Главный город каракалпаков. Народы Узбекистана

Каракалпаки являются тюркским народом и относятся к кыпчакской подгруппе. Название переводится как «черный колпак». Эта народность состояла в родстве с хазарами, печенегами и узами, проживали они по соседству с русскими, неподалеку от башкир и древних булгар, заселяя левый берег Волги. Всего в мире проживает около 825 000 каракалпаков.

Существует у каракалпаков предание, что они когда-то проживали на территории Средней Азии, а в свои настоящие места проживания пришли из бывшего Казанского ханства, откуда их изгнали ногаи. Они были вынуждены бродить долгое время по степям, бороться с киргиз-кайсаками. После народность распалась на три части. Одни поселились в дельте реки Амударья, вторые - на нижней Сырьдарье и Ени-дарье, третьи в Зеравшанской долине. В 18 веке одна из частей каракалпаков приняла русское подданство, но потом перешла под покровительство Хивы и части Бухары, так как русские не смогли оградить ее от киргизов. В 1873 году территория правого берега Амударьи, на которой проживали каракалпаки, вошла в состав России.

Где живут

Основной район проживания народности - Каракалпакстан, Республика Каракалпакстан, расположенная на территории Узбекистана в дельте реки Амударья. Небольшое количество представителей этой народности живет в Ферганской долине и Хивинском оазисе, в Казахстане, в основном в Маниутской области, Туркмении, Москве, Московской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской областях.

Язык

Каракалпакский язык является одним из языков тюркской семьи и относится к ногайско-кыпчакской подгруппе. 1 декабря является официальным днем каракалпакского языка.

В каракалпакском существует два диалекта:

  1. юго-западный
  2. северо-восточный

В советское время на основе северных говоров образовался литературный каракалпакский язык. Письменность каракалпакского языка на основе латиницы, до 1996 года была на основе кириллицы. На каракалпакском языке ведется преподавание в начальных и средних школах, проходит чтение некоторых дисциплин в Каракалпакском государственном университете имени Бердаха.

Жизнь

Основной деятельностью каракалпаков является скотоводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот, баранов и птицу. Занимаются рыболовством и земледелием. Из народных ремесел распространено тиснение по коже, резьба по дереву, ковроделие, вышивка, ткацкое и ювелирное ремесло, валяние войлока, плетение циновок и пошив одежды.

В полях сеяли пшеницу, ячмень и просо, землю пахали на быках. Каракалпаки умело использовали для орошения полей озера и протоки. До сих пор в низовьях реки Сырдарья сохранились следы полей и остатки специальных ирригационных сооружений 18 века. На зиму, чтобы прокормить скот, запасали сено и камыш. Каракалпаки добывали свинец, селитру и красную медь, из которых изготавливали пули и порох. Оружие они получали из Бухары.

Передвигались по реке и перевозили грузы на лодках и арбах, распространена у народа и верховая езда на лошадях. Для рыбалки использовали лодку «кайык».


Жилище

Каракалпаки являются полуоседлым народом, у них существовало большое количество временных жилищ, которые отличались строительным материалом, способом устройства и планировкой. В основном все зависело от природно-хозяйственных условий. Единственными устойчивыми и постоянными жилищами, которые не зависели от местности и условий природы, являются юрта и саманный, глинобитный дом «там». Жили в юртах зимой и летом. Когда нужно было обороняться от соседей-кочевников, казахов и туркменов, особенно это случалось зимой, каракалпаки собирались в аулы и ставили свои юрты в укреплениях «цала». Их обносили стенами или огораживали земляным валом, окруженным рвом.

Дом строили прямоугольной формы, с плоской крышей. В нем было одно или два жилых помещения. Под одной крышей с домом часто обустраивали очаг, хлев, кладовые и крытый двор, в котором ставили юрту. Вход в дом был закрыт большими деревянными воротами. В таме жили в основном зимой, летом предпочитали переселяться в юрту.

Строили каракалпаки и глиняные мазанки, полуземлянки и землянки. У крупных феодалов–баев были замки-усадьбы, которые строились из пахсы и обносились стенами. Сегодня в поселениях каракалпаков распространены и жилые дома, но есть много традиционных жилищ.


Религия

Каракалпаки исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.

