Слоговые таблицы для дикции. Как выработать, развить, улучшить, исправить и тренировать дикцию

Способность правильно артикулировать слова и фразы, проговаривать текст понятно, четко, с расстановкой и называется дикцией. Некоторые постоянно задаются вопросом, как улучшить дикцию и речь. Особенно это касается представителей творческих профессий (актеры, вокалисты, ведущие).

Особенно важна правильная артикуляция для певцов: они не только проговаривают текст, но и пропевают его, что гораздо сложнее. Упражнения на дикцию в пении делаются постоянно: и в виде отдельного занятия, и в качестве распевки.

Когда необходима тренировка дикции и речи?

Если люди вас понимают, это еще не значит, что вам не нужны речевые упражнения. Услышать себя со стороны непросто. Для этого может понадобиться авторитетное мнение эксперта или педагога. Если его нет, можно записать свою речь на аудионоситель и прослушать. Также хороший способ – сравнить себя с дикторами центральных каналов: артикуляция звуков русской речи у них чаще всего грамотная.

Задуматься о том, как развить дикцию и технику речи, нужно особенно в тех случаях, если присутствует явная картавость, нарушения в произношении отдельных звуков.

Есть качества хорошей речи, их тоже можно развивать: это краткость, четкость формулировок, грамотность, соблюдение литературных норм, логичность и другие.

Легкие упражнения на улучшение дикции призваны выработать правильное произнесение отдельных звуков и их сочетаний, а более сложные – связать элементы в одно целое.

Упражнения для развития дикции взрослых

Родители знают, как улучшать произношение у детей: это миогимнастика для языка, губ. Но сложно себе представить взрослого, который раскладывает язык лопаткой. Да и костно-мышечный аппарат у людей старшего возраста сформировался и не такой податливый, как у детей.

Упражнения для четкой дикции для взрослых совсем другие. Педагоги используют:

  • проговаривание отдельных согласных с четкой артикуляцией;
  • произнесение скороговорок ;
  • дыхательная гимнастика в сочетании с гимнастикой тела;
  • специальные артикуляционные упражнения.

Важно наладить регулярность занятий и ставить себе реальные цели.

Упражнения:

  1. Произносите эти сочетания звуков, «взрывая» последний глухой согласный: пи-би-пи-би-пипп, би-бэ-бо-би-быпп, га-го-гу-гы-гикк и подобные.
  2. Прочитайте любую скороговорку вслух, не используя гласные. Крл Клр крл крлл – согласитесь, звучит забавно. Кстати, вы узнали, что это за фраза?
  3. Зажмите нос и начните читать вслух текст на одном дыхании. Вдохните только там, где это положено по смыслу.
  4. Выполняйте любые физические упражнения параллельно с проговариванием стихов. Кроме пользы для здоровья, вы почувствуете, в каком месте перестаете управлять своим дыханием.
  • медленный вдох через широкие ноздри, дозированный выдох через нос (ритмично зажимайте и отпускайте ноздри);
  • вдох с наклоном (обычно происходит наоборот), выдох на звуки «г-м-м-м» или «хм-м-м», распрямляясь.

Развивающие упражнения начинать выполнять с нескольких секунд, постепенно доводя до 1-3 минут. Ко всем занятиям относится принцип постепенного усложнения и наращивания темпа.

Сколько времени займёт развитие дикции?

Если при прослушивании диктофонной записи вы заметили несколько незначительных ошибок, то работа над дикцией и произношением может занять всего день-два. Если же вам нужно обратить внимание на более обширные моменты, то можно оставить на упорные занятия и пару месяцев. Важно понимать, что певцам такие занятия могут быть нужны постоянно, в виде распевки перед выступлением, для приведения в боевую готовность артикуляционного аппарата.

Как исправить дикцию взрослому? Ответ прост: регулярно и упорно заниматься.

Что поможет, кроме упражнений?

Упражнения для выработки дикции – важный этап работы, но можно прийти к необходимому результату проще: читать книги, газеты, журналы вслух, четко проговаривая слова и не проглатывая окончания. Работа над четкой речью в этом случае станет и приятным времяпрепровождением.

Выполнение упражнений на дикцию

Для постановки выразительного голоса педагоги часто используют похожие дыхательные упражнения, как и для развития правильной артикуляции. Важно правильно выполнять рекомендации педагога, так как неверно выполненные движения запомнят мышцы. Переучивать их будет сложно. Педагог подскажет также интересные упражнения для развития техники речи и дикции.

Как улучшить дикцию речи быстро

Педагоги центра «Артвокал» знают, как поставить правильную речь и дикцию, будь то для выступлений в речевом жанре (доклады, публичные выступления) или вокал.

Перед тем, как тренировать дикцию дома, лучше получить консультацию грамотного педагога, специалиста по постановке голоса или записаться на наши курсы дикции в Москве .

