Творческая работа "ранний маяковский".

В. Маяковский - лидер поэтического авангарда ХХ века. В своем творчестве он перевернул прежние представления о поэзии, покусился на устоявшиеся вкусы и традиции, взглянул на мир поновому, так, как до него не смотрел никто. Его поэзия опередила не только свое, но и наше время. «Оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед». Маяковский «ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать», - утверждала Марина Цветаева в «Эпосе и лирике современной России».

Поэт Маяковский пришел в литературу из живописи. В Училище живописи, ваяния и зодчества он с восторгом следил за художниками- бунтарями, отказывавшимися от изобразительной живописи, отрицавшими классические традиции, штампы и искавшими новые средства выражения в искусстве. Товарищи по училищу вспоминали, что Маяковский писал маслом, ярко расцвечивая холст, проявлял авангардистские амбиции. Но почти все оставшиеся после него рисунки выполнены в реалистической манере.

Однако подорвать основы классического искусства Маяковскому суждено было не в живописи, а в поэзии. Его первое появление в печати связано со сборниками футуристов - «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», главная идея которых - отрицание существующего искусства слова. Еще в 16 лет, изучив современных поэтов за 11 долгих бутырских месяцев, Маяковский, как вспоминал он в автобиографии «Я сам», попробовал писать. Из тетради стихов, которую при выходе из тюрьмы отобрали, он приводит такие строки:

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Угрюмый дождь скосил глаза,

решеткой

железной мысли проводов

Это стихотворение, как и многие другие, считают графичным: «Бери карандаш, лист бумаги и переводи в рисунок», - писал А. Михайлов («Точка пули в конце»). Талант художника проявлял себя в поэзии.

В одном из выступлений Б. Пастернак отметил внутреннюю революционность Маяковского, т. е. способность произвести переворот, свергнув устоявшиеся понятия, традиции. Футуристы были близки Маяковскому своим бунтарством, духом перемен и новаторства. В «Охранной грамоте» Пастернак писал о Маяковском: «Культура в объятия первого желающего не падает. Все перечисленное надо было взять с бою». Место под солнцем поэзии завоевывалось скандалами, эпатирующими публику выступлениями.

Все ярче выступал поэт-новатор, талант которого не умещался в футуристическую оболочку. Его вхождение в поэзию прекрасно передано А. Ахматовой в стихотворении «Маяковский в 1913 г.». Каковы же эстетические и поэтические принципы раннего Маяковского? Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и лирические стихи, как «Себе любимому, эти строки автор». В первых стихах Маяковского, напечатанных в программных футуристических сборниках, так же много бравады и декларативного преувеличения личности поэта, как и в других стихах этих сборников. При всем этом уже в ранней поэзии Маяковского есть нечто, отчетливо выделяющее его из шумной и разношерстной футуристической компании. Маяковский вместе с другими футуристами сочинял и подписывал хартии «самовитого слова», утверждающие примат формы над содержанием. Он искренне ставил свою подпись под призывом «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности ». В своих стихах он, как и все футуристы, выделял и подчеркивал авторское «я».

гвоздь у меня в сапоге

кошмарней, чем фантазия у Гете!

В ранних стихах и поэмах Маяковского было множество строк и образов нарочито, подчеркнуто огрубленных, натуралистических, рассчитанных на то, чтобы резко противопоставить их выхолощенному бесплатному стиху поэтов старшего поколения и эпигонов. Кроме того, в его произведениях этого периода и, в известной мере, последующего периода творчества гиперболизм образов достигал поистине космических масштабов:

Если б был я

маленький,

как Великий океан, -

на цыпочки б волн встал,

приливом ласкался к луне бы.

Но при всем этом уже в самых ранних, дореволюционных, стихах Маяковского своеобразно и сильно зазвучали ноты социального протеста. Это определялось характером его таланта, особенностями его биографии и феноменально ранним развитием политического сознания. Впечатления от революции 1905 года на Кавказе, кратковременное, но активное участием в работе московской большевистской организации - все это наложило неизгладимый отпечаток на жизнь поэта. Острое ощущение себя во всем живом, человеческом, среди людей подсказало Маяковскому в глухое, но уже чреватое грядущей революцией время строки, ярко подчеркивающие особый характер его «индивидуализма»:

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

А я у вас - его предтеча;

я - где боль: везде;

на каждой капле слезовой течи

распял себя на кресте.

