Когда появилось первое государство в мире. Теории происхождения государства

Образование

Когда и почему появились первые государства? Где появились первые государства? Какое государство появилось первым?

27 апреля 2014

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один период порядка пяти тысяч лет назад.

С чем связано появление нового типа социальных отношений

Когда и почему появились первые государства, то есть их происхождение, - один из спорных вопросов в науке. Согласно версии известных немецких философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, государство возникает в процессе усиления социального неравенства, повышения роли собственности и появления класса состоятельных людей. Им, в свою очередь, требуется специальный аппарат для защиты своих интересов и сохранения влияния на соплеменников. Бесспорно, это явление имело место, но не только оно способствовало появлению государства. Существует также теория, согласно которой новый тип организации общества стал следствием необходимости контролировать и распределять ресурсы, своеобразный верховный распорядитель хозяйственных объектов, с целью эффективного их развития, такой способ организации государства наиболее применим к Древнему Египту, где ирригационная система выступала главным хозяйственно-экономическим объектом.

Критерии их появления

Когда и почему возникли первые государства? Это закономерный процесс, происходивший повсеместно, но в разные периоды. В древнее время основой жизни всех людей было земледелие и скотоводство. Чтобы оно успешно развивалось, необходимы были соответствующие природно-климатические условия. Поэтому древние люди селились, в основном, по берегам крупных рек, которые позволяли в полной мере удовлетворять потребности людей в этом важном ресурсе. Особое значение имело расположение источника воды: чем южнее он находится, тем теплее климат и, соответственно, более благоприятные возможности для земледелия. Здесь можно снимать урожай не один раз, как в большей части мира, а по нескольку раз в год. Это давало народам, проживающим в этих регионах, несомненное преимущество в деле развития способов жизнеобеспечения и получения прибавочного продукта.

Видео по теме

Древнейшие регионы государственного строительства

Месопотамия, или Междуречье, - очень благоприятный регион для земледелия, мягкий, теплый климат, отличное расположение местности и наличие двух крупных рек Западной Азии - Тигра и Евфрата - давали необходимое количество воды для развития ирригационной системы и поливного способа землепользования. Люди, населяющие эти земли, менее других зависели от капризов погоды, поэтому могли получать стабильные и богатые урожаи. Приблизительно такая же ситуация складывалась в долине крупнейшей реки Африки - Нила. Но чтобы построить поливные, ирригационные комплексы, требовалось наладить коллективную работу большого количества людей, в противном случае создать эффективное земледелие было просто невозможно. Так, берут свое начало первые прототипы государственных образований, и вот где появились первые государства, но это, собственно говоря, не были еще не совсем государственные образования. Это были их зародыши, из которых впоследствии и образовались древнейшие страны мира.

Перипетии социально-экономических и политических компонентов в древних странах

Возникающие на этих территориях города-государства, начинают контролировать строго определенную местность. Отношения между соседями были всегда напряженными и часто приводили к конфликтам. Множество независимых объединений тормозили экономическое развитие этого региона и более сильные правители это осознавали, поэтому постепенно они стараются подчинить своей власти большую территорию, на которой устанавливают единообразные порядки. Именно по такой схеме появляются два сильных и крупных царства в долине Нила - Северный, или Верхний, Египет и Южный, или Нижний, Египет. Правители обоих царств имели достаточно сильную власть и армию. Однако удача улыбнулась царю Верхнего Египта, в ожесточенной борьбе он одержал верх над своим южным соперником, и около 3118 года он покорил нижнеегипетское царство, и Мина становится первым фараоном единого Египта и основателем государства, вот когда и почему появились первые государства.