Видео упражнения от «Артвокал»

В этом видеоролике вы увидите, как самостоятельно выработать правильную дикцию во время занятий с педагогом-специалистом. Видеоуроки могут лишь помочь вам, но не заменят слуха учителя.

Дикция – это ясное, точное, отчетливое произношение слов, словосочетаний, предложений. Она определяет разборчивость речи и ее восприятие другими людьми. Развитая дикция нужна в повседневной жизни при общении с окружающими, для успешного карьерного роста во многих сферах бизнеса, а что уж говорить о людях, профессия которых обязывает иметь поставленную речь (певцы, дикторы, ораторы, актеры и т.д.).

Другой вопрос – как развить дикцию – содержит более глубокий смысл, поэтому рассмотрим несколько способов комплексно улучшающих этот навык.

Развитие дикции подразумевает работу над постановкой голоса и правильного дыхания. Для этого можно выполнять ряд упражнений самостоятельно:

  • Развиваем дыхание. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, положите одну руку на грудь, а вторую – на живот. Дышите медленно, чувствуя поток воздуха. Вы должны выпячивать живот вперед, а грудь при этом должна оставаться неподвижной. Так вы разрабатываете диафрагму.
  • Находясь в том же положении, резким движением носом вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на 3-5 секунд и так же резко выдохните через рот.
  • Вдохните ртом как можно больше воздуха. При выдохе произносите согласные буквы (а,о,у,ы,э,и), как будто вытягивая их. У вас получится сплошной поток плавных переходов («ааааооооууууыыыыээээиии»). Старайтесь, чтобы каждая буква звучала громко и отчетливо.
  • Во время этого упражнения все время держите рот закрытым. Вдохните как можно сильнее через нос. При выдохе попробуйте «мычать», затягивая букву «м». Контролируйте, чтобы это действие длилось долго, и звук был максимально громким.
  • Вдохните больше воздуха, а при выдохе «рычите», произнося букву «р». Не факт, что это получится с первого раза, но после нескольких попыток вы увидите результат.

Тренировать дыхание нужно регулярно. Эти упражнения не займут более 15-20 минут в день (каждому заданию уделяйте не более 3 минут). Практикуйтесь перед зеркалом и следите за правильностью выполнения. Наше тело не всегда в точности выполняет то, чего мы от него хотим.

Развиваем дикцию

Одновременно с постановкой голоса можно развивать дикцию и речь. Для этих целей лучше всего подойдут скороговорки. Но перед их произношением нужно как следует размять мышцы языка, лица, артикуляционный аппарат и губы. Это помогут сделать следующие упражнения:

  • Высуньте язык полностью, как можно дальше. Затем верните его в прежнее положение. Продолжайте выполнять эти манипуляции в течение 2-3 минут.
  • Толкните языком щеку. Вы должны как будто «уколоть» ее. Сделайте то же самое со второй щекой. Продолжайте выполнять действия в течение 4 минут.
  • Рот держите закрытым. Начинайте двигать языком, как будто чистите им зубы с внутренней стороны. Делайте это непрерывно и интенсивно в течение 3 минут.
  • Высуньте язык и выполняйте им вращательные движения. Сделайте 20 раз вправо и столько же влево.
  • В этом упражнении развиваем мышцы губ. Вытягиваем их в форму уточки (трубочкой), затем растягиваем широкую улыбку. Чередуем эти движения в течение 2 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте крутить получившийся воображаемый «пузырь» по кругу. Выполняйте действие не менее 3 минут.
  • Слегка покусывайте нижними зубами верхнюю губу и наоборот. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Длится упражнение не менее 3 минут.
  • Очень эффективный способ – это построение всяких рожиц. Корчите гримасы, выпучивайте глаза, показывайте язык. Делайте все, что можете придумать, со своим лицом, позвольте себе подурачиться. Лучше это делать перед зеркалом в течение 3 минут.

Очень полезно выполнять эти упражнения перед публичным выступлением, чтобы размять мышцы и артикуляционный аппарат.

После разминки можно приступить непосредственно к скороговоркам. Вот одни из самых эффективных:

  1. Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.
  3. Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!
  4. Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.
  5. Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.

Чтобы развить внятную речь, можно пользоваться не только этими скороговорками. Для дикции подойдут любые, которые вы сможете найти. Произносите их чаще, но только после разминки. Есть из придуманных, обучившись которой вы однозначно значительно улучшите вашу дикцию. Также вы можете самостоятельно.

