маленький жизненный опыт. Он не сумел проанализировать свои поступки, не посоветовался с более опытными людьми, не попросил ни у кого совета. Чувства взяли верх над всеми разумными поступками и привели к страшной трагедии.

Чувства и разум должны жить в мире и гармонии. Это сложно, но возможно. Если человек будет работать над собой, то он сможет прийти к решению любых вопросов. Не только с чувственным началом, но и с помощью разума. Все это приводит к гармонии в отношении к другим людям. Произведения художественной литературы дарят нам бесценные уроки того, как мы должны строить свои отношения с другими людьми. По каким законам должны жить. Эти уроки для нас – бесценный опыт, к которому мы должны прислушиваться.

Таким образом, приведенные примеры из художественной литературы позволяют сделать вывод о том, что разум и чувства должны находиться в гармонии. Это позволяет нам избежать необдуманных поступков, которые часто совершаем мы, молодые. Этому и учат произведения художественной литературы, которые дают нам бесценные уроки жизни.

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....