К техническому компоненту педагогического процесса не относятся. Основные компоненты педагогического процесса: описание, принципы и функции

Введение

1 Понятие интеллекта

1.1 Определение интеллекта

1.2 Структура интеллекта

1.3 Теории интеллекта

2 Интеллектуальный потенциал личности

3 Оценка интеллекта

Заключение

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

1.2 СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

У Бине и Векслера интеллект - это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера.

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств - внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков. В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу.

1.3 ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.

Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых из них.

В первую очередь следует выделить теории, отстаивающие идею генетического объяснения интеллекта на основе учета как закономерностей его онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций (Ж. Пиаже), так и влияния социально-культурных факторов (Л. С. Выготский, М. Коул и С. Скрибнер и др.).

Статья предназначена, во-первых, для тех психологов, кому в работе приходится сталкиваться с понятием "уровень интеллекта человека" (например, проводя профотбор), во-вторых, для всех тех людей, которые любят в процессе общения делать поспешные выводы об интеллектуальном уровне своих собеседников.

Многие любят судить об интеллекте других людей. А некоторым это положено делать по долгу своей профессии (тем же психологам, например). Только вот как это сделать? Как понять, насколько человек, так сказать, «интеллектуален»?

Два высших образования у него? Замечательно! О-очень умный, наверное. А пойдёт, например, в лес за грибами, не дай бог заблудится - и всё, там и останется. И образования не помогут. А какой-нибудь деревенский пенсионер дядя Федя с образованием в четыре класса церковно-приходской - будет в этом же лесу чувствовать себя как дома. И кто в данном случае окажется умнее? С такой, житейской точки зрения?

Или другой пример. Поможет ли степень доктора наук (да в той же психологии, например) починить сломавшийся в пути автомобиль? А какой-нибудь Ваня из соседней дЯрЁвни (который слово "психология" меньше, чем с тремя ошибками не напишет) тут же подойдёт и разберётся в поломке, потому что с детства со всякой техникой возился. Так что интеллект - это понятие не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд...

А как-то услышал я о каком-то учёном (не помню фамилию), который в 26 лет стал самым молодым кандидатом наук в своё время. Прикинул я, что к чему. Значит, получается так. Закончил этот вундеркинд школу и пошёл в институт. Это нормально. Примерно в 22 года закончил институт, затем 4 года аспирантуры - и вот результат, в 26 лет кандидат наук. В армию он, конечно, не пошёл: на фиг надо, пусть дураки служат. Работать - тоже нигде толком не работал. Т.е., в свои 26 лет он кроме своего института в жизни ничего-то и не видел. Можно ли такого человека назвать УМНЫМ? Это ещё большой вопрос.

Но это всё было так, вступление. А теперь давайте подойдём к этому вопросу более серьёзно и с более научной точки зрения.

Что же такое интеллект?

Одним словом и не скажешь. Точнее - скажешь, конечно, но это будет слишком расплывчато. Ум. Разум. Рассудок. Вот что такое интеллект. Только вряд ли от этих слов что-то стало понятнее. В психологический словарь, конечно, можно залезть - но там тоже слишком общо всё представлено. А вот если с практической точки зрения? Если нужно нам определить, оценить уровень интеллекта человека? По каким критериям это сделать?

Привожу свои собственные выводы по этому вопросу. Сначала все эти критерии перечислю, потом разъясню подробнее.

Итак, в понятие «интеллект» входит:

    гибкость мышления;

    опыт (как в каком-то конкретном деле, так и жизненный опыт в целом);

    уровень образования;

    уровень общей эрудиции и знаний;

    внимательность;

    память человека;

    развитие некоторых личностных качеств;

    наличие живого ума, интереса к жизни, любопытства.

Если вы со мной в чём-то не согласились - подождите, я ещё не закончил. Сейчас объясню всё более подробно.

Под цифрой 1 у нас стоит гибкость мышления. Наверное, это основной критерий, по которому можно оценить интеллект человека. Психологи, исследуя продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий, способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. Сейчас объясню на человеческом языке. В типичном тесте на гибкость мышления испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования какого-то обычного предмета. Например, обычной авторучки. Понятно, что ей можно что-то написать или нарисовать. А кроме того, можно ей землю взрыхлить в цветочном горшке. В подростковом возрасте мы из ручек мундштуки делали. А при большом желании можно её и в качестве холодного оружия использовать. А собираясь куда-то в поход, можно на старую ручку ниток намотать про запас. Может быть, не самое удобное решение, но ведь можно же? Можно! Говоря более научным языком, гибкость мышления проявляется в условиях проблемной ситуации и заставляет человека выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта, а затем, переосмысливая их, решать возникшую проблему. Т.е. использовать предмет не по назначению.

И, конечно, гибкость мышления не распространяется только на выявление новых функций предметов. Гибкость мышления - это и наблюдательность, и умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, разглядеть за видимыми явлениями их скрытые причины, установить закономерности, и т.д.

Кроме того, гибкость мышления не стоит особняком, сама по себе. Она связана и со всеми остальными составляющими, которые были перечислены выше. Ведь чтобы найти в объекте другие стороны его использования - нужно иметь для начала хоть какой-то жизненный опыт и знания. Внимательность позволяет выявить какие-то мелочи и использовать их. Хорошая память дополняет опыт и знания: что толку изучать какие-то науки, если потом ничего не можешь вспомнить в нужный момент? Что касается личностных качеств, то, например, хитрость - это и есть та же самая гибкость мышления.