Вот еще несколько эффективных упражнений для развития дикции:

  • Зачитывайте свое любимое стихотворение, резко подчеркивая интонационно окончание каждого слова.
  • Откройте обычный словарь русского языка. Выберите слова, которые кажутся вам самыми труднопроизносимыми. Повторяйте их до тех пор, пока не научитесь выговаривать каждое из них без труда.
  • Встаньте перед зеркалом и зачитайте наизусть отрывок из любимого прозаического произведения. Контролируйте произношение, эмоциональность, мимику лица.
  • Если скороговорки кажутся вам слишком легким заданием, перед их произнесением положите в рот несколько мелких орешков. Теперь говорите, максимально приближаясь к правильному произношению.
  • Прочитайте отрывок из любимого произведения с закрытым ртом.
  • Если вы занимаетесь спортом, вам подойдет следующее упражнение. Наденьте наушники и повторяйте все, что говорят в плеере (текст песни или аудио-книга) во время бега. Это усложняет произношение. Но не кричите слишком громко, чтобы не пугать окружающих.

Грамотную речь невозможно развить, выполняя лишь вышеперечисленные упражнения. Хотите проверить, насколько поставлена и развита ваша речь? Представьте себя на месте вашего слушателя. Достаточно ли вы эрудированны и уверены в себе, чтобы вас хотелось слушать часами? Если ответ отрицательный, вам есть над чем работать.

Как развивать дикцию, мы разобрались, теперь попробуем развить свою речь и сделать ее богатой. Для этого подойдут некоторые методики:

Добиться заметных результатов в развитие своей дикции и при этом поставить речь можно примерно за 3 месяца, с учетом каждодневных занятий.

Станиславский о развитии дикции

По словам Станиславского, слово – самый конкретный выразитель мысли человека. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой». Ниже приведены правила и упражнения, составленные на основе рекомендаций Станиславского:

  1. Часто мы посещаем лекции, семинары, тренинги, но попросту засыпаем на них, потому что нам скучно. При этом лектор говорит четко и понятно, дефектов речи у него не наблюдается. Проблема кроется в эмоциональной окраске. Читайте и говорите выразительно.
  2. Нужно уметь говорить в разных тонах. Развить это умение поможет следующее упражнение. Читайте стихотворение вслух таким образом, чтобы одна строчка звучала громко, вторая – тихо и так до конца произведения.
  3. Потренироваться в проявлении разных эмоций можно, читая одну и ту же фразу, но с разными эмоциональными оттенками. Например, можно говорить одно и то же с грустью, радостью, отчаянием, гневом, удивлением.

Дикцию и речь поставить не так трудно, как научиться работать с эмоциями.

Слушайте себя

Как понять, что дикция и голос улучшились, что вы работаете в правильном направлении? Конечно, нужно послушать себя. Запишите свою речь на диктофон и оцените, что изменилось, чего вы добились, а что еще нужно корректировать. Сделайте выводы о том, как разработать дикцию конкретно в вашем случае, на что надавить, а чему уделить меньше внимания.

Оценивать голос желательно на «свежую голову», то есть, спустя несколько часов после тренировки речи, полностью отдохнув и будучи в хорошем настроении. Тогда оценка будет более объективной, а вы поймете, как развить дикцию и избежать новых ошибок. Записывайте свой голос до тех пор, пока произношение не покажется вам идеальным.

Мы разобрались, как развить свою дикцию, как правильно тренировать речь и сделать ее эмоциональной. Занимайтесь регулярно, и даже в домашних условиях вам удастся достичь весомых результатов и больше не останавливаться на волнующей вас проблеме — как поставить и натренировать дикцию.

Замечательные находки. Нашла словами описанные упражнения: и для дикции, и для мышц язычка, и для разваития правильного речевого дыхания!!!
Там много букв, и каждая полезная.

Хотя материалы данной статьи посвящены значимости голоса и дикции при чтении аффирмаций, оба эти параметра имеют и самостоятельное значение, поэтому освоение описанных в этой статье приёмов будет вам полезно вне зависимости от вашего намерения заниматься аффирмациями. Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

список наиболее распространенных определений неприятного голоса, который мешает в жизни и который не позволит сделать хорошие аффирмации:
- гнусавый;
- резкий;
- скрипучий;
- хриплый;
- дрожащий;
- высокого тембра (писклявый);
- пронзительный;
- плаксивый;
- с одышкой;
- робкий;
- отрывистый;
- слишком громкий;
- слабый, неслышный;
- бесцветный;
- помпезный;
- саркастический;
- неуверенный;
- монотонный;
- напряженный;
- скучный.

А вот характеристики голоса, способствующего вашей самореализации и прекрасно подходящего для аффирмаций:
- приятный;
- вибрирующий;
- спокойный;
- хорошо модулированный;
- низкого тембра;
- доверительный;
- теплый;
- мелодичный;
- заботливый;
- уверенный;
- властный;
- дружеский;
- хорошо интонированный;
- выразительный;
- естественный;
- звучный.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

Психологические упражнения для развития голоса.

Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.

3. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

После нескольких недель тренировки по предложенной методике сравните свой нынешний голос с прежним, который вы записали на диктофон, и вы убедитесь, что тембр вашего голоса изменился, а голос вцелом существенно улучшился, ибо теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.

