Система подготовки к итоговой аттестации по школе. Система подготовки к ГИА в школе: проведение вспомогательных уроков

Николайцева Лариса Николаевна, учитель математики МКОУ «Безголосовская СОШ»

Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ГИА являются следующие:

  • организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • мониторинг качества;
  • психологическая подготовка к ЕГЭ.

ЕГЭ - серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

  • Первый принцип - тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
  • Второй принцип - логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
  • Третий принцип - тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
  • Четвёртый принцип - индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
  • Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
  • Шестой принцип - контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА

Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

  • нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;
  • о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в городе и крае;

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

  • проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА;
  • творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
  • выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
  • психологические особенности 9,11-классников.

3) Педагогический совет «ЕГЭ и ГИА - методические подходы к подготовке учащихся».
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков;
  • расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.

  • информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
  • информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА;
  • пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ГИА.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

Мониторинг качества образования

Мы работаем в сельской малокомплектной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Мониторинг - отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования - «следящая» и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся - со всем классом или выборочно.

Устный счет - один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет», хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

  1. воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
  2. контроль состояния знаний учащихся;
  3. автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах - это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам.

7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.

8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.

10 класс:
1) Вычисление производных.
2) Простейшие тригонометрические неравенства.
3) Тригонометрические формулы.
4) Простейшие тригонометрические уравнения.
5) Функции, обратные тригонометрическим.
6) Преобразование графиков функций.

11 класс:
1) Вычисление первообразных.
2) Свойства логарифмов.
3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.
4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • создание уроков с помощью программы «Notebook», «PowerPoint»

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача - закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

  • стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • повышению мотивации учащихся;
  • развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
  • осуществлению дифференцированного подхода;
  • формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
  • развитию вычислительных навыков учащихся;
  • формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
  • реализации межпредметных связей;
  • включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Применение информационных технологий помогают:

  • создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
  • развить познавательный интерес к предмету;
  • первично закрепить знания учащихся;
  • проверить прочность усвоения знаний.

Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.

Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
www.mega.km.ru - виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

На уроках закрепления знаний хорошо применять программы - тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика - семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа пос.Медвежий

Вяземского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ

пос.Медвежий Ж.А.Козырева

«____» ______ 2013 год

План - график

подготовки к государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 класса

на 2013 – 2014учебный год
Цель: организация работы школы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников (ГИА)

Задачи:

1. Своевременная и качественная организация работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации

2. Создание базы данных по подготовке к ГИА:
на основании потребностей учащихся и их учебных и психологических возможностей и способностей;

психолого- педагогическое сопровождение;

методическое обеспечение.

3. Своевременное информирование учащихся, их родителей, учителей:
работа с нормативной базой по проведению итоговой аттестации в 9 классе;

изучение и анализ КИМов итоговой аттестации (ГИА)

ознакомление с Правилами заполнения бланков (ГИА)


Вид деятельности

Мероприятия

Ответственные



Сентябрь



Административное совещание с повесткой дня «Утверждение плана – графика подготовки школы к ГИА».

Назначение ответственного по школе

За проведение и подготовку к ГИА

За ведение базы данных для ГИА;

За создание базы данных контрольно – измерительных материалов.


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.

(протокол совещания, приказы)


Работа с учащимися

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в форме ГИА

Кушнир А.Е.

(справка)




Совещание при директоре по вопросам подготовки к ГИА:

Анализ результатов ГИА -2013;

Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности.


Козырева Ж.А.

Октябрь

Организационно – методическая работа

Подготовка информационного стенда

« Государственная (итоговая аттестация» для учащихся 9 класса, родителей.

Создание базы данных контрольно – измерительных материалов.

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в 9-х классах (формы сдачи экзаменов).


Кушнир А.Е.

(Электронные носители базы данных)

Справка.


Работа с учащимися

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования».

Знакомство учащихся и их родителей с организацией работы по подготовке к ГИА на базе школы,

О выборе предметов для сдачи экзаменов в форме ГИА


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.


Работа с родителями

Работа с педагогическим коллектив

Методическая помощь учителям по вопросам подготовки к ГИА.

Составление плана мероприятий по подготовке к ГИА учителем – предметником.


Козырева Ж.А., ИМЦ

Учителя - предметники


Ноябрь

Нормативные документы

Сбор копий документов личности выпускников.

Кл.рук. 9-ого класса

Работа с учащимися

Презентация: Правила заполнения бланков регистрации и ответов участников ГИА. + (практическое занятие).

Кушнир А.Е.

(протокол + лист ознакомления)


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА

Учителя предметники.

Работа с педагогическим коллективом

Подбор литературы и материалов. Знакомство с нормативными документами по ГИА.

Информирование педагогов о спецификации ГИА 2014года.

Оформление стенда «Готовимся к итоговой аттестации» в классном кабинете.


Кушнир А.Е.

учителя - предметники.


Декабрь

Нормативные документы

Анкетирование: сбор письменных заявлений выпускников о выборе экзаменов в форме ГИА до 01.03.2014

Анкетирование учащихся 9-х классов по определению предметов для экзамена по выбору (форма).


