Классный час «Образование – путь к успеху». Путь к успеху без высшего образования

Спорные моменты в получении высшего образования

Некоторые считают, что высшее образование не нужно. Аргументируют это тем, что известные личности (называют фамилии) добились успеха и без высшего образования. Однако это еще ничего не доказывает.

Скажем, что список преуспевающих людей с высшим образованием будет настоящим. Если говорить о финансовой деятельности, то самые блестящие специалисты в области инвестиций имели не просто высшее, а именно высшее экономическое.

Зарубежная статистика предоставила данные, что за границей более 40% бизнесменов не имеют полученного на http://www.ideka.ru/ высшего образования. Соответственно, 60% его получили. У нас же очень маленький процент, в пределах 3% успешных людей не имеют вузовского образования. Такой маленький процент связан с тем, что они «вышку» получили еще в советские времена, когда это было просто необходимо на пути к карьере. Некоторые аналитики предполагают, что нас в скором будущем ждет такая же общемировая практика.

Но нельзя вот так сравнивать две группы случайных людей, где в одной есть высшее образование, а в другой нет. Исследований их финансовых результатов нет. Можно только сравнить зарплаты, потому что на начальном этапе специалисту с высшим образованием платят больше. Но и то это только на начальном этапе.

Положительные стороны высшего образования

Высшее образование — путь к успеху получить хорошую работу. Ведь если идет набор в организацию на конкурсной основе, то кандидатуры без «вышки» сразу отсеиваются. А на некоторые места, типа международных компаний, преимущество имеют кандидатуры, закончившие престижные вузы с хорошим рейтингом. При большом трудовом стаже значимость образования падает. Остаются только опыт и знания.

Бытует мнение, что у человека с высшим образованием шире кругозор, с ним интереснее, он больше знает. Спорный это вопрос. Иногда человек прожил такую насыщенную жизнь, так много повидал, с ним так интересно общаться. И у него нет «вышки». А какой-нибудь топ-менеджер с высшим образованием зациклен на полученной благодаря http://www.ideka.ru/napravleniya-i-spetsialnosti.html своей карьере и сосредоточен только в приобретении собственных благ. Вряд ли он чем-то сможет заинтересовать окружающих.

Поэтому нет универсального рецепта по достижению успеха в своей собственной жизни. Кому-то для достижения высот образование просто необходимо. Для кого-то – напротив, чему есть множество примеров известных людей. Но не стоит забывать, то против них есть в десятки раз больше тех, кто бросил учебу и так и не добился ничего по жизни. Поэтому не нужно считать, что, бросив университет, Вы обязательно станете миллионером.

Здравствуйте, друзья. Сегодня на дворе 4-е ноября 2016 год и в данной статье мы попробуем разобраться с вопросом того, нужно ли высшее образование в наше время современному человеку в нынешних условиях жизни.

Сразу стоит отметить, что тема весьма деликатная, поэтому ваше мнение можете кардинально отличаться от предложенной версии. Пожалуйста, поделитесь своими мыслями в комментариях.

Если рассматривать отечественный рынок труда 20-25 летней давности (или раньше), то люди с дипломом об оконченном высшем образовании по умолчанию считались первоклассными специалистами в своей области. Поэтому каждый порядочный родитель считал своим долгом выучить ребенка, подарив ему таким образом «билет в безбедное будущее».

Давайте подумаем, работает ли эта модель сейчас? Навскидку можно выделить несколько противоречивых суждений:

  1. Сегодня диплом никому не нужен.
  2. Высшее образование всегда ценилось и его важность не стоит недооценивать.

Разберемся с каждым мнением, а затем попробуем сделать вывод в пользу одного из вариантов.

Точка зрения № 1. Образование никому не интересно

В качестве первого железобетонного доказательства хочется представить короткий список людей, которым для осуществления мечты и достижения успеха в жизни — диплом не потребовался.

