Вундт первым создал. Вильгельм Вундт — Основоположник экспериментальной и культурной психологии

Немецкий физиолог, психолог, языковед, создатель экспериментальной психологии, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения человеческих ощущениий и переживаний на «элементы» (замечу, что первый, кто стал говорить об «атомах души» был Демокрит ) и выяснения связей между ними.

В Германии с 1850 по 1864 годы было создано, говоря современным языком, 50 рабочих мест для заведующих кафедрами физиологии. Молодой Вильгельм Вунд не получил подобный пост и вынужден был уйти в менее престижную область философии, где он предложил новую научную программу: «Эксперимент в психологии - основное средство, позволяющее прийти от фактов сознания к тем процессам, которые таятся в глубинах нашего разума, подготавливая сознательную жизнь»

Цитируется по: Аллахверов В.М., Осознание как открытие, в Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., «Институт психологии РАН», 2006 г., с. 365.

В 1862-1863 годах Вильгельм Вунд опубликовал концепцию создания экспериментальной психологии, состоящей из двух основных ветвей:
- изучение индивидуального сознания, как с помощью экспериментов, так и интроспекции (наблюдения индивидуума за собственными мыслями, переживаниями, волей, речью и т.п.);
- изучение «психологии народов», то есть анализ продуктов человеческой культуры: языка, мифов, обычаев, нравов различных народов и т. п.

В 1879 году в Лейпциге он основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, в 1881 году – первый психологический журнал: Философские исследования / Philosophische Studien (позже он был переименован). Я должен отметить, что приложение к психологии методов естественных наук было противоположным концепции другого немецкого философа и психолога, работавшего примерно в это же время - Вильгельма Дильтея , а американец Уильям Джеймс , утверждал, что вундтовское предложение о разделении ткани сознания человека на «элементы» напоминает ему червяка, которого можно разрезать на части и каждая из них будет ползать сама по себе…

С 1900 по 1920 годы Вильгельм Вундт издал 10-томный труд: Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprace, Mythos und Sitte (общий объём - около 54 000 страниц).

Исследователь считал, что «…по природной интеллектуальной одарённости, т. е. врождённым, данным человеку природой качествам ума, дикари и дети не уступают цивилизованным взрослым людям. Дело лишь в том, что они не освоили выработанные культурой знания, умения, навыки мышления. Правда, здесь встаёт непростая задача: как измерить уровень «интеллекта в чистом виде», «прирождённого ума», который присущ человеку независимо от влияния культурных факторов - воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта? Для этого нужен культурно-независимый тест, т. е. такой, в котором решение заданий не требует использования никакой информации, специфичной для того или иного типа культуры».

ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ

К 70-м годам XIX века созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других. На различных участках экспериментальной работы (Вебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных как от физиологических, так и от тех, которые относились к психологии в качестве ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом.

Наряду с лабора­торной работой физиологов по изучению органов чувств и движений, успехи эволюционной биологии и медицинской практики (применяющей гипноз при лечении неврозов) готовили новую психологию. Открывался целый мир психических явлений, доступных такому же объективному изучению, как любые другие природные факты. Было установлено, с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

Когда время приспело, говорил Гете, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и тогда почти одновременно сложилось несколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет, метод и задачи психологии, вектор ее развития.

Наибольших успех выпал на долю известного немецкого психолога, физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832 - 1920). Он пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину "физиологической психологией", он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. "Основы физиологической психологии" (1873 -1874) - так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке.

Вильгельм Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), "Лекции о душе человека и животных" (1863), десятитомник "Психология народов" (1900-1920).

Организовав в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии (1879), а впоследствии - первый специальный психологический институт, он занялся темами, заимствованными у физиологов - изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Она стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов.


Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемым, был признан "непосредственный опыт"; главным методом психологии - интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки.