Как можно определить уровень гибкости мышления? Один из вариантов только что был описан: предъявить испытуемому какой-нибудь предмет и попросить назвать несколько ситуаций, в которых этот предмет можно применить не по его прямому назначению. Особенно нас интересуют нестандартные способы его применения. Другой вариант - нестандартные задачки. Знаете, такие бывают, с виду как математические, но обычными способами не решаются. Только здесь нужно не переусердствовать и не делать поспешных выводов о человеке. Если вы проводите какие-то мероприятия, например, по профотбору - то очень многое даст и наблюдение за испытуемым, а точнее, за его поведением в затруднительных для него ситуациях.

Но оставим гибкость мышления, потому что надо рассмотреть ещё и другие составляющие интеллекта.

Под 2-м и 3-м пунктами у нас стоит опыт и уровень образования. В сущности, и то и другое предполагает владение определённым количеством разнообразной ПОЛЕЗНОЙ (в отличие от следующего пункта) информации. А если это не просто опыт, а СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ опыт - то это ещё и какие-то практические навыки. Самый лучший вариант - это соединение образования и опыта. Образование - это теоретический фундамент, опыт - это использование теоретических знаний на практике. Когда после окончания вуза устраиваешься на работу по специальности - кажется, что все эти институтские знания бесполезны, настолько практика удалена от теории. Но это только на первый взгляд. Позже, когда выявляется острая нехватка практических знаний, зачастую снова обращаешься к тем же учебникам и много полезной информации там находишь. Но это всё так, к слову…

4-й пункт - уровень общей эрудиции и знаний. Т.е. это знания обо всём и ни о чём. Такие знания помогают разгадывать кроссворды, например. Но всё-таки иногда в жизни они могут пригодиться и с большей пользой. В основном (как лично мне кажется), с их помощью удаются аналогии. Например, вы хорошо знаете историю. Исторические знания сами по себе бесполезные в повседневной жизни, но могут вам помочь лучше понять, допустим, современную политическую ситуацию.

5-й и 6-й пункты - внимательность и память. Тут, по-моему, всё понятно, немного раньше я уже об этом говорил. А вот 7-й и 8-й пункты рассмотрим чуть подробнее. Какие ещё личностные качества, кроме упомянутой хитрости, можно отнести к интеллекту? Например, уверенность в себе и смелость. Каким образом, спросите вы? Представьте себе студента на экзамене, который в целом знает материал, но перепугался, переволновался и всё забыл или перепутал. Вывод преподавателей: тупой и безмозглый, двух слов связать не может. Это не так! - скажите вы. А я вам возражу. Почему, собственно, не так? Дело не сделано, поставленная цель (сдать экзамен) не выполнена, фактический результат деятельности равен нулю (точнее, двойке). Если оценивать деятельность этого студента с точки зрения конечного результата - да, тупой и безмозглый. А всё потому, что не хватило уверенности в себе, смелости, решительности, даже где-то (в меру) и наглости. Интересно, что эти качества проявляются не только в роли составляющих интеллекта, но и во многом являются его производной . Другими словами, та же смелость в нашем примере со студентом - это не только одна из ПРИЧИН высокого интеллекта, но одновременно и его СЛЕДСТВИЕ. Действительно, УМНЫЙ человек знает, что, в принципе, нечего бояться всех этих профессоров, особенно если ты хоть немного знаешь материал. Ну не такие уж они и страшные, чтобы перед ними трястись и заикаться. Т.е. умный человек усилием воли может подавить свой страх и своё волнение, настроиться на нужную деятельность и отбросить в сторону другие мысли. Он где-то слышал, что несколько глубоких вдохов помогают унять волнение. Применил - помогло. Основы саморегуляции это называется. А почему он всё это умеет? Почему он этому смог научиться, а другие нет? Да потому что он любопытный от природы, обладатель пытливого ума. Он никогда не пройдёт мимо какой-то более-менее полезной информации, ему всё интересно. В то время как кто-нибудь другой никаких интересов в жизни не имеет, кроме как пожрать-поспать-пивка попить, телек посмотреть, ну и ещё чего-нибудь, не будем подробности уточнять. Ну и откуда тут взяться интеллекту? Это вот то, что касается любопытства, живого ума, интереса к жизни и им подобных качеств.

Разумеется, всё это здесь написано коротко и поверхностно. При желании можно было ещё много чего приписать и много примеров привести.

Зачем я вообще написал эту статью?

Во-первых, может быть, хоть немного облегчу задачу тем, кто этот интеллект должен каким-то образом оценивать. Во-вторых, усложню задачу любителям оценивать интеллект в повседневной жизни, по нескольким первым словам собеседника. Не так всё просто! И вот вам живой пример.

В ходе моей трудовой деятельности (точнее сказать - служебной деятельности) мне доводилось общаться с самыми разными людьми, причём со всех концов России. И я подметил, что половина из них произносят слова - «позвОнишь», «позвОнят», вместо «позвонИшь», «позвонЯт». Многие бы уже сделали об этих людях выводы, что у них низкий уровень интеллекта, или как минимум ниже среднего.

Но почему, собственно? Ведь такое «неправильное» произношение для многих просто удобнее и привычнее! Но это даже не главное. ОТКУДА ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО ПРАВИЛЬНО, А ЧТО НЕПРАВИЛЬНО? Из словаря? А кто составил словарь? Да такой же человек, как и вы, как и я, как и они! Кстати, в разных словарях есть разные варианты произношения этого слова. И если вы произносите «звонИшь», то произносите тогда и «дружИшь», «варИшь», «дарИшь». Эти слова не я придумал, они тоже из словарей взяты и их тоже навязывали в разное время как нормы русского языка.

