История образования школ в мире. История школы в мире

Причиной появления и двигателем развития школы как соци­ального института были и являются практические потребности общества и человека (экономические, социальные, политичес­кие, духовные). Историческая эпоха накладывает существенный отпечаток на все компоненты школьной структуры.

Школа как учреждение для обучения письму, счету, чтению возникла не ранее, чем накопился определенный запас знаний и не возник древний тип письма: идеографическое письмо (шумер­ское, древнеегипетское, китайское) как средство закрепления и передачи знаний, информации. Первые школы в государствах Древнего Востока (Месопотамия, Шумер, Аккад, а также Еги­пет, Китай) известны уже с III-II тысячелетий до н.э.

С течением времени обучение становится все более универсаль­ным и массовым, а деятельность педагогов превращается в специ­альный род деятельности (как правило, отделенный от других профессий и практик). В XVII-XVIII вв. формируется идея (замы­сел) образования, включающего регламентацию: системы подго­товки человека в школе, ориентированной на природу (идея «при-родосообразности» образования, позднее - «психического раз­вития»); специальных целей (формирование человека знающего, разумного, религиозного, подготовленного к зрелости; в соци­альном плане их определили требования подготовки специалис­та, а не личности); специального содержания (учебные знания и предметы).

В результате формируется школа как институт образования, организация для образования, копирующая практикой организа­ции дисциплины и «всего школьного дела» государственные уч­реждения.


Следующим этапом стало возникновение массовой школы (уни­версальной и специальной), что было обусловлено дальнейшей унификацией образования, ориентацией на создание учебных за­ведений, которые: 1) создаются государством или приобретают право на обучение от государства; 2) придерживаются опреде­ленного стандарта обучения; 3) в качестве преподавателей и уча­щихся допускают лиц с определенным статусом; 4) предполага­ют наличие некоторой экономической самостоятельности учеб­ного заведения в ведении хозяйства, обслуживании учебного про­цесса; 5) предусматривают наделение преподавателей и учащихся правами и обязанностями, порой выходящими за рамки непо­средственного учебного процесса, но укладывающимися в рамки предусмотренной социальной роли; 6) предполагают фиксацию факта окончания учебного заведения (как правило, выдачу соот­ветствующего документа), приобретение выпускником определен­ных дополнительных прав, статуса.

Отечественная школа как учреждение для обучения начинает складываться после крещения Руси. Первое летописное упомина­ние об организации обучения детей относится к X в. Как институт образования она оформляется к XVIII в., позднее, чем во многих странах Западной Европы.


В истории школы при огромном многообразии направлений образования и форм учебных заведений выделяются два типа школ: «школа учебы» и «школа жизни», или «школа воспитания».

«Школа учебы», возникнув в эпоху Нового времени, отразила растушую мощь разума, науки и просвещения. Она сыграла выда­ющуюся роль в общественно-педагогическом развитии. Один из ее ведущих идеологов - вьщающийся немецкий педагог А.Дис-тервег. В «школе учебы», ориентированной в основном на усвое­ние знаний и развитие интеллекта, воспитание строится по прин­ципу «от знания к убеждению и действию» и проводится в форме культурно-просветительной работы. (Впоследствии это переняла советская система политического просвещения.)

«Школа жизни» имеет глубокие корни в народной педагогике. В «школе жизни» не только воспитание, но и обучение согласует­ся со знаменитым тезисом французского педагога Ж. Ж. Руссо и швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «Жизнь образует (вос­питывает)».

Два типа школы не являются взаимоисключающими. Элемен­ты «школы жизни» всегда присутствуют в «школе учебы», но да­леко не всегда осознаются и активно используются. Элементы «шко­лы учебы» не отменяются в «школе жизни», они лишь приобрета­ют новые качества, максимально приближаясь к практической творческой деятельности.