Еда

В национальной самобытной кухне каракалпаков присутствуют элементы соседних народов: узбеков, казахов и туркменов. Мясные блюда готовят в основном из говядины и баранины, едят конину, верблюжатину и домашнюю птицу. Свинину по религиозным соображениям не употребляют. Много едят картофеля, овощей, первые и вторые блюда готовят из круп и бобовых: рис, просо, маш, джугара, фасоль, сорго.

Блюда в основном жарят и варят. В кухне распространена широко комбинация из отварного теста и мяса. Самые распространенные каракалпакские блюда: плов, лагман, гуртик, шавля, манпар, самса, манты, шорпа, пельмени, суп-лапша на бульоне и суп-машаба. Практические все блюда к столу подают с лепешками, приготовленными из пшеничной муки. Из джугарной муки делают клёцки. Одним из любимых блюд каракалпаков является турама - мелко накроенное мясо с клёцками.

Пьют черный и зеленый чай с молоком. Этот обычай распространился у народа только в 19 веке. Из кисломолочных продуктов делают кумыс, айран, творожную кислую массу сузьма, кисломолочный напиток из кипяченого молока катык и курут - сушеные шарики из сузьмы с перцем и солью.


Внешность

Одежда каракалпаков состоит из рубахи на выпуск, штанов, которые заправляли в сапоги, халата - шапан, подпоясанного платком или кушаком. Халаты шили из темных тканей в мелкую полоску, под них надевали стеганый камзол - бешпент. Зимой носили тулуп из овчины шерстью внутрь, в качестве головного убора - овчинную шапку черного цвета. В древности носили черные войлочные высокие шапки конусообразной формы «калпак-такыя», которые и послужили основой названия народа.

Женщины носили рубаху-платье, штаны и халат. Вместо камзола часто надевали безрукавку. Женщины этой народности любят одежду ярких цветов, особенно красного и синего. Много на их одежде вышивки и украшений из металла. Вместо паранджи надевали халатообразную накидку жегду, которая не закрывала лицо. Часто на голове носили длинный платок, его повязывали поверх тюбетейки, как чалму.

Женский головной убор саукеле является произведением искусства каракалпаков и создается искусными ювелирами. Он представляет собой шлем, выполненный из войлока и покрытый красным сукном. Убор богато украшают металлическими бляхами, узорами, подвесками, цветными бусами и камнями, в основном коралловыми. Тумак - верхняя часть шлема - перекрещена черным широким крестом из нашитых тканевых полосок. На лоб спускается тяжелая серебряная бляха жыга. К наушникам прикрепляют две серебряные бляхи с бирюзовыми или сердоликовыми вставками кыран. По форме бляхи похожи на орла или ловчих охотничьих птиц. Сзади к саукеле прикрепляется длинная полоса ткани (халака), украшенная вышивкой.


Культура

Фольклор народа каракалпаков состоит из различных направлений:

Все произведения исполнялись перед народом сказителями и певцами. Из народных музыкальных инструментов каракалпаки использовали смычковый кобуз, щипковый дутар, духовые инструменты сурнай и най, бубен дэп.

Традиции

У народа существуют определенные строгие правила и обычаи поведения во время приема пищи. По традиции пищу каракалпаки едят сидя на полу вокруг скатерти. Бульоны подают в мисках или чашках, густую пищу едят руками. Обычно в день едят три раза. Перед тем как начать трапезу, нужно полить на руки воду, которая полностью должна стечь. Стряхивать ее с рук нельзя, чтобы брызги не попали в пищу. Первым начинает есть старший по положению или возрасту. Если в дом приезжает гость, его обязательно угощают айраном, кислым молоком или варят похлебку катыбыламык.

При рождении ребенка проводятся обряды, которые должны защитить новорожденного от всех несчастий и бед. Большое внимание уделяется имени, выбирает его самый уважаемый член общества, старейшина или духовный лидер. Часто имена дают в честь прадедов и прабабушек. Самые распространенные у каракалпаков имена с корнем -нур , например, Нурсултан, Нуратдин.

Через 40 дней после рождения ребенка устраивают бешик-туй. Ребенка купают, впервые пеленают и кладут в ярко раскрашенную кроватку-качалку (бешик), которую приносят родственники молодой матери. Вместе с ней они приносят лепешки, завернутые в скатерть, игрушки и сладости.

