Интересные задания на дом по биологии животные. Занимательные задания по биологии

Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.

Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.

Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.

Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.

Итак, что же необходимо знать о ВШК.

Совет №1:

1. структуру ВШК;

2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;

4. виды, формы и методы ВШК;

5. цепочку последовательности проведения ВШК.

Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.

Совет № 2:

1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;

2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;

3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.

План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.

Совет № 3:

1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.

2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.

3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.

Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).

Совет № 4 (последний, но не главный!):

1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.

2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.

3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.

И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!

На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.

Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.

Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.

Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)

Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).

Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6) . По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.

Самостоятельная работа

Тема: Модель организации внутришкольного контроля

Выполнила: Капарова Ш.Х

Должность: зам.директора по УР и

учитель начальных классов

Место работы: г.Экибастуз КГУ СОШ №21

Модель организации внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.

Т.к. современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, то для решения задач его функционирования и развития контроль должен быть, направленных на изучение различных вопросов жизнедеятельности школы с применением различных форм и методов.
ВШК организуется в целях:

    координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;

    предупреждения возможных ошибок;

    оказания необходимой помощи педагогу при соблюдении принципов.

1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.

Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.

В Ш К = Анализ

Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.

В результате анализа мы определяем для себя:

    что будет объектом диагностики и контроля

    кого мы будем диагностировать и контролировать

    какими формами и методами

    как оформим итоги контроля

    какие управленческие решения примем.

Так, анализируя работу школы за истекший учебный год, мы выявили следующие противоречия, рассогласования и проблемы:

    При высоком квалификационном уровне педагогов применением и владением ими передовыми педагогическими технологиями остается проблемной эффективность уроков, системность использования контроля знаний в новых тестовых формах.

    Наличие сформированных устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, стабильное качество знаний, при недостаточной сформированности навыков культуры труда, мотивационной сферы учебной деятельности.

    Имеющиеся в школе условия не в полной мере отвечают личностным интересам и возможностям всех учащихся для их самоопределения и самореализации.

    При актуальности расширения полномочий общественности в управлении школой сложился формальный подход отдельных членов управляющего совета к выполнению возложенных на них обязанностей.

Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:

Задачи нового учебного года

    В целях дальнейшего повышения качества образования повысить мотивационную сферу обучения, развивать основные компетенции, навыки культуры труда.

    Продолжить работу по созданию условий для самоопределения, самореализации личности, развитию гражданской позиции.

    Обеспечить эффективное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, использовать в системе новые формы тестового контроля знаний учащихся.

    Привлечь к управлению школой заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров.

Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.

При этом мы должны обязательно определить:

    методы, формы организации ВШК;

    распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;

    установление сроков контроля и др.;

    как будут оформлены результаты контроля;

    где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения

Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.

Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:

– соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам;
– определяем уровень знаний, компетенций;
– продуктивность работы учителей;
– качество внеурочной учебной деятельности.

При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:

– уровень воспитанности;
– качество работы классного руководителя;
– здоровье и физическую подготовку учащихся;
– качество и количество общешкольных мероприятий.

Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.

Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера. Качественно организовать образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень важно решать, каким способом удобнее его осуществлять. А значит важно определить виды и формы контроля.

Мы знаем, что ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.

По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли

Входной организуется

в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия.

Целевой

по проверке отдельных направлений.

Итоговый

может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями.

Отсроченный

проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников)

ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.

Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:

Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.

«Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».

В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:

– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.

Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.

На самоконтроле работают учителя, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительской дисциплины, т.е. это учителя, работающие на доверии.
Для организации ВШК нами разработаны локальные документы:

    Положение о внутришкольном контроле.

    Положение о внутришкольном мониторинге.

    Положение о стимулировании.

    Модель качества образования.

    План внутришкольного контроля.

    Циклограммы контроля.

    Графики ВШК.

  • Инструкции.

Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.

План работы школы в этом направлении представлен:

– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.

Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.

Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.

В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.

Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.

В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.

Осуществляем в следующей последовательности:

    Обоснование проверки.

    Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).

    Организация сбора информации о состоянии объекта.

    Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.

    Принятие управленческих решений.

    Определение сроков последующего контроля.

    Обсуждение итогов в коллективе.

Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:

Формы подведения итогов контроля:

    аналитическая справка;

С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.