Приоритет воспитания в официальной педагогике XIX-нача­ла XX в. обеспечивался «созданием умственного кругозора» уче-


ника на уроках и в ходе внеклассного общения. Эта установка была заимствована отечественным образованием у выдающегося немец­кого педагога И. Ф. Гербарта, который полагал, что именно зна­ния всецело определяют поведение человека и являются средством его воспитания. Главная задача школы - расширение познаний и развитие интеллекта учащихся, ориентировка на «целостное учеб­но-воспитательное дело», как и вся организация школы, обеспе­чивали ее развитие как «школы учебы».

Результат реализации этой установки охарактеризовал в нача­ле XX в. один из профессоров Московского университета: «Уроки и их приготовление - вот что заполняет весь день и все дни. Если бы даже все уроки сплошь были содержательны, то и тогда подоб­ная жизнь была бы ненормальна. Самый деятельный и предан­ный своей профессии взрослый человек не может весь день и все моменты своей жизни быть отданным своему делу; а ведь в по­добное положение бессрочного занятия школа ставит юношу и подростка» 1 .

В первые годы советской истории общее образование стало раз­виваться в рамках трудовой школы («школу труда» отдельные спе­циалисты рассматривают как еще один, третий, исторически за­крепившийся тип школы), но традиция «школы учебы» так и не была преодолена. В системе взаимоотношений и поведения в шко­ле основное значение стали придавать социально-политической позиции личности. Повышению воспитательной роли индивиду­альных контактов между работниками школы и учащимися, их сотрудничеству мешала инерция старой школьной этики: близ­кие отношения с учителем воспринимались как подхалимство, угодничество, ябедничество. В «Основных направлениях единой тру­довой школы» (сентябрь 1918 г.) был четко определен переход от школы «воспитывающего обучения» к школе как воспитательно­му учреждению. Формирование характера, волевых качеств и твор­ческих способностей личности стало определять систему воспита­ния под девизом «На все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности? - ответом является одно магическое слово - труд». На занятия трудом стали отводить до трети учебного времени. Оценивая начальный этап внедрения трудового начала в школу, Н. К. Крупская отмечала сла­бое влияние труда на общую атмосферу школьной жизни: «Поня­то было так, что дети должны не только учиться, но и трудиться. Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мести полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках» 2 . Вместе с тем был накоплен интересный опыт по

1 Цит. по: Козлова Г. Н. Отечественная средняя школа как воспитательное уч­
реждение (конец XIX-начало XX в.) // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 80.

2 Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1978. - Т. 4. - С. 23.


Включению учащихся старших классов в общественно-политичес­кие объединения, созданию общественных организаций учащих­ся, развитию школьного самоуправления.

В 1930-е гг. становится очевидным возврат к «школе учебы». Возникшие при этом к началу 1950-х гг. негативные социально-педагогические последствия вызвали необходимость реформы об­разования на основе «Закона об укреплении связи школы с жи­знью» (1958). Эта вторая попытка смены типа общеобразователь­ной школы была прекращена в 1964 г.: выдающиеся научно-тех­нические достижения, успехи в освоении космоса «повернули» общее образование к «школе учебы».

Последующая корректировка деятельности школы путем: разви­тия «профориентации», эпизодического общественно полезного и производительного труда, многообразных направлений «воспитатель­ной работы», расширения сети внешкольных учреждений, органи­зации работы с детьми по месту жительства, создания межшколь­ных учебно-производственных комплексов (УПК), массового при­менения единого «Примерного содержания воспитания школьни­ков» - не изменила основных характеристик «школы учебы».

Современное реформирование школы в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) в целом не затрагивает основ модели «школы учебы», которая в со­временной практике представлена отдельными типами школ:

традиционная школа. Ориентирована на передачу готовых зна­ний, воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышле­ния. Благодаря практике традиционной школы в социуме сложи­лись представления о том, что и в каком возрасте должен знать и уметь ученик;

специализированная школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Ориентирована по преимуществу на усвое­ние школьником определенных способов работы с содержанием изучаемого предмета, что чаще всего достигается за счет увеличе­ния числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала. В большинстве случаев отличие этой школы от традиционной является не каче­ственным, а количественным. Данный тип школы демонстрирует социуму тот факт, что при определенных способностях и предва­рительной подготовке дети (в основном в среднем и старшем зве­не обучения) могут усваивать значительно более сложный пред­метный материал, чем в традиционной школе, и очень рано спе­циализироваться в определенном виде деятельности;

