Конспект занятия по развитию фонематического слуха. Занятие по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Занятие по развитию фонематического слуха

«Звуковой анализ и синтез слов»

Задачи:

учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово » закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: астра, утка, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, дом, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие!

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост - краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово - это дом для звуков, а слоги - это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является… (дети заканчивают - «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками - [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог.. А вы все молодцы.

Итог занятия.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:

1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к

недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

Игровые упражнения, направленные на развитие

фонематического слуха у детей .

1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

1.Игра «Покажи, что звучит» . Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

3.Игра «Самый, внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки - удерживать руки впереди, а на звук шарманки - развести их в стороны.

4.Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз .

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо - далеко, громко - близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок - «волк», остальные - «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках - спокойно играют, при усилении громкости - настораживаются (останавливаются), при громких звуках - разбегаются.

2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

3.Игра «Близко - далеко». Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

4.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

5. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

6.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой - длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

7.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому - короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» - «низкий» звук, «звучит высоко» - «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

8.Игра «Высоко - низко». Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки - приседают.

9.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая - высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде логопеда («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

10.Игра «Похожие звуки». На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Логопед просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

11.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто - следующим: щенок или собака.

12. Игра "Три медведя". На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей (медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

13.Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

14.Игра «Угадай, кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

  • последовательных однородных сигналов;
  • последовательных контрастных сигналов;
  • предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;
  • предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем - аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

15.Игра «Один - два». Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала - два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

16.Игра «Мишка». Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит:«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»

17.Игра «Ворона». Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях, составляемых детьми.

18.Игра «Сколько звуков?» Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.

19.Игра «Сколько предметов?» Логопед одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремушки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.

Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

20.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он - «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

21.Игра «Круг». Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

22.Игра «Иди за звуком». Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей - в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

4 этап. Дифференциация слогов .

1.Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па . Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

2.Игра « Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.

3.Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Заключение.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.


Добро пожаловать!
Логопедический сайт «Болтунишка» -
сайт для логопедов и заботливых родителей!



КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Занятие по развитию фонематического слуха
для детей подготовительной логопедической группы


автор : Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед
МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

тема : Звук [с] . Буква «с»

дата : 28.04.2012

цели :

  • закрепить навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, фразах;
  • выделять звук [с] в начале, середине, конце слова;
  • деление слов на слоги;
  • звуковой анализ слов;
  • подсчет предложений в тексте;
  • составление схемы предложения;
  • составление предложений по предметным картинкам;
  • упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных существительных;
  • знакомство с буквой «с» ;
  • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи;
оборудование :
  • кукла Соня;
  • сова;
  • предметные картинки со звуком [с] ;
  • игрушки со звуком [с] ;
  • цифровые линейки;
  • схемы предложения;
  • наборы для звукового анализа слов;
  • буква «с» ;
  • веревочки и палочки;
организационный момент

Логопед:
К нам сегодня в гости пришла Соня. Она еще маленькая, о звуках, словах и предложениях ничего не знает. Давайте покажем Соне свои знания. Садись, Сонечка и послушай наших ребят.
Я говорю слово, а вы называете все звуки по порядку: сок, суп, сам, сын, сом, нос.


2-ой этап занятия

Логопед:
Послушайте внимательно, я вам буду говорить слова, выделяя тот звук, который мы сегодня будем изучать: скамейка, миска, сова, насос, капуста, сумка, посылка, пылесос.


3-ий этап занятия

Артикуляция звука.
Характеристика звука.


4-ый этап занятия

Речевая зарядка

Са-су-сы
Ас-ос-ус
Ска-ско-ску

Сма-сму-смы
Сто-сты-сту
Слы-сла-сло

Са-са-са - самокат, сова, лиса
Сы-сы-сы - волосы, усы, весы
Ос-ос-ос - нос, колос, абрикос


5-ый этап занятия

Выделение на слух звука [с].

Логопед:
Закрываем глазки. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши на звук [с].
Послушайте слова: сом, щетка, зайка, собака, шум, самолет, зубы, цапля, шуба, квас, сон.