Кушнир А.Е.

(заявления, сводная таблица)


Работа с учащимися

Знакомство со спецификой измерительных материалов ГИА 2013года.


Учителя – предметники
Кушнир А.Е.

Работа с родителями

Родительское собрание в 9-ом классе

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами

« Что такое ГИА?» (презентация).

Классный руководитель

Директор

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллективом

Учеба учителей – предметников по решению заданий части С.

Знакомство с нормативными документами по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013– 2014 уч.году (при наличии)


Администрация

А.Е.Кушнир


Январь

Организационно – методическая работа



Учителя – предметники

(справка по проверке уголков)


Работа с учащимися

Организация работы с заданиями различной степени сложности. Работа с бланками: сложные моменты, типичные ошибки.

Учителя – предметники

Работа с родителями

Информирование учащихся и их родителей по вопросам подготовки к ГИА (нормативные документы по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013 – 2014 уч.г.

Приказ Министерства образования и науки РФ №1394 от 25.12.2013 года «Порядок проведения ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания), учителя - предметники


Февраль

Организационно – методическая работа

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА.

Сбор заявлений учащихся 9 класса о сдаче экзаменов в форме ГИА.

Уточнение учащимися 9-х класса предметов по

выбору для сдачи экзамена (если будут)


Учителя – предметники

Классный руководитель

(заявления,

сводная таблица)


Работа с учащимися

Работа с заданиями различной степени сложности.

Подготовка к проведению репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Презентация: « Как вести себя на ГИА?»


Учителя – предметники

(справка)

Администрация


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА.

Классный руководитель

Учителя – предметники


Работа с педагогическим коллективом



Формирование пакета рекомендаций и материалов для учителей по вопросам ГИА.

Инструктаж по проведению пробных репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Направление на обучающие семинары муниципального уровня педагогических работников


Администрация

Классный руководитель


Март

Организационно – методическая работа

Обновление информационного стенда.

Обновление уголков по подготовке к ГИА в учебных кабинетах.

Анкетирование 9-тиклассников («что я буду делать после 9-го класса?»).

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА


Администрация

Классный руководитель

(справка), учителя - предметники


Работа с учащимися

Проведение репетиционных экзаменов в форме ГИА


Учителя – предметники

Кушнир А.Е.

(справка по результатам)


Работа с родителями

Консультации для родителей.

Родительское собрание для 9-х классов: «Знакомство с правилами приема в 10-й класс».


Администрация

Классный руководитель

(протокол + лист ознакомления)


По плану Управления образования

Создание условий хранения и доставки экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса

Администрация

Апрель

Организационно – методическая работа

Утверждение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации, форм и предметов. Педсовет.

Размещение информации на стенде «Расписание сдачи ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(приказ, протокол)


Работа с учащимися

Работа с родителями


Анализ результатов репетиционного ГИА.

Презентация: «Как правильно подать апелляцию?»


Администрация

Классный руководитель


Проведение собрания выпускников 9 –ого класса и родителей:

О порядке окончания учебного года.


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллектив.

Совещание при директоре «Анализ пробных экзаменов».

администрация

учителя- предметники


Май

Организационно – методическая работа

Оформление документов по допуску к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА.

Администрация

Классный руководитель


Мероприятия по подготовке проведения аттестации

- подготовка приказа по составу экзаменационной комиссии

Подготовка расписания проведения экзаменов и консультаций,

Передача экзаменационного материала директору ОУ

Подготовка приказов по организации проведения ГИА; назначению дежурных и сопровождающих на экзамены;

Приказ об оформлении документации строгой отчетности.



Работа с учащимися

Информационно- разъяснительная работа по проведению государственной (итоговой) аттестации.

Классный руководитель

(лист ознакомления)


Июнь

Организационно – методическая работа

Получение аттестатов и организация их выдачи.

Обработка данных. Формирование отчетов


Кушнир А.Е.

Нормативные документы

Оформление и выдача аттестатов.

Администрация

Работа с учащимися

Выставление итоговых отметок на основании протоколов с результатами ГИА в соответствии с установленными правилами.

Администрация

Классный руководитель


Август

Работа с педагогическим коллективом

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX класса

Администрация

Классный руководитель (протокол)

Совершенствование системы подготовки к ГИА и ЕГЭ. Повышение педагогического мастерства Организация систематической работы по повторению Использование на уроках активных форм деятельности, в т.ч. обучение выпускников самостоятельной деятельности Использование современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ Дифференциация заданий при подготовке к ГИА и ЕГЭ Зачетная система учета знаний и умений выпускников Информационная готовность обучающихся Работа по развитию и саморазвитию интеллекта обучающихся.

Слайд 13 из презентации «Подготовка к ЕГЭ и ГИА» к урокам педагогики на тему «Подготовка к ЕГЭ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Подготовка к ЕГЭ и ГИА.ppt» можно в zip-архиве размером 114 КБ.

Скачать презентацию

Подготовка к ЕГЭ

«Экзамены ЕГЭ» - МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2» г. Всеволожска. 4. 5. 3. Итоговая государственная аттестация. 2011 год. 2. 1.

