Народные движения при василии 3. Внешняя и внутренняя политика Василия III

На этнической карте России Сибирь занимает особое положение, определяемое уровнем социально-экономического развития коренного населения, политикой государственной власти в отношении к нему, демографической ситуацией и географией региона.

С географической точки зрения Сибирь является субрегионом Северной Азии, в пределах которой занимает площадь 13 млн кв. км, что составляет около 75% территории России. Западная граница Сибири соответствует географической границе между Европой и Азией (Уральские горы), восточная – побережье морей бассейна Тихого океана.

В природном отношении выделяются Западная Сибирь (Западно-Сибирская равнина), Восточная Сибирь (Средне-сибирское плоскогорье и горные системы Северо-Востока Сибири), Южная Сибирь, Приморье и Приамурье образуют отдельный регион – Дальний Восток. Климат резко континентальный, суровый, с отрицательным балансом среднегодовых температур. До б млн кв. км поверхности Сибири занято вечной мерзлотой.

Сибирь хорошо обводнена. Большинство великих рек Сибири принадлежат бассейну морей Северного Ледовитого (Обь, Енисей, Лена, Яна и др.) и Тихого (Амур, Камчатка, Анадырь) океанов. Здесь, особенно в зоне лесотундры и тундры, имеется большое количество озер, наиболее крупными из которых являются Байкал, Таймыр, Телецкое.

Территория Сибири отличается достаточно разнообразной широтной зональностью. При доминировании таежной зоны – основной территории ведения промыслового хозяйства, в высоких широтах полоса лесотундры севернее переходит в зону тундр, на юге в лесостепь и далее в степные и горно-степные участки. Зоны южнее тайги часто определяются как большей частью распаханные.

Особенности природной среды, во многом определяли характер расселения и особенности культуры населения освоившего этот регион.

В конце XX в. численность населения Сибири превышала 32 млн чел., из них около 2 млн коренные жители края. Это 30 народов, из которых 25 общей численностью около 210 тыс., образуют общность "коренных малочисленных народов Севера и Сибири". Последние объединяются такими признаками, как малая численность (до 50 тыс. чел.), сохранение особых видов хозяйственного природопользования (охота, рыболовство, оленеводство и т.п.), кочевой и полукочевой образ жизни, поддерживание в общественной жизни традиционных социальных норм и институтов.

Всероссийская перепись населения 2010 г. дает представление о численности коренного населения Сибири. Из относительно крупных народов это якуты (478 тыс.), буряты (461 тыс.), тувинцы (265 тыс.), хакасы (73 тыс.), алтайцы (81 тыс.), татары сибирские (6,8 тыс.). Собственно малочисленные народы, это ненцы, включая европейские группы (44,6 тыс.), эвенки (37,8 тыс.), ханты (30,9 тыс.), эвены (22,4 тыс.), чукчи (15,9 тыс.), шорцы (12,9 тыс.), манси (12,2 тыс.), нанайцы (12 тыс.), коряки (7,9 тыс.), долганы (7,8 тыс.), нивхи (4,6 тыс.), селькупы (3,6 тыс.), ительмены и ульчи (около 3 тыс. каждый), кеты, юкагиры, эскимосы и удэгейцы (менее 2 тыс. каждый), нганасаны, тофалары, энцы, алеуты, орочи, негидальцы и уйльта/ороки (менее 1 тыс. каждый).

Народы Сибири отличаются друг от друга лингвистически, антропологически, а также по культурным особенностям. Эти отличия основываются на относительной независимости этногенетических и этнокультурных линий развития, демографии и характере расселения.

При достаточно определенной динамике современных языковых процессов в Сибири, которые для малочисленных народов демонстрируют практически полное владение родным языком в старших возрастных группах и переходе на русский язык в младших, исторически здесь сформировались языковые общности, большинство из которых имеют местное происхождение.

В пределах территории Западной Сибири расселяются народы, говорящие на языках урало-юкагирской языковой семьи. Это самодийцы – ненцы (зона лесотундры и тундры от Полярного Урала на западе до Енисейской губы на востоке), энцы (правобережье Енисейской губы), на Таймыре – нганасаны. В западносибирской тайге на Средней Оби и в бассейне р. Таз – селькупы.

Угорская группа представлена языками хантов, которые широко расселены в бассейне Оби и ее притоков от лесотундры до лесостепи. Этническая территория манси простирается от Урала до левобережья Оби. Сравнительно недавно в состав уральской языковой семьи был включен язык юкагиров. Еще в XIX в. лингвисты отмечали уралоидный субстрат в языке этого народа, что, несмотря на территориальную удаленность – юкагиры живут в Восточной Сибири в бассейне р. Колыма – позволяет, как отражение древних переселений уралоязычных народов, выделять в составе уральцев юкагирскую языковую группу.

Самой крупной по численности носителей языка в Сибири является алтайская языковая семья. Она состоит из трех групп. Тюркская группа включает языки народов Саяно-Алтая. С запада на восток Южной Сибири расселяются алтайцы. В их составе выделяется ряд этнотерриториальных групп, которые по материалам переписи 2002 г. впервые учтены в качестве самостоятельных этносов (телеуты, тубалары, теленгиты, кумандинцы и т.д.). Далее на восток – шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары.

В лесостепной зоне Западной Сибири расселяются западносибирские татары, в составе которых выделяются группы барабинских, чулымских, тарских и прочих татар.

Значительная часть территории Восточной Сибири (бассейны Лены, Анабары, Оленека, Яны, Индигирки) заселена якутами. На юге Таймыра живет самый северный тюркоязычный народ мира – долганы. Монголоязычные народы Сибири, это буряты и сойоты.