гимназии, лицеи. Представляют собой попытку воссоздания имев­шего место в истории школы академического уровня образования (стиль, форма, метод), что сопряжено на практике со значитель­ным изменением учебных планов за счет добавления новых пред­метов, как правило, гуманитарного профиля, и привлечения к


процессу преподавания специалистов высокого класса. Негатив­ные проявления при этом связаны с перегрузкой учебных про­грамм, игнорированием пригашенными специалистами возраст­ных возможностей и особенностей учащихся. Благодаря гимнази­ям и лицеям повысились требования к уровню общего среднего образования, к способу организации образовательной среды;

инновационные школы. Ориентированы на создание собственных разработок или освоение уже готовых педагогических технологий. Отсутствие четких критериев, позволяющих судить о том, какие разработки и технологии могут быть использованы в новой шко­ле, насколько они результативны, отсутствие целостности и сис­темности в проработке содержательных основ каждой конкретной школы не позволяют рассматривать данные учебные заведения как однородный тип школы;

школа, ориентированная на сложившуюся педагогическую систе­му (например, Вальдорфская школа, школа Монтессори и др.). Ориентированы на адаптацию готовой модели к новым услови­ям, при этом не всегда дается целостная оценка как возможно­сти, так и целесообразности переноса сложившейся педагогиче­ской системы на новую почву. Появление этих школ расширило представление о формах и содержании обучения, повысило зна­чимость идей педоцентризма, обострило вопрос о связи методов обучения с пространственной организацией учебного заведения.

Для большинства из нас школа — необходимый и обязательный этап жизни. За десять лет, которые дети проводят в стенах образовательного учреждения, они получают базовые знания не только по различным наукам. Школа — это еще и обучение искусству общения, понимание своей роли в обществе и искусство взаимодействия со сложным миром. Как развивалась школа от самых истоков в России и других странах мира и как принято отмечать День Знаний — в нашем материале.

Где и когда возникла первая школа

Наверняка прообраз школы возник в тот самый момент, когда человечество обнаружило, что детей обучать чему угодно проще в компании сверстников, а родители, в свою очередь, получают возможность хоть немного передохнуть от детских проказ или же поработать. Первые ростки образования взошли в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Месопотамии и Египте, обучение было строго функциональным: жреческим, дворцовым или же военным.

Само слово “школа” возникло от греческого “сколе”, что в переводе означает всего-навсего “досуг”. Существовало два способа обучения детей — афинский и спартанский. Сам процесс образования афинской версии заключался в мирном и неспешном обмене философскими мыслями детей и умных взрослых с перерывами на обучение грамоте и гимнастические упражнения. Ученики Спарты больше внимания уделяли военно-физическому развитию, однако прекрасно умели читать и писать. Дети отбирались у родителей в семилетнем возрасте и воспитывались строгими менторами, а с 15 до 20 лет обязательным становилось еще умение громко и хорошо петь, не прекращая усиленных занятий спортом. Заметим, что именно суровые спартанцы прославились умением коротко и четко отвечать даже на самые хитроумные вопросы, особенно преуспели в этом жители Лаконии. Именно здесь таятся корни выражения “лаконичный стиль”. Педагогами же греки называли рабов, единственной функцией которых было провожать детей в школу и обратно.

Самым старым образовательным учреждением считается мусульманский университет Карауин, документы фиксируют его открытие в 859 году, однако так же достоверно известно и о том, что образование давалось в первых христианских монастырях, свидетельства этому до сих пор можно увидеть в коптских монастырях Египта, самый старый из которых начал свое существование как минимум в III веке нашей эры.

Да, образование девочек очень долго сводилось лишь к посвящению в тонкости ведения быта и ухода за младшими братьями и сестрами — исключение позволялось лишь для дочек знати и тех, кому была уготована жреческая карьера при некоторых древних культах. В некоторых странах и в наше время ситуация не слишком поменялась.