6-ой этап занятия

Логопед:
Сейчас мы поиграем в игру «Чудесная сумочка»:

  • достаем из сумочки картинку и говорим, где находится звук [с] (в начале, середине или конце слова);
  • достаем из сумочки предмет и делим слово на слоги;
физкультминутка

звуковой анализ слова «сова»

Логопед:
Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
Да, конечно, это Сова.
Какой первый звук в слове «сова»?
Это мудрая Сова, она учит зверей в лесной школе.
Давайте расскажем Сове о её имени. Сделаем звуковой анализ.


подсчет предложений в тексте

Логопед:
Я прочитаю текст, послушайте его внимательно.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Соня и Саня вышли гулять. Они взяли с собой совок и санки. Соня с Саней катались на санках, а потом лепили снеговика. Им было весело.

Давайте посчитаем, сколько предложений в тексте.


составление схемы предложения

Логопед:
Ребята, давайте составим схему предложения «Выпал пушистый снег».


составление предложений по предметным картинкам

игра с мячом «назови ласково»

Абрикос - абрикосик.
Ананас - ананасик.
Нос - носик.

Пёс - песик.
Хвост - хвостик.
Колесо - колесико.


знакомство с буквой «с»

- показ буквы;
- выкладывание из веревочки и палочек;
- рисование буквы на столе и в воздухе;


итог занятия

Логопед:
Соне очень понравилось, как вы отвечали. Она узнала много нового и тоже хочет учиться. Соня говорит вам большое спасибо.

Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

Анна Анисимова
Конспект занятия по развитию фонематического слуха «Путешествие к звуковику»

Цели :

1. Познакомить детей с термином "звук "

2. Воспитывать у детей речевое внимание

3. Развивать фонематический слух

4. Формировать умение детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные

5. Развивать умение произносить слова с интонационным выделением звуков "с" и "сь"

Демонстрационный материал :

Фланелеграф

- предметные картинки : слон, собака, лиса, оса, автобус, стол, сено, синица

Два кружка синего и зеленого цвета

Карточки со звуками

Ход занятия:

Дети сидят за столами. Воспитатель говорит :

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес, в котором живет добрый и очень умный волшебник Звуковик . Он прислал нам письмо и пригласил нас в гости. Давайте с вами сейчас встанем в паровозик и отправимся в путешествие .

Дети встают паровозиком и идут на ковер в центр группы. На ковре дети садятся полукругом. На ковре Воспитатель заранее разложил карточки со звуками .

Ребята, вот мы с вами и приехали в сказочный лес. А сказочный он потому, что в этом лесу живут звуки . Посмотрите, как их много! Давайте назовем их!

Каждый ребенок берет карточку и называет звук .

Ребята, давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу и мы слышим, как летит оса. С-С-С-С! Это песенка осы. Она может быть тихая, если она далеко, а может быть громкая, если она близко.

Воспитатель выставляет фланелеграф с картинками, в которых есть звук "с" или "сь". Дети называют то, что изображено на картинках.

Ребята, в каждом слове есть песенка осы. Давайте каждый назовет слово по очереди.

Дети по одному выходят к фланелеграфу и называют предмет, изображений на картинке, затем произносит слово и выделением звука "с" или "сь".

Ребята, а теперь давайте отдохнем.

Дети встают полукругом перед воспитателем.

Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе зеленый и синий кружки.

Ребята, давайте с вами вспомним, как мы обозначаем твёрдые и мягкие звуки . Синим цветом - твёрдые, зеленым - мягкие.

Дети подходят к фланелеграфу и называют любой предмет, находящийся на картинке. Затем ребенок ставит картинку либо под синий, либо под зеленый кружок.

А теперь, ребята, давайте девочки назовут слова, в которых есть звук "с" (девочки называют слова, а мальчики назовут слова, в которых есть звук "сь".

За каждое названное слово дети получают фишку. В конце занятия все вместе подсчитывает фишки.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...