Тунгусо-маньчжурские языки широко распространены в таежной зоне Восточной Сибири от Енисея до Камчатки и Сахалина. Это языки северных тунгусов – эвенков и эвенов. Южнее, в бассейне р. Амур, живут народы, говорящие на языках, относящихся к южной, амурской или маньчжурской ветви тунгусо-маньчжурской группы. Это нанайцы, ульчи, уйльта (ороки) о-ва Сахалин. По берегам левого притока Амура, р. Амгуни расселяются негидальцы. В Приморском крае, в горах Сихотэ-Алиня и к побережью Японского моря живут удэгейцы и орочи.

Северо-восток Сибири, Чукотку и Камчатку, населяют палеоазиатские народы – чукчи, коряки и ительмены. Понятие "палеоазиатские" вполне соотносится с представлением о древности и автохтонным характере происхождения их культур. Факт их генетического языкового единства неочевиден. До недавнего времени, не применяя понятие "семья", лингвисты объединяли их языки в "группу палеоазиатских языков". Затем, с учетом ряда признаков сходства, они были выделены в чукотско-камчатскую языковую семью. В ее рамках большее родство наблюдается между языками чукчей и коряков. Ительменский язык, по отношению к ним, демонстрирует не столько генетическое, сколько ареальное соответствие.

Носители языков, относящихся к эскимосско-алеутской семье (эскалеутской), в основном расселяются за пределами России (США, Канада). На Северо-Востоке Сибири живут небольшие группы азиатских эскимосов (побережье Анадырского залива, Чукотского моря, о-ва Врангеля) и алеутов (Командорские о-ва).

Языки двух сибирских народов – нивхов (Амурский лиман и север о-ва Сахалин) и кетов (бассейн р. Енисей), относятся к категории изолированных. Нивхский язык, в связи с нечеткой выраженностью генеалогического начала в палеоазиатских языках, ранее относили к этой группе. Кетский язык представляет наследие, которое лингвисты возводят к енисейской языковой семье. Носители енисейских языков (асаны, арины, яринцы и др.) в прошлом расселялись в верховьях Енисея и его притоков и в течение XVIII– XIX вв. были ассимилированы соседними народами.

Историческая связь языковых общностей с определенными территориями подтверждается фактами расовой политипии, которая устанавливается на уровне антропологической классификации. Народы Сибири принадлежат к локальной популяции северных монголоидов, которая входит в состав большой монголоидной расы. Таксономическая оценка вариаций монголоидного комплекса позволяет выделять в составе населения региона несколько малых рас.

В Западной Сибири и на северо-западе Саяно-Алтая расселяются носители комплексов уральской и южносибирской рас. В общей классификации такие таксоны определяются понятием "контактные". Для них характерно сочетание, по меньшей мере, двух комплексов признаков расовых типов соприкасающихся территориально. Для представителей уральской (угры, самодийцы, шорцы) и южносибирской (северные алтайцы, хакасы) рас характерно ослабление монгалоидных черт в строении лица, глазной области. В отличие от уральцев, для которых типично посветление (депигментация) кожи, волос, глаз, южносибирскис группы более сильно пигментированы.

Население Восточной Сибири, включая районы Приморья и Приамурья, демонстрирует едва ли не максимальную степень выраженности монголоидных признаков даже на уровне монголоидной расы в целом. Это касается степени уплощенности лица и носа, значительной доли эпикантуса ("монгольская складка", закрывающая слезный бугорок и являющаяся продолжением верхнего века), структуры волосяного покрова и т.д. Эти признаки характерны для представителей североазиатской расы. В ее составе выделяются байкальский (эвенки, эвены, долганы, нанайцы, и другие народы Приамурья) и центральноазиатский (южные алтайцы, тувинцы, буряты, якуты) антропологические типы. Различия между ними проявляются, прежде всего, в усилении пигментации, характерной для центральноазиатских монголоидов.

На северо-востоке Сибири распространена арктическая раса, представители которой, относительно антропологических особенностей байкальского типа, с одной стороны, в строении лица демонстрируют ослабление монголоидного комплекса (более выступающий нос, менее плоское лицо), с другой – усиление пигментации, выступание губ. Последние признаки связываются с участием в формировании арктической расы южных групп тихоокеанских монголоидов. Внутренняя таксономия арктической расы предполагает возможность выделения континентальной (чукчи, эскимосы, отчасти коряки и ительмены) и островной (алеуты) групп популяций.

Своеобразие двух сибирских народов фиксируется в особых антропологических типах. Это амуро-сахалинский (нивхи), вероятнее всего, метисный, возникший на основе взаимодействия байкальского и курильского (айнского) населения, и енисейский (кеты), восходящий к особенностям антропологии палеосибирского населения.

Во многом сходный уровень социально-экономического развития и географическое районирование Сибири, а также историко-культурное взаимодействие северян с соседними народами, определяли формирование специфического для региона культурного ландшафта, который представлен классификацией народов Сибири по ХКТ.

В исторической последовательности принято выделять следующие комплексы: охотники на дикого оленя Арктики и Субарктики; пешие таежные охотники и рыболовы (в более поздний период этот тип был модифицирован, за счет введения в его состав транспортного оленеводства); оседлые рыболовы бассейнов сибирских рек (отчасти Обь, Амур, Камчатка); охотники на морского зверя Тихоокеанского побережья; южносибирский промыслово-скотоводческий лесной комплекс; скотоводы Сибири; кочевые оленеводы тундры Сибири.

Классификационные оценки демонстрируют региональное соответствие особенностей языка, антропологии и хозяйственно-культурным характеристикам, что позволяет выделять территории, в пределах которых общность исторических судеб порождает стереотипизацию ряда явлений культуры народов, в прошлом имеющих различные этно-генетические истоки. Такое состояние этнических культур описывается в границах ИЭО. Для Сибири это западносибирская, ямало-таймырская, саяно-алтайская, восточносибирская, амуро-сахалинская и северо-восточная ИЭО.