Ну, лично я (если кому интересно) слово «звонишь» произношу и так и так, а то будете думать, что я здесь свою точку зрения отстаиваю. Дело не в этом. Просто РАЗВЕ МОЖНО ПО ТАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА? А ведь оценивают же! И самое главное, кто оценивает? Люди, которым сказали, что «вот так правильно, а так неправильно», и они теперь как попугаи это повторяют, даже не пытаясь осмыслить. А такое «попугайство», знаете ли, далеко не признак высокого интеллекта. Так что, прежде, чем оценивать других - оцените-ка свой собственный интеллект для начала!

Если кто посчитает концовку статьи слишком резкой - прошу меня извинить: я не ставил себе цель кого-то обидеть, просто хотел заставить немножко задуматься.

Интеллект… В бытовом употреблении мы привыкли использовать это слово как синоним умственных способностей человека и редко задумываемся, сколько на самом деле в него вложено смыслов и оттенков значений, сколько научных теорий и подходов посвящено толкованию этого феномена.

Кто, например, сходу ответит, что такое вербальный интеллект? Как соотносятся мышление и интеллект, интеллект и способности?

А есть вопросы, над которыми многие, наоборот, наверняка задумывались неоднократно. Например, как повысить уровень интеллекта и можно ли вообще это сделать, если не слишком повезло с генетикой?

Объяснить, измерить, улучшить

Понятие интеллекта многогранно. В целом определение звучит так: относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Однако психология предлагает изучать эти способности с различных точек зрения. Так, в ряде концепций предпринята попытка рассмотреть творческие компоненты интеллекта (например, обоснованная гештальтпсихологами идея инсайта), а, скажем, сторонники социокультурного подхода считают его одним из результатов социализации.

Сейчас наиболее распространен взгляд на интеллект, появившийся в рамках прагматической психологии. Как считают ее последователи, он направлен прежде всего на успешное решение жизненных задач, приспособление к окружающей среде. Заслуга представителей такого подхода - определение интеллектуального уровня с помощью тестов. В начале прошлого века французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон впервые предложили методику измерения умственных способностей, и до сих пор психологическая диагностика интеллекта во многом основывается на их разработках.

Всем известен способ количественно оценить умственный уровень с помощью тестов на IQ (intelligence quotient). И хотя эта методика небезосновательно критикуется, тем не менее IQ сейчас служит универсальным показателем нормального и ненормального интеллектуального развития.

Так, показатель в пределах примерно 50-70 позволяет диагностировать нарушение интеллекта легкой степени, а данные ниже 50 - тяжелое нарушение интеллекта. А что такое интеллектуальное развитие нормального уровня, если давать ответ в таком же числовом измерении? Нормой признаны значения от 80 до 120 (столь широкий разброс объясняется большим разнообразием тестов).

Интересно, что у человека с нормальным IQ и творческие способности примерно того же уровня. А вот повышение показателя не говорит об аналогичном росте изобретательности. Дело в том, что творчество предполагает новые, неожиданные решения, а стандартный интеллектуальный тест, как правило, направлен на поиск одного, заранее заданного ответа.

От чего вообще зависит развитие интеллекта личности, и как можно на него повлиять? Ученые всего мира бьются над поиском ответа на этот вопрос, но пока полученные данные весьма неоднозначны. Кто-то говорит, что с генетикой не поспоришь, а кто-то считает, что повышение интеллекта любого ребенка можно обеспечить правильными условиями воспитания.

О том, как быстро и надолго повысить интеллект, тоже много спорят, хотя основные способы известны: осваивать новое, решать кроссворды и головоломки, не забывать о физических упражнениях… И да, тренировки мозгу нужны постоянные: прогресс теряется так же быстро, как наращивается.

Он бывает разным

Учитывая, как по-разному психология объясняет само понятие, логично, что и виды интеллекта, и его структура также не имеют однозначной научной интерпретации.

Структура интеллекта чаще всего включает три основных составляющих. Так, в ней традиционно выделяется фактор G (генеральный фактор, или фактор общего интеллекта) и фактор S (фактор специфических особенностей). Первый иллюстрирует способности к выполнению интеллектуальных заданий вообще, а второй показывает умение решать конкретные задачи.

Срединное положение между этими двумя уровнями занимают так называемые групповые факторы. Их наличие обосновывается тем, что можно сгруппировать схожие показатели, за которые отвечает одна способность. Английский психолог Тернстоун выделял более десятка групповых факторов, но признанными стали следующие семь из них:

  • Беглость речи.
  • Ассоциативная память.
  • Понимание слов.
  • Фактор оперирования числами.
  • Скорость восприятия.
  • Пространственное мышление.
  • Рассуждение и логика.

Интересна также теория, основоположником которой стал британский и американский психолог Реймонд Кеттел. Он говорил о том, что интеллект человека состоит из двух слоев: текучего и кристаллизованного.

Текучий закладывается генетически и определяет способности обучаться новому и решать текущие задачи; кристаллизованный - это устойчивая система накопленных знаний, которая обновляется в течение всей жизни человека. Текучий интеллект, как считается, достигает пика в ранней молодости, а с возрастом постепенно ослабевает.

