Каких условиях жили юноны в древнем спартанцев. Государство и право спарты и древней греции

До вторжения дорийев Спарта была скромной деревушкой крестьян и пастухов. Дорийцы одержали над ними победу, несмотря на упорное сопротивление, подчинили их себе и разделили все население на классы, в результате чего местные племена оказались на самой низкой ступени – они составили класс илотов, самых настоящих рабов, лишенных каких-либо прав и жестоко угнетаемых. На вершине социальной лестницы стояли спартиаты, класс, состоявший из победителей – дорийцев и их потомков. Им одним были предоставлены все права, так что только спартиаты были истинными гражданами Спарты, то есть только они могли выбирать и быть избранными на разные должности в государстве. Только спартиаты имели право носить оружие; таким образом, побежденный народ никогда не мог вооружиться и угрожать их господству. Средним классом были периэки; его составляли жители окрестностей Спарты, которые без борьбы подчинились дорийцам, получив взамен некоторую свободу, но и они были лишены права принимать участие в формировании правительства. Периэки представляли собой класс производителей: ремесленников, торговцев, земледельцев, вольнонаемных.

Голова Спартанского воина

Каждый член спартанского общества был навсегда связан с каким-либо из трех классов, и изменить свое положение он не мог; поэтому были запрещены браки между людьми, принадлежащими разным социальным группам: те, кто преступал этот закон, карались крайне жестоко.

Способности греческих ремесленников проявлялись во всех сферах, в том числе и в очень развитом тогда искусстве моды.

Впрочем, жестокий и суровой была вся жизнь Спарты. Жестокой она была для илотов, находившихся в самом низу общественной лестницы; жестокой для периэков, облагавшихся большими, а зачастую просто грабительскими налогами, особенно в случае войны, для ведения которой требовалось много денег. Жестокой была, наконец, жизнь и для самих спартиатов, которые подчинялись суровому режиму, готовясь стать воинами, способными вынести самые тяжкие испытания. Печальной и суровой, таким образом, была вся жизнь этого города, постоянно стремившегося доказать свое превосходство над другими полисами, чего, однако, ему так никогда и не удалось; города, закрытого для остального мира из страха растерять и растратить свой идеал силы, оказавшейся в конце концов роковой слабостью.

Учителя пользовались в Афинах большим уважением: они обучали детей греческому языку, поэзии, гимнастике.

Для того чтобы составить представление о давлении правящих кругов общества на представителей низших классов, можно назвать лишь несколько цифр: на 10 тысяч спартиатов приходилось около 100 тысяч периэков и 200 тысяч илотов. А для того чтобы понять, насколько суровы были спартиаты даже по отношению к своим детям, достаточно вспомнить, что они убивали младенцев, родившихся с каким-либо физическим недостатком, который помешал бы им стать сильными и храбрыми воинами. Кроме того, с шести лет ребенка забирали из семьи, для того чтобы воспитать из него будущего защитника-воина. Справедливо было замечено, что Спарта была не чем иным, как одной большой казармой. Молодых людей подвергали всякого рода испытаниям: их заставляли терпеть голод и жажду, холод и зной, они выполняли физические упражнения с оружием до полного изнеможения; за малейший проступок их жестоко били палками. Только так, полагали спартиаты, тело станет неуязвимым, а душа подготовится к суровым военным будням.

С двадцати до шестидесяти лет спартанский гражданин был воином в каждый момент своей жизни: пища была общей, одежда – одинаковой, одни и те же для всех часы подъема, военных упражнений и отдыха. Молодые спартанские воины знакомились лишь с самыми азами образования: немного чтения, немного письма, несколько военных песен; некоторым счастливчикам позволялось играть на простейших музыкальных инструментах. Превыше всего для спартиатов было благо родного города, но никак не культура, искусство или наука, а единственным стремлением – сражаться и умереть за родину.

Великий афинский полководец и политик Фемистокл (слева). Перикл (справа), век Перикла - золотой век в истории Греции

Спартанцы никогда не упускали случая доставить военную славу своему городу: они подчинили Мессению, часть Арголиды, долго не уступали Аркадии ее собственную территорию; спартанцы были известны как самая могущественная сила среди всех членов союза, объединявшего города Пелопоннеса, так называемого Пелопонесского союза.