Разделяя теоретические заблуждения и дореволюционного, и послеоктябрьского футуризма, Маяковский - поэт революционных предчувствий, - как огромный утес над цепью холмов, возвышался над духовной средой своих единомышленников. Каков же лирический герой Маяковского? Лучше всего он представлен в первом самостоятельном сборнике Маяковского, который вышел в 1913 г. и состоял из четырех стихотворений. Сборник назывался «Я!». Его считают самиздатовским шедевром. Маяковский принес типографскую бумагу, а его друзья Василий Чекрыгин и Леонид Жегин оформили сборник. Стихи написали литографическими чернилами под диктовку поэта, сделали четыре рисунка. На обложке, кроме имени поэта и названия сборника, изобразили темное пятно, которое, по замыслу, должно было изображать галстук-бабочку Маяковского (некоторые литературоведы считают, что обложку оформлял он сам). Итак, книга называлась «Я!». Это не случайно. Лирический герой Маяковского - прежде всего Маяковский. Читая Маяковского, прежде чем задаваться вопросом «что сказано? », всегда нужно понять, «зачем сказано?». В своих стихотворениях Маяковский предстает как новый мессия, проникнутый любовью и состраданием к миру, находящемуся на грани катастрофы:

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

Наиболее удачные с его точки зрения строки Маяковский ставил в конце произведения. Они почти афористичны:

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека.

Б. Пастернак писал: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничанья ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь:

Время! Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

Время послушалось и сделало, о чем он просил. Лик его вписан в божницу века. Но «каким даром надо было обладать, чтобы это увидеть и угадать!» («Люди и положения»). Маяковский создал новое поэтическое «я». «Я» поэта - это не только он сам. Это - мы.

Поэтическое «я» Маяковского грандиозно, оно вмещает в себя весь мир и ответственно за него, это центр мира. В произведениях Маяковского действие происходит на площадях, на улицах, и даже во всей вселенной.

М. Цветаева называла его «первым в мире поэтом масс». Таким образом, Маяковский - создатель нового лирического героя. «Я» поэта - бунтарь, выразитель масс, взявший на себя тяжелую ношу спасения человечества, любящий и ненавидящий, страдающий от одиночества и непонятости.

Творчество В. Маяковского характеризует особый тип лирического героя. Это яркая и сильная личность, неутомимый борец за социальную справедливость во всех ее проявлениях. Объектом, на который обрушивается уничтожающая критика, при этом может быть гордыня сильных мира сего или мещанское нутро маленького человека, погрязшего в пороках и слабостях.

У раннего В. Маяковского лирический герой подчеркнуто одинок:

Где города

Повешены

И в петле облака

Башен кривые выи –

Один рыдать,

Что перекрестком

Городовые.

Для лирического героя В. Маяковского не существует мелких или запретных тем. Все в его понимании одинаково значимо и требует справедливой оценки. В раннем творчестве поэта социальный протест выразился в антивоенных мотивах.

В стихотворении «Я и Наполеон» В. Маяковского Наполеон выступает как зачинщик кровавой бойни. Лирический герой смело бросает ему гневный вызов. Сила этого противостояния отражена уже в названии произведения. В. Маяковский подчеркивает, что война несет в себе зло. Она убивает все живое. При помощи ряда емких и выразительных художественных деталей В. Маяковский умело воссоздает обобщенный образ города, который «вытрепав ручонки-флаги, молится и молится красными крестами». Красный крест – символ милосердия, медицинской помощи. Поэт привносит в произведение этот образ для того, чтобы еще раз подчеркнуть жертвенный характер войны.

Кульминацию развития поэтического сюжета подготавливают повторы «молится и молится», «жиреет и жиреет», подчеркнуто выделяющие два основных образа стихотворения: город и тревогу.

Весь городской пейзаж преображается в ожидании военных событий: «простоволосая церковка бульварному изголовью припала», «цветники истекают кровью», оранжереи в цветочном магазине Ноева «покрылись смертельно-бледным газом».

Французский император Наполеон является устойчивым художественным символом сильной, амбициозной личности. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» он долгое время является кумиром главного героя Андрея Болконского. Тот грезит о славе, о ратных подвигах, мечтает повторить путь своего идеала. И только пройдя через ужасы войны, будучи раненным и разбитым на Аустерлицком поле, Андрей понимает, какой ценой оплачены блестящие победы великого монарха. Он осознает антигуманистическую сущность его завоеваний. Именно тогда Наполеон как символ меркнет в его душе.