  • Майкл Делл. С 2013 года входит в список 100 богатейших людей планеты (49 место). В настоящий момент сумма его капитала превышает 16 миллиардов.
  • Билл Гейтс . С 13-ти лет начал активно двигаться к цели. Освоил программирование, основал Microsoft. С завидной периодичностью возглавляет рейтинг мировых богачей.
  • Коко Шанель. Трудно встретить человека, который настолько сильно смог повлиять на модные тенденции прошлого столетия. Несмотря на то, что в 1971 году Коко не стало, ее творение (дом Chanel) продолжает покорять планету и сегодня.
  • Джон Рокфеллер. Первый долларовый миллиардер в истории человечества. Добился успеха из нищеты, без посторонней помощи и советов. Невозможно представить, насколько сильным оказалось воздействие этого человека на промышленный сектор США.
  • Уолт Дисней. Не знаю, стоит ли напротив этой фамилии вообще что-либо комментировать. Потрясающий человек, шедевры которого будут жить в наших сердцах вечно.

Как уже отмечалось, это довольно ограниченный список людей, на которых нужно равняться.


А теперь рассмотрим еще несколько причин в пользу того, что в традиционном образовании нет необходимости:

  • Односторонняя и чрезмерно широкая подача материала.
  • Низкое качество преподавания, основанное на изложении бесполезных и невостребованных теорий.
  • Завышенная стоимость обучения, без какой-либо гарантии на последующее трудоустройство.
  • Огромное количество учебных вузов нарушает баланс на рынке труда. В результате предложение явно доминирует над спросом, и многие специалисты вынуждены искать альтернативный источник заработка (часто, крайне неприятный).

Сегодня, если человек действительно нуждается в знаниях, существует множество платных/бесплатный курсов и тренингов, позволяющих быстро прогрессировать в выбранном направлении. Это гораздо быстрее и дешевле, чем в институте.

Допустим если вы захотите получить востребованную интернет профессию и самореализоваться вы это можете сделать в онлайн университете Нетология .


При такой подготовке акцент смешен на полезные знания, а не на прохождение раздутой 5-ти летней абстрактной программы, не имеющей никакого практического фундамента.

Не верите? По статистике, около 80% новых сотрудников в свои первые рабочие дни слышат фразу «забудь все, чему тебя учили в твоем институте ». Согласитесь, есть что обдумать.

А вот к примеру еще список курсов и тренингов в интернете которые имеют хорошие отзывы и вызывают у меня доверия:

  1. Если вы хотите стать успешным блогером и неплохо зарабатывать на своем блоге тогда можно пройти обучение в Школе Блогеров Александра Борисова. Здесь .
  2. Запуск товарного бизнеса в интернете. Научитесь зарабатывать на продаже товаров через интернет. Здесь .
  3. Получить более востребованную и высокооплачиваемую профессию в интернете можно. Здесь .
  4. Школа Успешного Трейдинга. Здесь .
  5. Центр финансовой Культуры. Рекомендую. Здесь .

Точка зрения № 2.

Предположим, что выбранная специальность – это направление, которому вы готовы посвятить лучшие годы жизни. В этом случае диплом об образование наделяет вас следующими преимуществами:

  • Возможность получить должность в лучшей компании.
  • Широкие перспективы для карьерного продвижения.
  • Стабильное рабочее место со всем социальным обеспечением.
  • Новые знакомства, деловые связи.

Кроме всего этого, диплом является элементом престижа и предназначен повышать человеческую самооценку. Что ж, самое время переходить к выводу.

Итак, нужно ли высшее образование? Как не прискорбно, но однозначно ответить нельзя. Все зависит от приоритетной жизненной цели.

Чтобы разобраться, задайте себе вопросы такого характера:

  • Какие перспективы открывает диплом?
  • Есть ли более эффективный и быстрый путь добиться желаемого результата?
  • Скажется ли отсутствие формального образования на имидже? Как сильно? Можно ли это пережить?

Только получив честные ответы, можно принять единственно правильное решение. Успехов!

P.S А вот еще полезный материал, где автор данного видео делиться своим мнением о том нужно ли высшее образование современному человеку, взяв за пример достаточно известных и успешных личностей, а именно Бил Гейтс , Марк Цукерберг, ну и — человек изменивший мир!

Что такое личный успех? Оказывает ли влияние высшее образование на достижение успеха, и изменилось ли высшее образование за последние годы? Как должно меняться образование, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда? Своим мнением на тему "Высшее образование и личный успех" с нами поделился ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Михаил Абдурахманович Эскиндаров .

КонсультантПлюс: Многие молодые люди сегодня стремятся добиться успеха в жизни. И большую часть амбициозной молодежи можно встретить именно в среде студентов. Вы - ректор одного из крупнейших и престижных вузов России, авторитетный ученый и общественный деятель. Как Вы считаете, что такое успех? Что нужно молодому человеку, чтобы стать успешным сегодня? Каково значение высшего образования для достижения успеха?