Политическое устройство Спарты традиция приписывает спартиату Ликургу, жившему около IX века до н.э. Власть в государстве была в руках одновременно двух царей, которые могли, таким образом, править по очереди. Главным образом цари ведали военными вопросами; для управления гражданскими делами был учрежден специальный совет, которому были подотчетны даже цари. Это была так называемая герусия, ассамблея из 28 членов – геронтов, каждый из которых должен был быть, во-первых, старше 61 года (geros означает старик, пожилой человек), во-вторых – главой семьи. Герусия предоставляла законы на рассмотрение народному собранию – апелле, к участию в котором допускались, разумеется, только спартиаты. Народное собрание могло одобрить или отвергнуть закон, но не обсуждать его; лишь апелла могла каждый год избирать пять экспертов – эфоров, наблюдавших за деятельностью правительства и ведавших благоустройством города.

Спарта – древнее государство в Греции, известное ныне во всем мире. Такие понятия как «спартанец», «спартанский» пошли именно от Спарты. Всем известен также обычай спартанцев убивать слабых детей, для поддержания генофонда нации.

Сейчас Спарта это небольшой городок в Греции, центр нома Лакония, расположенного в области Пелопоннес. А раньше Спартанское государство было одним из основных претендентов на главенство в древнегреческом мире. Некоторые вехи истории Спарты воспеты в произведениях Гомера, среди которых выдающаяся «Илиада». Кроме того, все мы знаем фильмы «300 спартанцев» и «Троя», сюжет которых также затрагивает некоторые исторические события с участием Спарты.

Официально Спарта называлась Лакедемон, отсюда и пошло название нома Лакония. Возникновение Спарты относят к 11 веку до нашей эры. Спустя некоторое время местность, в которой располагался город-государство, была завоевана дорийскими племенами, которые, ассимилировавшись с местными ахейцами, и стали спартакиатами в известном нам смысле. Прежние жители города были превращены в рабов-илотов.

Одной из ключевых фигур становления Спарты как сильного государства является Ликург, правивший городом в 9-м веке до нашей эры. До появления Ликурга Спарта, Греция мало чем отличалась от других древнегреческих городов-государств, здесь также было развито искусство, торговля, ремесла. О высокой культуре спартанского государство говорит и поэзия его поэтов. Однако с приходом к власти Ликурга ситуация в корне поменялась, приоритет в развитии получило военное искусство. С этого момента Лакедемон преобразился в могущественное военное государство.

Начиная с 8-го века до нашей эры, Спарта начала вести захватнические войны на Пелопоннесе, покоряя своих соседей один за другим. Так, до наших дней дошла слава о так называемых Мессенских войнах, 1-й и 2-й, по результатам которых победила Спарта. Граждане Мессении были превращены в рабов-илотов. Таким же образом были завоеваны Аргос и Аркадия.

После череды военных операций по захвату работ и новых территорий, Лакедемон перешел к установлению дипломатических отношений с соседями. Путем заключения договоров Лакедемон стал во главе союза Пелопонесских государств - могущественного образования Древней Греции.

Создание Спартой Пелопонесского союза государств послужило прообразом будущего альянса с Афинами для отпора угрозы персидского вторжения. Во время войны с Персией в 5-м веке до нашей эры произошло знаменитое Фермопильское сражение, которое послужило источником для сюжета знаменитого американского фильма «300 спартанцев». И хотя сюжет фильма далек от исторической действительности, благодаря нему миллионы людей во всем мире узнали об этом сражении.

Невзирая на совместную победу в войне с персами, союз Афин и Спарты долго не продержался. В 431-м году до нашей эры разразилась так называемая Пелопонесская война, в которой, спустя несколько десятилетий, победу одержало Спартанское государство.

Однако, не все в Древней Греции были довольны верховенством Лакедемона и через 50 лет после Пелопонесской войны разразилась новая война. На этот раз соперниками спартанцев стали Фивы с союзниками, которым удалось нанести серьезное поражение Спарте, после чего могущество государства спартанцев было утрачено. Стоит отметить, что между этими двумя кровопролитными и жестокими войнами за господство на полуострове спартанцы не сидели без дела, практически все это время велись войны против различных городов-государств Древней Греции, которые в конечном итоге подкосили силы Лакедемона.