Египет - первое государство

Теперь в руках одного правителя были сосредоточены все плодотворные ресурсы Нила, появились все условия для развития единой государственной системы поливного земледелия, и теперь тот, кто ее контролировал, обладал значительными материальными ресурсами. Ослабляющая страну раздробленность сменилась сильным, единым государством, и дальнейшее развитие Египта прекрасно демонстрирует все положительные моменты этого процесса. Долгие годы эта страна доминировала над всем ближневосточным регионом. Другой благоприятный район Земли, Месопотамия, не смогла побороть центробежные силы, существовавшие здесь города-государства не смогли объединиться под властью единого монарха. Поэтому постоянные конфликты дестабилизировали политическую и экономическую ситуацию, что дало возможность Египту вырваться вперед, и вскоре шумерские государства попадают в сферу влияния египетского государства, а затем и других сильных государств региона. А сказать, какое государство появилось первым, с хронологической точностью не представляется возможным, поэтому первым государством планеты считается Египет.

Теории генезиса политических образований

Наиболее объективной теорией на вопрос, когда и почему появились первые государства, является та, согласно которой социальная дифференциация уже сформировалась, появилась довольно устойчивая социальная структура общества, а государство, которое образуется в результате этих процессов и явлений, - лишь закономерность, призванная обеспечить необходимую стабильность всей общественной системе. Вот когда и почему появились первые государства. Этот путь применим ко всем властным отношения в истории человечества. Но причин возникновения государства гораздо больше, это может быть и враждебное окружение, которое способствует консолидации общества, усилению роли личности, в качестве которой выступает правитель. Также большую роль играют заимствования от окружающих более развитых народов. Религиозно-идеологический компонент также способствует этому, достаточно вспомнить Мухаммеда - основателя новой религии ислама, и то, какое значение она сыграла в становлении Арабского Халифата. Поэтому первые государства появлялись в результате комплекса условий, но основным критерием все же был уровень экономического развития.

Подводя итоги

Первые государства, в основном, базировались на силе, власть всегда предполагает подчинение. А в условиях древнего мира она была единственным способом сохранить огромные территории, зачастую населенные очень разными и непохожими племенами. Поэтому многие государства возникали как своеобразные организации для плодотворного развития, но не вмешивались в местные дела, требуя лишь выполнения определенных повинностей и покорности. Часто она носила формальный характер, из-за этого первые государства были крайне неустойчивы.

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества.

Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - кото­рый выбирал своего старейшину.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы­вали племена.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

Специфические формы возникновения государства

Переход к государству совершался в различных исторических фор­мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя - земельная община, коллективная собственность и др.

Афины - классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями - членами пат­рицианского рода и пришельцами - плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

Данный процесс (первоначально возникновение госу­дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

Влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер­ковное господство в средние века (теологическая), заро­ждение капитализма, современная и др.) откладывала от­печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

♦теологическую (религиозная, божественная);

♦патриархальную (отеческая);

♦ договорную (естественно-правовая);

♦ органическую;

♦ психологическую;

♦ ирригационную;

♦ насилия (внутреннего и внешнего);

♦ экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла­женный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная теория возникновения государства

Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государст­ваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авто­рами в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- п росветител и;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

Каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

В результате "войны всех против всех" неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

Чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

В результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

~ сделан шаг к созданию гражданского общества;

~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

Люди образуют государство, как клетки - живой организм;

Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

Между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Психологическая теория

Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека:

Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

Желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

Желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория насилия

Насилие как главный фактор возник­новения государствавыдвигалось различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия:

*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

*одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

Сбор дани дружинниками;

Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

Иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Экономическая (классовая) теория возникновения государства

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

Произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

Возник прибавочный продукт;

В результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

Появились частная собственность и публичная власть;

Для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится:

» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

» организационные изменения : 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Пути возникновения государства

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

Для азиатского пути характерно:

› возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

› экономическая основа - общественная и государственная собственность;

› политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

› чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

c) Германская - внешнее насилие.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

Когда появились первые государства? Как давно? Что это были за государства?

Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города).
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.

Особенности природных условий

Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.

Особенности земледельческого хозяйства

Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.