Михаил Абдурахманович Эскиндаров: Успех и образование, безусловно, взаимосвязанные явления, но я бы не ставил во главу угла именно диплом о высшем образовании. Не вызывает сомнения, что человек, стремящийся достичь успеха в бизнесе или в общественной деятельности, должен быть хорошо подготовлен.

Но надо иметь в виду, что "аудиторное" образование, которое получают в вузе, - всего лишь база. Помимо этого необходимо уметь заниматься самообразованием. Человек, если он хочет быть успешным, должен учиться каждый день. Это объективное требование, диктуемое самой жизнью. Оно определяется всей логикой развития общества в целом.

К сожалению, в обществе сложилось представление, что человек, который не получил высшего образования, не может быть успешным. Я не согласен, это очень упрощенный подход. Часто трагедия заключается именно в том, что, получив диплом, выпускник думает, что его дальнейшая судьба пойдет по восходящей и он получит большие деньги, почет, уважение и так далее. Однако это не совсем так. Образование - база для успеха, но эта начальная база, о которой можно говорить. Необходимо развиваться дальше, получать новые знания и навыки. Очень важно для достижения успеха создавать контакты, приобретать друзей, выстраивать с ними отношения, не управлять, а, как говорил один известный деятель, жить с ними. Приведу пример нашего вуза. В 1990-е - 2000-е годы многие наши молодые выпускники добились успеха именно потому, что после окончания поддерживали друг друга. Старшие поколения, которые раньше закончили вуз, приглашали на работу молодых выпускников, поддерживали и продвигали их. Вместе со знаниями учеба в хорошем вузе позволяет приобретать умение жить и работать в команде.

КонсультантПлюс: Сейчас в России проходит реформа образования. Вузы переходят на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это внешняя сторона реформы, видимая "невооруженным глазом". Вы же человек, знающий ситуацию изнутри. Расскажите, пожалуйста, в чем суть изменений, как они скажутся на качестве высшего образования и, в конечном счете, на успешности выпускников вузов?

Михаил Абдурахманович: Реформа образования - сегодня очень популярная тема. Сделано много, и уже пора провести мониторинг того, что достигли, определиться с направлением дальнейшего движения. Я не могу согласиться с теми, кто призывает отказаться от всего и вернуться к советскому образованию. Да, оно было вполне хорошим, но меняются времена и условия жизни. Сейчас рыночные отношения, которые диктуют другие требования, в том числе и к образованию.

Когда говорят о реформе образования, в первую очередь имеют в виду ЕГЭ и, соответственно, прием в вузы, а также переход на уровневую, так называемую болонскую систему подготовки специалистов. Я не вижу в этом ничего страшного. Если мы живем в мировом сообществе, если мы вступаем в ВТО, если мы принимаем правила игры, то мы должны играть по этим правилам. Наша задача - обеспечить высокое качество обучения. Здесь же таится и главная опасность. У нас огромное количество вузов и если все они - и государственные, и коммерческие - начнут готовить не только бакалавров, но и магистров, обеспечить качество будет крайне сложно. Потому что, к сожалению, ни кадровый состав преподавателей, ни материально-техническая база, ни наличие учебных лабораторий не позволяют большинству из вузов обеспечить подготовку магистров. Магистр - это совсем другой профессиональный уровень.

КонсультантПлюс: А в чем принципиальное отличие бакалавров от магистров?

Михаил Абдурахманович: Возьмем наш университет. Мы готовим бакалавров экономики, менеджмента, юриспруденции, математики, IT-технологий. Причем подготовка осуществляется "по профилям" профессиональной деятельности. Что это означает? Бакалавры экономики, например, изучают финансы и кредит, налоги и налогообложение, анализ и аудит, мировую экономику. На своем уровне они получают базовые знания и осваивают основы профессиональной деятельности. Они могут спокойно идти в финансовые и банковские учреждения или на любое производство и занять соответствующую должность. Но для того чтобы быть профессионалом в узкой конкретной области, например в сфере банковского менеджмента, или успешно работать на стыке экономики и права, скажем, заниматься правовым обеспечением экономики, знаний, полученных в бакалавриате, недостаточно. Для этого и существует магистратура. В нашем университете можно выбрать любую из более чем 30 магистерских программ.