После поражения от Фив, Лакедемон вел еще несколько войн. Среди которых война с Македонией в 4-м веке до нашей эры, принесшая поражение спартанцам, война с вторгшимися галатами в начале 3-го века до нашей эры. Также спартанцы боролись за господство на Пелопоннесе с вновь созданным Ахейским союзом, а несколько позже, уже в начале 2-го века до нашей эры, они были участниками Лаконской войны. Все эти сражения и войны наглядно показывали сильный упадок былого могущества Спартанского государства. В конце концов, Спарта, Греция была насильно включена в состав Древнего Рима, вместе с другими древнегреческими государствами. Так закончился самостоятельный период истории гордого и воинственного государства. Спарта - древнее государство в Греции прекратило свое существование, став одной из провинций Древнего Рима.

Устройство древнего Спартанского государства существенно отличалось от других древнегреческих городов-полисов. Так, правителями Лакедемона были два царя из двух династий - Агидов и Эврипонтидов. Они управляли государством вместе с советом старейшин, так называемой герусией, в которую входили 28 человек. Состав герусии был пожизненным. Кроме того, важные государственные решения принимались на всенародном собрании, называвшемся апелле. Участвовать в собрании принимали только свободные граждане, достигшие 30-ти лет и обладавшие достаточными денежными средствами. Несколько позже возник государственный орган эфоров, куда входили 5 чиновников от 5-ти спартанских областей, которые в совокупности власти имели больше чем цари.

Население Спартанского государства было классово неравноправным: спартанцы, периэки - вольные жители из близлежащих городов, не имеющие права голоса и илоты - государственные рабы. Спартанцы должны были заниматься исключительно войной, им нельзя было участвовать в торговле, ремеслах и сельском хозяйстве, все это было отдано на откуп периэкам. Имения спартанцев обрабатывали арендованные у государства илоты. Во времена расцвета Спартанского государства спартанцев было в 5 раз меньше чем периэков и в 10 раз меньше чем илотов.

Такой была древняя Sparta, от которой ныне остались развалины ее сооружений, неувядаемая слава государства-воина и небольшой городов с одноименным названием на юге Пелопоннеса.

Спарта была главным государством дорийского племени. Её имя уже играет роль в сказании о троянской войне , так как Менелай, муж Елены , из-за которой возгорелась война греков с троянцами, был спартанский царь. Историю позднейшей Спарты начинали с завоевания Пелопоннеса дорянами под предводительством Гераклидов. Из трех братьев один (Темен) получил Аргос, другой (Кресфонт) – Мессению, сыновья третьего (Аристодема) Прокл и Эврисфен – Лаконию. В Спарте было два царских рода, ведших свой род от этих героев через их сыновей Агиса и Эврипонта (Агиды и Эврипонтиды).

Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу

Но все это были лишь народные сказания или догадки греческих историков, не имеющие полной исторической достоверности. К числу таких сказаний следует отнести и большую часть бывшего весьма популярным в древности предания о законодателе Ликурге время жизни которого относили к IX в. и которому прямо приписывали все спартанское устройство. Ликург, по преданию, был младшим сыном одного из царей и опекуном своего малолетнего племянника Харилая. Когда последний сам начал править, Ликург поехал странствовать, при чем посетил Египет, Малую Азию и Крит, но должен был вернуться на родину по желанию спартанцев, которые были недовольны внутренними раздорами и самим царем своим Харилаем. Ликургу поручено было составить для государства новые законы, и он принялся за это дело, испросив совет у дельфийского оракула . Пифия сказала Ликургу, что не знает, назвать ли его богом или человеком, и что его постановления будут самыми лучшими. Окончив свое дело, Ликург взял со спартанцев клятву, что они до тех пор будут исполнять его законы, пока он не возвратится из нового путешествия в Дельфы. Пифия подтвердила ему свое прежнее решение, и Ликург, послав этот ответ в Спарту, лишил себя жизни, дабы уже не возвращаться на родину. Спартанцы чтили Ликурга, как бога, и выстроили в честь его храм, но в сущности Ликург и был первоначально божеством, которое превратилось позднее в народной фантазии в смертного законодателя Спарты. Так называемое законодательство Ликурга хранилось в памяти в виде кратких изречений (ретры).

102. Лакония и её население

Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее с запада и востока горных хребтов, из которых западный назывался Тайгетом. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилась масса дичи, а в горах Тайгета было много железа; из него местные жители выделывали оружие. Городов в Лаконии было мало. В центре страны у берега Эврота лежала Спарта, иначе называвшаяся Лакедемоном. Это было соединение пяти слобод, которые оставались неукрепленными, тогда как в других греческих городах обыкновенно существовала крепость. В сущности, однако, Спарта была настоящим военным лагерем, державшим в повиновении всю Лаконию.

