Как стать молодым ученым. Обучение за пределами образовательной системы

Согласно социологическим опросам за 2015-й год, в России около двух третей родителей не одобрили бы выбор ребенка стать ученым, в то время как в США и Израиле поддержать сына или дочь в решении построить научную карьеру отказались бы менее четверти респондентов. Действительно ли в нашей стране профессия ученого больше не считается престижной, какие стереотипы о научном сообществе безбожно устарели и почему не каждому исследователю дано совершить великое открытие – разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

Тот, кто жил при Советском Союзе, помнит, что в 50-70-е годы слово «ученый» звучало внушительно, а у некоторых даже вызывало благоговейных трепет. В научной сфере было задействовано около миллиона работников, она получала стабильное, весьма щедрое финансирование и породила добрый десяток лауреатов Нобелевской премии, а научно-популярные журналы издавались миллионными тиражами.

«Привлекательность профессии ученого драматично упала в 90-е годы, - считает , преподаватель математики, физики, информатики и экономики, выпускница механико-математического факультета имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук. - Тогда из привилегированной касты физики были низвергнуты в самый низ социальной лестницы. Наука, образование казались бесполезными с точки зрения соотношения затраты/доход. Однако в последнее время я вижу противоположную тенденцию. Возможно, голодный и меркантильный человек 90-х наконец наелся и заработал достаточно денег, и теперь хочет жить интересно, творчески реализовываться. А научная деятельность как раз это предполагает. Немаловажно и то, что в настоящее время работа критично важных научных направлений финансируется хорошо (и в России, и за рубежом). Качественное фундаментальное образование стало вновь востребованным. Я это хорошо вижу в последние годы по изменению потребностей моих учеников, особенно тех, кто обучается в европейских вузах».


«Давайте начнем с того, что социальный престиж той или иной профессии определяется отношением к ней общества, а не тем, насколько хорошо ученый или, например, преподаватель выполняет свою работу, - говорит , преподаватель обществознания и истории, выпускник юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук. - В последнее десятилетие Россия вступила в активную фазу постиндустриального развития, а постиндустриальное общество – это прежде всего общество, которое оказывает услуги: медицинские, туристические и другие, в том числе образовательные. Потребность в последних неуклонно растет, а значит, и статус профессии ученого постепенно повышается, пусть и небольшими темпами».

Претерпевает изменения и путь, ведущий в науку: если раньше ученый по определению должен был защитить диссертацию, получить звание кандидата, а потом и доктора наук, опубликовать строго определенное количество статей и монографий и регулярно отчитываться перед руководством о своей преподавательской деятельности, то теперь требования становятся все менее жесткими.

«Пока некоторое влияние советской образовательной парадигмы все еще сохраняется, но, на мой взгляд, спустя десять лет для нынешних студентов звания кандидатов и докторов наук уже не будут играть никакой роли, - уверен . - Это связано с присоединением России к Болонскому процессу, который подразумевает создание единого европейского образовательного пространства. Теперь в вузах учат на бакалавров, магистров, выдают соответствующие дипломы, аспирантура же рассматривается как отдельная форма обучения, необязательно подразумевающая защиту диссертации. Более того, мне вообще кажется, что диссертация и успешная научная карьера не связаны напрямую: чтобы быть выдающимся ученым, необязательно быть кандидатом или доктором наук. Получая научную степень сегодня, мы скорее отдаем дань старым образовательным принципам, но эта тенденция уже начала себя изживать».

Не так страшен ученый, как его малюют

В то же время, до сих пор широко распространен ряд стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью ученого, - как позитивных, так и негативных. Некоторые из них не лишены оснований, другие имеют весьма далекое отношение к реальности:

  • Стереотип первый: быть ученым – значит днями напролет сидеть в лаборатории. Физикам-теоретикам или фармакологам действительно нечасто приходится работать в полевых условиях. С другой стороны, геологи и историки выезжают на раскопки. Кроме того, жизнь ученого предполагает участие в конференциях, которые проходят не только в других городах, но и в других странах.
  • Стереотип второй: ученым может стать лишь тот, кому легко даются естественнонаучные дисциплины и математика. Массовая культура, конечно, изображает ученого всклокоченным мужчиной средних лет, который чертит на доске формулы или что-то смешивает в пробирках. Однако филологи, культурологи, искусствоведы, исследователи в области педагогики и психологии очень удивятся, когда узнают, что им отказано в праве считаться «настоящими» учеными.
  • Стереотип третий: ученый – мужская профессия. Хотя имена Ковалевской, Склодовской-Кюри и Лавлейс сегодня почитаются наравне с именами Ньютона, Менделеева и Лобачевского, женщин в науке действительно меньше, чем мужчин. Виной тому – патриархальный уклад: вспомним, что в России женщины получили доступ к высшему образованию только во второй половине XIX века – более, чем на полтора столетия позже мужчин. Мнимая неприспособленность женского мозга к интеллектуальной деятельности – оскорбительный миф.
  • Стереотип четвертый: результаты деятельности ученого не приносят практической пользы. Вообще-то мы успешно лечим некоторые формы рака и почти победили полиомиелит благодаря как раз-таки неустанному ведению научных разработок.
  • Стереотип пятый: если ты выбрал карьеру ученого, пути назад уже не будет. Отчасти это так: далеко не из каждой сферы науки можно с легкостью уйти в индустрию. Но ведь менять профессию, в целом, непросто: чтобы переквалифицироваться из инженера в повара, также нужно потратить много сил и времени, и не факт, что в итоге получится.
  • Стереотип шестой: все ученые – немного сумасшедшие. Нам хорошо известно, что у Теслы было обсессивно-компульсивное расстройство, Тьюринг боролся с аллергией с помощью противогаза, а Перельман ведет затворнический образ жизни. Но что мы знаем о совершенных ими открытиях? Почти ничего. Когда мы в новостях слышим, что британские ученые выяснили, почему утки любят дождь, а божьи коровки страдают от венерических заболеваний, приходит ли нам в голову выяснить, какие еще задачи решает наука в Великобритании? Почти никогда. Если СМИ пытаются представить научное сообщество как горстку чудаков, не стоит этому безоговорочно верить: просто сюжеты и статьи о людях без выраженных странностей привлекают значительно меньший процент аудитории.

Бедность – не порок?

- считает .

- продолжает .


Бедность – не порок?

Есть и седьмой, весьма правдивый применительно к современной российской действительности стереотип: ученый – беден. Сотрудники НИИ порой влачат почти нищенское существование, размер стипендии аспиранта в крупном московском вузе часто не превышает 5000 рублей, а профессорам приходится искать дополнительный источник заработка, чтобы прокормить семью.

«В России наука – не коммерциализирована. Более того, на мой взгляд, государство поддерживает ее не на должном уровне, - считает . - При распределении бюджетов вопрос у нас обычно ставится следующим образом: пусть ученые сперва докажут, что от их исследований будет прок, и только тогда в науку можно вкладывать деньги. На самом деле должно быть наоборот: если государство изначально будет инвестировать в науку большие средства, это станет залогом процветания общества в будущем. В западных странах происходит именно так, поэтому утечка мозгов продолжается. Многие российские ученые – особенно те, кто специализируется в области естественных наук и прикладных технологий, – уезжают за рубеж, поскольку там у них есть возможность прилично зарабатывать своим трудом».

Конечно, можно с жаром рассуждать о том, что деньги – презренный металл, и духовные ценности важнее материальных. Да и вообще, тот факт, что сегодня в глазах подрастающего поколения высокий достаток часто становится самоцелью и главным критерием успешности, весьма печален. Вместе с тем, прав тот человек, который хочет, чтобы его работа достойно оплачивалась.

«Сайт сайт – пример того, как ученый может зарабатывать деньги, - продолжает . - Однако стоит понимать, что репетиторы осуществляют не научную деятельность: они преподают науки. Понятия «ученый» и «педагог» не тождественны, хотя ученые действительно часто занимаются преподаванием. В целом, на мой взгляд, люди идут в российскую науку ради самой науки, движимые искренним интересом к той или мной сфере, а не в надежде обогатиться или получить какие-то социальные выгоды».

Романтические идеалы против суровой действительности

Но даже если допустить, что человек собирается стать ученым по призванию и готов пожертвовать заработком ради воплощения в жизнь возвышенных идеалов, его все равно нередко ждет горькое разочарование. Прежде всего, стоит понимать, что, несмотря на все вышесказанное, конкуренция в научном сообществе велика, а рабочих мест относительно мало, поэтому юноше бледному со взором горящим порой приходится годами обивать пороги, чтобы устроиться в какой-нибудь захудалый НИИ.


music : Caamora - (Disc 2) #06] The Eleventh Hour

Это перевод статьи "How to become a good theorerical physicist" голландского физика Герарда Хоофта , лауреата Нобелевской премии 1999 года за вклад в электрослабую теорию, профессора Утрехтского университета. Я хочу потренироваться в переводах и надеюсь, что эта статья будет полезна людям, интересующимся физикой, а еще надеюсь на багфиксы и русскоязычные аналоги рекомендуемой литературы в комментах.