При обычном самонаблюдении, присущем каждому человеку, способному дать отчет в том, что он воспринимает, чувствует или думает, крайне трудно отделить восприятие как психический процесс от воспринимаемого реального или представляемого объекта. Считалось, что этот объект дан во внешнем опыте. От испытуемых же требовалось отвлечься от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной "ткани" созна­ния, которая мнилась сплетенной из сенсорных (чувственных) "нитей". Когда возникал вопрос о более сложных психических феноменах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнаруживалась беспомощность программы Вундта.

Если ощущения можно было объяснить в пределах принятых научным, причинным мышлением стандартов (как эффект воздействия стимула на телесный орган), то иначе обстояло дело с волевыми актами. Взамен того, чтобы быть причинно объясненными, они сами были приняты Вундтом за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу. Тем самым бывший естествоиспытатель Вундт стал сторонником волюнтаризма (от лат. "волюнтас" - воля), философии, считающей волю высшим принципом бытия.

Во вступительной лекции к курсу "О задачах современной философии" в 1874 г. Вундт выдвинул свою программу разработки физиологической психологии как опытной науки. Психология, по его оценке, "принадлежит к эмпирическому направлению". "Эта наука должна исследовать факты сознания, их связи и отношения, с целью открыть в результате законы, которые управляют этими отношениями". Психология изучает все содержание нашего опыта в его отноше­ниях к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в этот опыт последним.

Главная цель психологии - анализ, реконструкция (расчлененное описание) в точных научных понятиях структуры сознания ("архитектоника","сенсорная мозаика") индивида. Методическая задача психологии - расчленить сознание на составные элементы и выяснить закономерные связи между ними. Основные направления экспериментальных исследований: физиологическое изучение органов чувств, ощущений и восприятий; психофизика - пороги ощущений и их различения; время реакции; ассоциации; чувства и эмоции.

Результатом научных поисков Вундта явилось новое понимание сознания как "способность видеть свои ощущения и образы, основанная на внутреннем опыте". "Нигде... факты действительностей душевой жизни не нуждаются для своего объяснения в другом субстрате, кроме в них же данного, и единство этой жизни ничуть не выигрывает, если к ее собственной связности прибавляют еще субстанцию, которая... оказывается лишь абстрактным повторением самой в себе обоснованной душевной жизни". Таким образом, сознание есть "сочетание психических процессов, из которого в качестве более тесных соединений выделяются отдельные образования. Состояние, в котором это сочетание прерывается, например состояние глубокого сна, обморока, мы называем бессознательным".

"Так как всякое психическое образование состоит из множества элементарных процессов, обыкновенно не начинающихся и не оканчивающихся одновременно в один и тот же момент, то связь, соединяющая эти элементы в одно целое... всегда выходит за его пределы, так что одновременные и

последовательные образования... соединяются друг с другом, хотя и менее тесно. Это сочетание психических образований мы называем сознанием". Виды сознания по Вундту: индивидуальное, групповое, национальное и т.д.

К свойствам сознания Вундт относил: феноменализм; "объем сознания"; сочетание, пределы восприятия; напряжение; интенсивность; ясность и отчетливость впечатлений (как у света); "порог сознания". Простейшие элементы - "атомы сознания" ("неразложимые составные части") ощущения ("сенсорное содержание опыта", недостаточно отчетливые "перцепции") первичны, от них образуются сложные.

Аффект Вундт определяет как "протекающий во времени процесс сменяющихся и вместе с тем соединенных чувствований и представлений". Настроение появляется "при меньшей интенсивности и большей продолжительности чувствований". Чувствования - это мгновенные состояния аффектов. Аффекты - составные части волевых процессов. Волевой процесс - полный процесс, в состав которого входят все части.

Феномены сознания формируются путем ассоциации и путем апперцепции. Апперцепция - особая функция сознания ("центр сферы сознания", "внутренняя сила сознания"), которая проявляется в мыслительной активности субъекта ("мышление - логическая связь феноменов с помощью апперцепции") и внешне выражается во внимании. Апперцепция определяет волевое поведение человека, подчиняясь "закону творческого синтеза", т.е. апперцепция синтезирует в единую целостность отдельные элементы, "атомы" сознания.

