Внеклассный урок по русскому языку. Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Русского языка

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Школу делает школой учитель. Учителя разные - они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель и смешивает краски и разучивает этюды, и осваивает приемы. Учитель - мастер. Виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на такой урок.

Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 19 учащихся только 6 детей более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих. Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии. Кроме этого, логопедом были выявлены 5 учеников с логопедическим диагнозом. Поэтому практически с первых дней мне приходилось строить свои уроки с помощью разноуровневого подхода (дифференциации). И сейчас уже виден результат: те дети, которые пришли читающие, увеличили скорость чтения, те, которые не читали – стали читать и уже в некоторых случаях наблюдается плавное слоговое чтение.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», Успешное обучение в начальной школе без этого невозможно. Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Виды универсальных учебных действий:

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Познавательные УУД формируются, когда:

‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

В 1 классе наиболее результативные формы работы – это дидактические игры, игровые приёмы и игровые ситуации.

На уроках математики и обучения грамоте использую на этапе актуализации знаний «Мозговой штурм», "Гимнастика мозга" логическая разминка, игры «Молчанка», «Лесенка», в это время проводится индивидуальная работа (у доски, перфокарты, на вклеенных в тетрадь листочках)

Уроки начинаю с этапа Вступление в учебную деятельность. На этом этапе дети включаются в учебный процесс, настраиваются на активную работу на уроке. А в начале года этот этап помогал раскрепощать «молчунов».

На этапе самоопределения к деятельности использую метод «Инфо-угадайка» -даю определенное задание…, подвожу детей к самостоятельному определению темы и целей урока (Догадайтесь о теме урока, что будем делать...)

Метод « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Знаете ли вы, что...? применяю постоянно на уроках окружающего мира, на уроках гражданственности иногда и на уроках математики.

Метод "Автобусная остановка" (применяю немного не в той интерпретации) - привлекаю внимание детей.

Метод «Творческая мастерская» применяю на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, готовят стихи, подбирают пословицы, поговорки и т.д.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окр. мира и уроках гражданственности ведётся в следующих направлениях: работа с картой, с дополнительной литературой.

Регулятивные УУД формируются, когда:

‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи.

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

"Солнышко и туча "(ожидание и опасение будущего урока) Предлагаю показать солнышко - положительные ожидания от урока, а если есть опасения – показать тучку. Подводя итог урока, вернёмся к методу «Солнышко и туча».Вспомните, какие символы вы показывали в начале урока? Изменились ли они сейчас?

Очень важным является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как "Дерево ожиданий", "Поляна снежинок", "Фруктовый сад", "Осенний сад" позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Каждый день 1-ый урок мы начинаем с психологического настроя:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушать как? Внимательно.

Работать как? Старательно.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
1.«Преднамеренные ошибки»;
2. Взаимоконтроль;

3. Помощник учителя

4.Учебные проекты способствуют формированию как регулятивных, так и познавательных действий.

При всей значимости и важности содержания уроков письма, дети частенько относят его к наиболее утомительным и скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаюсь к необычным и ярким урокам. Урок - путешествие, урок-игра. Во время отдыха от письма подбираю интересные развивающие устные задания. Это могут быть весёлые стихи, лингвистические сказки, различные словесные игры.

Этап рефлексия: Шкала успеха -

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

≈ - Я сегодня плохо работал (- а);

○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Определи свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.

- "Незаконченное предложение"

- "Сундучок знаний"

Коммуникативные УУД формируются, когда:

‐ ученик учится отвечать на вопросы;

‐ ученик учится задавать вопросы;

‐ ученик учится вести диалог;

‐ ученик учится пересказывать сюжет;

‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Для этого использую Методы «Ульи», «Парный выход».

Уроки гражданственности и украинского языка мы начинаем с технологии «Круг дружбы» (Коло дружби) Стараюсь создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.- "Подари подарок другу", "Поздоровайся (называть части тела)…", "Улыбнемся друг другу", "Ладошка желаний".

Урок окружающего мира по теме «Проверка знаний и умений по теме «Что и кто»» проводили в форме пресс – конференции.

У нас в гостях животные - представители семейства рыбы, насекомые, звери и птицы (ученики класса держат рисунки). Они отвечает на вопросы журналистов (ученики класса).

Вопросы журналистов:

Как тебя зовут?

Где ты живешь?

Чем ты питаешься? и т.д.