Эта статья для молодых студентов и всех тех, кого (как и меня) волнуют вызовы, с которыми сталкивается настоящая наука. Для тех, кто (как и я) решил использовать свой мозг, чтобы открывать новое о том физическом мире, в котором мы живем. Для тех, кто решил изучать теоретическую физику.

А теперь начинаются серьезные вещи. Не жалуйтесь, что их слишком много, вы не получите вашу Нобелевскую премию нахаляву, и помните, все это вместе занимает время наших студентов на 5 лет интенсивной ботвы. Как минимум один читатель был удивлен этим утверждением, заявив, что никогда не осилит это за 5 лет, так что, несомненно, я обращаюсь к людям, которые собираются провести большую часть этого времени, занимаясь самообразованием. Помимо времени требуется интеллект, несколько больше зачаточного, потому как обычные студенты могут одолеть этот материал только под руководством терпеливых преподавателей. Необходимо делать упражнения, которые содержат некоторые из этих текстов. Делайте их, а лучше придумывайте свои, пробуйте перемудрить авторов, но, пожалуйста, воздержитесь от рассказов мне о своих альтернативных теориях, пока все не выучите: если вы во всем хорошо разберетесь, вы обнаружите, что многие из этих авторов совсем не так глупы.

Начала математики

У вас все в порядке с числами, сложением, вычитанием, квадратными корнями и т.п.?
Натуральные числа, целые числа, рациональные числа, вещественные числа, комплексные числа (очень важны!), формула Эйлера.
Теория множеств: открытые множества, компактные пространства, топология. Вы будете удивлены, узнав, насколько важную роль они играют в физике!
Алгебраические уравнения. Приблизительные методы. Разложение в ряд, ряд Тейлора. Решение уравнений с комплексными числами. Тригонометрия: sin2x = 2sinxcosx и т.п.
Бесконечно малые. Дифференцирование. Производные элементарных функций (sin, cos, exp…). Интегрирование. Первообразные элементарных функций, для которых это возможно. Дифференциальные уравнения. Линейные уравнения.
Преобразование Фурье. Использование комплексных чисел. Сходимость рядов.
Комплексная плоскость. Теоремы Коши и интегрирование по контуру (это забавно). Гамма-функция (порадуйтесь ее свойствам). Интегралы Гаусса. Теория вероятностей.
Уравнения в частных производных. Граничные условия Неймана и Дирихле.

Это все для начинающих. Некоторые из этих тем на самом деле целые курсы лекций. Многое из этого - необходимые части физических теорий. Вам не обязательно изучить это все до начала изучения того, что идет дальше, но не забудьте вернуться к тому, что пропустили.

  1. Голдстейн. Классическая механика (3-е издание).

  2. Classical dynamics: a contemporary approach - Jorge V. Jose, Eugene J. Saletan

  3. Classical Mechanics - Systems of Particles and Hamiltonian Dynamics - W. Greiner

  4. Арнольд. Математические методы классической механики (2-е издание).

  5. Ландау, Лифшиц. Механика (3-е издание).

Оптика

Преломление и отражение. Линзы и зеркала. Телескоп и микроскоп. Введение в распространение волн. Эффект Доплера. Принцип Гюйгенса волновой суперпозиции. Волновой фронт. Каустика.
  1. Борн, Вольф. Основы оптики.

  2. Шен. Принципы нелинейной оптики.

Статистическая механика и термодинамика

Три закона термодинамики. Распределение Больцмана. Цикл Карно. Энтропия. Тепловые двигатели. Фазовые переходы. Термодинамические модели. Модель Изинга (отложите знакомство с техниками решения двумерной модели Изинга). Закон излучения Планка (как прелюдия к квантовой механике).

Статистическая механика

  1. L. E. Reichl: A Modern Course in Statistical Physics, 2nd ed.

  2. R. K. Pathria: Statistical Mechanics

  3. M. Plischke & B. Bergesen: Equilibrium Statistical Physics

  4. Ландау, Лифшиц. Статистическая физика, том 1.

  5. S.-K. Ma, Statistical Mechanics, World Scientific

Термодинамика

  1. Thermodynamics and an Introduction to Thermostatistics 2ed - H. Callen

  2. Thermodynamics and statistical mechanics - Greiner, Neise, Stoecker

Электроника

(только самые простые сведения об электронных цепях)
Закон Ома, емкости, индуктивности, использование комплексных чисел для их расчета. Транзисторы, диоды (как они на самом деле работают чуть ниже).