Итоги контроля рассматриваем на:

    педсовете;

    совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;

    заседаниях МО;

    Проводим индивидуальное собеседование.

Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.

Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:

    Система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.

    Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.

    Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.

    Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.

    Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.

Отчёт по организации внутришкольного контроля

в 2016-2017 учебном году

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Основной задачей управленческой деятельности школы является осуществление внутришкольного контроля со стороны администрации.

Контроль осуществляется в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом;

Новой системой оплаты труда;

Законом РФ “Об образовании”;

Конвенцией о правах ребенка;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом школы;

Образовательной программой и Программой развития школы;

Положением о внутришкольном контроле;

Положением о мониторинге качества образования;

Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.

Основные цели внутришкольного контроля :

1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.

2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.

Основные задачи внутришкольного контроля :

1. Периодическая проверка выполнения требований образовательных программ по предмету. Корректировка тематического планирования образовательных программ.

2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.

3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний обучающимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.

4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими своего педагогического мастерства.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей. Оказание помощи в подготовке материалов к аттестации педагогических работников.

6. Совершенствование организации образовательного процесса.

7. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы.

8. Корректировка управленческой и педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:

Повышение мотивационного образовательного поля учащихся;

Создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;

Получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;

Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;

Достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;

Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

Создание творческого педагогического коллектива;

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, рабочая программа по предмету, контрольная работа, личные дела учащихся.

Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, беседы, отчёты классных руководителей по классу, отчёты учителей по предмету, информационные карты педагогов, использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

Документация.

При осуществлении внутришкольного контроля имеется следующая документация:

План внутришкольного контроля;

Отчет о выполнении внутришкольного контроля;

Журнал контроля, справки, акты по проверке.

Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:

Контроль за выполнением закона «Об образовании» и Устава школы;

Контроль за ведением документации;

Контроль работы педагогических кадров;

Контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;

Контроль состояния преподавания учебных дисциплин;

Контроль за методической работой и инновационной деятельностью учителей;

Контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;

Контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;

Контроль материально-технической базы,

Контроль работы с учащимися и их родителями,

Контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:

В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний:
- текущий;
- тематический;
- персональный;
- классно-обобщающий;
- оперативный;
- итоговый.

Во время контроля используются различные методы:

Беседа;
- наблюдение;
- изучение документации;
- устные и письменные опросы;
- тестирование;
- анкетирование.

По всем направлениям контроля на каждый месяц были спланированы конкретные мероприятия и по результатам каждого контроля составлены отчеты, справки, информации и т.д. Вся вышеуказанная документация по мере завершения мероприятий по контролю составлялась и складывалась в отдельную накопительную папку «Внутришкольный контроль, 2016-2017 учебный год».

Так, по направлению контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся проверялась готовность учащихся к школе, адаптация 1-х, 5-х классов и социализация 10 класса к условиям школы, сформированность общеучебных умений и навыков у учащихся, работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, изучалась эффективность применения разных форм и методов работы по развитию практических навыков учащихся, проверялось выполнение учебных программ, проверялась готовность материалов к промежуточной аттестации обучающихся и уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ и к ГИА-9.

Анализируя выполненную работу можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков находится на удовлетворительном уровне, анализ проведённых работ в рамках промежуточной аттестации показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителями выполнялись согласно календарно-тематическим планам, отклонении от планов произошли по причине выходных праздничных дней; выпускные 9-е и 11 класс выходят на ГИА, учебный процесс у них заканчивается на неделю раньше, чем в переводных классах.

При отсутствии бумажных классных журналов в 2016-2017 учебном году на контроль выносилось заполнение электронных журналов. Проверялась своевременная запись темы проведённых уроков, выставление отметок в текущей успеваемости, за четверти, полугодия, год и оценивание результатов промежуточной аттестации. При контроле ведения школьной документации проверялось качество заполнения журналов на начало учебного года и по итогам каждой четверти, проверка журналов факультативной и кружковой работы, качество ведения дневников учащихся, качество ведения рабочих и контрольных тетрадей по предметам, заполнение личных дел обучающихся. Необходимо отметить, что журналы учителями заполнялись своевременно, однако были и некоторые замечания в адрес отдельных педагогов. Те замечания, которые можно было устранить - своевременно устранялись. Рабочие и контрольные тетради учащимися ведутся в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю. По проверке дневников обучающихся можно отметить несвоевременную заполняемость, не все текущие оценки выставляются в дневники. С электронными журналами научились работать все педагоги, но часто возникают проблемы технического плана: отсутствие интернета, малая скорость загрузки, закрыт вход на сайт из-за устранения неполадок.