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников тоже своей жизнью и судьбой вынужден проверить свою властолюбивую теорию о праве сильного, положительным примером которой в начале романа и выступает Наполеон.

Лирический герой В. Маяковского с самого начала исполнен к нему презрения. Он стремится противопоставить себя Наполеону, бесстрашно бросает гневный вызов разрушителю. Он низвергает его жизненную философию, показывая, как сама история покарала Наполеона за имперские амбиции.

В зрелый период лирики поэта перед нами уже не бунтарь-одиночка, а коллектив подлинных героев. Героическое начало обнаруживается во многих людях. Они сплачиваются во имя торжества своих планов и смело воплощают в жизнь мечту о счастье и прогрессе на всей земле.

Борцовский дух лирического героя В. Маяковского проявляется прежде всего в борьбе за социалистические идеалы. В стихотворении «Американцы удивляются» с гордостью и восхищением пишет он о том, как «люди породы редкой» в поте лица работают на стройке. Важно, что они осознанно трудятся на своем посту. Их цель одна – светлое будущее. В таком строю сильных и неподкупных людей труда герой В. Маяковского чувствует себя хорошо и уверенно.

Подлинным гимном человеческого величия и подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, напоминающих благородного Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Маяковскому тонко удалось передать через изменение пейзажа рождение новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображается беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие».

Поэт не приукрашивает путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждая секунда которой наполнена необходимостью преодоления тех или иных проблем. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде, но в душе каждый из них рад и готов вновь повторить трудовые подвиги. Мужественные строители живут лишь мечтой о том, что «через четыре года здесь будет город-сад». И ради этого готовы отдать все эти четыре года жизни строительству металлургического гиганта. Люди не хотят больше влачить жалкое существование. Они чувствуют, что в их силах что-либо исправить если не для себя, то для своих детей.

Во имя поэтизации этой мечты В. Маяковский не жалеет изобразительно-выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения В. Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю –

Я знаю –

Такие люди

В стране

В советской

Он твердо верит, что светлая мечта рабочих о новом городе обязательно осуществится. Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на опоре на так называемый человеческий фактор. Именно трудолюбие, упорство и мужество строителей позволят вопреки тяжелейшим условиям претворить в жизнь масштабные планы.

Город-сад в этом стихотворении В. Маяковского – обобщенный символический образ. Имеется в виду не только конкретный город, история строительства которого, несомненно, важна и значительна сама по себе. Но сила художественного обобщения в стихотворении такова, что город-сад воспринимается как символ новой жизни вообще.

Радость послевоенного строительства омрачается в душе поэта анализом явлений, чуждых обществу прогресса и высокой культуры. Классовый враг для поэта – буржуй. В стихотворении «Лицо классового врага» В. Маяковский пишет о том, как распознать буржуя:

И лицо перекрасил

И пузо не выглядит грузно –

Рабочего класса,

Он должен быть

Поэт пишет о необходимости борьбы с буржуями, которые способны погубить на корню начатое дело. Своим духом борца и победителя В. Маяковский стремился заразить прежде всего молодежь:

Слух идет,

Бессмысленен и гадок,

Трется в уши

И сердце ежит.

Говорят,

Что воли упадок

У молодежи –

Тревожно восклицает он в стихотворении «За что боролись?» – поэт вспоминает о тех мятежных временах, когда ему приходилось голодать за свои слова и убеждения. Но не бесплодной горечью, а гордостью пронизаны эти строки. В. Маяковский воспевает силу и красоту человеческого духа. Да, он видит социальную несправедливость в современности. Поэт презирает людей, которым трудно расстаться с прежним плаваньем, но данное стихотворение обращено не к ним, а к тем, кто усомнился в правильности революционных преобразований. В. Маяковский верит, что наступит время, когда рабочий человек получит, наконец, все блага, которые он по праву заслужил, и бойцы с орденами на груди не будут голодными глазами смотреть на витрины магазинов. Поэт призывает сосредоточиться на главном – на деле, а на мелочи и временную бытовую неустроенность просто не обращать внимания.