Электромагнетизм

Уравнения Максвелла (однородные и неоднородные), в среде, решение их для вакуума и однородной среды, в ящике (волноводе), с граничными условиями (отражение и преломление). Векторный потенциал и калибровочная инвариантность (исключительно важно!). Излучение и поглощение электромагнитных волн (антенна), рассеяние света.
  1. Джексон. Классическая электродинамика (3-е издание).

  2. Electromagnetic Fields And Waves - Lorrain and Corson

  3. Classical Electrodynamics - W. Greiner

  4. Introduction to Electrodynamics - D. Griffiths

  5. Quantum Electrodynamics - 3rd ed., - W. Greiner, J. Reinhardt

Вычислительная физика

Даже чистому теоретику могут пригодиться некоторые аспекты вычислительной физики.

Квантовая механика (не релятивистская)

Атом Бора. Соотношения де Бройля (энергия-частота, импульс-волновое число). Уравнение Шредингера (с электрическим потенциалом и магнитным полем). Теорема Эренфеста. Частица в ящике. Атом водорода, решение волнового уравнения для него. Эффект Зеемана, эффект Штарка. Квантовый гармонический осциллятор. Операторы энергии, импульса, момента импульса, рождения и уничтожения, их правила коммутирования. Введение в квантовомеханическое рассеяние, матрица рассеяния. Радиоактивный распад.

Атомы и молекулы

Химическая связь. Орбитали. Атомный и молекулярный спектр, излучение и поглощение света. Квантовые правила отбора. Магнитные моменты.

Физика твердого тела

Кристаллографические группы. Отражение Брэгга. Диэлектрические и диамагнитные постоянные. Спектр Блоха. Уровень Ферми. Проводники, полупроводники и изоляторы. Теплоемкость. Электроны и дырки. Транзистор. Сверхпроводимость. Эффект Холла.
  1. Ашкрофт, Мермин. Физика твердого тела.

  2. Киттель. Введение в физику твердого тела (7-е издание).

Ядерная физика

Изотопы. Радиоактивность. Ядерный распад и синтез. Капельная модель ядра. Ядерные квантовые числа. Магические ядра. Изотопический спин. Теория Юкавы.

Физика плазмы

Магнито-гидродинамика. Волны Альфвена.

Математика посложнее

Теория групп, линейные представления групп. Теория групп Ли. Векторы и тензоры. Больше техник для решения дифуров, урчпов и интуров. Принцип экстремума и основанные на нем техники приближенного решения. Разностные уравнения. Производящие функции. Гильбертово пространство. Введение в функциональные интегралы.

СТО

Преобразование Лоренца. Лоренцево сжатие и растяжение времени. E = mc 2 . 4-векторы и 4-тензоры. Правила преобразования для поля Максвелла. Релятивистский эффект Доплера.
  1. Classical Mechanics - Point Particles And Relativity - W. Greiner

  2. Introduction to the theory of relativity and the principles of modern physics - H. Yilmaz

Квантовая механика посложнее

Гильбертово пространство. Квантовые скачки. Излучение и поглощение света. Вынужденное излучение. Матрица плотности. Интерпретации квантовой механики. Неравенства Белла. Вперед, к релятивистской квантовой механике: уравнение Дирака, тонкая структура. Электроны и позитроны. Теория БКШ о сверхпроводимости. Квантовый эффект Холла. Расширенная теория рассеяния. Закон дисперсии. Теория возмущений. Квазиклассическое приближение (метод ВКБ), принцип экстремума. Конденсат Бозе-Эйнштейна. Сверхтекучий гелий.
  1. Quantum Mechanics - an Introduction, 4th ed. - W. Greiner

  2. R. Shankar, Principles of Quantum Mechanics, Plenum

  3. Quantum Mechanics - Symmetries 2nd ed. - W. Greiner, B. Muller

  4. Коэн, Таннуджи. Квантовая механика, том 1 и 2.

  5. J.J. Sakurai, Advanced Quantum Mechanics, Addison-Wesley

Феноменология

Субатомные частицы (мезоны, барионы, фотоны, лептоны, кварки) и космические лучи. Свойства и химия веществ. Ядерные изотопы. Фазовые переходы. Астрофизика (планетные системы, звезды, галактики, красное смещение, сверхновые). Космология (космологические модели, инфляционные теории, микроволновое фоновое излучение). Технологии детекторов.

ОТО

Метрический тензор. Кривизна пространства-времени. Уравнение гравитации Эйнштейна. Черная дыра Шварцшильда, Райсснера-Нордстрема. Прецессия перигелия, гравитационное линзирование. Космологические модели. Гравитационное излучение.

