Конспект занятия н а федосова осенние странички. Конспект занятия в группе раннего развития (подготовка к школе) по программе Н.А.Федосовой "Преемственность." Курс развивающих занятий "От слова к букве."
Проект Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере - это творческий, межпредметный проект, охватывающий всех учеников пятых и шестых классов под руководством Шапошникова Н.Е и Матвеевой В.В.. В этой работе взаимодополняли друг друга художественный труд, изобразительное искусство и технология. Реализация проекта учебный год. Результатом его стала выставка работ учащихся.
· Познакомиться с классификацией отраслей декоративно- прикладного искусства; · Познакомиться с народными промыслами; · Освоить различные техники выполнения предметов декоративно-прикладного творчества. Цель проекта: Задачи проекта: · Придумать формы и способы изготовления из разнообразных материалов художественных изделий для интерьера дома; Придумать конструкции украшений и предметов для дома, изготовленных из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании; · Сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем сами предметы украшения интерьера; · Выпустить рекламный буклет о проекте.
Ход учебного проекта: 1-й этап. Рабата с учителем для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке "" Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере"". Поставили цели и задачи реализации проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.
На первом этапе дети определились, какие предметы интерьера они будут делать: 1. Посуда: тарелки, фужеры 2. Декоративные панно 3. Настенные пеналы для карандашей, бумаги и т.д. 4.Обереги 5. Игрушки 6.Разделочные доски Для этой цели были выбраны различные техники декоративно-прикладного творчества: 1. Витражная роспись 2. Батик 3. Декупаж 4. Орнаментальная роспись 5. Квиллинг 6. Торцевание 7. Роспись народных промыслов (гжель, мезенская, фелимоновская)
В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Цели и задачи программы
- Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
- Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
- Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
- Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
- Познакомить с различными видами декоративной росписи.
- Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
- Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
- Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.
Примерный тематический план
1 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Беседа о декоративно прикладном искусстве |
||||
Виды и структуры орнаментов. |
||||
Стилизация природных форм. |
||||
2 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Работа с природными материалами. |
||||
Рельефы из бумаги. Конструирование. |
||||
Шрифтовая композиция. |
||||
3 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Папье-маше. |
||||
Работа с бисером. |
||||
Мозаика из яичной скорлупы. |
||||
Роспись по ткани. |
||||
4 класс (34 часа )
1 класс (34 учебных часа)
В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.
Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.
Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.
Занятие 2. Виды и структура орнаментов.
Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.
Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.
Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.
Материал: фломастеры, бумага.
Занятие 3. Стилизация природных форм.
Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.
Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.
Материал: глеевые ручки, бумага.
Занятие 4. Народные художественные промыслы.
Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.
Цель: знакомство с художественными промыслами России.
Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.
Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.
Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.
Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.
Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.
Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.
Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.
Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.
Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.
Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.
Занятие 7. Работа с природными материалами.
Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.
Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.
Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.
Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.
Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.
Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.
Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.
Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
2 класс (34 учебных часа)
Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.
Занятие 1. Работа с природными материалами.
Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.
Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.
Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.
Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.
Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.
Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.
Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.
Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.
Материал: бумага, ножницы, картон, клей.
Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.
Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.
Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.
Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.
Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.
Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.
Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.
Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.
Занятие 5. Шрифтовая композиция.
Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.
Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.
Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Занятие 6. Коллаж.
Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.
Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.
Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.
Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.
Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.
Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.
Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.
Материал: бумага, ножницы.
3 класс (34 учебных недели)
В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.
Занятие 1. Папье-маше.
Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.
Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.
Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.
Занятие 2. Работа с бисером.
Плетение элементов. Практическая работа.
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.
Материал : бисер разных цветов, проволока.
Занятие 3. Мозаика из яичной скорлупы.
Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.
Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.
Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.
Материал: скорлупа, клей, картон.
Занятие 4. Роспись по ткани.
Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.
Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.
Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.
Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.
Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.
Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.
Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.
Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.
Материал: бумага, картон, ножницы, клей.
4 класс (34 учебных недели)
В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы четырехлетнего обучения создают самостоятельную работу с применением изученного материала.
Занятие 1. Мозаика.
Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.
Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.
Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.
Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.
Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.
Задача: Решение композиции плаката.
Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.
Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.
Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.
Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.
Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Занятие 4. Итоговая работа.
Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.
Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.
Материал: по выбору учащихся.
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
- Виды декоративно-прикладного искусства.
- Уметь стилизовать природные формы.
- Работать с различными материалами и в разных техниках.
- Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
- Различать и узнавать виды художественных промыслов.
- Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
- Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
- Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
- Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
- Уметь применять полученные знания на практике.
Список литературы
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
- Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
- Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
- Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
- Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
- Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
- И. А. Дворкина , Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
(подготовительная к школе группа)
Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
Срок реализации: сентябрь – декабрь
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цели:
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с народными промыслами.
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
Учить понимать образный смысл загадок.
Закрепить умение сочетать движения и речь.
Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
Учить использовать растительные элементы.
Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Воспитывать эстетические и этические чувства.
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
Развитие познавательной активности детей.
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Планируемые результаты проекта:
Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Схема реализации проекта
Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Ознакомление с окружающим
Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.
Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
Развитие речи
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
Заучивание стихов.
Загадывание загадок.
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
ФЭМП
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
Ориентировка в пространстве.
Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Изобразительная деятельность
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».
Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
Посуда «Гжель».
Музыкальное воспитание
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
Частушки;
Парный танец.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта:
Деятельность детей
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
Деятельность детей
1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).
2. Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1. Практическая помощь.
Деятельность детей
1. Используют иллюстрации.
2. Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация.
Деятельность педагога
1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».
2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».
3. Презентация проекта: музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».
Деятельность детей
1. Готовят костюмы.
2. Рассказывают о народных промыслах.
3. Читают стихи.
4. Загадывают и отгадывают загадки.
5. Исполняют песни, частушки, танцы.
6. Водят хороводы.
7. Играют в народные музыкальные игры.
5 этап . Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы.
1. Постановка новой проблемы.
2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
Деятельность детей
1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
Чтение и заучивание стихов.
Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
Рассматривание иллюстраций.
Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.
Изготовление поделок, картин.
Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 000 «Журавушка» комбинированного вида»
ПРОЕКТ
на тему:
Выполнили: ,
Новосибирск 2015 г.
ПРОЕКТ
на тему:
«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»
Воспитатели МКДОУ д/с № 000 «Журавушка»: ,
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно-практический.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
База проекта: МКДОУ д/с № 000 «Журавушка».
Срок реализации: 2 месяца.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями.
К сожалению, сейчас появляются попытки навязать новому поколению другую историю развития нашего государства. В России совсем иная культурная традиция, которая основывается на любви и доброте. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Цель проекта: увеличить объем знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Образовательные:
1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;
2. вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Воспитательные:
1. воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
2. воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.
- Развивающие:
1. развивать технические умения и навыки кистевой росписи;
2. развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;
3. активизировать тематический словарь.
Интегрированные образовательные области:
· социально-коммуникативная;
· познавательно-речевая;
· физическая;
· художественно-эстетическая.
Ожидаемые результаты проекта:
· На уровне ребенка:
1. знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;
2. умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
3. развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.
· На уровне педагога:
1. подготовка к презентации проекта;
2. выставка рисунков и поделок детей группы №5 «Подснежник»;
3. развлечение «Ярмарка».
· На уровне родителей:
· консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
Виды деятельности:
- Игровая деятельность
:
1. дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок», «Сложи игрушку», « Пазлы», «Собери матрешку»,
лото «Народные промыслы» и т. п.
народные подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Горелки»
2. ознакомление с окружающим миром.
- Беседы:
«Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и дымка», «В гости к дымковской игрушке», «Расписные матрешки» Развитие речи:
1. активизировать словарь: матрешки, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т. п.
- Художественная литература:
1. чтение стихотворений, сказок, народного фольклора о декоративно-прикладном искусстве;
2. загадывание загадок;
3. заучивание стихов, потешек.
- ФЭМП:
1. ориентировка в пространстве;
2. ориентировка на листе бумаги;
3. умение складывать из частей целое.
- Изобразительная деятельность:
1. раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;
2. рисование элементов дымковской, хохломской и гжельской росписи;
3. роспись дымковской лошадки.
- Лепка:
«Дымковская лошадка». Музыкальное воспитание:
2. исполнение танца «Танец с платками».
3. игра на ложках.
· Физическая культура: гимнастика, народные игры.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап.
· Деятельность педагога:
1. ввести детей в игровую ситуацию;
2. сформулировать проблему;
3. определить задачи и продукт проекта.
· Деятельность детей:
1. вжиться в игровую ситуацию;
2. осознать проблему;
3. принять задачи проекта.
2. Организация работы над проектом.
· Деятельность педагога:
1. помогать в решение задач;
2. помогать планировать деятельность и организовать ее;
3. провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
· Деятельность детей:
1. объединение в группы (гжель, матрешки, дымка, хохлома).
3. Практическая деятельность.
· Деятельность педагога:
1. практическая помощь;
· Деятельность детей:
1. использовать иллюстрации;
2. работать над рисунками и поделками.
4. Презентация.
· Деятельность педагога:
1. выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;
2. совместная деятельность воспитателя и детей «Ярмарка».
· Деятельность детей:
1. готовить костюмы;
2. рассказывать о народных промыслах;
3. играть в народные музыкальные игры;
5. исполнять песни, частушки, танцы;
6. водить хоровод.
Роль родителей в реализации проекта:
· чтение с детьми стихотворений и их заучивание;
· загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;
· совместное с ребенком изготовление кукол в народных костюмах;
· организация выставки народных промыслов;
· изготовление стенгазет и т. д.
· выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству, проведение совместной деятельности «Ярмарка».
Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.
ГЛОССАРИЙ
Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса , фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.
Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.
Жостово – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Завиток – закрученная линия.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.
Розан – устаревшее название бутона розы.
Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т. п.
МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ
Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.
84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.
Литература, используемая в проектной деятельности:
1. , От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.
2. , Артемьева рисование с детьми 5-7 лет.
3. Комарова художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв. вкл.
4. Комарова по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.
5. Комарова детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.
6. Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.
7. Соломенникова творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. . - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.
10. Международный образовательный портал: http://www. maam. ru/