Таким образом, по предложенной программе в лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. На их основании Вундт сформулировал законы душевной жизни, которые он иногда называл принципами. Это принципы: психических равнодействующих; творческого синтеза - психическое не просто сумма; психических отношений; психических контрастов (группировка психических элементов по противоположностям); усиливающих контрастов.

Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и поэтому должны изучаться культурно-историческим методом. Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в труде "Психология народов": "Так как индивидуальная психология имеет своим предметом связь душевных процессов в едином сознании, то она пользуется абстракцией... Индивидуальная психология только взятая вместе с коллективной образует целое психологии...".

Формы человеческого общества, по Вундту, есть "непрерывное историческое развитие, выводящее духовную совместную жизнь индивидов за границы непосредственного сосуществования во времени и пространстве. Результатом такого развития является... идея человечества как всемирного духовного общества, расчленяющегося... на конкретные группы: нации, государства,... племена и семейства."

Благодаря научным изысканиям В.Вундта к началу XX века в высших учебных заведениях мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии, занимающиеся решением достаточно широкого круга проблем: от анализа ощущений и организации ассоциативного эксперимента до психометрических измерений и психофизиологических изысканий. Но скромные, с отсутствием эвристических идей результаты огромного количества опытов далеко не всегда соответствовали потраченным средствам и усилиям. На этом будничном и однообразном фоне "высветилась", как оказалось впоследствии, существенно повлиявшая на прогресс психологии концепция группы молодых ученых, изложенная в нескольких публикациях журнала "Архив общей психологии". Авторство исходило от группы молодых ученых-экспериментаторов, практиковавших у профессора Кюльпе в Вюрцбурге (Бавария).