Магистратура призвана окончательно определить путь развития специалиста, она является основой его профессиональной ориентации. А бакалавриат - это база, позволяющая ему профессионально приступить к работе. Кстати, мировой опыт показывает, что в странах, которые переходят на уровневую подготовку, сначала 70-80 % выпускников бакалавриата идут в магистратуру, но со временем это число сокращается до 25-30%. Поэтому если бакалавр приходит в банк или куда-то еще, то до требуемого профессионального уровня, как это принято на западе, выпускника должен довести собственный учебный центр работодателя.

КонсультантПлюс: А у нас в России сейчас есть такие центры?

Михаил Абдурахманович: Должны быть. На западе это обычное явление. Никого просто так не допустят непосредственно к рабочему месту, даже если он самый лучший выпускник самого лучшего университета. Как только новичок приходит на производство, он должен пройти тестирование, отбор, после чего его направляют в учебный центр, где читаются лекции и проводится профессиональный разбор специально подготовленных кейсов.

КонсультантПлюс: Может ли, например, инженер по специальности поступить к Вам в магистратуру?

Может, если он хорошо изучал микро- и макроэкономику. Еще один экзамен, который он обязательно должен сдать в нашем университете, независимо от того, на какое направление идет, это иностранный язык. Без иностранного языка, каким бы выдающимся специалистом он ни был, сейчас никак нельзя. И в первую очередь, без английского языка. Без него успеха, о котором мы говорили, не будет. Мы находимся в мировой системе, где главенствует английский язык. Бухгалтер, например, который не знает английского языка, имеет весьма ограниченные перспективы профессионального роста, потому что вся терминология, и в первую очередь отчетная, представлена на английском языке. Во многом оттого, что в советское время мало внимания уделяли иностранным языкам, отстают многие наши ученые и научные коллективы. Наши вузы и научные центры не попадают в мировые рейтинги, потому что научная литература публикуется на английском языке, научные работы цитируются в англоязычных изданиях.

КонсультантПлюс: Финансовый университет является одним из крупнейших финансовых вузов России, Ваши выпускники высоко ценятся работодателями. В чем секрет успеха университета? Каковы наиболее важные показатели качества образования, которое дает Ваш университет?

Михаил Абдурахманович: Сегодня 93% выпускников Финуниверситета работают по специальности. У нас есть результаты исследований, подтверждающие эти показатели. Давайте посмотрим материалы по выпуску 2010 года. На начало июня уже работали 78% выпускников. В феврале - 97%. Если уточнить по факультетам, то на "Учете и аудите" 100%, на факультете налогов и налогообложения - 99%. Наименьший результат был на Международном экономическом факультете - 91%. Кстати, на этом факультете был выпуск бакалавров, и все эти "нетрудоустроенные" собирались идти в магистратуру.

Как оценивают наши выпускники уровень своей профессиональной подготовки? 96,5% опрошенных выпускников оценивают теоретические знания, полученные в Финансовом университете, на высоком и очень высоком уровне. Я считаю, что это очень хорошо. Чуть хуже, когда речь идет о практической подготовке, только 71% выпускников оценивают уровень практической подготовки на высоком и очень высоком уровне. Мы это понимаем. Поэтому мы сейчас открываем кафедры совместно с PriceWaterhouseCoopers, KPMG, с Ассоциацией российских банков, с Внешэкономбанком, чтобы еще шире привлекать к преподаванию в университете высококвалифицированных специалистов-практиков. И второе, встречное, направление - мы поставили задачу, чтобы все преподаватели университета обязательно проходили стажировку раз в три года на производстве: в банках, в страховых компаниях.

КонсультантПлюс: А где чаще всего работают ваши выпускники?

Михаил Абдурахманович: Первое место занимают банки. За ними идут консалтинг и аудит. Около 7% идут работать в госструктуры, примерно такое же количество открывают собственный бизнес, работают в лизинговых и туристических компаниях, занимаются строительством и недвижимостью. Примерно 5% работают в сфере страхования и инвестиций, 8% занимаются наукой и преподавательской деятельностью.

КонсультантПлюс: Охотно ли берут ваших выпускников?