Что касается видов явления, то здесь уместно вспомнить теорию, принадлежащую Ховарду Гарднеру. Изучая интеллект, он пришел к выводу, что существуют множественные его виды, а потому стандартное измерение интеллектуальных способностей в целом должно уступить место дифференцированному подходу. Эти виды таковы:

  • Логико-математический ().
  • Внутриличностный (способность четко осознать собственные чувства и желания).
  • Межличностный (понимание того, что значит та или иная эмоция другого человека).
  • Музыкальный (восприятие звуков и их различных характеристик (высоты, тона), чувство ритма).
  • Пространственный (способность представлять предмет в различных измерениях, визуально оценить его параметры).
  • Телесно-кинестетический (владение телом).
  • Лингвистический (связан с языком, речью, умением формулировать и связно излагать мысли).

По Гарднеру, все типы интеллекта равноценны, и лишь общество придает тому или иному большее значение, чем другим. Скажем, в современном мире высоко ценится умение оперировать числовыми данными и абстрактными категориями, владение речью и коммуникабельность.

Следовательно, в школе успешными считаются дети, у которых преобладает лингвистический, межличностный и логико-математический виды интеллекта. Однако, к примеру, тот, кто мечтает стать танцором, скорее будет озабочен тем, как развить интеллект другой - телесно-кинестетический и музыкальный, будущему архитектору понадобится пространственный тип и так далее.

Разум и чувства

Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом - тех, кто рядом. Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях - значительно меньше.

Так, результаты исследования австрийских психологов свидетельствуют, что люди, обнаруживающие признаки высокого интеллекта такого рода, часто проявляли склонность к нарциссизму и манипулированию окружающими. Таким образом, высокий интеллект эмоционального типа становится поистине взрывоопасной смесью в сочетании с карьеризмом.

И действительно, людям, читающим коллег (а главное - начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.

Вот и получается, что нужно думать не только о том, как развить эмоциональный интеллект, но и о том, как уберечься от опасностей, которые таит в себе эмоциональная компетентность. Автор: Евгения Бессонова