Очень популярным в двадцатые-тридцатые годы было боевитое стихотворение В. Маяковского «Левый марш». Стройный рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает маршевую интонацию. Интересно, что при каждом повторе к задорному кличу «Левой!» постоянно подбираются новые рифмы. Агитационный характер произведения очевиден. Настроение энергичного подъема пронизывает его от первой до последней строчки.

Всей силой поэтического таланта воспевая героя-борца, В. Маяковский сам стремился соответствовать тем высоким критериям человеческой порядочности, которые так ценил в своих героях. И это во многом ему удалось. Его заслуги в области поэтического мастерства бесспорны. Можно по-разному относиться к творчеству Маяковского, но не чувствовать масштаба его литературного таланта нельзя. Волею судьбы путь поэта к читателю не был усеян розами, но это лишь усилило мотивы преодоления и противостояния в его творчестве.

Боевитость в произведениях В. Маяковского проявляется не только в содержании, но и во многих изобразительно-выразительных средствах языка. Он был революционером по духу во всем, даже в форме своих произведений.

Примечательно, что восприятие поэта как борца, а поэзии как грозного оружия – общая тенденция литературы двадцатого века. Начало этой линии положили Г. Кржижановский, автор знаменитой «Варшавянки», и М. Горький, создатель «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике». А сама мысль о гражданственности как критерии истинно художественного произведения возникла гораздо раньше. Об этом писали еще А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов.

Что мы увидим на любом портрете Маяковского? Мужественное лицо «грубого гунна» с чертами, приобретенными, кажется, не от природы, а в процессе постоянного титанического труда поэта-борца, поэта-воина, окидывающего пристальным взглядом действительность и протестующего против всякой «дряни», наполняющей Землю. Таков и его лирический герой, всю свою недолгую жизнь, запечатленную в поэзии, посвятивший не спокойному миросозерцанию, а борьбе за счастье людей в настоящем и будущем.
Образ героя-бунтаря претерпевает в творчестве Маяковского некоторую эволюцию под влиянием изменяющихся социальных условий. В дореволюционный период перед нами предстает бунтарь-пессимист, пытающийся достучаться до «глухих» сердец, но не способный это сделать:
Нет людей. //Понимаете //Крик тысячедневных мук? // Душа не хочет немая идти, //А сказать кому?
Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, покричать о том, что они несчастны потому, что страной управляют люди, с которых стекает «обрюзгший жир». Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя «гласом вопиющего в пустыне»:
А если сегодня мне, грубому гунну, //кривляться перед
вами не захочется - и вот //я захохочу и радостно
плюну, //плюну в лицо вам //я - бесценный слов транжир
и мот.
Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазного общества, которое не дает свободно любить, жить, творить. Поэт в стихотворении «Эй!» призывает:
Возьми и небо заново вышей, //новые звезды придумай и
выставь, //чтоб, исступленно царапая крыши, //в небо
карабкались души артистов.
Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью, порожденной неспособностью пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении «Скрипка и немножко нервно»:
Я вот тоже // ору -//а доказать ничего не умею!
С приходом революции, которую, как главного избавителя от людских страданий, ждал поэт, меняется и настроение лирического героя. Теперь его бунтарский характер проявляется в смелых, громогласных призывах:
Граждане, за ружья! // К оружию, граждане...
Он осознает, что именно революция поможет ему достучаться до «глухих» сердец людей и стать частью одного, родственного ему «нового» общества, забыв про то, что он когда-то был «таким большим и таким ненужным». Поэтому герой стремиться построить свой голос на волну революции, зная, что теперь его поймут и поддержат:
«Граждане! //Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Теперь бунтарство героя находит свое применение в революционных призывах, и это приносит герою счастье:
Бейте в площади бунтов топот! //Выше, гордых голов
гряда! // Мы разливом второго потопа // перемоем миров
города.
После революции миссия поэта-борца за коммунистическое «далеко» не заканчивается, так как пережитки «старого» общества продолжают нарушать гармонию «нового». Поэт в этот период встает на защиту плодов революции, вкладывая в уста своего героя слова осуждения врагов социализма. В стихотворении «О дряни» звучит такой призыв:
Скорее//головы канарейкам сверните -//чтоб коммунизм //канарейками не был побит!
Канарейка - это символ мещанства, которое возмущает героя. По его мнению, это явление необходимо искоренять, чтобы люди могли свободно жить в «новом» обществе. В стихотворении «Стих не про дрянь, а про дрянцо. Дрянцо хлещите рифм концом», посвященном той же теме разоблачения мещанского быта, герой восклицает:
Изобретатель, даешь //порошок универсальный, //сразу убивающий //клопов и обывателей.
Или, например, в стихотворении «Мразь», осуждающем взяточничество, поэт голосом героя провозглашает:
Чтобы выбиться нам сквозь продажную смрадь // из
грязного быта и вшивого - //давайте не взятки брать, //
а взяточника брать за шиворот!
Таким образом, мы видим, как эволюционирует герой-бунтарь в творчестве Маяковского. Он ни на минуту не перестает быть активным борцом за честную, справедливую, счастливую жизнь в стране, которой нужен ее народ, которая стремится вместе с ним построить счастливое будущее.