Лакония и Спарта на карте древнего Пелопоннеса

Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты, были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а всему государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки (клеры), первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотами за известный оброк, платившийся ими натурою в виде большей части сбора. Периэкам была оставлена часть их земли; жили они в городах, занимаясь промышленностью и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты: уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну.

Руины театра в древней Спарте

103. Военная организация Спарты

Спарта была военным государством, и её граждане были прежде всего воинами; к войне привлекали также периэков и илотов. Спартиатов, делившихся на три филы с подразделением на фратрии, в эпоху процветания было только тысяч девять на 370 тысяч периэков и илотов, которых они силою удерживали под своею властью; главные занятия спартиатов составляли гимнастика, военные упражнения, охота и война. Воспитание и весь образ жизни в Спарте были направлены к тому, чтобы быть всегда наготове против возможности восстания илотов, каковые вспыхивали на самом деле время от времени в стране. За настроением илотов следили отряды молодежи, и все подозрительные безжалостно умерщвлялись (криптии). Спартанец не принадлежал сам себе: гражданин был прежде всего воин, всю жизнь (собственно до шестидесятилетнего возраста) обязанный службою государству. Когда в семье спартанца рождался ребенок, его осматривали, годен ли он будет впоследствии к несению военной службы, и хилых младенцев не оставляли жить. От семи до восемнадцати лет все мальчики воспитывались вместе в государственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в воинском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босыми и с непокрытой головой, питались очень скудно и подвергались жестоким телесным наказаниям, который должны были переносить без крика и стонов. (Их секли для этого нарочно перед алтарем Артемиды).

Воин армии спартанцев

Взрослые тоже не могли жить, как хотели. И в мирное время спартанцы разделялись на боевые товарищества, даже обедавшие вместе, для чего участники общих столов (сисситии) вносили известное количество разных продуктов, да и пища их была обязательно самая грубая и простая (знаменитая спартанская похлебка). Государство наблюдало, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законом образа жизни. У каждой семьи был свой надел из общей государственной земли, и этот участок нельзя было ни разделить, ни продать, ни оставить по духовному завещанию. Между спартиатами должно было господствовать равенство; они так прямо и называли себя «равными» (ομοιοί). Роскошь в частной жизни преследовалась. Например, строя дом, можно было пользоваться лишь топором и пилою, которыми трудно было сделать что-либо красивое. На спартанские железные деньги нельзя было ничего купить из произведений промышленности в других государствах Греции. Притом спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии (ксенеласия). Об умственном развитии спартанцы не заботились. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконизм ) вошло у греков даже в поговорку. Спартанцы сделались лучшими воинами в Греции – выносливыми, стойкими, дисциплинированными. Их войско состояло из тяжеловооруженной пехоты (гоплиты) с легковооруженными вспомогательными отрядами (из илотов и частью периэков); конницей они не пользовались в своих войнах.

Древний спартанский шлем

104. Устройство спартанского государства

105. Спартанские завоевания

Это военное государство очень рано выступило на путь завоеваний. Возрастание числа жителей заставляло спартанцев искать новых земель, из которых можно было бы делать новые наделы для граждан. Овладев постепенно всей Лаконией, Спарта в третьей четверти VIII века завоевала Мессению [Первая Мессенская война ] и её жителей тоже обратила в илотов и периэков. Часть мессенцев выселилась, но и оставшиеся не хотели мириться с чужим господством. В середине VII в. они восстали против Спарты [Вторая Мессенская война ], но были снова покорены. Спартанцы сделали попытку распространить свою власть и в сторону Арголиды, но были сначала отбиты Аргосом и лишь позднее овладели частью берега Арголиды. Больше удачи имели они в Аркадии, но уже сделав первое завоевание в этой области (город Тегея), они не присоединили его к своим владениям, а вступили с жителями в военный союз под своим предводительством. Этим было положено начало большому Пелопоннескому союзу (симмахии) под спартанским главенством (гегемонией). К этой симмахии мало-помалу пристали все части Аркадии, а также и Элида. Таким образом к концу VI в. Спарта стояла во главе почти всего Пелопоннеса. Симмахия имела союзный совет, в котором под председательством Спарты решались вопросы войны и мира, и Спарте же принадлежало самое предводительство на войне (гегемония). Когда персидский шах предпринял завоевание Греции , Спарта была самым сильным греческим государством и потому могла стать во главе остальных греков в борьбе с Персией. Но уже во время этой борьбы ей пришлось уступить первенство Афинам .