Какими были древнейшие государства

По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер

Признано считать что первым территориальным государством был Египет. Он образовался примерно 3 тыс. лет назад.Египет стал первым в мире территориальным государством со строгими границами, организованной религией, централизованной администрацией и интенсивным сельским хозяйством. Он продержался несколько тысяч лет и установил стандарты государственного управления, которые не утратили актуальности по сей день.На ряду с Египтом одними из первых государств были Шумеры, в исторической области Южной Месопотамии (южная часть современного Ирака). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Так же не стоит забывать о первом государстве на территории Ирана - Элам - возникло в 3300 году до н.э. Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся.

К первым государствам относятся государства в Индии (в долинах рек Инд и Ганг) и в Китае (на берегах реки Хуанхэ). В Европе в 1-м тысячелетии до новой эры самыми большими были древнегреческие государства - Афины и Спарта. А в 8-м веке до новой эры был основан город Рим, ставший центром Римского государства.

Римское государство просуществовало свыше тысячи лет. Из всех древних стран оно было самым обширным: в него вошла не только Греция, но и многие страны Востока. Это было государство рабовладельцев. За захват рабов и земель в течение всей своей истории Римское государство вело длительные и кровопролитные войны. Сначала Рим был республикой. Позднее, после того как в разных её концах поднялись восстания рабов, самым большим из которых было восстание под предводительством Спартака, богачи-рабовладельцы установили монархию (в переводе с греческого «монархия» означает «единовластие»). Вся власть в государстве стала принадлежать императорам, которые правили единолично.

Древний Рим тоже внёс важный вклад в общечеловеческую культуру. Римляне возводили великолепные сооружения: цирки и храмы, бани и дворцы, мосты и водопроводы. Произведения римских поэтов, писателей, историков переведены на языки других народов. От латинского языка, на котором говорили римляне, произошли многие европейские языки: итальянский, испанский, французский и другие.

Постепенно восстания рабов, выступавших против своих господ, расшатывали изнутри Римское государство. Ослаблял его и натиск внешних врагов. Римская империя перестала существовать, разрушенная и завоёванная народами, появившимися в истории около полутора тысяч лет назад.


P.S тут можно посмотреть в хронологической последовательности историю мира и процес создания государства от самого первого и аж до наших дней - https://www.youtube.com/watch?v=ymI5Uv5cGU4


Для ответа на вопрос нужно определиться с тем, что мы подразумеваем под государством. Существует классический подход, согласно которому для признания некого общественно-территориального образования государством необходимо, чтобы оно имело собственную территорию, население и суверенитет (то есть власть, верховную относительно любой другой власти в обществе и независимую в отношениях с подобными образованиями). Кроме того, государство должно иметь собственный аппарат управления - систему органов и/или должностных лиц, которые имеют властные полномочия.

Наличествующий исторический материал позволяет определить, что первые образования, соответствующие всем указанным требованиям, появились и развились в IV - III тысячелетии в междуречье рек Тигр и Евфрат (Ближний Восток). Процесс их появления можно проиллюстрировать с помощью ирригационной и марксистской теорий возникновения государства. Сухой климат Месопотамии привел к необходимости искусственного орошения земель. Создание сложных ирригационных сооружений требовало централизованного управления. Вероятно, уже 5-6 тысяч лет назад у тамошнего населения наблюдалась высокая степень социального и имущественного расслоения, что привело к возникновению группы людей, которые не были заняты в материальном производстве, а выполняли исключительно управленческие функции. Именно так в обществе древних шумеров возник примитивный государственный аппарат.

Принято считать, что первое в истории человечества государство - Шумер. Но это, мягко говоря, не так. Известны более ранние государства. Единственная причина, по которой их не признаёт историческая наука - это то, что они созданы не семитами, а нашими предками, русами.

И здесь невозможно умолчать о городище русов-индоевропейцев в Чатал-уюке (по другому - Чатал Хююке).

Этот археологический памятник первостепенного значения находится в Малой Азии, на территории нынешней Турции, в центральной плоскогорной Анатолии в долине реки Коньи, в 34 километрах от города дервишей Конья и в 130 километрах от побережья Средиземного моря.

Время его расцвета - 8 000 (!!) лет до н.э.! Шумер просто отдыхает.