ОТО

  1. J.B. Hartle, Gravity, An Introduction to Einstein"s General Relativity, Addison Wesley, 2003

  2. T.-P. Cheng, Relativity, Gravitation and Cosmology, A Basic Introduction, Oxford Univ. Press, 2005

Космология

  1. An Introduction to cosmology, 3rd Ed - Roos

  2. Толман. Относительность. Термодинамика и космология.

Квантовая теория поля

Классические поля: скалярное, спинорное Дирака, векторное Янга-Миллса.
Взаимодействия, возмущения. Спонтанное нарушение симметрии, голдстоуновский бозон, механизм Хиггса.
Частицы и поля: пространство Фока. Античастицы. Правила Фейнмана. Сигма-модель Гелл-мана-Лоу для пионов и ядер. Петлевые диаграммы. Unitarity, Causality and dispersion relations. Перенормировка (регуляризация Паули-Вилларса, Хоофта-Вельтмана). Калибровочные поля: калибровка векторного потенциала, определитель Фаддеева-Попова, тождества Славнова, БРСТ-симметрия. Ренормгруппа. Асимптотическая свобода.
Солитоны, скирмионы. Магнитные монополи и инстантоны. Конфайнмент. 1/N разложение. Разложение операторного произведения. Уравнение Бете-Солпитера. Построение Стандартной модели. Нарушение P и CP-инвариантности. CPT-теорема. Связь спина и статистики. Суперсимметрия.курсов лекций
  • Michael Fowler"s (Virginia) lectures по квантовой механике.
  • К сожалению, некоторые из этих ссылок уже не работают. Надеюсь, что в этом случае вам поможет Internet archive . Ну и current music послушайте, конечно.

    А.М. Новиков

    КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ

    К карьере ученого необходимо готовить себя с детских лет. Во-первых, необходима любознательность – вопрос «почему?» неотступно преследует ученого всю жизнь. Необходимо любить учиться - ученый учится всю жизнь. Ведь слова «учение», «ученик» и «ученый» - одного корня. Ученым называется человек не только по тому, что он «выученный», но и потому, что он учится постоянно, на протяжении всей жизни, вплоть до смерти. Кому учеба не в радость, кому учеба надоедает, тот может и не думать о карьере ученого. Но учеба учебе рознь – ведь круглые отличники крайне редко становятся настоящими учеными: у такого «отличника» основная цель – выучить материал. И за этим он ничего другого не видит. А когда надо уже не учить, а что-то конкретное делать самому, отличник теряется – он к этому никак не приспособлен.

    Во-вторых, необходима вдумчивость, усидчивость, упорство в достижении целей. Сначала учебных, потом уже научных. Голова ученого постоянно занята какими-то проблемами. Мысли неотвязно преследуют ученого, как говориться, «ни сна, ни отдыха...».

    В-третьих, для будущего ученого необходим романтический склад души. Необходимо уметь мечтать, необходимо уметь переживать. Ведь вроде бы «суха теория...». Да, результаты научной работы сухи, в них не может быть и не должно быть эмоций. Но процесс научного исследования для ученого насыщен сильнейшими эмоциями! Что-то не получается, что-то получается, но не так, как хотелось бы, в чем-то тебя не признают и т.д. и т.п. Вся жизнь ученого – это богатейшая палитра эмоций. Но если художник, композитор «выплескивают» свои эмоции на полотно, в музыкальное произведение, то эмоции ученого остаются в нем самом, внутри. И даже делиться своими эмоциями с другими коллегами у ученых не принято – делятся лишь сухими результатами. Для развития «научной романтики» весьма полезны книги о великих ученых из серии «Жизнь замечательных людей», а также художественные романы о деятельности ученых А. Кронина, С. Моэма, В. Каверина и др.

    В-четвертых, необходимо с детства, с юности воспитать в себе критическое отношение ко всему на свете: почему это так как мне говорят, пишут? А почему нельзя иначе? А как еще можно объяснить это явление? А зачем мне это надо? Где я смогу это использовать? И т.д. Хотя, такие вопросы чаще всего вызывают бешенство школьных, да и вузовских педагогов, поскольку спрашивающий ученик «мешает проходить программу». Но это качество – критического отношения ко всему на свете, сомнения во всем – необходимый атрибут настоящего ученого.

