Психология - Дружинин В. Карандашев В.Н

    Психология … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Жарова М.Н.. Учебник создан в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения для всех специальностей медицинского и фармацевтического…
  • Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
  • Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию (Документ)
  • Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности (Документ)
  • Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций (Документ)
  • Ильин Е.П. Психология спорта (Документ)
  • Сандомирский М.Е. Психология коммерции: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Документ)
  • Автореферат - Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком (Документ)
  • n1.doc

    Карандашев В.Н.

    Психология: Введение в профессию.

    М.: Смысл, 2000. - 288 с.
    Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Карандашева - первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу "Введение в профессию" для студентов, обучающихся по специальности "психология". Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

    В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

    Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

    Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.
    Введение

    КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

    Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

    В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог - "по образованию" и психолог - "по жизни" далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

    В связи с большой популярностью слова "психология" многие молодые люди, выбирая пути продолжения образования, стремятся получить профессию психолога. Таким образом, они надеются глубже познать себя, а главное - овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, "что такое психология" и "кто такой психолог". Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология - это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии - патопсихология - правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

    Психология - это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

    Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь - это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

    К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

    К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение. Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

    Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание - это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек нахо­дится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

    Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю. В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

    Глава 1. Виды психологических знаний

    Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, - везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово "психология" появилось в литературе в XVI веке, по мнению других - в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово "психология", расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает "учение о душе" или "наука о душе" - соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово "душа", слово "психология" употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие "душа" теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие "психика".

    Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова "психология" и "психологический" можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

    Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:

    1) житейская психология,

    2) искусство,

    3) научная психология,

    4) практическая психология,

    5) парапсихология.
    1.1. Житейская психология

    В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их содержанием. "Этот человек - хороший психолог", - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. "Такая уж у него психология ", - говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа "Ну, он просто псих", означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

    Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

    Главный критерий истинности знаний житейской психологии - признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

    1.2. Психологические знания в искусстве

    Важнейший источник психологических знаний - произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. "Какой художник, и какой психолог!"- говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

    Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, "что" изображают, но и то, "как" это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве - узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний - конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

    Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово "психолог" используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

    В строгом смысле слова психолог - это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.
    1.3. Научная психология

    Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности... Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений - две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний - их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии - прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
    1.4. Практическая психология

    Четвертый источник психологических знаний - практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.
    1.5. Парапсихология

    Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. "Эзотерическое знание" буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность - главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

    На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).

    Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

    Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова "психолог".

    Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

    Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.
    Литература

    1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ.

    2. Гиттельсон Б. Парапсихология - это просто. М.: Агентство "ФАИР", 1997.

    3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

    4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.

    5. Климов Е.А. Гипотеза "метелок" и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12.

    6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 246-250.

    7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170-172.

    8. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Инициатива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.
    9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85.

    10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127.

    11. Эткинд A . M . Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.
    Глава 2. Предыстория психологической профессии

    Психологические знания имеют древнюю историю. Издавна знания о душе применялись в религиозных и культовых обрядах. Люди, которые лучше других накапливали практический опыт, становились своеобразным источником психологических "услуг", то есть своего рода неформальными "психологами" - ведунами, знахарями, шаманами... Таким образом, психологические трудовые функции (и их носители) существовали в обществе всегда (Климов, 1992, с.6).

    Первые системы научно-психологических знаний появились в древних культурах Греции, Китая, Индии, Египта. В течение многих веков эти знания накапливались в рамках других наук и в различных сферах практической деятельности.
    2.1. История психологических знаний в рамках других наук

    Истоки научной психологии надо искать, прежде всего, в недрах философии. Древние философы выражали понятием "душа" причину жизни, дыхания, познания.

    Научная психология в то время не была особой профессиональной деятельностью, не было и профессиональных психологов. Научно-психологические знания накапливалась в философских, медицинских, юридических трудах, в результате работы философов, врачей, юристов.

    Наиболее известен вклад в психологию древнегреческих философов. Они считали, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота.

