Примеры влияния природных условий на человека. Человек и природа

ТЕМА 6. РЫНОК И РЫНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1. Понятие рынка и его товарная структура

6.3. Краткий план анализа рынка

6.1. Понятие рынка и его товарная структура

Рынок в экономической теории - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рынок вмаркетинге - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие потребности или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.

Товарный рынок – сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

Рынок сбыта продукции – это часть рынка, в пределах которой осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка.

Рынок сбыта отдельного товара условно можно разделить на несколько частей :

1. Потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент);

2. Потребители, которые знают о товаре, но не приобретают его;

3. Потребители, которые приобретают продукцию конкурентов;

4. Потребители, приобретающие нашу продукцию (конкретного предприятия).


РЫНКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Рынки товаров и услуг весьма многочисленны из-за многочисленности и разнообразия самих товаров и услуг. Поэтому целесообразно рассмотреть хотя бы основные их виды.

Рынок услуг

Рынок услуг базируется на быстрорастущем третичном секторе экономики. В валовом внутреннем продукте мира на услуги приходится более 70% .

Помимо третичного сектора экономики также выделяют первичный сектор (добыча сырья и его переработка в полуфабрикаты) и вторичный сектор (производство промышленных изделий).

В развитых странах на рынке услуг доминируют услуги образования, здравоохранения, культуры и искусства, связи и информации, жилищно-коммунальные, финансовые, а в развивающихся странах преобладают традиционные услуги - транспортные, услуги торговли и общественного питания.

Для рынка услуг характерно то, что услуги в основном должны потребляться на месте их производства и поэтому здесь мало места посредничеству между производителями и потребителями услуг. Другая характерная черта ряда рынков услуг - бесплатность многих из них для потребителей (например, начального, среднего и значительной части высшего образования), так как ряд услуг считается социально значимыми и оплачивается из государственного и муниципального бюджетов.

Рынок товаров

Рынок товаров делится на рынки следующих товаров:

§ потребительских и инвестиционных товаров;

§ сырьевых товаров и готовых изделий.

Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент - рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).

Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).

На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом (например, на Лондонской бирже металлов). Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.

Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Для успешной организации коммерческой деятельности необходимо знать, на каком типе рынка функционирует торговое предприятие, так как от этого зависят способы ведения коммерческой работы и методы продвижения товара.

Товарные рынки разнообразны. Классифицируются они по нескольким признакам.

По территориальному признаку выделяют:

§ внутренний - сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами, в том числе:

§ местный (локальный) - охватывает территориальную единицу (город, область);

§ региональный (внутри страны) - Центральная часть или по группе стран - страны Восточной Азии;

§ национальный (на территории государства, где действует национальная денежная единица и законы этого государства) - в отличие от внутреннего включает в себя экспортно-импортные операции, т.е. внутриторговые и внешнеторговые операции;

§ мировой рынок (все мировое экономическое пространство), т.е. совокупность национальных рынков, включая внутреннюю торговлю.

По организационной структуре выделяют:

§ внешний рынок , в том числе:

§ открытый - обычная коммерческая деятельность, где число независимых продавцов и покупателей неограниченно.

§ закрытый - это товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели. Их связывают различные виды некоммерческих отношений: юридические, административные, система долевого участия и финансового контроля, специальные торгово-экономические, валютно-кредитные, военно-политические и другие договоры, не носящие коммерческого характера,

§ преференциальный - включает сделки по долгосрочным контрактам, а также торговлю со слаборазвитыми странами по специальным соглашениям, предусматривающим льготы;

§ внутренний рынок , в том числе:

§ оптовый ,

§ розничный .

Немаловажным признаком классификации являетсяхарактер рыночной власти (степень конкуренции ). Это способность одного участника сферы обмена контролировать, изменять и назначать цену товара независимо от итоговой деятельности, конкуренции, поведения других участников.

Полиполия - это рынок совершенной конкуренции. Большое количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены.

