Психологические эффекты. Занимательные эффекты из психологии

Наткнулся в сети на данное изыскание, может кому-то тоже покажется интересным:

6 интересных психологических эффектов.

1. «Эффект Ромео и Джульетты»
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. «Эффект Очевидца»
Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

3. «Эффект Труднодостижимости»
В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

4. «Эффект Пигмалиона»
(Pygmalion effect) Термин Э.П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

5. «Эффект Зейгарник»
(англ. Zeigarnik effect) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б.В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

6. Эффект Ореола
Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1–2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

Индивид принимая то или иное решение опираясь на автоматизмы действует стереотипно на подсознательном уровне. Рассмотрим несколько эффектов проходящих на уровне инстинктов и стереотипов.

Ромео и Джульетта — J. Bertrand

Эффект Ромео и Джульетты

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

Эффект Очевидца

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

Эффект Труднодостижимости

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий и противоречивый эффект. Многие, кто действует в манере “труднодостижимости”, как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

Эффект Пигмалиона

Термин взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

Эффект Зейгарник

Мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве. В качестве примера эффекта Зейгарник .

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое “приписывание” ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: “вначале студент работает на зачетку, а потом она на него”. Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал “эффект ореола” и он все старался “натянуть” ответ студента на “отлично”.

Эффект аудитории

Так же называют эффектом Зайонца и эффектом фасилитации - влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

  • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот);
  • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.
  • Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Эффект холодного чтения используют чтобы создать впечатление о знании некой информации о другом человеке, несмотря на короткое знакомство.

Каждый день человек общается с другими людьми и взаимодействует с обществом. И нередко в его жизни и жизни общества происходят некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Эти возникающие психологические эффекты довольно интересны, хотя и обыденны. Знания о них позволяют глубже понять человеческую природу и особенности его психики. Применение этих знаний способствует саморазвитию и улучшению отношений с окружающими. Какие же из этих феноменов самые распространенные?

  1. Эффект плацебо. Под термином «плацебо» подразумевают вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. Человек искренне верит в его действие и самоисцеляется. В психологии эффект плацебо основан на внушении. Человеку сообщают, что лекарство оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В результате внушения, происходит ожидаемый эффект.
  2. Эффект Веблена. С экономической точки зрения это необоснованный и повышенный спрос на товар высокой ценовой категории. Чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Эффект основывается на том, что такие товары не доступны большинству покупателей, а значит те, кто их может себе позволить приобрести, получают высокий социальный статус и уважение. Эффект Веблена характерен для людей, которые ценят статус конкретных марок или брендов и которыми управляют мотивы стремления к роскоши и престижу.
  3. Эффект Зейгарник. Психологический эффект заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить.
  4. Холодное чтение. Под ним подразумевают совокупность приёмов, которыми пользуются экстрасенсы, медиумы, фокусники. Его используют чтобы создать впечатление о знании некой информации о другом человеке, несмотря на короткое знакомство. Делается это с помощью анализа пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности человека, места рождения, уровня образования и т.д. Часто используется методика догадок. Отличное знания холодного чтения могут оказывать на людей сильное влияние.
  5. Эффект Пигмалиона. Этот психологический эффект заключается в том, что человек, убеждённый в какой-либо информации, подсознательно ведёт себя так, чтобы эта информация подтвердилась.
  6. Эффект Барнума или эффект субъективного подтверждения. Его смысл заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные кем-то и конкретно для них. На самом деле эти данные имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Нередко используется псевдогадалками, астрологами и хиромантами с целью обмана.
  7. Эффект аудитории. Под ним подразумевается влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Например, если человек выполняет легкую работу в присутствие других людей, то это улучшает его результаты, а если сложную, то ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
  8. Эффект последовательности. Психологический эффект проявляется в том, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. По этой причине в психологии принято проводить исследования по одной определенной схеме.
  9. Эффект Хоторна. Показывает, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому улучшенному результату, нежели в обычных условиях.
  10. Эффект доктора Фокса. Психологический феномен заключается в том, что импрессивность и талан рассказчика человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Последний может стать уверенным в том, что бесполезная с виду информация действительно дала ему новые знания и он чему-то научился.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...