    Демокрит (460-370 до н.э.) думал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

    Идея Сократа (470-399 до н.э.), одного из самых замечательных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Рассматривался широкий круг "житейских понятий" о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: "Познай самого себя", что подразумевало анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

    Древнегреческий философ Платон (428-348 до н.э.) много внимания уделял изучению души. В своих трудах он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платон считал припоминанием того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

    Более сложное представление о душе было у древнегреческого философа-энциклопедиста Аристотеля (384-322 до н.э.). Согласно его учению, мир состоит из Множества мельчайших неделимых частиц - атомов, обладающих разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них - это атомы души. Трактат Аристотеля "О душе" стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое системати­зированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля - это способ организации живого тела. Считалось, что душа присуща всем живым организмам (в том числе растениям). Аристотель предложил научное объяснение пяти основным органам чувств: зрению, слуху, ося­занию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.

    В средние века душа представлялась божественной сущностью человека и это налагало запрет на исследование ее научными методами. Церковь имела исключительное право на познание души. Религиозная философия и теология как учение о Боге стали основными источниками знаний о душе. Это положение сохранялось до XVII века.

    В эпоху Возрождения появился интерес к естествен­нонаучным исследованиям души. Наибольший вклад в развитие психологических знаний внесли Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк. Французский философ Рене Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозге человека. Он ввел понятие реф­лекса как автоматического способа реагирования организ­ма на внешнее воздействие. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не нашел естественнонаучного объяснения душевным явле­ниям. Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем, в XVIII и XIX веках внутренний мир человека изучался чаще всего именно интроспективным методом.

    Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) писал, что душа тесно связана с телом и без него не существует. У Спинозы наука о душе стала не только описательной, но и объяснительной системой знаний.

    Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что поведение и психика человека подчинены законам механики, и объяснял различия в способностях людей естественнонаучным путем.

    Другой английский философ Джон Локк (1632-1704) считается основоположником эмпирической (опытной) психологии. Он полагал, что главной задачей психологии должно быть не философствование о душе, а получение и анализ объективных научных фактов. Эмпирические знания, то есть знания, полученные в опыте, должны быть основой психологии.

    Английский ученый Дэвид Гартли (1705-1757), развивая идеи Дж. Локка, стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Д. Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) другу с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

    В XVIII веке ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга (до этого бытовали представления о том, что психика располагается в сердце, печени или других частях тела).
    2.2. Психология становится самостоятельной наукой

    Становление психологии как самостоятельной науки относится ко второй половине XIX века. Все большее значение приобретают объективные методы исследования. Многие психологи считают их более научно обоснованными, чем интроспективный метод, которым длительное время пользовались для изучения сознания человека. В психологических исследованиях все чаще используются измерения, что становится важным критерием научности.

    Немецкий физик, психолог, философ Густав Фехнер (1801-1887) заложил основы науки психофизики, в за­дачи которой входило изучение закономерных связей психических и физических явлений. Идеи психофизики оказали огромное влияние на возникновение и развитие во второй половине XIX века экспериментальной психологии. Г. Фехнер стал автором одного из первых психофизических законов, получивших математическое описание.

    Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) экспериментально изучал процессы памяти и выявил количественные закономерности процессов запоминания.

    Американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джемс занимался многими проблемами: изучением работы мозга, развития познавательных процессов и эмоций, проблемами личности. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс многое сделал для развития психологии, независимой от медицины и философии. Он не стал основоположником какой-либо психологической школы, однако и поныне остается наиболее выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

    Немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832-1920) разрабатывал физиологическую психологию как особую науку. Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Большой заслугой Вундта было то, что он основал в Лейпциге в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание.

    После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США.

    В 1883 году начал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название "Философские исследования" (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии). В 1905 году название журнала было изменено на "Психологические исследования".

    Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. Там он изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. В 1892 году вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу.

    В своем четырехтомном труде "Экспериментальная психология" Титченер изложил основные достижения этой науки с вундтовских позиций (поэтому Титченера иногда называют "американским Вундтом"). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания, безотносительно к тому, как эта структура работает. Титченер противопоставлял свой подход функциональному направ­лению. Он считал, что только изучив структуру сознания, можно впоследствии понять, как оно работает. Поэтому он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики. Он считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой.

    Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психологии стал его план построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате "Кому и как разрабатывать психологию" (1873). Психологию Сеченов называл "родной сестрой физиологии". Он разработал основы новой эмпирической психологии, базирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

    Известный ученый Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) занимался психиатрией и исследованием душевной жизни человека. Стремясь сделать психологию естественной наукой, он сформулировал основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией.

