Школьный гид. Как определиться с выбором учебной программы в начальной школе

Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

Ольга, что вы о ней можете сказать?

  • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

  • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Какую программу выбираете вы как опытный педагог?

  • Даже если мы набираем класс сильных детей, мы не можем на 100% сказать, как они будут успевать в школе. Потому что мы не знаем, как они усваивают материал. Сколько времени им понадобилось, чтобы добиться одного результата? Один, готовясь к первому классу, все освоил за полгода, с другим с 3 лет занимались… Моя задача – выучить всех детей, которые пришли в класс, а не скидывать программу на родителей. Поэтому я все-таки приверженец классики, которая доступна для детей любого уровня подготовки.

Выбирая школу для ребенка, родители учитывают множество факторов: месторасположение, традиции, образовательный уклон школы, отзывы. Теперь этот список пополнился еще одним немаловажным пунктом: программа обучения.

В настоящее время предлагаются разнообразные рабочие программы для каждого звена школы с 1-11 класс . Как правило, общеобразовательные учреждения выбирают несколько образовательных программ, особенно в начальных классах, и параллельные классы обучаются по разным УМК.

На сегодняшний день родителям важно знать: как выбрать подходящую образовательную программу и чем они отличаются? Особенно актуально этот вопрос встает в начальной школе, ведь от этого зависит, как успешно ребенок будет учиться.

Оговоримся сразу: некорректно делить программы на "плохие и хорошие". Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством Образования РФ. Просто они рассчитаны на разные способы восприятия и учитывают особенности мышления ребенка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница - в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

Образовательные программы для начальной школы

1. Программа "Школа России" (под ред. А. Плешакова) - одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа "Начальная школа XXI века " (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа "Начальная перспективная школа" . Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа "Школа 2100" (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. "Гармония" (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования.

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. "Планета знаний" - ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы - по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы "Перспектива". Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций.

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету - несколько пособий. Принцип обучения - диалектический. Подача материала - доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова . В систему включено огромное количество материала. Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина - Давыдова . Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные - словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.. Надеемся, что она поможет вам в работе!

Итоговая контрольная работа

Цель работы – проверить:

    знание десятичного состава двузначных чисел и умение сравнивать двузначные числа;

    умение выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным в пределах 100 без перехода через разряд;

    умения решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение суммы, остатка, на увеличение/уменьшение на несколько единиц;

    умения измерять длину отрезка, вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.

Вариант 1

1. Вычисли:

10 + 3 = 40 + 5 = 17 – 10 = 54 – 3 =

12 + 6 = 23 + 4 = 38 – 8 = 26 – 12 =

2.

18 = ……. + …… 57 = ……. + ……

3. На одной яблоне было 60 плодов, а на другой на 20 меньше. Сколько плодов было на второй яблоне?

4. Поставь знак или

9 … 21 10 … 0 25 … 28 47 … 43

5. Измерь отрезки и найди длину ломаной.

Вариант 2

1. Вычисли:

10 + 7 = 60 + 8 = 19 – 10 = 75 – 4 =

13 + 5 = 42 + 7 = 47 – 7 = 36 – 14 =

2. Запиши числа в виде суммы десятков и единиц:

17 = ……. + …… 32 = ……. + ……

3. На сливе было 58 плодов. Сняли 14 спелых слив. Сколько слив осталось на дереве?

4. Поставь знак или

17 … 70 0 … 11 32 … 20 34 … 41

5. Измерь стороны треугольника и найди его периметр.

Критерии определения уровня обученности и развития обучающихся

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений».

Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.

Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.


    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

    «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

    Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

    Данное пособие предназначено для учащихся 5-11-х классов. В справочнике содержатся все необходимые сведения, которые позволят школьнику быстро подготовить доклад, домашнее задание и самостоятельно освоить пропущенные темы, помогут подготовиться к контрольной работе, диктанту, а также к экзаменам по всем предметам школьной программы, включая английский и немецкий языки.
    Книга особенно полезна старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к поступлению в высшие учебные заведения.

    НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
    Неорганические вещества клетки - минеральные соли и вода. Вода составляет большую часть организма человека. В организме взрослого человека ее доля достигает 66% от общей массы организма.
    В организме новорожденного количество воды более высоко.