В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого все, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью.

Работа над дикцией.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.

Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: "У меня плохая дикция", "Я говорю невнятно", "Я картавлю", "Я неправильно произношу (не могу произнести) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с вашими ощущениями.)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать" или "В моём роду нет Цицеронов", которые перепрограммируются достаточно просто.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээаааааа
аааааиииииэээээоооооо

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...

А. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков у, ю требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для звуков о, ё округлить губы, а для звуков с, з растянуть губы в улыбке. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:

1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):

ииииии (губы растянуты в улыбке);

оооооо (губы овалом);

уууууу (губы трубочкой).

8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);

оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);

ааааииииууууыыыы;

ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);

ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Волки рыщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Колокольчики.

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Рото-глоточная гимнастика

Задача упражнений – активизировать работу мышц мягкого нёба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу, освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка.

Хороший эффект при освоении фонационного дыхания, воспитании речевого голоса дает речь, произносимая про себя. Она может быть использована не только в дыхательной гимнастике и в упражнениях с текстами, но прежде всего при внутриглоточной артикуляции (упр. 10–13).

Очень полезны упражнения с произнесением носовых согласных при зажатом носе. Они рефлекторно вызывают сильное поднятие нёбной занавески, активизируют её, устраняют застойные явления, т. к. воздушная волна, встретившая препятствие (зажатый нос), во время нормального произнесения текста непроизвольно «подбрасывает» звук вперёд и снимает напряжение с гортани. При начальной тренировке удобнее проговорить с зажатым носом только первую половину скороговорки, тут же произнести ее свободно, затем произнести с теми же приемами и вторую половину текста (упр. 14–15).

Упражнения.

1. «Хочу зевнуть, но не зеваю».

Стать прямо, ноги слегка расставлены, положение тела – «на колок». Начало зевка: хочу зевнуть, но не зеваю. Язык лежит плашмя у нижних передних зубов; слегка открыв рот, потянуть в себя воздух, широко раскрывая зев; во время зевка язык, сильно прогибаясь вниз, оттягивается назад и напрягается; нёбная занавеска при этом поднята, образуя ровные края свода. Подержать гортань в таком напряжённом положении 4–5 секунд, затем опустить нёбную занавеску, расслабив мышцы гортани. Повторить 3–4 раза. Это упражнение укрепляет мягкое нёбо, расширяет гортань, является профилактикой ОРЗ.

2. Рассмотреть перед зеркалом полость зева, одновременно делая выдох на «АХ – АХ – АХ, ОХ – ОХ – ОХ, ЭХ – ЭХ – ЭХ», при этом гласные звуки артикулируются без звука, звук же «X» должен слышаться отчётливо.

3. «Хочу произнести звук „А“, но не могу».

Исходное положение то же; нижняя челюсть опущена вниз как при произнесении звука «А»; язык лежит плашмя на дне ротовой полости, оттягиваясь назад. Нёбная занавеска сильно поднята и напряжена, (беззвучное ариткулирование звука «А»). Подержать гортань в таком положении 4–5 секунд. Повторить упражнение 3–4 раза.

4. «Хочу произнести звук „П“, но не могу».

Исходное положение то же; губы крепко сомкнуты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит внизу, сильно оттягиваясь назад корнем языка, зев при этом открывается. Нёбная занавеска активно поднята и напряжена, образуя ровный свод и высокий купол. Пытаясь на сильном напряжении губ произнести звук «П», как бы прорвать преграду, но не выполнить это движение.

5. Полоскание гортани гласными звуками – Э – А – О У – Ы – И. Исходное положение то же. Участие в артикуляции принимают только мышцы гортани, губы остаются неподвижны. Мысленно последить за работой зева.

6. Исходное положение то же. Опустить голову вниз и постараться как можно шире раскрыть полость зева. Повторить 5 раз.

7. Исходное положение то же. Спокойно откинуть голову назад, при этом шею не тянуть (ощущение «толстой шеи»), и постараться раскрыть шире зев. Повторить 5 раз.

8. Исходное положение то же. Поворачивать голову вправо и влево, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

9. Исходное положение то же. Наклонить корпус тела вперёд и назад, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

10. Стать прямо, слегка расставив ноги, руки свободно висят вдоль тела (положение тела «на колок»): несколько раз подряд медленно и негромко произнести взрывные согласные к-г, к-г, к-г… г-к, г-к, г-к… Затем мысленно произнести гласные а-э-о. Всё внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4–6 раз.

11. Исходное положение то же; повторить предыдущее упражнение, но во время мысленного произнесения гласных наклонить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной; вернуться в исходное положение (голова прямо).