Михаил Абдурахманович: К сожалению, даже слишком охотно. Многие ребята начинают работать на третьем, четвертом курсах. И такие студенты начинают воображать, что они уже все знают, начинают пропускать занятия. В конечном счете страдают и студенты, и работодатели. Поэтому мы предполагаем в ближайшее время запретить работать студентам бакалавриата. Пришли учиться - учитесь. Поработать еще успеете.

КонсультантПлюс: Получается, что диплом Финансового университета - своеобразный знак качества специалиста?

Михаил Абдурахманович: Я очень надеюсь на это, но окончательную оценку должны дать сами выпускники и работодатели. Выпускники говорят - да. Из работодателей нам пока тоже никто не сказал: "Вы готовите плохих специалистов". Да и было бы прискорбно, если бы университет при Правительстве Российской Федерации готовил бы плохо. Ведь мы возглавляем учебно-методическое объединение вузов России. Мы говорим: "Делайте как мы, делайте лучше нас". Но мы должны быть всегда впереди. Очень простой принцип.

КонсультантПлюс: Сегодня во всех сферах деятельности широко применяются компьютеры, программные средства. Уверенное владение передовыми информационными технологиями стало своеобразным стандартом качества выпускников вузов. Понимая это, компания "КонсультантПлюс" в рамках своего некоммерческого проекта "Программа информационной поддержки российской науки и образования" уже около 20 лет сотрудничает с вузами России, предоставляя преподавателям и студентам свободный доступ к своим информационным ресурсам.

Как в Финансовом университете готовят студентов к использованию информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности?

Каково Ваше отношение к использованию справочных правовых систем при подготовке юристов, экономистов и специалистов в области управления?

Михаил Абдурахманович: Чтобы ответить на этот вопрос, надо снова вернуться к проблемам, связанным с реформой образования. Реформа будет успешной только в том случае, если мы научим студентов работать самостоятельно. Сегодня у нас основное внимание уделяется аудиторным занятиям, а это не совсем правильно. К сожалению, преподаватель сам не всегда успевает освоить все новое, что ежедневно появляется в науке и в производстве, соответственно, он не может донести это до студентов. Мы должны обеспечить студентов доступом к самой оперативной и достоверной информации - читайте, знакомьтесь, анализируйте, работайте самостоятельно. Задача преподавателя - помочь разобраться в этой информации, быть не ментором, но учителем, наставником, показать направление движения, а не водить студента за руку. Информация в нынешнее время - это, может быть, самое главное. Ваша система - очень удачное подтверждение этому. Почему система КонсультантПлюс необходима в учебном процессе? В ней самая свежая правовая информация, аналитика. Так давайте и предоставим студенту возможность с этой информацией ознакомиться. Пусть поработает самостоятельно в библиотеке, да в конце концов, в сквере на лавочке. Современная техника предоставляет и такую возможность.

Еще раз повторюсь: информация - очень важная вещь. А готовить людей, которые могут работать с ней, заниматься анализом, важно и для нашей сферы. Поэтому мы занимаемся подготовкой IT-специалистов для финансово-банковской сферы, которые смогут работать на стыке техники и экономики. Мы активно рекомендуем использовать правовые программы, и в первую очередь КонсультантПлюс, в учебном процессе на профильных факультетах. Уже много лет мы с вами проводим конкурсы на знание системы КонсультантПлюс и привлекаем к этому другие вузы. Кроме того, наши сотрудники, не только преподаватели, активно используют систему. Что ни спросишь, они сразу ссылаются на КонсультантПлюс. Такого рода помощь и поддержка - это важный элемент подготовки студентов к практической деятельности. Для нас это сотрудничество очень важно.

КонсультантПлюс: Большое спасибо, Михаил Абдурахманович за интересную беседу. Что бы Вы могли пожелать нынешнему студенту?

Михаил Абдурахманович: Я повторю: студент, выйдя из университета, должен продолжать учиться. Как это ни банально звучит, без этого невозможно добиться успеха. Студент, точнее, уже не студент, а специалист, должен всю жизнь самообразовываться, самосовершенствоваться и развиваться.

