Формы организации образовательного процесса. Текст

Предварительная подготовка:

1) разучивание стихотворений по теме «Парад вежливых слов»

2) разучивание ролей из сценок Н. Юсупова «Простите», Кульская «Невежливая вежливость» и подбор реквизита;

3) подбор и запись ситуаций из жизни на аудионоситель;

4) подбор пословиц, поговорок, высказываний по теме.

5) деление класса на две группы;

6) подготовка слайдов.

Оформление класса:

Раздаточный материал для работы по группам (см. Приложение),

Жетончики,

Конвертики с тучкой и солнышком

Ход урока

I . Организационный этап.

(Слайд 1) Тема урока «Волшебница речь»

Сегодня у нас будет необычный урок. Урок - путешествие по «Азбуке вежливости».

На нашем уроке мы будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.

II . Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

А с чего же нам начать?

Кто поможет рассказать,

Что такое вежливость?

(Ответы учащихся)

Вывод: «Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой».

(Слайд 2) Историческая справка:

Слово «вежливость» произошло от древнерусского слова «вежа» - знаток, «ведать» - знать, т.е. знающий как себя вести.

Вежливый человек знает много вежливых слов, который приносят радость и добро.

1) «Вежливые слова».

(Слайд 3) «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Учитель:

1) Давайте, ребята, вспомним какие вежливые слова вы знаете. (учащиеся называют поочерёдно вежливые слова)

2) Игра «Распредели вежливых слов по группам»: слова-приветствия, слова-извинения, слова-прощания, слова-просьбы и благодарности.

(Учащиеся делятся на две группы при помощи цветных фишек и работают с карточками)

1. Здравствуйте! 7. Будьте добры.

2. Спасибо. 8. Будьте любезны.

3. Пожалуйста. 9. Доброе утро!

4. Извините. 10. Добрый день!

5. Благодарю. 11. Добрый вечер!

(Слайд 4)

3) Путешествие продолжается. Мы на «Параде вежливых слов».

(Дети выходят с названиями вежливых слов и по очереди читают стихи).

«Парад вежливых слов»

Добрый день

Добрый день! –тебе сказали

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Здравствуйте .

Здравствуйте! – ты скажешь человеку

Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас,

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Пожалуйста

Отменить что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать,-

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Доброго пути!

Нам желают «Доброго пути!»-

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

4) Поэтическая игра « Словарь вежливых слов»

1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо).

2.Зеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

3.Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

4.Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит при встрече (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости,

Говорим (простите, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

III . Этап обобщения и систематизации изученного.

1) «Волшебные слова».

Продолжаем путешествовать по «Азбуке вежливости». Вежливые слова люди называют волшебными, потому что, употребляя их при общении, собеседник выполняет вашу просьбу с желанием, может простить вас, в доказательство этому посмотрите сценку из стихотворения Н. Юсупова «Простите».

(Учащиеся инсценируют сценку)

Папа разбил

Драгоценную вазу

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

Простите” сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

Простите!” -

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Беседа.

Ребята, почему папу так легко простили?

Как вы попросите прощение?

А надо ли вообще просить прощение?

Вывод: вежливые слова приносят добро и радость.

Вот как сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»

Солнышко ясное встало.

Доброе утро! – сказало.

Доброе утро! – кричу я прохожим.

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро!

Доброе утро!

Учитель. Да, произнося вежливые слова, добрые слова, на душе у нас становится легче, лучше, светлее.

Физкультминутка.

Игра «Вежливо – невежливо (хлопаем – топаем)»

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Вежливо - невежливо”. Правила такие: Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами. Начнем.

Поздороваться при встрече

Толкнуть и не извиниться

Свистеть, кричать, шуметь в школе.

Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.

Помочь подняться по лестнице.

Попрощаться уходя.

2) Сила волшебных слов.

Показ ситуации: «Пробегая по коридору, мальчик нечаянно задел товарища. Книги друга упали на пол. Издалека обидчик прокричал: «Извини!».

Вежливо ли поступил этот мальчик? (Мнения детей разделились).

Учитель. Сила волшебных слов зависит от того как мы их произносим: спокойно или радостно, вежливо или грубо.

Почему волшебные слова потеряли свою силу, мы узнаем из сценки.