По осуществлению контроля за состоянием преподавания учебных предметов администрацией школы было организовано посещение уроков учителей школы с целью проверки реализации ФГОС ОО, готовности участия обучающихся в предметных олимпиадах по учебным предметам, готовности выпускников к итоговой аттестации и мониторингу качества образования в начальной школе, прохождение промежуточной аттестации, в том числе, по форме самообразования. За 2016 - 2017 учебный год посетили:

Директор школы _______________ - 23 урока и 13 мероприятий, всего - 36

Заместитель директора по УВР ________________ - 62 урока и 37 мероприятий, всего - 99

Заместитель директора по УВР _________________ - 8 уроков и 75 мероприятий, всего - 83

Заместитель директора по НОО ___________________ - 44 уроков и 38 мероприятий, всего - 82

Общее количество посещённых уроков, занятий и мероприятий руководителями

МБОУ «_______________ средняя школа» за 2016 - 2017 учебный год - 300

По результатам этой формы контроля составлялся анализ уроков и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков. По результатам пробных экзаменов, олимпиад школьного, муниципального и областного уровней, промежуточной аттестации имеются протоколы с результатами проверки.

При проведении контроля за работой педагогических кадров проверялись рабочие программы по предметам, тематические планы учителей, проверялась их работа внутри МО, проверялись материалы для промежуточной аттестации, составленные учителями. Осуществлялся контроль над эффективным использованием оборудования в кабинетах физики, химии и биологии, эффективным использованием ИКТ. Рабочие программы учителей соответствуют требованиям, материалы для промежуточной аттестации составлены грамотно.

При контроле за внеурочной и внеклассной работой проверялась кружковая работа в школе, проверялась работа по подготовке и проведению различных школьных мероприятий, в том числе проведение Всероссийской олимпиады школьников на уровне школы, района, области. По итогам необходимо отметить, что кружковая работа в школе велась в течение года на хорошем уровне: все кружковые занятия проводились согласно расписанию. Учащиеся исправно посещали кружковые занятия, журналы кружковых занятий заполнялись регулярно. Школьные мероприятия проводились интересно, оригинально, учащиеся и учителя активно участвовали. Вся необходимая документация заполнялась в срок.

По направлению «работа с учащимися и их родителями» ежедневно проверялась посещаемость учащимися учебных занятий, выполнение положения о внешнем виде. Контролировалось также проведение родительских собраний, классных часов и общешкольных мероприятий. В целом учащиеся исправно посещали школу, администрацией постоянно отслеживались опоздания на уроки, пропуски уроков, внешний вид обучающихся, замечания отражались в журнале дежурства, проводились индивидуальные беседы с нарушителями и вызовы на заседание Профилактического Совета. По данным вопросам администрация школы вела активную разъяснительную работу с учениками и родителями, в сложных ситуациях направляли ходатайства в комиссию при Администрации района.

В течение учебного года постоянно проверялась организация индивидуального обучения детей на дому, контроль за проведением промежуточной аттестации детей, осуществляющих освоение программ основного общего образования в форме семейного образования - замечаний нет. Кроме этого осуществлялся контроль за деятельностью МО, работой методического совета и проведением методической работы в школе.

Результаты ВШК обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг учебной и воспитательной деятельности обеспечивает администрацию школы необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

В целом по итогам внутришкольного контроля за 2016-2017 учебный год справедливо отметить, что деятельность педагогического коллектива осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «Об образований», Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом школы, положением о промежуточной и итоговой аттестации и локальными актами школы. Выявленные недостатки проанализированы и при составлении плана-графика внутришкольного контроля на будущий год будут обязательно учтены.

Заместитель директора по УВР _____________(ФИО)

1. Понятие о внутришкольном контроле. Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Цель контроля: - не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием.

Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.

В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.


2. Принципы внутришкольного контроля:

Предупредительный характер,

Планомерность,

Обоснованность,

Всесторонность,

- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

Теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля :

Стратегической направленности контроля;

Соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

Соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);

Контроля по критическим точкам;

Существенных отклонений;

Действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

Своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;

принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля .

Объекты внутришкольного контроля:

Учебный процесс,

Воспитательный процесс,

Методическая работа,

Научная и экспериментальная деятельность,

Психологическое состояние детского и педагогического коллективов,

Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

Виды внутришкольного контроля :

По признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);

По охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).

Методы внутришкольного контроля:

Посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,

Анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

Проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;

Анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Формы контроля : обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.

Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.

Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.

Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.

Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.

Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).

Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.

Условия эффективности контроля:

1. Стратегическая направленность контроля.

2. Ориентация на результаты.

3. Своевременность контроля.

4. Экономичность контроля.

5. Достоверность информации о положении дел в школе.

6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.

7. Высокая культура проверяющих, их компетентность

Контроль за результатами.

1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?

2. Насколько модель соотносится с реальностью?

3. Какие параметры не совпадают?

4. Почему? В чем причина?

5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?

6.Какие коррективы нужно внести в процесс?

7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?

8. Что нужно внести в текущее планирование?

Недостатки контроля руководителя:

Несформированность системного подхода к явлениям и процессам;

Недостаточная компетентность (эрудиция);

Неумение выделять проблемы и их решать.

Неумение работать с людьми:

Управленческий аспект;

Психологический аспект;

Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

4. Контролируйте не только любимый участок.

5. Контроль – не проформа.

6. Не контролируйте из недоверия.

7. Не держите своих выводов при себе.

Внутришкольный контроль

Формы и методы проведения ВШК

Решетникова И.В.,

зам.директора по УВР

Зугресской ОШ № 9

07.12.2016

Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим

Дэниел Уэбстер (американский политический деятель конца Х IX века)

Вопрос планирования, организации и проведения ВШК – один из наиболее сложных в системе работы администратора, предусматривающий четкое понимание как самим администратором, так и членами педагогического коллектива целесообразности, системности, рациональности проведения тех ли иных контролирующих мероприятий, а также обязательный учет требований соблюдения психологического комфорта в коллективе школы. Как проверить все сферы жизнедеятельности школы, как спланировать ВШК, как учесть все особенности коллег, смотивировать их на совместную результативную работу? Думаю, с такими или подобными вопросами сталкивался каждый из нас, особенно в начале работы как администратора.

Вашему вниманию предлагаю свое видение по планированию и осуществлению ВШК.

И вначале, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Козленок, который научился считать до 10».

Почему животные негодовали на козленка за то, что он себя и их считал? (не понимали целесообразности этого действия)

Что заставило животных изменить свое отношение? (общая цель – чтобы корабль не потонул, нужно посчитать присутствующих на нем).

По сути, школа – это своеобразный корабль, который без четкого понимания направления и инструментария движения может просто погибнуть. И именно контроль является тем инструментарием, который позволяет школе двигаться в нужном направлении.

Однако пока у членов команды не будет понимания, зачем все держать под контролем, не будет слаженности в работе, даже возможен определенный бунт. Вопросы непринятия учителями контроля, конечно, можно объяснить с точки зрения психологической самозащиты. Какие ассоциации у вас возникают со словом контроль? (положительные или отрицательные, что-то не приятное, вызывающие дискомфорт). Попробуем увидеть слово «контроль» с положительной стороны (прием «Ассоциации»):

К – качество, креативность, команда

О – оптимизм, оценка,

Н – надежда, нормы, надежность

Т – труд, толерантность

Р – рациональность,

О – организация, ответственность

Л – лидерство, любовь Ь

Все названные вами слова в большей мере несут в себе положительный заряд и вселяют веру, что не все уж так плохо.

А теперь немного теории. Основной теоретический блок уже был предоставлен Викторией Владимировной, поэтому остановлюсь лишь на ключевых позициях.

Внутришкольный контроль – это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на повышение качества результатов учебно-воспитательного процесса, стимулирование роста профессионального мастерства педагогов и успехов учащихся.

Планируя ВШК, администратор должен четко различать виды, формы и методы контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля. Выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы М/О заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.). По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, М/О, службы). Так, например, если М/О ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.). Такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Форма контроля – это способ организации контроля.

При способе организации контроля по проверяемым объектам в образовательных учреждениях применяют шесть различных форм контроля:

    персональный;

    классно-обобщающий;

    предметно-обобщающий;

    тематически-обобщающий;

    обзорный;

    комплексно-обобщающий.