Под подушку в бешик ребенку принято класть лук, нож и перец, чтобы ребенок был беспощаден с врагом, большой точильный камень и хлеб, чтобы голова была как камень твердой, ум великим, а глаза зоркими. Под ножки кладут зеркало, чтобы лицо было красивым и открытым, а жизнь светлой. К одежде маленьких детей пришивают разные обереги, чтобы в жизни их не коснулись беды. После проводятся смотрины, и каждый гость преподносит новорожденному подарок.


Свадьба у каракалпаков состоит из нескольких этапов, основными из них являются следующие:

  • сговор;
  • малый пир в доме невесты «патия той»;
  • день свадьбы (пир в доме невесты и в доме жениха).

Сговор проводится обычно в доме невесты, родители жениха дарят родителям невесты подарки. Обязательно в сговоре должны принимать участие старейшины, которые дают разрешение на брак. Родственники жениха дарят вещи белого цвета и договариваются о размере калыма.

После сговора родители невесты и жениха устраивают «кенес той», приглашают на него родственников, близких и соседей. На этом мероприятии все они решают вопросы проведения свадьбы. Потом проводится «патия той», расходы на который оплачивает жених. Он одаривает невесту, ее родителей и родных подарками. После малого пира родители невесты приходят к родителям жениха и дарят им подарки.

Плач невесты «сынсу» является неотъемлемой частью свадебного обряда. Он выражает грусть девушки, которая покидает отчий дом. Когда невеста приходит к дому жениха, его мать забрасывает ее конфетами, чтобы жизнь молодой жены была сладкой. После девушку проводят в комнату, закрытую узорчатой ширмой шымылдык. Там она должна находиться до начала самой важной церемонии открытия лица - бет ашар. Потом невеста приветствует каждого гостя и кланяется ему. Этот обряд называется келин салом.


Известные люди

Есть среди представителей народа и известные люди, которые прославились своим талантом и выдающейся деятельностью:

  1. поэт Мусаев Аяпберген
  2. поэт Дабылов Аббаз
  3. поэт и драматург Аймурзаев Джолмурза
  4. академик Нурмухамедов Марат
  5. народный писатель и государственный деятель Каипбергенов Тулепберген
  6. актриса театра, народная артистка СССР Шамуратова Аймхан.

В качестве подтверждения своего субъективного мнения о близости кара-калпаков к казахам, приведу сообщение с одного из узбекских сайтов.

Каракалпаки хотят жить в Казахстане

Все больше жителей Каракалпакстана отваживаются на любые ухищрения, включая подлог документов, чтобы выехать в Казахстан, где уровень жизни значительно выше и всегда есть работа.

На днях в Нукусе - столице Республики Каракалпакстан, входящей в состав Узбекистана, - арестован начальник паспортного стола небольшого каракалпакского провинциального городка. Он за взятку переделывал в паспортах каракалпаков графу «национальность», превращая их в казахов.

Сотрудники правоохранительных органов говорят, что все чаще встречаются с такого рода преступлениями, хотя точное число людей, поменявших гражданство таким способом, не известно.

По данным Агентства по демографии и миграции, с 1991 года по настоящее время в Казахстан из Каракалпакстана переехало около 63-х тысяч человек, однако неофициальные источники утверждают, что переселенцев не менее 100 тысяч.

Специалисты из Каракалпакского филиала Международного фонда спасения Арала говорят, что только за последние семь лет из Каракалпакстана в Казахстан эмигрировало почти 250 тысяч человек, а это практически шестая часть полуторамиллионного населения Каракалпакстана.

В 1924-1930 годах – в первые годы существования СССР - Каракалпакия входила в состав Казахской автономии Российской Федерации. В 1932 году она получила статус автономной советской республики и должна была со временем преобразоваться в отдельную самостоятельную республику.

Однако в 1936 году Узбекистану удалось уговорить Москву отдать Каракалпакию под его опеку, и таким образом она превратилась в узбекскую автономию. С тех пор идеи воссоединения Каракалпакии с Казахстаном жестко пресекались узбекским правительством.

Каракалпаки и казахи говорят практически на одном языке, имеют схожую культуру и традиции. Этнически каракалпаки ближе к казахам, чем к узбекам.