    Существует общепринятое мнение, что поэзию способны по-настоящему понять далеко не все. Что для того, чтобы понять стихи, нужно обладать определенным умом, складом характера, образом мыслей, уметь по-особому чувствовать, видеть, угадывать мир, уметь...

    Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно - долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе....

    Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии. Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени,...

    Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон", а в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928", то есть за два года до смерти,...

Сочинение

Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон", а в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928", то есть за два года до смерти, написал: "Пишу поэму "Плохо" в противовес поэме 1927 года "Хорошо". Правда, "Плохо" поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись. Рассмотрим их подробнее. В ранней поэзии В.Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер.
В поэзии В.Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского "я" - бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В.Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их. Для тогдашней поэзии направления, к которому принадлежал молодой автор, - футуризма - это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
"Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, - на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей".
Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как "гимны": "Гимн судье", "Гимн ученому", "Гимн критику", "Гимн обеду". Как известно, гимн - это торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои - это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в "Гимне обеду". Герои стихотворения - те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении возникает прием, который в литературной науке носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В "Гимне обеду" вместо человека действует желудок:
"Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!"
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве
В.Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
"Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй".
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В.Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения
- поэт и новая власть - складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно - бунтарь и футурист В.Маяковский искренне поверил в революцию. В автобиографии он писал: "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция". Сатирическая направленность поэзии В.Маяковского меняется. Во-первых, её героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она ддала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это стихи, которые составляли "окна РОСТА", то есть Росойского телеграфного агентства, выпускающих) агитационные плакаты на злобу дня. В.Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник - к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок - лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В "Окнах РОСТА" В.Маяковский использует такие сатирические приёмы, как гротеск, гипербола, пародия - так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, "Во Францию два гренадера" или известной по шаляпинскому исполнению "Блохи". Персонажи их - белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи - непременно в цилиндре и с толстым животом.