Слава Спарты – пелопонесского города в Лаконии – в исторических хрониках и мире очень громкая. Это был один из известнейших полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагами.

Спарта была основана Лакедемоном, царствовавшим в Лаконии за полторы тысячи лет до Рождества Христова и назвавший город именем своей жены. В первые столетия существования города вокруг него не было никаких стен: они были возведены лишь при тиране Навизе. Правда, поздней они были разрушены, но Аппий Клавдий в скором времени воздвиг новые.

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится приблизительно на первую половину VII столетия до н. э. Население древней Спарты по своему составу разделялось в те времена на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы проживали в самой Спарте и пользовались всеми правами гражданства своего города-государства: им необходимо было выполнять все требования закона и они были допущены ко всем почетным общественным должностям. Занятие земледелием и ремеслом хоть и не было запрещено этому сословию, но не отвечало образу воспитания спартанцев и поэтому презиралось ими.

Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении ее для них возделывали илоты. Чтобы владеть земельным участком, спартанцу было необходимо выполнить два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для сиссития – общественного стола: ячменную муку, вино, сыр и т. д.

Дичь добывали охотой в государственных лесах; сверх того каждый, приносящий жертву богам, посылал в сисситий часть туши жертвенного животного. Нарушение или невыполнение этих правил (по любой причине) приводило к потере прав гражданства. Все полноправные граждане древней Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, при этом ни у кого не было никаких преимуществ и привилегий.

Круг периэков составляли также люди свободные, но они не были полноправными гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии, кроме Спарты, которая принадлежала исключительно спартанцам. Они не составляли политически целого города-государства, так как управление в своих городах получали только из Спарты. Периэки различных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них был в зависимости от Спарты.

Илоты составляли сельское население Лаконии: они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты жили и в городах, но городская жизнь не была характерна для илотов. Им разрешалось иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые считают, что продажа илотов вообще была невозможной, так как они были собственностью государства, а не отдельных лиц. До наших времен дошли некоторые сведения о жестоком обращении спартанцев с илотами, хотя опять же некоторые из ученых полагают, что в таком отношении больше проглядывало презрение.


Плутарх сообщает, что каждый год (в силу постановлений Ликурга) эфоры торжественно объявляли войну против илотов. Молодые спартанцы, вооружившись кинжалами, ходили по всей Лаконии и истребляли несчастных илотов. Но со временем учеными было установлено, что такой способ истребления илотов был узаконен не во время Ликурга, а только после Первой Мессенской войны, когда илоты стали опасными для государства.

Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупредил читателя, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. И все-же он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим.

Большая часть ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О.Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» намного древней своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.

Многие из ученых (У.Виламовиц, Э.Мейер и др.) сохранившееся в нескольких вариантах жизнеописание спартанского законодателя рассматривают как позднюю переработку мифа о древнем лаконском божестве Ликурге. Приверженцы этого направления поставили под сомнение и само существование «законодательства» в древней Спарте. Обычаи и правила, которые регулировали повседневную жизнь спартанцев, Э.Мейер классифицировал как «житейский уклад дорийской племенной общины», из которой почти без всяких изменений и выросла классическая Спарта.

Но результаты археологических раскопок, которые проводились в 1906-1910-х годах английской археологической экспедицией в Спарте, послужили поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали святилище Артемиды Орфии – один из самых древних храмов Спарты – и обнаружили много художественных произведений местного производства: замечательные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости.

Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти совершенной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII столетии до н. э. еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств. Только к концу VI столетия до н. э. Спарта замыкается в себе и превращается в тот город-государство, каким его знали античные писатели.

Из-за угроз мятежа илотов, обстановка тогда была беспокойной, и потому «инициаторы реформ» могли прибегнуть (как это нередко бывало в древние времена) к авторитету какого-то героя или божества. В Спарте на эту роль был избран Ликург, который мало-помалу из божества стал превращаться в исторического законодателя, хотя представления о его божественном происхождении сохранялись до времен Геродота.