от лат. intellectus – разумение, познание). В истории философии понятие И. встречается гл. обр. в идеалистич. системах для обозначения "чистой", активной силы мышления, принципиально отличающейся своим творч. характером от пассивных чувственных форм познания. Эта сила, или способность, трактовалась как исключит. особенность, характеризующая разумное существо, человека. В идеалистич. системах психологии И. как особая разумная способность обычно противопоставлялся двум другим силам души – чувству и воле. В домарксистской философии проблема И. играла важную роль, поскольку с понятием И. связывались сущность и специфика человека. Диалектич. материализм не выделяет И. как гносеологич. категорию, отличную от понятия мышления. Им было доказано, что мышление не является некоей изначальной способностью души, а есть функция мозга, к-рая возникла и развилась в результате формирующего воздействия на человека общественно-трудовой деятельности. В свете этой теории получили объяснение происхождение и развитие способности мышления. Тем самым мышление потеряло признак исключительности, к-рым его наделила историко-философская и психологич. традиция и к-рый получил отражение в содержании понятия И. В ходе преодоления идеалистич. трактовки мышления диалектич. материализм фактически перестал пользоваться термином "И." как особым понятием. Классики марксизма в филос. произведениях, посвященных вопросам теории и истории познания и мышления, термин "И." не употребляют. Поскольку в марксистской лит-ре встречается это слово, оно употребляется как синоним понятия мышление. В др.-греч. философии понятию И. ближе всего отвечает термин???? (см. Нус), в идеалистич. интерпретации Платона и нек-рых последующих философов. Согласно Платону, нус – это то, что отличает человеч. душу от животной. Платон различает в душе человека интеллектуальную способность, направленную на понятийное содержание вещей (к-рым они причастны к идеям), и чувственное восприятие. Нус (И.), по Платону, является творч. началом, надындивидуальным по природе, приобщающим человека к божеств. миру. Это воззрение в принципе разделяет и Аристотель, расходясь с Платоном в толковании источника и характера понятийного содержания вещей. Последнему в философии Аристотеля отвечают формы, к-рые воспринимаются "пассивным" И. (???? ?????????). Этот И. – преходящий, смертный. Но человеч. душе свойствен также "активный" И. (???? ?????????) – духовная сила осуществления форм, сила мышления, актуализирующая мысли "пассивного" И. (см. "О душе" III, 5). Эти актуализирующие качества "активного" И. сближают его с энтелехией и поэтому являются в абсолютном выражении определением бога. "Активный" И. – непреходящее, бессмертное начало человеч. души. В концепциях И. у Платона и Аристотеля обнаруживается понимание в идеалистически превратном виде того факта, что идеальное как отражение всеобщего есть результат не созерцания, а специфически человеч. деятельности. Поэтому для них И. есть сила, определяющая человека. Рассматривая силу знания как силу творения, Платон и Аристотель сформулировали основу идеалистич. понимания И., влияние к-рой ощутимо на всем протяжении развития идеализма. В неоплатонизме и гностицизме платоновская концепция И. была интерпретирована в мистич. духе учением об эманации, в к-ром И. рассматривался как первая ступень нисхождения (истечения) мира из единого, "неизреченного" начала. И. есть средоточие сверхчувств. идей – действующих сил "истинного бытия" (Плотин, Василид). В ср.-век. философии понятие И. занимает одно из центр. мест. Это объясняется тем, что идеалистич. учение о творящей силе разума в церк. философии получает буквальное, теологич. истолкование. Концепция И. в философии средних веков проходит три этапа развития. У арабов (Ибн Сина, Ибн Рошд) и в ранней схоластике (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) понятие И. строится под явным влиянием неоплатонич. учения об эманации божеств. И. в мир вещей. Для периода расцвета схоластики (12–13 вв.) характерны отказ от теории эманации и обращение к теологически истолкованному учению Аристотеля о форме как энтелехии. В этом обнаруживается стремление ограничить значение И. в познании и подчинить его вере, откровению. Так, уже представители мистич. течения в католицизме Бернар Клервоский и Гуго Сен-Викторский противопоставляли познание посредством И. познанию посредством откровения как низшие и высшие виды познания. Во взглядах Гильома из Оверни (ум. 1249), Альберта фон Больштедта и Фомы Аквинского И. из общемирового начала превращается в способность души человека, а именно – в образ бога в душе. Своеобразие ср.-век. реализма в интерпретации Фомы Аквинского состоит в том, что общее как таковое, как "истина в боге", хотя и признается первичным, первой реальностью, но И. познает его не непосредственно, а через посредство познания общего (видовых понятий, форм) в вещах. Благодаря этому И. может переходить к дискурсивному (рассудочному) познанию. Наконец, поздняя схоластика вообще пришла к отрицанию реальности общих понятий и потому стала рассматривать И. уже только как пассивное познават. свойство души (Иоанн Дунс Скот). Поэтому И. был совершенно исключен как орган познания бога, к-рое целиком осталось за верой. В философии Возрождения и нового времени вопрос о природе И. был областью, в к-рой дольше всего держались представления, заимствованные из ср.-век. философии. Николай Кузанский рассматривал И. как наивысшую духовную силу, проникающую к сверхчувств. истинам и единству противоположностей, Дж. Бруно усматривал "первый И." в идее "всего". Даже у родоначальника материализма нового времени Ф. Бэкона И. есть сила разумной души, к-рая, в отличие от чувственной души, не может быть предметом науч. познания, а относится к области теологии, хотя наука в полную меру пользуется И. как орудием науч. познания. Гассенди также проводит различие между чувств. и разумной душой и рассматривает И. как способность последней образовывать абстракции. Преодоление этих ср.-век. влияний связано с характерным для бурж. философии 17–18 вв. радикальным изменением методологич. центра: противопоставлением теоцентрич. методу схоластики антропоцентризма в теории познания. Она получила отчетливое выражение в господствовавшей в философии нового времени концепции И. как "естественного света" (Lumen naturalis), согласно к-рой И. есть природная способность человека к постижению сущности вещей, являющаяся врожденным орудием познания. Очень ясно эта концепция выражена в рационализме 17 в., в частности у Спинозы. Человека Спиноза понимает как "мыслящую вещь", к-рая по своей природе производна по отношению к двум атрибутам природы (иначе – бога, субстанции) – протяжению (тело) и мышлению (душа, разум). Единство тела и души обусловлено единством природы. Поскольку, т.о., разум не есть ни психич. способность индивида, ни особый нематериальный дух, понятия разума и И. в философии Спинозы совпадают. И. обладает идеями от природы. Подобно тому, как люди с помощью природных способностей (являющихся, так сказать, естеств. орудиями) создают более совершенные орудия труда, "... так и разум природной своей силой создает себе умственные орудия..., от которых обретает другие силы для других умственных работ..." (Спиноза Б., Трактат об усовершенствовании разума..., др. перевод: "Трактат об очищении интеллекта", по-латыни: "Tractatus de intellectus emendatione", см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 329). Спиноза рассматривает также и чувства, волю, желания, любовь – вообще весь мир аффектов как производный по отношению к И. В истинном познании сливаются определения как И., так и чувств. влечений и моральных чувств. Это единство познания и морали выражено у Спинозы в понятии "интеллектуальной любви к богу" (amor dei intellectualis). Хотя в вопросе о природе познания рационалисты распадались на идеалистов (Декарт, Лейбниц) и материалистов (Спиноза, Де Руа), однако они были согласны в трактовке И. как врожденной природной способности человека. Эта идея была точкой схождения и в принципиальном теоретико-познават. споре между рационализмом и сенсуализмом в 17–18 вв. Рационалисты признавали высшей формой познания т.