При этом фронтальный контроль предусматривает такие формы контроля, как персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий;

обзорный; комплексно-обобщающий. Тематический контроль реализуется в таких формах, как персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий.

Перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

    наблюдение ;

    анкетирование,

    анализ;

    беседа ;

    изучение документации ;

    хронометраж ;

    устная или письменная проверка знаний;

    подготовка и обработка диагностических схем для составления отчетности.

ВШК, в моем понимании, - это инструментарий управления школой. Его эффективность напрямую зависит от правильности и целесообразности выбора объектов контроля. Этого возможно добиться, если ВШК будет осуществляться на мониторинговой основе, поскольку мониторинг не только сбор статистических данных, но и их анализ, и построение работы всего коллектива над ликвидацией выявленных недостатков в тесной взаимосвязи всех участников УВП.

Работа по ВШК начинается не с постановки цели контроля, выбора форм и методов контроля, а с изучения законодательной базы функционирования образовательной организации, определения миссии школы, методической проблемы школы. Именно эти позиции определяют направления деятельности педагогического коллектива и приоритетные объекты контроля.

Качественное функционирование школы зависит от таких составных: «Условия функционирования и развития образовательной сферы», «Образовательные процессы», «Образовательные результаты».

Предлагаю определить, какие из направлений вашей работы можно отнести к каждому аспекту деятельности школы.

      • Государственная политика в сфере образования

        Охват детей обучением

        Обеспечение образовательных потребностей детей

        Система воспитательной работы

        Материально-техническое обеспечение УВП

        Учебно-методическое обеспечение УВП

        Кадровая политика школы

  • Школьный центр тестовых технологий

«Образовательные процессы» предполагают следующие направления работы:

      • Реализация Республиканских образовательных программ

        Реализация школьных программ, проектов

        Психологическое сопровождение УВП

        Эмоционально-ценностная ориентация учащихся, учителей, социализация учащихся

        Состояние здоровья, физического развития участников УВП

        Внедрение информационных технологий

  • Внедрение технологий измерения качества образования

«Образовательные результаты» предполагают следующие направления работы:

      • ЕГЭ, ГИА, поступление в вуз

        Олимпиады, МАН, конкурсы

        Международные сравнительные исследования

        Аттестация учителей, уровень профкомпетентности

        Профессиональные конкурсы учителей

        Результаты учебных достижений учащихся

        Уровень сформированности метапредметных компетентностей

        Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг среди учеников, родителей, общественности

  • Результаты воспитательной работы

Обозначенные направления являются так называемыми индикаторами эффективности работы школы, каждый имеет свои составные, что и определяется администрацией школы как объекты контроля. Формируется своеобразная программа мониторинга функционирования школы, в которой определяются объекты контроля, инструментарий, частота измерений, форма анализа, ответственный администратор,

Пример:

Индикатор

Составные индикатора

Инструментарий

Частота измерений

Форма анализа

ответственный администратор

Ответственные педагоги

«Условия функционирования и развития образовательной сферы»

Охват детей обучением

Кол-во детей школьного возраста по микрорайону

2 раза на год

Ситуативный анализ

Кол-во детей мик-на, обучающихся в школе

сбор статис. информации, изучение документации по м-ну

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Педагоги, согласно списку ответсвенных за м-н

Кол-во детей мик-на, обучающихся в других учебных заведениях

сбор статис. информации, изучение документации по м-ну

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Педагоги, согласно списку ответсвенных за м-н

Кол-во детей, обучающихся индивидуально

Анализ документации

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Классные руководители

Социальный статус семей детей, обучающихся в школе

Социальный опрос, работа с документами

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по ВР, социальный педагог

Классные руководители

Социокультурные условия розвития образовательной среды

Микро-исследование

1 раз на год

Аналитическая справка

ЗД з ВР

Классные руководители

«Образовательные процессы»

Внедрение образовательных инноваций

Наличие новых учебных курсов и программ

Экспертная оценка

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Современные инновационные технологии в обучении и воспитании

Изучение документации, наблюдение, обобщение ППО

2 раза в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Обеспечение гармоничного развития личности ребенка средствами учебных предметов