Когда в России появились первые школы

Россия обязана появлению школ Владимиру-Красному Солнышку, крестившему Русь: сразу после этой глобальной акции правитель, видимо, решил, что новую веру эффективнее всего насаждать в молодые головы, посаженные чинно рядышком в большом количестве. Ярослав Мудрый в Новогородском княжестве сделал обязательным обучение грамоте для детей знати и духовных лиц.

Важность школы для государства в полной мере понял только реформатор Петр I: прорубив окно в Европу, он принялся за дело с поистине царским размахом. Посылал детей на обучение в соседние просвещенные страны, а в Россию выписывал иностранных преподавателей. Так, в 1700 году в Москве Петром была открыта Школа математических и навигацких наук, первое светское образовательное учреждение. Преподавательский состав был целиком из Англии и Голландии, тогдашних лидеров мореходного дела. Одновременно в школе учились около 500 учеников на полном казенном содержании с обязательной прогрессивной стипендией, однако побег из учебного заведения карался сурово: смертной казнью. Император лично курировал процесс образования, знал всех учеников, которые впоследствии заняли ключевые посты в динамично развивающемся государстве.

После Петра образование было весьма неоднородным: церковно-приходские школы, дававшие минимум знаний простым людям, духовные заведения при монастырях и, разумеется, знаменитый Царский Лицей для избранных. До 1918 года обучение было раздельным: объединение школы наделало немало шума и эта модель просуществовала четверть века, чтобы вновь разделиться в 1943 и окончательно вернуться к привычной нам модели совместных школ в 1954-55 гг. Споры о необходимости обучать девочек и мальчиков раздельно то и дело возникают и сейчас: у модели существует множество сторонников и противников, аргументы и доводы каждой из сторон кажутся вполне логичными и разумными. С одной стороны, девочки и мальчики, например, действительно сильно отличаются эмоционально, что должно диктовать разный подход учителя к манере общения с классом. С другой стороны, после школы им предстоит жить в смешанном обществе, а социальные навыки закладываются именно в детском возрасте. Время покажет, в какую сторону эволюционирует модель школы, уже сейчас некоторые российские школы в порядке эксперимента вернули раздельное обучение.

1 сентября – День Знаний

За появление этой даты в наших календарях в качестве точки отсчета нового учебного года мы тоже должны поблагодарить Петра I. До царя-реформатора в этот день отмечалось наступление нового года: окончание сбора урожая считалось вполне веским поводом устроить грандиозный праздник, и эта практика считалась нормальной не только в России. Еще одна причина, по которой дети начинают учебу лишь в сентябре тоже привязана к земледельческим хлопотам: до относительно недавнего времени миллионы детей принимали самое активное участие в этом важном процессе, и сроки уборки урожая часто диктовали смещение начала учебного года. Окончательно дата стала обязательной только в 1930 году, до этого момента разные школы России начинали принимать учеников в разное время, что порядком всех путало.

Именно поэтому нет ничего удивительного, что эта же дата обозначает начало учебного года и во многих других странах, а в тех, где она смещена, это все равно привязано к возделыванию полей: например, австралийцы и латиноамериканцы отправляют детей на учебу 1 февраля, что в южном полушарии эквивалентно нашему 1 сентября.

Вместе с российскими детьми на праздничную линейку 1 сентября пойдут их сверстники почти во всех странах пост-советского пространства и Израиля. Великобритания, Канада и США совпадают с этой датой, если она приходится на первый вторник месяца, во всех остальных случаях привязка к дню недели оказывается сильнее числа. Греки учатся с 12 августа, шведы – с 15-го, а итальянцы с испанцами – с 1 октября.

В Индии, Японии и почему-то Норвегии школьники садятся за парты в апреле, в Сингапуре – в январе, в Таиланде и на Филиппинах – плавающие даты в апреле-мае.