Человек довольно рано начал осваивать Сибирь. На ее территории находятся археологические памятники, датируемые различными периодами каменного века в интервале от 30 до 5 тыс. лет назад. Это было время формирования палеосибирских культур, в финале которого наблюдается территориальное обособление локальных культурных традиций, соответствующее размещению отмеченным выше ХКТ. С одной стороны, оно демонстрирует тенденции "культурной радиации", выработки оптимальных, с точки зрения экологических особенностей регионов, адаптивных стратегий. В истории коренного населения Сибири это был скорее культурно-генетический период. С другой – наблюдается соответствие локальной культурной динамики размещению на территории Сибири будущих крупных этнолингвистических общностей – уральской, алтайской, в том числе тунгусской, палеоазиатской.

Этногенез и этническая история народов Сибири чаще всего постигается в процессе разработки так называемых этногенетических проблем.

Для Западной Сибири это "самодийская проблема ", которая была сформулирована еще в начале XVIII в. Ученые того времени пытались установить прародину самодийцев. Часть из них расселялась на севере (современные ненцы, энцы, нганасаны и селькупы), а другие (камасинцы, маторы, и пр.) в предгорьях Алтая и Саян. В XVIII–XIX вв. южно-сибирские группы самодийцев были тюркизированы, либо обрусели. Так были сформулированы взаимоисключающие гипотезы об арктической (Ф. И. Страленберг) и саянской (И. Э. Фишер) прародине самодийцев. Последняя гипотеза, в виде формулы "Самоеды вышли с Алтая", принадлежащей финскому исследователю М. А. Кастрену, становится доминирующей с середины XIX в.

Отечественные сибиреведы в течение XX в. конкретизировали картину этногенеза северосамодийских народов. Полагается, что это была не простая миграция, с последующей адаптацией южной (скотоводческой) культуры пришельцев к природной среде высоких широт. Археологические памятники севера Западной Сибири, указывают на существование здесь досамодийского (фольклорные "сииртя") населения, которое также приняло участие в формировании современных самодийских народов. Переселение на север охватывало значительный отрезок времени, возможно, все I тыс. н.э. и определялось этническими процессами становления и расселения центральноазиатских народов – гуннов, тюрок, монголов.

В настоящее время возрождается интерес к концепции северной прародины самодийцев. Генезис археологических культур Припечорья и Приобья, предположительно протосамодийских, начиная с эпохи мезолита, демонстрирует постепенное их движение на юг, на Среднюю Обь (кулайская археологическая общность, середина I тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.) и далее в районы Саяно-Алтая. В этом случае кулайцы рассматриваются в качестве этнокультурной основы формирования как северных, так и южных самодийцев.

"Угорская проблема " формулируется в связи с существованием двух языковых общностей – дунайских (венгры) и обских (ханты и манси) – угров, а также наличием в культуре последних степного скотоводческого пласта. Общая схема этногенеза обских угров была разработана В. Н. Чернецовым. Он полагал, что в их формировании принимали участие аборигены западносибирской тайги – охотники-рыболовы и пришельцы из более южных, степных, районов – кочевники-скотоводы – угры-савиры. Процесс сложения угров через интеграцию таежной и степной культурных традиций происходил со второй половины I тыс. до н.э. до первой половины II тыс. н.э. в таежной зоне Западной Сибири. С одной стороны, он развивался по линии доминирования таежного промыслового хозяйства и материальной культуры, с другой – сохранения в разных сферах культуры угров отдельных явлений, восходящих к степной скотоводческой традиции (хлебная печь, навыки обращения с конем, орнаментальные сюжеты, отдельные персонажи пантеона и т.п.).

В настоящее время полагается, что такая культура могла формироваться по линии интеграции традиций, имеющих различное этническое происхождение в границах всей территории расселения хантов и манси и протекающей синхронно. Возможен путь локальной адаптации и формирования собственно угорской культуры на относительно ограниченной территории лесного Зауралья, Притоболья, Прииртышья на юге лесной зоны Западной Сибири. В этом ареале прослеживается преемственность археологических культур с эпохи поздней бронзы до первых веков II тыс. н.э. в формировании именно комплексного промыслово-скотоводческого хозяйства. На север обские угры выдвинулись с конца I тыс. н.э. под давлением тюркоязычного населения. На новых территориях предки хантов и манси адаптировались к новым условиям по направлению усиления таежного промыслового комплекса и утратой навыков скотоводческой составляющей, что повлекло за собой изменение их культурного облика. Уже в условиях высоких широт и во взаимодействии с самоедоязычными соседями происходил процесс формирования этнографических и территориальных групп обских угров.

"Кетская проблема". Формулируется в связи с наличием в культуре кетов так называемых южносибирских элементов, что позволяет рассматривать современных кетов в качестве потомков одного из енисейских народов, или даже единого енисейского народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны, яринцы, байкоговцы и котты, которые в течение XVIII–XIX вв. были ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты принимали участие в формировании отдельных групп хакасов (качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок, коснулись и енисейских народов. Начало переселения предков кетов связывается с IX–XIII вв., что привело к оседанию немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами, селькупами и эвенками, сформировалась самобытная кстская культура.

Восточносибирский и амурский регионы населяют народы, говорящие на тунгусо-маньчжурских языках. Огромная территория, освоенная относительно малочисленными народами, сходство многих элементов культуры, включая язык и антропологическую близость, при наличии этнической и культурной локальной специфики, породили в сибиреведении "тунгусскую проблему".

Она сводится к поиску прародины тунгусо-маньчжурских народов, в границах которой сформировалось отмечаемое единство. Разными исследователями она локализовалась в пределах "тех стран, которые они занимают и поныне" – автохтонная гипотеза Г. Ф. Миллера (XVIII в.). Сторонники миграционной гипотезы устанавливали прародину локально – левобережье нижнего и среднего течения Амура и примыкающих районов Маньчжурии, лесостепные районы Южного Прибайкалья, Забайкалья и Северной Монголии и даже в междуречье Хуанхэ и Янцзы.

