Как провести минуту молчания. Сценарий торжественной линейки «Минута молчания

МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

·участию губ

·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губ

Неогубленные

Сгубленные

Ряд

Передний

Средний

Задний

Подъем

Верхний

Средний

Нижний

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Звук и буква П

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук П"


Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Б

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Б"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква М

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук М"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
относительно передних зубов (резцов).

Звук и буква С

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук С"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква З

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук З"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ц

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Т

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук Т"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Д

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Д"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Н

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Н"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Л

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Л"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

Звук и буква Р

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Р"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

Звук и буква Ш

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Ж

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ч

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Щ

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

Звук и буква К




Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук К"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Г



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Г"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Х



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Х"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Й



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

Зачем нам чистоговорки?

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

произношения.

3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

активно работать губами и языком. А затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции .

Чистоговорки со звуками Р, Р’

Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

Чистоговорки со звуками Л, Л’

Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

Чистоговорки со звуками С, С’

Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

Со-со-со- --- дали Соне колесо.

.Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

Чистоговорки со звуками З, З’

За-за-за --- у Захара коза.

Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

Чистоговорки со звуком Ш

Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

Чистоговорки со звуком Ж

Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.

Языкознание.

ТЕМА 1

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонетика – это наука, изучающая звуки речи, звуковые законы, слог, ударение, интонацию.

Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций. Фонология – часть фонетики.

1. Звуки речи как природная материя языка.

2. Принципы классификации звуков речи.

3. Слог и его виды

4. Ударение и его виды. Проклитики и энклитики.

5. Интонация

6. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

7. Орфоэпия

8. Фонетические и исторические чередования

9. Фонемы и системы фонем

1.ЗВУК РЕЧИ – это кратчайшая не членимая единица языка, выделяемая при последовательном звуковом членении слова.

Звуки речи имеют акустическую, артикуляционную и функциональную стороны.

АКУСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ.

Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.

Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.

ДЛИТЛЬНОСТЬ звука – это его продолжительность во времени. Длительность звуков речи измеряется в миллисекундах, т е миллионных долях секунды. В некоторых языках (английский, немецкий, французский, чешский). Различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длиннее безударных. Например, в слове сад долгота звука а – 150 м/с.



В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы).

Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.

Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Для того чтобы произнести звук речи, органы речи должны совершить определенную работу и занять определенные положения. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука называется артикуляцией этого звука. Выделяют 3 фазы артикуляции:

1) Приступ (в этот момент органы речи из спокойного состояния переходят в положение, необходимое для произнесения какого-либо звука.)

2) Выдержка (это сохранение положения, необходимого для произнесения звука).

3) Отступ (это перевод органов речи в спокойное состояние или в приступ к произнесению следующего звука).

У каждого языка органы речи занимают разные положения и совершают разные движения. Вся совокупность движений и положений органов речи, необходимых для образования звуков какого-либо языка, называется артикуляционной базой этого языка.

У каждого языка своя артикуляционная база. Например, для русской артикуляционной базы не характерно использование задней части мягкого нёба и глотки. Поэтому в русском языке нет «картавых» согласных (типа английского r), глоточных и гортанных согласных (которые есть в грузинском языке)

Артикуляционная база языка постепенно изменяется, поэтому изменяется и система звуков языка. Например, в древнерусском языке были носовые гласные (о-носовое и э-носовое)

1. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Во всех языках мира есть 2 типа звуков: гласные и согласные. Их различие заключается в том, какую роль они играют при образовании слогов, и в том, как они образуются.

Гласные звуки являются вершиной слога (сонантом), образуют слог. Согласные сопутствуют гласным (являются консонантом). Сопутствуют гласным и слога не образуют.

Однако, в некоторых языках слогообразующими могут быть также и сонорные согласные «r» и «l». Например, в чешском языке v!k (в русском языке – волк). Кружочек показывает звукообразующий слог.

При образовании гласных, речевой канал открыт, напряжение разлито по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды. При образовании согласных напряжение сфокусировано, в месте образование преграды, которую воздушная струя преодолевает, взрывая или проходя сквозь щель, в результате чего образуются шумы, составляющие характеристику согласного.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Основанием для классификации гласных является работа губ, ряд и работа языка. По работе губ гласные бывают лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Лабиализованными являются звуки [о], [у]. нелабиализованные – все остальные.

ЗЕМСКИЙ 1ч пар.73.

При классификации гласных дополнительно учитывается назализация, напряженность и долгота. В ряде языков существуют назальные (носовые) гласные, при произнесении которых воздушная струя проходит не только через ротовую полость, но и через полость носа. Такие гласные есть во французском и польском языках, были в старославянском.