Документы по теме интервью:

Jusik специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники


Случилось так, что сегодня высшему образованию приходится конкурировать с хитростью, наглостью и целеустремленностью. Наличия трех перечисленных качеств, как кажется многим, вполне достаточно для достижения материального благосостояния. И напротив, их отсутствие даже для человека высокообразованного означает полный карьерный провал. Женский журнал Charla решил разобраться в том, кто же сегодня выигрывает: человек, получивший высшее образование , но не имеющий той самой предпринимательской жилки, или же тот, кто был лишен радости посещения скучных лекций, но наделен качествами, нужными для удачного построения бизнеса.

Высшее образование: как это было

Во времена СССР отношение к высшему образованию было совсем не таким, как сейчас. ВУЗы воспринимались, как пропуск в мир престижных профессий инженера, врача или экономиста. При отсутствии диплома можно было устроиться рабочим на завод.

Но что мы имеем сегодня? Многие из тех, кто получал высшее образование в советское время, остались «за бортом» еще в начале 90-х. В это же время люди, не имеющие высшего образования, но обладающие теми самыми пресловутыми тремя качествами, смогли добиться материального успеха.

Образование обесценилось? Нет, просто шансы в какой-то мере сравнялись. Духовная и интеллектуальная сторона вопроса остались все теми же. Но это мало кого волнует, ведь бывший инженер, имеющий два высших образования, и даже знающий, что перманентной бывает не только краска для волос, может сегодня торговать за прилавком на рынке рядом с бывшим дворником.

Оценивая сложившуюся ситуацию, многие представители старших поколений вообще разочаровались в высшем образовании .

Но выводом служит совсем не призыв быть наглым и хитрым. Человек, умеющий убеждать, достигать поставленных целей, управлять собой и при необходимости людьми, да еще и имеющий высшее образование, получает гораздо больше шансов на успех, чем человек без высшего образования, активно использующий свои «пробивные» качества.

Да, в ВУЗах нет таких предметов, как «способы достижения поставленных целей» или «методы управления людьми». Но именно ВУЗ развивает те качества, которые помогают раскрыть в себе эти способности.

Высшее образование и престижные профессии

Еще в детском саду, когда детям задавали привычный вопрос о , Маша рассказывала, что будет парикмахером. Но когда пришло время выбирать свой путь после школы, мама-врач настояла на поступлении в экономический ВУЗ.

Сегодня Маша работает «маленьким» бухгалтером на большом заводе и с легкой завистью смотрит на некоторых подруг, открывающих собственные парикмахерские или, к примеру, центры ногтевого сервиса. Ей кажется, что еще тогда, в детском саду, она почувствовала сегодняшнюю тенденцию к повышению престижа таких профессий, как парикмахер или мастер маникюра. И к чему было это высшее образование ?

Да, действительно, сейчас популярны такие профессии, а также профессия фотографа, швеи, бармена, визажиста. В общем, на пике волны успеха находятся многие из тех, кто не получал высшего образования.

Но здесь есть два «но», которые не нужно сбрасывать со счетов.

Во-первых, мода быстро меняется, и нужно быть достаточно предприимчивым, чтобы из мастера по наращиванию ногтей или по переквалифицироваться в какого-нибудь другого мастера. Да и будет ли мастер так же востребован, например, в 50 лет? В то же время, у Маши есть все шансы для карьерного роста, и к 50 годам она вполне может стать главным бухгалтером с хорошим доходом.

Во-вторых, рынок мастеров сферы услуг уже достаточно насыщен. И чтобы удержаться на плаву, нужен безусловный талант. Вы чувствуете его в себе? Тогда, возможно, стоит попробовать. Но не спешите говорить о ненужности высшего образования. Оно обязательно понадобиться вам в будущем, ведь даже самая интересная работа может стать неинтересной или невостребованной. Вот тогда-то и наступит золотое время для вашего диплома.

Еще один момент, связанный с престижностью профессии, касается работы по своей специальности. Мало кто решается связать свою жизнь с тем направлением, по которому получено образование. Журналисты с химическим образованием, бухгалтеры-инженеры, дизайнеры-экологи. Сегодня такие специалисты уже ни у кого не вызывают удивления. Но правильно ли это?

На наш взгляд, высшее образование следует воспринимать именно как базу, которая дает больше возможностей. Но возможностей самых разных, а не именно тех, о которых вы слышали на протяжении 5 лет в стенах alma mater. Талант и желание, подкрепленные интеллектом – самое лучшее подспорье для успешной карьеры в любой области.