    Диполь - молекула, обладающая полярностью, один полюс которой заряжен преимущественно положительно, а второй имеет преимущественно отрицательный заряд. Молекула воды является диполем: преимущественно отрицательным полюсом является кислород, преимущественно положительным - водород.
    Гидрофильные вещества - те вещества, которые обладают высокой способностью растворяться в воде за счет того, что обладают высокой энергией притяжения к молекуле воды. Значение гидрофильных веществ велико. Транспорт питательных веществ в организме осуществляется в растворах биологических жидкостей.

    В растворенном виде поступают к клеткам питательные вещества, необходимые для обеспечения процессов их жизнедеятельности, в растворенном виде выводятся конечные продукты обменных процессов в клетке. Взаимодействие химических веществ между собой в организме происходит в растворах.

    СОДЕРЖАНИЕ
    РУССКИЙ ЯЗЫК 3
    «ОРФОГРАФИЯ» 5
    Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова 5
    Гласные -о-/-ё- после шипящих и -ц- в корнях, суффиксах и окончаниях 8
    Правописание согласных в корне слова 9
    Правописание приставок 10
    Правописание суффиксов 12
    Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных и причастий и суффиксов причастий 13
    Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных и причастиях, наречиях, а также в производных существительных 15
    Правописание -н- и -нн- в наречиях на -о, -е- 16
    Дифференциация полных и кратких форм отглагольных прилагательных, причастий, а также простой сравнительной формы прилагательного и наречия 17
    Правописание НГ с различными частями речи 18
    Правописание частиц НГ и НИ на основе смыслового разграничения 20
    Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи 20
    «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 24
    Тире в простом предложении 24
    Знаки препинания при союзе И 25
    Знаки препинания при однородных членах предложения 27
    Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах 28
    Односоставные предложения 29
    Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения 32
    Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций 34
    Разграничение вводных слов и членов предложения 36
    Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах 36
    Знаки препинания в сложном предложении 37
    Бессоюзные предложения 43
    Сложные предложения с разными видами связи 45
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
    «КУЛЬТУРА РЕЧИ» 49
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
    1. Стили и типы речи 53
    ИСТОРИЯ 63
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 65
    Первобытное общество 65
    Древний Восток 66
    Передняя Азия в древности 68
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 70
    История Древнего Рима 76
    История средних веков 81
    История нового времени 90
    История новейшего времени 105
    ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 116
    Русь с древнейших времен до конца XVII в 116
    Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XVIII - первой половине XIX в 127
    Россия во второй половине ХГХ - начале XX вв 143
    Россия в XX в 153
    ВСЕМИРНАЯ ГЕОГРАФИЯ 163
    ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 165
    Карта 165
    Литосфера и рельеф 166
    Атмосфера и климат Земли 174
    Гидросфера и воды Мирового океана и суши 179
    Великие географические открытия 183
    География материков 186
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
    ГЕОГРАФИЯ МИРА 201
    Политическая карта мира 201
    Природопользование 204
    Численность населения мира и ее изменения 213
    Национальный состав населения мира 217
    Миграции населения 218
    Городское и сельское население и его географические различия 220
    Мировое хозяйство 222
    Международная экономическая интеграция 223
    Транспорт 226
    Международные экономические отношения 227
    Социально-экономическая характеристика некоторых стран мира 228
    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 241
    ОБЩЕСТВО 243
    Общество как сложная динамическая система 243
    Общество и природа 245
    Сферы жизни общества и их взаимосвязь 246
    Развитие общества, его источники и движущие силы 247
    Реформа, революция, прогресс, регресс 247
    Традиционное общество, индустриальное общество 247
    Современный этап мирового цивилизационного развития 248
    Научно-техническая революция 249
    Глобальные проблемы современности 249
    ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ,
    СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 250
    Бытие человека 250
    Человеческая деятельность 252
    Поведение человека 254