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В этих ранних работах он отразил свои взгляды на основные понятия психологии. По его мнению, психология - это наука о природе, а ее предмет должен изучаться в соответствии с естественно-научными принципами и методами. Одним из самых важных принципов психологической науки Вильгельм Вундт считал неограниченное применение экспериментального метода. Основную задачу психологии он понимал как ответ на вопрос, каким образом физическое воздействие на органы чувств становится ощущением. В следующих работах Вильгельм Вундт развивал рефлекторную и детерминистическую концепции психического и рассматривал теорию психических процессов как продуктов развития. С 1864 г. Вильгельм Вундт - экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. он стал профессором философии в Цюрихе, а с 1875 г. еще и профессором философии в Лейпциге. До 1878 г. все его научные работы были посвящены проблемам физиологии. Наиболее фундаментальной в этом ряду была его работа «Основания физиологической психологии», написанная в 1873- 1874 гг. В ней Вундт подробно рассмотрел понятие психического, которое, по его мнению, является промежуточным звеном между внешними воздействиями на органы чувств и движением. Это спонтанное движение, наряду с чувственным представлением, он считал основными психологическими функциями. В 1875 г. вышла еще одна его книга - «Теория материи». В ней Вундт показал свою приверженность созданной Гельмгольцем «теории знаков». Он считал, что представление подразумевает не сами вещи, а знаки, которые на них указывают. Таким образом, можно сказать, что Вундт придерживался теории параллелизма между внешним воздействием и ощущением. В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В этой лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. В процессе превращения психологии в экспериментальную науку Вундт заимствовал образец научного исследования в современном ему естествознании. Согласно его пониманию естественно-научного метода, всякое научное исследование должно удовлетворять ряд основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека, то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, безразлично, внутреннего или внешнего. Этот опыт Вундт противопоставлял опыту «опосредованному» - миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.). В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Философские исследования» («Philosophische Studien»). Последние двадцать лет своей жизни Вильгельм Вундт посвятил изучению психологии народов, которую рассматривал как венец психологии Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности. В результате такого рассмотрения Вильгельм Вундт предпринял попытку свести развитие общества и культуры к психическим причинам и условиям. Таким образом, можно говорить о том, что Вундт идеализировал психологию, считая ее универсальной наукой Но, ограничивая предмет исследования психологии народов высшими психическими процессами, Вундт не уделял внимания социальной психологии. Тем не менее его можно назвать основателем психологии культуры. В основу созданной им психологии народов Вильгельм Вундт положил мысль о социальной детерминированности психического развития индивидов и об их взаимовлиянии. Частью своей работы он видел изучение таких социокультурных феноменов, как язык, религия, мифы и фольклор. С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии. В 1912 г. Вильгельм Вундт выпустил книгу, которая стала своеобразным итогом его научной деятельности. В ней ученый рассмотрел основные понятия психологии в свете ее сравнения с естествознанием Проанализировав творчество многих психологов, Вундт выделил два основных определения понятия психологии Согласно одному, психология есть «наука о душе», а психические процессы трактуются как явления, из рассмотрения которых можно делать выводы о сущности лежащей в их основе метафизической душевной субстанции Согласно другому определению, психология есть «наука внутреннего опыта» Согласно этому, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается прежде всего тем, что его предметы предоставлены «самонаблюдению», или, по-другому, «внутреннему» чувству Однако, по мнению Вундта, ни одно из этих определений не удовлетворяет современной научной точке зрения Первое - метафизическое - определение соответствует тому состоянию, в котором психология находилась дольше, чем другие области человеческого знания, но которое и для нее отошло теперь окончательно в прошлое, после того как она развилась в эмпирическую дисциплину Второе - эмпирическое - определение, видящее в психологии «науку внутреннего опыта», по мнению Вильгельма Вундта, недостаточно, потому что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого «внешнего опыта». На основании этого Вильгельм Вундт разделял естествознание и психологию как два различных направления в обработке экспериментально полученного опыта. Первое - то, которому следует естествознание; Вундт считал, что естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму направлению следует психология: она рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом. Естественно-научную точку зрения, поскольку она возможна лишь благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во всяком действительном опыте, Вундт называл точкой зрения опосредованного опыта, а психологическую - точкой зрения непосредственного опыта. Поскольку естествознание исследует содержание опыта в отвлечении от испытующего субъекта, то задача естествознания определяется так же, как «познание внешнего мира», причем под внешним миром имеется в виду совокупность данных нам в опыте объектов. Соответственно, задача психологии определялась иногда как «самопознание субъекта». Однако это определение недостаточно, поскольку, кроме свойств субъекта, к предмету психологии относятся также различные взаимодействия между ним и внешним миром и другими подобными субъектами. Вывод, который сделал Вильгельм Вундт в своей работе, заключался в том, что и естествознание, и психология являются эмпирическими науками, т.к. они имеют своей задачей объяснение опыта. При этом психология должна быть названа более строго эмпирической наукой ввиду особенностей, присущих ее задаче. Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 г. в Гросботене близ Лейпцига. Вклад, который он внес в создание и развитие экспериментальной психологии, трудно переоценить. В его первой в мире лаборатории экспериментальной психологии работали многие ученые Европы и Америки. Среди них были и российские психологи: Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Д.Н. Узнадзе. Кроме того, Вильгельм Вундт был основателем этнопсихологии.