Высшее образование: сравнять счет

Учитесь не разделять все на белое и черное. Совершенно необязательно полностью отказаться от высшего образования или наоборот отсиживать пять лет на студенческой скамье, пока другие получают опыт работы.

Практически все работодатели требуют наличия опыта. Но и без высшего образования вас вряд ли примут на хорошо оплачиваемую должность. Это означает, что нужно искать оптимальный выход. Возможно, таким выходом станет заочное образование или подработка во время обучения. Но в этом случае большим амбициям еще не место, и разговоры вроде «лучше я буду дома сидеть у телевизора, чем батрачить за две копейки» не принесут пользы никому.

Нужно понимать, что работа во время получения высшего образования – это замечательный способ научиться чему-то на практике. А за хорошее обучение обычно приходится платить. В данном случае – собственным временем.

Многие из тех, кто читает эту статью, уже давно сделали для себя выбор и отучились (или не отучились) свои законные пять-шесть лет в ВУЗе. Нужно ли теперь сожалеть о потерянном времени или наоборот идти получать недополученное высшее образование? Наш ответ: высшее образование в современном мире является необходимым, ведь вы никогда не знаете, куда закинет вас жизнь. И будет очень обидно в один прекрасный момент не получить заветную должность просто потому, что ваш конкурент, имеющий аналогичный опыт работы, получил высшее образование, а вы – нет.

Инна Дмитриева

Ныне считается аксиомой, что чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и выше продолжительность жизни. Кроме того, хорошее образование населения позитивно воздействует и на иные сферы жизни общества, например, на качество государственного управления. Однако образование не является "абсолютным оружием", способным решить все экономические проблемы.

Год от года мир становится образованней. По оценкам ООН, за прошедшие десятилетия мир добился значительных успехов в борьбе с неграмотностью. Если в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, то к 2000 году их число уменьшилось до 25%, несмотря на то, что население мира за этот же период времени выросло вдвое (с 3 до 6 миллиардов). В индустриально развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%. По данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития\Organization for Economic Cooperation and Development, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32% трудоспособных людей (оценивалась возрастная категория 25-65 лет) ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), наименее - в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%).

Многие историки экономики (например, Ричард Истерлин\Richard Easterlin, опубликовавший статью на эту тему в журнале Journal of Economic History) считают, что промышленная революция, начавшаяся в 19 веке, набрала темп лишь благодаря реформам в системах образования стран мира. В большинстве европейских стран и в Северной Америке бесплатное начальное образование появилось около 200 лет назад и стало массовым лишь в конце 19 века. В начале 20 века у малоимущих появились шансы бесплатно получить высшее образование. При этом за пределами Европы и Северной Америки формально (то есть, с европейской точки зрения) образованных людей было ничтожно мало. Истерлин обнаружил связь между распространением образования в различных странах мира и началом экономического роста и установил, что, как правило, после проведения образовательной реформы требовалось 25-30 лет, чтобы в той или иной стране начала заметно расти экономика.

Артур Мэддисон\Arthur Maddison, автор исследования "Динамические Силы Капиталистического Развития"\Dynamic Forces of Capitalist Development, установил, что чем выше доля образованных людей в численности населения страны, тем выше темпы экономического роста. Он также вывел зависимость, согласно которой увеличение ассигнований на образование на 1% ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0.35%. В 2004 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития\OECD пришла к выводу, что если для жителей определенной страны среднестатистический срок обучения увеличивается на год, это повышает валовый внутренний продукт данного государства на 3-6%.

Уильям Швеке\William Schweke, автор книги "Умные Деньги"\Smart Money, считает, что страны мира должны, прежде всего, инвестировать средства в "человеческий капитал". По его мнению, инвестиции в здравоохранение, образование и профессиональное обучение способны благотворно повлиять не только на производительность труда, но и существенно уменьшить остроту социальных проблем (таких, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность и пр.), которые тяжким бременем ложатся на национальные экономики. Американский экономист Хлое Хэйнс\Chloe J. Haynes, автор исследования "Образование и Экономическое Развитие"\Education and Economic Development, проанализировавшая опыт компаний, действующих в сфере информационных технологий, пришла к выводу, что подобная зависимость приобрела еще большее значение в эпоху электронной революции. Чем лучше образование, тем выше производительность труда наемных работников и менеджеров, тем более сложные задачи они способны решать и тем выше организация бизнесов.