Все творчество В. Маяковского пронизывает тема поэта и поэзии. Маяковский гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Раннее творчество Маяковского связано с литературным объединением футуристов, в которое входили Д. Бурлюк, А. Крученых, Е. Гуро и другие поэты. Маяковский позже писал, что «российский футуризм» родился «от скуки», которую навевали «реалисты, символисты» и другие русские классики. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы заявляли о том, что необходимо «сбросить Пушкина, Достоевского… с парохода современности», создать новое искусство, новое слово. Русский футуризм нашел в Маяковском прекрасного пропагандиста. В раннем творчестве Маяковский провозглашал площадное искусство: «Бейте в площади бунтов топот». Маяковский считал, что поэзия должна служить выражению радости жизни, стремительности времени и его духа: Наш бог бег. Сердце наш барабан. «Наш марш», 1917 Однако поэт - это бунтарь-одиночка, который противостоит толпе - «стоглавой воши». Ранние стихи Маяковского стали вызовом окружающему миру. Достаточно прочитать названия: «А вы могли бы?», «Кофта фата», «Нате!», «Эй!» Обычному человеку недоступен особый дар поэта «ноктюрн сыграть / на флейте водосточных труб». Поэт должен преобразить мир по своему желанию («плеснуть краску из стакана»), чтобы сделать настоящее ярким, «смазать карту будня» («А вы могли бы?», 1913). В лирическом выкрике «Нате!» (1913) Маяковский называет своего героя «бесценных слов транжиром и мотом». Поэзия ценна, а поэт - человек, который дарит читателю «стихов шкатулки», но главным ориентиром в своей жизни считает свободу противостоять пошлости современной жизни. «Кварталы», «площади», «улицы», «трактиры», все «адище города» подвластно поэту: «Я - ваш поэт». Но Маяковский считал, что его поэзия настолько громка, что слышна не только на земле: И бог заплачет над моею книжкой! Не слова - судороги, слипшиеся комом; и побежит по небу с моими стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. «А все-таки», 1914 Маяковский-футурист был уверен, что поэзия обладает огромной силой, способной преобразить человечество («Голов людских обделываем дубы»). И встал на сторону революции: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция». Поэт стал «рабочим»: Труд поэтов почтенный паче – Людей живых ловить, а не рыб. Поэт должен «мозги шлифовать рашпилем языка» («Поэт рабочий», 1918), работать над сердцами людей и их душами. В революционные годы Маяковский понимает поэзию не только как громкий выкрик, но и как «главное дело» революции: На баррикады! – баррикады сердец и душ. Поэт должен призывать совершить «в будущее прыжок», сменить «грошовые истины», все «старое» на новое искусство, на прекрасное будущее: Книгой времени тысячелистой Революции дни не воспеты. Маяковский сам совершает революцию в искусстве. Продолжая футуристические традиции своего творчества, Маяковский предлагает «программу действий»: Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку. Революции не нужна «меланхолическая нудь», она должна «помочь людям» («О поэтах», 1923). И поэт должен стать примером ответственности, осознания высокого поэтического долга. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) поэт создает необычную ситуацию: на даче Румянцева к нему в гости заходит солнце. Проводя параллель между творцом и яркой звездой, Маяковский выделяет миссию поэта - «светить всегда, / светить везде, / до дней последних донца…». Маяковский понимал, что в современном ему мире не каждый поэт осознает, что «поэзия - пресволочнейшая штуковина». «Качество писательской продукции чрезвычайно пошатнулось» (статья «А что вы пишете?» (1926)). Тревогу за положение писателя в СССР Маяковский выразил в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926). Многие писатели «халтурят», бессовестно выполняют только «срочные» задания революции: У скольких поэтов легкость руки! Тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя и у других. Вставку чужих строчек поэт называет «воровством и растратой». В действительности же поэзия - «та же добыча радия. / В грамм добыча, в год труды». И поэт должен неустанно трудиться, не обращая внимания на то, что поэзию считают умением «пользоваться чужими словесами». Маяковский уже осознает себя состоявшимся поэтом, который понимает, что его рифма - «ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Поэт может запросто обратиться к соседу по поэтической рубрике, великому «арапу». «Юбилейное» (1924) написано по случаю 125-летия со дня рождения Пушкина. В этом произведении Маяковский пишет о том, что равен «Александру Сергеичу»: он также «темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н», много сделал для своей страны, и теперь «у него… в запасе вечность». Пушкин для героя Маяковского - образцовый поэт, равного которому «в Стране Советов» нет: Дорогойченко, Герасимов, Кириллов, Родов – Какой однообразный пейзаж! Поэт, по мнению Маяковского, должен служить народу. Пушкин впервые назвал поэзию ремеслом, но дорог он герою Маяковского не этим - «надо, чтоб поэт и в жизни был мастак». И Маяковский находит между собой и Пушкиным биографические сходства: Их и по сегодня много ходит – всяческих охотников до наших жен. Поэты похожи и по характеру: Вы по-моему при жизни – думаю – тоже бушевали. Африканец! Маяковский с сочувствием обращается к Пушкину: он одинок среди современников, потому что «страна поэтами нища». Поэт «действительно один жалеет, что сегодня нету» Пушкина «в живых», с грустью понимает свою судьбу: творчество не признано в полной мере («Мне бы памятник при жизни полагается по чину…»), но поэт продолжал «вздувать из искры неясной - ясное знание». Верно служив России, всю жизнь мечтая быть понятым, в итоге поэт остался один: на выставку, посвященную 20-летию творческой деятельности, никто не пришел. Именно от одиночества поэт принимал в творчестве позицию бунтаря, служителя революции, голоса эпохи. Он осознавал высокую миссию поэта, гордился ею, мечтал быть полезным стране, но поставил «точку пули в своем конце». Поэт, по мнению Маяковского, должен «светить всегда, светить везде», но этот свет надо увидеть, почувствовать и понять: Я хочу быть понят моей страной, А не буду понят - так что ж, По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...