Экспертная оценка

1 раз в год

Экспертиза

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Формувание ключевых компетентностей и УУД средствами учебных предметов

Диагностика уровня сформованности компетентностей

2 раза в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Вариативность образования

Анализ школьной документации

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Обеспечение внутренней и внешней документации

Экспертная оценка, посещение уроков

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

«Образовательные результаты»

ЕГЭ, ГИА, поступление в вуз

Результаты ГИА, ЭГИ по предметам, по школе, в сравнении с другими школами города

Анализ статистических данных

1 раз в год

Ситуативный анализ, годовой анализ работы школы

ЗД по УВР

Сравнительный анализ годового оценивания и ГИА

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Сравнительный анализ годового оценивания и переводных экзаменов

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители 6,7,8,10 классов

Поступление в техникумы

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление в вузы

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление на бюджетную форму обучения

2 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление на контрактную форму обучения

2 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Конечно, при составлении данной программы следует учитывать результаты годового анализа работы школы, конкретные задачи, поставленные на учебный год перед коллективом как со стороны государства, Управления образования, так и принятые на августовском педсовете.

Следующий этап – составление помесячного (понедельного) плана внутришкольного контроля – своеобразная выборка направлений работы на месяц и определение персонального охвата педагогов по каждому вопросу, при этом необходимо предусмотреть охват каждого педагога (не допустить, чтобы один учитель постоянно был под проверками, а кто-то относительно отдыхал). Каждому месяцу учебного года присваивается соответствующий номер (например, сентябрь – 1, октябрь – 2 и так далее). Перечень направлений работы школы и ВШК ранжируется по неделям и записывается по порядку. Определяются объект контроля, вид контроля, методы и формы контроля, сроки реализации, ответственный администратор (согласно функциональным обязанностям) и обязательно формы презентации результатов контроля. При этом составляется вот такая таблица

Вид контроля

Методы, формы контроля

Сроки контроля

Ответственный

Формы презентации результатов контроля

Отметки о выполнении

    Сентябрь

1.1

Учебные планы

Учебно-воспитат. процесс

ТК

Изучение документации

До 01.09.16

Директор

Педсовет, приказ об утверждении УП

1.2

Выполнение лицензионных требований по охране труда, БЖД, кадрового обеспечения школы

Учебно-воспитат. процесс

ТК

Изучение документации

До 01.09.16

Директор

1.3

Выполнение порядка приема на обучение

по программам начального, основного, среднего общего образования

ТК

Изучение документации

1 неделя

ЗД по УВР

1.4

Календарно-тематическое планирование по предметам, факультативам, спецкурсам

Учебно-методическая деятельность

Фр.К

Изучение документации

1 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. при ЗД по УВР

1.5

Проверка личных дел учащихся

Школьная документация

Фр.К

Изучение документации

2 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. при ЗД по УВР

1.6

Проверка уровня адаптации обучающихся 1-х классов к учебному процессу

Учебно-методическая деятельность

КОК

Посещение уроков, изучение документации, псих. тестирование

4 неделя

ЗД по УВР

Круглый стол

1.7

Планирование воспитательной работы по классам

Фр.К

Изучение документации

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при директоре

1.8

Планирование работы кружков, секций

Внеурочная уч.-воспит. деят-сть

Фр.К

Изучение документации

4 неделя

ЗД по ВР

1.9

Оформление социальных паспортов классов

Школьная документация

ФрК

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.10

Система работы классных руководителей с детьми, состоящими на контроле всех уровней

Профилактическая работа

ПК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.11

Занятость обучающихся в сфере дополнительного образования

Внеурочная уч.-воспит. деят-сть

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.12

Работа классных руководителей 1-11 классов по профилактике правонарушений

Внеурочная уч.-воспит. деятельность

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.13

Организация питания обучающихся

Оздор. функция школы

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.14

Организация работы педагогического коллектива в рамках месячника «Всеобуч»

ФрК

Изучение документации

4 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. директоре

Далее составляется график внутришкольного контроля: в соответствующие колонки – недели месяца – вносятся номера вопросов на контроле напротив фамилии учителя, которого планируется проверить. Именно при составлении графика видны неточности планирования, которые нужно будет скорректировать. Распределение педагогов в графике осуществляется по м/о, что помогает отследить и охват м/о различными видами контроля.