Впрочем, увеличение числа образованных людей также порождает проблемы. К примеру, население США достаточно хорошо образованно и американцы с неохотой соглашаются на неквалифицированную работу. Эта тенденция, которая прослеживается также во всех индустриально развитых странах, привела к выводу многих промышленных предприятий в государства "третьего мира": де-факто предприниматели оказываются заинтересованы в необразованных сотрудниках, которым можно платить меньше.

Еще один парадокс в 2001 году обнаружили экономисты Алан Крюгер\Alan B. Krueger и Микаел Линдал\ Mikael Lindahl: они пришли к выводу, что благотворное влияние образования испытывают лишь страны, где население, в целом, малограмотно. В этом случае, образование действительно становится "мотором" экономического роста. Однако в "образованных" странах больше образования отнюдь не означает автоматического роста экономики. Одна из причин этого заключается в том, что на получение образования тратится слишком много времени и сил. В силу этого люди, которых можно считать "творцами идей", тратят энергию на зубрежку, а не на изобретательство. Рост числа образованных людей порождает еще одну проблему - очень многие выпускники ВУЗов обнаруживают, что полученные ими профессии не востребованы на рынке. Таким образом, можно считать, что львиная доля времени, денег и сил была ими потрачена впустую.

В 1974 году экономист Гарвардского Университета\Harvard University Джек Минсер\Jack Mincer, автор книги "Образование Зарплаты и Опыт"\Schooling, Earnings and Experience, впервые доказал на обширном статистическом материале, что получать образование материально выгодно, прежде всего, для самих учащихся. По его подсчетам, каждый лишний год обучения увеличивает доход человека, занятого вне сферы сельскохозяйственного производства, на 7%. По оценкам Министерства Образования США\Department of Education, в 1970 году среднестатистический молодой американец с дипломом бакалавра имел доход на 24% выше, чем человек, обладающий лишь дипломом средней школы. По состоянию на 1998 год, эта "премия" за высшее образование для мужчин возросла до 56%. Среди молодых американок она увеличилась с 82% в 1970-м до 100% в 1998 году. По данным газеты Los Angeles Times, в конце 1970-х годов зарплата выпускника американского ВУЗа на его первой работе на 25% превышала заработок выпускника школы, впервые устроившегося на работу. В 1980-е годы этот разрыв увеличился до 50%, в 2000 году - достиг 70%. По данным Министерства Труда США\Department of Labor, за период с 1997 по 1999 год (более свежие данные недоступны), американец с высшим образованием зарабатывал, в среднем, 52,2 тысячи долларов в год, без высшего образования - 30,4 тысячи долларов.

Житель США, закончивший лишь среднюю школу, тратил на поиски новой работы, в среднем, в два раза больше времени, чем выпускник ВУЗа. Опрос компании Public Agenda, проведенный среди американских старшеклассников, показал, что главной причиной, заставляющей их получать высшее образование являются именно карьерные соображения: большинство опрошенных считают, что с дипломом легче найти хорошую работу. В списке причин второе место занимают деньги, третье - возможность окончательно определиться с выбором жизненного пути. Кроме того, важной причиной поступления в ВУЗЫ старшеклассники назвали уважение, которое испытывают американцы к людям с высшим образованием.

В свою очередь, половина старшеклассников, отказавшихся поступать в колледжи и университеты, заявила, что они собираются зарабатывать деньги, не желая тратить время на учебу. Как показывает практика, отсутствие законченного высшего образования не является препятствием для личного обогащения. В рейтинге 500 богатейших людей планеты, подготовленном журналом Forbes, 33% позиций занимают люди, не получившие университетских дипломов. Более того, среднестатистический миллиардер без высшего образования "стоил" больше (2,27 миллиарда долларов), чем его образованный коллега (2,13 миллиарда долларов). Наиболее состоятельными недоучками ныне являются, например, создатель корпорации Microsoft Билл Гейтс\William H. Gates, бросивший Гарвардский Университет, его соратник Пол Аллен\Paul Allen покинул аудитории Университета штата Вашингтон\Washington State University, основатель компании Oracle Ларри Эллисон\Larry Ellison недоучился в Иллинойском Университете\University of Illinois, Майкл Делл\Michael Dell, создатель компьютерного гиганта Dell, некогда отказался тратить время на учебу в Университете Техаса\University of Texas Austin.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....