12. Проделать это же упражнение, мысленно произнося гласные а-э-о, слегка запрокинув голову назад, а также во время наклонов головы к правому и левому плечу, затем вернуться в исходное положение. Эти и подобные упражнения полезно проделывать после гигиенического и вибрационного массажей в области шеи и грудной клетки.

13. Исходное положение то же; производить мягкие, свободные, медленные круговые движения головой справа налево и слева направо, произнося по очереди следующие сочетания согласных с гласными: гми – гма – гмо – гму; зми – зма – змо – зму; бма – бмо – бжу; вми – вма – вмо – ему; гни – гна – гно – гну; зни – зна – зно – зну; бни – бна – бно – бну; вни – вна – вно – вну.

Повторить 5 раз. В дальнейшем можно в этих и подобных упражнениях использовать тексты скороговорок, пословиц.

14. «Наш Полкан из Байкала лакал».

Произнести этот текст, зажав нос большим и указательным пальцами правой руки, затем произнести его свободно, без зажима; то же самое проделать со второй половиной текста: «Полкан лакал, не мелел Байкал».

15. «На мели мы лениво налима ловили, / на мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили / и в туманы лимана манили меня».

Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Это упражнение особенно полезно при частых насморках или же при дурной привычке говорить в нос.

Установка правильной позиции звука

16. «Стон».

Исходное положение: лечь корпусом тела на стол, расслабиться, свесить руки, как плети, с крышки стола вниз; голова лежит на столе щекой вниз; ноги, согнутые в коленях, также расслаблены касаются пола; низ живота упирается в край крышки стола.

Представить себе, что у вас всё болит: голова, горло… Вам надо позвать кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, обратить на себя их внимание. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль. Произнести: «мммм…мммммм….ммм…» Стон должен быть похож на легкое мычание, возникшее на «кончиках» прикрытых губ. Дыхание должно быть достаточно активным. Не напрягайте гортань, активны только дыхательные мышцы и губы.

17. «Баюканье».

Сядьте удобно и свободно, сохраняя правильную осанку. Представьте себе, что убаюкиваете малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «мммм…ммм…. ммм…» , но не пойте. Звук рождается на «кончиках» губ. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью.

Затем усложнить упражнение, выпуская гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммммаа… мммаа… ммаа…» . Гласные звуки словно выдуваются сквозь чуть собранные, как для свиста, губы.

18. «Перекличка в лесу».

Представьте себе, что вы в лесу. Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Ааааа-ayyyl» Голос должен звучать негромко, без напряжения, на отзвуке напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, звуки должны возникать не в полости рта, а на «кончиках» губ. Никто не отозвался… Позовите чуть активнее: «Ээ-эээ-ээй! » Снова никого… Окликните еще громче: «Ооо-го-гооо!» Следите, чтобы звук оставался на губах.

19. «Угольщики».

Представьте себе, что вы продаёте угли. Вначале негромко, без напряжения, монотонно, на одной ноте, тянете слово «уууу-глиииии, ууууу-глиииии, ууууу-глииииии…». Звуки должны возникать на «кончиках» губ, затем можно усилить силу звука, постепенно доводя до самого громкого звучания, и обратно, равномерно убавляя звук, довести до тихого звучания. Следите, чтобы звук оставался на губах. Почувствуйте, как он, опираясь на диафрагму, образует звуковую волну, где сила звука зависит от плотности натяжения диафрагмы и умения как можно дольше удерживать в расширенном положении грудную клетку.

Упражнения для снятия напряжения затылочных мышц:

20. Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела: легким движением откидывая голову назад, произносить следующие звукосочетания: ГАИ, МАИ, НАИ, ВАЙ,ДАЙ.

21. Исходное положение то же; поднимая плечи вверх, произносить звукосочетания: АМБА, АН ДА, АВДА, АЛ ГА.

22. Исходное положение то же: «перекатывая» запрокинутую голову то вправо, то влево, произносить следующие звуки: ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР.

Упражнения для снятия зажимов нижней челюсти

23. Стать прямо, ноги слегка расставлены. Положение тела «на колок», правой рукой подпереть локоть левой руки, так, чтобы левый кулак упирался в нижнюю челюсть, создавая ей сопротивление.

24. Мягко опуская нижнюю челюсть, произносить следующие звукосочетания: АААМ, АААН, АААЛ.

25. Стать прямо, ноги слегка расставлены, правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки положить на затылок: произносить слова с ударным «А», при этом создавая и снимая давление во время произнесения слов пар, дар, жар, карта, парта, палка, гадалка и т. д.

26. Сидя на стуле за столом, положить подбородок на стол, руки свободно лежат на коленях. Не отрывая подбородок от стола, произносить как бы вверх следующие звукосочетания: АМБА, АН ДА, АР ДА, АРБА, АЛГА.

27. Стать прямо, положение тела «на колок», руки свободно висят вдоль тела; проверить свободу мышц шеи поворотом головы вправо, влево, наклоном головы вверх, вниз.