Во многих языках ударные гласные могут быть краткими и долгими, в результате чего образуются пары гласных по длительности. Pas – pas, vapa – vapaa, ship – sheep, man – men. Кроме долгих гласных в языках мира существуют дифтонги – это гласные со сложной артикуляцией, произносимые в 1 слог, и выступающие как единый звук речи. Дифтонги бывают восходящими и нисходящими. В восходящем дифтонге сильным является 2ой элемент. Nuova – bueno. В нисходящих дифтонгах сильным является первый элемент. baum – mein , home.

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Поэтому мы даем описание нормальных артикуляций всех гласных, что поможет воспитателю в случае надобности исправить тот или иной дефект. Методика же дана только для более часто наблюдающихся случаев.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).
Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Устранение недостатков произношения звуков и, ы

Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
и .
«Лошадки». Дети в упряжке бегают и ржут: ииии.. .иии...
и и э (е) . Воспитатель поправляет.
Стишки, потешки, в которых часто перемежаются звуки и, э (е) :
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зернышки и крошки.
Он немножко поклюет
И «спасибо» запоет.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Убежит Кирюшка в сад,
Петушок зовет назад.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка».
Это стихотворение можно инсценировать: рассказчик - все дети, спрашивает же воспитатель или один из ребят.
Игры и тексты для обучения звуку ы .
«Телефон». Дети передают друг другу поочередно звуки и-ы .
Стишки, потешки, в тексте которых часто встречается звук ы рядом с и :

Чище мойся - воды не бойся.

Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, Вымыл хвостик,
Вымыл ухо, Вытер сухо.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.

У пней, погляди-ка,
Растет земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гадки.

Полезна игра в «Театр». По фотографиям-открыткам детских головок или куклам отгадываются звуки.

Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях

Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка - поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи... , затем и-и-и-..., пи-би-ки-ги .
Если ы произносится как и (рил - рыл, сипал - сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы , потом бабобу-бэбибю и т. п.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Лекция 2. Артикуляционные и акустические характеристики русских звуков. Полный фонетический разбор.

План.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков по:

а) месту образования,

б) способу образования,

г) твердости / мягкости,

д) длительности / краткости.

Подробная характеристика работы речевого аппарата при образовании звуков каждой группы.

3. Типология гласных по:

а) месту изгиба языка,

б) степени подъема языка,

в) участию губ.

Подробная артикуляционная характеристика и группировка звуков.

4. Графические интерпретации артикуляционной классификации гласных русского языка.

5. Акустическая классификация звуков. Учение о различительных признаках в общей и русской фонетике.

6. Порядок и методика фонетического анализа (транскрипция, место ударения, слогоделение, определение типов слогов, харак-ка звуков)

7. Фонетический разбор в школьной практике.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

а) Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п, б, м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными : [в, ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными : [т, д, с, з, н], когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными : [р, ш, ж, ч"], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные : [j]. Заднеязычные либо средненёбные : [к", г", х"] либо задненёбные : [к, г, х].

· Губно-губные [б, п, м]

· Губно-зубные [в, ф]

· Переднеязычно-зубные [т, д, с, з, н, л, ц]

· Переднеязычно-передненебные [р, ш, ж, ч]

· Среднеязычно-средненебные [j]

· Заднеязычно-средненебные [г’, к’, х’, γ’]

· Заднеязычно-задненебные [г, к, х, γ]

б) Способ образования согласного - это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые .

Щелевые (фрикативные - от лат. fricatio - "трение") образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных орга­нов речи, представляющих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j]. При щелевых боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л"].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие . Взрывные согласные содержат в своем образовании два момента: сначала происходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом. Таковы, например, [п, б, т, д, к, г]. Аффрикаты (или смычно-щелевые, слитные) содержат, как и взрывные, тот же начальный момент - полную смычку органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц, ч"]. Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной (носовой) занавески; воздух свободно протекает через носовую полость: [м, н]. Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р"].

· Щелевые / фрикативные

Боковые [л, л’]

Срединные [в, ф, з, с, ш, ж, j, х, γ]

· Смычные

Носовые [м, м’, н, н’]

Взрывные [п, б, д, т, г, к]

Аффрикаты (слитные) [ц, ч]

Дрожащие (вибранты) [р, р’]

в) соотношению голоса / шума, По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р, л, м, н, j] и шумные [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [б, в, г, д, ж, з]. Разница между сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара - звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [дж"]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился, это дочь была произносится не [ч"], а его звонкий заместитель [д"ж"]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным.



г) твердости / мягкости, Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образования мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при образовании твердых - в более задней части ротовой полости. [в"]ил- [в]ыл, [п"]ил- [п]ыл, [л"]ёг- [л]ог, [р"]яд- [р]ад. Это основное движение по горизонтали сопровождается напряжением и приподнятием разных участков языка. При образовании мягких согласных напрягается и приподнимается по направлению к твердому нёбу передняя часть языка. При образовании твердых согласных напрягается и приподнимается по направлению к мягкому нёбу задняя часть языка. Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"] и др. У [ж] пара [ж"], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж"]ы - вожжи, дро[ж"]ы - дрожжи. Так произносят эти слова многие говорящие на литературном языке. (Допустимо и произношение твердого [ж] на месте [ж"].)