К середине XX в. отечественные исследователи на основании данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии и т.д. создали общую схему этногенеза тунгусо-маньчжурских народов Сибири. Их прародина, на основании данных археологии, связывается с генезисом охотничьей неолитической байкальской культуры южных районов озера Байкал, а сам процесс формирования отдельных народов тунгусо-маньчжурской общности, с последовательной дифференциацией алтайской языковой общности с III тыс. до н.э. до рубежа нашей эры.

Содержание этого процесса состояло в первичном выделении в его составе предков тунгусов (север) и южного степного населения, на основании которого впоследствии сформировались тюрки и монголы и последующим обособлением уже в границах тунгусо-маньчжурской общности носителей маньчжурских языков, к рубежу нашей эры освоивших бассейн Амура и его притоки. Приблизительно в это же время, в связи с продвижением степного, скотоводческого населения к Байкалу, происходит деление северных тунгусов на западную и восточную, относительно р. Лены, общности. В составе восточной выделяются эвены, освоившие восточные районы Якутии и побережье Охотского моря, а в XIX в. небольшая группа эвенов переселилась на Камчатку. Важным моментом в истории северных тунгусов является освоение ими, предположительно в VI–VII вв. н.э., транспортного оленеводства. Существует мнение, что именно олень "окрылил тунгусов" и позволил им освоить огромные пространства Восточной Сибири. Широта расселения и постоянные контакты с соседними народами, привели к формированию локальных особенностей культуры тунгусоязычного населения Сибири. Об этом наглядно свидетельствуют ранние русские письменные источники, в которых упоминаются "пешие, оленные, конные, скотные, сидячие тунгусы".

"Палеоазиатская проблема" проистекает из территориальной обособленности палеоазиатских народов, специфического положения их языков (группа палеоазиатских языков), многих особенностей культуры. Эти народы принято считать аборигенами края. На Камчатке и Чукотке обнаружены археологические памятники эпохи верхнего палеолита, свидетельствующие о формировании в регионе основ культуры охотников на дикого оленя, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшей здесь до конца XVIIначала XVIII в. Выделяется несколько линий этнокультурного развития палеоазиатов.

Так, чукчи и коряки делятся на этнографические группы береговых (морские зверобои) и оленных, в связи с чем, наблюдаются многочисленные параллели в культуре этих народов. Начиная с середины I тыс. н.э., основу формирования культуры береговых чукчей определяли их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие двух охотничьих традиций, континентальной и приморской. В начальный период, в связи с отличиями практически во всех сферах культуры, оно происходило в форме обмена. Впоследствии, часть чукчей, континентальных охотников на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным промыслом.

История береговых коряков связывается с автохтонной основой формирования их культуры. В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники так называемой охотской культуры (I тыс. н.э.), которую определяют как "древнекорякскую культуру Охотского побережья". Это культура морских зверобоев, рыболовов, охотников на дикого оленя, в которой, в относительной хронологической непрерывности вплоть до древнекорякских поселений XVI–XVII вв., прослеживаются черты корякской культурной традиции.

История формирования оленных групп чукчей и коряков не столь очевидна, поскольку эта проблема связана с историей сибирского оленеводства в целом. Согласно одной из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно но отношению к другим сибирским центрам доместикации оленей на основе местной культуры охотников на дикого оленя. Согласно другой позиции, предполагается заимствование оленеводства палеоазиатами от тунгусов с последующей его эволюцией от транспортного (тунгусы) к крупностадному (палеоазиаты) уже в среде чукчей и коряков.

Обособленное положение среди палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири занимают коренные обитатели Камчатки ительмены, что проявляется в языке, антропологических и культурных особенностях. В Центральной Камчатке обнаружены наиболее древние археологические памятники региона, свидетельствующие о связях его населения с Американским континентом (орудийный комплекс), здесь же (стоянка Ушки I) было найдено едва ли не самое древнее на Земле – около 14 тыс. лет назад – погребение домашней собаки. Это были культуры, типологически сходные с Чукоткой и Колымой, что, вероятно, повлияло на соответствие культуры ительменов и их северных соседей.

Она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда). Наряду с этим, направление и интенсивность культурных контактов вели к взаимодействию соседствующих народов, либо адаптации одним из них культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, алеутами. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками. Это фиксируется антропологически – коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Взаимодействие с русскими, начавшееся в конце XVIII в. привело к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации. При достаточно интенсивных брачных контактах сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.

"Эскалеутская проблема". История эскимосов и алеутов, которые, в основном, проживают за пределами территории России, связана с проблемой формирования приморских культур Чукотки и Аляски. Родство эскимосов и алеутов фиксируется в виде протоэскоалеутской общности, которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива. Ее разделение, по различным оценкам, произошло от 2,5 тыс. до 6 тыс. лет назад на стадии континентальной культуры, поскольку лексика эскимосов и алеутов, связанная с морским зверобойным промыслом различна. Это было связано с процессом освоения предками эскимосов и алеутов различных территорий Берингии и Американского Севера.

Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением в начале II тыс. до н.э. экологической ситуации в районах Берингии – усилением прибрежных миграций морского зверя. Дальнейшее их развитие прослеживается в эволюции локальных и хронологических вариантов древнеэскимосских культур. Оквикская стадия (I тыс. до н.э.) отражает процесс взаимодействия континентальной культуры охотников на дикого оленя и культуры морских зверобоев. Усиление роли последней фиксируется в памятниках древнеберингоморской культуры (первая половина I тыс. н.э.). На юго-востоке Чукотки древнеберингоморская культура переходит в пунукскую (VI–VIII вв.). Это было время расцвета китобойного промысла и в целом культуры морских зверобоев Чукотки.