28. Произнести вслух, стараясь говорить негромко, следующие звукосочетания:

МММММММАМ, МММММММЭМ, МММММММОМ;

НННННННАН, НННННННЭН, НННННННОН;

ЗЗЗЗЗЗЗАМ, ЗЗЗЗЗЗЗЭМ, ЗЗЗЗЗЗЗОМ; ЗЗЗЗЗЗЗАН, ЗЗЗЗЗЗЗЭН, ЗЗЗЗЗЗЗОН;

ВВВВВВВАМ, ВВВВВВВЭМ, ВВВВВВВОМ; ВВВВВВВАН.

ВВВВВВВВЭН, ВВВВВВВВОН

ЛЛЛЛЛЛЛАМ, ЛЛЛЛЛЛЛЭМ, ЛЛЛЛЛЛЛОМ;

ЛЛЛЛЛЛЛАН, ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЭН, ЛЛЛЛЛЛЛЛОН.

Во время произнесения этих сочетаний слегка поглаживать шею и верхнюю часть груди (прямо или в стороны до подмышечных впадин) то левой, то правой рукой сверху вниз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

29. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вверх (повт. 5–6 раз).

30. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вниз (повт. 5–6 раз).

31. Вытянуть губы в трубочку – движение трубочки вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения трубочкой по часовой и против часовой стрелки (нижняя челюсть неподвижна).

32. Скользить верхней губой по верхним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам (повт. 5–6 раз).

33. Скользить нижней губой по нижним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам не оттопыриваясь (повт.5–6 раз).

34. Переменное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

35. Одновременное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

36. Произнести на выдохе звук П-П-П-П-П…

37. Произнести на выдохе звук Б-Б-Б-Б-Б…

38. Произнести на выдохе поочерёдно звуки П и Б: П-Б-П-Б-П-Б-П-Б-БББББББББББББББ… (следить, чтобы губы были прижаты к зубам, а щёки не раздувались).

Артикуляционная гимнастика для языка.

39. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); оттянуть корень языка как можно дальше назад, вернуть в исходное положение (повт. 5–6 раз).

40. Массаж кончиком языка твёрдого нёба вдоль и поперек, круговыми движениями языка в правую и левую стороны (нижняя челюсть неподвижна).

41. Рот закрыт, зубы разомкнуты; язык движется вправо, влево, упираясь кончиком в правую и левую щёки (нижняя челюсть неподвижна).

42. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); коснуться кончиком языка верхних альвеол, принять исходное положение; коснуться кончиком языка средней части твёрдого нёба, принять исходное положение; коснуться кончиком языка задней части твёрдого нёба, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

43. Рот закрыт; коснуться, едва дотрагиваясь кончиком языка, верхних передних зубов – И.П.; сильно упереться кончиком языка в верхние передние зубы – И.П. (повт. 5–6 раз).

44. Массаж наружной стороны дёсен языком по часовой стрелке и против; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5-6раз в одну и другую стороны).

45. Рот приоткрыт; коснуться кончиком языка верхней губы, правого уголка рта, нижней губы, левого уголка рта; тоже самое в обратную сторону; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5–6 раз).

46. Рот открыт на звук А, расстояние между зубами 2 пальца, высунуть язык жалом (следить, чтобы он не лежал на нижней губе, а находился на весу); язык движется вправо, влево, как бы стараясь дотянуться до правого и левого уха; язык движется вверх, вниз, как бы стараясь дотянуться до кончика носа и подбородка; круговые движения языком в правую и левую стороны.

47. Высунуть язык лопатообразно как можно дальше, свернуть в трубочку и втянуть в ротовую полость корнем языка как можно глубже, втягивая в себя воздух (повт. 5–6 раз).

48. Произнести глухие звуки без участия голоса, а звонкие с участием голосовых складок: Т-Т-Т-Т-Т; Д-Д-Д-Д-Д; ДДДДДД…; Ть-Ть-Ть-Ть-Ть; Дь-Дь-Дь-Дь-Дь; ТР-ТР-ТР-ТР-ТР; ДР-ДР-ДР-ДР-ДР; ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР; РРРРРРРРР… РьРьРьРьРь..; РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь; С-С-ССС; 3-3-3-3-3; С-3, С-3, С-3, С-3, С-3; ССССС, 33333..; Ч-Ч-Ч-Ч-Ч; Щ-Щ-Щ-Щ-Щ; Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ; ЩЩЩЩЩ..; Ж-Ж-Ж-Ж-Ж; Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж; К-К-К-К-К; Г-Г-Г-Г-Г; Х-Х-Х-Х-Х; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-X, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

49. Рот закрыт, губы сомкнуты; опустить нижнюю челюсть вниз на расстояние звука А, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

50. Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение нижней челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (резких движений не допускать).