(Показ сценки Кульской «Невежливая вежливость»)

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дёрнет за косынку:

Ты куда, Яринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку,

Как невежлива девчонка.

Нёс вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Ты – вожатый закричал, -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён.

Разве был невежлив он?!

Беседа.

Какие вежливые слова произносил Петрусь?

Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость» ?

Был ли вежлив Петрусь?

Вывод: все эти слова хороши тогда, когда человек человеку действительно от души желает добра, здоровья.

3) Пословицы и поговорки, высказывания.

Работа по группам: собрать пословицу из двух частей.

Хочешь иметь друзей – будь вежлив.

Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово дороже богатства.

На добрый привет – добрый ответ.

(Слайд 5) Проверка выполнения задания.

Объяснение значений этих пословиц.

4) Задачи и ошибки в культуре поведения.

Детям предлагается прослушать ситуации в аудиозаписи, в которых они должны найти ошибки и постараться проанализировать их.

(Дети продолжают работать в группах)

(1) Петя и Андрей спешит в буфет, и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Ивановна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Ивановна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они ворвались в буфет.

Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

(2) Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка – старушка – отодвинулась: она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки себя вести,- заметила старушка.

А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь!

Как надо было поступить девочке Лене?

(3) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Как нужно было правильно обратиться?

(4) Девочка возмущенно пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, говорит: «Юлька, иди сюда!». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я ему просто кричу: «Эй, ты, подойди ко мне!».

Как надо правильно обращаться друг к другу?

IV . Подведение итогов.

1) Наше путешествие по «Азбуке вежливости» подошло к концу.

Если всё, что вы увидели и услышали научило вас быть вежливыми, чуткими и внимательными к другим людям, положите жетончики в конвертик с солнышком, а если нет - в конвертик с тучкой.

Теперь волшебные слова в вашей речи будут звучать чаще. И будете их вы произносить с улыбкой и искренне.

(Учитель читает стихотворение В.Солодухина «Слово о словах»)

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно радости прибавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

(Слайд 6) Напутственные слова:

Уважаешь других – уважаешь себя.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе

относились.

Доброе слово, что ясный день.

2) Разбор и запись домашнего задания.

Пользуясь домашней или школьной библиотекой, найти и записать в тетрадь по риторике пять пословиц, поговорок или высказываний про вежливость.

3) Оценка работы учащихся.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Риторика

( предмет)

Класс 3г

Количество часов (за год) 35ч

Количество в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

1.Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)

2.Примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования «Программы общеобразовательных учреждений». Издательство «Просвещение» г. Москва 2009 год.

Учебник - тетрадь «Риторика.3класс», авторы Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., издательство «Баласс. Ювента» г.Москва 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 класса, автора Т.Д.Ладыженской, 2014 г. Издания. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и учебных часов и возрастных особенностей младших школьников.

Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают сугубо коммуникативные умения. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

1. Формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2. Формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться;

В программу включён компонент, который условно назван «идеи».

Риторические идеи:

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба (А.Суворов)

Меньше говори, да больше делай (пословица)

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу (В.Яхонтов)

Уметь тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В.Сухомлинский)

Основные риторические умения:

Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

Взаимодействие с партнёром по общению, способность понимать его мысли и чувства, анализировать своё речевое поведение;

Правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность(наличие фактических ошибок) богатство (разнообразие языковых средств), выразительность речи(речевые находки);

Особенности речевых жанров;

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

Использовать приёмы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;

Создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «просьба», «похвала», «поздравление» и т.д.), рассказ о себе (о своей жизни), заметку в газету и т.д.

В силу особенностей учебного предмета “Детская риторика” , решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

– духовно-эстетическая (от формирования умения видетькрасоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

– литературоведческая (от формирования умения различатьразные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественныеприемы));

– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным

аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список ли-

тературы для решения конкретной учебной задачи).

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи,языковой культуре, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования.

Одна из важных метапредметных целей , реализуемых средствами курса, связана с формированием грамотногочитателя, который с течением времени сможет самостоятельновыбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на

собственные предпочтения, и в зависимости от поставленнойучебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

В программе каждого класса выделяются два блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативныхумений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Национально-региональный компонент прослеживается в темах следующих уроков.