Для функционирования этого вида рынка обязательным условием является свобода поведения всех производителей и потребителей, которые обладают всей информацией о состоянии рынка. Он не подвержен внешнему регулированию и действует свободно, основываясь только на взаимодействии большого количества независимых производителей и потребителей. Существование подобного рынка на практике невозможно, так как на рынке не может быть абсолютно свободных производителей и потребителей, а информация практически никогда не является доступной всем;

Монополия - это рынок, на котором действует только один производитель определенного блага и множество потребителей. Производитель, занимающий монопольное положение на рынке, предлагает уникальное благо, которое не может быть заменено другим, и устанавливает цену на него самостоятельно;

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором действует несколько крупных производителей однородного блага. Это благо по своей сути однородно, но каждый монополист представляет его с отличительными, уникальными для него особенностями - сегмент продукции. Каждый монополист обладает необходимой экономической властью, чтобы самостоятельно устанавливать ценовую политику на производимое им благо, но она ограничена до той степени, когда потребитель вынужден будет перейти на использование товара-заменителя. В этих условиях деятельность монополиста направлена на усиление степени индивидуальности предлагаемого им блага (например, с помощью, определенной торговой марки, бренда, знака);

Олигополия - это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения. На нем существует тенденция к стабильности ценовой политики, а выход на него новым производителям либо затруднен, либо невозможен.

Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.

Особенностью этого рынка является то, что при установлении цены на свою продукцию отмечается взаимная зависимость фирм.

Коммерческая деятельность на таком рынке характеризуется тем, что ценовой фактор имеет ограниченный характер, поскольку регулируется фирмами-олигополиями. Обычно фирмы-производители определяют условия сделок, поэтому такие сделки имеют стабильный и долговременный характер.


По товарно-отраслевому признаку.

§ рынок машин и оборудования (рынок машиностроения, приборостроения, транспорта);

§ рынок минерального сырья и топлива (угля, нефти, природного газа, урановой руды, сельскохозяйственных удобрений);

§ рынок сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.

Такая классификация связана с тем, что статистика международных организаций (в том числе ООН) строится по отраслевому признаку.

По характеру конечного использования продукта:

§ рынок товаров предприятий , в том числе рынок товаров промышленного назначения (для производства). Здесь различают:

§ вертикальный рынок - когда товар фирмы-производителя может быть продан представителям одной или нескольких отраслей, а число фирм в каждой из этих отраслей относительно мало,

§ горизонтальный рынок - когда товар промышленной фирмы должен продаваться покупателям, представляющим многие отрасли промышленности, т.е. число покупателей будет очень большим;

§ рынок промежуточных продавцов (для перепродажи - организации, фирмы опта и розницы, отдельные лица);

§ рынок государственных закупок товаров и сырья (для обороны, образования, социальной программы, гуманитарной помощи);

§ рынок потребительских товаров (потребительский рынок);

§ рынок продукции массового питания ;

§ рынок услуг (туризм, отдых, досуг, спорт, здравоохранение);

§ информационный рынок (информация в Интернете);

§ рынок труда - включает свободу предложений рабочей силы, свободу спроса на рабочую силу, свободу в установлении уровня заработной платы);

§ инвестиционный рынок (капитальные вложения, в том числе в недвижимость);

§ финансовые рынки , в том числе:

§ рынки ценных бумаг (облигации, векселя, акции):

§ валютный ;

§ кредитный (рынок банковских ссуд);

§ денежный (поставка наличности в казну государства);

§ рынок интеллектуального труда (ноу-хау, патенты).

Каждый из этих рынков можно классифицировать по ряду признаков. Например, потребительские товары - но конкретным товарам - табачные изделия, зерно, кондитерские изделия, персональные компьютеры.

Коммерческая деятельность на этих рынках имеет общие черты, но есть и особенности на каждом из этих рынков (организационные формы, методы обслуживания и т.д.).