51. Взять правой рукой левую руку под локоть, а кулаком левой руки подпереть нижнюю челюсть. Опускать нижнюю челюсть вниз на сопротивлении о кулак без звука и со звукосочетаниями: НА, НА, HA; ДA, ДА, ДА; МАЙ, МАЙ, МАЙ; ГАЙ, ГАЙ, ГАЙ; ДАЙ, ДАИ, ДАЙ (эти упражнения хорошо снимают подчелюстной зажим).

Если при разговоре вы глотаете большую часть слов или же окружающие не могут понять, что вы говорите, то можете попытаться улучшить ясность своей речи. Ниже представлено несколько способов, с помощью которых вы сможете говорить более четко, независимо от того, нужно ли вам произнести речь, или ваша профессия требует публичных выступлений или, возможно, вы просто хотите улучшить свою манеру общения.

Шаги

Не спешить во время разговора

    Контролируйте свое дыхание. Послушайте и понаблюдайте за певцом на сцене, и вы увидите, как много внимания он уделяет своему дыханию. Если бы Мик Джаггер не знал, как правильно дышать, он бы не смог бегать по сцене, распевая свою песню «You Can’t Always Get What You Want». То же самое происходит и во время разговора, так что правильное дыхание может значительно улучшить ясность вашей речи.

    Не торопитесь при разговоре. Разговаривайте неторопливо, но не нужно быть настолько медленным, чтобы казаться со стороны роботом.

    • Зачастую публичные выступления заставляют людей нервничать. Если вы осознаете, что нервничаете и спешите, постарайтесь напомнить себе, что все в порядке и нужно снизить скорость. Если вы дышите правильно, это поможет вам оставаться спокойным и анализировать свои слова.
    • Также следует помнить о том, что люди хотят услышать то, что вы говорите. Ваши слова имеют значение, так что дайте шанс услышать их и разобрать.
    • Человеческое ухо способно очень быстро улавливать слова, но при условии, что вы полностью проговариваете каждое свое слово прежде, чем начинаете произносить следующее, ведь таким образом между словами вы оставляете достаточные паузы так, чтобы все могли вас правильно понять.
  1. Проглатывайте лишнюю слюну во рту. Слюна, оставшаяся в полости рта, может привести к проглатыванию слов и искажению произношения таких согласных как «С» и «К».

    • Тот момент, когда вы сглатываете слюну, может не только позволить вам очистить рот, но также даст возможность сделать паузу и снова сделать вдох.
    • Выбирайте момент для проглатывания слюны, когда вы уже закончили предложение или мысль, но никак не в середине предложения. Это также даст вам время, чтобы подготовиться произнести следующее предложение.
  2. Выступайте. Если вам нужно публично выступить или представить какого-либо рода презентацию то, возможно, вы напишите хотя бы содержание в общих чертах. Попрактикуйтесь в ее произношении во время прогулки.

    • Некоторые актеры используют эту методику, чтобы заучить свои роли, так как подъем и движение помогут вам запомнить, что вам нужно сказать. Тренируйте свою речь и на каждом шагу произносите по одному слову.
    • Это может показаться трудным и медленным, но произнося на каждом шагу по одному слову, вы научитесь замедлять свою речь. Вам не нужно говорить так же медленно в своей речи или обычном разговоре, но ощущение комфорта при использовании более медленного темпа улучшит ясность вашей речи и позволит вам в дальнейшем не торопиться.
  3. Повторяйте те слова, которые трудно произнести. Когда трудно произносить определенные слова, мы часто начинаем торопиться, и спотыкаемся на этих словах, что приводит к нечеткой запутанной речи. Практикуйтесь в произношении этих слов, произнося их вслух снова и снова до тех пор, пока у вас не выработается мышечная память на их правильное звучание.

    Улучшение своей дикции

    1. Тренируйтесь на скороговорках. Скороговорки являются отличным способом улучшить ясность своей речи, а овладение ими позволит вам научиться сохранять свою речь четкой и уверенной. Многие актеры и ораторы перед выходом на сцену тренируются на скороговорках, чтобы разогреть свой голос.

      Читайте вслух. Если вы читаете книгу или даже просто утреннюю газету, упражняйтесь, читая её вслух. Это поможет вам более детально ознакомиться с тем, как звучит ваш голос. Очень часто, когда мы разговариваем с другими, мы слышим себя совсем не так, как звучит наш голос по-настоящему. Читая вслух в уютной обстановке, сидя у себя дома, вам будет легче прислушиваться к себе и уделять внимание тем моментам, когда ваша речь становится нечеткой.

      • Также вы можете записать свой голос и прослушать его, попутно отмечая, где вы мямлите или говорите неясно.
    2. Тренируйтесь, разговаривая с пробкой во рту. Многие артисты и актеры озвучивания выполняют это упражнение для улучшения ясности речи и дикции, особенно, если нужно читать что-то подобное произведениям Шекспира. Когда вы положите себе пробку под язык и начнете говорить, вы заставите свой рот очень напряженно трудиться, чтобы полностью произнести каждый слог, также пробка не даст вашему языку спотыкаться на определенных словах.