График внутришкольного контроля

пп

Ф.И.О. учителя

сентябрь (1)

октябрь (2)

1

2

3

4

1

2

3

4

1

Бессчастнова Е.А.

1,2,4

2

Клименко Л.И.

3

Турбина Н.Л.

6,7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

4

Остапец А.О.

6,7,9-13

13,14,15,16,17

………….

13

Печникова Т.К.

1,2

13,15

14

Дорофеева О.Н.

7,9-13

13,14,15,16,17

15

Преображенская Н.В.

7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

16

Лидовская Е.И.

7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

………….

26

Максимова Г.А.

1,2

14,15,20

27

Харебина С.Ю.

7,8, 9-13

13,14,15,16,17

28

Дорошко С.А.

0,14

Что смущает в данной таблице? – загруженность 4-х недель каждого месяца, отсутствие контроля на 3 неделе сентября. Производятся соответствующие коррективы и в графике, и в плане ВШ контроля.

Работа трудоемкая, требующая внимания и слаженной работы всех членов администрации школы. Желательно такие планы и графики составлять на год, тогда минимизируется опасность забыть провести контрольную сверку (например, адаптация 1,5 классов – 1 этап – сентябрь, и если нет кричащих проблем есть риск не проверить успешность работы коллектива по данному вопросу в марте-апреле; а ведь за полгода может многое измениться и не всегда в лучшую сторону). ВШК в полном объеме вывешивается на компьютере в библиотеке, каждый учитель имеет возможность с ним ознакомится. На стенде в учительской вывешивается план и график ВШК на четверть.

И возвращаясь к вопросу взаимодействия администрации и коллектива по реализации плана ВШК. Направления работы, вопросы контроля, формы и методы контроля рационально обсудить еще в августе, на первом инструктивно-методическом совещании или педсовете. Также важным помощником в реализации задач ВШК можно считать Положение о ВШК, которое разрабатывается администрацией, обсуждается на школьных м/о, корректируется и утверждается на педсовете. Такой подход позволяет объединить усилия всего коллектива по созданию оптимальных условий функционирования школы.

Одним из ведущих индикаторов работы школы по созданию оптимальных условий функционирования и развития образовательной сферы по праву считается «Кадровая политика». Определить эффективность данного индикатора можно путем проведения персонального контроля. Хорошо известная фраза «Кадры решают все» актуально звучит и в образовательной сфере, поскольку от уровня профессионализма, предметной компетентности, психологической грамотности зависит уровень учебных достижений обучающихся, их индивидуальное становление, эффективность деятельности школы. Для самого учителя персональный контроль – средство самоуправления, стимул его становления. Следует отметить, что персональный контроль может быть как тематическим, так и фронтальным. Это будет зависеть от задач, определяемых для персонального контроля.

При планировании персонального контроля следует учитывать такие способы управленческой деятельности, как дифференциация и индивидуализация. Эффективность персонального контроля существенно повысится, если в течение учебного года проводится анализ продуктивности деятельности каждого педагога, даются конкретные методические рекомендации, после чего регулярно заслушиваются отчеты педагогов об их выполнении.

При проведении персонального контроля рекомендуется дифференцировать педагогов на следующие группы:

    учителя высокого уровня профессионализма, новаторы;

    учителя-профессионалы, но нуждаются в новых идеях;

    учителя, нуждающиеся в методическом контроле;

    учителя с недостаточной добросовестностью, педагогической инфантильностью;

    вновь принятые учителя;

    молодые учителя.

Программа персонального контроля:

Группы педагогов

Цель контроля

Вопросы контроля

Методы контроля

Частота контроля

Выход на результат

Исполнитель контроля

1.Учителя-новаторы

распространение педагогического опыта, определение уровня педагогического искусства (новые идеи, технологии)

умение обобщать свой опыт

Тестирование, экспертиза педагогической деятельности, изучение документации

2 раза в год

Презентация опыта (представление на присвоение звания)