Ликургу довелось приводить в порядок народ жестокий и возмутительный, потому надо было научить его сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными воинами. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления спартанской общиной. Античные писатели утверждали, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой – народным собранием; в герусию входили и два царя, одной из основных обязанностей которых было командование армией во время войны.

Из описаний Павсания мы знаем, что периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI столетие до н. э. В это время в городе были возведены храм Афины Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона» и другие постройки. Но на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V столетия до н. э., город произвел самое безотрадное впечатление.

На фоне роскоши и величия афинского зодчества времен Перикла Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь прослыть старомодными, не перестали поклоняться архаичным каменным и деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней Греции.

Во второй половине VI столетия до н. э. наступило заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До того они принимали в них самое активное участие и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В последствии, за все время с 548 до 480 года до н. э., победу одержал лишь один представитель Спарты – царь Демарат – и только в одном виде состязаний – скачках на ипподроме.

Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них покупалось лишь то, что производилось в самой Спарте; кроме этого, они были настолько тяжелыми, что даже небольшую сумму следовало перевозить на повозке.

Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в абсолютно одинаковых условиях. В специальном предписании указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковая.

Таким образом, в Спарте постепенно богатство потеряло всякий смысл, так как пользоваться им было невозможно: граждане меньше начали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, как следствие, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.

Одного из спартанских юношей, который за бесценок приобрел землю, предали суду. В обвинении было сказано, что он еще очень молод, а уже соблазнился выгодой, в то время как корысть – враг каждого жителя Спарты.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из основных обязанностей гражданина. Спартанца, у которого было три сына, освобождали от несения сторожевой службы, а отца пятерых – от всех существовавших обязанностей.

С 7-и летнего возраста спартанец уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и начинали общественную жизнь. С этого момента они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей обучали читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично – кратко и четко.

Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши обязаны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей довольно скудно, потому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; однако если кто попадался, то били нещадно – не за кражу, а за неловкость.

Достигнувших 16-ти летнего возраста юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали продолжению наказания: некоторые не выдерживали испытания и умирали.

В Спарте был закон, по которому никто не должен был быть полней, чем это необходимо. По этому закону все юноши, не достигшие еще гражданских прав, показывались эфорам – членам выборной комиссии. Если юноши были крепки и сильны, то их удостаивали похвалы; юношей, чье тело считали слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил Спарту и ее законы.

Плутарх и Ксенофонт писали, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как также подчинялись суровому воспитанию.

Женщины древней Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая от стыда, торопились скрыться, предоставив хоронить убитых другим.

Брак в Спарте также подчинялся закону: личные чувства не имели никакого значения, потому как все это было дело государственное. В брак могли вступать юноши и девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу и от которых можно было ожидать здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускали.

Но у Аристотеля о положении спартанских женщин говорится совсем иначе: в то время как спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги зачастую нечестными путями, потому как прямые средства были им запрещены. Аристотель писал, что Ликург пытался и спартанских женщин подчинить такой же строгой дисциплине, но встретился с их стороны с решительным отпором.

Предоставленные сами себе, женщины сделались своевольными, предались роскоши и распущенности, они даже начали вмешиваться в государственные дела, что в конце концов привело в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, – с горечью вопрошает Аристотель, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, чем бросали вызов строгим нормам государственной дисциплины и морали.

Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил связи Спарты с иностранцами. Без разрешения, которое давали лишь в случаях особой важности, спартанец не мог покинуть города и выехать за границу. Иностранцам также было запрещено появляться в Спарте. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.

Граждане древней Спарты представляли из себя что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом. Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то были времена, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме этого, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными или совсем не покоренными ахейцами, потому только битвами и победами они могли держаться.

Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь древней Спарты очень скучной, а сам народ несчастным. Но из сочинений древнегреческих авторов видно, что столь необычные законы сделали спартанцев самым благополучным народом в древнем мире, потому что везде господствовало лишь соперничество в приобретении добродетелей.

Существовало предсказание, по которому Спарта останется сильным и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга и останется равнодушной к золоту и серебру. После войны с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И с этого момента доблесть их начала постепенно угасать…

Аристотель же считает, что именно ненормальное положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV столетия до н. э. страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной мощи.

Древняя Спарта

Спарта - главный город области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония – сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали “лакедемонянами”, что практически равнозначно словам “спартанец” или “спартиат”.