«Подготовка к ЕГЭ и ГИА» - Направления работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Система подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. МОУ Комсомольская СОШ.

«ЕГЭ» - Абитуриент с низким баллом 115 поступил на направление «Агрономия (бакалавр)». Выбор ЕГЭ. Да и минимальный барьер получился вполне солидный - 203. Что ждёт абитуриентов 2011: новые уточнения и правила поступления в ВУЗы. Бгу. Дополнительный период: Проходные баллы на дату издания приказа о зачислении в УГНТУ.

«Психологическая подготовка к ЕГЭ» - Блок «Постановка цели». Формирование навыков сдачи экзаменов в тестовой форме; МОДУЛИ ПРОГРАММЫ: Вводный блок. Работа с педагогическим коллективом. Индивидуальная работа с учащимися. Время поведения 45 минут. Методическое пособие для школьных психологов «Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ». Модель психологической готовности к ЕГЭ.

«Система подготовки к ЕГЭ» - 2007-2010 гг. База эксперимента. Задачи исследования. Сроки эксперимента. Разработка нормативно-правовой базы: Участие педагогов в инновационной деятельности (по результатам мониторинга). Отзывы участников мастер-класса: Новые, эффективные приемы подготовки к ЕГЭ. Заседание городского МО учителей-словесников «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ (часть С)».




Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа - это школа для всех. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это современная инфраструктура. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.








Этапы выполнения работы: I этап. Организационный (август – октябрь). II этап. Информационный (ноябрь-январь). III этап. Практический (в течение учебного года). IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ (в течение учебного года). V этап. Аналитический (июнь-август).


I этап. Организационный Анализ результатов проводится по следующим направлениям: процентное соотношение оценок, полученных учащимися на ЕГЭ по всем предметам; соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ; средний балл по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по району, области; мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 класса в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).




Разноуровневая подготовка к ГИА 1 группа2 группа3 группа Группа «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-4 б. Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене, при добросовестном отношении и желании - хорошую. Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.


II этап. Информационный Содержание информационной работы с педагогами: 1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней. 2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году. 3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ. 4. Направление учителей на курсы повышения квалификации и семинары по подготовке к ЕГЭ.


Содержание информационной работы с родителями: Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Инструктаж родителей по проведению ГИА в форме ЕГЭ. Ознакомление родителей с результатами тренировочно-диагностических работ. Проведение ГИА для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подача аппеляций. Оценка результатов ГИА.











Анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям: % успеваемости и качества выполнения контрольной работы; сравнительная характеристика выполнения контрольных работ; анализ контрольной работы по заданиям, сравнительная характеристика; распределение отметок по результатам работ.


Результаты работы Отметки за работу 08 декабря Отметки за работу 17 февраля. «5»«4»«3»«2»«5»«4»«3»«2» кол-во % «5»«4»«3»«2» 08 декабря 2009 г. 17 февраля 2010 г зачет незачет








V этап. Аналитический (июнь - август) п/п Предмет Число учащихся, сдававших экзамены Сдали ЕГЭ Количество учащихся, не сдавших ЕГЭ Средний балл % обучен- ности 1Русский язык17 062,5100 % 2Математика17 049,5100 % 3Литература % 4 Английский язык % 5История % 6 Обществозна- ние,7100 % 7Биология33070,7100 % 8География22046,5100 % Анализ проведения ГИА за учебный год


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ Предмет уч. год уч. год Русский язык6062,5 Математика42,849,5 Литература5960 Английский язык4257 История42,344 Обществознание55,455,7 Биология6170,7




Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ по району и по Московской области Предмет Средний балл по школе Средний балл по району Средний бал по области Русский язык62,5359,3059,46 Математика49,4741,7744,04 Литература60,0061,0056,79 Английский язык 57,0043,6956,45 История44,0048,3853,66 Обществознание55,7053,8255,10 Биология70,6760,0855,54 География46,5048,3853,66



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22»

Система работы МКОУ «ООШ№22» по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников.

Ст.Новотроицкая 2014г.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА выделены следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ГИА во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школы к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август - октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь - май).

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август - октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА начиналась с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводился по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ГИА по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе

Проанализировав полученные результаты, продумывались пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректировался план школы по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматривались следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ГИА.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ГИА по всем предметам.
  3. Создание мобильной группы.

Мобильные группы учителей созданы в МКОУ «ООШ№22»с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9 классов к государственной (итоговой) аттестации. Состав мобильной группы и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В нее входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 9 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме районных контрольных работ.

Следуя тезису, что школа - это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в школе организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ГИА по математике.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка - федеральный уровень; региональный уровень - 1 папка; муниципальный уровень - 1 папка; школьный уровень - 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ГИА
  4. Направление учителей на районные семинары по подготовке к ГИА.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В коридоре школы оформлены 3 стенда: «Государственная итоговая аттестация», «Подготовка к итоговой аттестации», «Организация предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА в 2011 году и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны памятки для родителей и выпускников 9-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник - это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ГИА

3. В библиотеке:

Папка с материалами ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь - май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА.

После проведения административных, районных тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ГИА, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА

По «Положению о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучем проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ГИА

Методы проведения занятий разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ГИА, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ГИА (по необходимости).

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...