    Объективная психология понималась им как психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. В то же время он не отвергал сознание как предмет психологии и субъективные методы исследования психики. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые в то время трактовали личность как интегративное целое. Интересы его были разносторонни, но концентрировались вокруг одной цели - изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

    Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М. Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Некоторое время он считал, что область психологии ограничена внутренним миром сознания субъекта и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это). В итоговых же работах он полагал, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.

    В научном сообществе учение Павлова было оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее прошло свыше 300 исследователей). Ему единственному было присвоено звание "старейшины физиологов мира".

    Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) был создателем психоанализа. Фрейд начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. На этом основании решающую роль в поведении человека он отводил бессознательному ядру психической жизни. Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. В дальнейшем они стали очень популярны в психологии. Фрейд создал также тео­рию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.

    Первые психологи начинали свою профессиональную работу в других сферах. В. Вундт, например, проводил свои исследования как физиолог, затем стал основателем физиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. З. Фрейд первоначально работал как врач-невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические методы в своей практической работе. А. Адлер окончил медицинский факультет Венского университета и первоначально практиковал как врач-офтальмолог. Однако благодаря растущему интересу к деятельности нервной системы область его занятий перемещается в сторону психиатрии и психологии.
    Литература

    1. Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

    2. Климов Е.А. Гипотеза "метелок" и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992.№ 3.С.3-12.

    3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психо­логов мира: Учеб. пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

    4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психо­логии. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

    5. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997.

    6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.

    7. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. М.: Мысль, 1976.

    Методология научного познания.
    Термин «психология» употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются в обыденном сознании: под ним могут понимать как научное, так и ненаучное психологическое знание.

    Каждая научная дисциплина обладает собственными предметом и методом исследования, понятийным и методическим аппаратом, которые соответствуют определенным объяснительным принципам. Психология изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей как конкретного человека, так и групп людей. Психология как многоотраслевая дисциплина включает в себя фундаментальную психологию, цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности, а также прикладную психологию, изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях, и практическую психологию, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в медицине, педагогике, спорте и т. д.