    Свобода и ответственность 255
    Личность, ее социализация и воспитание. Сознательное и бессознательное 255
    Познание: чувственное и рациональное. Истина. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание 257
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА 259
    Культура и духовная жизнь 259
    Формы и разновидности культуры 261
    Религия. Мировые религии. Религия и мораль. Свобода совести 261
    Наука и образование в современном обществе. Самообразование 263
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА 264
    Экономика: наука и хозяйство. Измерители экономической деятельности 264
    Экономический цикли экономический рост 265
    Экономические системы. Рыночная экономика.
    Государственное регулирование 266
    Мировая экономика.
    Международная финансовая система 267
    Государственный бюджет. Государственный долг.
    Деньги. Инфляция 267
    Денежно-кредитная политика. Налоговая политика 267
    Экономическое содержание собственности.
    Конкуренция. Монополия 268
    Предпринимательство. Предприятие. Прибыль 268
    Рынок труда. Уровень жизни.
    Прожиточный минимум. Занятость. Безработица 269
    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 269
    Социальные отношения и взаимодействия.
    Социальные общности и социальные институты 269
    Неравенство и социальная стратификация 269
    Социальный статус. Социальная роль. Социальный престиж 270
    Этнические общности. Межнациональные отношения. Толерантность 271
    ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА 271
    Политическая власть. Политика.
    Политическая система. Государство: признаки, функции, формы. Политические режимы 271
    Разделение властей 272
    Гражданское общество 272
    Избирательные системы. Политическая партия.
    Политическая идеология 272
    Политический плюрализм 273
    Политическое лидерство 273
    Политическая жизнь современной России. Политическая культура. Право. Правовое государство. Закон. Конституция - основной закон государства. Конституция Российской Федерации.
    Права человека. Правовая культура 273
    Отрасли права. Нормы права 274
    Правонарушения.
    Юридическая ответственность и ее виды 274
    БИОЛОГИЯ 275
    Клетка - структурная и функциональная единица живого 277
    Химическая организация клетки 277
    Неорганические вещества 277
    Органические вещества 279
    Белки 279
    Углеводы 283
    Липиды 284
    Нуклеиновые кислоты 285
    Строение про- и эукариотической клеток 286
    Строение прокариотической клетки 287
    Строение эукариотической клетки 288
    Ядро 290
    Цитоплазма 291
    ЭПС 292
    Аппарат Гольджи 292
    ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ 294
    Деление клеток. Клеточный цикл 295
    РАЗМНОЖЕНИЕ И ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 297
    Бесполовое размножение 297
    Половое размножение 298
    Онтогенез 302
    Закономерности наследственности 304
    Генетика человека 306
    Закономерности изменчивости 307
    Основы селекции 308
    БОТАНИКА 309
    Строение тканей и органов цветкового растения 309
    Основные группы растений, особенности их строения, жизнедеятельности, размножения 314
    Организмы бактерий, грибов и лишайников 314
    Особенности строения и жизнедеятельности грибов 314
    Лишайники 315
    ЗООЛОГИЯ 315
    Высшие растения 315
    Отдел мхи 316
    Отдел папоротников 316
    Голосеменные 317
    Отдел покрытосеменных 317
    Особенности строения, жизнедеятельности, размножения животных организмов 318
    Подцарство простейшие 319
    Тип саркомастигофоры 320
    Класс саркодовые 320
    Тип инфузории 320
    Класс ресничные 320
    Тип споровики 321
    Класс кокцидиеобразные 321
    Тип кишечнополостные 322
    Сцифоидные (медузы) 323
    Тип плоские черви 324
    Тип круглые черви 326
    Тип кольчатые черви 327
    Тип моллюски (мягкотелые) 328
    Тип членистоногие 330
    Хордовые 331
    Рыбы 332
    Земноводные 333
    Пресмыкающиеся 334
    Птицы 335
    Млекопитающие 336
    ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 337
    Строение тканей организма 337
    Внутренняя среда организма 338
    Кровеносная система 341
    Эндокринная система 342
    Нервная система 345
    Опорно-двигательная система 348
    Дыхательная система 350
    Пищеварительная система 351
    Выделительная система 352
    Половая система 353
    Развитие организма человека 354
    Первый год жизни ребенка 355
    Кожа 355
    Органы чувств 356
    ЭВОЛЮЦИЯ 357
    Эволюционные теории 357
    Движущие силы эволюции 360
    Происхождение человека 362
    ЭКОЛОГИЯ 364
    Среда обитания организмов и экологические факторы 364
    АЛГЕБРА 367
    АРИФМЕТИКА 369
    Дроби 372