Последующая этнокультурная история эскимосов тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в начале I тыс. н.э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выражение во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов.

В настоящее время более предпочтительной является точка зрения о формировании алеутов именно на Алеутских островах. Обнаруженные здесь наиболее древние археологические свидетельства (стоянка Анангула, около 8 тыс. лет назад) указывают на генетическую связь местного населения с азиатскими культурами. Именно на этой основе впоследствии и сформировались собственно алеуты. Островной характер их формирования подтверждает и антропологическая специфика (островная группа популяций в составе арктической расы), которая складывается в результате островной изоляции и адаптации к местным условиям.

История российских алеутов, населяющих Командорские о-ва (о-ва Беринга и Медный) начинается не ранее 1825 г., когда на о-в Беринга было переселено 17 алеутских семей. Это переселение было связано с освоением Российско-Американской компанией промысловых территорий Берингии.

Есть правители, оставившие в истории своей страны заметный след, а есть те, которые пребывают в их тени. К последним, без сомнения, относится Василий 3, внутренняя и внешняя политика которого, на первый взгляд, не дала ощутимых результатов. Но такой уж ли незначительной личностью был этот государь?

Потомок басилевсов

Мартовской ночью 1479 года жена Ивана Третьего родила сына. 4 апреля архиепископ Ростова Вассиан Рыло и троицкий игумен Паисий крестили мальчика, дав ему имя Василий. Мать младенца, Софья Палеолог, происходила из семьи свергнутого византийского императора. Благодаря ее умению интриговать, лавировать и разбираться в хитросплетениях интересов великокняжеского двора Василий в октябре 1505 г. смог занять престол отца, став государем всея Руси.

Что досталось в наследство

Давая характеристику внутренней и внешней политики Василия 3, необходимо учитывать ситуацию, сложившуюся в Московском княжестве на момент его прихода к власти. Иван III не успел закончить начатое еще в XIII столетии объединение русских земель. Это стало главным направлением государственной деятельности его сына - Василия 3.

Внутренняя и внешняя политика великого князя, впрочем, выстраивалась не только исходя из этого. По-прежнему для Руси было важным обеспечить надежную защиту своих границ от татарских набегов, а также провести реформу управления с учетом вновь присоединенных территорий.

Первые годы княжения Василия III нельзя назвать успешными:

  • в апреле 1506 г. неудачей завершился военный поход в Казань;
  • летом того же года Василий потерпел фиаско в борьбе за литовский престол;
  • в июле 1507 г. Крымское ханство, нарушив мирные договоренности, напало на русскую границу.

Покорение Псковской республики

Первым по-настоящему успешным актом внешней и внутренней политики Василия 3 стало присоединение Пскова в 1510 г. Поводом для этого стали жалобы горожан на Ивана Репню, московского великокняжеского наместника. Василий предложил псковским посадникам приехать в Новгород, где по его приказу их арестовали. Направленный в Псков дьяк Далматов, пользовавшийся особым доверием Василия 3, от его имени потребовал упразднить народное вече и покориться Московскому князю, что и было сделано. Псковских бояр лишили их владений, которые Василий III тут же раздал своим служилым людям.

Присоединение других земель

В 1514 г. после Русско-литовской войны под власть Москвы перешел Смоленск. Однако Василий III стремился не только присоединить новые территории к Московскому княжеству, но и искоренить остатки удельной системы. Так, во время его правления прекратили существование некоторые уделы следующих князей:

  • Волоцкого Федора (в 1513 г.).
  • Калужского Семена (к 1518 г.).
  • Углицкого Дмитрия (к 1521 г.).

Укрепление границ

Отношения Василия с Казанским и Крымским ханствами не были устойчивыми. Поэтому при поддержке мелких и средних феодалов он проводил политику освоения земель, расположенных к югу и востоку от Москвы. Василий III начал строительство засечной черты - оборонительных сооружений для отражения набегов крымских и ногайских татар.

Они представляли собой систему лесных завалов (засек), рвов, опорных пунктов, частоколов и валов. Первая оборонительная линия располагалась в районе Тулы, Рязани и Каширы. Строительство ее завершили только во второй половине XVI столетия.

Третий Рим

Власть великого князя, как верховного правителя, при Василии III еще более укрепилась. В официальных документах он именовался царем, а титул самодержец приобрел статус официального. Большое распространение получило признание божественности великокняжеской власти.

Например, в начале 16 века Москва стала называться Третьим Римом. Согласно этой религиозной теории, России, ее православной церкви и русскому народу в целом отводилось особое предназначение. Теория принадлежала монаху Филофею, игумену Елеазарова монастыря в Пскове.

Он писал, что в основе истории лежит божественное провидение. Первый Рим, в котором зародилось христианство, пал под натиском варваров в 5 веке, второй Рим - Константинополь, был завоеван турками в 1453 г., осталась только Русь - защитница истинной православной веры. Концепция «Москва - Третий Рим» обосновывала величие России как самостоятельного в религиозном и политическом отношении государства. Таким образом, внутренняя и внешняя политика Василия 3 Ивановича получила прочное религиозное обоснование.

Система управления

С образование единого государства изменилась и система внутреннего управления. Боярская дума стала играть роль постоянного совещательного органа при верховной власти. С потерей суверенитета удельных княжеств их знать не всегда могла участвовать в заседаниях совета. Таким правом обладали только те, кого Василий 3 лично жаловал боярством. Дума состояла из небольшого круга лиц - потомков великих и удельных князей, принявших подданство Москвы. В нее входили:

  • бояре;
  • окольничие;
  • дети боярские;
  • думные дворяне;
  • позднее дьяки.

Боярская дума была тем органом, при помощи которого проводилась внутренняя и внешняя политика Василия 3.