н. интеллектуальную интуицию, в то время как сенсуалисты считали источником познания ощущения. Однако уже у Гоббса И. рассматривается как "естественный свет". Локк, к-рому принадлежит классич. формула сенсуализма "nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu" ("нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях"), усматривал в И. особую способность ассоциации идей, к-рая пассивна при восприятии простых идей и активна в качестве способности особого рода при их сопоставлении, соединении, отвлечении и сравнении, благодаря к-рым, по Локку, образуются сложные идеи. У Юма эта мысль получила последовательно-идеалистич. завершение: И. изолирован от чувств. опыта и направлен только на отношения идей. Именно вопрос о природе И. стал пунктом отклонения от материализма как у рационалиста Декарта, так и у сенсуалиста Локка. Последовательно-материалистич. сенсуализм свойствен лишь франц. материалистам 18 в. Поэтому они и не пользуются понятием И., обремененным идеалистич. грузом, но предпочитают говорить об уме, мышлении. Кант принципиально отверг постановку вопроса как рационалистов, так и сенсуалистов об И. как способности познания. Поскольку, согласно Канту, рассудок не есть способность познания мира, а только форма логич. организации чувств. опыта, объективное знание о мире недоступно. Такое знание, с т. зр. Канта, обладало бы творч. силой. Кант называет его интеллектуальной интуицией, или intellectus archetypus (см. "Критика способности суждения", СПБ, 1898, § 77, с. 301). Этот И. есть орган познания вещей в себе. Полагая, что объективное их познание, т.е. творение, возможно только для "всеведущего существа", а следовательно, что ему только присущ всеобщий И., Кант считает возможным для человека обладание частным И. в "нравственном сознании" – основании веры в бога и телеологич. понимания мира. Преодоление кантовской вещи в себе у философов классич. нем. идеализма шло по пути развития идеалистич. диалектики. В субъективно-идеалистич. философии Фихте само "Я" (активность мышления) порождает объект мысли, т.е. то, что Кант обозначал как вещь в себе. Этот акт, к-рый Фихте называет дело-действие (Tathandlung), есть интеллектуальное созерцание. Шеллинг под интеллектуальной интуицией понимал особый орган познания (свойственный только филос. или художеств. гению), к-рый есть непосредств. созерцание И. предмета как единства противоположностей. Развитая Шеллингом философия тождества субъекта и объекта привела его в конечном счете к иррационалистич. пониманию И. как мифологизирующей силы откровения. Для Гегеля И. (интеллигенция) есть момент развивающегося духа. В гегелевской теории духа и его составной части – И., преодолевается шеллингова иррационалистич. трактовка диалектич. идеи единства (тождества) субъекта и объекта. Гегелю удалось, рассматривая диалектику как движение самого предмета, открыть важные диалектич. характеристики теоретич. мышления, к-рое он под названием "интеллигенция" рассматривает в "Философии духа" как составную часть субъективного духа, а именно – как "теоретический дух". Поскольку для Гегеля дух есть действительность, он проводит различие между сознанием, для к-рого объект остается внешним, и интеллигенцией, к-рая постигает "разумную природу" объекта и "...преобразует таким путем одновременно и субъективность до формы объективной разумности" (Соч., т. 3, М., 1956, с. 242). В этом преобразовании знание из формального становится конкретным и тем самым – познанием истины. Т.о., Гегель развил идеалистич. диалектику восхождения от абстрактного к конкретному. Это понимание диалектики познания привело его также к выводу, что интеллигенция ограничена субъективным, теоретич. духом, к-рый на пути к истине выходит в объективность, в практику: в формы социального бытия, к-рые суть формы объективного духа. Т.о., в идеалистически извращенном виде Гегель в своей теории духа представил диалектич. соотношение теоретич. познания (интеллигенции) и практики. Последующее развитие бурж. концепций И. не только не продолжает гегелевской диалектики, но отмечено явными признаками деградации. В основном оно сводится к двум направлениям: иррационалистич. и волюнтаристскому (Шопенгауэр, Бергсон, Э. Гартман, В. Вундт и др.) и биологизаторскому, рассматривающему И. только как биологич. функцию (Спенсер, прагматизм). При всем внешнем различии этих концепций им обеим свойственно субъективистское толкование И., отрицающее за ним функции отражения и рассматривающее его как нек-рую частную способность приспособления. Как проблема экспериментальной психологии И. был выдвинут только в конце 19 в. Эббингаузом (см. "Zeitschrift f?r Psychologie", 1897, XIII, S. 401). В нач. 20 в. франц. психологи Бине и Симон предложили определять степень умств. одаренности посредством спец. тестов количеств. способом (определение т.н. IQ – Intelligence quotient). Их работами было положено начало широко распространенной и до настоящего времени в буржуазной психологии прагматистской трактовке И. как понятия о такой способности личности, к-рая зависит от культурного уровня индивида и способствует его жизненному успеху. Особенно большое сочувствие и распространение это направление в исследовании И. получило в США. Торндайк, напр., определил И. с позиций бихевиоризма как способность к хорошим реакциям с т. зр. истины. Спирмен предложил теорию "двух факторов", в к-рой характеризовал И., с одной стороны, как некую общую (general) энергию мозговой коры, а с др. стороны – как какую-то особую (special) форму выявления этой энергии, выражающуюся в виде к.-л. интеллектуальной одаренности. Разработанная на этой основе система статистич. обработки данных обследования при помощи тестов дала множество модификаций методик (Burt, T. Kelley, H. Hottelling, L. Thurstone, и др., см. J. P. Guilford, The structure of intellect, "Psychol. Bull.", 1956, v. 53, No 4), на к-рых выросли совр. теория и метод исследования И. в зап. психологии – факторный анализ. Клапаред, Штерн и др. определяли И. как психич. способность приспособления (биологич. по природе) к новым условиям. Для Бюлера и Келера это определение слишком широко и не вскрывает специфич. особенности И. – структурирования ситуации. Они определяют И. как "неожиданное понимание" ("ага"-переживание), внезапно вносящее логич. структуру в ситуацию, требующую от субъекта определ. решения (см. Инсайт). Пиаже, выдвинувший оригинальную теорию И., рассматривает И. в связи с проблемой приспособления. Но последнее он трактует как постоянно возобновляющийся процесс, вызываемый нарушением равновесия между организмом и окружающим миром. Природа И., по Пиаже, двоякая – биологическая и логическая. Он есть высшая форма духовного приспособления к среде, поскольку в нем преодолеваются непосредств. и мгновенные приспособления путем организации стабильных пространств. и врем. логич. структур. По составу И. как деятельность структурирования есть система жизненных, активных операций. В этой концепции И., включающейся в разработанную систему психологич., логич. и гносеологич. взглядов Пиаже, осн. недостатком является трактовка субъекта (человека) и его деятельности в общем в биологич. плане, в результате чего психика наделяется только имманентными характеристиками, а И., соответственно, оказывается понятием, детерминированным онтогенезом индивида. В зоопсихологии под И. (или "ручным мышлением") высших животных понимаются такие доступные гл. обр. обезьянам реакции, к-рые характеризуются внезапностью решения задачи, легкостью воспроизведения раз найденного решения, переносом его на ситуацию, несколько отличную от исходной, и, наконец, способностью решения "двухфазных" задач (в т.ч. с применением "орудий"). Определение этих способностей животных понятием И. оправдывается тем, что в них действительно наличествуют признаки, отличающие черты преемственности в филогенезе между психикой животных и мышлением человека. В сов. психологии понятие И. употребляется гл. обр. в теории индивидуально-типологич. особенностей развития личности (см. Б. М. Теплов, Ум полководца, в кн.: "Проблемы индивидуальных различий", 1961, с. 252–343). Лит.: Mейман Э., Интеллигентность и воля, пер. [с нем., M.], 1917; Пиорковский К., Человеческий интеллект, пер. с нем., Берлин, ; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959, с. 184–93; B?ge К., Eine Untersuchung ?ber praktische Intelligenz, Lpz., 1926; Spearman С., The nature ot intelligence and the principles of cognition, L., 1927; ?iaget J., La psychologie de l´intelligence, P., 1947; Кumria R. R., Intelligence, its nature and measurement, 2 ed., Jullundur city, ; ?ofst?tter P. R., Psychologie, Fr. M., 1957. M. Туровский. Москва.