    В-пятых. Необходимо готовить себя и к скудным материальным возможностям. Ведь на начальных этапах зарплата младшего научного сотрудника или ассистента очень невелика. Относительный материальный достаток приходит позже. И вообще занятия наукой не приносят больших доходов. Если человек хочет жить «богато», получать, иметь много денег – ему не место в науке. Здесь есть интересный момент. Ученые в некоторой степени относятся с «завистью» к менеджерам, банкирам, чиновникам – что их доходы зачастую в десятки, сотни раз больше – наверное, и я мог бы быть таким же. Но те, в свою очередь, завидуют ученым – они кандидаты, доктора, профессора – к ним почтительное отношение со стороны окружающих. Кроме того, ученый сеет «разумное, доброе, вечное». Его книги остаются на книжных полках библиотек навечно, а результаты «деловых» людей сиюминутны, эфемерны, призрачны. Ну что же, как говорится, «каждому свое». Есть одно существенное преимущество профессии ученого. Общеизвестный факт: ученые, как правило, долго живут. Интенсивная умственная работа способствует долголетию, не дает организму стареть.

    В шестых. Для ученого необходимо понимание окружающих. В первую очередь, в семье. Внешне, со стороны непосвященных людей, ученый вроде бы ничего не делает. Ну, подумаешь, сидит, читает или пишет, а то и вовсе просто сидит – думает. Разве это работа?! Когда-то давно, в молодости, один мой коллега-ровесник, талантливый молодой ученый женился на поварихе. Теща была заведующей той же столовой. И вот жена и теща изводили парня: вот мы целыми днями топчемся у горячей плиты, устаем до смерти. А ты бездельник! Сидишь целыми днями за письменным столом, ничего не делаешь, на работу редко ходишь. Парень был слабохарактерным, дело кончилось печально – суицидом.

    Еще один момент. Голова ученого постоянно занята мыслями о своих научных проблемах: и днем и ночью, и на работе и на досуге, и в выходные и в отпуске. Постоянно. Известна масса анекдотов о рассеянности ученых – они имеют под собой реальную основу – ведь ученый поглощен своими проблемами и бытовые мелочи для него несущественны. А это вызывает зачастую большие сложности в семейных отношениях: муж как бы дома, рядом с женой и в то же время в мыслях «отсутствует». А для женщины, как говорится, «женское счастье – был бы милый рядом...». Даже бытует среди ученых такая поговорка: «Сколько жен надо иметь ученому? Как минимум две: первой сказал, что пошел ко второй, второй сказал, что пошел к первой, а сам пошел в лабораторию». Те же проблемы, только в несколько ином звучании и у женщины-ученого.

    Поэтому лучше, когда в семье и муж, и жена научные работники. Лично у меня так и сложилось. И очень удачно. А своему сыну я еще во времена его юности говорил: «тебе надо жениться на дочери профессора». На что он мне отвечал: «А у меня нет знакомых профессоров». Но со временем так оно и получилось.

    В-седьмых. В самом начале научной деятельности научному работнику приходиться решать очень узкие частные задачи. Это неизбежный этап – учиться надо вначале на простом. И здесь необходимо терпение и самоограничение. Ведь человеку, приходящему в науку хочется сразу заниматься «глобальными» проблемами. Так, чтобы сразу «перевернуть все здание науки!». Но такого не бывает. Учиться начинают на малом. И те молодые люди, которые на смогли пойти на такое самоограничение, спустя какое-то время, разочаровавшись, уходили из науки. А таких талантливых молодых людей я на своем веку встречал немало. Лишь после защиты кандидатской диссертации исследователь начинает расширять круг своих интересов. А уже после защиты докторской может уже заниматься чем угодно (в хорошем смысле), браться за решение «глобальных проблем».

    Лично у меня на заре моей научной деятельности тоже были огромные амбиции. Но, с другой стороны, я вообще не понимал, о чем люди говорят на заседаниях Ученого совета, и откровенно засыпал. А общие собрания Академии педагогических наук СССР (нас, сотрудников академических институтов обязывали на них присутствовать) вообще были мне неинтересны, и я их избегал оригинальным способом. Собрания проходили в Московском доме учителя, где зал был небольшой. Я появлялся в фойе, чтобы меня видели, дожидался, пока все места будут заняты, и спокойно уезжал в свою лабораторию: «мест не хватило».

    Какими науками заниматься? Это неважно. Все науки чрезвычайно интересны и занимательны. Я, например, собирался стать физиком, а стал педагогом. И нисколько об этом не жалею. Мне довелось по жизни глубоко, на профессиональном уровне вникать в психологию, физиологию, в кибернетику, в системный анализ, в теорию управления. И все было чрезвычайно интересно. Другое дело, что, идя в науку, поступая в аспирантуру или на должность младшего научного сотрудника, ассистента, следует поинтересоваться: какие в этой организации – вузе, в НИИ традиции и условия для научного роста. Если в среднем молодой ученый защищает кандидатскую диссертацию через 3-5 лет – это нормально. Если через 10, а то и вовсе молодежь не защищается – в такую организацию идти нежелательно.