Отношение между членами великокняжеского двора регулировала система местничества. Должность или чин зависели от знатности рода или прежней службы. Из-за этого нередко возникали конфликты, например, при назначении воевод, послов, начальников приказов. Местничество устанавливало иерархию дворянских родов, которая гарантировала им соответствующее положение при дворе государя.

Административное деление

Во время княжения Василия 3 территория Московского государства делилась на:

  • уезды, границы которых соответствовали границам прежних удельных княжеств;
  • волости.

Главами уездов были наместники, а волостей - волостели, получавшие их в кормление. То есть содержание этих должностных лиц ложилось на плечи местного населения.

Органы власти

В годы правления Василия 3 внутренняя и внешняя политика, проводимая великим князем, потребовала учреждения новых общегосударственных ведомств:

  • дворца, ведавшего землями великого князя;
  • казны, занимавшейся финансами, взиманием налогов и таможенных сборов.

Государственная печать и архив также хранились в казне, служащие которой ведали еще и посольскими делами. Позднее из этого учреждения выделились такие органы власти, как приказы, занимавшиеся управлением отдельных сфер государственной жизни.

Изменения во владении землей

Теперь верховным собственником всех угодий был великий князь, который жаловал их своим подданным. Существовало, кроме того, боярское и вотчинное землевладение, его можно было наследовать, закладывать или продавать.

Поместное землевладение давалось великим князем во временное условное владение в качестве жалования за несение военной службы. Его нельзя было продавать, завещать или передавать в монастырь как дар.

Итоги

В конце 1533 г. самодержец Великого княжества Московского внезапно заболел и умер. Государство возглавил его сын, вошедший в историю под именем Ивана Грозного.

Характеризуя кратко внутреннюю и внешнюю политику Василия 3, можно заключить, что великий князь проводил ее довольно успешно. Ему удалось не только завершить объединение русских земель, но и в значительной мере искоренить остатки удельной системы внутри страны.

XVI век, пожалуй, один из самых сложных и интересных периодов истории России. В это время Московское княжество, объединившее земли разрозненных княжеств, складывается в единое централизованное Русское государство.

Естественно, возникновение сильного государства на политической карте Европы не могло не отразиться на его взаимоотношениях с соседями. По мере развития и становления русского государства менялись внешнеполитические задачи его правителей.

Основные принципы внешней политики сложились при Иване III, были продолжены его сыном Василием III и внуком – Иваном IV (Грозным), поэтому в данной работе будет рассмотрена внешняя политика России на протяжении всего столетия.

Цель работы – выявить направления внешней политики России на протяжении всего XVI века.

1.Охарактеризовать сложившиеся к началу рассматриваемого периода задачи внешней политики Московского царства при Иване III.

2.Рассмотреть основные направления внешней политики при Василии III.

3.Выявить результаты внешней политики Ивана IV Грозного и ее дальнейшее развитие.

1. Формирование основных направлений внешней политики Московского государства при Иване III (Предпосылки)

Основные направления внешней политики России XVI века оформились еще при великом государе Московском князе Иване III:

Балтийское (северо-западное),

Литовское (западное),

Крымское (южное),

Казанское и ногайское (юго-восточное).

Важнейшим итогом деятельности Ивана III стало достижение территориального единства русских земель. Объединение русских земель вокруг Москвы делало возможным активизацию внешнеполитической деятельности.

К началу XVI века В результате русско-литовских войн 1492-1494 и 1500-1503 годов в состав Московского государства удалось включить десятки русских городов – Вязьму, Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Дорогобуж и другие. В 1503 году было заключено шестилетнее перемирие с Литвой и Ливонским орденом.

А.Н.Сахаров так охарактеризовал итоги правления Ивана III: «Трудно переоценить значение эпохи Ивана III во внешнеполитической истории России. Страна стала важным элементом восточно- и североевропейской подсистемы государств. Западное направление становится – и притом надолго – ведущим в русской дипломатии. Внутренние сложности Литовского княжества, особенности курса Казимира Старого были прекрасно использованы московским правительством: западная граница была отодвинута на сотню с лишним километров, практически все Верховские княжества и Северская земля (захваченные в свое время Литвой) перешли под власть Москвы. Важной и самостоятельной частью русской внешней политики стал балтийский вопрос: Россия добивалась гарантий равных условий – правовых и экономических – участия русских купцов в морской торговле. Связи с Италией, Венгрией, Молдовой обеспечили мощный приток в страну специалистов разного профиля и многократно расширили горизонт культурного общения.

2. Внешняя политика Василия III

Василий III вступивший во владение отцовской державой в октябре 1505 года, продолжил политику Ивана III, направленную на укрепление позиций России на западе и возврат русских земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского и Ливонского ордена.

В начале 1507 г. вновь избранный великий князь литовский и король польский Сигизмунд I (Старый) сумели заручиться поддержкой Крымского и Казанского ханств в борьбе с Москвой. Военные действия начались в марте 1507 г. на западе (Чернигов) и юге (войска крымского хана напали на Козельск, Белев, Одоев).

Ни у России, ни у Литвы не было сил для решительного столкновения, и в сентябре 1508 г. был заключен договор с Великим княжеством Литовским о «вечном мире», по которому России отходили захваченные ранее северские земли (территория бывшего Черниговского княжества). Ливонский орден не поддержал Сигизмунда в борьбе с Россией, более того, в 1509 г. он заключил перемирие с Россией сроком на 14 лет.

В 1508 г. удалось урегулировать отношения с Казанским ханством, которое не приняло участия в русско-литовском конфликте.