    В рамках ненаучного психологического знания можно выделить несколько областей. Популярная психология предоставляет фундаментальные и практические психологические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии; иногда такого рода сведения называют поп-психологией. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и в привлечении интереса к психологии как научной дисциплине. Обыденная психология, как любая система обыденного знания, складывается стихийно на основе популярной психологии, порой неправомерных обобщений и интерпретаций данных научной психологии, религиозных, этнических и культурных установок, нередко имеющих характер предрассудков. Для обыденной психологии характерно смешение научных терминов и бытовых, религиозных и оккультных понятий.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 8
    Предисловие научного редактора 9
    Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11
    Глава 1. Психология как наука 12
    1.1. Методология научного познания 12
    1.2. Объяснительные принципы психологии 17
    1.3. Предмет и методы психологии 22
    Глава 2. История психологии 28
    2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.) 28
    2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время) 36
    2.3. Психологическая наука и психологическая практика 44
    Глава 3. Биологические основы психики 57
    3.1. Развитие психики в филогенезе 57
    3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 62
    3.3. Центральная нервная система 65
    3.4. Психофизиологическая проблема 67
    Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 70
    4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии 70
    4.2. Изучение различающихся групп 80
    4.3. Механизмы адаптации 83
    Глава 5. Структура психики 86
    5.1. Функции психики 86
    5.2. Психические процессы, состояния и свойства 89
    5.3. Сознание и бессознательное 93
    5.4. Измененные состояния сознания 96
    Глава 6. Научение 103
    6.1. Виды научения 103
    6.2. Сложные формы научения 109
    Глава 7. Психология деятельности и адаптация 116
    7.1. Проблема деятельности в психологии 116
    7.2. Схема анализа деятельности 118
    7.3. Творчество 119
    7.4. Адаптация и дезадаптация 122
    Глава 8. Эмоции и чувства 128
    8.1. Общее представление об эмоциях 128
    8.2. Роль эмоций 130
    8.3. Проявление эмоций 132
    8.4. Механизмы эмоций 133
    8.5. Управление эмоциями 134
    8.6. Чувства 135
    Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 138
    9.1. Понятие о мотивации 138
    9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 140
    9.3. Психоаналитические теории мотивации 141
    9.4. Гуманистические теории мотивации 143
    9.5. Когнитивные теории мотивации 145
    9.6. Мотивационный контроль действий 149
    Глава 10. Внимание 155
    10.1. Проблема внимания в психологии 155
    10.2. Виды внимания 158
    10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 159
    Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 166
    11.1. Психофизика ощущений 166
    11.2. Виды ощущений 173
    11.3. Восприятие пространства и движения 176
    11.4. Константность восприятия 184
    Глава 12. Память 189
    12.1. Основные мнемические процессы 189
    12.2. Классификации видов памяти 193
    12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 195
    12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 197
    12.5. Уровни переработки информации 199
    12.6. Память и организация знаний 202
    Глава 13. Мышление и интеллект 207
    13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 207
    13.2. Виды мышления 209
    13.3. Мышление и логика 212
    13.4. Процесс мышления 218
    13.5. Мышление и творчество 222
    13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 226
    13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 230
    Глава 14. Речь 237
    14.1. Общая психологическая характеристика речи 237
    14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 238
    14.3. Речевой онтогенез 249
    14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 256
    14.5. Личность в речи 262
    14.6. Практические приложения использования речи 265
    Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 271
    Глава 15. Теории личности 272
    15.1. Проблема личности в психологии 272
    15.2. Психодинамическая теория личности 273
    15.3. Аналитическая теория личности 275
    15.4. Гуманистическая теория личности 277
    15.5. Когнитивная теория личности 280
    15.6. Поведенческая теория личности 283
    15.7. Деятельностная теория личности 285
    15.8. Диспозициональная теория личности 288
    Глава 16. Психическое развитие личности 295
    16.1. Факторы психического развития человека 295
    16.2. Периодизации психического развития 298
    16.3. Периодизации когнитивного развития 302
    16.4. Планирование и выбор жизненного пути 315
    Глава 17. Психология индивидуальных различий 319
    17.1. История становления дифференциальной психологии 319
    17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 321
    17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 323
    17.4. Тестирование личности 329
    Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 335