ВУНДТ Вильгельм

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм Маркс (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог, философ. Основатель экспериментальной психологии. После окончания медицинского фак-та (Тюбинген) изучал физиологию в Берлине с И. Мюллером и Д. Раймондом. В 1856 г. в Гейдельберге защитил докт. дис. по философии и занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге (1875), В. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную в институт. Занимаясь физиологией, В. пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге Материалы к теории чувственного восприятия (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, В. выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в Лекциях о душе человека и животных (1863). План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение психологии народов, т.е. психологических аспектов культуры - языка, мифа, нравов различных народов и т.п. Следуя этому замыслу, В. первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о непосредственном опыте. Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых были разработаны физиологией (преимущественно физиологией органов чувств - зрения, слуха и др.). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. В. использовал также достижения двух других новых разделов знания - психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого особого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Кроме того, к тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово, как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило его заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, которое протекает от предъявления слова до реакции на него и т.п. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти методы, уточнив их, В. показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге Основы физиологической психологии, ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого В., но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине - экспериментальной психологии, - отцом которой стали в дальнейшем называть В. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по В., в том, чтобы а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции. Ее не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция - особая процедура, которая требует специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной материи сознания. Она состоит из элементарных, далее неразложимых нитей составных частей. Им присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе В., каждое чувство имеет три измерения: а)удовольствия - неудовольствия, б) напряженности - расслабленности, в) возбужденности - успокоения. Простые чувства, как психические элементы, варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели об изменении физиологических состояниях человека при эмоциях. Стремясь отстоять самостоятельность психологии, В. доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой психической причинности. В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов, к которым В. относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов, например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив). Теоретические воззрения В. стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание, как предмет психологии, трактовалось им, исходя из постулата о том, что только сам субъект способен сообщить о своем внутреннем мире, благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода. Задача науки усматривалась в изощрении этого метода путем использования специальных экспериментальных приборов. Попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулось мнением о замкнутом в себе сознании. В. справедливо считал, что психология не вправе была бы претендовать на самостоятельное научное значение, если бы она не изучала и не открывала особые причинные факторы, которые определяют динамику ее процессов. Но его воззрение на психическую причинность свелось к версии о том, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими. Зависимость сознания от внешних объектов, обусловленность психики деятельностью головного мозга, включенность психической жизни индивида в мир социальных связей между людьми - все это устранялось из сферы научного анализа. К тому же, вслед за философом А. Шопенгауэром, В. утверждал, что первичной абсолютной силой человеческого бытия является воля, на которую возлагалось объединение всех элементов сознания в целостность по закону творческого синтеза. Тем самым, отведя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, В. стал на позиции волюнтаризма - философской концепции, которая бессильна дать причинное объяснение динамики психической жизни и поступков человека, поскольку все, что ни происходит в этой жизни, сводит к особой произвольной силе, для действий которой нет закона. Интроспекционизм в сочетании с волюнтаризмом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее объектом жесткой критики со стороны многих психологов, в том числе тех, кто осваивал в его школе экспериментальные методы. Широкое применение этих методов обогатило знание о психике, укрепило научную репутацию науки о ней. Но теоретическая линия В. оказалась тупиковой. В дальнейшем, оставив эксперимент, В. занялся философией и разработкой еще в юности задуманной им второй ветви психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры, автором которой являются различные народы. Он пишет десятитомную Психологию народов, отличающуюся большим обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии и др. В. руководила идея, согласно которой экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными прогрессом науки, согласно В. непригоден. Это убеждение В. было развеяно дальнейшими событиями в психологии. Уже его ближайшие ученики доказали, что такие сложнейшие процессы как мышление и воля также открыты для экспериментального анализа, как и самые элементарные. От В. принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу, пройдя которую молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно приобретшей самостоятельность. Он сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. Автор трудов (в рус. пер.): Основания физиологической психологии, т. 1-2, СПб., 1880-1881; Лекции о душе человека и животных, СПб., 1894; Система философии, СПб., 1902; Введение в философию, 2001; Очерки психологии, М., 1912; Введение в психологию, М., 1912, 2002; Естествознание и психология, СПб., 1914; Психология народов, М., 2002; История религии: от слова к вере. Миф и религия, М., 2002. А.И. Липкина, М.Г. Ярошевский

Вильгельм Вундт - учёный незаурядный. Его имя до сих пор на слуху благодаря многочисленным последователям, которые перенимали у него не только идеи, но и манеры поведения, чтения лекций и изюминки внешнего вида.

Детство

Вильгельм Макс Вундт родился 1832 г. в Некарау. Он был последним, четвёртым ребенком в семье. Однако двое первых детей умерли в раннем детстве, а брат Людвиг учился и жил в Гейдельберге, у сестры матери. Получилось так, что Вильгельму досталась роль единственного ребёнка.

Отец Вундта был пастором, семья многим казалась дружной, однако позже Вундт вспоминал, что часто чувствовал себя одиноким и иногда получал наказания от отца за непослушание.

Почти все родственники Вундта были хорошо образованы и прославили семью в какой-либо науке. На Вильгельма подобных надежд никто не возлагал, его считали несерьёзным и неспособным к обучению. Подтверждал это и тот факт, что мальчик не смог сдать экзамены за 1-й класс.