Место курса в учебном плане:

На изучение риторики по программе в 3 классе отводиться по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель)

Формирование УУД средствами учебного предмета

«Риторика»

Личностными результатами

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео –) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать особенности диалога и монолога;

– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

– пользоваться основными способами правки текста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ

(какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся после изучения данного предмета в этом классе)

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Учебно-тематическое планирование

Раздел

программы

№ урока

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Элементы содержания

Дата проведения

План

Факт

Общение

Наука Риторика

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Общение. Наука риторика.Чему учит риторика, её основные разделы.

4 - 9.09

7 .09

Что мы помним

о речевой ситуации.

Речь героев татарской сказки «Шурале»

Приводитьпримеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.

Называть задачи общения.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи

Компоненты речевой ситуации

11-16.09

1 4. 09

Твои речевые роли.

П римеры успешного общения в жизни людей нашего города

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях

Речевые роли.

18-23.09

21.09

С какой целью?

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.

Называть задачи общения.

Называть некоторые коммуникативные профессии.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

Коммуникативная задача как один из важнейших компонентов речевой ситуации.

25-30.09

28 . 09

Учимся говорить

Неподготовленная речь

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко

Учимся говорить. Понятие о неподготовленной и подготовленной речи.

2-7.10

5.10

Подготовленная речь, приемы подготовки.

Речь экскурсовода на экскурсии нашего города

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания

Приёмы подготовки.

9-14.10

12.10

Говорим подробно, кратко

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

Говорим подробно, кратко.

16-21.10

19.10

Похвала (комплимент)

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией

Особенности похвалы как речевого жанра. Похвала в разных речевых жанрах.

23-28.10

26.10

Слушаем, вдумываемся

Слушаем, вдумываемся

Называть задачи слушания

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя. Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя.

Слушаем, вдумываемся. Значение слушания. Правила активного слушания.

6-11.11

Читаем учебные тексты

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Правила чтения учебных текстов. Роль абзацных членений и шрифтовых выделений, опорных (ключевых) слов для усвоения содержания текста.

13-18.11

Учимся писать, редактировать. Составление текстов о родном городе.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами

Приёмы правки текста, условные знаки для редактирования. Учимся писать, редактировать

20-25.11

Вежливое общение

Повторение «Учимся писать и редактировать»

Отвечать на вопросы, применяя полученные знания

Проверь себя. Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо. Добрые дела - добрые слова

27.11-2.12

Что такое вежливость?Вежливые слова произведения татарских писателей.

Даватьопределение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях

Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо. Добрые дела - добрые слова.

4-9.12

Вежливо, невежливо, грубо

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам

Установка на неприятие грубых слов и выражений

11-16.12

Добрые дела – добрые слова. Татарские народные сказки

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам

Добрые дела помогают в жизни

18-23.12

А ты вежлив?

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Попробуй оценить себя: вежлив ли ты

8-13.01

Разные тексты 2ч

Тексты разные нужны. Текст «Моя Родина – город Зеленодольск»

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Повторение. Разновидности текстов. Текст и сфера его употребления.

15-20.01

Диалог и монолог

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов

Знакомство с понятиями «Диалог» и «монолог».

22-27.01

Правильная речь

Пиши правильно!

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Правильная речь, как речь, которая соответствует нормам литературного языка, способствует успешному общению

29.01-3.02

Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Словари: орфоэпические, орфографические, толковые. Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

5-10.02

Правила успешного пересказа

Пересказ

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Создание вторичного текста с сохранением стилевых особенностей исходного. Способы исключения и обобщения при создании краткого пересказа.

12-17.02

Выбери нужное

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

Выборочный пересказ. Отбор материала для выборочного пересказа, его начало и конец.

19-24.02

Цитата в пересказе. Кратко о книге. Татарская сказка «Три сестры»

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказ.

Вводить в пересказ эффективные цитаты

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги

Введение цитат в пересказ. Аннотация как речевой жанр – разновидность вторичного текста

26.02-3.03

Поздравляю тебя…вас

Поздравляю… Кого?

С чем? Как?

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление

Поздравление как этикетный речевой жанр, его особенности, структура.

5-10.03

Чего? Как?Желаю… Кому?

Языковое и интонационное оформление поздравления, его особенности.

12-17.03

С днём рождения!

С Новым годом!