Только у [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией. Без этой артикуляции никакого согласного звука вообще не возникает.

д) длительности / краткости

2. Парность согласных звуков в вузовской и школьной трактовке.

3. Типология гласных

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти.

Классификация гласных строится на трех признаках: а) месту изгиба языка, б) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, в) участии губ.

а) месту изгиба языка, (По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали) различаются гласные переднего рядa [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а]. Простейшая таблица русских гласных такова (она именуется квадратом Р.И. Аванесова):

б) степени подъема языка,По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

в) участию губ. По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные ) и неогубленные (нелабиализованные ). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

Литературное произношение в русском языке

контрольная работа

7. Артикуляция каждого звука в русском языке

Все сегментные единицы фонетической системы, звуки, традиционно разделяются на гласные и согласные. Это деление является универсальным для всех языков. В зависимости от роли, которую играют гласные и согласные в фонетической системе того или иного языка, все языки мира делятся на вокальные (итал., исп, япон.), консонантные (русск.) и смешанные (нем.) языки.

Согласные звуки отличаются от гласных особенностями артикуляции, акустическими характеристиками и функционально.

Артикуляционное различие: гласные образуются без наличия преграды, воздушная струя достаточно свободно проходит через ротовую или носовую полость. При образовании согласных обязательно наличие того или иного вида преграды, поэтому В.А. Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями», а согласные - «ртосмыкателями». При образовании согласных, как отмечал И.А. Бодуэн де Куртенэ, напряжение возникает только в одной части произносительного аппарата, оно локализовано; при произношении гласных - напряжение присутствует на протяжении всего звука, т.е. гласным свойственна нелокализованная артикуляция.

Акустическое различие: гласные образуются с помощью тона голоса (гармонические, периодические колебания), а при образовании согласных обязательно наличие шума (негармонических колебаний).

Функциональное различие: гласные - слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном они примыкают к гласному. Кроме того, согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова (прътъкъл, звъкъвъй); гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова.

Однако четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Так, например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, глайдами, поэтому они тоже могут быть слогообразующими. Сонорный J, занимающий серединное положение между согласными и гласными, в слабой позиции является полугласным звуком.

При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка, участие губ, объем и форма ротовой полости. В зависимости от подъема языка и нижней челюсти по вертикали гласные в русском языке делятся на три группы: верхнего (И, Ы, У), среднего (Е, О), нижнего (А) подъема. По сте- пени продвижения языка по горизонтали различают гласные переднего ряда (И, Е), среднего, или смешанного (Ы, А) и заднего ряда (О, У). Активное участие губ свойственно лабиализованным гласным (О, У). Остальные гласные - нелабиализованные (А, И, Ы, Е).

Находящиеся в безударных позициях гласные неверхнего подъема редуцируются и меняют свои артикуляционные характеристики. Так, гласный [Л] первого предударного слога после твердых согласных характеризуется как звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда; гласный второй степени редукции, выступающий в других безударных слогах, характеризуется как гласный среднего ряда среднего подъема - [ъ]. В положении после мягких согласных в первом предударном слоге выступает гласный переднего ряда верхнего подъема - [ие], а в других безударных слогах - гласный средне-верхнего подъема переднего ряда - [ь].

Согласные

Одним из главных артикуляционных признаков согласных является наличие преграды, т.е. фокуса образования, или места, где возникает напряжение речевых органов (П, Т). Если преграда находится в одном месте, согласные называются однофокусными (это большинство согласных - Т, Д, П, Б, С, З, В, Ф, Г, К, Х, Л, Н, Р, М, J). Согласные с двумя преградами (в передней и задней части спинки 10 языка) называются двухфокусными (Ж, Ш, Ш:,Ч). Наличие второй преграды создает специфический, шипящий тембр звука.

По характеру преграды, т.е. по способу образования согласных, выделяют три типа преград (смычка - плотное сжатие активного и пассивного органа, щель - сближение активного и пассивного органа, вибрация - смыкание и размыкание органов речи) и соответственно - три группы согласных: смычные - Б, Б, Г, Г, Д, Д, К, К, Л, Л, М, М, Н, Н, П, П, Т, Т, Ц, Ч; щелевые - В, В, Ж, З, З, С, С, Ф, Ф, Х, Х, J, Ш, Ш:; дрожащие - Р, Р. При характеристике согласных важным является не только вид преграды, но и способ её преодоления, поэтому смычные согласные подразделяются на три группы: а) эксплозивные, или взрывные (резкое размыкание, разрыв смычки) - Б, Б, П, П, К, К, Г, Г, Т, Т, Д, Д; б) аффрикаты (смычка постепенно переходит в щель) - Ц, Ч; в) смычно- проходные (при сохранении смычки воздух проходит иным путем - через носовую полость - М, М, Н, Н (носовые) - или между языком и внутренними сторона- ми щек - Л, Л (боковые). Некоторые лингвисты относят звуки Л, Л к щелевым согласным, другие считают их разновидностью аппроксимантов, т.е. полугласных, глайдов.