    Глава 18. Введение в социальную психологию 336
    18.1. Предмет и структура социальной психологии 336
    18.2. История отечественной социальной психологии 339
    18.3. История зарубежной социальной психологии 343
    18.4. Методы социально-психологического исследования 345
    Глава 19. Социальная психология личности 351
    19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 351
    19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 354
    Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 359
    20.1. Межличностное восприятие и понимание 359
    20.2. Межличностные отношения 361
    20.3. Психология общения 362
    20.4. Психология межличностного воздействия 367
    Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 370
    21.1. Виды и структура малой группы 370
    21.2. Лидерство в малых группах 375
    21.3. Конформизм и групповое давление 376
    21.4. Развитие малой группы 377
    21.5. Психология межгруппового взаимодействия 378
    21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 380
    Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 384
    22.1. Психология больших социальных групп 384
    22.2. Психология толпы 387
    22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 391
    Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 397
    Глава 23. Психологические основы профессиоведения 398
    23.1. Психология и труд 398
    23.2. Методы изучения трудовой деятельности 402
    23.3. Классификация трудовой деятельности 404
    23.4. Формирование личности профессионала 406
    23.5. Работоспособность субъекта труда 410
    23.6. Надежность субъекта труда 413
    Глава 24. Профессиональное развитие личности 415
    24.1. Соотношение личности и профессии 415
    24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 416
    24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 422
    Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 431
    25.1. Общая характеристика функциональных состояний 431
    25.2. Утомление 434
    25.3. Психологический стресс 436
    25.4. Психологическая готовность к деятельности 438
    25.5. Приемы управления функциональными состояниями 440
    Глава 26. Психология профессиональной пригодности 443
    26.1. Профессиональные способности и мотивация 443
    26.2. Психологическая диагностика и прогностика 446
    26.3. Профессиональная ориентация 447
    26.4. Профессиональный психологический отбор 450
    26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 451
    Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 457
    Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 458
    27.1. Клиническая психология и психиатрия 458
    27.2. Расстройства ощущения 459
    27.3. Расстройства восприятия 460
    27.4. Расстройства внимания 465
    27.5. Нарушения памяти 466
    Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 468
    28.1. Нарушения интеллекта 468
    28.2. Нарушения мышления 470
    28.3. Нарушения эмоций 478
    28.4. Нарушения сознания 480
    28.5. Нарушения личности 482
    Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 484
    29.1. Шизофрения 484
    29.2. Маниакально-депрессивный психоз 487
    29.3. Психогенные заболевания 489
    29.4. Психопатии 492
    29.5. Психосоматика 493
    29.6. Алкоголизм 494
    29.7. Наркомании и токсикомании 499
    29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 501
    29.9. Психогигиена 502
    29.10. Психофармакология 503
    29.11. Психология посттравматического стресса 504
    Часть VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 507
    Глава 30. Историческая психология 508
    30.1. Историческая психология как наука 508
    30.2. Предмет и задачи исторической психологии 513
    30.3. Проблема метода в исторической психологии 514
    30.4. Специфика психического мира человека прошлого 516
    Часть VII. ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 525
    Глава 31. Этническая психология как наука 526
    31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 526
    31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 528
    31.3. Психологическое измерение культур 532
    Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 538
    32.1. Личность и культура 538
    32.2. Психология общения и культура 544
    32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 553
    Часть VIII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 563
    Глава 33. Основы юридической психологии 564
    33.1. Методологические основы юридической психологии 564
    33.2. Задачи юридической психологии 568
    33.3. Предмет и система юридической психологии 569
    33.4. Перспективы развития юридической психологии 575
    Часть IX. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 581
    Глава 34. Экологическая психология 582
    34.1. Предмет и история экологической психологии 582
    34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 584
    Часть X. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 591
    Глава 35. Психология творчества 592
    35.1. Творчество как психический процесс 592
    35.2. Концепции креативности 597
    35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 607
    35.4. Развитие творческих способностей 613
    Словарь 622
    Список литературы 633.