Обучение

Во втором классе образованием мальчишки поручили заняться Фридриху Мюллеру, помощнику отца. Вильгельм полюбил наставника всей душой, он был ему даже ближе, чем родители.

Когда молодой священник был вынужден уйти в другой приход, Вильгельм был настолько сильно расстроен, что отец, видя страдания сына, разрешил ему пожить год до поступления в гимназию у любимого наставника.

В 13 лет Вундт начал обучаться в католической гимназии города Брухзаль. Учёба давалась ему с большим трудом, он значительно отставал от сверстников, отметки это подтверждали.

Вильгельм проучился в Брухзале всего год, потом родители перевели его в гимназию г. Гейдельберга, где он приобрёл настоящих друзей и стал пытаться быть прилежнее в учёбе. К 19 годам он освоил программу гимназии и был готов продолжить обучение в университете.

Вильгельм поступил в университет в Тюбингене, на медицинский факультет, затем получал медицинское образование ещё в трёх университетах.

Странный случай

Во время обучения в Гейдельберге у профессора Гассе Вильгельм Вундт работал ассистентом в женском отделении местной клиники, которой заведовал сам профессор. Из-за отсутствия денег студенту приходилось дежурить сутками, он так уставал, что его с трудом будили для обхода больных.

Однажды произошёл забавный случай. Ночью Вундта разбудили, чтобы он осмотрел больную тифом пациентку, находившуюся в бреду. Вундт отправился к ней в полусонном состоянии. Все действия он совершал механически: и разговаривал с сиделкой, и осматривал пациентку, и делал назначения. В результате вместо успокоительного молодой ассистент дал больной йод (тогда ему показалось, что это именно успокоительное). К счастью, пациентка сразу его выплюнула. Вундт понял, что произошло, только когда вернулся в свою комнату. Состояние полусна, в котором он действовал, не давало ему покоя. Утром он рассказал всё профессору и лишь тогда немного успокоился. Но этот случай произвёл на юношу очень глубокое впечатление. Вспоминая свои чувства, Вундт пришёл к выводу, что его восприятие тогда отличалось от действительности: расстояния казались больше, слова слышались как будто издалека, но в то же время на слух и зрительно он всё воспринимал правильно.

Вундт сравнил своё состояние с полуобморочным и охарактеризовал его как лёгкую степень сомнамбулизма. Это происшествие подтолкнуло Вильгельма Вундта к мысли отказаться от карьеры врача. Семестр будущий учёный провёл в Берлине, где обучался под руководством И. П. Мюллера, в 1856 году в Гейдельберге Вундт защитил докторскую диссертацию.

Карьера

В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.

Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.

В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.

Знаменитая лаборатория

В 1879 году Вундт на свои деньги создал первую в мире психологическую лабораторию.

Лаборатория Вильгельма Вундта стала образцом, по которому создавались аналогичные заведения в других университетах в разных точках земного шара.

Сначала она объединила всех, кто желал изучать психологию и философию в а затем трансформировалась в центр для выпускников из Америки и Англии, заинтересовавшихся изучением психологических наук.

Позже Психологическая лаборатория Вильгельма Вундта стала Институтом экспериментальной психологии (прообраз современных исследовательских институтов).

Особенности работы лаборатории

Изначально в лаборатории проводились исследования по трём направлениям:

  • ощущения и восприятия;
  • психофизические особенности;
  • время реакции.

Позже Вундт предложил изучать ещё ассоциации и чувства.

Как отмечали ученики, сам Вильгельм Вундт эксперименты в лаборатории не проводил. Он не задерживался там дольше, чем на 5-10 минут.

Метод обучения был весьма своеобразен: Вундт выдавал ученикам листочки с экспериментальными задачами, проверял отчёты о работе и решал, чей труд достоин публикации в "Философских исследованиях". Этот журнал создал сам профессор для размещения в нём работ своих учеников.