В связи с тем что разнообразные технологии в настоящее время активно развиваются, в данном обзоре стоит поговорить о том, что такое интеллект.

Вряд ли какой-нибудь человек может сообщить другим, что он недостаточно развит в интеллектуальном плане. Согласитесь, что все мы считаем себя умными. Но это вовсе не означает, что к данному вопросу нет интереса. Скорее даже наоборот, интерес есть, и многие если не пытаются развивать интеллект, то по крайней мере хотят сохранить его на возможно большее время.

Что же скрывается под этим термином?

Итак, Под этим словом понимается совокупность некоторых человеческих способностей, благодаря которым становится возможным разумно мыслить, обрабатывать информацию, усваивать различные знания и применять их в практической области. Вот что такое интеллект. Определение такого плана кажется понятным любому из нас, но почему-то от этого не становится легким его описание.

Важные составляющие

Какие процессы являются составляющими? Развитие интеллекта опирается в большей степени на и начинается с момента рождения человека. Напомним, что к познавательным процессам относятся восприятие, память, мышление и воображение. В этой цепочке важно учитывать, что многое зависит от внимания. Его отсутствие не позволит человеку воспринимать, мыслить и запоминать.

Если говорить о памяти, внимании и восприятии, то они развиваются постоянными волнами, то ускоряя, то замедляя темп. Это зависит от того, как активно их использует сам человек. Здесь можно почерпнуть некоторые детали для развития человеческого интеллекта. Постоянно нагружая свою память и внимание, при этом выстраивая цепи логических умозаключений, привлекая к себе всегда новые ощущения и расширяя зоны своего восприятия, мы поддерживаем, таким образом, в активном состоянии свои умственные способности и интеллект.

Одной из самых ярких составляющих, которая может помочь ответить на вопрос что такое интеллект человека, является осведомленность. Допустим, есть талантливый человек, который смог вполне успешно реализовать себя, став профессионалом в какой-то области. Этот человек понимает и умеет очень многое в своей специализации. Но при этом он может не быть настолько же осведомленным в какой-нибудь другой области, но никто не назовет его неинтеллектуальной личностью. Если вспомнить Шерлока Холмса, то он даже не знал, что Земля движется вокруг Солнца.

Поэтому наша обязанность как людей заключается в постоянном расширении своей осведомленности, познавании нового. Нам необходимо проявлять интерес к различным областям деятельности. Тогда наш ум не будет останавливаться в развитии, и мы станем людьми с высоким уровнем интеллекта. Под конец обзора данного аспекта разума, можно привести одно из изречений Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

в развитии

Каждый из вышеперечисленных процессов в той или иной степени определяет, что такое интеллект. Он обязательно должен развиваться в той или иной степени, и в определенные периоды процесс познания проистекает очень быстро, а человек делает огромный рывок в своем развитии. Психологи называют такой

Младенцам такой рывок предоставляют ощущения. Дети прислушиваются и внимательно рассматривают окружающее их пространство, трогают предметы, пытаются попробовать на вкус все, что увидят. Благодаря этому у ребенка складывается самый первый опыт и формируются первичные знания.

Для воображения сенситивным периодом будет являться Наверняка, многие замечали, что дети в 5-6 лет довольно сильно и много фантазируют на различные темы. А все мыслительные процессы интенсивно развиваются в школьном возрасте.

Детский разум

Также есть один удивительный факт, который не захотят услышать многие отцы. Интеллект ребенка передаётся ему от матери, так как ген интеллекта происходит от Х-хромосомы. Это говорит нам о том, что умные дети должны рождаться в браке и интеллектуально развитой женщиной.

Но, естественно, дело тут не только в генах. Существуют и другие факторы, которые определяют уровень интеллекта. К примеру, среда, в которой ребенок будет находиться, воспитание, а в самом начале — стимуляция его активности.

Хорошая новость заключается в том, что эти факторы модифицируются и не предполагают влияния наследственности. Отсюда вытекает то, что даже если вы не имеете «необходимых» генов, можно присмотреться к модифицируемым факторам развития. Может быть, они смогут помочь вам развить интеллект ребенка.

Чтобы в полной мере ответить на вопрос о том, что такое интеллект, нужно рассмотреть его основные виды. С ними мы сталкиваемся в повседневной жизни, часто слышим названия и в этой статье постараемся разобраться в некоторых из них.