    Учебник для гуманитарных вузов.

    2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с.

    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным областям психологической науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.

    Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.

    Формат: pdf / zip (2-е изд., 2009 , 656с.)

    Размер: 5,7 Мб

    Скачать:

    RGhost

    Формат: doc / zip (2001 , 656с.)

    Размер: 5 ,15 Мб

    Скачать:

    RGhost

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 8
    Предисловие научного редактора 9
    Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11
    Глава 1. Психология как наука 12
    1.1. Методология научного познания 12
    1.2. Объяснительные принципы психологии 17
    1.3. Предмет и методы психологии 22
    Глава 2. История психологии 28
    2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.) 28
    2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время) 36
    2.3. Психологическая наука и психологическая практика 44
    Глава 3. Биологические основы психики 57
    3.1. Развитие психики в филогенезе 57
    3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 62
    3.3. Центральная нервная система 65
    3.4. Психофизиологическая проблема 67
    Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 70
    4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии... 70
    4.2. Изучение различающихся групп 80
    4.3. Механизмы адаптации 83
    Глава 5. Структура психики 86
    5.1. Функции психики 86
    5.2. Психические процессы, состояния и свойства 89
    5.3. Сознание и бессознательное 93
    5.4. Измененные состояния сознания 96
    Глава 6. Научение 103
    6.1. Виды научения 103
    6.2. Сложные формы научения 109
    Глава 7. Психология деятельности и адаптация 116
    7.1. Проблема деятельности в психологии 116
    7.2. Схема анализа деятельности 118
    7.3. Творчество 119
    7.4. Адаптация и дезадаптация 122
    Глава 8. Эмоции и чувства 128
    8.1. Общее представление об эмоциях 128
    8.2. Роль эмоций 130
    8.3. Проявление эмоций 132
    8.4. Механизмы эмоций 133
    8.5. Управление эмоциями 134
    8.6. Чувства 135
    Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 138
    9.1. Понятие о мотивации 138
    9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 140
    9.3. Психоаналитические теории мотивации 141
    9.4. Гуманистические теории мотивации 143
    9.5. Когнитивные теории мотивации 145
    9.6. Мотивационный контроль действий 149
    Глава 10. Внимание 155
    10.1. Проблема внимания в психологии 155
    10.2. Виды внимания 158
    10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 159
    Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 166
    11.1. Психофизика ощущений 166
    11.2. Виды ощущений 173
    11.3. Восприятие пространства и движения 176
    11.4. Константность восприятия 184
    Глава 12. Память 189
    12.1. Основные мнемические процессы 189
    12.2. Классификации видов памяти 193
    12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 195
    12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 197
    12.5. Уровни переработки информации 199
    12.6. Память и организация знаний 202
    Глава 13. Мышление и интеллект 207
    13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 207
    13.2. Виды мышления 209
    13.3. Мышление и логика 212
    13.4. Процесс мышления 218
    13.5. Мышление и творчество 222
    13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 226
    13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 230
    Глава 14. Речь 237
    14.1. Общая психологическая характеристика речи 237
    14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 238
    14.3. Речевой онтогенез 249
    14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 256
    14.5. Личность в речи 262
    14.6. Практические приложения использования речи 265
    Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 271
    Глава 15. Теории личности 272
    15.1. Проблема личности в психологии 272
    15.2. Психодинамическая теория личности 273
    15.3. Аналитическая теория личности 275
    15.4. Гуманистическая теория личности 277
    15.5. Когнитивная теория личности 280
    15.6. Поведенческая теория личности 283
    15.7. Деятельностная теория личности 285
    15.8. Диспозициональная теория личности 288
    Глава 16. Психическое развитие личности 295
    16.1. Факторы психического развития человека 295
    16.2. Периодизации психического развития 298
    16.3. Периодизации когнитивного развития 302
    16.4. Планирование и выбор жизненного пути 315
    Глава 17. Психология индивидуальных различий 319
    17.1. История становления дифференциальной психологии 319
    17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 321
    17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 323
    17.4. Тестирование личности 329
    Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 335
    Глава 18. Введение в социальную психологию 336
    18.1. Предмет и структура социальной психологии 336
    18.2. История отечественной социальной психологии 339
    18.3. История зарубежной социальной психологии 343
    18.4. Методы социально-психологического исследования 345
    Глава 19. Социальная психология личности 351
    19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 351
    19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 354
    Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 359
    20.1. Межличностное восприятие и понимание 359
    20.2. Межличностные отношения 361
    20.3. Психология общения 362
    20.4. Психология межличностного воздействия 367
    Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 370
    21.1. Виды и структура малой группы 370
    21.2. Лидерство в малых группах 375
    21.3. Конформизм и групповое давление 376
    21.4. Развитие малой группы 377
    21.5. Психология межгруппового взаимодействия 378
    21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 380
    Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 384
    22.1. Психология больших социальных групп 384
    22.2. Психология толпы 387
    22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 391
    Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 397
    Глава 23. Психологические основы профессиоведения 398
    23.1. Психология и труд 398
    23.2. Методы изучения трудовой деятельности 402
    23.3. Классификация трудовой деятельности 404
    23.4. Формирование личности профессионала 406
    23.5. Работоспособность субъекта труда 410
    23.6. Надежность субъекта труда 413
    Глава 24. Профессиональное развитие личности 415
    24.1. Соотношение личности и профессии 415
    24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 416
    24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 422
    Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 431
    25.1. Общая характеристика функциональных состояний 431
    25.2. Утомление 434
    25.3. Психологический стресс 436
    25.4. Психологическая готовность к деятельности 438
    25.5. Приемы управления функциональными состояниями 440
    Глава 26. Психология профессиональной пригодности 443
    26.1. Профессиональные способности и мотивация 443
    26.2. Психологическая диагностика и прогностика 446
    26.3. Профессиональная ориентация 447
    26.4. Профессиональный психологический отбор 450
    26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 451
    Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 457
    Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 458
    27.1. Клиническая психология и психиатрия 458
    27.2. Расстройства ощущения 459
    27.3. Расстройства восприятия 460
    27.4. Расстройства внимания 465
    27.5. Нарушения памяти 466
    Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 468
    28.1. Нарушения интеллекта 468
    28.2. Нарушения мышления 470
    28.3. Нарушения эмоций 478
    28.4. Нарушения сознания 480
    28.5. Нарушения личности 482
    Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 484
    29.1. Шизофрения 484
    29.2. Маниакально-депрессивный психоз 487
    29.3. Психогенные заболевания 489
    29.4. Психопатии 492
    29.5. Психосоматика 493
    29.6. Алкоголизм 494
    29.7. Наркомании и токсикомании 499
    29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 501
    29.9. Психогигиена 502
    29.10. Психофармакология 503
    29.11. Психология посттравматического стресса 504
    Часть VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 507
    Глава 30. Историческая психология 508
    30.1. Историческая психология как наука 508
    30.2. Предмет и задачи исторической психологии 513
    30.3. Проблема метода в исторической психологии 514
    30.4. Специфика психического мира человека прошлого 516
    Часть VII. ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 525
    Глава 31. Этническая психология как наука 526
    31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 526
    31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 528
    31.3. Психологическое измерение культур 532
    Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 538
    32.1. Личность и культура 538
    32.2. Психология общения и культура 544
    32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 553
    Часть VIII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 563
    Глава 33. Основы юридической психологии 564
    33.1. Методологические основы юридической психологии 564
    33.2. Задачи юридической психологии 568
    33.3. Предмет и система юридической психологии 569
    33.4. Перспективы развития юридической психологии 575
    Часть IX. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 581
    Глава 34. Экологическая психология 582
    34.1. Предмет и история экологической психологии 582
    34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 584
    Часть X. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 591
    Глава 35. Психология творчества 592
    35.1. Творчество как психический процесс 592
    35.2. Концепции креативности 597
    35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 607
    35.4. Развитие творческих способностей 613
    Словарь 622
    Список литературы 633