«Вечного» мира с Литвой хватило лишь на четыре года: в 1512 году военные действия возобновились. Заручившись поддержкой Ливонского и Тевтонского орденов, Василий III двинул войска к Смоленску. После 6-недельной осады русские войска отступили, чтобы в июне 1513 года снова выступить в поход. Город осадила 80-тысячная армия, вооруженная пушками и пищалями. Кроме того, 24-тысячная группировка воевала в полоцких землях, 8-тысячная армия осаждала Витебск, а 14-тысячная пыталась захватить Оршу 1 . Только глубокой осенью русские войска ушли домой. Готовясь к третьему походу, ВасилийIII задействовал свою дипломатию, которая сумела договориться о коалиции со Священной Римской империей. Согласно договоренности, член коалиции австрийский эрцгерцог Масксимилиан признавал власть Москвы над белорусскими и украинскими землями, а Василий - права Вены на территорию Польши. В конце мая 1514 г. начался новый поход на Смоленск. Двухмесячная осада с постоянным обстрелом из 300 орудий принесла свои плоды, и 31 июля город был взят. Воодушевленный победой, Василий III начал наступление в глубь белорусских земель. Он овладел Мстиславлем, Кричевом и Дубровной. Лишь у Березины его остановил передовой отряд Сигизмунда I. 8 сентября 1514 г. в генеральном сражении под Оршей верховный гетман К. Острожский разгромил 80-тысячную русскую армию, чем разрушил коалицию Василия III с Максимилианом I.

В последующие годы военные действия продолжались с переменным успехом до лета 1520 г., когда посольство Великого княжества Литовского прибыло для переговоров с Василием III. Переговоры длились два года. Только в 1522 г. большое посольство во главе с полоцким воеводой П. Кишкой подписало компромиссный договор о пятилетнем перемирии и о передаче Смоленска Московскому государству.

Мирный договор с западным соседом отчасти был продиктован и не совсем спокойной обстановкой на южных и юго-восточных границах Руси. Россия не имела достаточно сил для нового военного похода, поэтому основными способами достижения своих целей для Москвы становится дипломатический и династический. Россия поддерживала регулярные дипломатическое контакты с Данией, Швецией, Германской и Османской империями. Стремясь к сохранению мирных отношений с Крымом, Российское государство пыталось утвердить русский протекторат над Казанью. До 1521 г. удавалось поддерживать некоторую стабильность в отношениях с Казанским и Крымским ханствами.

В эти годы Западная Европа добивалась участия России в антитурецкой коалиции. Василий III от участия в ней уклонялся, но, будучи заинтересованным в связях с Германской империей, отрицательного ответа не давал. В то же время он пытался поддерживать устойчивые торговые связи с Турцией, тем более что торговля с Востоком была преобладающей.

В ночь с 3 на 4 декабря 1533 года Василий III умирает. Его наследнику шел только четвертый год, и неожиданно остро возникла проблема преемства верховной власти. Пока была жива мать Ивана Васильевича, Елена Глинская, у власти стояла группировка Глинских. После ее отравления властью в Москве завладели Шуйские. Вообще 30-40-е годы XVI века изобиловали непримиримыми внутренними политическими столкновениями, что не могло не отразиться на международных позициях России. В войне с Литвой в 1534-1537 годах пришлось уступить некоторые города и территории. Для укрепления крепостей по западной границе потребовались большие материальные и людские ресурсы. Но главной болью, основной заботой стала Казань, после того как в 1535 году был убит московский ставленник. Практически замерли отношения с теми европейскими странами, с которыми ранее они шли интенсивно. Взаимосвязь внешнеполитической сладости и внутренних напряжений стала очевидностью.

ИВ˜АН III Васильевич (22 января 1440 - 27 октября 1505, Москва), московский великий князь (с 1462), старший сын Василия II Васильевича Темного. С 1450 года упоминается как великий князь - соправитель отца. В княжение Ивана III начинает складываться централизованный аппарат власти: зарождается приказная система управления, был составлен Судебник 1497 года. Получило развитие поместное землевладение и возросло политическое значение дворянства. Иван III боролся с сепаратизмом удельных князей и значительно ограничил их права. К концу правления Ивана III многие уделы были ликвидированы. В 1460-1480-х годах московский князь успешно боролся с Казанским ханством, которое с 1487 года попало под сильное политическое влияние Руси. Его важнейшим достижением стало свержение татаро-монгольского ига. При широкой поддержке всего русского населения Иван III организовал прочную оборону против нашествия хана Ахмата (Стояние на Угре). В княжение Ивана III вырос международный авторитет Русского государства, установились дипломатические связи с папской курией, Германской империей, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном, Крымом. При Иване III началось оформление полного титула великого князя «всея Руси» (в некоторых документах он именуется уже царем). Вторично Иван III был женат на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора. В годы правления Ивана III развернулось большое строительство в Москве (Кремль, его соборы, Грановитая палата); построены каменные крепости в Коломне, Туле, Ивангороде. При Иване III сложилось териториальное ядро Русского централизованного государства: к Московскому княжеству были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородская республика (1478), Тверское великое княжество (1485), Вятская (1489), Пермская и большая часть рязанских земель. Было усилено влияние на Псков и на Рязанское великое княжество. После войн 1487-1494 и 1500-1503 годов с Литовским великим княжеством к Москве отошел ряд западных русских земель: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск. После войны 1501-1503 годов Иван III вынудил Ливонский орден платить дань (за Юрьев).

Правление Василия III.

После смерти Ивана III великим князем стал его старший сын от второй жены Василий III (1505 - 1533).

Новый великий князь продолжал политику своего отца. При нем была окончательно ликвидирована самостоятельность последних остававшихся неприсоединенными русских земель. В 1510 г. закончилась самостоятельная история Пскова: вечевой колокол был снят и вывезен в Москву, городом стали управлять наместники великого князя, а в 1521 г. подобная участь постигла и Рязанское княжество. Последний рязанский князь смог бежать на территорию Великого княжества Литовского.