Сам педагог (самоконтроль), администрация

2. Учителя-профессионалы, но нуждаются в новых идеях

Определение уровня продуктивности педагогической деятельности

уровень овладения современными педагогическими технологиями

собеседование, посещение уроков по приглашению учителя

1 раз в четверть

анализ реализации методической проблемы

ЗД по УВР, рук-ли МО

3. Учителя, нуждающиеся в методическом контроле

Оказание методической помощи, повышение профессиональной квалификации

способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности

посещение уроков, собеседование, тестирование, изучение документации

1 раз в четверть

Аналитическая справка

ЗД по УВР, рук-ли МО

4. Учителя с недостаточной добросовестностью, педагогической инфантильностью

Определение уровня профессионализма, оказание методической помощи

посещение уроков, мероприятий, собеседование, изучение документации

1 раз в месяц

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР

5. Вновь принятые учителя

Установление уровня профессионализма вновь принятого педагога, прогнозирование его педагогического потенциала

результаты работы учителя и средства их достижения

анкетирование, изучение документации, посещение уроков

1 раз в четверть

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР

6. Молодые учителя

Оказание методической помощи, прогнозирование педагогического потенциала молодого учителя.

качество учебно-воспитательного процесса на уроке

посещение уроков, собеседование, Школа молодого учителя, документация

1 раз в месяц

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР, рук-ли МО

Ориентировочные вопросы персонального контроля:

    соблюдение законодательства в области образования;

    соблюдение требований ГОС,

    осуществление государственной политики в области образования; использование методического обеспечения;

    соблюдение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

    выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

    уровень овладения учителем современными педагогическими технологиями, эффективными формами, методами и приемами обучения;

    уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

    результаты работы учителя и средства их достижения;

    повышение профессиональной квалификации, формы обучения;

    создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;

    умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др. материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

    способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; (умение делать выводы, принимать управленческие решения ).

    умение скорректировать свою деятельность;

    умение обобщать свой опыт;

    умение составлять и реализовывать план своего развития;

    степень самостоятельности учащихся;

    уровень сформированности предметных, ключевых компетентностей, УУД обучающихся;

    качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

    дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

    наличие системы контроля и учета знаний;

    уровень требований к знаниям учащихся;

    стиль взаимоотношений с учащимися;

    дисциплина на уроке;

    методы активизации познавательной деятельности школьников на уроке;

    работа с родителями (индивидуальная, родительские собрания);

    работа со школьной документацией;

    совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;

Методы персонального контроля:

    собеседование или тестирование по вопросам теоретической и методической подготовки педагога;

    ознакомление с документацией педагога в соответствии с его функциональными обязанностями (календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, планирование воспитательной работы, планирование самообразовательной деятельности над методической проблемой, планирование работы факультативов, кружков, внеклассной работы по предмету; классные журналы, личные дела обучающихся класса, материалы по ОТ и БЖД и т.д.);

    изучение состояния ведения тетрадей, дневников;

    материалы мониторинга по предмету с аналитическими выводами;

    посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;

    экспертиза педагогической деятельности;

    тестирование, анкетирование обучающихся;

    проведение административных контрольных работ;

    анализ самообразовательной деятельности педагога;

    презентация материалов работы педагога за изучаемый период;

    анализ участия педагогам в различных формах методической работы, профессиональных конкурсах и т.д.

При проведении персонального контроля педагоги должны знать сроки контроля и критерии оценки их деятельности; цель, содержание, методы контроля, формы презентации результатов контроля, с чем они знакомятся в начале учебного года. Также учителя должны быть своевременно ознакомленным с выводами и рекомендациями администрации.

Результаты персонального контроля оформляются в виде аналитической справки. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и рекомендации. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. Под итоговым материалом педагогическим работником ставится подпись, удостоверяющая то, что он поставлен в известность о результатах проверки, здесь же он может выразить своё несогласие. Справка по персональному контролю заслушивается на совещании при директоре, на педсовете, материал включается в раздел годового анализа работы школы за учебный год. На основании справки издается соответствующий приказ.

«Рефлексия» (Слайд Мудрец). .

Шел мудрец, а навстречу ему три человека. Они везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве Храма.

Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора?

Последние материалы раздела:

Обозначение, произношение, названия и символы химических элементов
Обозначение, произношение, названия и символы химических элементов

В природе существует очень много повторяющихся последовательностей: времена года;время суток;дни недели… В середине 19 века Д.И.Менделеев заметил,...

Анализ произведения «Бежин луг» (И
Анализ произведения «Бежин луг» (И

Часто понять значение художественного произведения помогает отзыв. «Бежин луг» - это произведение, которое входит в знаменитый цикл "Записок...

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...