    Название: Психология.

    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным областям психологической науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.
    Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.

    Уважаемый читатель!
    Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.

    Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11
    Глава 1. Психология как наука 12

    1.1. Методология научного познания 12
    1.2. Объяснительные принципы психологии 17
    1.3. Предмет и методы психологии 22
    Глава 2. История психологии 28
    2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.) 28
    2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время) 36
    2.3. Психологическая наука и психологическая практика 44
    Глава 3. Биологические основы психики 57
    3.1. Развитие психики в филогенезе 57
    3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 62
    3.3. Центральная нервная система 65
    3.4. Психофизиологическая проблема 67
    Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 70
    4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии 70
    4.2. Изучение различающихся групп 80
    4.3. Механизмы адаптации 83
    Глава 5. Структура психики 86
    5.1. Функции психики 86
    5.2. Психические процессы, состояния и свойства 89
    5.3. Сознание и бессознательное 93
    5.4. Измененные состояния сознания 96
    Глава 6. Научение 103
    6.1. Виды научения 103
    6.2. Сложные формы научения 109
    Глава 7. Психология деятельности и адаптация 116
    7.1. Проблема деятельности в психологии 116
    7.2. Схема анализа деятельности 118
    7.3. Творчество 119
    7.4. Адаптация и дезадаптация 122
    Глава 8. Эмоции и чувства 128
    8.1. Общее представление об эмоциях 128
    8.2. Роль эмоций 130
    8.3. Проявление эмоций 132
    8.4. Механизмы эмоций 133
    8.5. Управление эмоциями 134
    8.6. Чувства 135
    Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 138
    9.1. Понятие о мотивации 138
    9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 140
    9.3. Психоаналитические теории мотивации 141
    9.4. Гуманистические теории мотивации 143
    9.5. Когнитивные теории мотивации 145
    9.6. Мотивационный контроль действий 149
    Глава 10. Внимание 155
    10.1. Проблема внимания в психологии 155
    10.2. Виды внимания 158
    10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 159
    Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 166
    11.1. Психофизика ощущений 166
    11.2. Виды ощущений 173
    11.3. Восприятие пространства и движения 176
    11.4. Константность восприятия 184
    Глава 12. Память 189
    12.1. Основные мнемические процессы 189
    12.2. Классификации видов памяти 193
    12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 195
    12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 197
    12.5. Уровни переработки информации 199
    12.6. Память и организация знаний 202
    Глава 13. Мышление и интеллект 207
    13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 207
    13.2. Виды мышления 209
    13.3. Мышление и логика 212
    13.4. Процесс мышления 218
    13.5. Мышление и творчество 222
    13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 226
    13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 230
    Глава 14. Речь 237
    14.1. Общая психологическая характеристика речи 237
    14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 238
    14.3. Речевой онтогенез 249
    14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 256
    14.5. Личность в речи 262
    14.6. Практические приложения использования речи 265
    Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 271
    Глава 15. Теории личности 272

    15.1. Проблема личности в психологии 272
    15.2. Психодинамическая теория личности 273
    15.3. Аналитическая теория личности 275
    15.4. Гуманистическая теория личности 277
    15.5. Когнитивная теория личности 280
    15.6. Поведенческая теория личности 283
    15.7. Деятельностная теория личности 285
    15.8. Диспозициональная теория личности 288
    Глава 16. Психическое развитие личности 295
    16.1. Факторы психического развития человека 295
    16.2. Периодизации психического развития 298
    16.3. Периодизации когнитивного развития 302
    16.4. Планирование и выбор жизненного пути 315
    Глава 17. Психология индивидуальных различий 319
    17.1. История становления дифференциальной психологии 319
    17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 321
    17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 323
    17.4. Тестирование личности 329
    Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 335
    Глава 18. Введение в социальную психологию 336