Личностные УУД формируются, когда:

‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Например, изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Основным на уроках математики в сфере личностных УУД я считаю постановку вопроса – Зачем изучать предмет «Математика»?

На каждом уроке чтения отвожу время самостоятельному чтению «Читай самому себе». Это позволяет ребёнку самому понять всё ли правильно у него получается читать, если есть проблемы – поднимает сигнальную карточку.

В начале учебного года работали над восприятием четверостишья:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Редьярд Киплинг)

На уроках окружающего мира и уроках гражданственности развитие УУД личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Они направлены на принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Например: нарисовать герб своей семьи, акция «Удивительное рядом», сделать коллаж по теме «Зоопарк», рисунок «Опасности вокруг нас»

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. А иногда и наоборот - привести детей в спокойное состояние. Всегда сама принимаю участие в упражнениях, и заметила, что это помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать. (Любая психогимнастика)

Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

В конце выступления хочется пожелать:

Несите с достоинством данный вам крест,
Верьте в себя, как бы ни было худо.
Вы, знаете?! В жизни так много чудес,
И вы есть то самое светлое чудо !

Спасибо за внимание!

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Анализ работы методического объединения

учителей начальных классов за 2016 - 2017 г.

Методическое объединение учителей начальных классов работает над темой «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Цель нашей работы:

Задачи методического объединения учителей начальных классов:

В текущем учебном году на заседаниях МО учителей начальных классов были рассмотрены вопросы:

- «Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка».

- «Технология целепологания как основа конструирования современного урока ».

- «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе».

- «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний».

- « Развитие мышления обучающихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой».

В своей работе учителя используют разнообразные методы: методы контроля и самоконтроля в обучении, метод получения информации и работа с ней, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы самостоятельной работы, метод работы в парах, группах.

Приоритетными целями, реализуемыми на уроке, являются:

Формирование УУД;

Применение полученных знаний;

Решение творческих задач.

На уроках используются ИКТ: презентации, интерактивные задания.

Учителя: Великанова Т.С., Ложененко П. Ф., Баташова Л.А. в рамках аттестации провели открытые уроки на которых продемонстрировали внедрение ФГОС в практику учебной деятельности.

Великанова Т.С., Ложененко П. Ф., Баташова Л.А. прошли в этом году аттестацию.

В предметных олимпиадах приняли участие учащиеся 2-х - 4-х классов. Ученица 4 класса Пастухова Ю. заняла 2 место, ученица 4 класса Юркова П. заняла 3 место, ученик 4 класса Коробков Егор занял 3 место в классе. Ученица 3 класса Черняева Дарина 2 место в классе. Ученики 2 класса Васильев Дмитрий и Песковский Егор заняли 3место в классе.

Победили школьной олимпиады (учащиеся 2-х- 4-х классов) принимали участие в районной олимпиаде.

Учащиеся начальной школы приняли участие в школьной научно- практической конференции «Путь в будущее».

Группа учащихся 4 класса защищала проект «Самые высокие и низкие температуры», заняла 2 место. Учащиеся 2 класса выступили с коллективной защитой проекта «Моя - семья », заняли 1 место. Учащиеся 3 и 4 класса подготовили исследовательские работы: Кондрашова. Н «Поговорим о правильном питании» - 1 место, Юркова. П. «Что в имени моем» - 3 место, Пастухова. Ю.-«Выращивание кристаллов в домашних условиях» 2 место.

Учителями начальных классов в течение учебного года была организована работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. С детьми проводились беседы и практические занятия по соблюдению правил личной гигиены, правильному питанию, дни здоровья.

Велась работа по ведению портфолио учащихся начальных классов. Учителя работают над ведением электронных портфолио.

На педсовете учителя начальных классов Баташова Л.А., Полковникова И. Н. поделились опытом своей работы по самообразованию. Великанова Т.С. давала открытый урок по теме самообразования.

Курсы повышения квалификации прошла в этом году Баташова Л.А. по теме: «Формирование грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех ступеней школьного образования, в т. ч. с ОВЗ»

Была проведена неделя начальных классов.

Методическая тема на 2017 - 2018 учебный год остается прежней, т.к. в дальнейшем предстоит повышать уровень профессиональной компетентности учителей начальной школы в реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ФГОС.