Поздравления жительницам г.Зеленодольска

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление

Пожелания и поздравления, учёт адресата, события

19-24.03

Учись объяснять и доказывать

Рассуждение

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом

Р ассуждение. Вывод в рассуждении. Рассуждение на темы разных учебных предметов

2-7.04

Вывод в рассуждении

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении

Правило и цитата в рассуждении, способы их ввода в рассуждение

9-14.04

Правило в доказательстве

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

Как правильно доказывать.

16-21.04

Цитата в доказательстве

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами

Правило и цитата в доказательстве , способы их ввода в доказательство

23-28.04

Что общего, чем отличаются

Сравни и скажи. Сравнение героев татарской сказки «Гульчечек»

Анализировать сравнительные описания, их структуру

Правила сравнения

30.04-5.05

Правила сравнения

Называть правила сравнения

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение

Что общего – чем отличаются.

7-12.05

Как строятся сравнительные тексты?

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами

Сравнительная характеристика, правила сравнения.Две разновидности структуры сравнительных тексов.

14-19.05

Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали на уроках риторики в 3 классе»

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры

Разыгрывать риторические игры

Проверка знаний учащихся по изученному материалу

21-26.05

Повторение « Как строятся сравнительные тексты?»

Повторить

Подведение итогов

28-31.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература (основная, дополнительная)

Дидактический материал (наименование, автор,

издательство, год издания)

Информационно-компьютерная поддержка (наименование сайтов, электронных пособий)

1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.Н.Никольская, Г.И. Сорокина – М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2012.

    1. Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».

    Кульневич СВ., Лакоценина Т.П.

    2. Детская риторика в рассказах и рисунках: 3-й класс. Методические рекомендации. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В. Салькова, А.С.Киселева, З.И.Курцева – М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2006.

1. (Российский общеобразовательный портал)

2. (Детские электронные книги и презентации)

3. (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

Учебное пособие "Детская риторика в рассказах и рисунках" продолжает курс риторики, начатый в 1 и 2 классах, учит детей говорению, слушанию, письменной речи, чтению; а также учит младших школьников успешно общаться, создавать разные тексты, быть вежливыми, проявлять доброту не только на словах, но и на деле.

Примеры.
Представь себе, что в ваш 3 класс пришёл учиться дядя Фёдор. Два года он учился в школе в деревне Простоквашино. Там у них не преподавали риторику. Пусть каждый из вас расскажет дяде Фёдору о риторике то, что он запомнил. Сядьте треугольником - так, чтобы дядя Фёдор хорошо видел каждого, кто будет говорить.

Ты, конечно, знаешь, что есть профессии, в которых большую роль играет речь. Например, учитель, корреспондент и т. д. Запиши названия таких профессий на доске объявлений слева. Справа выпиши слова, обозначающие профессии, в которых речь не имеет большого значения.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1
ОБЩЕНИЕ
НАУКА РИТОРИКА
Проверь себя
Что мы помним о речевой ситуации
Твои речевые роли
С какой целью? Зачем?
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Неподготовленная речь
Подготовленная речь, приёмы подготовки
Говорим подробно, кратко
Похвала (комплимент)
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
Читаем учебные тексты
Учимся писать, редактировать
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Проверь себя
Что такое вежливость
Вежливо, невежливо, грубо
Добрые дела - добрые слова
А ты вежлив?
ИТОГОВЫЕ ЗАДАЧИ И ИГРЫ
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс, Часть 1, Ладыженская Т.А., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс, Часть 2, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2013
  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 2 класс, Часть 2, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2008
  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 2 класс, Часть 1, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2008
  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 1 класс, Часть 2, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2006

Рабочая программа

Учебного курса

«Риторика»

Составитель: Елисеева И.В.

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Поэтому инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Кроме того, для каждого класса в начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

1) формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2) формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

В тексте программы эти умения обозначены так: У-1, и У-2 (умения первого и второго типа).

Разграничение умений должно предупредить неоправданное сужение работы по риторике, ограничения её только анализом общения, готовых текстов. Главное – научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться.

В предлагаемые программы включён компонент, который условно назван «идеи». Это важные мысли нравственно – риторического характера, которые могут быть предметом обсуждения на уроках риторики.