Городище русов-индоевропейцев в Чатал-уюке (пусть вас не смущает турецкоязычное название, оно является, всего лишь, современным названием данного района Турции, подлинного названия этого города мы не знаем, ибо турков тогда и в помине не было) занимает площадь в 13 гектаров.

Вскрыто лишь 4 (четыре!) процента этой площади. Какие результаты дало вскрытие хотя бы трети или четверти городища, мы не знаем - вполне возможно, что оно бы значительно расширило рамки существования города-государства, дало бы новые впечатляющие находки…

Город русов-индоевропейцев Чатал-уюк.
Святилища-храмы Волоса-Вола. Крестообразная печать.
Спирально-свастичные печати. (Анатолия, Малая Азия).

Однако, нам приходится довольствоваться тем, что есть.

История самих археологических раскопок Чатал-уюка - прискорбна.

Как только учёными, проводившими вскрытие городища, было установлено с полной определённостью, что они имеют дело с одной из древнейших индоевропейских (т.е. «русских») культур, немедленно было прекращено финансирование.

Все работы были свёрнуты, а точнее, просто брошены. Не было произведено даже профессиональной консервации раскопа.

Уникальный археологический памятник планеты, который, по всем правилам, должен быть включён в списки ЮНЕСКО и оберегаться со всем тщанием, как культурное достояние земной цивилизации, фактически медленно уничтожается открытый дождям и ветрам - над уникальнейшим раскопом нет даже элементарных навесов, раскрытые и беззащитные стены святилищ, сложенные из кирпича-сырца, оползают, рушатся, зарастают сорной травой.

Определённые финансовые круги «мирового сообщества», не жалеющие средств на проведение изыскательских работ в нужном им направлении, наложили строжайший запрет на продолжение раскопок в Чатал-уюке.

Только этим объясняется категорический отказ правительства Турции выдать лицензию кому бы то ни было на продолжение археологических работ.

Городище русов неолитического периода, как и многие другие археологические памятники Ближнего Востока, обречено на полное уничтожение по одной причине - оно и его находки не вписываются в рамки «официальной» исторической схемы, согласно которой, основателями земной цивилизации и первых государств были семитские этносы Ближнего Востока.

Научный мир планеты, большая часть которого прекрасно разбирается в существе дела, молчаливо взирает на вершащееся чудовищное варварство.

И, тем не менее, те истинные археологические сокровища индоевропейцев, что были обнаружены в городище Чатал-уюка уже невозможно скрыть.

Находки были столь сенсационны, что сведения о них просочились в научную печать, несмотря на все табу и запреты.

Мир узнал о существовании на Ближнем Востоке высочайшей индоевропейской культуры за многие тысячелетия до появления там первых семитов.

В Чатал-уюке проживало до 7 тысяч жителей. И это - только в черте города. Скот в городе не держали, для этого существовали большие огороженные загоны за чертой городища, которые постоянно охранялись проживавшими там же пастухами с их семьями.

Русы Чатала были земледельцами - значительные земельные угодья окружали город. С учётом этого, мы можем прибавить к населению городища ещё две-три тысячи человек.

И чем город с 10 тысячным населением хуже городов-государств Шумера, имевших гораздо меньше жителей, а главное, гораздо более молодых? Только тем, что его строили не семиты, а русы!

Русы-индоевропейцы весьма основательно заботились о своём быте. В отличие от окружавших их полудиких племён, они могли себе это позволить.

Вместе с тем подобная планировка - дом к дому - не давала возможности чужакам- грабителям проникнуть в город. Само городище было одной большой крепостью, внешние стены которой были наиболее прочными и толстыми.

Русы Чатала умело пользовались луками. По сигналу тревоги тысячи лучников поднимались на крыши, перемещались к крайним домам и сверху осыпали чужаков градом стрел.

Городище было неприступным. И в нём, в отличие от большинства других городищ русов Ближнего Востока, не сохранилось следов погромов. Дикарей-погромщиков не допускали внутрь. Русы Чатала искусно владели пращой и копьями.