Тема работы методического объединения начальных классов:

«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Исходя из этого, работа методического объединения учителей начальных классов решает следующие задачи:

  1. Совершенствовать методы, средства обучения и воспитания, повысить уровень самостоятельной творческой учебной работы учащихся на уроке. Внедрять в учебный процесс современные учебно-методические и дидактические материалы.
  2. Создавать оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно - коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов.
  3. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
  1. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

Сведения о кадровом составе

Ф.И.О. учителя

Срок следующей аттестации

Курсы проходили

Срок следующих курсов

ЛожененкоПросковья Фоминична

27.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2015-«Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

2019

Полковникова Ирина Николаевна

Первая,

Декабрь,2014 г.

2019г. 4 квартал

2013

2017

Баташова Людмила Александровна

Первая,

20.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2016- «Формирова-ние грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех ступеней школьного образования, в т. ч. с ОВЗ»

2020

Великанова Татьяна Сергеевна

Соответствие занимаемой должности,

27.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2015- «Система оценки образова тельных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

2019

Темы по самообразованию

Ложененко П. Ф.

«Повышение качества урока через использование здоровье-сберегающих технологий в процессе обучения».

Баташова Л.А.

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения».

Полковникова И.Н.

«Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

Великанова Т. С.

«Формирование самооценки учащихся начальной школы в условиях ФГОС НОО».

Ольга Петровна Глущенко
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе «Зов джунглей»

МКОУ Криничанская СОШ

(Внеклассное занятие по русскому языку )

Учитель : Глущенко Ольга Петровна

«Зов джунглей »

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе . (3- 4 классы)

Цель мероприятия : расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету,

воспитывать любовь к русскому языку ,

развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Оборудование : нагрудные различительные знаки животных;

картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны обратной стороны лиана) ; таблички разделов русского языка ;

карточки с заданиями, бананы и кости.

Презентация «Звуки животных»

Ход занятия:

Стихи детей о значении русского языка в жизни человека .

I ученик. Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик. Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик. Надо дружить с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-всему научиться.

Ведущий. Что у нас тут приклонилось?

Берёза в пальму превратилась! (Переворачивает картинку.)

Сосна в лиану в тот же час, (Переворачивает картинку) .

И позвали в джунгли нас !

Есть крокодил тут, как ни странно,

Есть кенгуру, есть обезьяна,

Других зверей немало тут,

В общем, джунгли нас зовут .

(Деление на команды : дети отгадывают загадки; кто отгадал, тот и становится этим «животным» )

Хищники :

В гости что-то зачастил

К нам зелёный. (крокодил)

Веселится, как ребёнок,

Царь зверей, задорный. (львёнок)

В джунглях , братцы, знает толк Злой, голодный серый. (волк)

Где-то прячется в лесах

Очень хитрая. (лиса)

Готов для интеллектуальных игр

Суровый, справедливый. (тигр)

Ей не скажешь : «Кошка, брысь!» ,

Потому что это. (рысь)

Пришёл в гости, стал реветь

Невоздержанный. (медведь)

Травоядные :

Сюда из джунглей поутру ,

Прискакала. (кенгуру)

Такая красивая, без изъяна,

Шаловливая и весёлая. (обезьяна)

Перенёс огромный шкаф

Замечательный. (жираф)

К нам пришёл сегодня он -

Большой и сильный, добрый (слон)

В пустыне любит тяжкий труд

Наш выносливый. (верблюд)

Кто всегда в тельняшке ходит?

В гости (зебра) к нам приходит.

К нам пришёл, разинув рот,

Большой, огромный. (бегемот)

Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в джунгли ! Но это необычные джунгли , джунгли русского языка . Мы побываем в непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим, как они живут, а заодно повторим русский язык и узнаем его разделы.

Итак, джунгли зовут !

Ведущий. Первый раздел русского языка - фонетика (вывешивается табличка) . Это наука о звуках - фонемах. В русском языке 42 фонемы : 6 гласных и 36 согласных.

Мы оказались с вами в джунглях , ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки. Какой-то зверь со свистом убегает, Его другой зверь с криком догоняет. Кто кого тут победит? Смекалистый и будет впереди!

1. Конкурс «Подражатели»

Команды по очереди называют звуки, которые произносят животные.

В русском языке такие слова называют «звукоподражательными» . Например, кар-кар, гав-гав и т. д.

Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вырастете, а пока.

Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь . Он голосит! Задание - написать, кто как поёт.