    Неравенства 384
    Логарифмические уравнения 390
    Логарифмические неравенства 391
    Прогрессии 392
    Векторы 396
    НАЧАЛА АНАЛИЗА 397
    Производные элементарных функций 397
    Первообразная и интеграл 401
    Неопределенные интегралы 402
    ГЕОМЕТРИЯ 403
    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 405
    Тригонометрия 425
    Графики и их функции 434
    ФИЗИКА 437
    ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ 439
    Основные понятия кинематики 440
    Равномерное движение 441
    Вращательное движение 443
    Равноускоренное движение 445
    Основные понятия динамики 446
    Законы Ньютона 447
    Силы упругости, трения, гравитации 448
    Динамика вращательного движения 451
    Законы сохранения импульса 453
    Законы сохранения энергии 454
    Статика. Условия равновесия 455
    Гидростатика. Закон Архимеда 456
    МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 461
    Основные понятия молекулярно-кинетической теории и термодинамики 461
    Основное уравнение молекулярно-кинетической теории 464
    Газовые законы 466
    Уравнение Менделеева-Клапейрона 467
    Первое начало термодинамики 468
    Теплоемкость 471
    Удельная теплота парообразования, плавления 473
    КПД. Тепловые двигатели 473
    ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ 475
    Основные понятия электростатики 475
    КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 488
    Основные понятия теории колебаний 488
    Механические волны в упругой среде 492
    Звуковые волны 494
    Электромагнитные колебания и волны.
    Колебательный контур 496
    ОПТИКА 499
    Законы геометрической оптики 499
    Основные понятия фотометрии 503
    АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА 507
    Ядерные реакции 513
    Закон радиоактивного распада 513
    АСТРОНОМИЯ 517
    ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 519
    Раздел астрономии 519
    ОБЩИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ, ЛУНЕ, СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ 523
    Луна и характеристики связанные с Луной 526
    Солнечная система 528
    Планеты 530
    Другие тела Солнечной системы 555
    Оптические свойства в Астрофизике 569
    ИНФОРМАТИКА 591
    ИНФОРМАЦИЯ 593
    Понятие «информация» 593
    Свойства информации 593
    Носители информации 594
    Передача информации 595
    Кодирование информации 596
    ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 597
    Содержательный подход к измерению информации 597
    Алфавитный подход к измерению информации 598
    Вероятностный подход к измерению информации 598
    СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 599
    Виды систем счисления 599
    «Компьютерные» системы счисления 600
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 601
    Основные понятия алгебры логики 601
    Логические операции 602
    Законы алгебры логики 604
    Логические элементы и схемы 605
    ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ 606
    Основные понятия и свойства алгоритма 606
    Представления алгоритмов 607
    Виды алгоритмов 608
    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
    ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 610
    ЭВОЛЮЦИЯ КОМПЬЮТЕРОВ 611
    Первое поколение компьютеров 611
    Второе поколение компьютеров 611
    Третье поколение компьютеров 612
    Четвертое поколение компьютеров 612
    УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА 613
    Классическая архитектура компьютера 613
    Магистрально-модульный принцип построения компьютера 614
    Процессор 614
    Компьютерная память 615
    Системный блок 616
    Периферийные устройства ПК 618
    ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА 619
    Системное ПО 620
    Прикладное ПО 620
    Системы программирования 621
    ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕПРОГРАММЫ 622
    Компьютерные вирусы 622
    Антивирусные программы 624
    КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 625
    История компьютерной графики 625
    ВИДЫ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 627
    Цветовые модели 629
    Форматы файлов для хранения графических изображений 630
    Графические редакторы 631
    Трехмерная графика 632
    БАЗЫ ДАННЫХ 632
    Файловые системы 632
    Информационная система 633
    Системы управления базами данных 634
    Виды баз данных. Основные понятия реляционных баз данных 636
    Свойства отношений 637
    МОДЕЛИРОВАНИЕ 638
    Понятие о модели 638
    Классификация моделей 638
    Этапы моделирования на компьютере 640
    КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 641
    Каналы связи 641
    КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ 646