Как принято отмечать День знаний в разных странах

В какую бы дату это ни происходило, это всегда праздник. Дети надевают праздничную одежду, школы украшаются цветами и воздушными шариками. Есть и очень трогательные традиции: например, в Австрии и Германии принято дарить детям «сахарные кульки», наполненные сладостями, а израильтяне сразу после «линейки» устраивают настоящий парад воздушных шаров, когда каждый ребенок пишет пожелание, прежде чем запустить шарик в небо. Комфортнее всех начинать учебу японским первоклашкам: нарядные и степенные, они обходят вместе с родителями и учителями украшенную школу, а затем еще неделю проводят дома, постепенно привыкая к новому для них статусу учеников.

В Чехии вместо торжественной линейки для первоклассников устраивают праздничный концерт с клоунами, а в Польше не принято дарить цветы на 1 сентября, вместо этого букеты вручаются учителям на 14 октября (День Учителя) в конце учебного года, в июне.

Школьники Камбоджи вместо привычных нам цветов несут с собой в первый учебный день в подарок учителю мыло, полотенце, или даже бытовые приборы, если школа престижная, а родители могут позволить себе такие подарки.

В Ирландии не проводится никаких особых торжеств, просто звенит звонок, и дети садятся за парты, зато учебный год никогда не начинается в понедельник: этот день ирландцами считается “Днем Духов”. А в Голландии все наоборот: именно понедельник считается самым удачным днем для начала занятий, детей ничему не учат в День Знаний, зато угощают мороженым от имени школы, то есть бесплатно.

Российские школьники тоже чаще всего не учатся в этот день, предпочитая общаться с одноклассниками, узнавая школьное расписание на год и, конечно же, радуясь новому учебному году. Мы поздравляем школьников, родителей и, конечно же, учителей с этим чудесным осенним праздником и желаем всяческих успехов в этом нелегком, но таком важном труде обучения.

Публикации раздела Лекции

В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже - учителя-предметники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как менялась система образования в России на протяжении десяти веков.

Николай Богданов-Бельский. Вдохновение (фрагмент). 1910. Частное собрание

Иван Владимиров. На уроке грамоты у дьячка (фрагмент). 1913. Частное собрание

Николай Богданов-Бельский. Сочинение (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов» , - сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию , а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука - ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде , Смоленске , Суздале , Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них - грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после - слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.

В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал - в 1218 году - свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.

Василий Татищев

Николай Богданов-Бельский. Будущий инок (фрагмент). 1889. Латвийский Национальный художественный музей, Рига

Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Богданов-Бельский. У дверей школы (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» - сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.

В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию . Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий - их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына - будущего Петра I - не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.

Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. - Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.

Сергей Платонов, «Русская история»

Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. - Прим. ред. ) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.

Николай Богданов-Бельский. Ученицы (фрагмент). 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Алексей Стрелковский. Сельская школа (фрагмент).1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы - упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы - они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук . Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора - в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.

Положение об учреждении Академии наук и художеств, 1724

Василий Перов. Приезд институтки к слепому отцу (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Лемох. Гимназистка (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II . В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как . Институт просуществовал до 1917 года.

Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география... В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике... Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.

Зинаида Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах - средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

Алексей Корин. Опять провалился (фрагмент). 1891. Калужский областной художественный музей, Калуга

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1900-е. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию , психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование - в приоритете были гуманитарные науки.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей . За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:

…До самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие - все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические.

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств - выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века - четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:

Школа, в которой я проучился с 1933 по 1939 год, была построена в 1930 году и считалась новой. Она не была исключением в то время. Но таких школ было еще немного. Она не была привилегированной. Но вместе с тем она была одной из лучших школ в стране.
Приобщение к культуре на первых порах происходило для меня также через школу. Это упоминавшиеся выше экскурсии, различного рода кружки, коллективные походы в музеи, в кино и в театры. В нашей школе был драматический кружок. У нас были даже уроки музыки. Учитель, заметив, что у меня не было ни голоса, ни слуха, но что я что-то постоянно рисовал, предложил мне «рисовать музыку», то есть изображать в рисунках то, как я воспринимал музыку.