Голубь -. (воркует) Собака -(лает) Филин -(ухает)

Лягушка -. (квакает) Глухарь -. (токует) Коза -. (блеет)

Утка -. (крякает) Свинья -. (хрюкает) Гусь -. (гогочет) Конь -. (ржёт) Лиса -. (тявкает) Медведь -. (рычит)

Ведущий. Очень тесно с фонетикой связана графика- второй раздел нашего языка (вывешивается табличка) . Это наука о буквах русского языка . Букв в нашем алфавите 33 : 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков .

Ох, какой у нас изъян!

В джунглях зверь попал в капкан.

Как могло это случиться?

Надо бы из буквенного капкана освободиться!

1. Конкурс «Капкан» Ребусы про животных.

2. Конкурс «Один прыжок»

Ведущий. Мы продолжаем путешествие по джунглям . В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся разгадать загадки тропиков.

Ах, какая незадача!

В джунглях зверь сидит и плачет,

В слове ищет букву он.

А терзаний - миллион!

Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» . Вам надо изменить в слове всего одну подчёркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.

корж -. (морж) дом -. (сом) палка -. (галка) лук -. (жук) булка -. (белка) сам -. (сом) коса -. (коза)

майка -. (зайка) лес - (лев) крыша -. (крыса) клон -. (слон) баран -. (варан) кит -. (кот) маки -. (раки)

Ведущий. Третий раздел-русского языка-лексика (вывешивается табличка) . Это все слова, которые есть в русском языке . «Толковый словарь» Сергея Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Даля около 50 тысяч слов. Согласно исследованиям учёных, мы знаем и употребляем в речи только несколько тысяч слов. Как много слов нам еще предстоит узнать, запомнить и начать употреблять в своей речи.

1. Конкурс : «Джунгли ли это

Ведущий. А правда ли, что мы с вами попали в джунгли ? Что такое джунг-ли ? Это непроходимый лес в Африке, в Индии, в Америке. Что и кого мы можем тут встретить?

Ох, и трудная работа.

На рассказ пошла охота.

Как бы нам не прогадать,

Все ошибки разгадать! Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.

Джунгли - это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут и плодоносят только зимой (круглый год) . Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как она достигает в высоту 10 метров. Здесь же растёт трава - банан, карликовая берёзка и саксаул. В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян, соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами-северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.

2. Конкурс «Звери как люди»

Ведущий. Знакомимся ближе с обитателями джунглей . Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным : надутый как индюк, упрямый как баран и т. д.

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним, едва ли,

Не важничай, чтоб индюком.

Тебя не называли.

Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова , сравнивающие людей с животными.

Трусливый, как ….

Голодный, как ….

Преданный, как….

Грязный, как ….

Зубастый, как….

Трудолюбивый, как ….

Тихий, как …

(Ответы : заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь.)

Ведущий. Как называются такие слова в русском языке ? (Зоонимы.)

Задание болельщикам :

Хитрый, как. (лиса) ;

хищный, как. (акула) ;

беспечный, как. (стрекоза) ;

болтливый, как. (сорока) ;

вольный, как. (птица) ;

выносливый, как. (лошадь) ;

мудрый, как. (ворон) ;

холодный, как. (лягушка) ;

верный, как. (лебедь) ;

гримасничающий, как. (обезьяна) ;

пёстрый, как. (павлин) ;

колючий, как. (ёж) ;

тощий, как. (глиста) ;

толстощёкий, как. (хомяк) ;

косолапый, как. (медведь) ;

желторотый, как. (цыплёнок) ;

быстрый, как. (олень, лань) ;

прилипчивый, как. (пиявка)

Ведущий. Мы переходим к следующему, четвёртому, разделу русского языка - морфологии (вывешивается табличка) . Этот раздел изучает части речи : существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т. д.

1. Конкурс «Заросли лиан»

Ведущий. В джунглях , знает и профан,

Всюду заросли лиан.

Так что с духом соберись,

Сквозь лианы проберись!

Много лиан в джунглях , и в джунглях русского языка их тоже хватает . На первый взгляд, вроде одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют омонимами . Это разные части речи.

Однажды кот подкрался к попугаю :

«Сейчас тебя я, братец, попугаю!»

Медведь в лесу, не зная правил.

Однажды мотоциклом правил.

На полях, не скошенных косой.

Всё утро дождик шёл косой,

Весной небо голубей.

И развёл я голубей.

Иди домой.

Но сначала коридор домой !

Бабка Дарья холст чернила.

Внучка пролила чернила.

Деревенский сторожил

Сад колхозный сторожил.

Стою на нашем берегу.

Покой границы берегу.

Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут-

Дрова сегодня зря лисицы жгут.

Ведущий. Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка - орфографии (вывешивается табличка) . Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка . Орфография изучает правописание слов в нашем языке .

1. Конкурс «Узнай по описанию»

Ведущий. Зверюшка хитрая сидит,

Ничего не говорит.

Но мы себя ещё покажем,

На листке её укажем.

По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях .

Задание первой команде :

Сколько чудес в природе! Одно из таких - самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её перышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать : и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.

Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать : она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный ой клюв в нос или глаз противника, если враг подберётся к гнезду.

Ответ : колибри.

Задание второй команде :

Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём эти животные держат в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то они его углубляют. В воде они подстерегают свою добычу : птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство. Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. Малыши рождаются длиной 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, его тело достигает в длину 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.

Ответ : крокодил.

2. Конкурс «Чудесное превращение»

Ведущий. Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях : мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем другой.

Что случилось? Что случилось?

Коза вдруг в волка превратилась!

Разве может это быть?

Да, если букву заменить.

И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём смены одной буквы на другую.

К О 3 А - какое-либо положение - низ пальто - тысяча солдат - В О Л К

Ответ : коза - поза; поза - пола; пола - полк; полк- волк.

Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие по джунглям . Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка !

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Литература :

1. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей ЧУДО ВСЮД"-Мир животных и растений» . Ярославль : «Академия развит* Академия Холдинг» , 2001.

2. Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика» . М.: «Сг. г-ГА» , 1995.

3. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. «Внеклассные мероприятия . 2 класс» . М.: «ВАКО» , 2005.

Н. Н. Маслакова г. Тюмень

Презентация предназначена для обучающихся 5 классов и представляет собой игру в виде квеста (или викторины). Позволяет в игровой форме проверить знания школьников по теме "Лексика"(по любой программе). Может использоваться как на уроке, так и во внеурочное время. Презентация построены с помощью гиперссылок и триггеров. Представляет собой путешествие в поисках сокровищ пиратов (сокровища русского языка).

Ресурс включает в себя конспект и презентацию к внеурочному занятию по русскому языку в 4-5 классах. Разработка опирается на материал курса Д.З. Арсентьева "Родной язык - живоносный источник добра и любви". Во время работы обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности. Занятие позволяет обобщить и углубить знания, полученные детьми на уроках русского языка. Цель занятия: формирование уважительного отношения к родному языку.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Грамотеи» - интеллектуально-развлекательная игра, цель которой - актуализация знаний по различным разделам русского языка, развитие познавательного интереса, расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся. Элементы занимательности (загадки, кроссворд, шуточные задания) и яркая, красочная презентация способствуют повышению интереса школьников к предмету.
Методическая разработка поможет учителю в проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели.

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку. Игра "Лингвистическое путешествие»
Аннотация:
Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Целевая аудитория:для 6 класса

Целевая аудитория: для 6 класса

Внеклассное занятие "Волшебный квадрат" можно провести на неделе русского языка и литературы. Учащиеся в ходе игры повторят и обобщат изученный материал по основным разделам русского языка. Игра развивает логическую и устную речь учащихся.
Игровое поле разделено на 36 секторов разного цвета, которые содержат вопросы основных разделов русского языка. В ходе игры учащиеся делятся на команды и по очереди выбирают сектор.

Целевая аудитория: для учителя

Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Были разные задания: составить слова, предложения, решить кроссворд, найти ошибки в текст. Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся. Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. Игровая форма позволила разнообразить виды деятельности учащихся, а применение мультимедийной презентации способствовало повышению интереса к изучаемому предмету.

Целевая аудитория: для 5 класса

Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита. Она является едва ли не самой проблемной буквой, по крайней мере, самой обсуждаемой. В современном письме Ё не является обязательной: она употребляется лишь в специальных текстах (словарях, специализированных учебниках и др.) да в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (берёт - берет)". А ведь игнорирование буквы Ё в текстах и документах затрудняет чтение и понимание прочитанного, искажает язык, снижает грамотность, создаёт массу проблем бюрократического характера.
Этот праздник поможет раскрыть некоторые проблемы буквы Ё и показать важность её использования.


Целевая аудитория: для 5 класса

Данная разработка может использоваться на заключительном уроке по теме "Причастие" или как внеклассное мероприятие по русскому языку. В ходе мероприятия ученики не только повторяют изученный материал, но и узнают много нового о частях речи.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....