Не менее важной была и другая задача: вернуть русские земли, продолжавшие находиться в составе Литвы. В 1512 - 1522 гг. шла очередная русско-литовская война. Московское правительство рассчитывало, видимо, занять Смоленск, а затем территории современных Белоруссии и Украины. Но этим оптимистическим надеждам не суждено было оправдаться. Крупным успехом было лишь взятие Смоленска (1514 г.). После этого можно было ожидать новых побед, но в действительности произошло иначе: в том же году русские войска потерпели тяжелое поражение под Оршей. Продолжавшаяся еще несколько лет война не привела ни одну из сторон к решающим успехам. По условию перемирия 1522 г. в состав России вошел лишь Смоленск с округой.

Результаты правления Василия III

завершил территориальное объединение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. В 1510 г. прекратилось автономное государственное бытие Пскова, причем вся псковская элита была перемещена в центральные и юго-восточные уезды страны. В 1521 г. закончилась «самостоятельная» жизнь Рязанского великого княжения. при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли: Псков (1510), Волоцкий удел (1513), Рязанское (около 1521), Новгород-Северское (1522) княжества. В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение; принимались меры по ограничению иммунитетных политических привилегий княжеско-боярской аристократии. Во внешней политике Василий III боролся за русские земли на западе и юго-западе, а также с Крымским и Казанским ханствами. В результате русско-литовских войн 1507-1508, 1512-1522 к России был присоединен Смоленск (1514).

12. Альтернативы реформирования России в XVI в.Реформы Ивана IV. Опричнина. С конца 1540-х годов правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1565, после измены князя Курбского, введена опричнина. С 1549 вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Наиболее удачно земская реформа прошла в северо-восточных русских землях, где преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников, хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники. Измена Курбского и нежелание бояр-вотчинников участововать в борьбе против Польши и Литвы приводит царя к мысли об установлении личной диктатуры и разгроме боярства. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной. В опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. В отмене опричнины в 1572, по мнению некоторых историков, сыграло роль нашествие на Москву в 1571 крымского хана опричники-де показали свою военную несостоятельность. Впрочем, большая часть русского войска в то время находилось на западных границах и южная граница государства была оголена.

Василий Иванович
(при крещении дано имя Гавриил)
Годы жизни: 25 марта 1479 - 4 декабря 1533
Годы правления: 1505-1533

Из рода Московских великих князей.

Русский царь. Великий князь московский и всея Руси в 1505-1533.
Князь новгородский и владимирский.

Старший сын и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора.

Василий III Иванович — краткая биография

Согласно существующим брачным договоренностям дети великого московского князя и византийской царевны Софьи не могли занимать московский престол. Но Софья Палеолог не хотела смириться с этим. Зимой 1490 года, когда наследник престола Иван Молодой (старший сын от 1-го брака) заболел, по совету Софьи был призван лекарь, но через 2 месяца он умер. При дворе заподозрили отравление, но казнили лишь лекаря. Новым наследником престола стал сын умершего наследника — Дмитрий.

Накануне 15-летия Дмитрия Софья Палеолог и ее сын задумали заговор с целью убийства официального наследника престола. Но бояре разоблачили заговорщиков. Некоторых сторонников Софьи Палеолог казнили, а Василия Ивановича посадили под домашний арест. Софье удалось с большим трудом восстановить хорошие отношения с мужем. Был прощен отцом и его сын.

Вскоре позиции Софьи и сына так окрепли, что уже сам Дмитрий и его мать Елена Волошанка подверглись опале. Наследником престола был провозглашен Василий. До смерти великого князя московского, Василий Иванович считался великим князем новгородским, а в 1502 году получил от отца еще и великое владимирское княжение.

Князь Василий III Иванович

В 1505 г. умирающий отец просил сыновей помириться, но едва Василий Иванович стал великим князем, он сразу же приказал посадить Дмитрия в подземелье, где тот и умер в 1508 году. Вступление Василия III Ивановича на великокняжеский престол вызвало недовольство среди многих бояр.

Как и его отец, тот продолжил политику «собирания земель», укрепления
великокняжеской власти. За время его правления к Москве отошли Псков (1510), Рязанское и Угличское княжества (1512, Волоцк (1513), Смоленск (1514), Калуга (1518), Новгород-Северское княжество (1523).

Успехи Василия Ивановича и его сестры Елены, отразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей в 1508 году, согласно которому за Москвой были сохранены приобретения его отца в западных землях за Москвой.

С 1507 года начались постоянные набеги крымских татар на Русь (1507, 1516–1518 и 1521). Московский правитель с трудом договорился с ханом Менгли-Гиреем о мире.

Позже начались совместные набеги казанских и крымских татар на Москву. Князь московский в 1521 году принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска) и Большой засечной черты (1521–1523гг.) с целью укрепления границ. Также он приглашал татарских царевичей на московскую службу, давая им обширные земли.

Летописи свидетельствуют о том, что князь Василий III Иванович принимал послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность войны против Турции. В конце 1520-х гг. начались отношения Московии с Францией; в 1533 году прибыли послы от султана Бабура, индусского государя. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Австрией.

Политика в княжение Василия III Ивановича

В своей внутренней политике он в борьбе с феодальной оппозицией пользовался поддержкой Церкви. Также увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали привилегии бояр.

Годы правления Василия III Ивановича ознаменовалось подъемом русской культуры, широким распространением московского стиля литературного письма. При нем московский Кремль превратился в неприступную крепость.

По рассказам современников, князь был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем правлении в народной поэзии.

Великий князь московский и всея Руси Василий Иванович умер 4 декабря 1533 года от заражения крови, которое было вызвано нарывом на левом бедре. В агонии он успел постричься в монахи под именем Варлаама. Был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Наследником престола был объявлен 3-летний Иван IV (будущий царь Грозный), сын Василия Ивановича , а регентшей назначена Елена Глинская.

Василий был женат дважды.
Его жены:
Сабурова Соломония Юрьевна (с 4 сентября 1506 года по ноябрь 1525 года).
Глинская Елена Васильевна (с 21 января 1526 года).

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...