    Кроме того, есть различия приоритетов индивидуальных и коллективных исследований. В математике, в общественных и гуманитарных науках исследования носят, как правило, индивидуальный характер. В физике, в технике исследования чаще всего коллективные. Ведь, к примеру, создание нового самолета, ракеты, или исследования на ускорителях, колайзерах требуют усилий сотен, тысяч ученых. В индивидуальных исследованиях есть бόльшие возможности для продвижения, научного роста. Но ученый работает чаще всего в одиночку и сам отвечает за свои результаты. В коллективных исследованиях возможности для научного роста каждого исследователя скромнее, но зато есть дружная работа в коллективе.

    Любой человек ответит, что это специалист, разбирающийся в определенной области, имеющий углубленные знания и способный совершать новые открытия. Несомненно, быть ученым - это призвание, и чтобы определить, есть ли у вас склонность к этому, нужно прислушаться к себе.

    Как определить, есть ли у вас талант

    Помните, что важно стать хорошим ученым, а не просто специалистом, имеющим углубленные знания. Поскольку изучить информацию может каждый человек, вы должны быть способны исследовать ее и прийти к новым открытиям

    Чтобы стать молодым ученым, прислушайтесь к себе. Вы должны понять, какая наиболее привлекательна для вас. Если вы любите математику, не ищите себя в биологии, поскольку, кроме испорченных нервных клеток и отсутствия желания, вам вряд ли удастся чего-либо добиться.

    Люди становятся учеными, когда умеют совмещать увлечения с работой. Если вас действительно интересует математика, то вас затянет процесс ее углубленного изучения. Итак, если есть область науки, которая вас интересует, к которой у вас наблюдалась склонность в школе и которая давалась вам легче других, то вы, несомненно, можете стать ученым.

    Мечты редко совпадают с реальностью. Так, если вы хотите стать ученым, то недостаточно просто почитать интересующую вас литературу и изучить информацию в интернете. К сожалению, освоение этой профессии требует финансовых вложений, иногда - немалых.

    Стать ученым-исследователем вам удастся, если вы потрудитесь над собой и своим уровнем знаний. Если вы не самородок, который может без посторонней помощи произвести любые исчисления или изобрести лекарство от рака, то вам, несомненно, понадобится высшее образование.

    Нет ничего невозможного, и наука знала великих людей, которые без соответствующего обучения делали ошеломляющие открытия, но, согласитесь, шанс один на миллион.

    • Выбирайте вуз, который предлагает продолжение обучения в аспирантуре, поскольку именно она готовит будущих исследователей. Магистратура тоже важна, но она делает упор на получение знаний, необходимых для осуществления практической деятельности, а не для свершения новых открытий.
    • Университет должен быть одним из лучших. Почитайте отзывы, посмотрите на программы обучения, посетите день открытых дверей. Обратите внимание, чтобы профессора учебного заведения были заинтересованы в получении знаний студентами. Пообщайтесь с выпускниками.
    • Освоение программы института - это далеко не все. Вам нужно параллельно посещать семинары, тренинги по вашей специальности, изучать информацию самостоятельно. Если вам интересна область науки, то и процесс обучения не надоест.
    • Помните о научных работах. По мере получения знаний у вас формируется собственное видение многих проблем науки. Опишите его в своих научных трудах. Статьи опубликуйте в специальных сборниках и журналах. Это не только поможет вам стать ученым, но и добавит баллов при защите диссертации.

    Помните о самосовершенствовании. Как стать ученым, если вы не будете развиваться как личность? Поэтому находите время на отдых и на общение с интересными людьми.

    Когда идешь к намеченной цели, все преграды на пути кажутся незаметными. Но иногда мы забываем о важных вещах, без которых задачи, которые мы ставим перед собой, невыполнимы. Итак, как стать ученым:

    • Общайтесь с людьми вашего круга. Общие интересы не только вас сплотят, но и приведут к новым открытиям.
    • Выберите себе научного руководителя с большими амбициями. Этот совет дают многие состоявшиеся ученые.
    • Интересуйтесь всем. Круг ваших интересов обязательно должен быть гораздо больше, чем просто ваша специализация.
    • Не тратьте время на бессмысленные достижения. Например, если вы химик, то вам не следует просиживать дни в изучении математики.

    Многие состоявшиеся ученые признаются, что они частенько игнорировали предметы, не касающиеся их направления.