Ташкент мало волнуют проблемы жителей Каракалпакстана, но вот территорию республики он хотел бы оставить за собой. Каракалпакстан занимает почти треть Узбекистана и имеет важное стратегическое значение.

Через Каракалпакстан проходят важнейшие стратегические автодороги и железнодорожные магистрали с юга на север. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, очень важно держать свою автономию в полном подчинении, а сделать это легче, если подавляющее большинство местного населения будут составлять не каракалпаки и казахи, а узбеки.

Источник в местной администрации Каракалпакстана сообщил контрибьютору IWPR, что у центрального правительства уже имеются планы «узбекизации» автономии, поэтому и массовый выезд неузбекского населения служит интересам Ташкента.

Но простым жителям Каракалпакстана безразличны политические интриги Ташкента и Астаны. Они хотят иметь возможность зарабатывать на хлеб, и эту возможность они видят для себя в Казахстане.

34-летний Ертай Жуманов - житель одного из многочисленных казахских поселков Тахтакупырского района Каракалпакстана - вот уже несколько дней живет в доме, с которого снята крыша, и готовится к переезду в Казахстан. Жуманов собирается пустить на стройматериалы весь свой дом и хозяйственные пристройки. Это – единственный способ вернуть вложенные в дом деньги. Желающих купить целый дом в Каракалпакстане нет.

По словам Жуманова, причина его переезда в Казахстан - «ужасающая нищета и отсутствие перспектив найти работу, невозможность содержать жену и троих детей, помогать родителям и близким, оставаясь в Каракалпакстане».

Уверенность в том, что в Казахстане лучше, в Ертая вселяет опыт его односельчан. По словам жителей этого небольшого поселка, заселенного преимущественно казахами, здесь нет семьи, из которой кто-нибудь не уехал бы на заработки в Казахстан. Если пройтись по кривым пыльным улочкам этого поселка, то можно увидеть немало домов, чей вид красноречиво говорит о том, что их владельцы снимаются с насиженных мест: где-то нет крыш, где-то разбирают стены.

В Казахстан из Каракалпакстана люди уезжают в огромном количестве уже несколько лет. Массовый отток жителей наблюдался в 2000-2001 годы, когда Каракалпакстан, живущий за счет сельского хозяйства, страдал от засухи. Урожай сгорел под испепеляющим солнцем. Людям пришлось резать домашнюю скотину, которую нечем стало поить и кормить.

Особенно тяжело пришлось северным районам Каракалпакстана, до которых вода по руслам каналов практически не доходила, и ее приходилось завозить сюда цистернами. Уровень жизни, который и без того в этих местах всегда был очень низким, упал до состояния вопиющей нищеты.

В этом году вода в Каракалпакстан пришла, но люди все равно уезжают отсюда. Во время засухи хозяйству был нанесен огромный ущерб, восполнять который у местного населения нет ни желания, ни сил. К тому же никто не может дать гарантии, что и следующий год не окажется засушливым.

Вдобавок - у людей не осталось никакого доверия к государству, которое никогда не желало честно расплачиваться с фермерами за их продукцию и не оказывало существенной помощи в засушливые годы.

«Жизнь в Казахстане несравнимо лучше. Если ты работаешь, то твой труд всегда будет достойно оплачен, а к переселенцам – казахам - там относятся с особым вниманием. Государство помогает им обустроиться на новом месте и найти работу», - говорит односельчанин Жуманова, пожелавший сохранить анонимность.

:
400 000 (оценка)

Казахстан Казахстан :
60000 (2015 г.)
Туркмения Туркмения :
50 000 (оценка)
Россия Россия :
4 466 (перепись 2010 г.)

    • Волгоградская область Волгоградская область :
      312 (2010 г.)
    • Московская область Московская область :
      230 (2010 г.)
    • Москва Москва :
      228 (2010 г.)
    • Астраханская область Астраханская область :
      99 (2010 г.)
    • Саратовская область Саратовская область :
      66 (2010 г.)
    • Оренбургская область Оренбургская область :
      66 (2010 г.)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Короткая информация о Каракалпаках. Каракалпаки и Каракалпакстан

    ✪ Племя Канглы. Казахи, Каракалпаки, Башкиры, Кыргызы братья

    ✪ Кыргызы и Каракалпаки братья на век.