В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии , латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния из советской школы убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет - начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.

Российская школа в своем развитии прошла довольно длительный путь. Ее история началась еще во времена древней Руси, с тех пор претерпела немало изменений, хотя и в настоящее время ей по-прежнему есть куда стремиться.

История российской школы берет свое начало во времена Киевской Руси. Важную роль в ее развитии сыграли реформы XVIII, а также XIX вв. и ХХ в. Россия встретила уже со сформировавшейся многопрофильной системой образования, которую государство и общество стремились развивать и совершенствовать. По мере развития страны, развивалась и система образования, отражая все успехи и поражения государства и, в свою очередь, оказывая сильное воздействие на культурное и социальное-экономическое развитие России. Советский период в образовательной системе принято считать сложным и противоречивым, однако он оставил не только многочисленные проблемы, но и бесспорные достижения.

Этап современного развития школьного образования в России также называют неоднозначным, однако в обществе начинает формироваться понимание того, что возрождение страны, успех ее реформ и преодоление кризисных явлений не только связаны, но и во многом зависят от той политики, которой государство придерживается в области образования. Изучение процессов становления и развития образовательной системы в России, а также влияние государства, общества и отдельных его деятелей приобретает на этом этапе особый смысл, теперь у школьного образования не только познавательное, но и социально-практическое значение. Ярчайшим примером, из которого можно многое почерпнуть, является опыт школы в России XIX-ХХ вв. , когда создавались разнообразные формы, методы обучения, огромное внимание уделялось нравственному, а также патриотическому воспитанию. В идеале история школьного образования в России должна послужить своеобразным теоретическим фундаментом, на котором и будет дальше развиваться и совершенствоваться вся российская система образования, которая не только осваевает все прогрессивное, но и помнит свои национальные корни, а также учитывает достижения и успехи, уже проверенные временем.

Принятие христианства в 988 г. на Руси не только способствовало быстрому распространению письменной культуры, но и послужило благодатной почвой для создания первых школ, которые появились при князе Владимире Святославовиче – именно тогда началась история школы в России. Поскольку создавались они в основном при монастырях, то и преподавало в них, соответственно, духовенство. В первых школах учили читать, писать, также были такие дисциплины, как пение и богословие. Девушек кроме этого обучали еще различным полезным ремеслам (шить и т. п.) .

Более серьезное образование получали «лучших людей дети»: их готовили к государственной или церковной службе и обучали грамматике, риторике, философии, иностранным языкам, для чего использовали исторические сочинения из Византии, географические и естественно-научные труды и даже сборники высказываний авторов античной эпохи. Однако более всего в этот период было распространено индивидуальное обучение.

Причиной понижения общекультурного уровня на Руси стало монголо-татарское нашествие. Со временем же потребность в образованных людях только возрастала, что связано, прежде всего, с экономическим развитием страны, а также с установлением международных связей. Возникновение книгопечатания в середине XVI в. стало крупнейшим событием, повлиявшим на развитие грамотности на Руси, уже к концу XVI в. количество образованных людей значительно возросло. Однако развитие городской жизни, рост международных связей, оживление торгово-промышленной сферы и сложная система государственного аппарата требовали увеличения числа высокообразованных людей. Составлялись большие библиотеки, а в 1634 г. появился первый русский учебник – букварь Василия Бурцева.

В XVIII в. появилась светская школа и были разработаны основные принципы светского обучения, а также воспитания. Кроме этого, была предпринята попытка сформировать государственную систему образования. В конце века на Руси было 288 школ, где обучались 22 220 учеников, но домашнее образование по-прежнему было распространенным явлением.

В 1802 г. было сформировано Министерство народного просвещения, разработавшее план организации системы образования, которое можно было получить в уездных и приходских училищах, губернских гимназиях и университетах. Помимо этого существовали и духовные, а также благотворительные училища. Создавались учебные округа, во главе которых стояли попечители, сами же округа возглавлялись университетами.

