Конспект занятия на тему дифференциация звуков. Конспект занятия «Дифференциация звуков - и букв, которые их обозначают в словах и предложениях


Гуртова Елена Николаевна

учитель-логопед

ГБОУ ЦРР-детский сад №1090

«Дифференциация звуков [С] - [З] ».

Цели:

Различение звуков [С] - [З] на слух и в произношении: в слогах, сло вах и предложениях.

- Образование притяжательных прилагательных .

Закрепление навыков звуково го анализа и синтеза .

- Развитие связной речи и воображения (составление сказки с данными персонажами) .

Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, ре агировать на высказывание сверстника, соблюдать в бесе де очередность, быть доброже лательным.

Оборудование:

большие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для оформления зала), маленькие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для работы с фланелеграфом), маленькие фигурки зайцев (по числу детей), все фигурки выполненные в технике оригами; фланелеграф; карточки со звуками [З], [С]; карточки с изображением большой и маленькой пилы, насоса, комара, звонка, воздушного шарика, пчелы, шины.

Предварительная работа:

дети самостоятельно конструируют фигурки зверей в технике оригами; составляют рассказы про одного персонажа; знакомятся со звуками [З], [С]; ведется работа по формирования фонематического анализа и синтеза, развитию речевого дыхания, высоты и силы голоса.

Помещение, в кото ром проводится занятие, должно быть оформлено как лес с полянками и с ис пользованием фигурок зверей, выполненных детьми в процессе продуктивной деятельности (оригами), в качестве декора ций.

Ход занятия

    Оргмомент.

Дети входят в зал.

Логопед

2. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Логопед

3. Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах. Чтение слогов.

Логопед

4. Развитие умение контролировать силу и высоту голоса.

Логопед

5.Физкультурная пауза.

Логопед

6. Дифференциация звуков в словах

Логопед

7.Развитие связной речи.

Логопед

Логопед


Литература.

    Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1968. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - Москва - Воронеж, 2001. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1981. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988

Тема: Дифференциация звуков З-С

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.

Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.

Ход занятия

1. Организационный момент
(дети стоят перед столами)
Логопед: - Дети, сейчас будет интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)

Логопед: - По каким признакам догадались что пароход?
(По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: - Кто управляет пароходом?
(Капитан)
Логопед: - Кто ему помогает?
(Матросы)
Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук – З – поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук – С – карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.

2. Работа с изолированными звуками

Логопед: - П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: - Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе. Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать?
Постановка цели. Логопед: - Сегодня будем учиться различать звуки – з – с
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – с –?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – з –?
Логопед: - Какая разница между звуками?
(Звук – с – глухой, а звук – з – звонкий)
Логопед: - А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые)
Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»

3. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА)
СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ)

(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Слушаем дальше.
ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА)
СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)

4. Пальчиковая гимнастика

Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)

Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)

(музыка усиливается)
Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)

5. Дифференциация звуков в словах

Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук – с –. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком – з –
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: - Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - с - .
(Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком – з –.
(Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. (логопед выставляет картинку с пальмами).

6. Физ. минутка

Логопед:- Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, (бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

Логопед:- Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.»
Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком «с» мне назови.

Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком «з» мне
Назови.

7. Работа со слоговым составом слова

Логопед: - Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов.
Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану.
(автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)

8. Дифференциация звуков в предложении

Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:

Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.

(произношение чистоговорки отдельными детьми.)

9. Итог занятия

Логопед: - Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.

Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.

Цель: дифференциация звуков С-З.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки С-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Пальчиковая игра "Пальчики-колечки"
Задание направлено на дифференциацию произношения звуков С-З в слогах, словах; на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти; на развитие мелкой моторики
Ну-ка, пальцы,
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак)
Вышли в ряд!
Пальцы в колечки будем сгибать,

Будут пальцы помогать
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.)
Слова и слоги называть!
(В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.)
СА-ЗА-СА

Сани-заинька-лиса,

ЗА-СА-ЗА,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Зайка-санки-стрекоза,
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)
СЫ-ЗЫ-СЫ,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Сын-мимозы-и усы,
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)
СО-ЗО-СО,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Соки-Зоя-колесо.
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)

"Закончи предложение"
Задание направлено на дифференциацию произношения С-З в самостоятельной речи, на уточнение (расширение) словаря.

Взрослый начинает предложение, а ребенок должен добавить слово со звуком С или З.
- Осенью идет дождь, а зимой падает... (снег).
- Осенью листья на деревьях желтые, а летом... (зеленые).
- Летом дети катаются на велосипедах, а зимой по снегу на... (санках).
- Летом дети лепят из песка башни, а зимой лепят из снега... (снеговиков).
- Летом дети собирают на поляне цветы, а осенью в парке опавшие... (листья).
- Осенью носят осеннюю одежду, а зимой... (зимнюю).