    ✪ Черные клобуки (каракалпаки) союзники Киевской Руси.

    Субтитры

Культура

Каракалпаки - основное коренное население Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Каракалпаки занимают южное побережье Аральского моря и дельту Амударьи. В состав каракалпакского народа входят различные этнические элементы, поэтому культура этого народа многолика и перекликается с культурами других среднеазиатских народов.

Огромное влияние на культуру каракалпаков оказали тюркские племена, которые на протяжении долгого времени кочевали по территориям Средней Азии. В родоплеменном делении каракалпаков прослеживаются связи с печенегами, огузами, кипчаками,кыргызскими, Золотой Ордой, казахскими, туркменскими и узбекскими племенными союзами.

Несмотря на многовековые связи с кочевыми объединениями, каракалпаки сохранили своеобразный тип хозяйства, сочетающий в себе земледелие, основанное на ирригации, отгонное скотоводство и рыболовство.

Каракалпаки выращивали пшеницу, рис, просо, джугару (кормовой и хлебный злак из рода сорго), кунжут, хлопок, а также сеяли люцерну. В основном скотоводство каракалпаков было подчинено земледелию. Так как они выращивали тягловые виды скота - рабочих быков и лошадей.

Рыболовством среди каракалпаков, в основном, занимались те племена, которые проживали на побережье Арала и в дельте Амударьи. Рыбу ловили с помощью камышовых заграждений, а так же с помощью остроги и сети. Среди каракалпаков-рыболовов была распространена лодка - «кайик», которой они пользовались для ловли рыбы у побережья Арала.

Огромное значение в культуре каракалпаков имело их родоплеменное деление. Вся территория каракалпаков была поделена между двумя конфедерациями племён: арысами и кунгратами. В конфедерацию арысов входило более 12 племен, которые состояли из 100 родов. Они, в основном, проживали на территории правобережья Амударьи. Племена кунграт, соответственно, занимали левый берег Амударьи.

У каракалпаков издавна бытовало два типа жилищ - юрта и глинобитный или саманный дом - «там». Каракалпакская юрта имела некоторые отличия от юрт соседних кочевых народов, это проявлялось в отдельных деталях конструкции, во внутреннем и внешнем убранстве.

«Там» представлял собой большой прямоугольный дом с плоской крышей. Он состоял из одного-двух жилых помещений. В стенах были выбиты очаг, кладовые, хлева и крытый двор «уйжай», в котором устанавливалась юрта. Вход в него закрывали массивные деревянные ворота. Там в основном был зимним жилищем, летом предпочитали жить в юрте вне дома.

Среди традиционных ремёсел каракалпаков выделяется ткачество, ковроделие, валяние войлоков, плетение циновок, изготовление одежды.

Одежда каракалпакских мужчин не сильно отличается от одежды узбеков. Они носили белую туникообразную рубаху, широкие в шаге штаны, заправленные в сапоги, свободный халат из темной ткани в мелкую полоску, а зимой - овчинный тулуп, шерстью внутрь. Отличается одежда каракалпаков только стеганным камзолом - «бешпент», который они носили под халатом. Головным убором служила уплощенная круглая шапка из темной овчины - «кураш». В древности у каракалпаков бытовали высокие войлочные конусообразные шапки - «калпак-такыя», по которым они и получили своё этническое наименование - «каракалпак» - «черная шапка».

Женский костюм также состоял из рубахи, штанов, халата, но вместо камзола они часто надевают безрукавку. Каракалпачки любят носить одежду яркой расцветки с преобладанием красного и синего, обилие вышивки и металлических украшений. Паранджи они не носили, её заменяла халатообразная накидка - «жегде», не закрывавшая лица. Обычным головным убором женщин был длинный платок, который повязывался поверх тюбетейки наподобие чалмы.

История

До середины XVIII века каракалпаки жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи . В середине XVIII века бо́льшая их часть переселилась на Жанадарью - южный рукав древней дельты Сырдарьи.

Письменных источников, освещающих историю каракалпаков до XVI века, не обнаружено. Первые исторические сведения о них относятся к 1598 году. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов - Абдуллы хана (1583-1598 гг.) - нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака , среди которых упоминаются и каракалпаки. С тех пор известия о каракалпаках всё чаще встречаются в исторических источниках. К концу XVI века это была уже вполне сформировавшаяся народность.