Спарта, название которой может значить “разбросанная” (предлагаются и другие толкования), состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал акрополем. Первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до 2 в. до н.э. В ходе раскопок Британской школы в Афинах (проводившихся в 1906–1910 и 1924–1929) были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр. Театр был выстроен из белого мрамора и, согласно Павсанию, описывавшему постройки Спарты ок. 160 н.э., являлся “достопримечательностью”, но это каменное строение относится уже к эпохе римского владычества. С низкого акрополя открывался роскошный вид на долину Эврота и на величественную гору Тайгет, круто вздымавшуюся на высоту 2406 м и образовывавшую западную границу Спарты.

Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, уже после “дорийского нашествия”, произошедшего предположительно между 1150 и 1100 до н.э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную “столицу” у реки Эврот. Поскольку в период, к которому большинство историков относят Троянскую войну (ок. 1200 до н.э.), Спарта еще не возникла, миф о похищении Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город микенской эпохи, существовало святилище Менелайон и вплоть до классического периода отправлялся культ Менелая и Елены.

Рост численности населения и связанные с ним экономические и социальные проблемы вдохновили спартанцев на внешнюю экспансию. За вычетом основанной в Италии в 8 в. до н.э. колонии Тарент Спарта расширялась лишь за счет собственно Греции. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Свидетельством спартанской активности является легенда о том, как жители Элиды при поддержке Спарты сумели отвоевать у своих соперников, жителей Писы, контроль над Олимпийскими играми. Первая зафиксированная победа спартанцев в Олимпии – это победа Аканфа в беге на 15-й Олимпиаде (720 до н.э.). Более столетия спартанские атлеты доминировали на Олимпийсих играх, добившись за это время 46 побед из 81, занесенной в анналы.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510–500 до н.э.) Спарта фактически господствовала на всем Пелопоннесе, за исключением Аргоса и Ахайи на северном побережье, и к 500 до н.э. превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, дорической Спартой и ионийскими Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете в 404 до н.э. Спарта взяла верх, а Афинская держава погибла. Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение при Левктрах (371 до н.э.) и при Мантинее (362 до н.э.), после чего, если забыть о кратковременных всплесках активности и случайных периодах взлета, Спарта стала терять былое могущество.

При тиране Набиде ок. 200 до н.э. или вскоре после него Спарта была окружена стеной, тогда же появился и каменный театр. В период римского владычества, начавшийся в 146 до н.э., Спарта превратилась в большой и благополучный провинциальный город, здесь возводились оборонительные и иные сооружения. Спарта процветала вплоть до 350 н.э. В 396 город был уничтожен Аларихом.

Особое значение в мировой истории имеет влияние, оказанное на позднейшие государственные системы политическим и социальным устройством Спарты. Во главе спартанского государства стояли два царя, один из рода Агидов, другой из рода Эврипонтидов, что было, вероятно, изначально связано с союзом двух племен. Два царя проводили заседания вместе с герусией, т.е. советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина (в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах, фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров приобрели власть, превосходившую власть царей (возможно, после исполнения этой должности Хилоном ок. 555 до н.э.). Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (они назывались криптиями) с целью убийства илотов.

Как это ни удивительно, тот тип цивилизации, который именуется теперь спартанским, не характерен для ранней Спарты. Произведенные англичанами раскопки подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают, имена спартанских атлетов больше не появляются в списках олимпийских победителей. Прежде чем эти перемены дали о себе знать, спартанец Гитиад построил “медный дом Афины” (храм Афины Полиухос); через 50 лет, напротив, пришлось приглашать иноземных мастеров Феодора Самосского и Батикла из Магнесии для строительства соответственно Скиады (вероятно, зала для собраний) в Спарте и храма Аполлона Гиацинтия в Амиклах. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя неясно, кем был Ликург – богом, мифическим героем или историческим лицом.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки (букв. “живущие рядом”), обитатели союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии. Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу.

По оценкам, к 600 до н.э. насчитывалось ок. 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз. Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Чтобы удержать свое положение в государстве, спартиаты ощущали необходимость в большой регулярной армии. Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует отнести на гору Тайгет. Первые годы жизни мальчик проводил дома. С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова “на войне”.

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Сообщается, что Ликург ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей.

Спартиаты намеренно ввели у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...