По оставшейся настенной росписи, изображающей согласованные боевые действия, по множеству выявленных наконечников боевых стрел, копий, каменных и глиняных шаров для пращи, боевых топориков, булав мы можем судить о высокой степени военной организации русов центральной Анатолии.

У русов Чатала существовало чёткое социальное расслоение на вождей-князей, жрецов-волхвов, воинов-дружинников и земледельцев. То есть, внутри общества имелось присущее индоевропейцам «кастовое» деление.

Вместе с тем, каждый земледелец был воином большой дружины, ополчения. А профессиональные воины - ближнее окружение князя - не чуралось работы на земле (традиции, дожившие до нашего времени в казачестве - воин-земледелец).

Воины, по тем временам, были основательно вооружены. Под полами жилищ были найдены целые клады из множества обсидиановых наконечников стрел, копий, дротиков.

Обсидиановые боевые ножи были не только серьёзным оружием, но и произведениями искусства. Их рукояти выделывались с особым старанием.

Обсидиан был серьёзным источником доходов русов Чатала. Собственно, мы должны себе чётко представлять - в период с 12 по 2 тысячелетия до н.э. вся торговля, весь торговый обмен и всё сопутствующее им полностью находились в руках русов-индоевропейцев.

Русы были монополистами-первопроходцами не только в области строительства, архитектуры, земледелия и скотоводства, прикладных ремёсел, воинских искусств, технологических новшеств, но и в самой широкой торговле.

Огромные пространства, отсутствие транспорта и сети дорог не являлись препятствиями для них. Русы перемещались, путешествовали, ходили, ездили и плавали по всей тогдашней Ойкумене, по всему населённому миру.

И всё-таки, базой всему, основой основ, оставалось развитое и налаженное земледелие. Регулярно собираемые урожаи давали возможность делать основательные запасы на будущее, что высвобождало время, необходимое для всех прочих занятий.

Русы Чатала были чрезвычайно умелыми хозяйственниками-землеробами и осёдлыми скотоводами.

В Чатал-уюке культивировалось 22 вида полезных растений. А в домах - впервые в истории человечества - появились горшки с декоративными домашними растениями-цветами.

Но в сельском хозяйстве русы Чатал-уюка имели и особые заслуги. Они были первыми в мире ирригаторами - их поля орошались продуманной системой каналов.

Для эпохи неолита это было блестящим достижением. Пожалуй, не меньшим, чем первые в мире дороги русов-хирокитийцев.

И, хотя принято говорить, что «цивилизация началась в Шумере» (избитая фраза учебников и энциклопедий), фактически и однозначно цивилизация началась в Иерихоне и Чатал-уюке, за много тысячелетий до Шумера. И основателями земной цивилизации были всё те же русы…

Русы Чатала, как и все прочие представители Хомо сапиенс планеты, ещё не перешли в «бронзовый век». Хотя, некоторые исследователи считают, что основателями металлургии были именно жители Чатал-уюка.

По окраинам городища найдены отвалы отработанных медных руд, кусочки шлака, в мастерских имелись печи, весьма пригодные для выплавки металлов.

Но точных доказательств - кузнечных орудий и сложных медных или иных металлических изделий в Чатал-уюке пока не нашли (96% городища не раскопаны).

Цветные расписные рельефы и настенная живопись Чатала поражали воображение, такого богатства красок, сцен, сюжетов до этого городища, ещё не обнаруживали нигде.

Русы Чатал-уюка ещё не имели письменности. Они не оставили нам хроник-летописей и иных письменных источников о своём народе.

Но, по всей совокупности элементов их магически-изобразительной культуры, ритуальным и бытовым традициям, археологическим артефактам, антропологическим и этнографическим данным, мы можем их отнести только к русам-индоевропейцам Ближнего Востока.

И замалчивание подобных достижений русов, т.е., наших с вами предков, официальной наукой, только на основании их национальности, является преступлением, более того, типичным геноцидом.

Почему же молчат «правозащитники»? Риторический вопрос...

Роман Кедров

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...