Эмоциональный интеллект

Что такое Под этим термином подразумевается способность понимания, определения, использования и в конструктивном и позитивном направлении для того, чтобы снять стресс, эффективно общаться с окружением, сопереживать другим, постоянно преодолевая трудности и конфликты. Этот интеллект имеет влияние на разные стороны повседневной жизни. К примеру, на то, как вы ведете себя или взаимодействуете с другими людьми.

При высоком эмоциональном интеллекте вы можете признавать свое собственное состояние и состояние других людей, взаимодействовать с ними, опираясь на эти данные, и таким образом привлекать их к себе. Также можно использовать эту способность для формирования здоровых отношений с людьми, достижения успеха на работе и просто для того, чтобы иметь более позитивное отношение к окружающим.

Создание искусственного разума

Стоит упомянуть о том, что такое искусственный интеллект. Самые первые работы, посвященные ему, появились сразу после Второй мировой войны, а сам термин приобрел известность в 1956 году. Искусственный интеллект по значимости ставят в один ряд с молекулярной биологией. И все-таки, что такое искусственный интеллект? Это направление в науке, которое зародилось в тот момент, когда началось создание компьютеров (как их раньше называли, «интеллектуальных машин») и компьютерных программ. Искусственный разум присущ не человеку, а машинам. Сейчас словосочетание подобного характера можно услышать очень часто при покупке таких вещей, как автомобиль, смартфоны и т. д.

Что собой представляет социальный разум

Рассмотрим, что такое социальный интеллект. Его способность заключается в правильном понимании поведения людей. Он нужен для наиболее эффективного общения и успешной адаптации в социуме. Изучением такого интеллекта занимаются специалисты в области психологии.

Практические аспекты разума

Если рассматривать, что такое интеллект в психологии, то становится очевидной её связь с управлением. Это ещё называют практическим интеллектом. Он довольно долго находился вне зоны исследований, ибо считался излишне агрессивным, низшим и простым типом, не заслуживающим внимания. Трудность его исследования заключается в том, что все эксперименты, связанные с ним, не могут проходит в лаборатории и должны анализироваться в естественных условиях. Практический интеллект во многих областях превосходит теоретический, но обладает некоторыми уникальными особенностями.

«Шевелить извилинами», или мыслить, — ещё одна задача нашего разума. В наше время информационных технологий мы всегда сталкиваемся с огромным потоком информации. Сегодняшние технологии дали нам новые виды деятельности и незнакомые технические средства. Поэтому не стоит бояться изучать все технические новинки и быть постоянно в курсе их выхода на рынок. Если вы стремитесь развивать интеллект, то ни при каких обстоятельствах нельзя замыкаться в ограниченной среде уже освоенных приспособлений и материалов.

Вербальный интеллект

Что такое вербальный интеллект? Это способность анализировать и синтезировать речевые суждения, вникать в смысл слов, иметь богатую смыслово-понятийную базу. Сейчас многие с интересом занимаются изучением иностранных языков. Это прекрасная методика развития своей памяти.

Здесь вам и припоминание, и запоминание, и узнавание. Память обладает именно этими процессами воспроизведения. Поэтому, если они постоянно в рабочем состоянии, то эффект забывания практически исчезает. Изучение языков помогает развить вербальный интеллект, в частности, способность оперирования вербальным материалом.

Какими же способами можно развить свой разум?

Стоит позволить своему воображению работать так же активно, как оно работало в детстве. Возможно, у вас есть талант к сочинительству, который просто дремлет и ещё не проснулся. Напишите пару рассказов или стихов. Пофантазируйте на тему своих будущих планов, но при этом не стоит ограничиваться, какими-то определенными рамками. Также полезным будет общение с детьми, ибо опыт в фантазиях сразу восстановится. Несомненно, лучшими учителями в области воображения можно назвать детей.

Восприятие может развиваться только при условии, что вы будете пользоваться несколькими каналами: слуховым, тактильным, вкусовым, обонятельным и зрительным. Если вы будете задействовать все рецепторы, то восприятие и запоминание окружающего мира будет очень легким и интересным. Именно поэтому огромные впечатления приносят путешествия. День за днем путешественники запоминают множество различных деталей, которые они смогут рассказать своим внукам. А все из-за того, что путешествуя, мы рассматриваем все через широко открытые глаза, слушаем новые звуки, вдыхаем ароматы неизвестных местностей и получаем неимоверно огромное количество новых ощущений.

Но даже не путешествуя, можно активизировать свои каналы восприятия простыми и доступными способами. Это поход на приятный массаж, простая вечерняя прогулка по парку, посещение разнообразных художественных выставок и регулярные физические упражнения. Даже если просто готовить новые блюда каждую неделю, вы будете благоприятно влиять на развитие своего восприятия.

Волшебный список, который поможет развивать интеллект на протяжении всей жизни

1. Повышайте свою осведомленность в чем-либо как можно чаще: наблюдайте, интересуйтесь, узнавайте.

2. Задействуйте память максимально: учите стихи и рассказы, запоминайте новые слова и будьте открыты к изучению новых языков.

3. Постоянно загружайте свои мыслительные процессы: проводите анализ, обобщайте информацию, решайте задачи, находите причинно-следственные связи во всем, что интересно.

4. Открывайтесь новым технологиям: изучайте новинки технических средств, возможности Интернета и способы своей реализации в нем.

5. Делайте себе подарки в виде новых ощущений: ночные и дневные прогулки, спортивная деятельность, новые, еще неизведанные ранее блюда, путешествия. Все это сможет помочь.

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...