Лекции

Почему студенты так любили посещать лекции Вундта? Давайте попробуем понять, в чём их магия. Для этого обратимся к воспоминаниям учеников великого профессора, попробуем перенестись на сто с лишним лет назад и окажемся сами на студенческой скамье перед автором бессмертных психологических трудов.

Итак... Распахивается дверь и входит Вундт. Он одет во всё чёрное, от обуви до галстука. Худой и немного сутулый, узкоплечий, он кажется намного выше своего реального роста. Густая шевелюра немного поредела на макушке, её прикрывают локоны, поднятые с боков.

Громко шагая, Вундт идёт к длинному столу, должно быть, для экспериментов. На столе стоит небольшая переносная полка для книг. Профессор несколько секунд выбирает подходящий кусочек мела, затем поворачивается к аудитории, опирается на полку и начинает лекцию.

Он говорит негромко, но в аудитории уже через минуту воцаряется мёртвая тишина. Голос Вундта не самый приятный на слух: густой баритон иногда переходит в нечто, похожее на лай, однако пламенность и выразительность речи не позволяли ни одному слову быть неуслышанным.

Лекция проходит на одном дыхании. Вундт не пользуется никакими записями, взгляд лишь изредка падает на руки, которые, кстати, ни секунды не лежат спокойно: они то перебирают бумаги, то совершают какие-то волнообразные движения, то помогают аудитории понять суть материала, иллюстрируя речь профессора.

Вундт завершает лекцию точно в срок. Так же сутулясь и громко топая, он покидает аудиторию. Завораживает, правда?

Книги

Вундт оставил после себя огромное научное наследие. За свою жизнь он написал более 54 000 страниц (не зря в детстве профессор мечтал стать знаменитым писателем).

Многие книги Вильгельма Вундта издавались и переиздавались при его жизни. Его вклад в науку был признан всем мировым научным сообществом.

  • Первая книга Вильгельма Вундта «Очерки по изучению мускульного движения» вышла в 1858 г. Эта книга была написана, когда интересы учёного ещё не выходили за рамки физиологии, хотя он уже начинал "подбираться" к изучению психологии.
  • В том же году была опубликована первая часть труда "Очерки по теории чувственного восприятия". Полностью книга "К теории чувственного восприятия" вышла в 1862 году, когда были опубликованы все 4 очерка.
  • 1863 г. - знаменательный год для всего психологического сообщества. Именно тогда была выпущена работа "Лекции о душе человека и животных", где Вундт очертил круг важных проблем экспериментальной психологии.
  • В 1873-74 гг. опубликованы «Основы физиологической психологии» - стержень нового направления в психологии.
  • Мечта о создании социальной привела к работе над фундаментальным трудом учёного, пожалуй, ключевого и самого важного в его жизни. "Психология народов" состоит из 10 томов, которые публиковались на протяжении 20 лет, с 1900-го по 1920-й.

Личная жизнь

Личная жизнь профессора сегодня почти никому неизвестна. Биография Вильгельма Вундта интересовала всех с точки зрения его вклада в науку. Вот так за занавесом профессии теряется незаурядная личность.

Вильгельм Вундт был очень скромным, в быту непритязательным. Всё в его жизни было чётко упорядочено, о чём свидетельствуют дневники его супруги, Софи Мау:

  • Утро - работа над рукописями, знакомство с новыми публикациями, редактирование журнала.
  • Полдень - работа в университете, посещение лаборатории, встречи с учениками.
  • Вторая половина дня - прогулка.
  • Вечер - приём гостей, разговоры, музицирование.

Вундт не был беден, его семья жила в достатке, имелась и прислуга. В его доме всегда были рады гостям.

Вклад в науку

Как бы банально это ни звучало, вклад в психологию Вильгельма Вундта действительно нельзя переоценить. Вокруг профессора и его лаборатории образовалась огромная школа студентов из разных стран, ей интересовались и коллеги-учёные. Постепенно психология приобрела статус отдельной опытной науки. В этом и заключалась заслуга профессора. Создание лаборатории, где исследуются не лягушки или крысы, а человек и его душа, стало революционным открытием. Начали создаваться сообщества учёных-психологов, исследователей, экспериментаторов, открылись лаборатории и кафедры, публиковались журналы. А в 1899 году состоялся первый международный конгресс.