По срокам использования товара:

§ рынки товаров долгосрочного пользования (оборудование, машины, бытовые приборы, радио);

§ рынки товаров краткосрочного пользования (большая часть товаров, поэтому нужна их замена при пользовании);

§ рынки товаров одноразового пользования (пластиковая посуда одноразового пользования, одежда для хирургов, бинты, вата).

По сфере общественного производства:

§ рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование);

§ рынок товаров духовного производства (интеллектуальная продукция - ноу-хау, книги, произведения искусства, достижения науки).

По степени регулируемости:

§ регулируемый рынок, когда государство определяет условия, объем, цену и другие параметры сделок купли-продажи товаров. При этом регулирование осуществляют как прямым путем (план- заказ государственных поставок определенных товаров), так и косвенным - через льготы, ценообразование, налоги;

§ нерегулируемый рынок - когда цена и условия купли-продажи при сделке регулируются не государством, а законами рынка, т.е. спросом, предложением и стоимостью товара или услуг. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить равные условия, стабильность рынка и ограничить монополию на рынке;

§ рынкисмешанной экономики , когда ряд секторов экономики регулируется государством, а некоторые сектора - не регулируются (рынки Западной Европы).

Товарные рынки представляют собой систему экономических связей :

§ между производителями и потребителями:

форма связи - купля-продажа;

§ внутри групп производителей или потребителей:

форма связи - конкуренция.

Структурные элементы рынка:

§ масса товаров и услуг определенного вида;

§ предложение (сумма производителей, продающих эти товары и услуги);

§ спрос (сумма потребителей, покупающих эти товары);

§ цены (в результате конкуренции имеют тенденцию к «выравниванию», стремясь к единой рыночной цене нате же товары и услуги).

Любой товарный рынок характеризуетсяпоказателями , основными из которых являются:

· реальная емкость рынка определяется объемом товаров, реализованных на рынке в течение определенного промежутка времени (обычно за год);

· потенциальная емкость рынка - это показатель общего объема закупок товара, которые могут быть совершены в течение определенного отрезка времени всеми покупателями данного рынка (можно по каждому сегменту);

· доля рынка - это отношение объема проданных товаров фирмы к потенциальной емкости рынка данного товара. Этот показатель достоверно отражает результаты деятельности предприятия;

· конъюнктура рынка - это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времени.

o благоприятная (высокая) конъюнктура - характеризуется сбалансированным рынком, стабильным или растущим объемом продаж, равновесными ценами

o неблагоприятная (низкая) конъюнктура - характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров.

Конъюнктура определяет конкурентоспособность товаров и услуг предприятий.

Конъюнктуру отдельно взятого рынка следует рассматривать с учетом взаимодействия и взаимного влияния с другими рынками . Каждый рынок тесно связан с общеэкономической ситуацией в стране и регионе. Поэтому анализ конкретного рынка следует базировать на оценке общеэкономической ситуации в целом.

Исследование конъюнктуры рынка может происходить по трем уровням:

- общеэкономический;

- отраслевой;

- товарный.

Исследование конъюнктуры рынка предполагает анализ :

§ рыночных показателей - емкости рынка, уровня насыщения рынка;

§ рыночных долей предприятий;

§ показателей спроса на товары;

§ показателей материального производства , показывающих предложение товаров на рынках;

§ цен .

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:

- сводный обзор (доклад);

- тематический обзор конъюнктуры;

- сигнальная (оперативная) информация.

Краткий план анализа рынка

С чего начать анализ рынка? Проводите вы анализ потребительского или промышленного рынка - не важно. Каждый раз составляя обзор рынка, менеджер по маркетингу должен последовательно выполнить 8 следующих этапов:

Рис.6.1. Этапы анализа рынка

Иногда возникают ситуации, когда необходимо подготовить краткий срез по какому-нибудь сегменту, оценить степень развития рынка и общее состояние рынка. В таком случае нет необходимости проводить подробное комплексное исследование рынка, а достаточно получить ответы на следующие вопросы:


ЭТАП АНАЛИЗА ОПИСАНИЕ
Этап 1 Определить емкость рынка (или размер рынка), динамику роста рынка и потенциал продаж.
Этап 2 Выделить основных игроков на рынке и провести по каждому игроку краткий конкурентный анализ (ассортимент, цены, коммуникация, места продаж, качество продукта). Определить конкурентные преимущества игроков и основное сообщение потребителю рынка, описать имиджевые характеристики игроков.
Этап 3 Провести конъюнктурный анализ рынка и выделить основные товарные сегменты . Оценить их размер, динамику роста и потенциал.
Этап 4 Проанализировать места и способы продаж товара на рынке.
Этап 5 Провести сравнительный анализ методов продвижения товара на рынке.
Этап 6 Оценить уровень цен на рынке, разбить всех игроков рынка по ценовым сегментам и прикинуть структуру цены (себестоимость, наценка, расходы на рекламу, прибыль).
Этап 7 Оценить удовлетворенность покупателя товарами рынка. Определить ключевые факторы, влияющие на первую и повторную покупку товара. Выписать свободные рыночные ниши.
Этап 8 Оценить тенденции развития рынка на 3-5 лет вперед

Краткий анализ рынка очень часто используется для оценки привлекательности отдельных сегментов рынка, для подготовки бизнес-плана.


Похожая информация.


Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого экономического анализа обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая из них в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики экономического анализа с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все виды общественного производства тесно связаны между собой и имеют много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории экономического анализа), которая раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт анализа в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В то же время от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты производства за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления . Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием являются изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового “здоровья” предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей cре­ды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней cреды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов АХД может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математи-ческим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей по результатам хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Фактический анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции и выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно- следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользования анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные его стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

Различие видов целей и задач хозяйственной деятельности обусловливает необходимость применения того или иного вида экономического анализа, различных методов и приемов его проведения, а также увязки их во времени и пространстве. Для обеспечения наиболее полного и рационального использования возможностей экономического анализа необходимо иметь представление обо всех его разнообразных видах.

Экономический анализ можно классифицировать по следующим признакам:

По отраслевому признаку:

отраслевой

межотраслевой

Отраслевой анализ учитывает специфику деятельности отдельных отраслей экономики, а межотраслевой анализ осуществляется на уровне отраслей национальной экономики.

По временному признаку:

предварительный,

последующий.

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций, он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана. Особенность перспективного анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов деятельности предприятия с позиций будущего, т.е. перспективы развития. Важнейшими задачами этого вида анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Предварительный анализ в зависимости от сроков делится на краткосрочный, охватывающий период до одного года и используемый для выработки тактической политики, и долгосрочный, охватывающий период свыше года и используемый для выработки стратегической политики.

Последующий анализ используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий, делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени. Особое значение приобретает в условиях рынка, характеризующегося высокой степенью динамичности. Итоговый анализ проводится за отчетный период и заключается в оценке деятельности предприятия на основе отчетных данных.

По пространственному признаку:

внутрифирменный,

межфирменный.

В процессе внутрифирменного анализа изучается деятельность только исследуемого предприятия, а также его структурных подразделений. При проведении межфирменного анализа сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, для того чтобы выявить передовой опыт, резервы и недостатки.

по объектам управления:

финансовый;

управленческий;

функциональный;

маркетинговый;

инвестиционный;

функционально-стоимостной;

технико-экономический;

социально-экономический;

экономико-экологический.

экономико-статистический;

Финансовый анализ направлен на изучение сущности финансового механизма функционирования предприятия, т.е. его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости.

Управленческий анализ носит оперативный характер и его результаты, как правило, являются коммерческой тайной предприятия. Он проводится всеми службами предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по всем вопросам работы предприятия.

Функциональный анализ направлен на изучение потребительских свойств конкретных изделий с целью их оптимизации для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом достижений науки и техники.

Маркетинговый анализ применяется для изучения рынков сырья и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения. Главные цели маркетингового анализа - это снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией. Маркетинговый анализ позволяет выявить систематические ошибки, допускаемые при разработке и сбыте продукции, иногда по его результатам предприятие может кардинально изменить используемую маркетинговую стратегию.