Одна из распространённых версий , основывающаяся на истории названий родов (шести арысов - Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт) , относит начало формирования каракалпакского этноса к выделению из Ногайской Орды после 1556 года Алтыульской Орды , крайнего юго-восточного участка владений Ногайской Орды , граничивший со Средней Азией во главе с Шейх Мамай-бием (дословно Орда Шести Сыновей). В начале XVII века , каракалпаки предприняли попытку навязать свою политику в Туркестане, захватили ряд городов, в том числе город Ташкент, но правитель каракалпаков по имени Аб-Дал Гаффар был объявлен лжечингизидом и через несколько лет убит казахскими ханами, в результате наибольшая часть каракалпаков попала под власть казахских ханов. Во второй половине XVII века, каракалпаки, населявшие среднее и нижнее течение Сырдарьи приняли подданство одного из потомков Сибирского хана Кучума. Правление династий Кучумовых в среде каракалпаков длилось до второй половины XVIII века, известны имена - Кучук, Жангир, Ишим Мухамед, Каип, Шайбак и др. Каип хан последний хан Нижних каракалпаков, дата смерти не установлена, от его имени в 1743 году каракалпакские послы и султаны в последний раз дали присягу верности Российской империи. В 1723 году началось вторжение джунгар разгромивших каракалпаков и разоривших их владения, что привело к разделению народа на Верхних и Нижних. Верхние попали в зависимость от джунгар, Нижние сохранили свою независимость, но из-за противостояния с казахскими ханами отошли к берегам Жанадарьи. К концу XVIII века каракалпаки покинули и этот район расселения и переселены во хивинские владения и дельту Амударьи. В первой половине XVIII века, каракалпакские ханы трижды (1722, 1732, 1743 гг) обращались с прошением в русское подданство, которые были удовлетворены, но неблагоприятные обстоятельства (войны, начавшиеся в 1723 году с джунгарами и в 1743 году с казахами) не дали возможности дальнейшему развитию дружеских отношений. Ряд караванов, снаряженные для торговли с Россией в мирные 30-е годы, попутно были разграблены на казахско-российских территориях, купцы, послы и охранение убиты, что стало главным мотивом в быстром охлаждении отношений.

В XVII-XVIII вв каракалпаки принимали активное участие в политической и военной деятельности Бухарского, Казахского, Хивинского ханств, а также Сибирского ханства, принимали участие в башкирских восстаниях. Потомки Кучума активно поддерживали все проявления недовольства башкир имперской властью и охотно посылали своих воинов в помощь. Один из каракалпакских султанов Мурат Султан был предводителем Алдар-Кусюмского восстания (раненый при осаждении крепости Терек попал в плен и казнен в 1708 году в Казани). Главная борьба каракалпаков за независимость происходила в хивинском ханстве. Отмечаются несколько крупных восстаний каракалпаков под предводительством Айдос би в 1827 году, Ерназар Алакоз - 1855-56 гг, Мухаммед Фена - 1858-59 гг. В 1873 году, согласно Гандемианского договора, каракалпаки (арыс онторт ру) населявшие правый берег Амударьи вошли в состав Российской империи, каракалпаки левого берега (арыс конграт) остались в составе хивинского ханства, вновь объединены только в годы советской власти.

Таким образом, среди учёных существовали разные мнения по вопросу о происхождения каракалпакской народности.

Важным источником исследования ранних этапов истории народностей Приаралья стало археологическое изучение древней дельты Амударьи и Сырдарьи. Как полагает С. П. Толстов , наиболее древними предками каракалпаков были сако-массагетские племена апасиаков (VII-II вв. до н. э.). В дальнейшем происходило включение в состав этих племён гуннов, хионитов и тюркских племён VI-VIII вв. Он предполагал, что все они участвовали в сложении будущей каракалпакской народности. Основным этапом этногенеза каракалпаков С. П. Толстов считает IX-XI вв. - период, когда происходило объединение печенежских племён в юго-восточном Приаралье.