    18.1. Предмет и структура социальной психологии 336
    18.2. История отечественной социальной психологии 339
    18.3. История зарубежной социальной психологии 343
    18.4. Методы социально-психологического исследования 345
    Глава 19. Социальная психология личности 351
    19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 351
    19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 354
    Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 359
    20.1. Межличностное восприятие и понимание 359
    20.2. Межличностные отношения 361
    20.3. Психология общения 362
    20.4. Психология межличностного воздействия 367
    Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 370
    21.1. Виды и структура малой группы 370
    21.2. Лидерство в малых группах 375
    21.3. Конформизм и групповое давление 376
    21.4. Развитие малой группы 377
    21.5. Психология межгруппового взаимодействия 378
    21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 380
    Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 384
    22.1. Психология больших социальных групп 384
    22.2. Психология толпы 387
    22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 391
    Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 397
    Глава 23. Психологические основы профессиоведения 398

    23.1. Психология и труд 398
    23.2. Методы изучения трудовой деятельности 402
    23.3. Классификация трудовой деятельности 404
    23.4. Формирование личности профессионала 406
    23.5. Работоспособность субъекта труда 410
    23.6. Надежность субъекта труда 413
    Глава 24. Профессиональное развитие личности 415
    24.1. Соотношение личности и профессии 415
    24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 416
    24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 422
    Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 431
    25.1. Общая характеристика функциональных состояний 431
    25.2. Утомление 434
    25.3. Психологический стресс 436
    25.4. Психологическая готовность к деятельности 438
    25.5. Приемы управления функциональными состояниями 440
    Глава 26. Психология профессиональной пригодности 443
    26.1. Профессиональные способности и мотивация 443
    26.2. Психологическая диагностика и прогностика 446
    26.3. Профессиональная ориентация 447
    26.4. Профессиональный психологический отбор 450
    26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 451
    Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 457
    Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 458

    27.1. Клиническая психология и психиатрия 458
    27.2. Расстройства ощущения 459
    27.3. Расстройства восприятия 460
    27.4. Расстройства внимания 465
    27.5. Нарушения памяти 466
    Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 468
    28.1. Нарушения интеллекта 468
    28.2. Нарушения мышления 470
    28.3. Нарушения эмоций 478
    28.4. Нарушения сознания 480
    28.5. Нарушения личности 482
    Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 484
    29.1. Шизофрения 484
    29.2. Маниакально-депрессивный психоз 487
    29.3. Психогенные заболевания 489
    29.4. Психопатии 492
    29.5. Психосоматика 493
    29.6. Алкоголизм 494
    29.7. Наркомании и токсикомании 499
    29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 501
    29.9. Психогигиена 502
    29.10. Психофармакология 503
    29.11. Психология посттравматического стресса 504
    Часть VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 507
    Глава 30. Историческая психология 508

    30.1. Историческая психология как наука 508
    30.2. Предмет и задачи исторической психологии 513
    30.3. Проблема метода в исторической психологии 514
    30.4. Специфика психического мира человека прошлого 516
    Часть VII. ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 525
    Глава 31. Этническая психология как наука 526

    31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 526
    31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 528
    31.3. Психологическое измерение культур 532
    Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 538
    32.1. Личность и культура 538
    32.2. Психология общения и культура 544
    32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 553
    Часть VIII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 563
    Глава 33. Основы юридической психологии 564

    33.1. Методологические основы юридической психологии 564
    33.2. Задачи юридической психологии 568
    33.3. Предмет и система юридической психологии 569
    33.4. Перспективы развития юридической психологии 575
    Часть IX. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 581
    Глава 34. Экологическая психология 582

    34.1. Предмет и история экологической психологии 582
    34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 584
    Часть X. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 591
    Глава 35. Психология творчества 592

    35.1. Творчество как психический процесс 592
    35.2. Концепции креативности 597
    35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 607
    35.4. Развитие творческих способностей 613
    Словарь 622
    Список литературы 633

    Последние материалы раздела:

    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

    Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...

    Скачать Тесты по психологии на андроид v
    Скачать Тесты по психологии на андроид v

    – приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

    Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...