    Основные понятия компьютерных сетей 647
    Топология сетей 647
    Глобальная компьютерная сеть 648
    Протоколы 649
    Сервисы Интернет 652
    Поиск информации 655
    ЛИТЕРАТУРА 656
    НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 657
    НЕМЕЦКИЙ АЛФАВИТ 659
    ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ 659
    Гласные и дифтонги 659
    Согласные и буквосочетания согласных 660
    ЧАСТИ РЕЧИ. WORTKLASSEN 660
    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 661
    DAS SUBSTANTIV 661
    Род имен существительных 662
    Число имен существительных 665
    Склонение имен существительных 670
    Употребление артикля 673
    Образование имён существительных 676
    МЕСТОИМЕНИЕ. DAS PRONOMEN 680
    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. DAS ADJEKTIV 689
    НАРЕЧИЕ. DAS ADVERB 698
    ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. DAS NUMERALE 706
    ГЛАГОЛ. DAS VERB 713
    НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (PRASENS) 720
    СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ (PASSIV) 733
    ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕТ НАКЛОНЕНИЕ (DERIMPERATIV) 737
    СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ (DER KONJUNKTIV) 739
    ОПИСАТЕЛЬНАЯ ФОРМА КОНЪЮНКТИВА WtiRDE + IINFINITIV(KONDITIONALIS) 741
    ИНФИНИТИВ (DER INFINITIV) 742
    ПРИЧАСТИЕ. (DAS PARTIZIP) 745
    ПРЕДЛОГ. (DIE PROPOSITION) 746
    МЕЖДОМЕТИЕ. (DIE INTERJEKTION) 754
    СОЮЗ. (DIE KONJUNKTION) 754
    СТРУКТУРА НЕМЕЦКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 755
    Три типа порядка слов 756
    Виды придаточных предложений 759
    Согласование времён в сложноподчинённом предложении 761
    АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 763
    АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ. THE ABC 765
    ФОНЕТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ 765
    Гласные и дифтонги 765
    Согласные 765
    Чтение гласных и буквосочетаний гласных в ударном слоге 766
    Чтение согласных и буквосочетаний с согласными 767
    ЧАСТИ РЕЧИ. PARTS OF SPEECH 768
    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. THE NOUN 768
    ФОРМА ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. NOUN NUMBER 769
    ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. CASES 773
    РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. GENDER 775
    АРТИКЛЬ. THE ARTICLE 776
    МЕСТОИМЕНИЕ. THE PRONOUN 781
    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. THE ADJECTIVE 791
    НАРЕЧИЕ. THE ADVERB 795
    ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. THE NUMERALS 800
    ГЛАГОЛ. THE VERB 805
    ИНФИНИТИВ. THE INFINITIVE 823
    Герундий. The Gerund 825
    Причастие. The Participle 829
    Времена глагола. Tenses 830
    Пассивный залог. The Passive Voice 839
    Наклонение. The Verb Mood 842
    Повелительное наклонение 842
    The Imperative Mood 842
    Сослагательное наклонение 843
    The Subjunctive Mood 843
    ПРЕДЛОГ. THE PREPOSITION 845
    Основные предлоги времени 846
    Prepositions of Time 846
    Основные предлоги места и направления. Prepositions of Place and Direction 847
    Разные предлоги. Different Prepositions 850
    Устойчивые сочетания с разными предлогами 852
    СОЮЗ. THE CONJUNCTION 856
    ЧАСТИЦЫ. PARTICLE 857
    МЕЖДОМЕТИЕ. THE INTERJECTION 857
    СИНТАКСИС 858
    ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. SIMPLE SENTENCE 858
    Структура предложений 859
    в повелительном наклонении 859
    Структура утвердительного предложения 860
    Структура общего вопроса 860
    Структура альтернативного вопроса 861
    Альтернативные вопросы к членам предложения 861
    Структура специального вопроса 862
    Структура вопроса к подлежащему 862
    Структура разделительного вопроса 863
    Предложения с модальными глаголами 864
    Предложения с it в роли подлежащего 866
    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
    COMPLEX SENTENCE 866
    Согласование времен при глаголе-сказуемом главного предложения в прошедшем времени 870
    КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. INDIRECT SPEECH 871
    Преобразование предложений из прямой речи в косвенную речь 873
    Преобразование наречий и местоимений в косвенную речь 874
    Преобразование временных форм глагола в косвенную речь 875
    РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ.
    SPEECH CONSTRUCTIONS 876.

    Последние материалы раздела:

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

    Кир II Великий - основатель Персидской империи
    Кир II Великий - основатель Персидской империи

    Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...