В 1830-х П. И. Иванов тоже выдвигал гипотезу, что формирование каракалпаков связано с территорией Приаралья XI века. Это мнение подтверждает и С. П. Толстов. Таким образом, этноним наименования каракалпаков в нескольких вариантах XII-XIV веках существовал как у западных, так и восточных групп огузо-печенежских племён. В дальнейшем их судьбы были связаны с пришедшими из бассейна Иртыша в XI в. кыпчаками, в среде которых они находились до и после монгольского завоевания и образования Золотой Орды. В XIV-XVI вв., когда монгольские улусы распались, эти племена вошли в состав Восточной Ногайской Орды.

Уже один из первых исследователей каракалпакского языка профессор Н. А. Баскаков отнёс его к кыпчакской группе языков. Наиболее близок он к казахскому и ногайскому. Эти три языка Н. А. Баскаков объединяет в особую кипчакско-ногайскую подгруппу и считает, что он формировался в составе большой ногайской Орды. С другой стороны, в языке есть элементы ираноязычного населения Средней Азии, в частности, хорезмийского языка .

К 20-годам XVII в. Абулгази в своём труде «Родословная тюрков» сообщает о бегстве из Хивы Хабат-Султана к каракалпакам на берега Сырдарьи. Этот документ доказывает, что в конце XVI-XVII вв. сырдарьинские каракалпаки находились в зависимости от Бухарского ханства. Это подтверждается статейным списком Бориса Пазухина, возглавлявшего в 1671 г. русское посольство в Бухару, Балх и Ургенч. В нём говорится, что поданные бухарскому царю царевичи каракалпакские - «люди надёжные в бою». Местности, населённые каракалпаками, назывались «бухарскими улусами» и путь к ним шёл по «туркестанской дороге».

Часть каракалпаков не имели кровного родства с различными каракалпакскими родами и происходит от хивинских пленников - иранцев, которые стали свободными с вхождением каракалпаков в состав Российской Империи. Т. А. Жданко отмечала их резкое антропологическое отличие и замечала, что они брали для себя род своего владельца, так появились таза-канглы (новые канглы – потомки пленников). Такие же элементы Т. А. Жданко отмечала и среди кенегесов и аралбаев.

У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на семейных и общественных трапезах, которые строго соблюдались. Любую пищу по традиции едят сидя на полу вокруг скатерти. Густую пищу едят руками , бульон подают отдельно, в миске или чашке. Едят обычно 3 раза в день. Состав блюд очень разнообразен - молочная, растительная, мясная пища. Перед едой полагается полить воду на руки, после чего дают воде стечь с рук. Не полагается стряхивать с рук воду после умывания, так как брызги могут попасть в пищу. Начинает есть старший по возрасту или положению. В прошлом у каракалпаков не было принято пить чай; если в дом приезжал кто-нибудь, угощали обязательно кислым молоком , айраном или варили катыбыламык - похлёбку. Обычай пить чай распространился у каракалпаков, как и у других народов Средней Азии, относительно недавно (в XIX веке) вместе с ростом торговли с

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова каракалпаки

каракалпаки в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

каракалпаки

каракалпаков, ед. каракалпак, каракалпака, м. Одна из тюркских народностей в Средней Азии.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

каракалпаки

    Народ тюркской этноязыковой группы.

    Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

каракалпаки

народ в Ср. Азии, главным образом в Узбекистане, в Каракалпакии (412 тыс. жителей, 1992). 5 тыс. человек живут также в Афганистане (1992). В Российской Федерации 6 тыс. человек. Язык каракалпакский. Верующие каракалпаки - мусульмане-сунниты.