Общая характеристика курса

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Место курса «Риторика» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» в 3 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Риторика»

Личностными результатами

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео –) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

3 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры . Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение : тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства:факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка .

Тематическое планирование по дисциплине

«Риторика. 3 класс»

п/п

Наименование разделов и тем

Из них

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.


Календарно - тематическое планирование

«Риторика» 4 класс

(1 ч. в неделю – 34 ч.)

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Самостоятельные работы ч.

Дата проведения занятия

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольные работы, ч.

Общение.

Проверь себя.

Что мы помним о речевой ситуации.

Твои речевые роли. (Повторение.)

С какой целью? Зачем? (Задачи общения.).

Неподготовленная речь.

Подготовленная речь.

Приёмы подготовки.

Говорим подробно.

Говорим кратко.

Похвала (комплимент).

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному

Читаем учебные тексты.

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст? (Правка текста.)

Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова

Текст.

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Диалог и монолог

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

Пересказ.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Цитата в пересказе.

Кратко о книге (аннотация).

Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

Рассуждение, вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

Сравни и скажи.

Правила сравнения.

Как строятся сравнительные тексты.

Повторение за год.

Учебно – методическое и материально-техническое

обеспечение учебной деятельности.

Учебные пособия:

    Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник-тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО

«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.

    Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.

    Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

Информационно – техническое обеспечение

    Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

    Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

    Презентации.

    Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

Литература

    Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.

    Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в на­чальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учи­тель», 2004.

    Ладыженская Т.А. Программа курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2004.

    Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках- методические рекомендации для учителя 3 класс, М.: Ювента; Баласс, 2012 год.

    Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2011.

    Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.

    Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.

    Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.

Планируемые предметные результаты изучения курса риторики

в 3 классе:

Познать:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные результаты:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Формирование умения понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

Использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Метапредметные результаты: уметь

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

Составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

Осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

Ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.

Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.

Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Цели урока:

  • возрождать российские традиции эпистолярного жанра;
  • познакомить учащихся с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов, с разными формулами поздравления, в основе которых лежит глагол «поздравлять», с пожеланием, сопровождающим поздравления;
  • учить составлять текст поздравления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. – Кто такой почтальон и какую работу он выполняет?

– А что такое «Почта»? (беседа об учреждении)

– Вспомним стихотворение С.Я. Маршака «Почта». (Чтение отрывка стихотворения учителем.)

– Получали ли вы или ваши близкие письма? А какие? (ответы ребят)

Обобщение ответов учащихся: да, верно. Письма бывают разные: поздравительные, личные, деловые…

Работа в парах. (на каждой парте карточка-письмо)

– Определите, какое это письмо?

– Зачитайте письмо, назовите вид письма? Что помогло определить вид письма?

1 карточка-письмо.

Дорогая бабуля!
Я пишу тебе из Крыма. Как здесь тепло и солнечно!
Наш домик стоит на берегу моря. Сначала, в первые дни, не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег. Но сейчас всё спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится.
У нас всё хорошо, едим много фруктов, загораем на пляже.
Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Юля.

2 карточка-письмо.

Дорогая мамочка!
От всей души поздравляю тебя с весенним праздником, Днём 8 Марта.
Пусть в этот день у тебя будет тепло и радостно на душе.
Я желаю тебе, конечно, крепкого здоровья, желаю оставаться всегда такой же молодой и красивой.
Никогда не болеть и не грустить.
Твоя дочка Машенька.

(поздравительное)

3 карточка-письмо.

Директору магазина «Книга-почтой»
Прошу выслать наложенным платежом следующие книги:
П.П. Бажов «Сказы», К. Чуковский Доктор Айболит»
Иванова Нина
Адрес: 665743 пос.Сальногорск, ул. Десятская, д.6, кв.8.

(деловое)

III. Постановка цели урока.

– Письмо – это деловая бумага. А деловые бумаги сопутствуют человеку во многих случаях жизни. Сегодня на уроке мы будем учиться писать хотя бы самые распространённые, поздравительные.

– Как называют человека, кому отправлено письмо? (адресат) А кто пишет это письмо? (адресант)

VI. Давайте более подробно поговорим о поздравительном письме

– Как вы думаете, кого и с чем люди поздравляют и как приветствуют друг друга, когда происходит что-то приятное, радостное?