После восстания декабристов школы вывели из-под управления университетов, теперь они подчинялись напрямую попечителям округов. Согласно Положению о начальных училищах 1864 г. , начальное образование становилось общедоступным и бессословным. В среднюю школу также мог поступить каждый при успешной сдаче вступительных экзаменов. Возрастает в системе образования и роль общественности – создаются попечительские и педагогические советы.

После Великой октябрьской революции система школьного образования в России вновь претерпевает изменения. Все учебные заведения теперь управляются Наркомпросом РСФСР: частные школы закрыты, образование становится общедоступным и бессословным. Основная задача, которую перед собой ставила советская школа – это ликвидация безграмотности, поэтому в этот период активно создавались школы как для детей, так и для взрослых.

В настоящее время российские школы дают так называемое среднее образование. Курс рассчитан на 11 лет и официально считается бесплатным, за счет родителей учеников приобретаются только учебные пособия. Согласно Конституции РФ обязательным для всех являются первые две ступени школьного образования – начальная (4 года) и основная (5 лет) , однако полным среднее образование считается только по окончании всех 11 лет обучения.

Начиная с 1990-х гг. в системе российского образования проводится реформа, основным направлением которой является ориентация, прежде всего, на развитие личности самого учащегося, формирование ЗУНов, стандартизацию системы образования для преемственности имеющихся образовательных программ, а также единства образовательного пространства и введение ЕГЭ как формы, совмещающей выпускные экзамены в школе со вступительными испытаниями в ВУЗы.

Поскольку все российское общество в целом переживает сегодня глубокие, в том числе и социокультурные изменения, это не может не отражаться и на сфере образования и воспитания. Сложность, как и определенная непоследовательность реформы обусловлена, с одной стороны, тем, что процесс реформирования самого общества еще до конца не завершен, с другой же стороны, успех любой реформы зависит от всей образовательной политики страны, ее системности, последовательности, а главное, эффективности.

В современном обществе школа определяет будущее страны и является одним из условий ее возрождения. Немаловажно, чтобы это понимание стало приоритетом политики государства в области образования.

Когда была открыта первая школа, Вы узнаете из этой статьи.

Когда были открыты первые школы?

Подобие школы появилось еще в Древнем Египте, где обучали приближенных к фараону людей и детей.

Первая известная школа была открыта в древней Греции философом и ученым и была названа в его честь – Пифагорейская школа. Пифагор много путешествовал по миру в поисках знаний, он проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции

Когда были открыты первые школы на Руси?

С самого существования Древней Руси образование не играло нужной роли. Освоить науку позволялось только детям из богатых семей бояр и дворян. Считалось, что крестьянам она вовсе не нужна. Они должна заниматься обработкой не только своих земель, но и угодий хозяина. Но с периода крещения Руси ситуация в корне изменилась.

Историки считают, что на Руси первые школы были учреждены в городе Киеве в 988 году . Об этом говориться в летописи под названием «Повесть временных лет». Зарождением образования мы обязаны князю Владимиру Святославовичу, который издал указ. Согласно ему всех детей в боярских и дворянских семьях отдавали в школы для обучения книжных дел. Тогда матери не понимали, почему у них забирали детей, воспринимая обучение как пытку, они оплакивали и прощались с детьми. Словно провожая их на войну.

Открытая усилиями князя Владимира школа имела название «Книжное учение». Она являла собой настоящее дворцовое учебное заведение. В школе училось 300 детей, разбитых на группы и каждая группа имела своего учителя. Позже при храмах и монастырях также стали открываться подобные школы.

Термин «школа», как мы привыкли его понимать, на Руси появился в 1382 году. Он пришел от европейских традиций и обозначал учебные заведения, в которых люди обучались ремеслам и получали специализированные знания.

В мае 1086 года на Руси появилось первое училище для девушек. Его основателем был князь Всеволод Ярославович. Анна Всеволодовна, его дочь, и обучалась в нем наукам и, одновременно, возглавляла заведение. С 1096 года подобные школы начали открываться на всей территории Руси.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....