Каракалпаки

нация, основное население Каракалпакской АССР. Общая численность в СССР 236 тыс. чел. (1970, перепись). Из них 218 тыс. живут в Каракалпакской АССР, остальные ≈ в Ферганской и Хорезмской областях Узбекской ССР, Туркменской ССР, небольшие группы имеются в Казахской ССР. Несколько тысяч К. живут в Афганистане. К. говорят на каракалпакском языке. Верующие исповедуют ислам. В антропологическом типе К. установлено наличие двух пластов ≈ европеоидного, связанного с местным степным населением эпохи бронзы и античного времени, и монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7≈2 вв. до н. э. у южных берегов Аральского моря. В период с конца 2 в. н. э. ≈ 4 в. н. э. в приаральские степи нахлынули с В. и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6≈8 вв.≈ тюрки. К этому времени сложились раннесредневековые народы Приаралья печенеги и огузы, в среде которых в 8≈10 вв. началось формирование К. В начале 10 в. часть печенегов ушла на З., в южно-русской степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «чёрными клобуками» (от тюрк. каракалпак ≈ чёрная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом восточная часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе кыпчакского родоплем. союза засвидетельствовано источниками племя кара-боркли ≈ этноним, идентичный названию К. В 14≈15 вв. на этногенез К. существенное влияние оказали связи К. с ногайцами. В конце 16 в. К. уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием. К. вели полуоседлый образ жизни, сочетали ирригационное земледелие со скотоводством (особенно крупный рогатый скот) и рыболовством. Общественный строй в 19 ≈ начале 20 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных и некоторыми элементами капиталистических отношений. Сохранялись родоплеменная структура и пережитки родовых отношений в хозяйственной, общественной и семейной жизни. В культуре К. прослеживаются многовековые связи с народами Восточной Европы, Приуралья и Средней Азии. В условиях советского строя К. прошли путь некапиталистического развития, создали свою государственность и сформировались в социалистическую нацию. См. Каракалпакская АССР.

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); Толстов С. П., К вопросу о происхождении каракалпакского народа, в кн.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, в. 2, М. ≈ Л., 1947; Жданко Т. А., Очерки исторической этнографий каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX ≈ начале XX вв., М. ≈ Л., 1950; Толстова Л. С., Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX ≈ начале XX в., Нукус ≈ Таш., 1963; Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1, Таш., 1964; Нурмухамедов М. К., Жданко Т. А., Камалов С. К., Каракалпаки. Краткий очерк истории с древнейших времен до наших дней, Таш., 1971.

Каракалпаки, нация, основное население Каракалпакской АССР. Общая численность в СССР 236 тыс. чел. (1970, перепись). Из них 218 тыс. живут в Каракалпакской АССР, остальные - в Ферганской и Хорезмской областях Узбекской ССР, Туркменской ССР, небольшие группы имеются в Казахской ССР. Несколько тысяч К. живут в Афганистане. К. говорят на каракалпакском языке . Верующие исповедуют ислам. В антропологическом типе К. установлено наличие двух пластов - европеоидного, связанного с местным степным населением эпохи бронзы и античного времени, и монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7-2 вв. до н. э. у южных берегов Аральского моря. В период с конца 2 в. н. э. - 4 в. н. э. в приаральские степи нахлынули с В. и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6-8 вв.- тюрки. К этому времени сложились раннесредневековые народы Приаралья печенеги и огузы, в среде которых в 8-10 вв. началось формирование К. В начале 10 в. часть печенегов ушла на З., в южно-русской степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «чёрными клобуками» (от тюрк. каракалпак - чёрная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом восточная часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе кыпчакского родоплем. союза засвидетельствовано источниками племя кара-боркли - этноним, идентичный названию К. В 14-15 вв. на этногенез К. существенное влияние оказали связи К. с ногайцами. В конце 16 в. К. уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием. К. вели полуоседлый образ жизни, сочетали ирригационное земледелие со скотоводством (особенно крупный рогатый скот) и рыболовством. Общественный строй в 19 - начале 20 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных и некоторыми элементами капиталистических отношений. Сохранялись родоплеменная структура и пережитки родовых отношений в хозяйственной, общественной и семейной жизни. В культуре К. прослеживаются многовековые связи с народами Восточной Европы, Приуралья и Средней Азии. В условиях советского строя К. прошли путь некапиталистического развития, создали свою государственность и сформировались в социалистическую нацию. См. Каракалпакская АССР .

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); Толстов С. П., К вопросу о происхождении каракалпакского народа, в кн.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, в. 2, М. - Л., 1947; Жданко Т. А., Очерки исторической этнографий каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX - начале XX вв., М. - Л., 1950; Толстова Л. С., Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX - начале XX в., Нукус - Таш., 1963; Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1, Таш., 1964; Нурмухамедов М. К., Жданко Т. А., Камалов С. К., Каракалпаки. Краткий очерк истории с древнейших времен до наших дней, Таш., 1971.

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...