(ответы детей)

На доске выстраивается схема:

Начало в поздравлении – это само обращение к адресату и оно должно быть ласковым, приветливым, задушевным.

– Смотрите, какие обращения использовали в прошлом веке: (написано на доске), «Бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, добрый друг мой, друг мой и благодетель, голубчик мой, любезнейший мой, душенька моя, дорогой мой, любезный друг, бескорыстный друг.» В этих словах выражено чувство любви, признательности, добросердечия.

– А какие слова употребляют сейчас? (Дорогой, уважаемый, любимый и т.д.)

Середина письма – это само поздравление. Поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание.

Поздравляя кого-либо, мы тем самым как бы передаём следующую информацию: – Я о вас помню, считаю близким (родным) человеком: настоящим другом; беспокоюсь о вашем здоровье; думаю о том, чтобы в ваших делах вам сопутствовал успех; ценю вашу доброту, отзывчивость, талант; помню о ваших добрых делах; искренне желаю вам счастья. Кроме того, напоминаю о себе, о том, что я жив и здоров, мысленно встречаю с вами праздник.

Важной частью поздравления является пожелание. Оно, как правило, образуется со словом «желать», но можно использовать и другие выражения:

– Пусть всё у тебя (у вас) будет хорошо!

– Пусть тебе (вам) повезёт!

Чаще всего люди желают друг другу здоровья, успехов и т.д.

Пожелания не должны быть короткими и сухими, и желать одно и тоже разным людям не принято.

– Послушайте (читает учитель) ещё одно стихотворение С. Маршака «Пожелание друзьям» (текст лежит на столе у каждого ученика) и назовите предложения с пожеланиями.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.

(Учащиеся называют и оценивают пожелания).

– Обратите внимание на слова «добрый ум» и «умное сердце». Как вы их понимаете? (Если у человека добрый ум, он никогда никого не обидит, не причинит никому зла. А человек с умным сердцем, способен делать людям много добра, он будет внимателен к людям, тактичным и обходительным).

– В конце стихотворения поэт желает друзьям «всего хорошего», но при этом замечает, что оно «даётся недёшево». – Почему? (Хорошее отношение к себе надо заслужить хорошими делами и поступками, уважительным отношением к другим людям)

V. – Прочитайте поздравительное письмо

(тексты у каждого ученика), подчеркните ключевые слова и назовите основные части. (Фрагменты письма взяты из книги «Правила светской жизни и этикета…»

Дорогой, уважаемый дедушка!
Сегодня день Вашего ангела (или рождения), я считаю своей нравственной обязанностью пожелать не ради простого обыкновения, а от всего сердца – мирной и долголетней ещё жизни, счастья, ненарушаемого спокойствия, постоянной бодрости, здоровья и всего того, чего только вы себе желаете.
С самых первых дней моего рождения я чувствую к Вам любовь и привязанность .

Поздравьте от меня милую и почтенную бабушку с дорогим именинником и пожелайте ей много лет жизни и радости от истинно любящего и почтенного внука.

– Как вы думаете, такое поздравление дедушке будет приятно читать?

(ДА, из письма видно, что внук очень ласково и почтительно относится к дедушке, признаётся ему в любви и искренней привязанности. Тепло и задушевно внук выразил свои пожелания и «не ради простого обыкновения», то есть не формально, а искренне, от всей души. Безусловно, такое поздравление поднимет настроение, вызовет чувство благодарности и ответной любви).

VI. – А теперь вы самостоятельно попробуйте написать поздравительное письмо.

Подумайте, кому вы хотите адресовать его, с чем поздравить и что пожелать?

(Составление и запись письма самостоятельно)

Не забудьте подписать своё поздравление!

VII. Зачитывание отдельных писем (по желанию детей)

– Мы написали письма, а теперь должны их отправить.

– Что для этого необходимо? (конверт)

VIП. Практическая работа (написание адреса адресату и адресанта)

IX. Итог урока.

– Дорогие ребята, мы с вами теперь знаем, как можно поздравить кого-либо с праздником, с юбилеем, с днём рождения и т.д.; как выразить пожелание того, кого поздравляем. Но главное, надо всегда помнить о своих друзьях, родных, обо всех, кто вам дорог, не пропустить момент, когда вы можете в поздравлении сказать им добрые слова.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...