Пальчиковая игра "Апельсины"
Зоя, Зина и Зарина
(Загибаем пальчики на одной руке.)
Обожают апельсины.
Света, Слава, Саня, Сима
(Загибают пальчики на другой руке.)
Любят сок из апельсина.
Ну, а маленький захар
Ходит с мамой на базар.
Купит мальчик с мамой Ниной...
Догадались? ... (Апельсины)

Пальчиковая игра "Грибы"
Света шла, шла, шла,

Под березой гриб нашла.

Какой гриб нашла Света? (Подберезовик)
Зина шла, шла, шла,
(Указательный и средний пальцы "идут" по столу.)
Под осиной гриб нашла.
(Имитируем гриб - ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки)
Какой гриб нашла Зина? (Подосиновик)

Шурыгина Анастасия Васильевна

Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 37 VIII вида”

г. Озерск Челябинская область

Должность: учитель – логопед

Дополнительные сведения: первая квалификационная категория

Конспект подгруппового занятия по теме

«Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]»

для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида.

Цель занятия : научить детей дифференцировать звуки, сходные по акустико – артикуляторным признакам

Были поставлены следующие задачи:

Коррекционные:

    Развитие артикуляционной моторики, общей моторики. Эти задачи были реализованы в артикуляционной гимнастике и в физминутке.

    Развитие фонематического слуха происходило на протяжении всего занятия, были использованы слоговые цепочки, даны задания на определение наличия и места звука в слове.

    Развитие навыка звукового анализа. Было дано задание составить предложение по опорным словам (с опорой на картинку), выполнен анализ предложения, составлена графическая схема.

    Развитие слухового внимания, зрительного внимания и памяти происходило на протяжении всего занятия

Образовательные:

    Закрепление звуко – буквенных связей, дети должны были вставить пропущенную букву в словах, работа проводилась с опорой на картинку.

    Развитие навыка письма на слух.

Воспитательные:

    Формирование умения отвечать на вопросы развернуым высказыванием, понимать учебную задачу, это проходило на всех этапах

    Развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга)

    Развитие умения адекватно реагировать на контроль и оценку учителя-логопеда

    Использован прием взаимопроверки

Ход занятия.

(Стоя) Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями (повернулись, кивнули). Тихо сели.

1. Сегодня мы будем учиться различать звуки С и З. Чтобы произносить звуки четко и красиво, давайте сделаем гимнастику для речевых органов.

З еркала: улыбочка – трубочка, заборчик, лопатка, катушка, почистим нижние зубки, накажем язычок, остудим блинчик…. Отодвинули зеркала на край стола.

Слоговые цепочки с мячом ЗА-СА-ЗА, СА-СА-ЗА, ЗА-СА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА.

2. Молодцы! Теперь отгадайте загадку

Как вы догадались, что это весна. Какие признаки весны вы услышали в загадке? Какие признаки весны вы еще сможете назвать? Появляются первые листочки, травка, первые цветы, становится теплее.

Вспомните, какие звуки мы сегодня учимся различать? Звуки З и С. В слове «весна» есть наши звуки? В слове «весна» звучит звук С. На каком месте? В начале середине, конце слова?

В середине. Проговорили слово по схеме ВЕ-ССС-НА. Расскажите мне про звук С по схеме.

Звук С согласный, глухой (проверили – положили руку на горлышко). Как работают речевые органы когда мы произносим звук С? (перед зеркалом) Губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка направлен вниз. Обозначаем коричневым цветом.

Молодцы. Теперь посмотрите на картинки. Что изображено на картинке (показываю на одну из картинок). Санки. Какой звук звучит в начале слова СССАНКИ? Звук С. Что изображено на этой картинке? СУМКА. Какой звук звучит в начале слова ССССУМКА? Звук С. Что изображено на этой картинке? Зонт. Какой звук звучит в начале слова ЗЗЗОНТ. Звук З. Как вы думаете, какая картинка лишняя? Зонт. Потому что в словах СУМКА и САНКИ звучит в начале слова звук С, а в слове ЗОНТ звучит звук З.

Рассказали про звук З по схеме – согласный, звонкий (проверили), артикуляция перед зеркалом, обозначаем зеленым цветом. Хорошо.

3. К нам в гости пришла фея Весна (вывешивается картинка на доску). Она предлагает нам собрать первые весенние цветы на полянке (на соседней парте разложены цветы). Я буду называть слова, Вова будет брать цветок, когда услышит слово со звуком З. Вова, какого цвета ты будешь собирать цветы? Зеленог. А Никита будет брать цветок, услышав звук С. Какие Никита будет собирать цветы? Коричневого.