Взрывные согласные в конце слова и перед последующим взрывным выступают обычно как имплозивные, т.е. в виде хлопка (лоб, подпорка).

Щелевые согласные по форме щели подразделяются на круглощелевые, у которых язык приобретает форму желобка (С, З), и плоскощелевые (В, Ф, Ш, Ж, Х,). Плоскощелевыми согласными являются также все мягкие щелевые согласные, так как подъем средней части спинки языка к нёбу образует всегда плоскую щель (В, Ф, С, З, Ш:, Х, J).

По месту образования, т.е. в зависимости от того, какой орган является активным в образовании согласного, выделяют губные и язычные согласные. Губные, в свою очередь, подразделяются на губно-губные, или билабиальные - при активной нижней губе и пассивной - верхней (М, М, П, П, Б, Б), и губно-зубные, или лабиодентальные - при активной нижней губе и пассивных верхних зубах (В, В, Ф, Ф).

Язычные согласные делятся на переднеязычные (преграда образуется передней частью спинки языка и твердым нёбом), среднеязычные (J - активной является средняя часть спинки языка, поднимающаяся к твердому нёбу), заднеязычные (задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу - К, К, Г, Г, Х, Х). Переднеязычные по пассивному органу подразделяются на зубные (передняя часть языка образует преграду с нижними или верхними зубами - Т, Т, Д, Д, С, С, З, З, Н, Н, Л, Л, Ц) и нёбные (язык поднимается к твердому небу - Ш, Ш:, Ж, Ч, Р, Р). По положению кончика языка выделяют: а) дорсальные (Д, Д, Т, Т, Ц, Н, Н, З, З, С, С) - преграда образуется спинкой языка при опущенном к нижним зубам кончике языка; б) апикальные (Л, Л, Р, Ч, Ш:) - кончик языка поднимается к верхним зубам и альвеолам; в) какуминальные (Р, Ж, Ш) - кончик языка поднимается и слегка загибается назад к твердому нёбу. Заднеязычные согласные подразделяются по пассивному органу на задненёбные (К, Г, Х) и средненёбные (К, Г, Х).

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные согласные, при образовании которых преобладает голос (Р, Р, Л, Л, М, М, Н, Н, J), и шумные, при образовании которых преобладает шум (все остальные согласные). Шумные согласные подразделяются на звонкие согласные, в образовании которых участвует голос (Б, Б, В, В, Г, Г, Д, Д, Ж, З, З), и глухие, в образовании ко- торых участвует только шум (П, П, Ф, Ф, Т, Т, Ш, Ш:, К, К, С, С, Ц, Ч, Х, Х). Звонкие и глухие согласные образуют пары: Б - П, Г - К, З - С, Ж - Ш, Д - Т, В - Ф. Не имеют пары по звонкости-глухости в русском литературном языке шумные глухие согласные Ц, Ч, Х, Х, Ш:. Необходимо отметить, что сонорные согласные в позиции конца слова, особенно после шумных глухих согласных, могут произноситься с частичным оглушением (метр, театр, пар).

Согласные в русском языке характеризуются и так называемой дополнительной артикуляцией - палатализацией и веляризацией согласных. Палатализация связана с подъемом средней части спинки языка к твёрдому нёбу и с продвижением спинки языка вперед. Веляризация связана с незначительным подъемом задней части спинки языка к мягкому нёбу. По этому признаку выделяются две группы согласных - твердые (веляризованные) и мягкие (палатализованные). Эти две группы согласных также образуют ряды согласных, где каждый твердый согласный имеет парный мягкий согласный (Б - Б, Т - Т, Л - Л и др.). Не имеют пары по данному признаку твердые Ж, Ш, Ц и мягкие Ч, Ш: . Вне корреляции стоит согласный J, у которого палатализация не является дополнительной артикуляцией, а связана с основным признаком - местом образования.

Как отмечают некоторые лингвисты, палатализация в современном русском языке является не столько дополнительной артикуляцией, сколько основной, так как она влияет на весь уклад речевых органов: круглощелевые С, З, например, коррелируют с плоскощелевыми С, З; какуминальный Р коррелирует с апикальным Р и т. п.

Делись добром;)

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...