Вильгельм Вундт умер в 1920 году. Но идеи его живы до сих пор.

"Отец экспериментальной психологии" Вильгельм Вундт был человеком интересным. В детстве он любил фантазировать, мечтал стать писателем, но смог "собрать волю в кулак" и, приложив немало усилий, окончил школу и заставил себя интересоваться наукой. Однако он всегда подходил к знаниям с точки зрения того, что можно получить опытным путём. Он во всём был последовательным, и в науке, и в жизни. Мы постарались показать вам Вундта как человека, хотя в его случае понятия "человек" и "учёный" слились воедино.

Вильгельм Максимилиан Вундт родился в 1832 г. в Германии. Семья жила в маленьких городах округа Мангейма. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Отец его был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания об отце были не самыми приятными. В отношении образования и семье Вундта существовали прочные традиции - его предки прославили свое имя достижениями практически во всех областях науки. Со второго класса образованием Вундта занимался помощник отца, к которому Вундт очень привязался. В гимназии он отставал от одноклассников и учителя посмеивались над ним. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был готов к поступлению в университет.

Вундт решил стать врачом. Медицине он обучался в университете в Тюбингене, а затем Гейдельберге. Поняв, что практическая медицина- не его призвание, он полностью посвятил себя изучению физиологии.

В Берлинском университете 1855 г. Вундт получил докторскую степень и читал лекции. В это время он задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874), которая переиздавалась 6 раз.

В 1875 г. Вундт стал профессором философии в Лейпцигском университете. В этом университете он проработал 45 лет. В начале своей деятельности создал лабораторию, которая в дальнейшем служила образцом для создания новых экспериментальных центров. В 1881 г. основал журнал «Философские учения», в 1906 г. переименовал его в «Психологические учения».

Широкая известность Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов.

Вундт рассматривал психологию как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания он относит также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения (трехмерная модель чувств): удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ.

С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания RK изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта
стало его учение о связях между элементами. Выделение этой части в качестве основной становится понятным, если учесть, что связи и есть те универсальные механизмы, Которые соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и т.д. До Вундта такими универсальными механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше, ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал v Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших m Ихических процессов, которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с законами ассоциаций. Ассоциативная связь объясняет развитие восприятия и памяти, создание целостных образов из отдельных ощущений. Точно также разные законы ассоциации (смежности, контраста и т.д.) могут объяснить, каким образом мы переходим от одного воспоминания к другому. Важным моментом во всех этих объяснениях является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение
предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Вундт пришел к мнению, что спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя В заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Из признания апперцептивной связи также следовало, что эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят И внешней стимуляции - времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и друг их высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Отстаивая самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой «психической причинности». К важнейшим законам он относил:
-закон творческого синтеза (доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого мышления);
- закон психических отношений (раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса);
-закон контраста (в эмоциональной сфере противоположности усиливают друг друга);
-закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Однако главной заслугой Вундта является не его теоретическая концепция, а разработка экспериментального метода исследования психики. Уже в своей первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии. План ее формирования был изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и включал два направления исследований: анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение «психологии народов», т. е. психологических аспектов культуры - языка, мифа, нравов различных народов и т. п.

Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте» (назвал се физиологической психологией). Непосредственный опыт -опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций. Опосредованный опыт - обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

Психология Вундта - наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции - проверки состояния собственного мышления.

Объединив методы физиологии и психофизики и несколько модифицировав их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. Таким образом, в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине - экспериментальной психологии, обучаться которой в лабораторию Вундта приезжали ученые со всего мира.

В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся разработкой еще в юности задуманной им «второй ветви» психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры. Он написал десятитомную «Психологию народов» (1900-1920), отличающуюся обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии и др. В этой работе Вундт также высказал важную мысль о том, что методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов его творческой деятельности, например, языка, сказок, мифов, религии и других предметов культуры.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...