СОМ, Никита, почему ты взял коричневый цветок? Потому что в слове СОМ звучит глухой звук С.

Проверяем: у Саши три цветочка и у Алеши 3 цветочка. (Положила их на середину, перемешала, будто случайно добавила еще два цветка с картинками).

Молодцы, никто не ошибся.

В награду фея Весна дает вам билетик (часть картинки). Положили на край стола.

Что мы сейчас с вами делали? Слушали звуки в словах, собирали цветы нужного цвета.

4. Теперь давайте перевернём наши цветочки (дети сами переворачивают). Посмотрите, на некоторых цветах есть картинки. Что изображено на твоей картинке, Саша?

Называем изображенный предмет, определяем, какой звук звучит в этом слове С или З. На каком месте звучит в слове звук. Ставим цветные фишки на схему. Записываем слова, подчеркиваем буквы З и С нужным цветом. Что изображено на твоей картинке, Алеша? Аналогично.

5. Посмотрите, на доске у меня напечатаны слова Ва…а, …тол. Вставьте пожалуйста пропущенную букву (по очереди выходят к доске, маркером дописывают букву)

ВА…А …ТОЛ

Что делали? Искали в словах звуки З и С, определяли, на каком месте стоят эти звуки. Вставляли в слова пропущенные буквы. С заданием справились, получайте приз(вторая часть картинки). Отложили на край стола

6. Физминутка

6. Давайте попробуем составить предложение со словами ВАЗА, СТОЛ. (на доске картинку ВАЗА ставлю на картинку СТОЛ).

П осмотрите, где стоит ваза? Ваза стоит на столе. Давайте посчитаем, сколько слов в предложении ВАЗА СТОИТ НА СТОЛЕ (по пальцам). 4 слова. Какое слово стоит на первом месте? На третьем, на втором, на четвертом? есть ли в предложении маленькие слова – предлоги? Есть. Назовите его. На каком месте стоит маленькое слово НА. На третьем. Как мы обозначим маленькое слово – предлог на схеме? Треугольником.

Д авайте попробуем составить из этих слов предложение. Начало предложения всегда пишем с... большой буквы. Один ребенок составляет схему предложения у доски, другой в тетради. Скажите, в этом предложении есть наши звуки? Есть. Давайте отметим на схеме в каких словах они звучат и на каком месте. Назовите первое слово в предложении (показываю на схему). Есть ли в этом слове звуки З или С. В слове ВАЗА звучит звук З. На каком месте стоит звук З? Звук З стоит в середине слова. Каким цветом отметим звук З. Зеленым, потому, что он звонкий. Аналогично другие слова.

Выложите наше предложение из слов. Прочитали. Спишите его в тетрадь (или под диктовку ). Подчеркните буквы З и С нужным цветом. Поменялись тетрадями, проверили. Без ошибок. Справились – последняя часть картинки.

7. Итог. Какие звуки учились различать? Понравилось вам играть с феей? какое задание понравилось больше всего? Какое было трудное. Но вы со всеми заданиями хорошо справлялись и получали в награду билетики. Давайте попробуем сложить. Что получилось? Фея Весна дарит вам свой портрет, раскрасьте его сами. Спасибо за занятие. До свидания.

Интернет ресурсы:

Фея весна http://cs10741.userapi.com/u46685075/-5/x_b44a2a21.jpg

Санки http://www.kit.com.ru/content/img/goods_sg/2006/5/img/klsanki5.jpg

Сумка:

Алёхина О.Г., учитель-логопед, г. Осинники Кемеровской области.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение дифференцировать звуки “С” - “З” в словах. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • развивать грамматический строй речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных;
  • активизировать словарь по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • предметные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание:
  • солнышко, заборчик, лопатка, горка, зубная щетка; насос, комарик;
  • предметные картинки для игры “У кого кто?”; “Четвертый лишний”:
  • коза, козленок, козлята, козел, свинья, поросенок, поросята, лиса;
  • игрушки: кукла Соня, коза;
  • индивидуальные зеркала, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы слова, буквы разрезной азбуки.
  • карточки со словами: собака, коза, свинья, лиса;
  • тетради.

Сюжетно-игровая основа: “Поможем Соне найти козу Зойку”.

1. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображение домашних животных6 козы, козленка, собаки, свиньи.

Сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.

2. Постановка цели занятия:

Логопед показывает куклу:

Сегодня на занятие к нам пришла Соня.