Инвестиционный анализ используется для оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия и разработки программы этой деятельности в будущем.

Функционально -стоимостной анализ - это метод системного исследования функций отдельного изделия, или определенного производственно-хозяйственного процесса, или управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве. Объектом анализа выступают функции изделий и обусловленные ими стоимости. Целью анализа является оптимизация функций и затрат на их обеспечение.

Технико-экономический анализ направлен на изучение технических процессов в производстве продукции с заданными свойствами и связанных с этим материальных, трудовых и финансовых затрат. Предметом анализа являются причинно-следственные связи технических и экономических процессов, обусловливающих конечные результаты деятельности предприятия.

В процессе осуществления социально -экономического анализа исследуются социальные процессы и их влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Предметом данного анализа служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Данный анализ проводится с целью исследования возможностей дальнейшего социально-экономического развития коллективов, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

Экономико -экологический анализ исследует экологические и экономические процессы, связанные с улучшением экологической обстановки. Предметом данного анализа являются причинно-следственные связи, представляющие собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Цель анализа - изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств.

Экономико -статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

по степени охвата анализируемых объектов:

сплошной

выборочный

В ходе сплошного анализа изучаются все фактические данные, касающиеся деятельности предприятия. Выборочный анализ позволяет изучить отобранные для определенных целей показатели.

по субъектам анализа:

внутренний

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд стратегического, текущего и оперативного управления. К проведению анализа, как правило, привлекаются не только работники экономических служб, но руководители всех структурных подразделений.

Внешний анализ проводится вышестоящими органами предприятия на основании открытой финансовой и статистической отчетности. По результатам внешнего анализа могут изменяться экономические условия деятельности предприятия. Выборочный анализ может проводиться с привлечение специализированных фирм.

    внутрихозяйственные резервы - резервы которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии (потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации производства, несовершенной технологии бесхозяйственности, воровства и т.д.);

    отраслевые резервы – это резервы, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли (разработка новых технологий, нового поколения технологического оборудования выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, пород животных и т.д.);

    региональные резервы – это резервы которые могут быть выявлены и использованы в пределах того или иного региона (использование местного сырья, и топлива, энергетических ресурсов, дешевой рабочей силы и т.д.);

    общегосударственные резервы – это резервы использование которых возможно только путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления. Это ликвидация диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности и т.д.

II. По признаку времени резервы делятся на:

    неиспользованные резервы – это упущенные возможности повышения эффективности производства;

    текущие резервы - это возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы в течение ближайшего времени (месяца, квартала, года);

    перспективные резервы – это резервы рассчитанные на время более одного года (обычно на несколько лет). Их связывают с инвестициями в производство (капитальными вложениями), инвестициями в инновации.

III. В зависимости от стадии жизненного цикла изделия различают:

    резервы на предпроизводственной стадии;

    резервы на стадии производства;

    резервы на стадии эксплуатации.

На предпроизводственной стадии изучаются потребности в продукции её свойства, разрабатываются конструкция изделий, технология их производства. Исходя из этого, на этой стадии выявляются резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции.

На производственной стадии происходит освоение новых изделий, затем осуществляется их массовое производство. На этой стадии количество резервов уменьшается, их величина снижается, так как проведение работ по созданию производственных мощностей, налаживание процесса производства и его коренное изменение невозможно без значительного оттока средств.

Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделий выявляются и используются в качестве резервов те изменения затрат ресурсов которые не затрагивают производственного процесса: улучшение организации труда; повышение интенсивности труда; сокращение простоев оборудования; экономия сырья и материалов.

На стадии эксплуатации объекта , включающей гарантийный и послегарантийный периоды, резервы зависят от качества выполненных работ при создании объекта.

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодичности проведения, объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры-вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.

По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация АХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.).

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сопоставительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изде-лия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

Смотрите также:

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...