    Образ жизни ученого

    Конечно, все не ограничивается научными познаниями. Повседневная жизнь и окружающие факторы способствуют формированию личности и заставляют делать выбор между наукой и бытом.

    Как стать ученым, если вас не поддерживает семья, если вы живете в маленьком бесперспективном городке или если у вас не хватает финансов на реализацию экспериментов? На основании подобных факторов можно сказать о таких пунктах:

    • Семья должна поддерживать ваше желание быть ученым. Близкие люди обязаны понимать, что вы не просто так до поздней ночи засиживаетесь за книгами, что опыты, которые вы проводите, небесполезны. В конце концов, что это важно для вас.
    • В любом случае после института придется потратить определенную сумму на ваши задумки. Хорошо, если вы найдете спонсора.
    • Возможно, вам предстоят дальние командировки. Особенно это касается исследователей.
    • Не бойтесь прийти к банальному выводу. Это нормально, что новые открытия базируются на уже известных достижениях.

    Немалую роль играют личностные качества человека.

    Характер будущего ученого

    Каким бы талантливым ни был студент, без определенных качеств характера ученым ему не стать. Чтобы достичь цели, развивайте в себе такие качества:

    • Амбициозность.
    • Настойчивость.
    • Нестандартное мышление.
    • Способность признавать и анализировать свои ошибки.
    • Способность ставить перед собой цели.

    Вряд ли у вас получится сразу достичь ощутимых результатов, но не опускайте руки. На этом построено достижение великих целей.

    Как относиться к окружающим людям

    Не стоит бояться конкуренции. Ваши соперники - это источник информации, общайтесь с ними чаще. Кроме того, подружитесь с ними. Окружайте себя людьми, которые равны или сильнее вас, только так вы сможете постоянно развиваться. Но за дружбой не забывайте о конкуренции, ведь это двигатель прогресса.

    Соперники могут, сами того не осознавая, дать вам ценный совет или случайно выдать полезную информацию. Но не нужно только потреблять. Не жалейте дать полезный совет и другим ученым, чтобы ваша дружба была взаимовыгодной.

    Заблуждения о профессии ученого

    Сейчас мы разберем несколько мифов, которые в корне неправильны. Из-за них многие талантливые ребята отказываются от своей цели, что влечет за собой разрушение их мечтаний, а также снижение прогресса в науке:

    • Чтобы стать ученым, нужны связи. Поверьте: наука - это практически единственная отрасль, где никто не удержится благодаря связям. Если вы перспективный ученый, вас будут приглашать участвовать в различных исследованиях.
    • Только опытный педагог сможет научить студента. Как показывает практика, как раз молодые и амбициозные преподаватели давали толчок своим подопечным в мир науки. Они еще не остановились на одной теории, которую пытаются втолковать каждому встречному, поэтому знают о новых достижениях, ищут пути решения проблем, стараются углубиться в науку еще больше, чему учат и студентов.
    • Ученые мало зарабатывают. Мало зарабатывают дилетанты, а не ученые. Если человек действительно предан своему делу, то, безусловно, он будет достигать новых вершин, приносящих ему неплохую прибыль. Но для этого нужно быть коммуникабельным, чтобы на любой непредвиденный случай иметь спонсоров, заинтересовавшихся в вашем деле.
    • Ученый - неперспективная професси». Могут стать неактуальными любые отрасли жизни, но только не наука. Человечество нуждается в новых открытиях, поэтому хорошие ученые на сегодняшний день на вес золота.

    Наука и политика

    С науки начинается любая другая деятельность, в том числе и политическая. В развитых странах ученые, ставшие политиками, очень хорошо справляются со своей должностью. Согласитесь, гораздо лучше министр экологии разберется с проблемами загрязнения воздуха, если он осведомлен о них, если он их непосредственно исследовал. Или с проблемой финансирования в стране гораздо легче бороться, если министр финансов - ученый-математик или экономист.

    Человек, умеющий исследовать область науки, разбирающийся в ней изнутри, востребован в политике, поскольку к верному решению он придет быстрее и воплотит это решение качественнее, чем обычный выпускник вуза.

    Наука и писательство

    Очень часто ученые, которые добились своих целей, садятся за написание книг и передают знания молодому поколению. Они - достояние страны. Ученые, ставшие писателями, научат студентов запоминать, анализировать и искать правильную информацию.

    Таким образом, стать ученым - сложная, но осуществимая задача. Боритесь за свою цель. И, возможно, ваше имя зазвучит в мире науки.

    Последние материалы раздела:

    Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
    Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

    «Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...