Ребята, какой первый звук в слове СОНЯ? (Звук “С”)

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто есть у Сони.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет?

Логопед показывает игрушечную козу.

Послушайте, КОЗЗЗЗА, какой звук я произнесла дольше другого? (Звук “З”)

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки “С” - “З” в словах.

Однажды пошла Соня пасти козу на лужок, а коза кустик за кустик, деревце за деревце и потерялась. Поможем Соне найти козу Зойку, выполним все задания.

3.Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки “С” - “З”, сделаем артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений. “Солнышко”, “Заборчик” и т.д.

Упражнение “Улыбка”.

Солнце улыбается,

А у тебя получается?

Вот улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Упражнение “Заборчик”.

Ну а это вот заборчик.

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

Упражнение “Лопатка”.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Упражнение “Почистим нижние зубки”.

Чистим, чистим зубы мы,

Будут чистые они.

Упражнение “Горка”.

Кончик в зубы ты упри,

Спинку горкой изогни.

Вышла горка - хороша,

Хоть катай там малыша.

Упражнение “Язычок отдыхает”.

Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: “И – и – и – и ”.

4. Развитие силы выдоха. Упражнение “Насос”.

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Дети подносят ко рту руку тыльной стороной и ощущают холодную струю воздуха.

Губки улыбаются,

Зубки появляются…

Воздух носиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

С – с – с - с…

Мимо комарик пролетел и зазвенел: з –з –з –з.

5. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков “С” - “З”

Артикуляция звука “С”.

При произнесении звука “С”:

Губы растянуты в улыбку;

Зубы “заборчиком” со щелью;

Кончик языка за нижними зубами;

Воздушная струя холодная, направленная вниз,

Характеристика звука “С”.

Звук “С” согласный, глухой, твердый.

Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука “З”.

6. Соотнесение звука с буквой. Пальчиковая азбука.

Логопед вывешивает карточки с печатной и письменной буквой “С”.

Какой буквой на письме обозначается звуки “С” - “З”?

Сделаем буквы при помощи пальчиков.

Буква “С”

Левая рука. Большой палец полусогнут, направлен вверх. Остальные пальцы

сомкнуты, полусогнуты, направлены вниз.

Буква “3”

Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковы-ми краями, руки

направлены влево.

Левая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сом-кнуты,

полусогнуты и направлены вверх.

Правая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сомкнуты,

полусогнуты и направлены вниз.

7. Дифференциация звуков “С” - “З” в слогах. Игра “Наоборот”.

Я буду произносить слоги со звуком “С”, вы должны сказать со звуком “З” и наоборот.

СА…, ЗУ…, ИЗ…, ОСО…, ЗНА…, СВЫ…

8. Дифференциация звуков “С” - “З” в словах. Игра “Эхо”.

Я буду произносить слоги со звуком “З”, вы должны ответить эхом; сказать слова со звуком “С”.

Зуб – суп, зайка – сайка, Лиза – лиса, коза – коса, роза – роса. Злить – слить, посади – позади.

8. Физминутка.

Са-са-са - вот летит оса. Дети делают взмахи руками.

Са-са-са - укусила в нос оса. Показывают на нос.

Со-со-со - стал мой нос, как колесо. Делают руками колесо.

Сы-сы-сы - не боюсь я злой осы. Покачивают головой.

Су-су-су - я осу в руке несу. Показывают кулак.

За-за-за - вот идет коза. Показывают “козу”.

Зы-зы-зы - нет нигде козы. Разводят руками.

Зу-зу-зу - я домой веду козу.

Показывают веревочку в кулаке.

9. Игра “Четвёртый лишний”.

Собака, коза, свинья, лиса.

10. Развитие грамматического строя речи.

А) Упражнение в образовании притяжательных прилагательных:

У козы голова чья? (козья).

Хвост козий.

Копыто козье.

Рога козьи.

Б) игра “У кого кто?”,

У свиньи поросенок, поросята.

У козы и козла козленок, козлята.

11. Рабата с азбукой, составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень сложности 1:

Составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень 2:

Составление из букв разрезной азбуки, преобразование слова:

коза - козу - козе, козы, козам,

12. Работа в тетрадях.

Запишите слова в два столбика, в первый со звуком “С”, во второй со звуком “З”.

Коза, козел, козлята, береза, незабудка, Соня, куст, сосна, оса.

13. Итог занятия.

Какие звуки учились различать?

Литература

1. Бездетная О. С., Серга О. А. Звуковая полянка // Логопед. 2005. №6.

2. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)

3. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: “Гном - Пресс”,1999. – 96 с. (В помощь логопеду).

4. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 20

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....