      • Это упражнение может утомить мышцы вашей челюсти, что поможет вам научиться их расслаблять, однако не нужно тренироваться таким образом слишком долго, иначе у вас заболит челюсть.
      • Также вы можете использовать салфетку, если при таких упражнениях у вас вырабатывается много слюны.
    3. Уделяйте внимание интонации. Тон голоса также играет большую роль в ясности речи и дикции, так как он может повлиять на то, как вы произносите определенные слова.

      • Вы произносите речь, которая должна взволновать людей? Им может быть трудно вас понять, если вы произносите ее монотонным или невыразительным голосом.
      • Ваша интонация, будь вы взволнованы, разговариваете поучительным или обычным тоном, заставит людей обратить внимание на вашу речь, а также может улучшить ее четкость.
      • Интонация при разговоре целиком зависит от высоты звука вашего голоса. Обратите внимание на то, как высоко или низко звучит ваш голос.
    4. Не используйте восходящие интонации в разговоре. Эта противная привычка говорить с восходящей интонацией заставляет звучать ваш голос так, будто вы задаете вопрос.

    Тренировка ваших мышц

      Тренируйте мышцы челюсти, чтобы улучшить четкость своей речи. Чтобы ваша речь стала гораздо четче, расслабляйте челюсть с помощью нескольких упражнений.

      • Делайте широкие жевательные движения, одновременно с этим что-то напевая себе под нос.
      • Растягивайте каждую мышцу своей челюсти и лица. Откройте рот как можно шире (как будто вы собираетесь зевнуть), в то же время, описывая своей нижней челюстью круг и двигая ею из стороны в сторону.
      • Откройте широко свой рот, как и в предыдущем упражнении, и закройте его. Повторите так 5 раз.
      • С помощью губ, сомкнутых вместе, попробуйте издать жужжащий звук, но только не сжимайте челюсти.
    1. Следите за осанкой. Как и дыхание, ваша осанка играет важную роль в ясности вашей речи, и это именно то, о чем мы часто забываем и не принимаем во внимание.

      • Даже если вы не занимаетесь пением, вы можете пропеть несколько нот или просто помурлыкать себе под нос. Также попробуйте петь свои скороговорки.
      • Произнесите несколько раз «Ууууу…», повышая и понижая интонацию. Представьте себе, будто ваш голос как колесо обозрения восходит вверх и опускается вниз по кругу.
      • Издайте жужжащий звук и похлопайте по своей груди. Это поможет удалить всю мокроту, которая может собраться в вашем горле.
      • Скажите «ЕЕ» – оттяните уголки своих губ назад и скажите «Ееееее…».
      • Во время разговора с собеседником сохраняйте уверенность в себе и оставайтесь расслабленным. Это поможет вам говорить более ясно и четко.
      • Вы можете почувствовать себя странно или даже немного сконфуженно, проделывая некоторые из упомянутых упражнений, но чем больше вы будете тренироваться, тем легче и эффективнее придет результат
      • Скажите «А» –(как в слове «Арканзас» – опустите челюсть вниз).
      • Произнесите следующие звуки, сильно их выделяя:
        Аа ее оо еи о
        Каа кее коо кей ко
        Саа ши соо сэй со
        Таа чии цу тэй то
        Наа нии ноо нэй но
        Хаа хии хоо хэй хо
        Маа ми моо мэй мо
        Яаа еее ёоо яэй йо
        Раа рии роо рэй ро
        Ваа ви воо вэй вое.
      • Другое упражнение состоит в том, что нужно написать несколько предложений на листе бумаги, затем подчеркнуть последнюю букву в каждом слове. Когда вы будете читать лист, преувеличивайте звучание последних букв, затем делайте паузу на несколько секунд. Также вы можете поставить запятые между большим количеством слов, чтобы замедлиться в этом месте.
      • Демосфен, греческий мыслитель, чтобы отучить себя от заикания, тренировался, набрав в рот гальку. Стоит попробовать и такое с чем-нибудь чистым, безопасным и съедобным, например, с печеньем или кубиками льда. Только будьте осторожны и не подавитесь.
      • Тренируйтесь, произнося гласные звуки и добавляя к ним согласные, например, «паа пау по поо пэй пии пай, соу со суу сэй сии сай...»
      • Выбросьте все мысли из головы и думайте о том, что вы собираетесь сказать, чтобы забыть о тревожных мыслях. Это помогает при публичных выступлениях.

      Предупреждения

      • Работая с челюстью и ртом, не переусердствуйте, иначе получите травму. Если вы ощущаете боль, нужно немного расслабить мышцы лица.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...